ENG

15 – 21 августа: Правительство жертвует Ливановым

Еженедельный анализ политической повестки

Отставка министра образования и науки Дмитрия Ливанова, начало предвыборной агитации в СМИ, слухи о досрочных президентских выборах, обсуждение реформы Следственного комитета РФ и перенос сроков приватизации «Башнефти» стали главными темами недели во внутренней политике.

На неделе рейтинги исполнительной власти продолжили снижение. По данным проведенного 13-14 августа Фондом «Общественное мнение» опроса, электоральный рейтинг Владимира Путина потерял еще два пункта и опустился до отметки в 62%, обновив годовой минимум. Таким образом, с начала года рейтинг главы государства опустился на 12% – c 74% до 62%. Количество граждан, положительно оценивающих деятельность Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, снизилось на 3%. Согласно исследованию ФОМ, 44% опрошенных считают, что глава правительства работает на своем посту хорошо – против 36%, полагающих, что премьер справляется со своей работой плохо. Это самая низкая оценка населением работы Медведева с 2013 года. Другой поллстер – ВЦИОМ – также зафиксировал рост неодобрения деятельности премьер-министра. По сравнению с июлем количество респондентов, негативно относящихся к работе Медведева, выросло на 10% и составляет 36%.

На рейтингах власти продолжает негативно сказываться обеспокоенность граждан социально-экономической ситуацией в стране. По данным ФОМ, больше всего население волнует рост цен, рост стоимости услуг ЖКХ, низкий уровень зарплат, пенсий и пособий. Несмотря на заверения власти о конце экономического кризиса, социологи отмечают, что количество респондентов, опасающихся увольнения и закрытия предприятий, по-прежнему существенно превышает показатели 2013-2015 года.

На популярность власти может оказывать влияние и деятельность премьер-министра в контексте приближающихся выборов. Высказывания Медведева о зарплатах учителей вторую неделю подряд остаются среди наиболее заметных тем. Внимание к словам премьер-министра невольно поддерживается провластными экспертами, продолжающими попытки компенсировать его последствия. Вместо того, чтобы переключать внимание на другую повестку, интерпретаторы подают уже новые события в контексте высказывания Медведева. Так, выступление главы правительства на Всероссийском педагогическом совещании и перестановки в правительстве открыто трактуются как действия, направленные на исправление ситуации.

Центральным событием недели стала отставка главы Министерства образования и науки Дмитрия Ливанова. Смена главы Минобразования продолжила серию кадровых перестановок во власти. Вместо Ливанова на должность министра была назначена замначальника управления по общественным проектам Администрации президента Ольга Васильева. В публичном пространстве отставка Ливанова была воспринята как ожидаемая. Назначение Ливанова и еще двух министров оценивали в расчете на показательную отставку в случае необходимости. Низкие рейтинги министра и постоянная критика инициатив Минобразования в СМИ и профессиональном сообществе, включая реформирование РАН, давно поставили руководителя ведомства на первое место в списке на выбывание. Негативный фон вокруг министра поддерживался практически с момента его назначения. Работа Ливанова осложнялась и намеренным его использованием партией власти и внутриполитическим блоком Кремля в качестве слабого звена правительства, доступного показной критике для выпуска пара.

При Ливанове политика министерства в целом не выходила за рамки идеологии реформирования системы образования, начатой еще в начале нулевых. Смена министра на некоторое время снизит остроту конфликтов, неизбежно сопровождающих проведение реформ. Упадет градус обсуждения инициатив правительства на образовательном направлении, а министерство получит возможность для дальнейшей реализации запланированных изменений.

Васильева не является публичным тяжеловесом. Она не связана с аппаратом Минобразования и пока нейтрально воспринимается в академической среде. Смена министра позволяет избавить дискуссию о перспективах российского образования от обсуждения целесообразности уже принятых решений. Однако Васильева не имеет высокого авторитета в профессиональном сообществе и большого опыта управления в сфере образования, в отличие от работавшего ректором МИСиС Ливанова. Поэтому на начальном этапе новому министру придется приложить большие усилия для доказательства своей состоятельности.

Отставка Ливанова и назначение Васильевой были также использованы провластными экспертами для демонстрации внимания правительства к интересам одной из наиболее значимых электоральных групп. Смена министра образования была преподнесена, в том числе, как компенсация ошибок в коммуникации с учителями и преподавателями со стороны премьера. Резонансные высказывания премьер-министра о зарплатах и слухи о планах по сокращению 40% бюджетных мест в ВУЗах действительно могли негативно сказаться на электоральном энтузиазме бюджетников. Однако послужной список нового министра и заявления о «заботе об учительстве» явно недостаточны для капитализации кадрового решения в интересах партии власти. Эффективной интерпретации отставки с точки зрения электоральной кампании представлено не было. Поэтому можно предположить, что смена министра образования сама по себе вряд ли окажет какое-либо заметное влияние на рейтинги правительства и «Единой России».

20 августа стартовала предвыборная агитация в СМИ. К финальному этапу парламентской кампании «Единая Россия» подошла с минимальным в этом году значением электорального рейтинга. Согласно проведенному 13-14 августа Фондом «Общественное мнение» опросу, за партию власти готовы проголосовать 42% респондентов. Последний раз столь низкую поддержку единороссы получали в марте 2014 года. Рейтинги других партий не показывают существенных изменений. За КПРФ по-прежнему готовы проголосовать 10% опрошенных. Свою поддержку «Справедливой России» высказывают 8% респондентов. Изменение рейтинга ЛДПР находится в пределах статистической погрешности. После падений предыдущей недели партия Жириновского увеличила свою поддержку на 1% – до 9%.

Для сравнения, в 2011 году к стартовавшему 5 ноября агитационному периоду рейтинг «Единой России» находился на отметке в 40%. Однако тогда показатели партии власти были достаточно стабильны. В течение предшествовавшего финальному этапу кампании полугодия рейтинг единороссов практически не менялся. На этот раз «Единая Россия» с начала года показывает негативную динамику и за шесть месяцев потеряла 8%. Сопоставимым был и отрыв ЕР от ближайших конкурентов. За КПРФ в начале ноября 2011 года были готовы проголосовать 12% респондентов, за ЛДПР – 10%, за эсеров – 5%.

Власть должна будет в ближайшие дни сделать выбор между двумя сценариями. В агитационный период Кремль либо бросит ресурсы на укрепление позиций «Единой России» и мобилизацию лояльного электората, либо продолжит поддерживать инерционный характер кампании. При первом варианте главной задачей будет недопущение дальнейшего падения рейтинга ЕР. В 2011 году власть остановилась на инерционном сценарии. Усилия технологов «Единой России» были направлены на спайку образа Медведева и партии, а не на продвижение ЕР. В итоге за последний месяц перед голосованием единороссам не удалось улучшить свои показатели. Напротив, к концу ноября о поддержке «Единой России» заявляли 39% опрошенных, в то время как рейтинги оппозиции росли. Причем если коммунисты и либерал-демократы прибавили по 1%, то за эсеров были готовы проголосовать уже 9% респондентов. Поддержка рейтинга «Единой России» потребует заметной активизации кампании и новых шагов со стороны власти, например, очередных кадровых решений.

При втором сценарии кампания вряд ли прибавит в темпе и приобретёт динамичность. «Единая Россия» может оценивать риски падения рейтинга как незначительные. Новая конфигурация избирательной системы дает возможность за счет одномандатников сохранить большинство в парламенте даже при ухудшении результатов по спискам. Излишняя активизация будет только снижать прогнозируемость итогов голосования. Если в ходе предыдущих выборов в Госдуму деятельность «Единой России» в период агитации была заметна 28% избирателей, то сейчас этот показатель составляет всего 15%. Темп кампании последовательно понижается. В наиболее политизированных регионах власть стремится избежать острой полемики между участниками парламентской гонки. Например, в Москве было принято решение отказаться от проведения дебатов.

У власти практически не остается времени для выбора стратегии. Минимально необходимое время для проведения мобилизационной кампании составляет две недели. Крайний срок запуска мобилизационного сценария – конец августа. Учитывая необходимость предварительной подготовки, решение должно быть принято за последнюю оставшуюся неделю.

Пока действия власти указывают на приоритет инерционного сценария, при котором общий интерес к голосованию снижается, но точечная работа с целевым электоратом позволяет обеспечить явку лояльных избирателей. На данный момент количество граждан, планирующих принять участие в выборах, продолжает снижаться. По данным ФОМ, на избирательные участки готовы прийти 54% избирателей, а 20% намерены проигнорировать голосование. В начале августа аналогичные показатели составляли 59% и 18%. На этом фоне Центризбирком заявил о практически полном отказе от наружной рекламы с информацией о предстоящих выборах из-за сокращения бюджета.

Кампания по снижению ожиданий от явки несет в себе заметные риски для власти. Итоговое количество граждан, которые примут участие в голосовании, может опуститься ниже отметки в 50%. Для сравнения, в 2011 году явка составила 60,2%. Если на избирательные участки придут менее половины избирателей, это будет использовано несистемной оппозицией для подрыва легитимности результатов парламентских выборов.

Электоральная стратегия оппозиции также остается инерционной. В ноябре 2011 года заметность деятельности КПРФ и «Справедливой России» составляла 8%, ЛДПР – 7%. Сейчас этот показатель в случае коммунистов и эсеров составляет 6%. Значения ЛДПР, по данным социологов, совпадают с предыдущей кампанией. Низкая активность играет против конкурентов «Единой России». КПРФ в отличие от прошлых выборов в Думу не может рассчитывать на получение столь же высокой доли протестных голосов. В гораздо более шатком положении в сравнении с 2011 годом находится и «Справедливая Россия». ЛДПР необходимо гарантировать себе высокие результаты по списку, чтобы компенсировать слабые позиции в одномандатных округах. Малые партии при текущем ходе кампании и вовсе практически полностью лишаются возможностей для роста.

Слухи о возможном проведении досрочных выборов главы государства компенсируют низкую событийность в парламентской кампании. Перенос президентских выборов на 2017 год остается одной из центральных тем обсуждения внутри политической элиты. На неделе дискуссия о возможности такого сценария получила дополнительный импульс после комментариев лидера ЛДПР Владимира Жириновского и публикации в The Times, допустивших проведение выборов главы государства в марте 2017 года.

Тема уже появлялась в повестке в этом году. В марте высокую вероятность проведения досрочных выборов подчеркивал лидер «Яблока» Григорий Явлинский. Учитывая текущий ход парламентской кампании, обсуждение вероятности такого решения будет оставаться в центре внимания.

Высокая степень предсказуемости результатов выборов 18 сентября переключает внимание игроков на центральное политическое событие в текущем электоральном цикле – президентские выборы. Главной темой становится обсуждение выгод для власти от переноса голосования на 2017 год. В связи с этим внимание политического класса переключается на возможные ходы власти после 18 сентября, а парламентские выборы оцениваются с точки зрения поддержания легитимности системы в контексте очередного президентского срока Путина. Как следствие, любые действия Кремля, включая последние кадровые перестановки, обсуждаются в первую очередь в контексте предстоящей президентской кампании.

Однако Кремль пока вряд ли до подведения итогов парламентских выборов рассматривает как актуальный запуск сценария переноса президентских выборов на более ранний срок. Аргументы в пользу досрочного прекращения Путиным своих полномочий пока звучат неубедительно. Рейтинги президента, несмотря на снижение по сравнению с началом года, остаются высокими. Обновления мандата могло бы потребовать проведение радикальных реформ, однако ситуация позволяет откладывать принятие конкретных решений. Кремль подходит к вопросу структурных изменений сдержанно. Поэтому, если власть и пойдет на преобразования, они будут проведены в следующий срок Путина. Не прорисовываются и возможные поводы для досрочного сложения полномочий главы государства.

Остающееся до выборов 2018 года время необходимо власти для конструирования повестки президентской кампании. Искусственное сокращение сроков в данной ситуации ограничивает пространство для маневра и не находит объяснения с точки зрения политической целесообразности.

На неделе было объявлено о реформировании внутренней структуры Следственного комитета России. Со стороны СКР реформа подается как продолжение политики «очищения» и используется как инструмент восстановления репутации после громких арестов высокопоставленных сотрудников ведомства. Изменение статуса отдельных управлений и перевод ряда подразделений в непосредственное подчинение главы Следственного комитета Александра Бастрыкина подавались как элемент внутреннего противодействия коррупции.

В публичном поле доминировали интерпретации, играющие в пользу ФСБ. Триггером преобразований называлась именно атака ведомства Бортникова на СКР. В первую очередь обращалось внимание на возможность упразднения или существенное изменения кадрового состава управлений, находившихся в ведении задержанных сотрудниками ФСБ Дениса Никандрова, Михаила Максименко и Александра Ламонова. Подчеркивается, что если реформа СКР и была запланирована Бастрыкиным, то аресты внесли в нее существенные коррективы. ФСБ получила удачный повод для обсуждения своего влияния на внутреннюю структуру конкурирующих силовых ведомств.

Реформа СКР также может трактоваться и вне контекста противостояния силовиков. Изменения в Следственном комитете в совокупности с перестановками в СЭБ и УСБ ФСБ могут быть начальной фазой более масштабных преобразований в силовых структурах, направленных на выстраивание нового баланса сил.

Перенос сроков приватизации «Башнефти» стал победой Игоря Сечина в противостоянии с правительством. Попытки отстранить «Роснефть» от приватизации не увенчались успехом. Вопрос о продаже госпакета «Башнефти» остается нерешенным, а Сечин получает дополнительное время для продвижения своего предложения. Проигравшим оказывается первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий приватизацию. В июле Шувалов заявлял, что «лучшим бы исходом было, чтобы мы продали следующим после «Алросы» пакет «Башнефти». Кроме того, вице-премьер высказывал надежду, что «Башнефть» будет возможно «продать чуть раньше, чем «Роснефть». Перенос сроков приватизации ставит под угрозу выполнение предусмотренного правительством плана. Все сделки должны состояться до конца 2016 года. Теперь же временные рамки оказываются размытыми, а отход от изначально обозначенной логики дезориентирует потенциальных инвесторов. Борьба вокруг приватизации «Роснефти» продолжится. В этом раунде победил Сечин, однако Шувалов вряд ли прекратит свои попытки реализовать госпакет «Башнефти» в обход «Роснефти». Неспособность вице-премьера реализовать свой план приватизации будет воспринята как серьезное поражение.

Перенос сроков приватизации «Башнефти» накладывается на очередную волну обсуждения необходимости оптимизации государственных расходов. Приватизация рассматривалась как один из наиболее доступных путей покрытия дефицита бюджета.

Вместе с тем в контексте парламентской кампании это имеет значение с точки зрения исполнения предвыборных обещаний партии власти. Так, остается неопределенным вопрос о втором этапе индексации пенсий. Появившиеся слухи об отказе от индексации в пользу менее затратной для бюджета разовой выплаты все равно предполагали привлечение средств за счет доходов от приватизации. Перенос сроков откладывает и принятие решения по пенсиям, ограничивая возможности власти в управлении социально-экономической повесткой на финальном этапе парламентской кампании. 

Фото: ТАСС / Артем Коротаев

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы