ENG

11-17 января: рейтинги начали движение вниз

Еженедельный анализ политической повестки

Первая рабочая неделя нового года прошла под знаком очередной порции негативных новостей в экономике и коррекции рейтингов власти.

В течение недели впервые с 2004 года цена на российскую нефть марки Urals опускалась ниже $30 за баррель. Напомним, российский бюджет на 2016 год сверстан исходя из среднегодовой стоимости нефти в $50 за баррель. В конце прошлого года власти констатировали, что у них нет планов развития экономики при столь низких ценах на основной товар российского экспорта. Согласно прошлогодним заявлениям Минфина, сохранение цены на нефть на уровне $40 за баррель приведет к пересмотру бюджета и к полному исчерпанию Резервного фонда к концу года. В итоге сначала Reuters сообщил, что российское правительство готовится к сокращению бюджета на 10%. Затем министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что до конца первого квартала будут представлены предложения по корректировке федерального бюджета на 2016 год. Возможность пересмотра бюджета в предвыборный год вынужден был признать и глава правительства Дмитрий Медведев. Выступая на Гайдаровском форуме, премьер призвал подготовиться к «худшему сценарию». На встрече с членами правительства президент Владимир Путин также заявил, что все ведомства должны быть готовыми «к любому развитию ситуации, иметь сценарий развития российской экономики на любой вариант».

Экономический кризис постепенно начинает сказываться на рейтингах власти. Поддержка «Единой России» и правительства постепенно откатывается к показателям начала 2014 года, то есть к «докрымским» уровням. В первом после праздников опросе Фонд «Общественное мнение» зафиксировал падение рейтинга «Единой России» на три процентных пункта – с 54 до 51%. Так низко рейтинг партии власти не опускался со второго квартала 2014 года. Рейтинг КПРФ, в свою очередь, вырос до максимального значения с 2013 года – 10%. Число респондентов, безусловно доверяющих «Единой России», опустилось до 15% – вновь минимум с 2014 года, а число безусловно не доверяющих выросло до 11% – максимум со второго квартала 2014 года. Одновременно наметился рост негативных оценок деятельности правительства и премьера Медведева. Рекордные с первого квартала 2014 года 28% респондентов заявили, что Медведев работает на своем посту плохо. 25% опрошенных за последний месяц стали меньше доверять Медведеву. При этом электоральный рейтинг президента Путина остается неизменным и составляет 74%. Однако в оценках деятельности президента также наблюдается негативная динамика. Число тех, кто за последний месяц стал меньше доверять Путину, выросло до 14% – максимума с первого квартала 2014 года. Следует отметить, что другие показатели свидетельствуют о нарастающей апатии в обществе. Граждане погружаются в собственные проблемы и проявляют все меньше энтузиазма как в отношении самой власти, так и ее оппонентов. Так, количество готовых участвовать в митингах в поддержку власти упало с 9 до 4%. При этом сократилось и число тех, кто готов протестовать против власти, – до 3%.

На фоне ухудшения ситуации в экономике и снижения социального самочувствия граждан внутриполитический блок Кремля приступил к формированию ожиданий относительно неизбежной коррекции рейтингов власти в 2016 году. Объектом круговой обороны среди провластных экспертов становится посткрымский рейтинг президента Путина. Близкие к Кремлю политологи публично признают, что проблемы в экономике приведут к росту протестного движения в год выборов. Однако, с их точки зрения, социальные протесты не трансформируются в политические, и кризис не скажется серьезно на популярности главы государства. Экономический кризис граждане якобы не связывают с деятельностью главы государства. Поэтому рейтинг Путина сохранится вокруг текущих значений, в результате чего он сможет комфортно переизбраться в 2018 году. Инструментом защиты рейтинга президента должна стать канализация протеста в недовольство региональными и местными властями, некоторыми федеральными чиновниками, и в снижение результатов «Единой России» на предстоящих парламентских выборах. При этом не уточняется, каковы пределы приемлемого для Кремля падения рейтингов и, соответственно, снижения результатов партии власти на парламентских выборах. В целом в основании этой кампании лежит предпосылка, что ситуация в экономике наладится быстрее, чем кризис начнет негативно сказываться на популярности президента. Кроме того, умалчивается сценарий «эффекта бумеранга» – когда падение рейтингов правительства, партии и региональных властей, а также потеря мандатов ЕР на выборах приведет к снижению поддержки главы государства и всего политического режима.

В период праздников радикальные оппоненты власти развернули информационную атаку на президента Путина. Частью этой кампании стало подведение итогов его шестнадцатилетнего правления. В рамках кампании, в частности, предметом обсуждения стала инициатива о люстрации и уголовном преследовании членов правящей верхушки и чиновников. Кроме того, на основании текущих экономических показателей оппоненты Путина попытались представить последнее десятилетие его правления как практически потерянное для развития экономики («потерянные нулевые»). Антипутинская атака имеет целью не только делегитимацию парламентских выборов 2016 года и президентских выборов 2018 года. Ее главной целью является формирование напряжения среди ориентированных на Запад представителей элиты. Радикалы сигнализируют, что лучшей инвестицией в будущее для них сейчас является постепенное дистанцирование от Кремля и президента. Вместе с тем эта атака уводит оппозицию от текущей повестки и мешает выстроить позитивный месседж в парламентской кампании. Путин, напротив, вызывая огонь на себя, может воспользоваться этой возможностью, чтобы защитить другие, пока более слабые политические фигуры, которым предстоит войти в игру на стороне власти.

«Единая Россия» продолжает готовиться к избирательной кампании в инерционном режиме. Партия власти делает ставку на проведение масштабных внутрипартийных мероприятий. В данный момент избирателю предлагается голосовать за ЕР не потому, что у нее есть конкурентный и привлекательный набор месседжей о развитии страны, а на основании оценки ее успехов в партстроительстве – развития внутрипартийной демократии и конкуренции. Стало известно, что в ближайшее время единороссы проведут серию тематических форумов, в которых может принять участие лидер партии Медведев. При этом ОНФ и партия власти разделят между собой регионы для проведения своих мероприятий, чтобы охватить агитацией как можно больше субъектов. Однако, как показывает опыт подобных мероприятий, «Единая Россия» отдает приоритет формату, а не содержанию. Форумы имеют целью мобилизацию регионального партийного актива, а не популяризацию программных сообщений. Тем более что программа партии, как ожидается, станет известна только к июньскому съезду. В результате в ситуации нарастания политической апатии среди населения электоральный эффект от таких форумов рискует оказаться минимальным.

Как проявление нарастания конкуренции внутри правящей элиты следует расценивать «вбросы» о возможном участии в парламентских выборах Сергея Шойгу и Бориса Грызлова. Эта информация имеет несколько бенефициаров. Во-первых, она может быть выгодна оппонентам Шойгу и Грызлова из бывшей ОВР, которые тем самым стремятся продемонстрировать, что министр обороны и представитель президента в Контактной группе слишком много времени уделяют публичной политике. Во-вторых, среди интересантов нельзя исключить партийных аппаратчиков и сторонников «старой партийной элиты», которые потеряли свое влияние после установления Неверовым контроля над партией. В-третьих, это может быть выгодно самой «Единой России», так и не нашедшей новых сильных ньюсмейкеров взамен отстраненных от партии «тяжеловесов». В-четвертых, «вброс» выгоден противникам премьера Медведева, который потребовал от всех кандидатов на места в списке независимо от статуса пройти через процедуру предварительного голосования. Премьеру демонстрируют, что он не сможет справиться с избирательной кампанией без тяжеловесов. Наконец, следует учитывать и то, что в Кремле действительно разрабатываются варианты серьезного усиления избирательной кампании «Единой России» в период экономического кризиса.

Важным событием недели стало продолжение конфликта в Севастополе между спикером горсовета Алексеем Чалым и губернатором Сергеем Меняйло. По сообщениям СМИ, после встречи с первым замглавы Администрации президента Вячеславом Володиным Чалый отказался уходить в объявленную в конце прошлого года отставку. Кремль не может допустить неконтролируемый уход Чалого в федеральную политику в период парламентской кампании. Это стало бы признанием провала кураторов внутренней политики и непропорционально усилило бы позиции Чалого в Севастополе. Центру приходится договариваться с мятежным спикером, даже если он действует не по правилам, вовлекая в свое противостояние с губернатором протестные группы. Не может федеральный центр согласиться и с отставкой Меняйло, которая стала бы признанием провала всей «постукраинской» конструкции власти в городе. В итоге внутриполитическому блоку Кремля остается пока работать на сохранение «тандема» Меняйло-Чалый.

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

фото: сайт партии «Единая Россия»

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы