ENG

13 – 19 марта. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Очередная встреча Контактной группы, введение запрета Киевом на транспортировку грузов через линию соприкосновения и ответные шаги республик по размежеванию с Украиной определяли повестку урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом на минувшей неделе.

Встреча Контактной группы в Минске совпала с объявлением украинскими властями решения о прекращении грузоперевозок через линию соприкосновения. Оно негативно повлияло на настрой участников переговоров. После неисполнения последних договоренностей в сфере безопасности стороны не смогли прийти к новому соглашению. Политический процесс также остается заблокированным. ОБСЕ констатировало дальнейшее расхождение сторон и деградацию ситуации в сфере безопасности. По мнению организации, развитие событий в Донбассе не способствует успеху в имплементации Минских соглашений.

Последние события на Украине и в республиках свидетельствуют о нарастающей угрозе разрушения Минских соглашений. 15 марта Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении перевозки грузов через линию соприкосновения. Украинские власти выполнили требование организаторов блокады Донбасса и сами ее возглавили. Киев прекратил экономические связи с республиками до выполнения первых двух пунктов Минских соглашений (прекращение огня и отвод тяжелых вооружений) и возвращения контроля над предприятиями украинской юрисдикции.

В Донецке и Луганске расценили демарш украинских властей как фактическое признание независимости ДНР и ЛНР. Минские соглашения предполагают возвращение неподконтрольных Киеву территорий в политическое пространство Украины. Однако построение общего политического пространства в условиях экономической блокады представляется невыполнимой задачей.

Киев не оставляет республикам другого выбора, кроме как искать возможности для интеграции своих экономик в экономику России и проводить дальнейшее размежевание с Украиной. В качестве ответных мер ДНР объявила о признании линии соприкосновения государственной границей республики. При этом власти республики не исключили расширения границы в ходе вооруженного противостояния с Украиной. Донецк и Луганск начали поставки угля в Крым и в другие регионы России. Власти республик установили контроль над всеми предприятиями олигарха Рината Ахметова на своей территории. В Ялте с участием лидеров ДНР и ЛНР прошло первое заседание Интеграционного комитета «Россия - Донбасс», который будет заниматься процессом сближения республик с Российской Федерацией. Наконец, кульминацией происходящего процесса размежевания на неделе стало заявление главы ЛНР Игоря Плотницкого о планах провести референдум в республиках по поводу присоединения к России.

Между тем Кремль опроверг наличие каких-либо планов по присоединению Донбасса к России, как и признания республик. Официальная российская позиция в данный момент остается неизменной – выполнение Киевом Минских соглашений, то есть реинтеграция Донбасса в Украину, и последующая нормализация двухсторонних отношений.

 

Процесс урегулирования

Украинские власти выступили против признания неподконтрольных районов Донецкой и Луганской областей оккупированными территориями. Идея придания ДНР и ЛНР статуса оккупированных территорий имеет поддержку среди части украинских оппозиционных сил, которые используют ее для оказания давления на президента Порошенко. Оппозиция обвиняет власть в том, что последняя, заявляя о «гибридной войне», тем не менее не разорвала отношения с Россией, более того, принесла в жертву национальные интересы в обмен на выгоды от контрабанды или торговли с Донбассом. С точки зрения противников президента, принятие закона об оккупированных территориях будет равноценно юридическому признанию «факта российской агрессии» (то есть официально закрепит интерпретацию противостояния с Донбассом как опосредованной войны с Россией) и вынудит власть отрезать Донбасс от Украины до капитуляции республик. Президент Порошенко держал дистанцию от этой темы, поскольку принятие закона об оккупированных территориях несовместимо с Минскими соглашениями и вызовет крайне негативную реакцию среди западных партнеров Киева. Международные гаранты урегулирования конфликта расценят такой шаг как отказ Украины от всех подписанных ранее документов. В свою очередь, это неизбежно приведет к пересмотру условий поддержки Украины со стороны Запада и санкционной политики в отношении России, но самое главное – устранит последние препятствия на пути к возобновлению масштабного вооруженного конфликта в Донбассе с перспективой его разрастания на другие регионы страны.

В новом году давление на украинские власти начало приближаться к критической массе. В феврале один из лидеров «Самопомощи», вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид предложила проект закона об оккупированных территориях, который, в том числе, вводит запрет на торговлю с ДНР и ЛНР. Партия «Батькивщина» также высказывалась в пользу принятия такого законопроекта, прекращения экономических связей с Донбассом и введения в регионе военного положения. Однако главной проблемой для Порошенко стало выдвинутое организаторами блокады Донбасса требование принять соответствующий закон. Кроме того, за признание неподконтрольных территорий оккупированными выступили такие националистические организации, как партия «Свобода», «Национальный корпус» (бывший «Азов») и «Правый сектор» (запрещен в России). Сторонники утверждения законопроекта в целом использовали блокаду для пиара своей инициативы.

13 марта глава представительства ЕС в Украине Хью Мингарелли назвал попытки отдельных украинских политиков изменить статус неподконтрольных территорий «неправильным подходом». «Отдельные районы Донецкой и Луганской областей сейчас не находятся под контролем украинского правительства, но они не должны считаться оккупированными и такими, которые попадают в зону ответственности Российской Федерации. Это неправильный подход», - подчеркнул он. Вместо этого дипломат призвал выполнить Минские соглашения. 15 марта на заседании СНБО против принятия закона о временно оккупированных территориях выступил президент Порошенко. «Подобный закон разрушит минский процесс. Похоронит международные санкции против России, поскольку они привязаны к «Минску». Миссия ОБСЕ уйдет из Донбасса. Мы останемся наедине с агрессором на фоне неизбежной эскалации военных действий», - сказал глава украинского государства. Более того, закон приведет к потере Донбасса и «подарит оккупированные районы Путину».

Показательно, что украинский президент в своих публичных выступлениях продолжает называть ДНР и ЛНР оккупированными территориями, тем самым усиливая обвинения в двойной игре своих противников внутри страны. Так, 14 марта на встрече с министром иностранных и европейских дел Люксембурга Жаном Ассельборном он заявил, что «наша совместная позиция заключается в том, чтобы вернуть под украинский суверенитет территории, которые сейчас находятся под оккупацией».

Как показывает практика решений украинской власти, президент Порошенко попытается сохранить видимость присутствия Киева в минском процессе, но одновременно отчасти удовлетворить требования оппозиции и радикальных националистов, чтобы самому возглавить протест и таким способом снизить накал нарастающего внутриполитического противостояния. Так, в качестве альтернативы Порошенко пообещал предложить закон о восстановлении территориальной целостности, который, по его словам, будет соответствовать национальным интересам Украины. Однако параметры этого законопроекта пока остаются неясными.

Мандат Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине продлен на год. 16 марта Постоянный совет Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе принял техническое решение продлить мандат СММ до 31 марта 2018 года. Решение устанавливает повышенный бюджет миссии в 105,5 миллионов евро на период с 1 апреля 2017 по 31 марта 2018 года. Глава МИД председательствующей в ОБСЕ Австрии сообщил, что принято решение о расширении численного состава миссии и об улучшении ее технического оснащения. На данный момент СММ насчитывает 716 наблюдателей. Вместе с тем вопрос о круглосуточной работе миссии так и остается нерешенным. СММ продолжает работать только днем. 14 марта представитель Украины в гуманитарной подгруппе Контактной группы Ирина Геращенко заявила, что миссия должна исполнять свои обязанности по мониторингу 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Препятствием для этого является прежде всего предоставление гарантий безопасности наблюдателям, которые не дают обе стороны. 16 марта представитель МИД Украины Марьяна Беца также призвала Россию «принять меры для обеспечения свободы перемещения наблюдателей в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а также АР Крым». Однако следует напомнить, что мандат миссии на Крым не распространяется.

Новая американская администрация заявила о поддержке минского процесса. Белый дом дистанцируется от озвученной Киевом инициативы по расширению «четверки» за счет Соединенных Штатов. Администрация Трампа предпочитает поддерживать действующие форматы переговоров, но при этом не спешит играть роль активного наблюдателя, как администрация Обамы. 17 марта канцлер Германии Ангела Меркель совершила визит в Вашингтон, где провела первую встречу с президентом Дональдом Трампом. Детали переговоров пока остаются не известными, за исключением официальных комментариев для СМИ. Однако урегулирование конфликта в Донбассе было одной из главных тем встречи двух лидеров. По ее итогам, Меркель подтвердила, что американская администрация привержена минскому процессу. Канцлер подчеркнула, что необходимо найти такое решение конфликта, которое удовлетворило бы Украину и одновременно привело к улучшению отношений с Россией. «Мы должны прийти к решению этой проблемы. Должно быть безопасное и надежное урегулирование для Украины, но отношения с Россией должны быть также улучшены, как только ситуация на месте будет просветленной. Минск является хорошей основой, но, к сожалению, мы не достигли прогресса, к которому стремились», - признала Меркель. В настоящий момент продолжается работа экспертов и помощников лидеров «четверки» над составлением «дорожной карты». Канцлер сказала, что эта работа продолжится в следующие несколько месяцев. Ранее, 15 марта официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт заверил, что Германия планирует дальше работать над реализацией Минских соглашений. «Это крайне сложный путь, преодоление которого пока еще не привело нас туда, куда бы мы хотели, по многим пунктам он привел к разочарованию, но он стоит любых усилий, и я могу сказать от имени канцлера, что мы не оставим этих усилий», - сказал он. В рамках усилий по выводу минского процесса из тупика канцлер Германии 2 мая планирует нанести визит в Москву, где встретится с президентом Путиным и обсудит конфликт в Донбассе. Кроме того, 18 марта глава МИД Франции Жан-Марк Эро и глава МИД России Сергей Лавров договорились активизировать усилия по урегулированию конфликта в «нормандском формате».

 

Контактная группа

Проблемы безопасности занимали главное место в повестке Контактной группы 15 марта. Однако после провала последней договоренности о разведении 7 марта сил и средств в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина) на этот раз стороны не согласовали никаких новых решений. Негативное влияние на переговоры оказало введение Киевом запрета на перевоз грузов через линию соприкосновения в день заседания Контактной группы. По итогам встречи Специальный представитель ОБСЕ Мартин Сайдик заявил, что ситуация в Донбассе развивается по опасной спирали и что это «нужно срочно остановить». «Нынешняя ситуация, по моему глубокому убеждению, не способствует успеху минского процесса. Наоборот, последние события усиливают напряженность между сторонами и имеют однозначно отрицательный эффект на процесс взаимного сближения и экономического сотрудничества», - констатировал дипломат.

На уровне Контактной группы и подгрупп украинская сторона заявила позицию, в соответствии с которой признание Россией документов ДНР и ЛНР, введение республиками внешнего управления над украинскими предприятиями, указ главы ДНР о придании линии соприкосновения статуса государственной границы республики «читаются как нарушение Минских договоренностей и ведет к их срыву». Киев потребовал ответа по отмене этих решений, «поскольку такие методы со стороны РФ и ОРДЛО ведут к блокированию процесса консультаций в рамках Минского процесса». Со своей стороны, полночный представитель ЛНР Владислав Дейнего констатировал, что Украина публично демонстрирует свое нежелание выполнять Минские соглашения и блокирует весь комплекс вопросов. Представитель республики перечислил претензии к Киеву: отказ от введения в силу закона об особом статусе, непринятие закона об амнистии, непроведение конституционной реформы, соответствующей Комплексу мер, бойкот выборов в органы местного самоуправления, невыполнение договоренностей по безопасности, отказ от восстановления экономических связей с Донбассом. «С начала 2016 года Украина в рамках политической группы не внесла ни одного проекта документа, не представила официальной позиции ни по одному пункту политической повестки. От обсуждения порядка введения в силу закона об особом статусе по утвержденной «нормандской четверкой» «формуле Штайнмайера» Украина отказывается», - отметил Дейнего.

Представители республик также настаивали на обсуждении темы разработки регламента переговоров на следующей встрече Контактной группы. «Регламент - единственный документ, который бы упорядочил переговорный процесс, прекратил пререкания переговорщиков и перекручивание достигнутых договоренностей, ликвидировал бы даже саму возможность появления разночтений», - заявила пресс-секретарь полномочного представителя ДНР в Контактной группе Дениса Пушилина. Ранее свои варианты регламента представили Россия, ДНР и ЛНР и ОБСЕ.

В подгруппе по безопасности обсуждались вопросы возвращения к режиму прекращения огня, отвод тяжелых вооружений, разведение сил и средств, защита объектов инфраструктуры и гражданского населения. Украинская сторона заявила о своей готовности к разведению сил и средств в районе Станице Луганской только после 7 дней тишины на этом участке. Представители Киева сослались на то, что последний обстрел со стороны ополченцев возле Станицы Луганской был зафиксирован 13 марта, поэтому разведение не может быть завершено. При этом украинские переговорщики приводят свои данные обстрелов, а не данные ОБСЕ, как того требует Рамочное решение о разведении сил и средств.

По итогам заседания Контактной группы представители ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Владислав Дейнего обвинили Киев в нарушении Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом. В своем заявлении они сообщили о диверсиях и террористических актах, которые на протяжении 2,5 лет совершаются украинскими спецслужбами на объектах топливно-энергетического комплекса, связи и транспорта на территориях ЛНР и ДНР.

Работа политической подгруппы остается заблокированной. Представители Киева вновь отказались рассматривать «формулу Штайнмайера». Как и на прошлом заседании, украинские переговорщики вместо рассмотрения политических вопросов предложили обсудить Указ президента России о признании документов республик. В ответ ДНР и ЛНР потребовали в приоритетном порядке обсуждения вопроса об особом статусе Донбасса. Представители республик Наталья Никонорова и Родион Мирошник сделали совместное заявление, в котором сообщили о готовности рассматривать модальности проведения местных выборов только после того, как с Киевом будет согласован механизм вступления в силу закона об особом статусе. Именно такой порядок действий диктует логика минского Комплекса мер. Республики подчеркнули, что решения вопроса об особом статусе позволит разблокировать все остальные вопросы мирного урегулирования, выполнение которых зашло в тупик. «Мы уверены, что разблокирование закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и закрепление постоянного особого статуса Республик в конституции Украины позволит дать толчок эффективному рассмотрению всех вопросов по урегулированию конфликта: обмен удерживаемыми лицами в формате «всех на всех», введение специального режима хозяйственной деятельности на территории Республик, амнистия, и в конечном итоге - проведение местных выборов на Донбассе», - говорится в заявлении. Только на основе особого статуса ДНР и ЛНР согласны обсуждать местные выборы и условия амнистии. Представители республик напомнили, что такой путь урегулирования поддерживается международными организациями и является безальтернативным вариантом дипломатического решения конфликта. В свою очередь украинские переговорщики по традиции посетовали на то, что Россия «ставит решение политических вопросов перед решением блока вопросов по безопасности – полное и устойчивое прекращение огня, вывод российских формирований и вооружений с территории Украины».

В гуманитарной подгруппе обсуждалось освобождение удерживаемых лиц. Украинские переговорщики отметили, что в гуманитарной подгруппе работа идет «с большими сложностями». Тем не менее представители ЛНР сообщили о выработке механизма по актуализации списков для обмена по формуле «всех на всех». Стороны обсудили также создание механизма с участием третьей стороны по верификации обращений тех граждан, которые хотели бы остаться после освобождения на той территории, где они находились в заключении. Дискуссия по поводу этого вопроса будет продолжена. Республики вновь озвучили свое предложение создать комиссию с участием МЧС ДНР и ЛНР и международных организаций для проведения совместного мониторинга стратегических объектов, находящихся на подконтрольной Украине территории и представляющих потенциальную экологическую угрозу для региона. Кроме того, в подгруппе обсуждались вопросы защиты гражданского населения, в особенности детей.

Главной темой экономической подгруппы стало возобновление поставок угля и других грузов через линию соприкосновения. Стороны обсуждали блокаду железнодорожных путей в Донбассе и введение внешнего управления на украинских предприятиях в республиках. Координатор экономической подгруппы от ОБСЕ Пэр Фишер настаивал на недопустимости вмешательства в управление украинскими предприятиями со стороны ЛНР и ДНР. Подгруппа также рассматривала вопросы обеспечения водой гражданского населения и подчеркнула необходимость защиты инфраструктуры водоснабжения от последствий боевых действий.

Следующая встреча Контактной группы пройдет в Минске 29 марта.

 

Вопросы безопасности

Ситуация на линии соприкосновения оставалась напряженной. Соглашение о прекращении огня продолжало нарушаться на линии соприкосновения. Наблюдатели ОБСЕ фиксировали использование тяжелых вооружений сторонами конфликта, как и нахождение тяжелых вооружений в запрещенных районах. Однако, согласно данным СММ, количество нарушений режима тишины сократилось по сравнению с позапрошлой неделей. 14 марта заместитель главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг назвал отсутствие у сторон политической воли главной причиной неисполнения договоренности об отводе тяжелых вооружений.

 

Политические вопросы

На неделе вопросы политического урегулирования за пределами Контактной группы сторонами процесса урегулирования не обсуждались.

 

Гуманитарные вопросы

Стороны повторно вернулись к рассмотрению кризисной ситуации в районе Донецкой фильтровальной станции. 16 января были восстановлены линии электропередач возле Авдеевки (Донецкая область, Украина). 17 марта ДФС подключили к электропитанию, после чего была запущена работа станции. При этом в районе станции продолжались обстрелы. В связи с этим власти ДНР обвинили украинскую сторону в том, что она так и не заявила никакой четкой позиции и не представила конкретных шагов по обеспечению безопасности в районе ДФС.

Киев договаривается с международными гуманитарными организациями за спиной республик. Регулярные попытки украинской стороны заключить договоренности с международными гуманитарными организациями в одностороннем порядке до сих пор не оказывали позитивного влияния на гуманитарную ситуацию в зоне конфликта, напротив, лишь усиливали непонимание между сторонами. Поскольку Украина и республики ведут переговоры с этими организациями по отдельности и не информируют друг друга об их результатах, возникает рассинхронизация в процессе согласования. Киев использует возникающие паузы для обвинения ДНР и ЛНР в том, что они блокируют работу гуманитарных организаций.

16 марта украинские переговорщики организовали встречу в Киеве с координатором ОБСЕ в гуманитарной минской группе Тони Фришем в рамках «неформальной минской платформы». По ее итогам представитель Украины в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко объявила о достижении компромиссной договоренности – привлечении к освобождению удерживаемых лиц мониторинговой миссии ООН по правам человека, что должно стать временной альтернативой для участия Международного комитета Красного Креста (республики пока не одобрили предоставление МККК роли в этом процессе). Однако Киеву еще предстоит получить окончательное согласие представителей ДНР и ЛНР в Контактной группе на условия участия мониторинговой миссии ООН в работе по освобождению удерживаемых лиц.

Кроме того, Геращенко сообщила об увеличении количества удерживаемых лиц как за счет гражданских, так и за счет военных. В соответствии с данными украинского переговорщика, на данный момент их количество равняется 118 человек против 113 человек 6 марта. Вместе с тем, сократилось число пропавших без вести – до 418 человек против 483.

Среди других событий недели можно выделить срыв Киевом передачи 15 осужденных из исправительных учреждений ДНР, которые выразили желание отбывать наказание на Украине. Передача не состоялась 15 марта. По заявлению директора Государственной службы исполнения наказаний министерства юстиции ДНР Алексея Рязанова, причиной стала халатность украинской стороны в оформлении документов. Подготовленный акт приема-передачи заключенных не был скреплен мастичной печатью.

Важным событием стал запрет деятельности благотворительного фонда «Поможем» Рината Ахметова на территории ДНР. С начала года власти республики последовательно вытесняют структуры олигарха со своих территорий.

16 марта на территорию ДНР также прибыл очередной конвой МЧС России. Он доставил в республику 362 тонны детского питания. Конвой стал 62-м по счету за время конфликта.

 

Экономические вопросы

Украинские власти запустили процесс окончательного размежевания с Донбассом. Вместо прекращения блокады Донбасса, как требовали все международные партнеры Киева, президент Порошенко фактически выполнил одно из ключевых требований ее организаторов, объявив о прекращении транспортировки грузов через линию соприкосновения. Данное решение равнозначно прекращению экономических связей с ДНР и ЛНР. Украинская сторона вытолкнула республики из общего экономического пространства, в результате чего Донецку и Луганску не остается других вариантов, кроме как интегрироваться в экономику России. Прекращение экономических связей также уничтожает стимулы у Донецка и Луганска для интеграции в Украину. При отсутствующем общем экономическом пространстве построение общего политического пространства представляется невыполнимой задачей. Порошенко открыл дорогу к независимости ДНР и ЛНР.

События вокруг блокады на неделе развивались стремительно. Кульминацией стало заседание Совета национальной безопасности и обороны в среду, 15 марта.

13 марта заместитель главы Администрации президента Константин Елисеев обвинил организаторов блокады в том, что они мешают введению новых точечных экономических санкций против российских предприятий, закупающих продукцию у тех предприятий, над которыми власти республик установили внешнее управление. «Нам партнеры наши говорят уже прямой речью, что «в этих условиях [блокады] мы не можем вводить санкции, поскольку вы сами себя наказываете», - сказал он. В этот же день украинские силовики применили меры в отношении активистов. СБУ и Корпус оперативно-внезапного действия Национальной полиции взяли штурмом редут «16 добровольческого батальона» возле железнодорожной станции Кривой Торец (Донецкая область, Украина). Силовики задержали 43 человек, у которых изъяли оружие и гранаты, и разгромили редут. СБУ назвало акцию «контрдиверсионными мероприятиями». Однако впоследствии все задержанные были освобождены. В ответ на давление силовиков украинские националисты провели акции протеста в Киеве, Луцке и Черновцах. В Волыни было захвачено здание областной администрации. Одновременно по всей стране начались атаки на офисы российских банков. 14 марта на блокпосту в Славянске произошел новый конфликт между силовиками и организаторами блокады, в результате которого несколько полицейских получили телесные повреждения.

Эти события еще больше напугали украинские власти, которые видят за организаторами блокады сторонников проведения досрочных парламентских выборов. Ранее возникли проблемы и у самого Порошенко с управляемостью силовиками. По сообщениям украинских СМИ, украинский президент потребовал применить силовой сценарий в отношении активистов и прекратить транспортную блокаду. Однако ни один из силовиков не захотел брать на себя ответственность, в результате чего от разгона пришлось отказаться. Не имея возможности положиться на силовые ведомства, Порошенко пришлось делать шаги в сторону активистов и принести в жертву Донбасс.

Первый шаг к разрыву экономических связей был сделан 14 марта, когда президент заявил о том, что с «конфискованными» предприятиями в республиках Украина не будет вести никаких торговых отношений, и призвал усилить санкции против России. «После захвата этих предприятий мы не можем иметь никаких торговых отношений с этими «конфискованными» предприятиями. Мы не будем позволять ни одной их деятельности», - сказал глава украинского государства.

15 марта на заседании Совета национальной безопасности и обороны должны были рассматриваться ограничительные меры против дочек российских банков, которые начали принимать документы ДНР и ЛНР на территории РФ. Однако на фоне акций националистов Порошенко предложил полностью прекратить перевозку грузов в ДНР и ЛНР «до тех пор, пока оккупанты не вернут под юрисдикцию Украины украденные украинские предприятия», то есть установить блокаду Донбасса уже не со стороны активистов, а украинского государства. Президент возложил ответственность за ситуацию одновременно на республики (которые «конфисковали» активы на сумму в 2 миллиарда долларов) и организаторов блокады. «Благодаря совместным усилиям блокировщиков и террористов Украина потеряла свои предприятия, и это, к сожалению, создало совершенно новую реальность» - сказал глава государства. Другими словами, по мнению президента, блокада была неприемлема, но, после того как республики из-за блокады ввели внешнее управление на предприятиях украинской юрисдикции, власти не могут ответить на это ничем другим, кроме блокады. Порошенко подчеркнул, что усилия ветеранов АТО не привели к освобождению ни одного украинского военнопленного, и пообещал выставить счет за убытки от блокады «Самопомощи» и «Батькивщине», которые, по его словам, непосредственно причастны к организации блокады.

В итоге Порошенко ввел в действие решение СНБО, в соответствие с которым «до реализации пунктов 1-2 Комплекса мер по выполнению Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года, а также до возвращения под украинскую юрисдикцию захваченных предприятий, прекратить перемещение грузов через линию соприкосновения». Следует напомнить, что первый и второй пункты Комплекса мер требуют прекращения огня и отвода тяжелых вооружений в Донбассе. Запрет распространяется как на железнодорожный, так и на автомобильный транспорт, но не распространяется на гражданских лиц, который могут по-прежнему пересекать линию соприкосновения на автотранспорте и пешком. Через линию соприкосновения также допускается перевоз гуманитарных грузов украинских и международных организаций, а также лекарств и товаров первой необходимости. СНБО наделило силовиков полномочиями для противодействия организаторам блокады. МВД, Национальной полиции, Национальной гвардии и СБУ поручено принять дополнительные меры по укреплению общественной безопасности, противодействию диверсионным и террористическим проявлениям, попыткам нарушения общественного порядка. Руководству АТО поручено принять исчерпывающие меры по нейтрализации возможных вооруженных провокаций. Одновременно СНБО поручил Национальному банку Украины и Службе безопасности проанализировать деятельность банковских учреждений Украины, в капитале которых есть доля государственных банков РФ, и в течение суток внести соответствующие предложения, в частности, относительно введения против них санкций. 16 марта президент Порошенко ввел санкции против дочек российских банков. «Сбербанку», «ВТБ», «БМ Банку», «Прооминвестбанку» и «VS Bank» запрещен вывод средства за пределы Украины. По заявлению НБУ, этим банкам запрещены «любые операции в пользу материнских банков - это предоставление межбанковских кредитов, депозитов, покупка ценных бумаг, запрет выплат дивидендов и другие операции».

Прекращение перемещения грузов вызвало противоречивую реакцию на Украине. Штаб блокады Донбасса приветствовал решение СНБО. В то же время активисты выразили сожаление, что «высшие государственные институты начали принимать решение только на 59-й день блокады». Они напомнили о своих требованиях освободить всех пленных и принять закон об оккупированных территориях. Депутат Верховной Рады и советник главы МВД Антон Геращенко фактически обозначил в качестве позитивного тот факт, что решение откладывает возвращение Донбасса на условиях Минских соглашений. «Мы не будем идти на поводу планов Путина по навязыванию нам возвращения украденной им территории Донбасса на его условиях!», - написал он в Facebook. Бывший представитель Украины в политической подгруппе Роман Бессмертный выразил мнение, что ДНР и ЛНР не пойдут по пути Абхазии и Южной Осетии, поскольку их зависимость от Киева слишком высока. «Их не может ждать судьба Абхазии или Осетии по той причине, что они не могут существовать без этого перечня базовых вещей, которые связаны просто с существованием человека без Украины. Это вода, электроэнергия, транспорт, инфраструктура - куда вы не посмотрите, везде это связано», - сказал он. Вместе с тем, часть украинских политиков признало, что после запрета на перемещение грузов можно забыть об интеграции Донбасса. Так, депутат Верховной Рады Мустафа Найем заявил, что «приостановка торговли с ОРДЛО технически и фактически – это начало полной потери оккупированных территорий». В партии «Оппозиционный блок» назвали решение СНБО политической капитуляцией перед нарушителями закона. «Это свидетельство беспомощности власти, ее неспособности навести правовой порядок в стране, обеспечить действие Конституции, гарантировать права и свободы украинских граждан. Не имея сил обуздать экстремистов, власть пытается их возглавить. Она нарушает Конституцию и законы Украины, устанавливает фактическую уличную диктатуру и «чрезвычайщину», – заявили в партии.

Решение украинских властей не получило поддержки у международных партнеров Киева. 15 марта представитель МИД Германии Мартин Шеффер заявил, что временный запрет на перемещение грузов «не ведет к деэскалации, напротив … углубляет тенденции к разделению в Донбассе». Представитель канцлера Штеффан Зиберт подтвердил, что Германия не поддерживает решение СНБО. «Мы обеспокоены решением СНБО об остановке связей, я считаю, что это еще больше отдаляет Донбасс», - сказал он. 16 марта МИД Франции выразил обеспокоенность и призвал Украину «продолжать свои усилия по снятию блокады железнодорожных путей по всей линии соприкосновения». Париж также призвал Россию и Украину сосредоточить усилия на выполнении Минских соглашений и отметил усиление напряженности в Донбассе в связи с признанием документов республик и «национализацией» украинских предприятий. Посол Европейского союза на Украине Хьюг Мингарелии сказал, что «решение о блокаде Донбасса противоречит предыдущей политике украинского правительства, которую разделяли в ЕС». В ЕС пообещали внимательно следить за последствиями блокады для гражданского населения. Государственный департамент констатировал, что ситуация в связи с блокадой «имеет потенциально серьезные последствия для Минских соглашений». Дипведомство США подчеркнуло, что «важно решить этот вопрос мирным путем, чтобы поддержать территориальную целостность Украины в ее международно признанных границах».

Россия квалифицировала действия украинской стороны как нарушение минских договоренностей. 15 марта полномочный представитель России в Контактной группе Борис Грызлов подчеркнул, что прекращение перевозки грузов в ЛНР и ДНР прямо противоречит Минским соглашениям. Он напомнил, что 8 пункт минского Комплекса мер предполагает восстановление социально-экономических связей, включая восстановление банковской системы в неподконтрольных районах. В данный момент ситуация, однако, развивается в прямо противоположном направлении. «Вместо восстановления финансовой системы на Донбассе, в соответствии с Минскими соглашениями, украинские власти разрушают собственную банковскую систему», - сказал Грызлов, имея в виду нападения на офисы дочек российских банков и санкции Киева против них. Российский МИД воспринял прекращение грузоперевозок с озабоченностью. «Все это мотивируется «обострением обстановки» в зоне проведения инициированной самим же Киевом карательной операции против собственных граждан», - говорится в заявлении министерства иностранных дел. Российское дипломатическое ведомство вновь обратило внимание на то, что введение внешнего управления на украинских предприятиях было вынужденным шагом со стороны республик. Вместе с тем, Кремль пообещал защитить дочки российских банков на Украине «всеми доступными и законными средствами». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал наблюдаемую тенденцию к деградации экономики Украины «пугающей». «В экономическом плане Украина перестает быть для иностранных, международных инвесторов надежным и предсказуемым местом, куда можно вкладывать деньги и где можно присутствовать в качестве субъекта экономической жизни», - сказал представитель Кремля. Следует также отметить, что 14 марта российские СМИ сообщили о данных правительством РФ рекомендациях металлургическим холдингам рассмотреть возможность поставок железной руды на предприятия ДНР и ЛНР. В частности, речь идет о компаниях «Металлоинвест» Алишера Усманова и «Северсталь» Алексея Мордашова. Компании якобы выразили готовность начать поставки в ближайшее время. Полномочный представитель ЛНР в Контактной группе Владислав Дейнего подтвердил, что «желание российских компаний [поставлять железную руду] есть». Согласно другой информации российских СМИ, на встрече с ведущими бизнесменами 16 марта президент Путин дал сигнал, что каждый из них сам должен решать, продолжать ли дальше работать на Украине. Раньше российские власти просили российских предпринимателей подождать с продажей активов на Украине.

В республиках отнеслись к решению СНБО спокойно. Глава ДНР Александр Захарченко заявил, что республика не собирается отменять свое решение по запрету на вывоз продукции и сырья на подконтрольные Киеву территории до тех пор, пока Киев не выполнит Минские соглашения. Он назвал решение Украины прекратить транспортное сообщения с ДНР и ЛНР «фактом внутренней борьбы за власть в Киеве», которую президент Порошенко проигрывает, и сказал, что к республике «это уже не имеет никакого отношения». Полномочный представитель ДНР в Контактной группе Денис Пушилин обвинил украинскую сторону в следовании на поводу у радикалов. «Это не только прямое нарушение Минских соглашений, а легализация на самом высшем государственном уровне действий радикалов. То есть это не сумбурные действия маргиналов, а политика государства, граничащая с геноцидом 4 миллионов человек, проживающих в Республиках», - сказал Пушилин.

16 марта глава ДНР Александр Захарченко назвал прекращение грузового транспортного сообщения внутренним делом Украины. «Пусть что хотят, то и делают. Мы сами не планируем больше торговать с Украиной. Не нам блокаду объявили, а мы», - сказал он. Захарченко также указал, что «Украина в наши планы не выходит». Глава ЛНР Игорь Плотницкий также подтвердил, что республика сделала свой выбор в пользу России. «Мы свой выбор сделали, куда мы идем – сказали – в наш русский мир», - напомнил Плотницкий. Однако 17 марта лидер ЛНР высказал более жесткую позицию. Он сказал, что Донецк и Луганск рассматривают решение СНБО как фактическое признание независимости республик.

Украинская сторона продолжала обосновывать свои действия реакцией на введение внешнего управления в республиках на предприятиях, находящихся в юрисдикции Киева. 15 марта соратник Порошенко, депутат Верховной Рады Ирина Фриз сказала, что «после этого случая [установления внешнего управления] действия Украины по закрытию транспортного сообщения не могут считаться нарушением Минских соглашений, поскольку являются зеркальным ответом на действия самопровозглашенного марионеточного руководства неконтролируемых территорий Донбасса, что уже сами по себе являются нарушением Минских соглашений». 16 марта посол Украины в ФРГ Андрей Мельник предложил не считать решение СНБО блокадой. По его словам, смысл решения состоит в том, чтобы «прекратить процесс незаконной экспроприации государственных и частных предприятий Украины на оккупированных территориях», так как продолжение экономических связей с ними означало бы «признание существующего статуса-кво, который противоречит закону».

Несмотря на попытки позитивно переинтерпретировать причины блокады, Киеву придется признать, что решение СНБО прекратить перемещение грузов через линию соприкосновения может стать поворотной точкой в конфликте. Последствия этого решения могут негативно сказаться как на внутриполитической ситуации на Украине, так и на мирном процессе в текущем формате.

Возглавив блокаду ДНР и ЛНР, президент Порошенко на некоторое время снизил для себя остроту угрозы гальванизации и консолидации оппозиции против власти. Однако грядущие социально-экономические проблемы, которые неизбежно возникнут в связи с прерыванием экономических связей с неподконтрольными территориями, могут окончательно похоронить надежды главы украинского государства на восстановление своего рейтинга и еще больше укрепить оппозицию, которая продолжает требовать досрочных выборов. В украинских СМИ появились сообщения, что олигархи все больше склоняются к сценарию поддержки Юлии Тимошенко на предстоящих в 2019 году президентских выборах. Возможны и варианты с другими кандидатами. В любом случае Порошенко теряет поддержку не только украинского общества, но и политико-олигархической элиты. Связанный с блокадой конфликт обнажил слабые места лидерства Порошенко. Возникли веские сомнения относительно управляемости силовиков со стороны украинского президента.

С другой стороны, Порошенко своим демаршем принес в жертву перспективы реинтеграции Донбасса, поставив в иерархии приоритетов контроль над внутриполитической ситуацией выше мирного процесса. Прекращение грузоперевозок через линию соприкосновения уничтожает последний плацдарм Киева на неподконтрольных территориях – принадлежащие украинским олигархам предприятия, которые под контролем республик теперь будут вынуждены переориентироваться на другие рынки. В будущем они могли стать стартовой площадкой и опорой для возвращения Донбасса в пространство Украины. Это признает сам украинский президент. Порошенко назвал эти предприятия «островками» и «якорями» Киева на неподконтрольных территориях. Потеря управления этими предприятиями по причине блокады, по словам президента, «уничтожило Украину на Донбассе». В результате угроза разрушения Минских соглашений сейчас является как никогда актуальной и от всех участников переговоров требуется как можно быстрее приложить совместные усилия для их спасения.

Экономические последствия принятого решения также могут самым негативным образом повлиять на перспективы выхода Украины из длительного кризиса. 16 марта правительство продлило чрезвычайные меры в энергетике еще на месяц. Государственная фискальная служба Украины сообщила об увеличении в январе-феврале валютных расходов на импорт каменного угля и антрацита на 50,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем закупок составил 357,6 миллионов долларов. Крупнейшими экспортерами угля на Украину стали Россия, на которую приходится 69% расходов на импорт, а также США (18,3%) и Казахстан (5,7%). По оценкам ГФС, бюджет потеряет до конца года 32 миллиарда гривен налоговых поступлений. В то же время, согласно оценке Минфина, потеря 40 предприятий в республиках обойдется украинскому бюджету всего в 2 миллиарда гривен налоговых поступлений. Между тем, согласно предварительному прогнозу министерства финансов, блокада обойдется украинской экономике от 1,3% до 2% ВВП, что может практически нивелировать достигнутый в 2016 году небольшой рост. Напомним, по итогам прошлого года украинская экономика выросла на 2,2%.

Однако наибольший удар пока нанесен по украинскому крупному бизнесу. 15 марта энергетический холдинг ДТЭК и металлургический холдинг Метинвест Рината Ахметова сообщили о потере контроля над всеми своими предприятиями на неподконтрольных территориях. Для ДТЭК это ЧАО «ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса», ООО «Моспинское УПП», ЧАО «ДТЭК ПЭС-Энергоуголь», ООО «ДТЭК Востокэнерго» (ОП «Зуевская ТЭС»), ПАО «ДТЭК Донецкоблэнерго», ООО «Техремпоставка», ООО «ДТЭК Свердловантрацит», ООО «ДТЭК Ровенькиантрацит», ООО «Электроналадка», ООО «ДТЭК Высоковольтные сети» и ООО «ДТЭК Сервис». Для Метинвест это ЧАО «Енакиевский металлургический завод», ЧАО «Макеевский металлургический завод», ЧАО «Енакиевский коксохимпром», ЧАО «Харцызский трубный завод», ЧАО «Комсомольское рудоуправление», ЧАО «Краснодонуголь», ЧАО «Донецккокс» и ООО «Метален».

 

Позиция республик

Новым ответом на блокаду стало признание ДНР линии соприкосновения государственной границей республики. На фоне бездействия украинских властей и продолжения блокады республики предпринимают дальнейшие шаги в направлении размежевания с Киевом. Более того, республики дали понять украинской стороне, что в случае дальнейшее деградации минского процесса их территориальная экспансия может быть продолжена.

В понедельник, 13 марта был опубликован Указ главы ДНР Александра Захарченко от 27 февраля, в соответствии с которым линии соприкосновения присваивается статус государственной границы Донецкой народной республики. Согласно тексту Указа, перемещение физических лиц через линию соприкосновения разрешается только через пункты пропуска Службы пограничной охраны МГБ. Граждане, пересекающие границу, также обязаны проходить регистрацию. В документе говорится, что незаконное пересечение границы будет квалифицировано в соответствии с уголовным кодексом республики. 15 марта Захарченко пояснил, что Указ носит технический характер. Он дает силовикам законные основания задерживать тех людей, которых «мы не хотим здесь видеть». При этом Указ не следует интерпретировать как отказ ДНР от территориальных претензий на всю Донецкую область и от расширения границы в целом. «Если линия фронта через 10 дней будет под Славянском, то согласно этому указу это и будет госграницей. Через 50 дней мы можем быть под Харьковом. Знаете, это линия фронта, а линия фронта двигается. А наша настоящая госграница может проходить и по Днестру», - заявил он.

На фоне объявленного Украиной прекращения грузоперевозок республики сосредоточились на налаживании экономических связей с Россией. Власти ДНР и ЛНР занимаются восстановлением экономических связей с Россией, а предприятия республик переходят на российские комплектующие и сырье. 17 марта главы республик посетили Крым, где приняли участие в учредительном заседании общественного Интеграционного комитета «Россия - Донбасс». Предполагается, что комитет займется усилением процесса интеграции ДНР-ЛНР и России по различным направлениям. Республики рассчитывают на установление тесного экономического взаимодействия с Крымом. Лидеры ДНР и ЛНР заявили о начале поставок угля на полуостров. Глава ЛНР Игорь Плотницкий сообщил о заключении контракта на два года, в рамках которого планируется поставить 3,5 тонн угля. Поставки осуществляются по железной дороге через Ростов-на-Дону и далее через Керченскую паромную переправу. Лидер ДНР Александр Захарченко заявил, что «Крыму нужен наш уголь и металл». Он рассказал о продолжении выполнения контрактов на поставку угля из ДНР в другие регионы России и другие страны. По его словам, речь идет о «десятках тысяч тонн». Он привел цифры, в соответствии с которыми за 2016 год экспорт товаров из ДНР в Россию вырос на 34 миллиона долларов. «Долгие годы экономика Донбасса была встроена в систему экономических связей, в начале, Российской империи, а затем – Советского союза. Все это время она была ориентирована на тесное взаимодействие с Россией. Сегодня мы занимаемся восстановлением старых экономических связей», - сказал он.

Россия обусловила готовность отменить решение о признании документов ДНР и ЛНР выполнением (полностью) Украиной Минских соглашений. 16 марта представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич на заседании постоянного совета ОБСЕ повторил, что условием пересмотра Москвой решения по признанию документов является выполнения Киевом своих обязательств по урегулированию конфликта. Украинская сторона должна прекратить карательную операцию в Донбассе, отвести тяжелые вооружения, провести конституционную реформу, в которой будет закреплен особый статус Донбасса, провести местные выборы и восстановить социально-экономические связи. Вместе с тем, 17 марта спикер Европейской службы внешнего действия Майя Косьянчич напомнила позицию Евросоюза, что Указ о признании документов «не соответствует духу Минских договоренностей». Однако для Москвы это мнение не является принципиальным.

Одновременно российские власти опровергли наличие готового сценария интеграции ДНР и ЛНР в Россию. В последнее время некоторые российские официальные лица говорили о необходимости признать республики. Более того, 17 марта глава ЛНР Игорь Плотницкий выразил уверенность, что республики в своя время обязательно проведут референдум о присоединении к России. Со своей стороны, Кремль оставлял эти вопросы открытыми, не отрицая, но и не опровергая, по крайней мере, возможность признания республик в будущем. 17 марта пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков сказал, что «писанных сценариев на этот счет нет». По его словам, в России с тревогой наблюдают, как Украина «отторгает от себя огромный регион». При этом Песков подчеркнул, что Россия «была и остается заинтересованной в том, чтобы у ее границ существовала единая, предсказуемая и процветающая Украина». Тем не менее слова спикера Кремля не исключают сценарий, при котором Россия может рано или поздно признать республики. С точки зрения Москвы, это напрямую зависит от выполнения украинской стороной Минских соглашений. Вопрос состоит в том, будет ли и каким образом проведена черта, после которой Россия и другие гаранты мирного процесса признают, что имплементация мирных договоренностей больше не представляется возможной, а также удастся ли после этого прийти к решению о возобновлении переговоров в новом формате.

 

Позиция Украины

Киев продолжает политику украинизации. На фоне кризиса в отношениях с Донбассом украинские политики занялись расширением пространства употребления государственного языка, создавая таким образом новые поводы для конфронтации. 16 марта Верховная Рада проголосовала в первом чтении за законопроект об увеличении доли украинского языка на телеканалах. Согласно законопроекту, доля передач и/или фильмов на украинском языке устанавливается на уровне не менее 75% для телерадиоорганизаций общенациональной категории вещания в течение суток в каждом из промежутков времени с 7.00 до 18.00 и с 18.00 до 22.00. Для телеорганизаций региональной и местной категорий доля вещания на государственном языке составит 50%. Односторонние шаги Киева в таких чувствительных вопросах, как употребление русского языка, в данный момент работают лишь на усиление разрыва между законодательством Украины и республик, и не содействуют нормализации отношений между сторонами.

 

Позиция основных участников

В третью годовщину вхождения Крыма в состав России Кремль и Запад обозначили непримиримые позиции по статусу полуострова. Накануне традиционных празднований в Кремле повторили, что считают вопрос о суверенитете над Крымом решенным и не собираются его с кем-либо обсуждать. 16 марта пресс-секретарь президент России Дмитрий Песков подтвердил, что любая сделка по Крыму в обмен на отмену санкций исключена, как не может быть и речи о проведении повторного референдума.

Европа и США использовали календарную дату для демонстрации своего единства по статусу полуострова. 16 марта Вашингтон подтвердил свою приверженность суверенитету и территориальной целостности Украины. «Крым является частью Украины. Соединенные Штаты вновь осуждают российскую оккупацию Крыма и призывают ее немедленно прекратить», - заявили в Государственном департаменте. Дипломатическое ведомство пообещало, что «связанные с Крымом санкции будут оставаться в силе, пока Россия не вернет контроль над полуостровом Украине». В свою очередь постоянный представитель США при ООН Никки Хейли высказала мнение, что Соединенные Штаты не могут доверять России. «Нам не следует никогда доверять России», - усилила она свой тезис. Одновременно дипломат сказала, что Вашингтон по-прежнему готов работать с Москвой. 17 марта украинский МИД рассказал о подробностях визита министра иностранных дел Павла Климкина 6-7 марта в Вашингтон. По словам украинских дипломатов, «были получены четкие заверения и четкие гарантии американской стороны в том, что Крым и Донбасс не являются предметом обмена, не являются предметом торга, а санкции останутся в силе, пока Крым не будет деоккупирован, и Донбасс не будет деоккупирован».

16 марта с аналогичной позицией выступил и Евросоюз. В постоянном представительстве ЕС в ОБСЕ заявили, что не признают и осуждают «незаконную аннексию Россией Крыма и Севастополя, что является нарушением международного права и является прямым вызовом международной безопасности». В этот же день Европарламент принял враждебную России резолюцию «Политические заключенные в тюрьмах России и ситуация в Крыму». В резолюции говорится о «о поддержке территориальной целостности Украины и непризнании аннексии Крыма», осуждается «явное нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины» и выдача российских паспортов всем жителям Крыма, а также выражается глубокая озабоченность «в связи с продолжением милитаризации Крымского полуострова Россией». Депутаты потребовали обеспечить беспрепятственный доступ в Крым международным организациям и экспертам ОБСЕ, ООН, Совета Европы, правозащитным организациям и СМИ. В резолюции также подчеркивается, что Минские соглашения не будут считаться выполненными до тех пор, пока Россия не освободит осужденных в России украинских граждан - Николая Карпюка, Станислава Клиха, Александра Кольченко, Олега Сенцова, Ахтема Чийгоза, Али Асанова, Романа Сущенко. Европарламент призвал Совет Европейского союза ввести новые санкции против тех, кто «участвует в незаконном, политически мотивированном уголовном преследовании украинских граждан в России и на Крымском полуострове».

Как известно, вопрос о статусе Крыма никак не увязан с мирным урегулированием в Донбассе, несмотря на попытки Украины объединить их в рамках единого трека разрешения конфликта с Россией. Тем не менее, в ситуации очевидного кризиса минского процесса, следует признать, что актуализация Западом статуса Крыма в конфронтационном и даже враждебном ключе как минимум не способствует налаживанию взаимопонимания с Россией по поводу имплементации Минских соглашений. В Кремле воспринимаются болезненно и негативно любые демарши, ставящие под сомнение российский суверенитет над Крымом. Центрирование повестки гарантов мирного процесса на Крыме вместо Донбасса является контрпродуктивным. Оно работает против прогресса в мирном процессе и играет на руку украинской стороне, которую не удовлетворяют параметры Минских соглашений.

фото: Алексей Павлишак/ТАСС

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы