ENG

13 – 19 февраля. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Встреча в «нормандском формате» на уровне глав МИД, заседание Контактной группы, признание Россией документов ДНР-ЛНР, а также изменение публичной позиции Вашингтона в отношении России определяли на неделе повестку урегулирования конфликта в Донбассе.

Переговоры министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины не принесли сколько-нибудь существенных прорывов. Участники не обсуждали проблемы политического урегулирования и поддержали те договоренности, которые были достигнуты в рамках Контактной группы накануне. Стороны должны завершить отвод тяжелых вооружений и вернуться к режиму прекращения огня до 20 февраля.

Однако, учитывая накопленный опыт срывов всех предыдущих перемирий и заинтересованности украинской стороны в поддержании нестабильности на линии соприкосновения, шансы исполнения этого решения следует признать невысокими. В силу отсутствия согласия по поводу того, как преодолеть текущие противоречия относительно политического урегулирования конфликта, есть риск того, что «четверка», как и Контактная группа, сосредоточится исключительно на решении точечных вопросов конфликта, не продвигаясь в выполнении пунктов минского Комплекса мер.

Между тем Россия резко повысила ставки в процессе переговоров, признав выдаваемые ДНР и ЛНР документы. Несмотря на то, что решение носит временный характер и де-факто уравнивает в правах жителей республик с другими гражданами Украины на территории Российской Федерации, Кремль показывает свою решимость предпринимать дальнейшие шаги в направлении создания условий для признания самоопределения Донбасса. Данный сигнал направлен непосредственно Украине, Германии и Франции с целью ускорения поиска решения по выходу из текущего тупика в мирном процессе.

Находясь под мощным давлением внутри страны со стороны медиа, внешнеполитического истеблишмента и разведывательного сообщества, новая американская администрация вынуждена менять публичную позицию в отношении России и Украины. Следует выделить заявления вице-президента Майка Пенса на Мюнхенской конференции по безопасности, которые говорят об отказе Вашингтона отвязывать антироссийские санкции от имплементации Минских соглашений. Соединенные Штаты пока не выражают готовности активно включиться в мирный процесс, как и подвергнуть решительной ревизии политику предыдущей администрации Обамы.

Кроме того, если в конце прошлого и в начале этого года возникали весомые сомнения относительно устойчивости консенсуса вокруг дальнейшей пролонгации санкций в Евросоюзе и Соединенных Штатах, сейчас все более вероятным сценарием становится продолжение этой политики. Не следует исключать и риски того, что администрация Трампа попытается в новом году, прежде чем начинать обстоятельный диалог или после провала шагов в этом направлении, усилить давление на Россию.

 

Процесс урегулирования

Главы МИД «нормандской четверки» не стали обсуждать политическое урегулирование конфликта. 18 января состоялась первая в новом году встреча в «нормандском формате». Главы МИД России, Германии, Франции и Украины провели переговоры в Мюнхене на полях международной конференции по безопасности. Накануне участники занижали ожидания от результатов встречи. Украинская сторона объявила, что будет придерживаться тех же предложений по «дорожной карте», которые были озвучены на последней встрече министров иностранных дел «четверки» в Берлине 19 октября 2016 года. Киев также планировал поднять вопрос о доступе представителей Красного креста к пленным.

В итоге министры сосредоточились на обсуждении ситуации в сфере безопасности, а также гуманитарных и экономических проблем. Вопросы политического урегулирования остались за скобками встречи глав МИД. Участники договорились, что политические директора продолжат консультации в ближайшее время по «дорожной карте». После этого министры соберутся вновь для обсуждения политического направления процесса урегулирования.

Главы МИД поддержали достигнутую в рамках Контактной группы договоренность с 20 февраля прекратить огонь и отвести тяжелые вооружения. Они пришли к пониманию, что без соблюдения режима тишины и отвода тяжелых вооружений в настоящий момент невозможен переход к политическому урегулированию. «Все стороны согласились придерживаться договоренностей Минской группы, которая согласовала режим прекращения огня и то, что должно быть убрано тяжелое оружие, а также о том, чтобы дать возможность миссии ОБСЕ осуществлять контроль, где это оружие находится, а также контроль за режимом тишины», - заявил по итогам глава МИД Германии Зигмар Габриэль. Министры поддержали присутствие сотрудников Международного Комитета Красного Креста при обмене пленными. По настоянию России, главы МИД настоятельно призвали прекратить блокаду Донбасса, поскольку она наносит ущерб обеим сторонам конфликта.

По словам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, новая встреча в «нормандском формате» может состояться через 5-6 недель в зависимости от продвижения в переговорах. Однако никакого подтверждения от других участников четверки данный анонс не получил.

Причиной нерассмотрения политических вопросов стали сохраняющиеся противоречия внутри «четверки» относительно общей траектории мирного урегулирования конфликта. Завершение отвода тяжелых вооружений в соответствии с Минскими соглашениями после февральской эскалации в Донбассе и попытки вернуться к соблюдению режима прекращения огня, напротив, составляют повестку, в которой стороны находят точки соприкосновения. В то же время нельзя не отметить, что у международных гарантов мирного процесса нет даже приблизительного общего понимания, как выйти из этого тупика, в котором находится имплементация Минских соглашений. Мирный процесс застыл на первом пункте минского Комплекса мер. Такая ситуация лишь повышает риски повторения тех событий, которые произошли в начале февраля в Авдеевке. С другой стороны, очевидно, что Россия теряет терпение и начинает искать способы подтолкнуть Киев к продвижению в выполнении политических пунктов соглашений. В ближайшие недели большую роль сыграет то, насколько успешной окажется имплементация договоренностей по безопасности в рамках Контактной группы.

 

Контактная группа

15 февраля в Минске состоялось заседание Контактной группы. Главным результатом встречи стала договоренность об отводе вооружений от линии соприкосновения в Донбассе до 20 февраля, которая была выработана в подгруппе по безопасности и одобрена Контактной группой. Также был поставлен вопрос об отводе сил и средств в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина). Представители республик призвали «задействовать все возможные механизмы, чтобы достичь деэскалации ситуации на линии соприкосновения». На стороны оказывал давление фактор предстоящей встречи министров иностранных дел «четверки». Однако, кроме сферы безопасности, участники переговоров занимались в основном решением рутинных вопросов и не смогли достигнуть какого-либо прорыва.

Работа политической подгруппы была в очередной раз заблокирована украинской стороной. Киев систематически отказывается обсуждать имплементацию «формулы Штайнмайера» с представителями ДНР и ЛНР. С помощью такой тактики Украина стремится исключить республики из переговорного процесса. Напомним, согласно договоренности «нормандской четверки», украинские власти должны подготовить свой проект постоянного законодательства об особом статусе. Однако в рамках подгруппы украинские переговорщики ссылаются на то, что то, как будет применяться «формула» на практике, сначала должна определить «нормандская четверка». Только после этого она будет вынесена на рассмотрение в Минске. При этом если в Контактной группе вариант «четверки» не будет одобрен представителями ДНР и ЛНР, он будет вновь возвращен в «нормандский формат». По мнению республик, украинская сторона таким образом создает «замкнутый круг», затягивая переговорный процесс на неопределенный срок. Кроме того, Киев в очередной раз озвучил свои условия проведения местных выборов в Донбассе и обсуждения особого статуса, которые все вместе находятся в противоречии с текстом минского Комплекса мер, – полное прекращение огня, вывод тяжелых видов вооружений и воинских формирований с территории Украины, решение вопроса границы.

В рамках экономической подгруппы обсуждалась тема водоснабжения Луганской области. Представители Киева признали, что механизм поставок воды на неподконтрольные территории работает, включая погашение задолженности. С начала января от ЛНР поступило уже 20 миллионов гривен. Представители ДНР по итогам работы подгруппы сообщили, что на переговорах были определены приоритетные направления работы. При этом они выразили надежду на «конструктивное обсуждение наиболее критических вопросов». Также республики поставили вопрос об освобождении железнодорожных путей, которые заблокировали бывшие бойцы добробатов. Грызлов выразил надежду, что эти призывы республик будут услышаны украинской стороной.

В гуманитарной подгруппе украинская сторона выступила с просьбой привлечь международные организации для оказания помощи в обмене пленными. По итогам переговоров было согласовано решение обратиться к Мониторинговой миссии ООН по правам человека, чтобы она взяла на себя посреднические функции в процедуре верификации отказов граждан, которые после обмена не хотят возвращаться на территории республик. Украинская сторона также предлагает привлечь к процессу верификации Международный Комитет Красного Креста. Представители ДНР сообщили, что в рамках подгруппы продолжается активная работа по актуализации списков пленных. Накануне украинские официальные лица сигнализировали, что готовы к любым компромиссам ради освобождения своих людей.

По итогам работы Контактной группы полномочный представитель ДНР в Контактной группе Денис Пушилин выступил с инициативой договариваться об отводе не только тяжелой техники, но и боевых подразделений. «Чтобы говорить о полноценном мире, необходимо разводить не только технику, но и подразделения. Но украинская сторона еще не заинтересована в полной деэскалации конфликта», - сказал Пушилин. Со своей стороны, полномочный представитель России Борис Грызлов напомнил о необходимости выполнения украинской стороной своих политических обязательств. «Опыт последних месяцев убедительно доказал: обеспечить некую «абсолютную безопасность», не создавая параллельно условий для строительства стабильной мирной жизни, невозможно», - сказал Грызлов.

Представители республик подвергли критике работу координаторов ОБСЕ в переговорах. Донецк и Луганск полагают, что организация не всегда справляется с ролью независимого посредника и часто идет на поводу и украинской стороны. Представитель ЛНР в политической подгруппе Родион Мирошник заявил, что «заинтересованность ОБСЕ нас не всегда устраивает». Он посетовал на то, что отдельные координаторы ОБСЕ посещают Киев, но не Донецк и Луганск, несмотря на неоднократные приглашения. В связи с этим они плохо представляют себе ситуацию на месте. Представитель ДНР в политической подгруппе Наталья Никонорова подчеркнула, что ОБСЕ до сих пор не ввело регламента на переговорах подгрупп и в Контактной группы по причине противодействия Киева. При этом в руководстве организации по ведению переговоров прописана необходимость фиксации позиций сторон.

Следующая встреча Контактной группы запланирована на 1 марта.

 

Политические вопросы

Накануне встречи в «нормандском формате» представители украинской власти еще раз дали понять, что Киев не пойдет на компромисс по политическому урегулированию. Украинская сторона требует выполнения пункта 10 минского Комплекса мер («Вывод всех иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп») в первоочередном порядке. В интерпретации Киева он означает полную димилитаризацию ДНР и ЛНР, что является неприемлемым для республик. 13 февраля спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что «даже теоретические разговоры о выборах на Донбассе невозможны, пока в Украине присутствуют военные РФ». Спикер добавил, что в настоящий момент в Верховной Раде нет никаких законопроектов, касающихся местных выборов в Донбассе. По его мнению, власть сейчас должна сосредоточиться на продлении международных санкций и выводе «российских войск» с территории Украины.

Между тем европейские гаранты мирного процесса сигнализируют, что не готовы оказывать давление на Украину с целью ускорения мирного процесса. Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, канцлер Германии Ангела Меркель констатировала отсутствие условий для политического урегулирования конфликта. Она сделала акцент на ситуации в сфере безопасности. «Если нет перемирия, которое длится хотя бы пять дней, мы не можем переходить к политическим шагам», - сказал канцлер. В то же время Меркель напомнила, что Киев взял на себя обязательство начать параллельно политический процесс, не пояснив, однако, что именно украинская сторона должна предпринять в данный момент. Несмотря на критику со стороны России, которая полагает, что стратегия Германии и Франции ведет минский процесс в тупик, позиция немецкой стороны остается прежней. На словах Германия привержена принципу параллельности в имплементации Минских соглашений, когда политические пункты и пункты по безопасности выполняются одновременно в согласованной «четверкой» последовательности. Однако на практике Германия, как и Франция, не готовы оказывать давление на Киев, чтобы следовать по этому пути. Они рассматривают сопротивление Киева как результат отсутствия взаимопонимания и доверия между Украиной и Россией. Поэтому Берлин ожидает, когда Москва и Киев придут к общему знаменателю в выполнении Минских соглашений.

 

Вопросы безопасности

На неделе украинская армия продолжила сближение с позициями ополченцев в некоторых районах на линии соприкосновения. 13 февраля ВСУ сообщили о занятии позиций возле стратегической дороги, которая ведет в Ясиноватую (Донецкая область, ДНР). 16 февраля ЛНР вновь заявило о своей готовности провести разведение сил и средств в районе Станицы Луганской. Однако этот запрос остался без ответа украинской стороны.

В целом договоренности в сфере безопасности, достигнутые на заседании Контактной группы 1 февраля, работают не полностью. 16 февраля первый заместитель главы миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг констатировал улучшение ситуации в Донбассе. Наблюдатели стали фиксировать меньше нарушений режима прекращения огня. По словам Хуга, уровень насилия в Донбассе вернулся к «аномальной норме», которая была характерна для последних 17 недель. Тем не менее он подчеркнул, что соглашение о прекращении огня, заключенное 1 февраля, не работает. Кроме того, наблюдатели ОБСЕ так и не смогли приступить к верификации отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Хуг обвинил обе стороны в том, что они не предоставили информацию об этих вооружениях и не обеспечили безопасный и свободный доступ наблюдателям, несмотря на данные в Контактной группе обещания.

Во второй половине недели осложнилась обстановка в районе Авдеевки. 17 февраля начальник Генерального штаба Украины Виктор Муженко признал обострение ситуации в зоне конфликта. Он отметил увеличение количества минометных обстрелов, обстрелов из пушек и применение танков. В этот же день заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин сообщил, что за прошедшую неделю ВСУ 6 249 раз обстреливали позиции ДНР. Он также перечислил случаи использования украинскими силовиками тяжелых вооружений, которые должны быть отведены в соответствии с Минскими соглашениями. 18 февраля Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер рассказал, что на линии соприкосновения планируется создание 20 зон безопасности. Это потребует увеличить численность наблюдателей до 1000 человек.

Ранее, 15 февраля гуманитарный координатор ООН в Украине Нил Уокер допустил возможность новой эскалации в Донбассе. По его словам, нет никакой уверенности в том, что нынешнее относительное затишье будет продолжительным. Уокер рассказал, что во время последней эскалации в районе Авдеевки было зарегистрировано около 40 тысяч случаев нарушения режима прекращения огня, чего не наблюдалось со времени боев в районе Дебальцево. «Я думаю, очень важно понимать, что это не просто перестрелки. Это боевые действия...», - сказал он. В качестве факторов эскалации координатор ООН указал на факты опасного сближения дистанции между противоборствующими сторонами, а также наращивания тяжелых вооружений. Он также предупредил об опасности загрязнения окружающей среды, приведя в качестве примера обстрелы завода по производству фенола и Донецкой фильтровальной станции.

Украинские официальные лица допускают введение военного положения. Данный шаг Киева будет рассмотрен в республиках как легитимация подготовки к полномасштабному наступлению ВСУ. 13 февраля спикер Верховной Рады Андрей Парубий сообщил, что военное положение, если с такой инициативой выступит президент, должно вводиться на всей территории страны, а не только в Донбассе. При этом он уточнил, что Верховная Рада поддержит такое решение президента в случае массированной атаки.

 

Гуманитарные вопросы

С помощью признания документов ЛНР и ДНР Россия резко повышает ставки в конфликте между Украиной и Донбассом. 18 февраля президент России Владимир Путин подписал Указ, в соответствии с которым на территории РФ признаются документы, выданные гражданам Украины и лицам без гражданства в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Российские власти подчеркивают, что данная мера носит временный и прежде всего гуманитарный характер. Указ действует до политического урегулирования ситуации на востоке Украины и направлен на облегчение жизни мирных граждан, которые стали заложниками конфликта.

Реакция Украины и Запада была предсказуемо негативной. Информация об Указе появилась во время встречи глав МИД «нормандской четверки». Президент Порошенко назвал признание документов очередным доказательством «и российской оккупации, и нарушения Россией норм международного права». Министр иностранных дел Украины Климкин заявил, что Указ противоречит Минским соглашениям и направлен на «сознательную эскалацию ситуации на Донбассе». Один из лидеров «партии войны», экс-премьер Арсений Яценюк приравнял решение России к выходу из Минских соглашений. Посольство США в Киеве сообщило, что «признание Россией документов сепаратистских «республик» тревожно и противоречит согласованным целям Минска».

Гуманитарный смысл этого решения очевиден. Жители неподконтрольных Киеву территорий, как правило, не имеют возможности получить украинские документы (паспорта, свидетельства о рождении, права, автомобильные номера и дипломы). Конфликт длится уже третий год, и за это время накопилось достаточное количество граждан, которые имеют документы, выданные республиками. Признание этих документов Россией предоставляет жителям ДНР и ЛНР те же права, что и украинским гражданам. Юридически Российская Федерация также продолжит их рассматривать как украинских граждан. В то же время у Указа президента Путина есть и свои политические смыслы. Россия дает четкий сигнал «четверке», что продолжит поддерживать республики в ситуации непрекращающегося конфликта. Кроме того, в том случае, если Киев и дальше будет блокировать мирный процесс, а Париж и Берлин будут закрывать глаза на принятую украинской стороной стратегию саботажа, Россия будет расширять процесс легализации ДНР и ЛНР и создавать все больше условий, которые в будущем могут привести к признанию их государственного суверенитета.

Украинская сторона назвала число удерживаемых лиц, которые находятся в республиках. 13 февраля представитель Украины в гуманитарной рабочей подгруппе Контактной группы Ирина Геращенко сообщила, что в ДНР и ЛНР находится 109 человек. Из этого списка в данный момент, по словам украинского представителя, республики подтверждают 47 человек. В списке пропавших без вести находится еще 485 граждан Украины.

Тем временем гуманитарная ситуация в зоне конфликта остается тяжелой. Такую оценку 15 февраля дал гуманитарный координатор ООН Нил Уокер. Так, во время боевых действий только в Авдеевке были разрушены 200 домов. 17 февраля украинская сторона заявила о разрушении 327 домов в зоне АТО за две недели обстрелов. Кроме того, по оценкам ООН, на территории Украины сейчас насчитывается от 800 тысяч до миллиона внутренне перемещенных лиц. По причине того, что украинские власти не справляются с нагрузкой, примерно 200 тысяч беженцев вернулись в республики. Со своей стороны, Россия заявила о планах продолжать активную гуманитарную поддержку республик. В феврале-марте МЧС планирует направить четыре гуманитарных конвоя в Донбасс: 21 и 28 февраля, а также 16 и 23 марта. Всего за весь период конфликта Россия направила 59 гуманитарных конвоев.

 

Экономические вопросы

Украина вынуждена ввести чрезвычайное положение в энергетике из-за блокады Донбасса. Длительное бездействие украинских властей в отношении блокады ДНР и ЛНР, организованной бывшими участниками АТО, поставила украинскую энергетику на грань кризиса. В зону риска попало 30% производства энергии, которая вырабатывается с помощью угля. 10 февраля антрацит из республик перестал поступать на предприятия украинской энергетики и металлургии. В результате 15 февраля кабинету министров Украины пришлось принять распоряжение «О применении временных чрезвычайных мер на рынке электроэнергии».

Чрезвычайное положение предусматривает введение режима экономии в пиковые часы и применение веерных отключений света в случае необходимости. Отключения могут затронуть семь областей – Киевскую, Харьковскую, Днепропетровскую, Черниговскую, Запорожскую, Сумскую и Черкасскую. Премьер-министр Владимир Гройсман пообещал, что отключения будут происходить только в крайних случаях. По оценкам украинских властей, при введении чрезвычайного положения антрацита должно хватить на 40 суток. Как сообщил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, в случае продолжения блокады в ближайшее время проблема может быть решена только за счет импорта электроэнергии из России или поставок российского газа на газомазутные блоки электростанций. Министр отметил, что Украине потребуется 2-2,5 года, чтобы решить проблему зависимости от поставок антрацита из ДНР и ЛНР. Премьер-министр Гройсман назвал более пессимистические цифры. Для отказа от угля и перевода на газ мощностей, которые зависят от поставок с неподконтрольных территорий, понадобится 3-5 лет и 15 миллиардов гривен ежегодных инвестиций. Президент Порошенко оценил возможные потери от блокады в 300 тысяч рабочих мест и в 2 миллиарда долларов валютной выручки. 16 февраля Европейский Союз призвал власти решить проблему блокады в первоочередном порядке. А 17 февраля посольство США в Киеве предложило властям и организаторам встретиться и договориться о пересечении законных товаров через линию соприкосновения. В этот же день страны «Большой семерки» обратились с заявлением, в котором обратили внимание на то, что транспортная блокада угрожает начавшемуся экономическому росту на Украине.

Украинские власти оказались в непростой ситуации. С одной стороны, энергетический кризис может нанести удар по экономике и бюджету и привести к росту недовольства со стороны населения. С другой – президент Порошенко и его окружение не могут полностью игнорировать мнение части украинских силовиков и представителей «партии войны», среди которых идея полной изоляции республик пользуется поддержкой. Так, показательно, что премьер-министр Гройсман не решился полностью осудить саму идею блокады ДНР и ЛНР. Он назвал блокаду поставок угля «преступлением», но при этом поддержал блокаду всех остальных товаров. Кроме того, применение силы против ветеранов АТО с целью прекращения блокады бросило бы тень на предстоящие на будущей неделе празднования трехлетия победы Евромайдана.

Нельзя исключать и тот вариант, что Порошенко намеренно довел ситуацию до кризиса, чтобы продемонстрировать западным партнерам силу радикальной оппозиции, которая выступает за выход из Минских соглашений. Следует отметить, что вопрос блокады относится к компетенции Совета национальной безопасности и обороны Украины, поскольку блокада происходит в зоне АТО. Поэтому ответственность за бездействие в этой ситуации лежит на президенте Порошенко и секретаре СНБО Александре Турчинове, а не на премьер-министре Гройсмане.

Пользуясь полным бездействием властей, организаторы блокады начали угрожать новыми действиями. Они назвали сообщения о дефиците угля манипуляцией и попыткой настроить граждан против активистов. 13 февраля внефракционный депутат Верховной Рады Владимир Парасюк пригрозил захватить украинские ТЭЦ в случае, если начнутся веерные отключения электростанций под предлогом нехватки угля. Блокаду поддержала заместитель председателя Верховной Рады Украины от «Самопомощи» Оксана Сыроид. Она назвала заявления правительства о снижении запасов угля «манипулятивными» и сказала, что угля гораздо больше, чем сообщается. Сыроид обвинила кабинет министров в том, что он не предпринял никаких усилий, чтобы диверсифицировать поставки угля. Депутат призвал принять специальный закон, который бы полностью запрещал торговлю с «оккупированными территориями».

Только 16 февраля, спустя почти месяц после начала блокады, Совет национальной безопасности и обороны собрался на заседание по нейтрализации угрозы энергетической безопасности страны. Президент дал ясно понять, что выступает против блокады Донбасса. Главный месседж Порошенко состоял в том, что неподконтрольные районы являются украинской землей и Украина должна получать товары со своей земли. Он обвинил активистов в том, что они «блокируют Украину» и «нашу борьбу за восстановление территориальной целостности». Порошенко подчеркнул, что «есть твердая позиция нашей команды, что исключительно политико-дипломатическим путем мы должны вернуть эти территории Украине, и совершенно другая, ошибочная позиция политиканов, которые говорят, что надо отрезать эту территорию и де-факто подарить ее». По его словам, они «защищают» украинскую металлургию от украинского же кокса, украинские семьи – от украинского тепла, украинские дома от украинского света, украинцев от рабочих мест». Заявления украинского президента можно интерпретировать и как отказ от поддержки в перспективе закона об оккупированных территориях, который распространил бы это понятие на ДНР и ЛНР и предписал бы их полную блокаду. Наконец, в преддверии визита в Мюнхен для Порошенко было важно продемонстрировать, что он борется с инициативами добробатов и предпринимает реальные шаги, чтобы вернуть контроль государства в зоне АТО.

В итоге Порошенко своим указом ввел в действие решение СНБО от 16 февраля 2017 года «О неотложных мерах по нейтрализации угроз энергетической безопасности Украины и усиления защиты критической инфраструктуры». МВД и СБУ поручается безотлагательно «принять исчерпывающие меры по обеспечению общественного порядка в районе проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях». Также силовики должны обеспечить надлежащую охрану объектов газо- и электроснабжения, транспортной инфраструктуры в районе проведения АТО на Донбассе и обеспечить достаточный уровень условий безопасности для их бесперебойного функционирования. Кроме этого, Национальной полиции, Национальной гвардии и СБУ поручено обеспечить безопасность и исключить попытки нарушения общественного порядка на объектах критической инфраструктуры. Пока эти решения не привели к коренному изменению ситуации. Более того, 17 февраля экс-командир батальона «Донбасс» Анатолий Виногродский пригрозил перекрыть последний маршрут поставок антрацита – ветку Мариуполь-Волноваха.

Одним из результатов блокады в ДНР и ЛНР стал переход безработных шахтеров в ополчение. Из-за прекращения поставок угля 13 февраля остановил работу Алчевский металлургический комбинат (Луганская область, ЛНР). 16 февраля Главное управление разведки Министерства обороны Украины обнародовало информацию, в соответствии с которой сотрудники предприятий угледобывающего комплекса в ДНР и ЛНР, лишившиеся своих рабочих мест из-за блокады, активно вступают в ряды ополчения. Если эти сообщения подтвердятся, это будет означать, что бездействие властей не только поставило Украину в непростую ситуацию в отопительный период, но и увеличило количество людей, готовых воевать против нее с оружием в руках.

Среди других событий недели следует выделить угрозы прекращения производства в республиках со стороны холдинга «Метинвест» Рината Ахметова. Напомним, на прошлой неделе ДНР и ЛНР инициировали поправки в законодательство, в соответствии с которыми украинские предприятия должны перерегистрироваться и платить налоги в республиках. Таким способом Донецк и Луганск стремятся пополнить свои государственные бюджеты. Под закон подпадали прежде всего предприятия олигарха Рината Ахметова. «Метинвест» сделал заявление, в котором предупредил, что «национализация» или перерегистрация предприятий в юрисдикции «ДНР/ЛНР» приведет к полному прекращению экспорта их продукции». Действия властей республик «неминуемо приведут к остановке предприятий и их последующему закрытию». Игра на обострение в этом вопросе представляет риски как для олигархов, так и для ДНР и ЛНР. Олигархи могут потерять свои предприятия, а власти республик, в случае национализации, не смогут экспортировать продукцию этих предприятий, основные потребители которых находятся за пределами Украины и России. Поэтому переговоры по достижению компромисса между республиками и украинскими олигархами будут иметь большое значение для обеих сторон.

 

Позиция республик

ДНР и ЛНР подкрепляют свои претензии на всю Донецкую и Луганскую область за счет расширения гуманитарной помощи. 17 февраля главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий объявили о старте программы гуманитарной помощи и экологической безопасности для жителей подконтрольных Украине районов Донбасса. В рамках гуманитарной программы республики намерены оказывать медицинские и образовательные услуги, осуществлять выплаты ветеранам, помогать разделенным семьям, проводить совместные культурные, образовательные и спортивные мероприятия с участием представителей, проживающих по обе стороны линии соприкосновения. В рамках этой программы уже созданы гуманитарные фонды по поддержке земляков.

Республики никогда не отказывались от полного суверенитета над Донецкой и Луганской областями, как и от идеи единого Донбасса. Подконтрольные Украине районы Донбасса они считают оккупированными. 17 февраля глава ДНР Захарченко назвал освобождение этих территорий «коллективной задачей». При этом он подчеркнул, что «желательно это сделать политическим путем». Россия дистанцировалась от этого заявления. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков дал понять, что высказывания Захарченко о готовности республик освободить неподконтрольные районы Донбасса военным путем находятся «не в русле минских договоренностей». В то же время инициатива лидеров ДНР и ЛНР носит не конфронтационный, а миротворческий характер. В ответ на блокаду со стороны Украины они предложили программу помощи жителям украинской части Донбасса, надеясь таким способом привлечь их на свою сторону и постепенно легитимировать свои претензии на эти районы. В условиях непрекращающейся позиционной войны шансы на то, что программа заработает в полную силу, следует признать практически равными нулю. К тому же Киев сделает все возможное, чтобы блокировать контакты представителей республик с украинской частью Донбасса. Однако лидеры ДНР и ЛНР планируют играть вдолгую и не оставляют усилий бороться за «сердца и умы» всех жителей Донбасса, рассчитывая перетянуть их на свою сторону и сделать сторонниками самоопределения. Так, главы республик обратились к жителям подконтрольных Киеву районов с призывом объединить «усилия ради выживания и мира, для борьбы с теми, кто, сидя далеко в Киеве, Брюсселе и Вашингтоне, пытаются нас поссорить, кто богатеет на войне».

Захарченко и Плотницкий предложили также свое решение проблемы экологической безопасности в Донбассе. В последнее время украинская сторона и ОБСЕ предлагали провести демилитаризацию всех жизненно важных объектов гражданской инфраструктуры в рамках линии соприкосновения, а также тех объектов, повреждение которых в ходе боевых действий может обернуться экологической катастрофой. Однако в республиках не готовы поддержать эту инициативу, поскольку опасаются, что украинская сторона воспользуется этим процессом и установит контроль над объектами после того, как их покинут ополченцы. Вместо этого лидеры ДНР и ЛНР выступили с предложением допустить своих представителей к жизненно важным объектам инфраструктуры на украинской части Донбасса. Они перечислили следующие объекты: водоотливные комплексы, действующие и закрытые шахты, Папаснянский водоканал, Лисичанский нефтеперегонный завод, предприятие «Заря» в городе Рубежное и «Азот» в городе Северодонецк, КП «Вода Донбасса», фильтровальные станции, склады с хлором, Авдеевскмй коксохимический завод, Азовсталь, Константиновский государственный химический завод, Дзержинский фенольный завод. Захарченко и Плотницкий также предложили «обеспечить возможность мониторинга объектов инженерной инфраструктуры (энерго-, водо- и газоснабжения), находящихся на подконтрольной Украине части территории Донбасса, повреждение которых может создать проблемы для граждан ДНР и ЛНР». В этих целях они настаивают на предоставлении беспрепятственного доступа гуманитарных организаций ДНР и ЛНР и рекомендованных республиками международных организаций на украинскую часть Донецкой и Луганских областей.

Предложение лидеров ДНР и ЛНР затрагивает сферу безопасности и гуманитарную сферу. Доступ инспекторов позволит снизить риски повреждения жизненно важных объектов в ходе боевых столкновений и повысит доверие республик к украинской стороне. Можно предположить, что, по замыслу Захарченко и Плотницкого, в случае согласия Киева и после первых инспекций ДНР и ЛНР обеспечат допуск на запрошенные объекты украинской стороне. Вовлечение в эту инициативу обеих сторона на паритетных началах может позитивно повлиять на ситуацию в сфере безопасности. Киев и Донецк-Луганск будут иметь в своем распоряжении мирные инструменты для контроля за поведением друг друга. Кроме того, республики с помощью проведения инспекций хотят получить доступ на территорию, подконтрольную Украине, и обозначить тем самым свое присутствие на всем Донбассе. Ответ остается за украинской стороной.

Между тем лидеры республик подтверждают ОБСЕ свою приверженность имплементации Минских соглашений и дипломатическому решению конфликта. 17 февраля состоялась встреча глав ДНР и ЛНР с представителями Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Ее детали в подробностях не известны. Участники обсудили тему «повышения эффективности выполнения Минских соглашений». По словам первого заместителя председателя Специальной мониторинговой миссии Александра Хуга, лидеры республик согласились, что «гражданское население – прежде всего». Захарченко и Плотницкий также «подчеркнули необходимость выполнения Минских соглашений».

 

Позиция Украины

Президент Порошенко использовал время до встречи глав МИД «четверки» для актуализации темы «российской угрозы» Западу. Украинский президент при этом манипулировал страхами европейских политиков перед виртуальной угрозой пересмотра президентом США параметров трансатлантических отношений. В целом конфронтационные высказывания главы украинского государства говорили о том, что Киев не планировал использовать встречу министров в Мюнхене для придания нового импульса мирному процессу. Большим риском для Порошенко является возможное отвязывание санкций США от имплементации Минских соглашений. Поэтому интерес украинской стороны сейчас сводится к получению гарантий сохранения антироссийских санкций в будущем, а также публичных обещаний новой американской администрации придерживаться курса администрации Обамы в отношении Украины и России.

Решению этих задач была посвящена поездка главы украинского государства на конференцию по международной безопасности в Мюнхене 17-18 декабря. Следует отметить, что уровень участия Порошенко в конференции заметно снизился по сравнению с двумя предыдущими годами. Президент принял участие в панельной дискуссии, которая при этом не была посвящена Украине, в пятницу – в то время как основные выступления пришлись на субботу.

В столице Баварии украинский президент в очередной раз прибег к рискованной риторике в отношении России, которая дает право Москве отказаться от переговоров с украинским президентом за одним столом и объясняет, почему Путин не ведет с ним больше телефонных переговоров. 17 февраля он сказал, что «Путин ненавидит Украину глубоко и искренне», «не видит место для Украины на политической карте Европы» и что «было бы ошибкой думать, что аппетиты России ограничены только Украиной». Украинский президент предостерег Вашингтон от заключения сделки с Кремлем. Он заявил, что «любое соглашение с Путиным за спиной Украины будет только ухудшать ситуацию» и что «любые соглашения за нашей спиной будут моментально аннулированы миллионами украинцев, которые уже доказали, что они будут бороться и воевать за свою независимость». Порошенко призвал сохранить антироссийские санкции. «Уменьшить дипломатическое давление на Россию или смягчение санкций до того, как Россия уйдет с Донбасса или Крыма, – все это будет поощрением агрессии», - сказал он. Порошенко также провел встречу с вице-президентом США Майком Пенсом. По словам украинского президента, Пенс заверил его в том, что Украина и возвращение Крыма станут одним из приоритетов новой администрации и что «никакие вопросы за спиной Украины решаться не планируются и не будут».

В Мюнхене Порошенко провел первые переговоры с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. В американском треке Киев сейчас пытается сыграть на представлении о различии взглядов между президентом Трампом и его внешнеполитической командой. Важные детали переговоров пока остаются неизвестными. Тем не менее в то время как украинский президент говорил о «российской агрессии» и «восстановлении суверенитета и территориальной целостности Украины, включая Крым, в том числе с помощью политики санкций», американский дипломат лишь «подчеркнул важность выполнения Минских договоренностей».

Итоги визита Порошенко в Мюнхен не получили позитивных оценок даже в Киеве. Украинские эксперты обратили внимание на то, что украинский президент испытывает явный дефицит тем, чтобы продолжать держать внимание европейской и американской территории. Перенос Порошенко на четверг также говорит о снижении интереса к украинской тематике. Европейцев сейчас больше волнует развитие отношений с США. Кроме того, несмотря на публичные заверения в поддержке Киева, украинская сторона пока не имеет твердых гарантий относительно продолжения политики санкций ни от европейцев в силу неопределенности исхода выборов во Франции и в Германии, ни от Соединенных Штатов в силу неопределенности дальнейшего развития отношений между Кремлем и Белым домом. Можно ожидать, что Киев будет и дальше наращивать градус противостояния с Россией и искать новые поводы для конфликта, пока эти вопросы не разрешатся в ту или иную сторону.

 

Позиция основных участников

Накануне встречи министров в заявлениях Кремля читалась потеря терпения в отношении поведения украинской стороны и готовность ужесточать свою позицию. 16 февраля президент России Владимир Путин в очередной раз подчеркнул, что причиной последней эскалации ситуации в Донбассе является стремление Киева сорвать выполнение минских договоренностей. Глава государства также обвинил украинскую сторону в ведении подрывной работы на территории России. «Цель этого обострения очевидна: сорвать Минские соглашения. Сегодняшняя власть в Украине явно не готова к мирному решению этой сложной проблемы и делает ставку на силовое решение. Более того, открыто говорит и об организации диверсионно-террористической, подрывной работы, в том числе и в России. Нас это не может не беспокоить», - сказал президент. Наступление Киева в Донбассе на линию соприкосновения и непризнание им Донецка и Луганска в качестве полноценных субъектов мирного процесса вынуждают российское руководство к более жесткой риторике в отношении украинских властей. Россия видит все меньше перспектив в переговорах с президентом Порошенко. Позиция Германии и Франции в мирном процессе является одной из причин такого пессимизма. В результате Кремль сейчас морально согласен скорее на длительную заморозку конфликта, нежели на безрезультатный поиск компромисса. Так, 18 февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия планирует сохранять свои санкции против Евросоюза также до полной имплементации Минских соглашений.

На фоне конфликта с внешнеполитическим истеблишментом и разведывательным сообществом администрация Трампа вынуждена ужесточать риторику в отношении России. После отставки советника по национальной безопасности Майкла Флинна и публикаций о контактах членов избирательного штаба президента с представителями российской разведки Белый дом находится под беспрецедентным давлением. Развитие контактов между Вашингтоном и Москвой осложняет не только внутриполитическая ситуация в США, но и кадровые проблемы в Госдепе и в аппарате Совета по национальной безопасности. Посты ключевых заместителей и ответственных за Россию и постсоветское пространство остаются вакантными. В результате американское правительство в данный момент не в состоянии сформулировать какую-либо новую стратегию в отношении конфликта в Донбассе и повестки переговоров с Россией и фактически продолжает линию администрации Обамы. Как не было этой стратегии до президентских выборов, так нет и понимания того, что вкладывать в улучшение отношений с Кремлем, сейчас. Белый дом тратит основные усилия на то, чтобы заверить своих союзников по всему миру в сохранении всех прежних обязательств. В отношении России новая администрация, напротив, начала прибегать к более жесткой риторике, чтобы избежать обвинений в слабости со стороны оппонентов внутри страны. Действительно важным сигналом следует признать заявление администрации о том, что Соединенные Штаты продолжат возлагать ответственность за имплементацию Минских соглашений на Россию.

14 февраля пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер заявил, что «Трамп дал четко понять, что ждет от России содействия в деэскалации ситуации на Украине и возвращения Крыма». На следующий день президент Трамп написал в Twitter, что Россия забрала Крым во время президентства Обамы, и задал вопрос, «был ли Обама слишком мягок к России?». В России ответили на эти заявления предсказуемо – Москва не собирается обсуждать с кем бы то ни было статус своих суверенных территорий. 15 февраля официальный спикер МИД России Мария Захарова сказала, что «мы свои территории не возвращаем» и что Крым является территорией Россией. В этот же день министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что хотя «Соединенные Штаты и альянс заинтересованы во взаимодействии с Россией», «пока мы реалистичны в наших ожиданиях и рекомендациях нашим дипломатам вести переговоры с позиции силы». Министр сообщил, что Россия и США сейчас не могут сотрудничать на военном уровне. При этом Пентагон подтвердил, что США будут в дальнейшем поддерживать укрепление военного потенциала Украины. Высказывания Мэттиса, скорее, констатировали текущий уровень российско-американских отношений. Министр дал ясно понять, что политикам предстоит найти точки соприкосновения для продолжения диалога и что Соединенные Штаты остаются в нем заинтересованными. По словам главы Пентагона, «наши политические лидеры присоединятся к взаимодействию и попытаются найти общее понимание или дальнейший путь, на котором Россия будет соблюдать свои обязательства или вернется к своего рода партнерству здесь, с НАТО». В ответ министр обороны Сергей Шойгу сказал, что в Москве готовы к восстановлению сотрудничества с Пентагоном, однако «попытки выстраивать диалог с позиции силы в отношении России бесперспективны». 18 февраля вице-президент Майк Пенс, выступая на конференции по международной безопасности в Мюнхене, фактически подтвердил, что в отношении Украины новая администрация пока настроена на продолжении политики Обамы. Говоря о конфликте в Донбассе и Минских соглашениях, вице-президент заявил, что «Соединенные Штаты, как и прежде, будут привлекать Россию к ответственности, несмотря на то, что мы ищем основы для сотрудничества». Слова Пенса можно интерпретировать как серьезный шаг назад в отношении предыдущих заявлений администрации Трампа, которые позволяли сделать вывод о том, что Вашингтон готов рассматривать санкции в отрыве от имплементации минских договоренностей.

В результате американская администрация либо может вовсе отказаться от совершения каких-либо позитивных шагов в направлении Москвы в течение длительного времени – Трамп предпочтет сначала наладить свои дела внутри страны, восстановить доверие с союзниками в Европе и подождать, когда Кремль выйдет первым со своими предложениями, – либо условия для диалога будут создаваться постепенно и во многом ситуативно.

Так, первая встреча главных российских и американских дипломатов оставила у участников позитивные впечатления. 16 февраля в Бонне состоялись переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Первое общение прошло в конструктивном режиме и настроило обе стороны на продолжение дальнейшей работы. Тиллерсон назвал встречу продуктивной. Главы дипломатических ведомств обсуждали различные конфликты, в том числе в Афганистане и на Украине. По словам главы российского МИД, «по всем этим направлениям наши американские партнеры заинтересованы подключиться к усилиям, которые предпринимаются для преодоления этих конфликтов». Тиллерсон, со своей стороны, сообщил, что Москва и Вашингтон сейчас ищут почву для сотрудничества. Глава Госдепа также подчеркнул, что Соединенные Штаты ожидают от России, «что она будет придерживаться своих обязательств по Минским соглашениям и работать над деэскалацией насилия в Украине». Последнее заявление было истолковано в Европе как поддержка позиции Германии и Франции по украинскому конфликту. Вопрос о том, каким образом Вашингтон может подключиться к политическому урегулированию конфликта на востоке Украины, остается открытым. Однако сам факт его постановки имеет большое значение в контексте мирного процесса. 17 февраля председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер предложил включить Вашингтон в «нормандский формат». По его мнению, «это бы усилило формат переговоров». Однако в итоге от этого отказались. Главы МИД «четверки» сообщили о договоренности с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном о том, что Вашингтон не будет входить в «нормандский формат». Вместе с тем США, как и раньше, продолжат поддерживать тесный контакт с «четверкой» по урегулированию конфликта в Донбассе.

фото: МИД России

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы