ENG

17-23 апреля. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Подрыв патруля миссии ОБСЕ, неопределенность относительно проведения саммита лидеров «нормандской четверки», срыв процедуры верификации в рамках подготовки к обмену пленными, промежуточное решение Международного суда ООН по иску Украины против России и поиск Вашингтоном переговорщика с Москвой определяли повестку урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом на минувшей неделе.

Гибель в воскресенье сотрудника СММ ОБСЕ в результате подрыва на мине автомобиля на подконтрольной ЛНР территории создает опасный прецедент, который может привести к пересмотру условий работы миссии и к еще большему росту напряжения между сторонами конфликта. Луганск возложил ответственность за случившееся на украинскую сторону. Киев, со своей стороны, призвал провести тщательное расследование. Реакция на это событие станет центральной темой наступающей недели.

Вопрос о проведении саммита лидеров России, Германии, Франции и Украины до инаугурации нового президента Франции и формирования нового французского правительства остается открытым. Целесообразность организации такой встречи сейчас может быть объяснена исключительно желанием Путина, Меркель и Порошенко поблагодарить Олланда за предпринятые усилия по прекращению боевых действий в феврале 2015 года и заключение вторых Минских соглашений. На деле «четверка» дала понять, что никаких новых предложений по урегулированию конфликта не готовится. В то же время различные свидетельства говорят о том, что лидеры, возможно, вообще отказались от идеи проведения саммита до завершения электорального цикла во Франции.

Украина и республики обвинили друг друга в срыве опроса заключенных относительно их желания быть обменянными и отправленными на неподконтрольные Киеву территории. Ранее соответствующая процедура верификации была согласована Контактной группой. Представители ДНР сообщили, что украинская сторона в одностороннем порядке внесла изменения в состав группы для проведения верификации. Инцидент показывает, насколько большую роль играет недоверие между сторонами, а также произвольная интерпретация Киевом достигнутых договоренностей в торможении прогресса обмена удерживаемыми лицами по формуле «всех на всех».

Между тем международный суд ООН в Гааге отказался принять какие-либо временные меры, которые требовали бы ограничения взаимодействия России и республик Донбасса. Москве и Киеву предстоит длительное рассмотрение украинского иска по существу. Однако можно прогнозировать, что судебный процесс лишь увеличит количество разногласий между двумя странами и что промежуточные и окончательные результаты суда будут интерпретироваться ими по-разному. Россия не откажется от поддержки ДНР и ЛНР, а Киев продолжит акцентировать внимание на ответственности России за имплементацию Минских соглашений (несмотря на то, что в текстах договоренностей Москва не признается стороной конфликта) и игнорировать выполнение своих обязательств.

Соединенные Штаты показывают серьезный настрой на начало совместной работы с Россией по преодолению разногласий относительно конфликта в Донбассе. Вашингтон планирует исполнить достигнутую между Тиллерсоном и Лавровым договоренность о возобновлении дипломатического канала по украинскому кризису. Россию в этом формате представляет помощник президента Владислав Сурков. В данный момент администрация Трампа ведет поиск переговорщика, который будет представлять Соединенные Штаты. В период администрации Обамы Россия и США считали этот канал, который работал параллельно «нормандской четверке», полезным и конструктивным, позволяющим устранять возникающее недопонимание относительно подходов двух стран к разрешению конфликта. Возобновление работы данного формата ускорит процесс формирования стратегий двусторонних отношений как в Белом доме, так и в Кремле.

 

Процесс урегулирования

Вопрос о проведении саммита «нормандской четверки» остается без ответа. На позапрошлой неделе в повестке минского процесса возникла тема проведения встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины для обсуждения вопросов подготовки «дорожной карты» и других проблем мирного урегулирования. Российские официальные лица подтверждали, что лидеры «нормандской четверки» «примут решение в обозримой перспективе или в ближайшей перспективе пообщаться в том или ином виде». Инициатива о встрече на высшем уровне исходила от канцлера Германии Ангелы Меркель. Глава правительства ФРГ не оставляет усилий вывести процесс урегулирования на траекторию прогресса и использовать это в качестве аргумента успешности своего внешнеполитического курса в контексте приближающейся парламентской кампании в ФРГ.

Однако целесообразность организации встречи Путина, Меркель, Олланда и Порошенко ставили под сомнение как минимум три фактора. Во-первых, негативно повлияла на планы Меркель атака американского ВМФ на авиабазу Шайрат в Сирии в ночь с 6 на 7 апреля. Сирийский вопрос занял центральное место в повестке Парижа, Берлина и Москвы. Проведение саммита «четверки», скорее всего, потребовало бы после обсуждения конфликта в Донбассе организации встречи по Сирии, уже без участия украинского президента, как это было во время последней встречи лидеров в «нормандском формате» в Берлине 19 октября 2016 года. Во-вторых, несмотря на то, что 6 апреля в ходе встречи помощников в Минске наметились определенные сдвижки по «дорожной карте», между участниками мирного процесса сохраняются значительные разногласия относительно порядка имплементации Минских соглашений и ответственности сторон конфликта за тупик в мирном процессе. В такой ситуации саммит лидеров практически не имел шансов на достижение дипломатического прорыва и лишь в очередной раз подчеркнул бы несостоятельность текущих форматов в принуждении сторон к реализации подписанных ими договоренностей. Так, российские официальные лица подчеркивали, что никаких новых предложений к саммиту в «нормандском формате» не готовится. «Сейчас о никаких новых инициативах неизвестно, по крайней мере, они не готовятся, и единственная инициатива здесь может быть - еще раз призвать украинскую сторону к выполнению Минских договоренностей, альтернативы этому процессу нет», - заявил 17 апреля пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков. Наконец, в-третьих, 23 апреля во Франции состоялся первый тур президентских выборов. Встреча лидеров в «нормандском формате» до инаугурации нового французского президента имела бы исключительно символическое значение – как высказывание благодарности Олланду за его усилия в заключении вторых Минских соглашений в феврале 2015 года.

На прошедшей неделе ясности относительно даты встречи так и не появилось. Напротив, события и заявления участников процесса урегулирования указывали на то, что, возможно, лидеры вообще отказались от проведения саммита до завершения выборов во Франции. 17 апреля «нормандская четверка» провела телефонные переговоры. Впервые с 24 мая 2016 года в консультациях участвовали одновременно Путин, Меркель, Олланд и Порошенко. На протяжении почти года российский президент в связи с провокациями украинской стороны в Крыму не разговаривал по телефону с Порошенко вместе с Олландом и Меркель. По итогам переговоров лидеры решили акцентировать внимание на общей позиции, а не на известных разногласиях. На сайтах президентов России, Франции и Украины и канцлера Германии появился абсолютно идентичный пресс-релиз. В нем говорилось о приверженности «четверки» выполнению Минских соглашений в сфере безопасности и в политической части, подчеркнута необходимость сохранения пасхального перемирия, а также активизации работы по обмену пленными по формуле «всех на всех» и прекращения попыток силового давления на наблюдателей ОБСЕ. Обращает на себя внимание, что «четверка» особенно подчеркнула заслуги президента Франции Олланда. «Высказана признательность Президенту Французской Республики Франсуа Олланду за его усилия в рамках «нормандской четвёрки» и надежда на то, что работа в этом формате будет продолжена после президентских выборов во Франции», - говорится в совместном пресс-релизе «нормандской четверки». Тем не менее ответа на главную интригу – состоится ли саммит лидеров с участием Олланда – обнародованная информация о переговорах так и не дала. 20 апреля посол Франции на Украине Изабель Дюмон лишь выразила надежду, что новое французское правительство продолжит работать в «нормандском формате».

Не исключено, что саммит все-таки состоится до ухода Олланда. Однако состоявшиеся переговоры пока скорее говорят в пользу версии, что «четверка» решила не встречаться до того, как во Франции появится новый президент и будет сформировано новое правительство. Лидеры решили воздать дань уважения Олланду, ограничившись общим пресс-релизом. В этом смысле участие Путина в переговорах с Порошенко можно также рассматривать как форму благодарности Олланду. Без российского лидера было бы невозможно показать единство «четверки» в непростой момент для мирного процесса. Косвенно в пользу того, что договоренность по встрече не была достигнута, говорят слова украинского президента. 19 апреля Порошенко, единственный из лидеров «четверки», негативно прокомментировал итоги телефонных переговоров, нарушив тем самым единство, которое было продемонстрировано с помощью общего пресс-релиза. «Это было еще одно проявление пустых обещаний Москвы. Это было еще одно проявление их отношения: «если вы хотите мира, можете его иметь: но только на наших условиях». Никаких компромиссов. Только право силы. Это подтверждает, что у нас нет другого выхода, как искать мира благодаря силе, а не умиротворению», - рассказал Порошенко о результатах разговора.

В последующие месяцы «четверке», на фоне неспособности Контактной группы управлять ситуацией на линии соприкосновения, важно не допустить, чтобы участники конфликта воспользовались дипломатическим вакуумом во время передачи власти во Франции и прибегли бы к агрессивным действиям, которые приведут к возобновлению большой войны. Вероятность эскалации в зоне конфликта, как подчеркивают представители ОБСЕ, велика, и развитие событий в Донбассе может потребовать экстренного вмешательства со стороны «нормандского формата». 2 мая ожидается визит канцлера Германии в Москву. При выпадении Парижа из переговоров Меркель попытается взять на себя главную роль в поддержании жизнеспособности мирного процесса. Однако прорывов от этой встречи также ожидать не стоит. В условиях отказа Киева от компромисса и выполнения своих обязательств Кремль взял паузу до тех пор, пока не прояснится позиция США по Украине, а также пока не завершится смена власти во Франции и Германии. Все участники урегулирования сейчас исходят из того, что максимум, чего они в состоянии добиться в течение периода неопределенности, – постараться избежать серьезного ухудшения ситуации с безопасностью и, как следствие, гуманитарной катастрофы в Донбассе.

 

Политические вопросы

Можно отметить заявление спикера Верховной Рады Андрея Парубия от 20 апреля, по словам которого украинский парламент не планирует рассматривать вопрос проведения местных выборов на неподконтрольных территориях. «Вопроса о проведении выборов на неподконтрольных территориях сегодня нет в повестке дня Верховной рады Украины», - сказал он. Парубий перечислил традиционные требования Киева, выполнение которых должно предварять проведение выборов, но которые при этом превышают договоренности, зафиксированные в Минских соглашениях. Это всеохватывающее прекращение огня и восстановление контроля над границей.

 

Вопросы безопасности

В воскресенье, 23 апреля патруль миссии ОБСЕ подорвался на мине в районе села Пришиб (Луганская область, ЛНР). Погиб один наблюдатель, гражданин США, еще двое были ранены – граждане Германии и Чехии. Стороны обвинили друг друга в гибели наблюдателя. В ЛНР назвали происшествие результатом действий украинской ДРГ. Официальный представитель Народной милиции ЛНР подполковник Андрей Марочко заявил, что подрыв могли совершить бойцы 8-го полка сил специальных операций Вооруженных сил Украины. В ответ в ВСУ сообщили, что в течение суток в данном районе украинской стороной СЦКК не зафиксировано ни одного случая нарушения режима тишины. Украинский МИД возложил ответственность за инцидент на республики и Россию. Министерство иностранных дел Украины рассматривает «серьезный инцидент, который произошел на территории, контролируемой поддерживаемыми Россией незаконными вооруженными формированиями, как подтверждение попыток Москвы и ее марионеток запугать наблюдателей ОБСЕ, свести на нет усилия Украины и СММ по стабилизации ситуации на линии разграничения». Порошенко выразился более осторожно, отметив, что «преступление должно быть расследовано, а виновные обязательно понесут наказание». Это трагическое событие станет центральной темой повестки заседания Контактной группы 26 апреля в Минске. Можно ожидать, что ОБСЕ и «четверка» также сделают публичные выводы из инцидента.

В целом ситуация с безопасностью в зоне конфликта оставалась непростой, несмотря на подтверждение 12 апреля Контактной группой установления режима прекращения огня. Де-факто пасхальное перемирие так и не вступило в силу. На неделе стороны регулярно сообщали об обстрелах. Обострилась обстановка в районе Авдеевки и Широкино в Донецкой области. Стороны обвинили друг друга в эскалации конфликта и в нежелании прекращать огонь на Пасху. 20 апреля президент Порошенко также сообщил, что с начала 2017 года в Донбассе погибло 69 украинских военных и более 420 – ранены.

Вместе с тем, 21 апреля ОБСЕ проинформировало о падении на 70% использования запрещенных вооружений на прошлой неделе. Всего было зафиксировано 200 взрывов, при этом половина из них приходилась на учения сторон. Общее количество обстрелов снизилось на 20%.

19 апреля миссия ОБСЕ сообщила о том, что многочисленные нарушения прекращения огня фиксируются наблюдателями в ежедневном режиме. На линии соприкосновения наблюдались лишь ситуативные затишья после того, как Контактная группа 29 марта и 12 апреля заключала договоренности по установлению перемирия и отводу тяжелых вооружений. Так, в течение первых трех дней после подтверждения пасхального перемирия не было зафиксировано ни одного факта использования запрещенных вооружений. По мнению ОБСЕ, основными факторами риска, которые способствуют эскалации, являются близость позиций сторон на линии соприкосновения и наличие тяжелых вооружений в запрещенных Минскими соглашениями зонах. 21 апреля Хуг констатировал, что с обеих сторон есть сторонники продолжения конфликта. «Давайте будем честными - не все хотят мира. Не все готовы дать этому шанс. С обеих сторон линии столкновения есть те, кто настроен сохранять раскаленный конфликт. Я только могу догадываться относительно их мотивов. Иногда это лишь дело получения нескольких метров земли. Несмотря на их мотивы, все же важно осознавать, что такие люди существуют», - сказал он.

 

Гуманитарные вопросы

Украина и республики по-прежнему не могут согласовать общий механизм обмена удерживаемых лиц по принципу «всех на всех». Отсутствие взаимопонимания и недоверие между сторонами, а также произвольная интерпретация Киевом достигнутых договоренностей становятся причинами отсутствия прогресса в обмене удерживаемых лиц. В рамках последнего заседания Контактной группы 12 апреля была достигнута договоренность, в соответствии с которой СБУ, уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская, а также комитеты матерей удерживаемых лиц будут проводить при участии ОБСЕ верификацию отказов людей возвращаться на неподконтрольную Киеву часть Донбасса.

18 апреля в Мариуполе сорвалась процедура опроса местных заключенных, имеют ли они желание, чтобы их обменяли на украинских удерживаемых лиц в ДНР. По сообщению украинской стороны, представители республики якобы отказались от верификации, не согласившись с участием ОБСЕ, и предложили вернуться к обсуждению механизма обмена на очередной встрече Контактной группы в Минске. На следующий день, 19 апреля представитель Украины в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко обвинила ДНР в блокировании процесса освобождения пленных и в исключении из этого процесса международных гуманитарных организаций. Геращенко отметила, что «нормандский формат» должен дать соответствующую оценку поведению ДНР.

В ответ уполномоченный по правам человека в республике Дарья Морозова назвала заявление представителя Украины не соответствующим действительности и обвинила Киев в попытке дискредитации работы всей гуманитарной подгруппы. По ее словам, украинская сторона в одностороннем порядке и в последний момент внесла изменения в состав группы для проведения опроса заключенных, что говорит о непонимании сути договоренностей. «Подчеркну, что никакие провокационные заявления отдельных переговорщиков от Украины не станут помехой проведению верификации удерживаемых лиц», - заверила Морозова.

 

Экономические вопросы

После прекращения экономических связей с Донбассом Киев ускорил сворачивание экономических отношений с Россией. 19 апреля министерство энергетики и угольной промышленности Украины направило в правительство проект решения о запрете ввоза энергетического угля из России. Украинские власти планируют достичь договоренности об импорте антрацита из США к концу апреля. Вместе с тем, после начала блокады Донбасса Россия стала основным поставщиком угля на Украину. Доля России в импорте угля составляет 53,5%, или 221 тысячу тонн. 21 апреля Национальный банк Украины сообщил о замедлении темпов экономического роста в первом квартале 2017 года в связи с блокадой. Рост ВВП упал с 4,8% в четвертом квартале 2016 года до 3% в первом квартале текущего года.

 

Позиция республик

Обращает на себя внимание, что стороны продолжают делать заявления о возможности возвращения конфликта в горячую фазу на всей линии соприкосновения. Данные высказывания указывают на глубокое недоверие между Украиной и республиками. Стороны конфликта также не верят в то, что существующие форматы мирного урегулирования являются достаточно эффективными предохранителями для предотвращения войны. 29 апреля заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин предупредил, что ВСУ готовит 23-24 апреля наступление в районе села Широкино (Донецкая область, Украина). 14 апреля глава ДНР Александр Захарченко также сообщал, что власти республики ожидают наступление украинской армии в ближайшее время. По заявлению Басурина, прозвучавшая со стороны Киева в последние дни конфронтационная риторика говорит о том, что украинская сторона не планирует разрешения конфликта на Донбассе политическим путем. «Наоборот, все факты указывают на подготовку вооруженных сил Украины к развязыванию широкомасштабной войны на востоке страны», - заключил Басурин. В этот же день секретарь СНБО Александр Турчинов повторил свои обвинения в адрес России о подготовке полномасштабного наступления, рассказав о наращивании сил около украинской границы. По его оценкам, России хватит 2-3 часов, чтобы осуществить вторжение на Украину после подписания соответствующего указа. В свою очередь президент Порошенко заявил, что в Донбассе имеет место не замороженный конфликт, а «горячая российская агрессия против Украины».

 

Позиция украинской стороны

За счет антироссийской риторики среди западной аудитории Порошенко продолжает решать тактические задачи. В данный момент украинский президент преследует четыре приоритетные внешнеполитические цели. Во-первых, он старается получить гарантии той же безусловной поддержки со стороны администрации США, какую он имел в период Барака Обамы. Во-вторых, на фоне непредсказуемых итогов выборов во Франции и Германии Порошенко хочет расширить взаимодействие с Великобританией, чтобы опереться на Лондон в случае эрозии доверия к Украине в континентальной Европе. В-третьих, украинский президент заинтересован не просто в сохранении, но и в расширении антироссийских санкций в 2017 году и использует для этого конфликт в Сирии. В-четвертых, Порошенко стремится получить положительное решение новой американской администрации на поставку оборонительного летального оружия на Украину.

Следует отметить, что, в то время как построение особых отношений с Лондоном является для Порошенко вполне решаемой задачей, достижение трех других целей прямо зависит от результатов диалога между Москвой и Вашингтоном в этом году. Налаживание российско-американских отношений и нахождение взаимопонимания между двумя странами по «украинскому вопросу» поставит крест на усилиях Киева расширить давление Запада на Москву. В Белом доме хорошо понимают, что и поставки оружия Украине, и расширение санкций, и безусловная поддержка украинских властей возможны лишь как жест отчаяния со стороны администрации Трампа, когда Вашингтон окончательно распишется в том, что восстановление российско-американских отношений невозможно. Поэтому руководство Соединенных Штатов не спешит делать никаких встречных шагов в направлении Киева, продолжая в общих чертах следовать внешнеполитической линии демократов. В этом смысле риторика Порошенко не будет иметь никакого воздействия на принятие решений администрацией Трампа по России и конфликту в Донбассе. Белый дом будет исходить из калькуляции своих широких интересов в мире и ситуации на линии соприкосновения. Слова украинского президента могут оказать влияние лишь на западное общественное мнение и внутриукраинскую аудиторию.

18-19 апреля Порошенко совершил визит в Великобританию. Вместо заключения выгодных для Украины соглашений он был целиком посвящен обвинению России в продолжающемся конфликте в Донбассе. Так, украинский президент выступил в Королевском институте международных отношений Chatham House с лекцией «Битва за Украину: лидерство и солидарность против агрессии». Кроме того, Порошенко было необходимо провести встречу с одним из ведущих мировых лидеров в связи с неопределенностью относительно даты встречи с президентом Трампом. Глава украинского государства обвинил Россию в построении альтернативного мирового порядка, основанного на альтернативных ценностях, и в невыполнении Минских соглашений. «Сегодня она нарушает свои бесчисленные обещания в рамках Минского процесса. Нет эффективного прекращения огня, нет освобождения заложников и незаконно удерживаемых лиц, нет доступа [на неконтролируемую территорию] у международных гуманитарных организаций», – отметил он. По словам украинского президента, Россия заинтересована в продолжении конфликта в Донбассе. При этом Порошенко особенно подчеркнул, что Киев тратит на оборону 5% своего ВВП – больше, чем любая европейская страна, и что украинская армия занимает 8-ое место в Европе по численности личного состава. Он также призвал сохранить антироссийские санкции, поскольку «это единственный механизм держать Россию за столом переговоров». В Лондоне Порошенко повторил, что Вашингтон якобы дал обещание украинским властям не заключать никакой сделки с Москвой за спиной Киева и не признавать российский суверенитет над Крымом. «Имеем четкую позицию: ничего об Украине без Украины. Это был мой месседж на Мюнхенской конференции, и мы получили поддержку от партнеров», - сказал он.

В ходе визита в Великобританию Порошенко особенно акцентировал внимание на обязательствах Лондона в рамках Будапештского меморандума. «Я думаю, что твердая позиция Великобритании как страны-подписанта Будапештского меморандума дает нам гарантии нашего суверенитета и территориальной целостности, демонстрирует чрезвычайно надежную позицию относительно нашего стратегического партнерства», - сказал Порошенко во время встречи с Терезой Мэй. Идея восстановления «будапештского формата» имеет поддержку в Лондоне, а также среди соседей Украины в Восточной Европе. Однако возвращение к этому формату переговоров возможно только при согласии Москвы и Вашингтона, которые до сих пор подтверждают приверженность исключительно «нормандскому формату».

В целом итоги визита нельзя признать успешными. Британское правительство и украинский президент сосредоточились на пиаре, а не на достижении каких-либо результатов. Последнее говорит о том, что Лондон пока не готов расширять текущий уровень сотрудничества с Киевом.

Промежуточное решение Международного суда ООН лишь частично оказалось в пользу Украины. Киев не смог добиться положительного для себя решения по Донбассу. 19 апреля Международный суд ООН в Гааге признал, что может принимать решения по иску Украины против Российской Федерации. Напомним, Киев обвинил Москву в нарушении Конвенции о борьбе с финансированием терроризма (по которой представил претензии по Донбассу) и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (по которой представил претензии по Крыму). В итоге суд согласился принять временные меры по Крыму, но отказался принимать временные меры, касающиеся событий в Донбассе, посчитав аргументы украинской стороны недостаточными. В частности, Украина получила отказ в требовании каких-либо мер, направленных на прекращение поддержки Россией республик, но при этом суд потребовал от России возобновить деятельность Меджлиса крымских татар и гарантировать доступность образования на украинском языке. В дальнейшем иск будет рассматриваться по существу, и суд примет обязательное к исполнению решение. По заявлению украинской стороны, в ходе процесса она сосредоточится на том, чтобы добиться в Суде признания России государством-агрессором.

Особенно следует отметить, что Международный суд ООН призвал Россию и Украину выполнить Минские соглашения. «Стороны должны сделать все необходимое для выполнения этого пакета документов [минских договоренностей], чтобы урегулировать конфликт в восточных регионах Украины мирным путем», - пояснил один из судей. Украинская сторона поспешила интерпретировать это решение как юридическое признание России стороной конфликта. «Международный суд Организации Объединенных Наций призвал Россию к полному выполнению Минских договоренностей. Это означает, что Россия является стороной Минских договоренностей, а не посредником, как с самого начала она пыталась себя представить. Признание этого, подчеркиваю, не политическая оценка, а впервые прозвучала юридическая оценка, которая чрезвычайно важна для нас», - заявил 21 апреля президент Порошенко. При этом, по мнению Киева, суд признал, что наличие юридического спора между Украиной и Россией «никак не препятствует минскому процессу» и что стороны «могут продолжать минский процесс и судебное разбирательство» одновременно.

России и Украине предстоит пройти через длительный судебный процесс, который омрачит и без того находящиеся на низшей точке отношения двух стран. Количество разногласий между Киевом и Москвой только увеличится. Россия и Украина будут по-разному интерпретировать как промежуточные решения, так и окончательный вердикт суда. Так, в ответ на решение суда по Меджлису Кремль сообщил, что никаких ограничений для работы общественных организаций крымских татар нет. «Существуют различные экстремистские проявления, экстремистские организации и, как и везде в России, экстремистские проявления будут преследоваться по закону, а все, что не запрещено, оно разрешено. И общественная деятельность, и политическая, и иная. Здесь никаких проблем нет», - сказал пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков. Глава комитета по делам межнациональных отношений и депортированным гражданам правительства Крыма Заур Смирнов также подтвердил, что «Меджлис запрещен из-за экстремистской деятельности, поэтому решение суда пересматриваться не будет».

В соответствии с текстами Минских соглашений, на которые имеется ссылка в резолюции Совета Безопасности ООН по Украине, Россия не является стороной конфликта. Поэтому для Москвы промежуточное решение суда означает юридическое требование к Киеву выполнить Минские соглашения, в том числе в политической части. Очевидно, что украинская сторона, как и раньше, проигнорирует это требование, предпочитая переводить разговор на ответственность Москвы. Можно не сомневаться и в том, что Россия не станет руководствоваться какими-либо решениями суда при оказании поддержки республикам Донбасса.

 

Позиция основных участников

Российские официальные лица сообщили, что Кремль не рассматривает возможность включения ДНР и ЛНР в состав России. Несмотря на расширение инструментов по поддержке жителей неподконтрольных Киеву территорий, Кремль подтверждает свою приверженность Минским соглашениям и заявляет об отсутствии планов по признанию независимости республик Донбасса с целью последующего их включения в состав России. В ответ на публикацию в агентстве Bloomberg о том, что Москва якобы предпринимает шаги, направленные на полное отделение Донбасса от Украины, 20 апреля пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Россия не пытается интегрировать ДНР и ЛНР. «Сам вопрос абсурдный. Уже на протяжении многих лет и президент Путин, и российские представители на самых различных уровнях говорят об этом, что Москва не пытается интегрировать в РФ непризнанные республики Донбасса - ДНР и ЛНР. Поэтому подобные публикации - это какие-то наивные и достаточно примитивные новости», - сообщил он. Песков подчеркнул, что единственный план России – добиться выполнения Минских соглашений, то есть интеграции Донбасса в состав Украины. Вместе с тем следует обратить внимание, что представитель Кремля говорил не о признании суверенитета ДНР и ЛНР, а о признании независимости республик с целью их включения в состав России. Можно предположить, что сценарий признания республик Донбасса остается открытым в случае выхода Киевом из минского процесса или даже краха попыток перезагрузить отношения с Западом при дальнейшем саботировании украинской стороной выполнения своих обязательств в отношении Донбасса.

Американские СМИ сообщили, что Белый дом готовиться восстановить канал коммуникации с Кремлем по конфликту в Донбассе. Устная договоренность об этом была достигнута во время визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву на позапрошлой неделе. Американский дипломат тогда заявил, что конфликт на востоке Украине является препятствием для налаживания двусторонних отношений. Напомним, Россию в этом формате представлял помощник президента Путина Владислав Сурков, а Соединенные Штаты - помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. Канал взаимодействия функционировал параллельно «нормандскому формату» и обе стороны считали его эффективным и конструктивным. 21 апреля издание BuzzFeed News сообщило, что администрация Трампа находится в поиске нового специального посланника, который будет участвовать в коммуникации с Сурковым по урегулированию конфликта в Донбассе. Со ссылкой на американских чиновников в издании говорится, что «в настоящее время идет обсуждение идеи», но «никаких окончательных решений не принято». Также в публикации утверждается, что восстановление формата поддержала канцлер Германии Ангела Меркель. В свою очередь украинская сторона настороженно отнеслась к возможному возобновлению работы этого канала переговоров. «Мне кажется, что любое общение по поводу украинского будущего должно происходить с привлечением Украины», - сказала заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль. Поиск Вашингтоном кандидатуры на роль переговорщика с Россией по минскому процессу можно истолковать как свидетельство серьезности намерений администрации Трампа разрешить противоречия с Москвой в отношении Украины и Донбасса.

фото: ТАСС/ Валентин Спринчак

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы