ENG

19 – 25 декабря: Путин сохраняет интригу

Еженедельный анализ политической повестки

Конец декабря – традиционное время для сравнения данных социологов за прошедший год. 2016-й был отмечен значительным снижением рейтингов власти. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», электоральный рейтинг президента Путина находится на отметке 65%. За год этот рейтинг опустился на 9% – с 74% в январе. Сравнимым было и падение поддержки правительства. По итогам предпоследней недели декабря 44% респондентов считают, что премьер-министр Дмитрий Медведев справляется со своей работой хорошо, 36% – что плохо. В начале января этот соотношение составляло 53% против 28%. Не столь значительным оказалось сокращение уровня популярности партии власти. «Единая Россия» начала год с 51% электоральной поддержки. В конце декабря этот показатель составил всего на три пункта меньше – 48%.

В конце декабря поллстеры продолжали отмечать серьезный позитивный сдвиг в общественных настроениях. Напомним, на позапрошлой неделе Фонд «Общественное мнение» зафиксировал рекордный рост оптимистических ожиданий россиян от наступающего 2017 года.

Согласно цифрам «Левада-центра», 53% россиян рассчитывают на то, что 2017 год будет для них лучше, чем 2016 год, а лишь 4% – что хуже. По данным ФОМ, оптимистов насчитывается 45%, а пессимистов – 10%. Аналогичные тенденции показывает и ВЦИОМ. Рассчитываемый поллстером индекс оценки экономической ситуации в стране находится на максимальном уровне с декабря 2014 года. 70% россиян считают экономическое положение страны средним, хорошим и очень хорошим. В то же время граждане пока не видят большого улучшения собственного материального положения. Соответствующий индекс на 3 пункта выше, чем в декабре 2015 года, но на 5 пунктов ниже, чем в сентябре 2016 года (максимального значения в уходящем году), и на 13 пунктов ниже, чем в декабре 2014 года. В декабре 2016 года 77% россиян посчитали материальное положение своей семьи в целом хорошим и средним, а 22% – в целом плохим. Индекс оценки политической обстановки находится на максимуме с декабря 2014 года. 78% россиян считает политическую обстановку в стране очень хорошей, хорошей и средней. Лишь 18% респондентов уверены, что политическая обстановка очень плохая и плохая. Индекс оценок общего вектора развития страны два месяца подряд находится на максимальном уровне за год и соответствует показателям декабря 2015 года. 40% граждан полностью согласны или согласны с тем, что страна движется в правильном направлении. Индекс социального оптимизма в декабре на 11 пунктов выше, чем в декабре 2015 года. 29% респондентов считают, что через год будут жить значительно лучше или лучше, чем сейчас, а 41% – так же, как и сейчас. Лишь 19% думают, что будут жить значительно хуже или хуже. Для сравнения, в декабре 2015 году таких было 23%. Возможно, что на последние замеры настроений в году могла бы повлиять катастрофа Ту-154. Однако, исходя из методик опроса, поллстеры уже не успеют до конца года учесть влияние этого трагического фактора.

В целом социологические опросы показывают, что способность или неспособность власти удовлетворить резко усилившийся запрос со стороны населения на повышение собственного уровня благосостояния – средствами экономической, социальной или внешней политики – будет одним из ключевых сюжетов 2017 года. А возвращение как минимум к уровню жизни середины нулевых может стать одной из фоновых тем президентской кампании, в которую политическая система формально войдет в конце следующего года.

Центральной темой недели во внутренней политике стала президентская кампания 2018 года. Ответ президента на вопрос о кампании был одним из наиболее запоминающихся в рамках его итоговой пресс-конференции. Некоторое внимание в медиаповестке продолжала занимать стартовавшая президентская кампания главы ФБК Алексея Навального и возможные планы власти в связи с этим.

На неделе лидер «Единой России» и председатель правительства Медведев объявил о том, что съезд партии власти состоится 21–22 января. Все последнее время единороссы продолжали давать сигналы через СМИ, что на съезде не произойдет никаких существенных изменений в руководстве партии. Медведев сохранит пост председателя ЕР, а Сергей Неверов – секретаря Генерального совета. Останутся при своих должностях и ключевые замы Неверова в Генсовете. Де-факто это будет означать сохранение политического, аппаратного и хозяйственного контроля спикера Госдумы Володина над партией власти. Показательно, что на встрече Медведева с представителями думской фракции единороссов присутствовал спикер нижней палаты, который не имеет формальной должности в партии.

Можно допустить вариант, при котором Володин возглавит Высший совет ЕР по итогам съезда вместо Бориса Грызлова. Это будет означить, что Кремль решится доверить Володину долгосрочный мандат по управлению партией власти – если не прямое кураторство, то непосредственное и активное участие в нем. Это будет наиболее интересной партийной интригой, поскольку станет показателем отношений власти и ее партии. Старой площади либо придется отдать ряд второстепенных полномочий партии власти, либо адаптироваться к новым правилам игры в отношениях с ЕР с учетом изменившегося баланса сил, либо готовить Госдуму и «Единую Россию» к постепенному понижению в реальном политическом весе. Если же председатель Госдумы останется без партийной должности (что тоже вероятно), нынешняя зыбкость его положения в партии власти будет серьезным ограничителем.

Кроме того, на неделе появилась информация о возможной отмене единого дня голосования, переносе его на другую дату либо возврату к старой системе двух ЕДГ весной и осенью. Такие возможности обсуждала председатель Центризбиркома Элла Памфилова на совещании глав региональных избиркомов. Аналогичные предложения высказывались и на круглом столе Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, на котором присутствовал представитель ЦИК. В результате эксперты внесли пункт о возвращении к двум ЕДГ в течение года в список своих рекомендаций. Впоследствии глава ЦИК опровергла инициативу, заявив, что говорить об этом «еще рано» и что это «внутреннее дело». Однако дискуссию о реформе законодательства о выборах поддержал президент, подписавший соответствующее поручение по итогам парламентской кампании. В соответствии с поручением Центризбирком собирает предложения на различных площадках. Не исключено, что изменение календаря выборов окажется в итоговом пакете, который будет представлен главе государства. В частности, с такой инициативой выступал Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. Идея сдвига единого дня голосования на более удобный для системной оппозиции период может получить поддержку и во внутриполитическом блоке Кремля, которому нужно расширять доверие к себе со стороны различных игроков. Тем более сам по себе выбор даты голосования не сильно повлияет на результаты власти в регионах. Однако возможные изменения, если решение в их пользу будет все-таки принято, вступят в силу только в 2018 году или даже позднее. Календарь региональной кампании 2017 года останется без изменений. Если же говорить о введении дополнительного весеннего единого дня голосования для повышения явки на президентских выборах, то следует признать его вполне реальным инструментом, хотя чрезмерно оптимистично оцениваемым.

Путин сохраняет неопределенность относительно своих планов на 2018 год

Во время ежегодной пресс-конференции 23 декабря Путин ушел от ответа на вопрос о своем участии или неучастии в президентской кампании. Глава государства заявил, что пока не принял решения и планирует принять его, когда «время созреет». Путин отметил, что сначала посмотрит на то, что происходит в стране и в мире, и «исходя из того, что мы можем сделать, как мы должны делать, будет принято решение и об участии моем или неучастии в будущих выборах президента». Кроме того, усиливая интригу, глава государства сообщил, что досрочные президентские выборы «возможны, но нецелесообразны».

Таким образом, Путин сознательно убирает президентскую кампанию из публичной повестки власти ближайших месяцев. До выборов остается чуть больше года и у главы государства достаточно времени, чтобы определить наилучшее место и способ объявления о своем решении баллотироваться или не баллотироваться на четвертый срок. Вполне возможно он объявит об этом лишь в сентябре, после очередного единого дня голосования. Однако не исключено, что для сохранения ситуации в подвешенном состоянии он может даже сжать сроки кампании до предела, и выбрать стратегию блиц-крига, отложив заявление об участии до ноября-декабря 2017 года. Этот вариант чреват серьезными минусами, главными из которых будут «перегрев» интриги и элитный психоз.

Однако в поддержании интриги президентом есть резоны. Неопределенность относительно выбора кандидата в президенты удерживает конфликтующие группировки во власти от развязывания негативных кампаний против правительства Медведева. В соответствии с Конституцией кабинет министров должен сложить свои полномочия перед избранным президентом. По умолчанию Медведев сейчас обладает статусом неформального фаворита в гонке преемников Путина и одновременно остается консенсусным кандидатом в премьеры после 2018 года, особенно после парламентских выборов. Не исчерпал Медведев для президента и свой ресурс переговорщика с Западом. В такой ситуации публичные атаки на премьера представляют риск для его врагов. Объявление Путиным о решении выдвигаться в президенты на новый срок выводит из игры сценарий возвращения Медведева в Кремль уже в 2018 году и запускает сразу две связанные друг с другом кампании – кампанию по борьбе за пост премьера и кампанию по определению преемника президента. Медведев в результате оказывается удобной мишенью, а работа кабинета министров может быть парализована. Оставляя открытым вопрос о своих планах, Путин сдерживает конфликты вокруг правительства.

Неопределенность Кремля в отношении оптимального сценария президентской кампании выводит на первый план несистемных игроков

Президентская кампания Навального находится в фокусе внимания медиа и игроков. На неделе в СМИ появились сообщения, что внутриполитический блок Кремля исходит из неучастия политика в выборах 2018 года. Это сигнал должен был опровергнуть появившиеся на позапрошлой недели слухи о том, что Администрация президента заинтересована в участии несистемщика в выборах. По мнению политтехнологов власти, Навального ожидает повторный приговор по делу «Кировлеса» и тем самым утрата пассивного избирательного права. Кроме того, на Старой площади придерживаются мнения, что итоговый результат оппозиционера не выйдет за пределы 5-10%, а его участие в кампании будет недостаточным раздражителем для лояльных избирателей, мотивация которых к участию в голосовании сейчас является центральной проблемой для внутриполитического блока Кремля. В качестве возможного варианта решения проблемы явки политтехнологи рассматривают проведение региональных референдумов в тех субъектах, где ожидается низкая активность избирателей.

В течение недели интерес к кампании Навального подогревали статусные ньюсмейкеры. Отвечая на вопрос об отношении к планам оппозиционера, пресс-секретарь президента отметил, что любой гражданин РФ, если он соответствует критериям, обозначенным в Конституции, имеет «право выдвигаться в президенты». Со своей стороны, спикер Госдумы публично выразил точку зрения той части правящей элиты, которая выступает за новый уголовный срок Навальному. Володин категорично настаивал, что темы президентской кампании главы ФБК нет, поскольку ему не позволяет выдвигаться закон. Бывший куратор внутренней политики попытался расширить пространство для интерпретаций относительно возможного решения власти. Однако не вполне удачный выбор слов и аргументов для этого сигнала сыграл лишь на пользу Навальному, который нуждается в подтверждении властью намерений прессинговать оппозиционера через правоохранителей.

Одновременно Володин старался погасить слухи, касающиеся его собственных президентских амбиций. Всплеск этих слухов связан со стремлением спикера компенсировать потерю своего влияния на внутреннюю политику за счет «повышения авторитета Госдумы». Председатель нижней палаты заявил, что сам не планирует участвовать ни в президентской кампании 2018 года, ни «потом». При этом спикер сказал, что кандидатом от власти на выборах через год станет «самый популярный человек в стране» и «самый уважаемый человек в мире», указывая на президента Путина. На следующий день пресс-секретарь Путина вынужден был поправить Володина, подчеркнув, что «темы выборов на повестке дня нет», как нет пока и никаких решений, в том числе о переносе даты голосования.

Публичный ход спикера первоначально можно было бы расценить как ошибку или интригу. Ведь согласно негласным правилам игры, эксклюзивным правом здесь обладает президент, и любое самостоятельное высказывание может быть негативно истолковано Путиным как подталкивание его к тому или иному решению. Однако Володин – опытный игрок. Поэтому его комментарий относительно планов Путина можно расценивать исключительно как намерение продемонстрировать лояльность президенту в условиях усиливающихся слухов о претензиях спикера на главный пост в стране.

В ситуации противоречивых сигналов от разных властных игроков Навальному удается проявлять свои наиболее сильные стороны. Он провел эффективную кампанию против мэра Нижнего Новгорода, единоросса Ивана Карнилина, найдя у его семьи две квартиры в Майами стоимостью почти 2 миллиона долларов. Мэр признал, что квартиры принадлежат бывшей жене, и был вынужден неудачно оправдываться, а «Единая Россия» сообщила о возможной проверке обнародованных фактов. В результате Навальный в очередной раз обнажил уязвимость власти перед антикоррупционными атаками со стороны аутсайдеров, которые так и не смогли перекрыть никакие лоялистские проекты.

Пока кампания Навального заполняет вакуум неопределенности внутри власти относительно собственной стратегии на президентских выборах.

Внутриполитический блок Кремля пока погружен в процесс подготовки своей аппаратной вертикали к кампании. Для этого остается слишком мало времени. Показательно, что команда Кириенко провела очередную «учебу» для вице-губернаторов по внутренней политике, лишь незначительно изменив стилистику и ограничившись техническим сигналом об этом.

В этой ситуации неформальный лидер несистемных сил закономерно концентрирует внимание на своей повестке, оставляя власти возможность для лучшей подготовки своего первого хода. Риском этой тактики является то, что Кремль накачивает публичный вес главы ФБК и повышает издержки для себя в случае удаления Навального из президентской гонки.

Между тем очевидно, что внутри власти к концу года уже сложились две условные партии, которые разными способами предлагают решить одну общую задачу – обеспечение высокой явки и легитимности выборов 2018 года. С точки зрения обеих «партий», президентские выборы должны усилить президента Путина, наделить его сильным мандатом, который, помимо всего прочего, поможет ему укрепить позиции России на международной арене. Первая партия – сторонники проведения конкурентной кампании. Они считают, что максимально конкурентная кампания с широкой линейкой участников, представляющих как системные, так и несистемные силы, повысит интерес и доверие к выборам, политической системе в целом и даст в распоряжение Путина более сильный мандат. Вторая партия объединяет тех представителей власти, которые считают конкурентную кампанию чрезвычайно рискованным и ненужным предприятием. По их мнению, она ничего не даст кандидату от власти, зато усилит его оппонентов и создаст тем самым почву для появления долгосрочных рисков. Президентские выборы 2018 года должны быть похожи на триумфальную кампанию 2004 года референдумного типа. С тем исключением, что баллотироваться в них следует позволить лидерам системных партий (а не их аватарам, как в 2004 году), разбавленным одним-двумя непарламентскими игроками, которые будут маркерами для определенных групп избирателей, но при этом иметь низкий мобилизационный потенциал. Отчасти эта логика продиктована сохраняющимися опасениями в правящей элите в связи, как считается, с большей вероятностью гальванизации протестного электората по образцу 2011-2012 годов в конкурентном сценарии. Соответственно, идея проведения региональных референдумов призвана вдохнуть энергию в президентскую кампанию. В настоящий момент власти выгодно существование обеих партий для поддержки информации о кулуарном противостоянии альтернативных стратегий. Путину нужно расширять пространство для маневра, увеличивать количество интерпретаций, не давая сигналов в пользу одного или другого варианта развития событий.

Володин проиграл противостояние с правительством

Попытка председателя Госдумы навязать правила игры кабинету министров закончилась неудачей. Белый дом не согласился предоставлять Володину возможности для пиара даже в не слишком принципиальном для себя вопросе. Напомним, на позапрошлой неделе с таким же исходом закончился первый открытый конфликт между руководством нижней палаты и Администрацией президента.

После встречи Володина с премьер-министром Медведевым, состоявшейся 19 декабря, Госдума отказалась от рассмотрения проект поправок в закон «О парламентском контроле», который обязывал правительство представлять в парламент проекты подзаконных актов до одобрения законопроекта в третьем чтении. Проект был готов к принятию уже 21 декабря. Информация о появлении данной инициативы от депутатов всех фракций и сенаторов появилась после того, как СМИ сообщили о том, что Госдума была вынуждена уступить давлению Старой площади и вернуть доступ ее сотрудникам на заседания Совета нижней палаты и в президентскую ложу во время пленарных заседаний.

Против инициативы выступили спикер Совета федерации Валентина Матвиенко, правительство и юристы правового управления Госдумы. Так, Матвиенко заявила, что поправки депутатов не могут быть приняты, поскольку они противоречат «конституционному закону «О правительстве», где изложена другая идеология». Думские юристы также отметили, что кабинет министров, согласно закону «О правительстве», не обязан представлять подзаконные акты до принятия закона Советом Федерации, подписания его президентом и его публикации. При этом противники предложенных поправок указывали, что юридический статус конституционного закона «О правительстве» выше, чем закона «О парламентском контроле».

Кабинет министров пошел лишь на символическую уступку парламентариям. Им было разрешено внести изменения в собственный регламент. В соответствии с ними правительство должно будет представлять в парламент не готовые проекты подзаконных актов, а лишь информацию о том, какие документы будут подготовлены и в какой срок. Только после этого нижняя палата будет проводить третье чтение законопроекта. К тому же данное требование будет затрагивать только законы, касающиеся социальной поддержки граждан, а также предполагающие другие расходы федерального бюджета. Правительство настояло на сужении перечня законодательных инициатив, к которым относились изначальные поправки депутатов. В случае законов с отложенным вступлением в силу парламент получит право устанавливать срок, к которому кабинет министров должен будет представлять информацию о подзаконных актах. Володину удалось лишь убедить Медведева, что аналогичные поправки внесет в свой регламент работы с Думой и правительство. В комментариях СМИ спикер давал понять, что, несмотря на уступки, в будущем парламент еще может вернуться к первоначальному законопроекту. Незначительной демонстративной компенсацией спикеру стали слова Медведева на встрече с фракцией «Единая России», на которой также присутствовал Володин, о росте уровня доверия к парламенту в обществе и необходимости его не «растранжирить».

Володин проиграл второе аппаратное противостояние за две недели. Ни внутриполитический блок Кремля, ни правительство не пошли навстречу амбициям нового председателя Госдумы и не согласились менять правила игры в его пользу. В то же время эти конфликты показывают, что спикер сохраняет позиции в медиаполе и способен за счет пула лояльных журналистов и экспертов смягчать негативный эффект от своих провалов. Володин понимает, что в одиночку не способен изменить систему, тем более не имея на это санкции со стороны Путина. Поэтому он ведет борьбу за то, чтобы, убедив президента в своей лояльности, получить такую санкцию, либо, по крайней мере, добиться более комфортных условий и инструментов для управления депутатами Думы.

Итоги первой осенней сессии Госдумы VII созыва указывают на сохранение статус-кво между исполнительной и законодательной властью. Нижняя палата парламента приняла рекордно низкое количество законов – 148. Причина не только в короткой сессии из-за переноса выборов на сентябрь, но и в изменении регламента, который существенно замедлил рассмотрение законопроектов. Однако об отсутствии качественных перемен в законодательной практике говорит прежде всего тот факт, что подавляющее число законопроектов – 92, или 62,16% – было внесено правительством. Депутаты, напротив, оказались на последнем месте по этому показателю, уступив свое традиционное второе место президенту. Лишь 16 законопроектов парламентариев были приняты, или чуть более 10%, в то время как весной эта цифра составила около 30%. При этом все принятые депутатские инициативы принадлежат «Единой России».

Очевидно, что серия аппаратных поражений вряд ли остановит борьбу спикера за расширение полномочий – эта тактика резонно рассматривается им как гарантия собственного политического будущего. Володин и в следующем году будет проводить атаки на Белый дом и Старую площадь в не самых важных вопросах, пытаясь добиться мелких аппаратных побед и создавая вокруг них большой медийный шум. Спикеру важно постоянно доказывать, что он по своему влиянию и роли в вертикали власти радикально отличается от всех своих предшественников нулевых и десятых. С точки зрения Володина, это, во-первых, будет лучшим доказательством его эффективности уже как публичного менеджера для президента Путина, а во-вторых, что важнее – это увеличивает его шансы при определенных обстоятельствах стать преемником действующего президента.

Консерваторы потерпели аппаратное поражение в борьбе за празднование 100-летия революции

Согласно указу президента Путина, оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных столетию революции 1917 года, будет сформирован Российским историческим обществом (РИО). Пост председателя РИО сохранил за собой бывший спикер Госдумы и действующий директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. По сообщениям СМИ, возглавить оргкомитет может ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Он является сопредседателем РИО и входит в число доверенных лиц бывшего спикера Госдумы. Министерству культуры отведена лишь организационно-техническая роль в обеспечении работы оргкомитета.

Аппаратное решение президента носит компромиссный характер. В последнее время консерваторы в правящей элите вели борьбу за то, чтобы получить от Путина карт-бланш на проведение юбилейных мероприятий и определение их идеологии. Одним из их ресурсов является Российское военно-историческое общество, пост председателя которого занимает министр культуры Владимир Мединский. РВИО проводит свои круглые столы, посвященные 100-летию революции. 4 ноября 2017 года оно планирует открыть в Крыму памятник примирения. Однако поляризующая стратегия консервативной группировки диссонировала с той идеологией согласия и примирения, которую сам президент определил для юбилея в своем Послании. В обращении к Федеральному собранию Путин подверг критике попытки консерваторов навязать обществу культурные войны и подменить государство в позиции цензора культурной и общественной жизни.

В итоге президент назначил ответственным за проведение юбилея опытного и доверенного Нарышкина, который будет «присматривать» за консерваторами. Формально для консерваторов (кроме самого Мединского) это аппаратный проигрыш, поскольку они не смогли получить контроль над принятием решений по праздничным мероприятиям. Однако все равно их роль будет одной из определяющих, поскольку у государства нет альтернативы консервативно-патриотическая идеологии. Продолжит РВИО проводить и свои параллельные мероприятия. Задача Нарышкина в этом смысле будет состоять в том, чтобы избежать крайностей, не дать превратиться юбилею в сведение исторических счетов и обеспечить реализацию повестки президента.

Госдума вернула старые правила формирования Общественной палаты

Нижняя палата парламента отменила интернет-голосование при формировании Общественной палаты и вернула правила к тому виду, какими они были с первого по четвертый созыв. 43 общественника, которые раньше избирались в результате голосования в сети, теперь будут определяться по итогам голосования другими членами Палаты, часть которых назначена президентом, а другая часть – общественными палатами регионов. Остальные 40 членов будет утверждать президент, а 85 делегируют общественные палаты субъектов. При этом один из авторов поправок единоросс Дмитрий Вяткин открыто признал «накрутки» при голосовании в Интернете в действующий состав ОП. Полномочия последнего истекают в марте 2017 года.

Между тем в СМИ разворачивалась кампания против действующего состава ОП и ее секретаря Александра Бречалова, который не собирается занимать свою должность в новом составе. Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» выявил серию подозрительных закупок Общественной палаты за 2016 год. Раннее «яблочники» обнаружили, что тендер на подготовку доклада ОП РФ о состоянии гражданского общества выиграла компания, специализирующаяся на пошиве одежды. На этот раз Центр выявил несколько похожих случаев, когда тендеры выигрывали «непрофильные организации с недостаточной квалификацией». Так, контракт на обучение гражданских активистов и членов НКО и организацию трех общественных форумов выиграла организация «Настроение», специализирующаяся на «парикмахерских услугах». Ее единственным конкурентом была фирма, занимающаяся оказанием ритуальных услуг.

Одновременно Общероссийский гражданский форум, патронируемый Алексеем Кудриным, планирует запустить дискуссию о формировании нового состава, чтобы «подтолкнуть к качественному изменению Общественной палаты». Планируется провести опрос экспертов, которые должны ответить на вопрос, представляет ли кто-то из нынешних членов Общественной палаты интересы сектора и кто мог бы реально представлять их интересы в ОП. КГИ заявляет о необходимости повысить прозрачность формирования Палаты и повысить ее представительность интересов гражданского общества. Итоги экспертного опроса будут представлены Администрации президента. В ответ Бречалов заявил, что предсказывает негативный результат опроса ОГФ для действующего созыва ОП.

Внутриполитический блок Кремля пока недоволен работой ОП, ее конфликтами с правозащитниками, а также не считает Бречалова достаточно весомой общественной фигурой. Скандал вокруг закупок ОП стал одной из причин потери доверия к заместителю руководителя президентского Управления по внутренней политике Сергею Смирнову, который вынужден был покинуть Старую площадь в результате разрешения конфликта между АП и Госдумой. До прихода в Администрацию президента Смирнов занимал пост руководителя аппарата Общественной палаты и отвечал за сферу закупок. Скандал по поводу тендеров стал аргументом и против Бречалова, который, после консультаций со Старой площадью, заявил, что не претендует на должность секретаря ОП.

Коррупционные скандалы вокруг ОП и отказ от практики интернет-голосования ослабляют позиции и непосредственного куратора Палаты на Старой площади Павла Зеньковича. Параллельно Зенькович курировал некоторые «патриотические проекты», перспективы которых остаются неопределенными при новой команде Кириенко. Возможное превращение нового состава ОП в противовес идеологически монолитной Госдуме за счет делегирования в него статусных общественников, гражданских активистов и либералов может привести к новой реструктуризации АП. Видимо в связи с этим усиливаются слухи о слиянии Управления по общественным проектам с Управлением внутренней политики. Появление нового куратора направления можно рассматривать как один вероятных сценариев. Кроме того, не исключено, что Палата может стать хорошим инструментом для Старой площади при давлении на монолитную Госдуму, подчеркивая недостатки работы парламента и критикуя некоторые законодательные инициативы. То есть приобрести более весомую публично-политическую функцию в условиях перекошенного представительства. 

Фото: Пресс-служба президента РФ

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы