ENG

12 – 18 декабря: Консерваторы формируют коалицию

Еженедельный анализ политической повестки

По итогам недели популярность власти оставалась стабильной. Электоральный рейтинг президента Владимира Путина не изменился и составил 66% (данные ФОМ). 46% считают, что премьер-министр Медведев работает на своем посту хорошо (на 1% больше, чем неделю назад), 36% – плохо. В то же время электоральный рейтинг «Единой России» вновь опустился ниже психологической отметки в 50% – до 48%. Отсутствие позитивной динамики в популярности единороссов можно объяснить тем, что после парламентских выборов партия власти практически исчезла из информационной повестки, частично уступив место собственной фракции. Партийные медиаресурсы были перенаправлены на Государственную Думу и ее новое руководство, в результате чего «Единая Россия» вынуждена была временно уйти в тень.

Уровень позитива в общественных настроениях остается для власти чрезвычайно комфортным. В конце года Фонд «Общественное мнение» фиксирует у россиян рекордный скачок оптимизма и высоких ожиданий от будущего года. 45% респондентов полагают, что 2017 год лично для них будет лучше, чем предыдущий. Это максимальный показатель с декабря 2000 года, то есть с первого срока президента Путина. Для сравнения, в декабре 2015 года таких было только 25%. При этом число тех, кто считает, что следующий год для них будет хуже, сократилось до 10% (в прошлом году таких было 18%). 39% респондентов выразили уверенность, что 2017 год для России будет лучше – вновь максимальный показатель с декабря 2000 года. 32% россиян ожидают, что экономическая ситуация в стране в следующем году улучшится (максимум с декабря 2009 года). 17% ожидают снижения уровня коррупции, а 21% – повышения качества жизни (максимальное значение за 5 лет).

Такую перемену в настроениях по сравнению с предыдущим годом можно объяснить двумя причинами. Во-первых, несмотря на то, что экономика продолжает находиться в состоянии стагнации, прогнозируемого многими углубления кризиса не произошло. Тот факт, что за год не стало хуже, учитывая высокое давление на Россию извне, россияне воспринимают как позитивный знак и видят в этом надежду на то, что в следующем году их благосостояние начнет расти. Во-вторых, граждане связывают высокие ожидания с улучшением внешнеполитических условий для России в 2017 году и с началом восстановления отношений с Западом. Большинство населения полагает, что самый сложный период позади, страна с достоинством выстояла в конфронтации и налаживание отношений с США и ЕС неизбежно приведет к улучшению жизни. Власти придется найти способы удовлетворения этого запроса. Очевидной проблемой для нее пока представляется то, что все эти запросы – результат работы пропагандистской машины, обоснованный тактическими соображениями.

Изменение характера ожиданий граждан может свидетельствовать о завершении двухлетнего цикла посткрымской патриотической мобилизации. Россияне все больше внимания обращают на собственное благосостояние и ждут от власти не внешнеполитических побед, а результатов в экономике и в социальной сфере. Согласно данным «Левада-центра», в ноябре 33% респондентов заявили, что собственное материальное благополучие для них важнее государственного строя. В прошлом году такое мнение высказывали 27%, а в марте 2014 года, после присоединения Крыма, – 22%. На этом фоне социологи отмечают увеличение числа сторонников России как страны «с рыночной экономикой, демократическим устройством, соблюдением прав человека, подобным странам Запада, но со своим собственным укладом». В ноябре 33% опрошенных согласились с этим мнением. При этом всего 16% полагают, что Россия должна быть государством с «совершенно особым устройством и особым путем развития». Это близко к цифрам 2002 года – 14%. Год назад так считало 24%.

Все эти позитивные для власти данные были несколько омрачены скандалом, в центре которого оказался один из представителей большой тройки поллстеров. 13 декабря был опубликован опрос «Левада-центра», в соответствии с которым отношение россиян к президенту Путину неожиданно ухудшилось. Об этом заявили 29% респондентов. Также на 10% сократилось число тех, кто считает, что президент «успешно и достойно справляется с решением проблем». Эти цифры активно тиражировались СМИ, задавая негативный контекст для фактически стартовавшей президентской кампании. При этом в том же исследовании говорилось, что рейтинг одобрения президента в ноябре оставался на уровне 86%, а позитивные оценки отношения к власти находятся на уровне 2008 года.

В Кремле, естественно, не стали спешить с реакцией на эти цифры. Ответ был дан провластными социологами. 15 декабря контролируемый государством ВЦИОМ опубликовал результаты собственного исследования, где одобрение работы президента выросло на три пункта. В ноябре он составлял 83%, а в декабре – уже 86%. Доверие к главе государства также увеличилось с 56% в ноябре до 59,2% в декабре. Рейтинг одобрения Государственной Думы вырос с 47,7% в ноябре до 52,1% в декабре, Совета Федерации – с 46,6 до 50,5% соответственно.

После нескольких дней бурной реакции, совпавшей с объявлением о готовности баллотироваться в президенты со стороны оппозиционера Алексея Навального, в конце недели «Левада-центр» принес извинение, сообщив, что в их рейтингах была допущена техническая ошибка. Отношение к президенту Путину ухудшилось лишь у 14% россиян, а не 29%, как говорилось ранее. Учитывая чувствительность данной темы для власти, в СМИ появилась версия, что поллстер «откорректировал» свои данные либо в результате давления Кремля, либо пойдя на сделку с Администрацией президента в обмен на исключение из реестра иностранных агентов в будущем. Однако нет оснований для того, чтобы не верить объяснению социологов. Во-первых, подобный «обмен» невозможно скрыть и его следует признать неравноценным – под вопрос поставлен профессиональный уровень работы поллстера как минимум в части проверки публикуемых данных. Обвинения в искусственном характере ошибки в расчете на этот самый «обмен» являются проявлением «патологической конспирологии». Во-вторых, изменение отношения к главе государства за столь короткий промежуток времени в отсутствии каких-либо существенных поводов действительно выглядело слишком резким и необъяснимым. Так что реакция поллстера вряд ли имеет политическое обоснование. Однако следует признать, что в таком виде она может усилить негативное отношение к достоверности опросов как в обществе, так и во власти.

Центральным событием недели во внутренней политике стало продолжение кампании консерваторов во власти против «Ельцин-центра». Среди других событий недели можно выделить разрешение конфликта между внутриполитическим блоком Кремля и руководством Госдумы, ежегодное интервью премьер-министра телеканалам, объявление главы ФБК Алексея Навального о своем решении баллотироваться на пост президента России, а также начало процесса по изменению правил формирования нового состава Общественной палаты РФ.

В правящей элите ускоренно дооформляется новая консервативная коалиция, которая предъявляет претензии на определение идеологии власти

Показателем ее веса стала атака на «Ельцин-центр», которая продолжилась на этой неделе. К ней публично подключился важный статусный игрок – министр культуры Владимир Мединский. В понедельник, в день Конституции министр опубликовал статью «Битва при Ельцине»: как нам учить уроки собственной истории». Мединский подверг критике транслируемый в музее первого президента видеоролик, в котором, по мнению министра, российская история до Бориса Ельцина изображается «как череда бессмыслицы и беспросветности». По словам главы Минкульта, «Ельцин-центр» вырезал «у России вообще всю историю», «потому что она не соответствует чьим-то догмам о какой-то «европейской цивилизации». Напомним, 9 декабря Никита Михалков, ссылаясь на ролик, заявил, что деятельность «Ельцин-центра» «разрушает национальное самосознание детей». Первым обратил внимание на ролик ведущий Владимир Соловьев 22 ноября. Участие Мединского в кампании быстро остановил премьер-министр Медведев. В итоговом интервью он подчеркнул, что все министры должны быть «аккуратными и сдержанными» в своих заявлениях, чтобы их слова не воспринимались как окрик со стороны государства. Мединский «дал задний ход» и сообщил, что не участвует в дискуссии вокруг «Ельцин-центра». Однако другие участники кампании были не столь отходчивы – в субботу, 17 декабря Михалков впервые посетил «Ельцин-центр» и назвал музей «информационным курганом языческого характера».

За атакой на «Ельцин-центр» стоит негомогенная по своему составу коалиция консерваторов разного статуса и влияния, которые ситуативно объединились вокруг этой темы, но при этом создают инфраструктуру, предназначенную для упрочения своего влияния на президента и на государственную идеологию, а также с прицелом на долгосрочную борьбу за власть. В нее входят кинорежиссер Никита Михалков, обладающий большим влиянием на кадровую политику власти в сфере культуры, министр культуры Владимир Мединский, при назначении которого Михалков сыграл важную роль, спикер Госдумы и бывший куратор внутренней политики Вячеслав Володин, контрагенты которого участвовали в медиакампании против «Ельцин-центра» и который выступает в качестве менеджера патриотической инфраструктуры, министр образования Ольга Васильева, которая поддерживает тесные отношения с Володиным, несколько депутатом Госдумы, консервативная часть руководства РПЦ, которую связывают с ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре епископом Тихоном (Шевкуновым), и другие.

Коалиция начала формироваться в результате так называемого «консервативного поворота власти во внутренней политике», который произошел во время третьего президентского срока Путина. Ее участники время от времени объединялись вокруг различных тем и проектов. В частности, многие из них вместе работали в рамках проекта «Россия – моя история» – серии исторических выставок, которые проходили по всей стране и интерпретировали российскую историю с патриотических позиций. Однако ряд событий (как календарных – приближающиеся президентские выборы, годовщина различных исторических событий, требующая идеологического сопровождения; так и аппаратных – приход Сергея Кириенко в АП, потеря Володиным контроля над внутренней политикой) ускоряют консолидацию консерваторов, формируя на базе этой ситуативной коалиции полноценный политический лагерь.

Консервативная часть правящей элиты выражает сильное беспокойство тем, что президент может пойти на определенную корректировку курса во внутренней политике, сократив количество преференций для игроков на патриотическом поле, чтобы не допустить сужение своей электоральной базы во время кампании 2018 года. Также она обеспокоена неопределенностью относительно перспектив финансирования общественно-политических проектов патриотической направленности, которые были запущены в период третьего срока. В этом смысле целью кампании против «Ельцин-центра» является обозначение для других игроков ряда границ, от которых консерваторы отступать не планируют. Они считают, что идеология власти должна оставаться патриотической так, как они ее себе представляют. Кроме того, консерваторы претендуют на присвоение политики власти периода третьего срока и хотят оказывать влияние на кадровые решения, особенно на назначения, затрагивающие гуманитарную и образовательную сферы. Долгосрочная цель консерваторов – либо сохранение определяющего влияния на формирование идеологии, либо избрание своего кандидата преемником президента Путина. Однако вокруг достижения последней цели единство между ними затруднительно. Некоторые консерваторы находятся в тесных отношениях с премьером Дмитрием Медведевым. Другие, как, например, Володин, считают премьера свои главным конкурентом в борьбе за власть.

Пока консерваторы расширяют линейку собственных патриотических проектов, сетевой характер которых становится уже очевидным. 12 декабря в Музее современной истории России открылась экспозиция, посвященная истории современности, в которой представлен новейший период российской истории – от перестройки до наших дней. На открытие пришли министр культуры Мединский и министр образования Васильева. Пост директора музея занимает Ирина Великанова, бывший депутат Московской городской Думы от партии власти. В 2014 году по протекции Володина она возглавила музей, а в 2016 году стала членом Генерального совета «Единой России». На базе Музея современной истории России проходят лекции общества «Знание». Председатель общества – член центрального штаба ОНФ и депутат Госдумы Любовь Духанина. Общество разработало цикл патриотических лекций, которые будут читаться в регионах. Для этого формируется не только московская, но и региональная сеть. Свое задачей общество видит, в том числе, «трансляцию государственной идеологии». Основной акцент будет сделан на 100-летие революции в 2017 году. «Знание» сможет играть роль зонтичной структуры для патриотических проектов консерваторов. Широкая региональная сеть общества и вовлечение в нее широкого круга лидеров общественного мнения и статусных фигур в регионах позволит быстро перестроить «Знание» под решение политических задач, если возникнет такая необходимость. В результате, если на Старой площади не появится своего публичного видения патриотизма, механизмов встраивания патриотической группировки в президентскую кампанию и лояльных проектов, консерваторы могут получить эксклюзивное влияние в этой сфере.

Вместе с тем следует отметить, что для власти в кампании вокруг «Ельцин-центра» есть свои очевидные плюсы. Предметом дискуссии стали, например, не роль Сталина или Брежнева в российской истории, даты рождения которых как раз приходятся на декабрь, а противопоставление эпохи президента Ельцина и продолжающейся путинской эпохи. Последнее выигрышно для власти, поскольку большинство населения продолжает негативно относиться к периоду правления первого президента. В этом смысле организованная консерваторами кампания в очередной раз подчеркивает сильные стороны действующей власти на контрасте с девяностыми, оживляя связанные с ними негативные коннотации.

Первый заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко выиграл первый раунд противостояния с председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным

Внутриполитический блок Кремля следует признать победителем в ставшем публичным аппаратном конфликте со спикером Госдумы. Появившиеся некоторое время назад сообщения о запрете Володиным сотрудникам профильного департамента по взаимодействию с Федеральным собранием и политическими партиями АП посещать заседания Совета Думы, на котором формируется законодательная повестка парламента, а также присутствовать на пленарных заседаниях не могли быть оставлены без реакции. Хотя эта информация «утекла» не из аппарата Володина, она слишком хорошо укладывалась в активно разворачиваемую им кампанию по «повышению роли Думы в политсистеме и самого спикера в Думе». Именно так ее трактовали в окружении самого Володина. Назначенный же по протекции Володина заместителем начальника Управления по внутренней политики вместо опытного Радия Хабирова Сергей Смирнов оказался не только не в состоянии разрешить эту ситуацию, но и продемонстрировал максимальную лояльность спикеру, а не своему новому руководству. Между тем, выполнение сотрудниками АП решения спикера полностью противоречило тем задачам, которые ставятся перед их подразделением и могло парализовать его работу.

В итоге конфликт разрешил руководитель УВП Андрей Ярин, который отстоял прерогативы Администрации президента в отношениях с парламентом. Чиновникам вернули доступ на Совет нижней палаты и в президентскую ложу в зале заседаний Госдумы. Смирнов был вынужден написать заявление об отставке. Показательно, что, по сообщениям, СМИ, новым местом работы бывшего куратора парламента может стать министерство образования (в позиции заместителя министра), которое возглавляет лояльная Володину Ольга Васильева.

Развернувшееся в СМИ обсуждение специфики этого конфликта как институционального не оставляло возможностей для АП уклониться от решения. Однако Кириенко решил отказаться от публичных компенсаций и добился пересмотра решения в нужной ему части аппаратными методами. В таком противостоянии важно не получить обвинений в непропорциональности ответа и чрезмерной публичности. Показательно, что обслуживающие Володина эксперты заняли групповую оборону, твердя о нежелательности «конфликта внутри элиты». Все это служит еще одним подтверждением того, что группировка Володина будет стремиться всеми силами расширить собственное влияние и ресурсы под лозунгом «не нарушать правила игры».

После сообщений о восстановлении паритета между Старой площадью и Охотным рядом Володин предпринял контрудар. Он заверил депутатов, что сохраняет карт-бланш на увеличение своей персональной власти и расширение полномочий парламента. Спикер сначала встретился с фракцией «Единой России», на которой сообщил, что текущие изменения в регламенте (ужесточение дисциплины, контроль за посещаемостью, введение штрафов за прогулы, введение трех пленарных недель подряд) останутся в силе как минимум год. Затем провел брифинг с журналистами, рассказав о конкретных мерах, направленных на усиление позиций нижней палаты, чтобы склонить на свою сторону СМИ. Председатель нижней палаты сообщил, что в Госдуме будет создана специальная рабочая группа, которая подготовит изменения в регламент. В частности, новый регламент должен позволить отсекать некачественные законопроекты на ранней стадии. Володин дал понять, что будет сводить к минимуму контакты депутатов с Администрацией президента, чтобы избежать внесения Кремлем законопроектов напрямую, минуя созданные им структуры в нижней палате. По мнению спикера, для взаимодействия со Старой площадью по законодательным вопросам вполне достаточно формата комиссии по законотворчеству, которая проходит еженедельно по понедельникам под руководством главы АП. Спикер не стал скрывать, что хочет монополизировать контакты депутатов Госдумы с чиновниками.

Одновременно окружение Володина поддерживает в СМИ информационную кампанию, смысл которой – показать, что в отношениях с правительством спикеру удалось навязать свои правила игры. Интересно, что группа депутатов Госдумы внесла законопроект, согласно которому правительство обязано представлять в парламент проекты нормативно-правовых актов еще до принятия самого закона – «при рассмотрении проекта федерального закона в третьем чтении». При этом речь идет только о законах с отложенным сроком вступления в силу. Обычно кабинет министров утверждает подзаконные акты после поддержки таких законов Госдумой и Советом Федерации и после подписания его президентом.

Володин и его пул экспертов преподнесли эту инициативу как доказательство усиления роли парламента в отношениях с правительством. Однако следует отметить, что на стадии третьего чтения законопроект формально рассматривается парламентом, поправок в него уже не вносится, и его не отклоняют. Теоретически, если подзаконные акты не будут подготовлены правительством (в соответствии с законом, который еще должен быть принят), закон может отклонить Совет Федерации. Но в данном случае все равно изменяется лишь отдельный порядок законодательного процесса, который никак не влияет на полномочия нижней палаты. Тем более речь не идет о том, что Госдума получает больше свободы действий в законотворчестве. С помощью этой инициативы спикер сигнализирует Кремлю, что ему удалось договориться с Белым Домом. Дальнейшая судьба этого законопроекта будет показательной для оценки будущей роли спикера в системе власти. Если она будет заблокирована аппаратными методами, можно будет сделать вывод, что АП и правительство не готовы давать Володину лишнего пространства для пиара даже в таких непринципиальных вопросах. С другой стороны, кураторы внутренней политики хорошо понимают, что игнорирование позиции Думы для чиновников должно быть чревато. Министерства и ведомства давно уже относятся к парламенту с пренебрежением. Однако для того, чтобы вернуть нижней палате необходимый авторитет, нет необходимости множить новые законы и регламенты. Для этого вполне достаточно сигнала от главы правительства.

Между тем Володин теряет свои позиции в структурах власти и общественных организациях. Так, Александр Бречалов, которого близкие к спикеру Госдумы эксперты активно раскручивали в 2015 году как самого перспективного политика России, заявил, что не планирует оставаться секретарем Общественной палаты в следующем созыве. Полномочия ОП истекают в 2017 году, а решение о назначении секретаря принимается президентом. Не исключено, что уход Бречалова с поста руководителя ОП был условием со стороны Старой площади сохранения за ним должности сопредседателя Центрального штаба ОНФ. Также до конца декабря должен быть назначен новый руководитель Федерального агентства по делам молодежи, которое формально подчиняется правительству, но курируется внутриполитическим блоком Кремля. В данный момент исполняющим обязанности руководителя ведомства является Алексей Паламарчук. До этого он занимал пост заместителя главы Росмолодежи Сергея Поспелова, который перешел на должность заместителя руководителя аппарата нижней палаты парламента после перехода Володина в Думу. По сообщениям СМИ, внутриполитический блок Кремля решил сменить Паламарчука. В частности, среди претендентов на пост руководителя агентства называется заместитель полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Михаил Ведерников, который раньше работал в Администрации президента под началом Володина и является ставленником заместителя руководителя УВП Тимура Прокопенко. Если Ведерников получит назначение, это будет показателем того, что Прокопенко имеет шансы сохранить за собой кураторство молодежной политики в команде Кириенко. Если же назначение не состоится и пост получит другой кандидат, можно будет сделать вывод о потери влияния знаковым представителем володинской команды в УВП. Кроме того, в конце недели появились слухи о том, что заместителем руководителя Управления по внутренней политике станет Александр Харичев. Он будет курировать региональные выборы. В 2016 году за региональные и федеральные выборы отвечал Прокопенко.

В течение следующего года внутриполитическому блоку Кремля предстоит решить задачу по восстановлению нарушенного баланса во взаимодействии со спикером. Старая площадь, очевидно, будет прикладывать усилия, чтобы не доводить ситуацию до открытого конфликта. В противном случае уже у президента могут возникнуть резонные вопросы относительно эффективности своих политических менеджеров. Со своей стороны, Володину, наоборот, более выгодно опубличивать свои разногласия с Администрацией президента, наглядно доказывая тем самым изменение роли спикера нижней палаты в вертикали российской власти. Важным сигналом о том, как будут дальше выстраиваться отношения руководства Госдумы и внутриполитического блока Кремля, станет назначение нового куратора парламента. Сильный менеджер на этой должности может серьезно изменить аппаратную ситуацию в пользу Кириенко.

Володин идет на сознательный риск, постоянно играя на обострение и вынуждая тем самым разные группировки в АП консолидироваться против себя. Однако причина этой игры вполне понятна – у спикера, шесть предыдущих лет находящегося в тени, недостаточно публичного веса, и он хочет любыми способами и как можно быстрее его набрать.

В повестке власти важным событием недели было участие председателя правительства в традиционном формате - «Разговоре с Дмитрием Медведевым»

15 декабря премьер подвел итоги работы кабинета министров за год. По стилистике и содержанию интервью Медведева было похоже на выступления президента Путина. Премьер-министр показал свою большую погруженность в хозяйственные вопросы, свободно оперировал различными цифрами и фактами, сведя к минимуму политические высказывания. Однако интервью не вызвало большого интереса у публики. Наибольшее внимание привлекли именно политические темы – негативная реакция Медведева на участие министра культуры Владимира Мединского в кампании против «Ельцин-центра», а также его ответ на выдвижение Алексея Навального в президенты (уже после интервью премьер заявил, что «никак» не относится к различным предвыборным заявлениям, которые делают сейчас потенциальные кандидаты).

Уникальный формат разговора, сохранившийся со времен его президентского срока, уверенность и спокойствие премьера, его дистанция от политических вопросов и острых оценок должны были подтвердить – Медведев как минимум остается безальтернативным кандидатом на пост премьера после 2018 года (в случае выдвижения Путина на следующий президентский срок). Сейчас это для него особенно важно, поскольку в ходе стартовавшего первого этапа президентской кампании ряд аппаратных игроков начали усиливать критику премьера в расчете на его смену. Нельзя исключить, что их расчеты обоснованы – Путин уже дважды действовал похожим образом для перезагрузки повестки (2004 год – замена Касьянова на Фрадкова, 2007 год – замена Фрадкова на Зубкова). На фоне подвешенного объявления об участии Путина в президентских выборах власти важно не засвидетельствовать (по крайней мере, до необходимого срока), что сложившийся тандем президента и премьера может быть разрушен либо до, либо после выборов главы государства. В правительстве Медведев не смог добиться больших успехов, но и серьезных претензий к его работе тоже не накопилось. После перехода на работу в правительство он хорошо освоился с ролью премьера-хозяйственника, пожертвовав своим стилем либерала периода президентства и приблизившись к более сбалансированному и технократическому путинскому стилю. Задача Медведева на должности главы кабинета состояла в соблюдении статус-кво, и за время премьерства он пока не допустил ни одной политической ошибки. Поэтому как максимум он также остается и главным фаворитом в разворачивающейся гонке преемников действующего президента.

Алексей Навальный объявил о намерении баллотироваться в президенты

Более чем за год и три месяца до выборов главы государства неформальный лидер радикальной несистемной оппозиции дал старт своей президентской кампании. Политик открыл предвыборный сайт и начал сбор средств на избирательную кампанию. Для участия в ней ему потребуется собрать 300 тысяч подписей и избежать повторного приговора по делу «Кировлеса», которое находится в стадии рассмотрения. Навальный также заявил о своих претензиях стать единым кандидатом от оппозиции и призвал для этого провести праймериз. Навального планирует поддержать бывший олигарх Михаил Ходорковский.

Власть пока спокойно реагирует на решение главы Фонда борьбы с коррупцией. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле «никак» не относятся к факту выдвижения. Однако впоследствии в СМИ появились сообщения со ссылкой на анонимные источники во власти, что Кремль доволен заявлением оппозиционера, поскольку его участие поможет легитимировать результат выборов. После выдвижения Навального о своем желании баллотироваться в президенты объявили несколько персонажей, среди которых наиболее известен находящийся в СИЗО бизнесмен Сергей Полонский.

Версия о том, что участие Навального в президентской гонке выгодно власти, стала доминирующей в информационном поле. В пользу нее свидетельствовало то, что Кремль не стал развертывать масштабную контркампанию, ограничившись традиционными ТВ-форматами. Это подтверждает практически единогласное игнорирование темы ньюйсмейкерами власти, в том числе депутатами Госдумы от «Единой России». Также высказывалось соображение, что фальстарт избирательной кампании со стороны кандидатов второго и третьего порядка выгоден власти, чтобы подогреть интерес к будущим выборам и компенсировать дефицит внутриполитической повестки. При этом отсутствие «высокой» реакции призвано ограничить интерес к кандидату в рамках его электорального «гетто».

Ранний старт избирательной кампании позволяет Навальному решить две задачи. Во-первых, в случае получения нового приговора по делу «Кировлеса» он сможет заработать очки от этой истории. Обвинительный приговор получит не бывший кандидат в мэры Москвы, а кандидат в президенты России, которого таким способом решили остановить власти. Навальный подтвердит свой имидж самого опасного врага Кремля, с которым последний не рискует вступать в открытое противостояние. Во-вторых, Навальный переиграл Михаила Касьянова, который до отмены приговора по делу «Кировлеса» Верховным судом планировал занять место единого кандидата от оппозиции. В пятницу, 16 декабря сторонники Бориса Немцова во главе с Ильей Яшиным вышли из партии ПАРНАС. Теперь они смогут с большой долей вероятности принять участие в избирательной кампании главы ФБК. Своим последующим заявлением Касьянов фактически исключил себя из президентской гонки. Он заявил, что ПАРНАС поддержит того кандидата в президенты, который даст обещание провести конституционную реформу и уйти в отставку через два года. Очевидно, что Навальный не нуждается в поддержке Касьянова и будет максимально дистанцироваться от бывшего премьера, партия которого фактически развалилась.

В то же время Навальный не решил проблему Явлинского, который давно объявил о своих планах баллотироваться в президенты и занять место единого кандидата от либералов. Отказ лидера «Яблока» от участия в кампании и символическое объединение либералов придало бы дополнительный импульс кампании главы ФБК. К тому же у «Яблока» есть разветвленная региональная инфраструктура, которая могла бы помочь лидеру ФБК собрать подписи и проводить агитацию. При этом следует учитывать, что в регионах она часто сильно зависима от местных властей, и потому многие региональные отделения будут саботировать поддержку Навального, если допустить, что Явлинский примет такое решение. В любом случае конфликты на либеральном фланге будут создавать негативный фон для кампании главы ФБК. Наиболее вероятным сейчас остается сценарий, при котором Явлинский не откажется от своих президентских амбиций и будет баллотироваться. К этому его, в частности, будет подталкивать Кремль, которому выгодно выдвижение как можно большего количества кандидатов, чтобы у избирателя не создавалось впечатление о единственной альтернативе власти. Не исключено появление и других кандидатов от несистемных сил, которые могут составить конкуренцию Навальному, например, Дмитрия Гудкова.

Хорошим тестом для амбиций Навального станет кампания по муниципальным выборам в Москве, которая запланирована на сентябрь 2017 года. Политику будет трудно дистанцироваться от этих выборов, в результате которых могут быть созданы условия для выдвижения оппозиционного кандидата на выборах мэра Москвы в 2018 году. Навальный сможет проверить мобилизационные возможности своей электоральной инфраструктуры в том случае, если судебный приговор раньше не поставит точку на его президентских амбициях. Для власти это противостояние также станет хорошим полигоном накануне перехода президентской кампании в активную фазу. Возможное поражение кандидатов от оппозиции может быть использовано как доказательство маргинальности кандидатуры главы ФБК и, наоборот, силы системных партий в столице. Наоборот, успех оппозиции на муниципальных выборах, прежде всего формирование пула муниципальных депутатов, достаточного для того, чтобы гарантировать участие кандидата от оппозиции в выборах мэра, может привлечь к Навальному больше сторонников в регионах и обеспечить его кампании серьезный энтузиазм.

Кремль начал готовиться к переизбранию Общественной палаты

В 2017 году будет сформирован новый состав Общественной палаты РФ. Президент может определить своих кандидатов уже зимой. На неделе в Госдуму был внесен законопроект, меняющий процедуру формирования ОП. В случае его принятия Палата возвращается к тем правилам формирования, которые действовали с первого по четвертый состав. Так, депутаты предлагают отказаться от Интернет-голосования. В 2014 году голосование в Интернете привело к многочисленным скандалам, связанным с тем, что политтехнологи власти «накручивали» голосование в пользу нужных им кандидатов. Показательно, что возвращение к старым правилам поддержал действующий секретарь ОП Александр Бречалов, который также заявил о своих планах отказаться от своей должности в новом составе.

Председатель Госдумы одобрил изменение правил формирования ОП, возможно, в обмен на какие-то уступки во взаимодействии со Старой площадью, о которых станет известно впоследствии. В свою очередь, в СМИ появились допущения, что команда Сергея Кириенко имеет серьезные планы по изменению имиджа ОП. Ранее Общественная палата лишилась последних признаков независимого арбитра, например, участием своих членов в таком политическом мероприятии, как праймериз «Единой России». Новый состав Палаты может пополниться известными активистами и пользующимися реальным авторитетом лидерами общественного мнения. Таким образом ОП попробует частично уравновесить Государственную Думу, которая предстает как монолитный государственный институт и внутри которого в нынешней партийной конфигурации невозможна дискуссия и конкуренция. Не исключена и особая роль Палаты в разыгрывании начальной драматургии президентской гонки. Доказательством этой версии будет то, кто войдет в число членов ОП в новом составе, а также то, кто займет место секретаря Палаты. Речь идет в первую очередь о предварительной кампании перед выборами, поскольку к моменту начала полномочий нового состава президентские выборы уже будут подходить к своей завершающей стадии и включаться в них будет уже поздно.

Фото: Госдума РФ

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы