ENG

1 – 7 августа: Медведев под ударом

Еженедельный анализ политической повестки

Медийная атака на председателя правительства Дмитрия Медведева, проблемы политических партий с «ядерным» электоратом, завершение конфликта в Севастополе, а также приговор бывшему мэру Ярославля Евгению Урлашову стали главными темами недели во внутренней политике.

По итогам июля власть незначительно укрепила свою поддержку среди населения. По данным проведенного 30-31 июля Фондом «Общественное мнение» опроса, электоральный рейтинг Владимира Путина поднялся до отметки в 65%. За рамки статистической погрешности – 1% – не вышел и рост количества граждан, положительно оценивающих деятельность Медведева на посту премьер-министра. 48% респондентов считают, что глава правительства работает на своем посту хорошо – против 32%, полагающих, что премьер справляется со своей работой плохо.
Можно предположить, что на рейтингах власти положительно сказались последние кадровые решения Кремля, которые сфокусировали СМИ на повестке президента и сформировали определенный энтузиазм вокруг перестановок в государственном аппарате на федеральном и региональном уровнях. Однако в целом следует признать, что эффект от этих перестановок пока остается мало заметным.

Наиболее заметно по итогам июля поправила свои позиции «Единая Россия». Падение электорального рейтинга партии власти, продолжавшееся на протяжении всего месяца, остановилось. По данным ФОМ, рейтинг единороссов прибавил три пункта и составляет 47%. Позитивную динамику демонстрирует и «Справедливая Россия». За партию выражают готовность проголосовать уже 8% респондентов. В то же время КПРФ и ЛДПР ушли в негативную зону. Электоральный рейтинг коммунистов упал до 9%. Партию Жириновского на выборах готовы поддержать 8%, что на 2% ниже предыдущего результата.

На первый взгляд, рост поддержки единороссов и эсеров можно объяснить работой партий в регионах в рамках избирательной кампании. Действительно, социологи фиксируют повышение заметности активности «Единой России» для избирателей до 17%. Однако аналогичный показатель для «Справедливой России» составил всего 5%. Для сравнения, деятельность ЛДПР замечают 7% респондентов ФОМ, КПРФ – всего 4% опрошенных. Деятельность других политических партий остается фактически незаметной.

Поэтому скорее можно говорить о том, что общий низкий темп кампании играет в пользу парламентской «четверки». Партии удовлетворяются минимальным количеством федеральных информационных поводов и не ведут активной агитации. В то время как «Единая Россия» сделала ставку на низкую явку, оппозиционные партии рассчитывают на последние четыре недели кампании, когда избиратели постепенно начнут возвращаться из летних отпусков. В результате, имея минимальное политическое предложение в информационном поле, избиратель по инерции отдает предпочтение знакомым политическим брендам. Следует иметь в виду, что эта ситуация может измениться к концу августа, когда социологические замеры покажут реакцию избирателей на первые волны агитационной кампании.

Центральным событием недели стало обсуждение возможной отставки премьер-министра Дмитрия Медведева. Как и ожидалось, правительство оказывается главным объектом информационных атак в рамках парламентской кампании. Если главной и наиболее удобной жертвой «негатива» в кампании 2011 года была партия власти, то в кампании 2016 года «слабым звеном» является правительство и его председатель. Против кабинета министров играет и усиление ожиданий вокруг дальнейших кадровых перестановок во власти.

Кампания стартовала в начале недели, следом за вбросом в Financial Times информации об отставке Медведева после парламентской кампании. Новым триггером для критики стала публичная ошибка премьера – его высказывание о зарплатах учителей и преподавателей. Негативная реакция на слова главы правительства в социальных сетях привела к созданию петиции в адрес президента с требованием отставки Медведева. Призыв к отставке набрал за два дня более 200 000 подписей. Обращает внимание, что большую роль в распространении петиции сыграли сами СМИ, в том числе лояльные, когда количество подписей был еще невелико. Именно внимание СМИ к инициативе способствовало привлечению новых подписей и тиражированию петиции.

Кремль постарался минимизировать негативные последствия атаки на правительство и купировать распространение темы в медийном поле. Жесткая критика кабмина может снизить управляемость парламентской кампании. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал разговоры об отставке кабинета министров «гаданием на кофейной гуще» и «постоянной спекуляцией». Относительно петиции с требованием отставки Медведева Песков сказал, что «это не требует какой-то реакции». На защиту правительства были мобилизованы и лояльные эксперты.

В кампании против правительства и персонально Медведева могут быть заинтересованы как оппоненты «Единой России», так и конкуренты премьера в правящей элите. Критика кабинета министров, подстегиваемая экономическим кризисом и слабой пиар-стратегией самого правительства, оказывается более эффективна для ослабления позиций партии власти, чем прямая атака на единороссов. Кроме того, кампания против правительства может быть прочитана элитами как ослабление поддержки «Единой России» и Медведева со стороны президента и как сигнал о вероятной будущей отставке. Следует учитывать и то, что атаки на Медведева могут быть следствием нарастания конкуренции элит в контексте приближения президентских выборов в 2018 году. Противники премьера намеренно завышают ожидания о скорой перестройке исполнительной власти и представляют парламентские выборы как кампанию без права на ошибку для Медведева, результаты которой будут иметь решающий характер для оценки его эффективности со стороны президента Путина.

В контексте атаки на премьера в настоящий момент усиливаются позиции системных либералов и силового блока. Так, наиболее вероятными кандидатами на пост премьера называются глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, первый вице-премьер Игорь Шувалов и глава Администрации президента Сергей Иванов. В пользу системных либералов играют и рассуждения о наиболее вероятных кандидатах на выбывание из состава правительства. Чаще всего называются министры социального блока, а в качестве причины их возможной отставки указывается препятствование проведению структурных реформ и оптимизации бюджетных расходов. Кадровые назначения силовиков в государственный аппарат в свою очередь намекают на то, что возможным преемником Медведева может оказаться представитель силовой группировки во власти.

Политические партии столкнулись с рисками потери контакта со своей целевой аудиторией. Публичные ошибки Медведева и намерение главы «Справедливой России» Сергея Миронова провести рэп-дебаты можно квалифицировать как признак наличия проблем у партий в работе со своим «ядерным» электоратом. Партии делают ставку на универсализацию месседжа, пытаясь охватить как можно больше избирателей, однако в итоге они ослабляют контакт со своей целевой аудиторией, что особенно заметно в случае с «Единой Россией». Зависимые от бюджета категории избирателей составляют основу поддержки власти. Ошибочный выбор риторики в контакте с этой частью аудитории не только негативно влияет на имидж премьера, но и может оказать демобилизующий эффект на провластный электорат.

С этой же проблемой сталкивается и Сергей Миронов, делающий ставку на форматы, плохо подходящие для работы с целевой аудиторией партии. С проблемой чрезмерной универсализации месседжа сталкивается и «Партия роста». К противоречию между правым уклоном партии и социально-ориентированной риторикой Оксаны Дмитриевой добавились расхождения в официальной позиции партии и взглядах Ирины Хакамады относительно Крыма. На неделе председатель «Партии роста» Борис Титов был вынужден комментировать слова Хакамады об аннексии полуострова.

Учитывая инерционный сценарий кампании, партиям стоило бы сосредоточить усилия на работе с целевой аудиторией, а не пытаться охватить как можно больше категорий избирателей. Ставка на низкую явку повышает значение участия «ядерного» электората в избирательной кампании. Однако наличие очевидных коммуникативных проблем с этим электоратом может оказать непредсказуемое влияние на итоговую явку. Уделяя недостаточное внимание работе с целевой аудиторией и размывая собственные месседжи, партии рискуют снизить мотивацию своих сторонников к участию в голосовании 18 сентября. Особенно сильно это может ударить по оппозиции, результаты которой в сравнении с партией власти гораздо больше зависят от способности мобилизовать своих сторонников.

В условиях низкой явки «Единая Россия» также не может себе позволить разбрасываться голосами лояльных избирателей. Высказывания Медведева, которые отражают оценку правительством ограниченности бюджетных ресурсов, могут оттолкнуть бюджетников от участия в выборах или сыграют на пользу левой оппозиции. «Справедливая Россия» и КПРФ в своей риторике играют на патерналистских настроениях граждан и могут привлечь на свою сторону часть электората единороссов.

Кроме того, ошибки в коммуникации с целевой аудиторией могут повысить риски протестного голосования, как это было в кампании 2011 года. В случае снижения мотивации к участию в выборах у провластных избирателей голоса критически настроенного по отношению к власти электората будут более заметны.

Отставка Сергея Меняйло поставила точку в противостоянии между губернатором и экс-спикером заксобрания Алексеем Чалым. Завершение конфликта в Севастополе было преподнесено как пример эффективности кадровой политики президента. Начало работы нового главы Севастополя Дмитрия Овсянникова подается в контексте преодоления противоречий между исполнительной и законодательной властью в городе. Вопрос прямых выборов губернатора, ставший символом борьбы Чалого и Меняйло, не уходит из повестки, однако теряет свою остроту. Овсянников заявил, что считает «возможным обсуждать внесение изменений в устав города для учета мнения граждан» и в случае принятия решения о прямых выборах будет к ним готов.

Отставка Меняйло повышает политический вес Чалого. При разрешении кризиса в Севастополе Кремль мог пойти на перевод обоих участников конфликта на позиции за пределами Севастополя, чтобы не допустить обсуждения проигрыша одного из игроков. Отставке губернатора могло сопутствовать назначение экс-спикера на позицию на федеральном уровне, отдаляющее его от политического процесса в Севастополе. В текущей ситуации уход Меняйло будет трактоваться как победа Чалого в противостоянии с губернатором. Позиции экс-спикера могут быть усилены и возвращением в правительство Севастополя его сторонников. Овсянников заявил о готовности рассматривать кандидатуры из команды Чалого при формировании администрации. Речь, в частности, идет о бывшем вице-губернаторе Игоре Шаповалове, курировавшем приоритетные проекты развития города. Шаповалов был единственным напрямую ассоциированным с экс-спикером высокопоставленным чиновником в администрации города, и лишился своего поста в апреле 2016 года по ходу разрастания конфликта между Чалым и Меняйло.

В то же время власть сигнализирует Чалому о необходимости возвращения в рамки системной работы. На встрече врио губернатора с депутатами заксобрания прозвучало предложение депутатам определиться с должностью председателя Законодательного Собрания и либо вновь назначить Чалого, либо утвердить на этом посту исполняющую обязанности спикера Екатерину Алтабаеву. В ответ на отставку Меняйло Кремль ожидает от экс-спикера большей управляемости и готовности соблюдать общие правила игры.

Приговор бывшему мэру Ярославля Евгению Урлашову был использован для усиления антикоррупционной повестки власти. После отставки губернатора Ярославской области Сергея Ястребова СМИ обращали внимание на возможное смягчение позиции в отношении Урлашова. Арест бывшего мэра Ярославля интерпретировался в контексте противоречий региональных элит, баланс в которых с уходом Ястребова должен был измениться. В пользу смягчения возможного приговора также указывалось на выпадение дела Урлашова из общего контекста конкуренции силовиков. Арест бывшего мэра был проведен по инициативе ГУЭБиПК МВД при генерал-лейтенанте Денисе Сугробове. С того момента Сугробов сам оказался фигурантом уголовного дела, а МВД отдалилось от борьбы с конкурентами среди силовых ведомств.

Итоговый приговор оказался одним из самых жестких из аналогичных решений в отношении попавшихся на коррупции градоначальников. Урлашов получил 12,5 лет в колонии строгого режима. Решение суда подается как пример бескомпромиссного курса Кремля на борьбу с коррупцией и взяточничеством. Приговор интерпретировался как сигнал чиновникам о недопустимости использования коррупционных схем и как указание самим фигурантам дел на необходимость сотрудничества со следствием.

Либеральная оппозиция пыталась использовать дело Урлашова для критики Кремля, подчеркивая политическую подоплеку процесса и напоминая, что в поддержку бывшего мэра выступал Борис Немцов. Однако приговор Урлашову скорее играет против оппозиции, нежели дает ей повод для атаки на власть. Наряду с бывшим губернатором Кировской области Никитой Белых Урлашов был одним из немногих крупных чиновников, ассоциируемых с либеральной оппозицией. Жесткий приговор подводит окончательную черту под историей успеха экс-мэра Ярославля. Казус Урлашова в контексте дела Белых будет использоваться в качестве примера неспособности представителей либеральной оппозиции удержаться во власти, а коррупционная составляющая наносит удар по имиджу противников Кремля.

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

Фото: Правительство РФ

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы