ENG

16 – 22 января. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Решение глав государств «нормандской четверки» о продолжении работы «нормандского формата» в 2017 году, реанимация темы «дорожной карты», ожидания сигналов после смены исполнительной власти в Соединенных Штатах, блокирование Киевом переговоров в рамках Минской контактной группы и получение председателем ОБСЕ Австрией согласия со стороны России и Украины на расширение деятельности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ определяли повестку урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом на минувшей неделе.

На фоне неопределенности позиции администрации Трампа по конфликту в Донбассе лидеры «нормандской четверки» активизировали работу в этом формате и восстановили процесс согласования «дорожной карты». В данный момент можно зафиксировать, что все участники переговоров по разным причинам сохраняют заинтересованность в поддержании статуса «четверки» как эксклюзивной площадки мирного процесса.

Россия проявляет осторожность и готовится к длительному диалогу с Вашингтоном, который и определит сроки урегулирования конфликта в Донбассе.

Украина делает ставку на ускоренное выстраивание отношений с администрацией Трампа в ближайшие месяцы, пытаясь опередить и Кремль, и европейских партнеров. Для этого существует определенный задел. Покинувшие Белый дом демократы дали европейцам сигнал продолжать поддержку Киева и сохранять единство вокруг доминирующей интерпретации конфликта как геополитического противостояния России и Украины. Жесткие заявления демократов могут быть истолкованы как наличие определенных договоренностей о преемственности курса в отношении Киева между Трампом и Обамой.

Чувствуя поддержку, Киев демонстрирует жесткость своей позиции против России и уже не просит, а требует от Запада сохранения предыдущего курса. Для этого используются любые средства. На неделе украинская сторона фактически заблокировала работу Минской контактной группы, еще раз демонстрируя, что не воспринимает представителей республик как равноправных участников переговоров.

Однако, под давлением внешних обстоятельств, Киев вынужден адаптировать свою стратегию. Порошенко приходится доказывать свою договороспособность и прощупывать почву для тех уступок, которые, возможно, придется сделать, чтобы доказать свою приверженность «нормандскому формату».

На фоне дипломатического тупика в Минске маленьким успехом выглядят первые результаты нового председателя ОБСЕ Австрии. Вене удалась получить пока устное одобрение идеи по переходу работы СММ ОБСЕ на круглосуточный режим. Дальнейшие успехи Австрии зависят от продвижения в политических вопросах, без которых ситуация с безопасностью останется нерешенной.

Следующее заседание Контактной группы состоится только 1 февраля. В течение будущей недели повестку будут определять первые шаги администрации Трампа и дипломатические усилия сторон. Продолжатся контакты на уровне помощников лидеров «четверки» и экспертов по согласованию «дорожной карты».

Однако временной ресурс для этого не безграничен – тупиковая ситуация в Минске усиливает угрозу эскалации на линии разграничения.

 

Процесс урегулирования

Важнейшим событием недели стало возобновление переговорного процесса в «нормандском формате» на высшем уровне и возврат к теме «дорожной карты».

Лидеры «нормандской четверки» провели серию первых в 2017 году телефонных консультаций.

16 января состоялись переговоры между президентом Украины, канцлером Германии и президентом Франции. 18 января Меркель и Олланд провели телефонные переговоры с российским президентом. Показательно, что с момента кризиса в Крыму летом 2016 года президенты России и Украины по-прежнему не участвуют в общих телефонных консультациях. Последний разговор, в котором приняли участие все четыре лидера, за исключением саммита «четверки» в Берлине 19 октября, состоялся 24 мая 2016 года.

Принято решение активизировать переговоры в «нормандском формате» в ближайшее время и провести несколько совместных мероприятий на различных уровнях. Прежде всего продолжатся контакты специальных помощников по минскому процессу, которые в прошлом году шли в постоянном режиме. Возможно инициирование встречи глав МИД «четверки» до начала весны в нынешнем составе министров.

Не исключено проведение последнего саммита «нормандской четверки» до ухода Олланда с поста президента в мае. Если такой саммит и состоится, в чем существуют серьезные сомнения, то он скорее всего ограничится очередным закреплением уже существующих договоренностей. Лидеры могут использовать мероприятие, чтобы отдать дань уважения той роли, которую сыграл уходящий французский лидер в урегулировании конфликта в Донбассе.

В акцентировании на «нормандском формате» как на главной площадке для политического урегулирования сейчас в той или иной степени заинтересованы все участники переговоров. Европейцам и, в первую очередь, Германии важно сохранить за собой на будущее первенство в разрешении и упреждении конфликтов на континенте. Для этого необходимо закрепить «нормандский формат» в качестве действующей альтернативы будущих российско-американских переговоров.

«Большая сделка» между Москвой и Вашингтоном, в которой могут согласовываться сценарии устойчивого мира в Донбассе и заодно будущее Украины в обход «нормандского формата», очевидно, будет подаваться европейскими элитами как возвращение к практике Холодной войны и уж точно рассматриваться как свидетельство несостоятельности претензий единой Европы на независимую внешнюю политику.

В результате «Большой Сделки» удар может быть нанесен по политической репутации и амбициям Германии в целом и канцлера ФРГ Меркель в частности, которая была главной сторонницей решения конфликта в Донбассе без прямого участия США и за счет мобилизации европейских государств против России на основе политики санкционного давления и поддержки Украины.

Продолжение функционирования «нормандского формата» позволяет Меркель рассчитывать на своеобразное право вето на не устраивающий ее сценарий урегулирования даже в том случае, если Россия и США попытаются заключить сепаратную сделку. Ее союзником в этом вопросе является украинский президент. Как и Меркель, Порошенко, в случае отказа администрации Трампа от обязательств Обамы в отношении Украины, нуждается в надежных гарантиях того, что «четверка» будет обладать последним словом в выборе сценария урегулирования конфликта и не допустит решения судьбы Киева за его спиной.

Интерес России состоит в сохранении формата переговоров на тот случай, если диалог с администрацией Трампа зайдет в тупик. В таком случае Москва сохранит ряд инструментов политического давления на Киев через Берлин и Париж.

Однако из всех участников именно Меркель сегодня следует признать наибольшим интересантом продолжения диалога в рамках «четверки». Поэтому в течение первого полугодия Берлин, скорее всего, повторит попытки добиться подвижек в мирном процессе, как это было в конце прошлого года. Для Меркель будет важно выиграть время, чтобы успеть добиться результата до начала избирательной кампании в Германии и воспользоваться паузой, пока администрация Трампа будет проводить аудит наследия Обамы для планирования собственной политики на европейском континенте.

Главным результатом телефонных переговоров «четверки» стала договоренность продолжить работу по подготовке общей «дорожной карты» по имплементации Минских соглашений, которая была начата в прошлом году по итогам берлинского саммита. На этот раз лидеры условились, что работа над документом, которую ведут специальные помощники, не будет останавливаться, несмотря на изменение внешнеполитической конъюнктуры и приближающиеся выборы во Франции и Германии. Меркель и Олланд не оставляют надежд на то, что Путина и Порошенко удастся убедить относительно общего видения порядка выполнения минского Комплекса мер и зафиксировать его в рамках единого документа.

Следует также отдельно отметить возвращение темы «дорожной карты» в повестку украинского президента. Именно Киев в прошлом году выдвигал неприемлемые для республик условия по «карте», срывая переговоры. Теперь Порошенко заявляет, что в новом году рассчитывает согласовать «дорожную карту» и выйти таким образом на траекторию реального урегулирования. При этом он настаивает на полном сохранении санкций в отношении России до возвращения не только контроля над Донбассом, но и над Крымом. Некоторое смягчение формулировок украинской стороны в начале недели вряд ли стоит воспринимать всерьез – это связано с подготовкой поездки Порошенко в Давос, где украинскому президенту нужно было выглядеть более договороспособным, чем в Киеве.

В ситуации неопределенности относительно поведения Вашингтона Порошенко пытается демонстрировать одновременно жесткость внутри страны и договороспособность вовне, чтобы убедить европейцев в серьезности своего отношения к «нормандскому формату».

16 января на встрече с аккредитованными на Украине иностранными послами Порошенко заявил, что «единственным эффективным путем к урегулированию является «Дорожная карта» взаимосвязанных шагов и в безопасности, и в политике». Следует напомнить, что в последнее время официальные лица в Киеве категорически отказывались обсуждать увязку вопросов безопасности и политической части, настаивая сначала на выполнении пунктов по безопасности и только потом на переходе к рассмотрению выполнения своих обязательств в политическом блоке Комплекса мер.

После Давоса риторика Порошенко изменилась. Уже в воскресенье, 22 января, на празднованиях в Киеве по случаю Дня соборности Украины Порошенко использовал более жесткие формулировки: «любым шагам по политическому урегулированию должен предшествовать очевидный и бесспорный прогресс по вопросам безопасности», добавив, что именно ему удалось убедить в этом «западных союзников».

Разница в сигналах, которые Порошенко посылает западной и украинской аудиториям, носит ситуативный характер и свидетельствует лишь о том, что в Киеве намерены продолжать манипулировать повесткой в своих интересах.

 

Контактная группа

Первое в этом году заседание Трехсторонней контактной группы в Минске 16 января закончилось почти безрезультатно.

Нагнетание украинской стороной информационного фона вокруг темы обмена пленными и задержанными не принесло результатов. Обмена не состоялось. Более того, была перенесена и намеченная скайп-конференция по данному вопросу. Стороны в основном ограничились констатацией текущих разногласий.

Ответственность за блокирование переговоров следует возложить на украинскую сторону. Киев пытается навязать позицию, что приемлемое для него решение конфликта возможно лишь в результате давления Запада на Россию, а не прямых его переговоров с ДНР и ЛНР. Диалог с ними в рамках Контактной группы рассматривается Киевом как косвенная легитимация республик Донбасса. Кроме того, тактика украинской стороны строится на том, чтобы любыми способами не допустить превращения Контактной группы не только в место принятия решений, в котором республики участвуют как сторона конфликта и как полноправный участник переговоров, но даже в площадку для обсуждения вариантов решения.

В результате все участники переговоров в Минске вынуждены были признать, что новогоднее соглашение о прекращении огня провалилось, как и большинство предыдущих подобных соглашений.

Представители республик, со своей стороны, особо подчеркивают позицию Украины в блокировании работы политической подгруппы. Переговорщики со стороны Киева не готовы обсуждать никакие шаги в направлении имплементации политических пунктов мирных договоренностей и электорального законодательства. По словам пресс-секретаря представителя Украины Дарки Олифер, проведение местных выборов по украинскому законодательству на неподконтрольных территориях Донбасса невозможно «без полного и устойчивого прекращения огня, без вывода всех иностранных воинских формирований и военной техники с территории Украины, без контроля за границей».

17 января представитель Украины в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко констатировала, что в данный момент заблокированы все пункты Минских соглашений. В то же время она еще раз подчеркнула неприемлемую для республик и России позицию, что «мир невозможен без доступа и контроля (со стороны Украины) над границей» и что украинская сторона не планирует отступать от этой позиции.

В связи с постоянными упоминаниями украинской стороны «о контроле за границей», России приходится регулярно напоминать о недопустимости произвольной интерпретации Минских соглашений. Уже на следующий день, 18 января министр иностранных дел РФ Сергей Лавров напомнил, что восстановление контроля Украины над границей является последним шагом в выполнении Минских соглашений и что Киев предварительно обязан предпринять серию вполне конкретных политических шагов.

России также приходится постоянно возвращать Украину к признанию того, что это конфликт Киева и Донбасса. 20 января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью BBC напомнил, что Москва не является стороной конфликта в соответствии с Минскими соглашениями и что ответственность за выполнение договоренностей лежит на Киеве и Донецке с Луганском. «Проблема в том, что мы не является страной, которая должна имплементировать минские соглашения. Мы – страна, которая должна гарантировать реализацию минских соглашений вместе с Францией и Германией. Минские соглашения должны быть выполнены Киевом и парнями в Донбассе», – сказал пресс-секретарь Путина.

 

Вопросы безопасности

Важным сигналом стало заявление министра иностранных дел председательствующей в ОБСЕ Австрии Себастьяна Курца, о том, что он получил устное согласие от Москвы и Киева на расширение работы миссии СММ ОБСЕ в зоне конфликта. Правда, до сих пор не определены процедура и сроки этого решения.

16-17 января Курц совершил визит в Киев (второй в этом году), где встретился с президентом Порошенко, а 18 января провел переговоры в Москве с Лавровым.

Австрия, как новый председатель ОБСЕ, рассматривает решение проблемы безопасности в зоне конфликта в качестве главной задачи на период своей работы. И первые попытки челночной дипломатии Курца принесли пусть небольшой, но успех. Главе МИД Германии Франку-Вальтеру Штайнмайеру, который председательствовал в ОБСЕ в 2016 году, так и не удалось добиться согласия на проведение миссией круглосуточного мониторинга. Теперь инициативы Курца должны получить согласие всех членов организации.

По итогам переговоров было принято решение о том, что наблюдатели ОБСЕ смогут работать в ночное время суток на линии соприкосновения и на складах, где размещается тяжелая техника. Для этого они получат в свое распоряжение все необходимое оборудование. В частности, наблюдатели смогут установить дополнительные камеры видеонаблюдения. Кроме того, будет увеличен численный состав миссии с 600 до более чем 700 человек.

Попытки украинской стороны вернуть в повестку переговоров идею размещения полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе не нашли поддержки. В ходе встречи с Курцем Порошенко вновь поднял этот вопрос. Глава МИД РФ напомнил украинскому президенту, что идея полицейской миссии «абсолютно противоречит Минским соглашениям». Лавров воспроизвел позицию, которую поддержал во время берлинского саммита президент Путин. Россия тогда выступила за то, чтобы наблюдатели ОБСЕ получили лишь право носить личное стрелковое оружие.

19 января первый заместитель главы СММ ОБСЕ Александр Хуг отметил, что страны и организация не могут договориться о своем понимании сути украинской инициативы. «Вопрос заключается в том, что в первую очередь нужно найти ответ: каким будет задание этого вооруженного компонента миссии. И только потом можно было бы сделать оценку. Но задание должно быть определено странами-участниками ОБСЕ», – сказал Хуг.

В контексте дискуссии об участии миссии ОБСЕ в обеспечении безопасности возможных местных выборов в Донбассе глава МИД России уточнил, что в соответствии с Минскими соглашениями районы с особым статусом смогут иметь собственные силы правопорядка. Москва согласна, чтобы во время выборов местные силы правопорядка сопровождались бы вооруженными личным оружием наблюдателями ОБСЕ. Слова министра можно интерпретировать так, что, во-первых, республики должны будут получить ключевую роль в обеспечении безопасности выборов, а ОБСЕ – вспомогательную, в первую очередь – мониторинговую, а во-вторых, что такие силы должны быть созданы с изменением украинского правового поля до проведения местных выборов на этих территориях.

Дальнейшие успехи нового руководства ОБСЕ будут зависеть от того, насколько эффективно оно выстроит взаимодействие с министрами иностранных дел «нормандского формата». В связи с пересменкой на посту министра иностранных дел в Германии (до конца января) особое внимание следует обратить на позицию этой страны. Россия и республики настаивают, что проблема безопасности может быть решена только в случае параллельного решения вопросов политического урегулирования.

Пока ОБСЕ чрезвычайно невнятно оценивает отсутствие продвижения по политическим вопросам, т.е. наличия определенной политической гарантии, являющейся главной причиной перманентной вооруженной эскалации на отдельных участках линии разграничения. Как убедить Украину предпринять конкретные шаги в своем законодательном поле, которые оговорены в Минских соглашениях, в Вене тоже не знают.

Пока Курц дал понять, что придерживается тактики «малых дел» в сфере безопасности. По его мнению, главная проблема – отсутствие доверия между Россией и Украиной. По мнению же Москвы и республик, эта тактика постепенно освобождает Киев от ответственности за невыполнение политических обязательств. Если Австрия не изменит эту позицию, то ей придется рассчитывать лишь на решение технических проблем миссии СММ ОБСЕ.

Тем временем ситуация в сфере безопасности в Донбассе продолжает ухудшаться.

19 января совместное заявление сделали представитель ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартин Сайдик и председатель СММ Эртугрул Апакан. Возложив ответственность на обе стороны, они признали, что вдоль линии соприкосновения вновь происходит эскалация насилия. «После относительного затишья в новогодний и рождественский период, те, кто предпочитает угрозы и применение силы, снова подрывают безопасность жителей Донетчины и Луганщины», – говорится в заявлении. Наблюдатели зафиксировали значительное увеличение применения оружия, запрещенного Минскими соглашениями, в том числе реактивных систем залпового огня и другой артиллерии. Сайдик, со своей стороны, констатировал отсутствие у сторон политической воли к решению конфликта. Данные выводы совпадают с теми оценками, которые дал на прошлой неделе первый заместитель главы СММ ОБСЕ Александр Хуг.

Наиболее «горячей точкой» остается район Дебальцево. 16 января на заседании Минской контактной группы украинские переговорщики вновь подняли вопрос о выходе на линию от 19 сентября 2014 года, включая Дебальцево. Эскалация в этом районе объясняется стремлением украинской армии установить контроль над «ничейной территорией» внутри линии разграничения и продвижением сил ВСУ к позициям ополченцев.

В ситуации эскалации на дебальцевском участке Украина продолжает концентрировать внимание западных союзников на «российской агрессии». Киев ведет системную работу, направленную на поддержание среди членов НАТО представления о конфликте на востоке Украины как о результате «военного вторжения России». Это позволяет отвлекать внимание западных партнеров от фактов нарушения режима прекращения огня со стороны ВСУ.

18 января прошло заседание военного комитета Украина-НАТО в Брюсселе. В ходе мероприятия украинские представители рассказали о своем видении сценариев возможной эскалации конфликта. По итогам заседания комитета начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко заявил, что «все без исключения союзники подтвердили поддержку Украины, осудили российскую агрессию и заявили о продолжении помощи нашему государству». Он также добавил, что «начальники генеральных штабов стран-членов НАТО осознают опасность для Европы в условиях ведения Россией агрессии против Украины».

Стороны переговоров явно будут ориентироваться на информацию о положении дел на местах, которая будет представлена после завершения поездки (конец января) в зону конфликта первого заместителя главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александра Хуга. Сейчас уже можно констатировать, что оценки будут на деградации ситуации с безопасностью в регионе.

Украина намеренно понижает качество отношений с Россией в сфере безопасности. Так, в Киеве попытались обвинить Россию в нарушении Венского документа ОБСЕ 2011 года и представить Западу «доказательства участия российской армии в конфликте в Донбассе». 16-19 января украинские военные специалисты, а также представители Канады и Дании, провели инспекцию Южного военного округа России на территории Ростовской области. Инспекция проходила по запросу Киева в рамках Венского документа ОБСЕ 2011 года «О мерах укрепления доверия и безопасности», в соответствии с которым государства-участники должны ежегодно обмениваться информацией о своих вооруженных силах. На практике инспекторы занимались поиском доказательств военной поддержки ополченцев со стороны России.

По итогам проверки российские военные сообщили, что инспекторы отказались сообщить выводы о результатах своей работы вопреки обычной в таких случаях практике. Глава российского национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков отметил, что Украина в очередной раз подтвердила нежелание «проявлять транспарентность при реализации документа, предназначенного для укрепления доверия и безопасности», и подчеркнул, что в ходе инспекции не наблюдалась военная деятельность Вооруженных сил России, которая подлежала предварительному уведомлению.

Такое поведение украинских наблюдателей объясняется тем, что они не смогли подтвердить в ходе проверки какую-либо активность российской армии, которую можно интерпретировать как направленную против Украины.

Тем не менее, 20 января Генштаб Украины выступил с обвинением в отношении России, которая якобы не предоставила в 2016 году информацию о формировании рядом с границей Украины 150-ой мотострелковой дивизии. На самом деле, ничего нового не было заявлено – сообщения о формировании новой общевойсковой армии и 150-ой мотострелковой дивизии на юго-западном направлении появлялись даже в СМИ еще 14 сентября 2016 года со ссылкой на Минобороны РФ.

 

Политические вопросы

Украинская сторона продолжает блокировать рассмотрение применения «формулы Штайнмайера» в рамках политической подгруппы Контактной группы.

По указанию заместителя главы Администрации президента Украины Константина Елисеева, курирующего Минские соглашения, переговорщики отказываются обсуждать вопросы предоставления особого статуса согласно «формуле Штайнмайера» и фиксировать письменно свою позицию. При этом они используют аргумент о нелегитимности представителей Донецка и Луганска.

В результате 16 января подгруппа так и не смогла приступить к рассмотрению формулы. Формально позиция Киева состоит в том, что сначала вопрос применения «формулы Штайнмайера» должен быть решен в рамках согласования «дорожной карты» на уровне «нормандской четверки». По словам и.о. главы МИД ДНР Натальи Никаноровой, «украинские переговорщики заявили, что не намерены обсуждать вопросы по сути с представителями республик, так как они не являются стороной конфликта».

Украина продолжает расширять круг законодательно преследуемых лиц в контексте конфликта с Донбассом, что ставит под сомнение выполнение одного из ключевых пунктов урегулирования – о предоставлении амнистии.

В пункте 5 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года говорится о помиловании и амнистии «путём введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Россия, Донецк и Луганск считают этот пункт одним из ключевых условий, без которого невозможно полноценное политическое урегулирование, а следовательно, и какая-либо интеграция республик в состав Украины.

Киев не только отказывается согласовывать параметры такого закона, но и продолжает расширять уголовное преследование в отношении ряда чиновников и сторонников ДНР и ЛНР. Так, 19 января в Луганской области начато расследование в отношении пяти прокуроров, которые продолжили работу в Генеральной прокуратуре ЛНР. Украинская прокуратура завела уголовное дело по статье 258, части 1 Уголовного кодекса Украины (участие в деятельности террористической организации), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. В сообщении прокуратуры говорится, что «5 прокуроров-изменников, нарушив присягу сотрудника прокуратуры Украины, перешли на сторону террористической организации «ЛНР», заняли руководящие должности в «Генеральной прокуратуре «ЛНР» и осуществляют свою деятельность в пользу террористов». Подобные действия значительно снижают уровень доверия между сторонами и уменьшают возможность урегулирования как такового.

Продолжается «война цифр». Украинская сторона опубликовала новые данные о количестве беженцев и перемещенных лиц. Важность данной информации связана с тем, что в случае разблокирования переговоров политической подгруппы неизбежно встанет вопрос о количестве перемещенных лиц и форме обеспечения их прав на участие в местных выборах в Донбассе. На участии их в голосовании будет настаивать украинская сторона. Республики принципиально с этим не согласны. В связи с этим большую роль будет играть процедура согласования списков. 17 января пресс-служба министерства социальной политики Украины сообщила, что ведомство поставило на учет 1 650 410 вынужденных переселенцев из «зоны проведения АТО и Крыма». Поскольку функция арбитра в этом вопросе частично будет возложена и на ОБСЕ, особое внимание привлекают оценки количества перемещенных лиц со стороны этой организации. Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц назвал свою цифру – 2,5 миллиона беженцев с территорий, контролируемых ДНР и ЛНР.

 

Гуманитарные вопросы

Вопрос об обмене пленными остается в заблокированном состоянии. Ни публикация списков Савченко, не деятельность переговорщиков в Контактной группе не позволяют сдвинуть его с места. Напротив, непрекращающиеся боевые действия приводят к увеличению количества пленных и задержанных лиц. 18 января Украина сообщила о «задержании на мариупольском направлении гражданина России, который служил в армии Новороссии».

Заседание гуманитарной подгруппы в Минске не принесло результатов. Представители ДНР озвучили предложение обменять всех идентифицированных ранее лиц, но ответа от украинской стороны не получили.

Переговорщики договорились провести 18 января видеоконференцию с участием Виктора Медведчука по обмену пленными в связи с праздником Крещения. Представитель Украины в Контактной группе Леонид Кучма поддержал эту инициативу. Однако видеоконференция так и не состоялась и была перенесена на следующую неделю.

Украина, уклоняясь от прямого обсуждения вопроса, продолжает попытки привлечь на свою сторону новые общественные и международные организации для организации давления на республики. В Киеве в очередной раз предложили привлечь к обмену пленными и к поиску заложников Международный комитет Красного Креста.

Одним из элементов, вносящих путаницу в процесс переговоров об обмене, является постоянное изменение Украиной цифр пленных и удерживаемых лиц. 18 января на заседании комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны начальник штаба Антитеррористического центра при СБУ Геннадий Кузнецов озвучил цифру в 112 украинцев, находящихся под контролем республик. Пропавшими без вести считаются еще 490 военнослужащих страны.

Украинские власти усиленно пытаются дискредитировать позицию республик в общественном мнении страны. Одним из способов такой дискредитации можно признать искусственное усиление негативного резонанса вопроса об обмене пятерых «беркутовцев». 18 января советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк сделал заявление, что «ДНР подала запрос о включении пятерых бывших сотрудников спецподразделения «Беркут» в список на обмен». В ДНР продолжают считать беркутовцев участниками общеукраинского гражданского конфликта, частью которого стала война в Донбассе. Жесткая позиция Украины в этом вопросе станет дополнительным препятствием для продвижения в вопросе обмена пленными по принципу «всех на всех». Интересно, что фамилии этих пяти» беркутовцев фигурировали в списке Савченко. 18 января Святошинский районный суд Киева продлил для них до 17 марта меру пресечения в виде содержания под стражей. Судья допустил, что «перед судом будет поставлен вопрос решения этой проблемы» и что в таком случае он будет решаться в соответствии с Конституцией и уголовно-процессуальным законодательством Украины. При этом он подчеркнул, что законом не предусмотрено освобождение подсудимых в связи с необходимостью их передачи третьей стороне.

Вместе с тем Шкиряк заявил, что Украина не пойдет на такой обмен «ни при каких обстоятельствах». Советник главы Службы безопасности Украины Юрий Тандит отметил, что нельзя «освобождать тех людей, которые не имеют отношения к событиям на этой необъявленной войне».

 

Экономические вопросы

Наиболее важный результат – разблокирование работы подгруппы по экономическим вопросам Минской Контактной группы.

Начиная с сентября, на протяжении восьми предыдущих заседаний работа подгруппы срывалась Киевом.

Пресс-секретарь президента Кучмы отметила, что «группа положительно оценила восстановление поставок воды в Луганской области, которое стало возможным после погашения части задолженности за потребленную воду в ОРЛО». Украинская сторона высказала свое удовлетворение текущей схемой расчетов за воду, при которой деньги перечисляются украинскому предприятию, а «все операции совершаются исключительно в рамках украинского правового поля».

В качестве одного из шагов в направлении изменения экономической политики в отношении Донбасса можно выделить планы правительства Гройсмана упростить процедуру отчетности для украинских предприятий, «работающих на территории ОРДЛО». Об этом заявил министр по вопросам временно оккупированных территорий Вадим Черныш. Это решение по логике правительства имеет смысл, поскольку в ДНР и ЛНР отсутствуют украинские налоговые органы, а на территории республик сейчас работают 20 крупных промышленных предприятий, которые платят налоги в государственный бюджет Украины. Данное решение принимается не в рамках минских договоренностей и основная его цель – не улучшение расчетов с предприятиями Донбасса и не стабилизация ситуации на предприятиях региона, а финансовые послабления для олигархов – собственников этих предприятий, которые постоянно проживают в Киеве. Соответственно также можно рассматривать это действие в рамках личных интересов и договоренностей премьера и олигархов.

 

Позиция Украины

Основные усилия украинских властей, как и неделей ранее, нацелены на то, чтобы убедить общественное мнение в возможности создания «эффективного канала связи» с новой администрацией в США; изолировать Надежду Савченко, либо минимизировать ее активность в качестве альтернативного официальному каналу переговоров с Донбассом; обеспечить в общественном мнении высокий уровень патриотических настроений и негатива в отношении РФ и республик Донбасса.

Через призму задачи выстраивания новых американо-украинских отношений следует рассматривать большинство действий и заявлений Порошенко последних дней в сфере внешней политики.

Очевидно, что для украинского президента особенно важно любым способом компенсировать скандалы, связанные с действиями и заявлениями киевских политиков по поддержке команды Хиллари Клинтон.

18 января в интервью The Wall Street Journal глава украинского государства сообщил, что рассчитывает провести встречу с Дональдом Трампом уже в феврале во время своей поездки в Вашингтон.

Для Порошенко возможность встретиться с Трампом раньше российского президента является важным доказательством для внутриукраинской аудитории собственной важности в мировой повестке и поддержки собственных интерпретаций о том, что именно после встречи с президентом Украины США определили свою позицию.

Следует признать, что на данном этапе порядок встречи лидеров с новым президентом США не имеет значения. На фоне обсуждения возможности «Большой сделки» между Москвой и Вашингтоном судьба Украины и ее отношений с новой администрацией сейчас в большей степени зависит не от итогов переговоров Порошенко и Трампа, а от итогов переговоров Путина и Трампа. Более того, Путин получает определенное преимущество, если Трамп встретится с украинским президентом раньше, поскольку результаты встречи будут уже понятны. И в такой ситуации выгоднее пропустить украинцев вперед. Таким образом последнее слово останется за Путиным, ведь вряд ли Трамп будет проводить индивидуальные встречи с Порошенко по вопросу Украины по нескольку раз в год.

Поэтому скорее всего Порошенко пытается доказать украинским элитам свою эффективность как переговорщика. Порошенко важно поддержать в общественном мнении ожидания по продолжению политической, военной и экономической поддержки Украины со стороны США и закрепить свою ведущую роль в этом вопросе.

20 января украинский президент в Давосе встретился с бывшим министром обороны США Робертом Гейтсом, который входит в ближний круг нового госсекретаря Рекса Тиллерсона. Встречу якобы организовал украинский олигарх Виктор Пинчук.

Одновременно с новой администрацией пытаются налаживать контакты и другие украинские политики. На инаугурацию Трампа приехали Михаил Саакашвили, экс-глава Службы внешней разведки Николай Маломуж, депутат от «Оппозиционного блока» Сергей Кивалов. Посетила Вашингтон и Юлия Тимошенко. О позитивном контакте с Трампом сообщил и украинский посол в Вашингтоне Валерий Чалый.

Важным сигналом для украинской элиты стало решение Порошенко о закрытии российской фабрики Roshen в Липецке. Президенту сейчас необходимо побыстрее избавиться от обвинений в двойной игре и показать новой американской администрации последовательность своей антироссийской позиции. Одновременно это является своеобразным сигналом о готовящемся ужесточении политики Украины по отношению к России. После этого шага вполне возможен целый ряд недружественных действий Киева по отношению к Москве, вплоть до введения визового режима, о котором уже давно говорят в Верховной Раде.

Украинская сторона пытается доказать эффективность своей дипломатии на международной арене. По мнению украинских властей, усиление давления на Россию со стороны Украины послужит доказательством Западу и прежде всего новой администрации в Вашингтоне, что Киев способен использовать весь имеющийся в его распоряжении арсенал легальных возможностей для отстаивания своих интересов и территориальной целостности.

16 января Украина подала иск против Российской Федерации в Международный суд ООН в Гааге. В иске сказано, что «Россия нарушает Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, предоставляя оружие и другую поддержку незаконным вооруженным формированиям, которые обвиняются в совершении террористических актов на территории Украины». При этом, согласно исковому заявлению, в число официальных лиц, ответственных за нарушение Конвенции, входят министр обороны Сергей Шойгу и даже лидеры думских оппозиционных фракций – Геннадий Зюганов, Сергей Миронов и Владимир Жириновский. Россия обвиняется в нарушении Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. По мнению Киева, российское государство должно нести ответственность за кампанию по дискриминации нероссийских общин – крымских татар и украинцев в Крыму. Заместитель главы украинского МИД Елена Зеркаль сообщила, что иску дан статус приоритетного, однако его рассмотрение может занять несколько лет. В Кремле назвали украинский иск «преследующим сиюминутные политические интересы».

Инициирование иска на неделе инаугурации Трампа носило неслучайный характер. Хотя в силу заявлений американского президента Украина больше не может выступать в качестве чистого просителя, Киеву придется доказать, что он не является «слабым звеном» и не собирается перекладывать основное бремя конфликта на своих западных союзников. Выбранная тактика подталкивает Порошенко к тому, чтобы расширить диапазон невоенного противостояния с Россией.

Важным сигналом об изменении политики украинских властей стала инициатива группы 33 депутатов Верховной Рады, основную массу которых составляют представители президентского «Блока Петра Порошенко», внесших законопроект «О государственном языке». Документ предполагает исключительное использование украинского языка почти во всех сферах государственной и общественной жизни. В том числе для местного самоуправления, сферы образования, культуры, СМИ и т.д. Также отменяется закон «Об основах государственной языковой политики» 2012 года. В этой редакции документ явно ухудшает условия использования русского языка и противоречит позиции республик Донбасса, а также Минским соглашениям. Согласно приложению к Минскому комплексу мер, для отдельных районов Донецкой и Луганской областей предусмотрено «право на языковое самоопределение».

Власти вынуждены показательно жестко, на уровне принятия решений в парламенте, купировать активность Надежды Савченко и ограничить ее возможности стать одним из неофициальных переговорщиков с Донбассом.

17 января Савченко поддержала «реалистов», предложив сосредоточиться на мирном возвращении Донбасса ценой временного отказа от требования по возвращению Крыма. При этом она заявила, что в настоящий момент украинские власти дают населению обещания (вернуть Крым и Донбасс), которые не в состоянии выполнить.

После оправданий Савченко 18 января комитет по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады принял решение рекомендовать исключить ее из своего состава. Глава комитета Сергей Пашинский призвал Генеральную прокуратуру дать правовую оценку ее высказываниям, а первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко (по позициям которой в переговорном процессе Савченко со своими списками нанесла удар) пафосно заметила, что «ни одна политическая сила или ни один народный депутат, который пытается посеять смуту, пораженческие настроения, навязать дискуссию сдачи территории или их торгу – не собьет нас с пути восстановления единой и соборной Украины».

В Киеве не стали обращать внимание на то, что и Москва, и республики дистанцировались от предложений Савченко. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не оставил сомнений, что Россия не собирается ни с кем обсуждать статус Крыма и что этот вопрос является «не дискуссионным и неоспоримым». А 19 января глава ЛНР Игорь Плотницкий заявил, что Крым уже не принадлежит Украине, а потому слова Савченко «не несут политического смысла» и являются «пиаром». Россия не будет обсуждать статус Крыма даже в обмен на согласие Киева буквально выполнить Минские соглашения. Республики, со своей стороны, видят в позиции реалистов попытку договориться за их счет и соответственно воспринимают ее как угрозу.

Как результат всей этой кампании в Киеве – растущая изоляция Савченко в политической элите. Несмотря на это, Савченко пока продолжает борьбу и даже можно ожидать ее дальнейшего обострения. В связи с перерывом в пленарных заседаниях Верховной Рады до 7 февраля особых неприятностей со стороны АП для Савченко пока не видно.

На Украине реалистов также загоняют в политическое гетто. Большинство украинских политиков демонстративно игнорировали т.н. «украинский завтрак» Виктора Пинчука в Давосе. Некоторые из них заявили, что это реакция на публикации статей Пинчука на предыдущей неделе.

Для обеспечения поддержки властей по отношению к Донбассу в общественном мнении продолжают использовать старых тяжеловесов. Так, на минувшей неделе против предоставления Донбассу особого статуса выступил первый президент Украины Леонид Кравчук. Какого-то значительного политического влияния внутри страны он не имеет, однако до сих пор считается знаковым персонажем. 16 января Кравчук заявил, что Киев может выполнить все пункты Минских соглашений, кроме изменения Конституции с предоставлением отдельным районам Донецкой и Луганской областей особого статуса. «Мы говорим, что нельзя это делать сегодня на Донбассе, пока там война, пока там не восстановлена украинская власть, пока мы не имеем границ, которые бы обеспечивали суверенитет, целостность нашего государства», – сказал он.

Дополнительным негативным фактором, влияющим на безопасность в зоне конфликта, становятся оптимистичные заявления высокопоставленных украинских чиновников относительно возвращения контроля над потерянными территориями.

Официальные лица продолжили серию заявлений, в соответствии с которыми «Киев вернет контроль над Донбассом и государственной границей в 2017 году». При этом то, как это будет сделано, не раскрывается. Чиновники в основном говорят о мирном возвращении «оккупированных территорий». Несмотря на то, что силовой сценарий открыто не называется, сам факт таких неопределенных заявлений может быть истолкован в республиках как сигнал о подготовке к полномасштабному наступлению.

17 января на коллегии Государственной пограничной службы Украины один из лидеров «партии войны» Арсен Аваков заявил, что главной задачей 2017 года для пограничников является выйти на государственную границу Украины в Донбассе, а в перспективе – в Крыму. С аналогичным заявлением выступил министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш. Возглавляемое им министерство якобы готовится к началу «деоккупации Донбасса» в 2017 году. Он пояснил, что 100% уверенности в начале «деоккупации» в наступившем году все же нет, но подготовка его ведомства к этому процессу уже запущена. Также, по его словам, разрабатывается «карта» поэтапного возвращения Донбасса под украинский контроль. Напомним, ранее заместитель Черныша Георгий Тука сказал, что возвращение Донбасса начнется мирным путем в 2017 году.

 

Позиция республик

16-20 января главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий посетили Крым для участия в мероприятиях, приуроченных к годовщине Переяславской рады. Они приняли участие в форуме славянского единства «С Россией навеки».

Визит лидеров республик Донбасс подчеркнул единство между русскоязычным населением Крыма и Донецка и Луганска. Русская община Крыма подписала соглашение о сотрудничестве с общественным объединением «Мир Луганщине». Мероприятия призваны были повысить субъектность республик и закрепить их статус как альтернативного проекта развития Украины.

На фоне фактического блокирования Киевом переговоров в Минске республики выступают против интеграции в состав Украины. 19 января глава ДНР Александр Захарченко заявил, что жители Донбасса, которые пострадали во время вооруженного конфликта, не согласятся с возвращением республик под контроль украинских властей. «Кровь, которая пролилась на нашей земле, число людей, которые погибли – они никогда не дадут нам быть с Украиной», – сказал Захарченко. Такого же мнения придерживается и глава ЛНР Игорь Плотницкий, который выразил уверенность, что Донбасс никогда не будет принадлежать Украине.

В то же время глава ДНР объяснил, почему объединение ДНР и ЛНР невозможно до урегулирования конфликта. Захарченко и Плотницкий являются «подписантами Минских соглашений», а поэтому объединение может привести к изменению формата переговоров, к чему, по словам лидера ДНР, республики не готовы.

В ситуации экономической блокады со стороны Украины вновь был поднят вопрос о сохранении таможенных пунктов на границе республик друг с другом. Еще в 2015 году республики пытались заключить соглашение о ликвидации таможни, но не смогли прийти к консенсусу. Таможня позволяет властям ДНР и ЛНР контролировать крупные потоки товаров и пополнять свои бюджеты. 17 января Совет министров ЛНР сообщил о принятии постановления «Об урегулировании некоторых вопросов, связанных с ограничением ввоза на территорию ЛНР отдельных видов товаров». В соответствии с ним устанавливается запрет «на перемещение товаров и транспортных средств коммерческого назначения вне расположения временных пунктов таможенного контроля на административной границе ЛНР с ДНР».

 

Позиции заинтересованных стран

На последней неделе работы администрация Обамы подтвердила свою солидарность с командой Порошенко в оценках конфликта в Донбассе.

16 января вице-президент Джозеф Байден совершил последний визит в Киев, а 18 января он выступил с речью в Давосе. Байден возложил на Москву ответственность за невыполнение Минских соглашений, назвал ее наиболее серьезной угрозой для «международного либерального порядка» и обвинил в попытке уничтожения Европейского союза. Вице-президент повторил позицию украинской стороны, в соответствии с которой выполнение политических пунктов минских договоренностей должно последовать только после решения проблемы безопасности. Байден подчеркнул, что ядро санкций против Москвы будет отменено лишь после имплементации Минских соглашений, а крымские санкции – после возвращения Крыма Украине.

Слова вице-президента были адресованы в большей степени растерянным европейцам. Их смысл состоит в том, что ЕС и его лидеры не должны оставлять поддержку Украины, даже если администрация Трампа изменит политику в отношении Киева. Фактически Байден призывает европейцев не участвовать и по возможности торпедировать какую-либо сделку между Москвой Вашингтоном в том случае, если она приведет к отмене санкций на невыгодных для Киева условиях.

Углубляющиеся трансатлантические разногласия могут стать одним из факторов в урегулировании конфликта. Изменение позиции США в отношении НАТО и Евросоюза могут стать причиной перманентных конфликтов Вашингтона с Европой, включая Великобританию. На неделе канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд подвергли синхронной критике последние высказывания Трампа. Меркель заявила, что европейцы держат судьбу в своих руках, намекая на то, что они не нуждаются в советах США. В свою очередь, Олланд также парировал Трампу, что «Европа не нуждается в советах посторонних, указывающих, что ей следует делать». Со схожей позицией выступил министр обороны Великобритании Майкл Фэллон в украинских СМИ, заявив, что Британия не собирается забывать об Украине и намерена усиливать НАТО. Вместе с тем, разногласия между США и Европой и их возможное углубление открывают для России возможности по смягчению давления на себя, даже если Кремлю не удастся достигнуть большого взаимопонимания между Вашингтоном. Не исключено, что эти разногласия станут главным содержанием трансатлантических отношений на протяжении всего президентства Трампа и будут им сознательно подчеркиваться в случае провалов собственной внешней политики. Со своей стороны, для Украины эти разногласия существенно осложняют возможности по сохранению единого антироссийского фронта.

В Кремле считают, что «украинский вопрос» будет частью повестки будущего российско-американского диалога. Восстановление отношений России с Соединенными Штатами будет во многом зависеть от достижения понимания между двумя странами по политике в отношении Украины, а следовательно, от формулирования более или менее общих оценок конфликта в Донбассе. 16 января Дмитрий Песков рассказал, что украинская проблематика «будет частью повестки дня российско-американского диалога в перспективе». Песков также сообщил, что встреча Трампа и Путина может состояться в «ближайшие месяцы». Российская сторона дала понять, что не принимает предложение Трампа увязать снятие санкций с сокращением ядерного оружия, и считает для себя более важной проблемой размещение американской ПРО в Европе.

В целом Кремль стремится снизить высокие ожидания от результатов диалога Путина и Трампа, сочетая осторожность с конструктивным настроем. Российское руководство сигнализирует, что не спешит налаживать отношения с США и готово к длительным переговорам, пока не будет согласован пакет взаимных уступок, который устроит обе стороны. Для конфликта в Донбассе, в том числе, это может означать пролонгацию переговоров за пределы 2017 года. Такая позиция Кремля устраивает и республики. В то же время российские власти могут исходить из того, что события на Ближнем Востоке или в Европе сами подтолкнут американскую администрацию в сторону России.

Песков пояснил, что успех будущих переговоров в первую очередь сейчас зависит от позиции Вашингтона и что Кремль ждет с его стороны конкретных предложений. Члены команды Трампа, со своей стороны, делали заявления, что ждут первых шагов от российских властей. Так, выдвинутая на должность постпреда США при ООН Ники Хейли 18 января отметила, что Белому дому будут «нужны позитивные шаги от России, прежде чем мы сможем снять санкции». «Мы должны сначала посмотреть, что мы можем получить от них, прежде чем давать им что-либо», – сообщила она.

Каковы бы ни были параметры возможной сделки между Путиным и Трампом, они, скорее всего, будут включать определенные гарантии для Украины, а значит, потребуют от России формулирования своей позиции в отношении того, каким она видит будущее соседнего государства. Последние заявления политиков, близких к администрации Трампа, говорят о том, что в ней есть достаточно влиятельная группа, которая будет выступать против даже такой уступки, как гарантирование нейтралитета Украины. Так, бывший министр обороны Роберт Гейтс заявил в Давосе, что «было бы ошибкой говорить о нейтралитете Украины». «Украина не должна никогда сдавать свою позицию. Крым – это часть Украины, и никогда она не должна также отказываться, что и Донбасс – это часть Украины», – подчеркнул Гейтс. В Кремле понимают, что борьба между сторонниками разных взглядов на оптимальную систему безопасности в Европе и на место в ней Украины и России может стать перманентным фактором функционирования администрации Трампа. В таком случае большую роль играет персональный состав переговорщиков, которые определяют украинское и российское направление политики.

Помощник госсекретаря США по европейским и евразийским делам Виктория Нуланд, которая отвечала за Минские соглашения в команде Обамы, несмотря на предложение от новой администрации остаться, решила покинуть госслужбу. Осторожность Кремля сейчас можно объяснить ожиданием того, когда исполнительная власть с США будет полностью сформирована и станет понятен баланс сил внутри нее.

Дальнейшие успехи нового руководства ОБСЕ будут зависеть от того, насколько эффективно оно выстроит взаимодействие с «нормандским форматом». Россия и республики настаивают, что проблема безопасности может быть решена только в случае параллельного решения вопросов политического урегулирования. Отсутствие твердых, закрепленных на бумаге политических гарантий является главной причиной вооруженной эскалации. Для появления этих гарантий Украина должна предпринять конкретные шаги в своем законодательном поле, которые оговорены в Минских соглашениях.

Пока председатель ОБСЕ не дал понять – поддерживает он интерпретацию конфликта как международного, как противостояние между Россией и Украиной или как внутриукраинский гражданский конфликт. Глава МИД Австрии заявил, что главная проблема – отсутствие доверия между Россией и Украиной. По мнению Москвы и республик, эта точка зрения освобождает Киев от ответственности за невыполнение политических обязательств, пока Россия в одностороннем порядке не решит проблему безопасности, то есть не разоружит ополченцев. В результате перманентные разногласия относительно ответственности сторон за те или иные шаги и неспособность Австрии их преодолеть позволяют ей рассчитывать только на успех в решении технических проблем миссии СММ ОБСЕ.

Фото: Пресс-служба президента РФ

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы