ENG

19 – 25 сентября: Подведение итогов

Еженедельный анализ политической повестки

Кампания по интерпретации итогов голосования 18 сентября, выдвижение Вячеслава Володина на пост спикера Госдумы, обсуждение возможных кандидатур на должность первого замглавы Администрации президента, изменение конфигурации парламента VII созыва и слухи о реформировании силовых ведомств стали важнейшими событиями недели во внутренней политике.

Главной темой стала кампания власти по легитимации итогов парламентских выборов. Низкие результаты парламентской и непарламентской оппозиции облегчали для власти задачу по обеспечению признания итогов голосования основными игроками. Кроме того, провальное выступление на выборах спровоцировало обострение внутренней борьбы и конкуренции за лидерство в либеральном оппозиционном лагере, от которого некоторые ожидали попыток оспаривания итогов выборов. Как следствие, критика оппонентов власти в части организации голосования и процесса подсчета голосов затерялась на фоне критики в адрес собственного партийного руководства и избирателей, не пришедших на избирательные участки. А позиция ПАРНАС и «Яблока», не признавших итоги голосования, не вышла за пределы маргинальной ниши и не оказала заметного влияния на отношение к результатам выборов в обществе, кроме демобилизованной целевой аудитории либералов.

Кремлю удалось добиться согласия с победой «Единой России». На этот раз в распоряжении оппозиции не было поддержки в лице мотивированного среднего класса, который участвовал в наблюдении за выборами и был бы готов бороться за их результат. Внимание к нарушениям оперативно купировалось ЦИК и провластными экспертами. Объявляя официальные результаты голосования, глава Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что «выборы, несмотря на определенные нарушения, прошли легитимно». Месседж был усилен прошедшей 23 сентября встречей президента с председателем и членами ЦИК. Во время мероприятия Владимир Путин подчеркнул, что «итоги прошедшей кампании признаны объективными и легитимными подавляющим большинством ее участников и наблюдателей, а самое главное – российским обществом».

Окончательное признание результатов голосования ведущими партиями было зафиксировано в ходе встречи главы государства с лидерами партий, прошедших в Госдуму. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» не стали оспаривать конституционное большинство «Единой России». Причем самая комплиментарная позиция была озвучена эсерами, понесшими наибольшие потери. Сергей Миронов назвал основной причиной поражения собственные недоработки партии и отметил, что «в этот раз на порядок честнее, прозрачнее, легитимнее выборы, чем пять лет назад».

В условиях заметного снижения результатов парламентская оппозиция рассчитывает конвертировать свою лояльность в частичную компенсацию потерь. Лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» выступили с совместной просьбой сохранить за ними такое же, как и в Думе VI созыва, число комитетов и вице-спикеров, а также увеличить число штатных помощников глав фракций с 5 до 7 или ввести институт советников. Увеличение количества штатных единиц необходимо партиям, чтобы сохранить аппарат на фоне значительной потери в мандатах. Предложение о сохранении распределения комитетов было поддержано президентом. Идя на необязательные уступки оппозиции, Кремль рассчитывает сохранить лояльность парламентских партий в новом созыве.

Уязвимым местом позиции власти следует считать рекордно низкую явку. Итоговое количество избирателей, пришедших на участки, составило 47,8%. Для сравнения, в 2011 году этот показатель равнялся 60,2%, а в 2007 году, когда власть также получила конституционное большинство, – 63,7%. В абсолютных величинах «Единая Россия» получила на прошедших выборах на 3,8 млн голосов избирателей меньше, чем в 2011 году. Еще больше разрыв с результатом 2007 года – 16,1 млн голосов. В этой связи провластные эксперты использовали ссылку на «европейский» уровень явки, игнорируя тот факт, что за последние десять лет явка на выборах в национальный парламент страны-члена Европейского союза оказывалась ниже 50% только в Румынии, Польше и Литве.

Кремль попытался и напрямую снизить эффект от низкой явки. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что явка отражает «ту пропорцию политически активного населения, которая традиционно участвует в избирательном процессе». Сам глава государства охарактеризовал явку как «не самую большую». В итоге власти удалось избежать разворачивания заметной кампании по подрыву легитимности прошедших выборов, однако тот факт, что на участки пришло менее половины всех избирателей, может оказаться проблематичным с точки зрения реакции общества на принимаемые парламентом решения, особенно если они будут негативно сказываться на благополучии населения.

Еще одной задачей Кремля в рамках кампании по интерпретации итогов голосования становится обновление имиджа Думы. Изменения в депутатском корпусе традиционно используются в качестве одного из инструментов повышения легитимности результатов выборов. Учитывая получение «Единой Россией» трех четвертых всех мест в парламенте, основное внимание обращается на обновление фракции ЕР, появление новых лиц в руководстве Госдумой, перевес в мандатах партии власти в пользу одномандатников и выдвижение новых представителей в Совет Федерации.

На неделе Кремль определился с кандидатурой на пост спикера Госдумы. Им станет первый заместитель главы Администрации президента Вячеслав Володин. Переход куратора внутренней политики на работу в Госдуму был инициирован главой государства. На встрече с лидерами парламентских партий он лично предложил рассмотреть Володина в качестве кандидата на должность председателя нижней палаты парламента в связи с назначением Сергея Нарышкина главой СВР.

С точки зрения власти смена спикера может быть продиктована потребностью в обновлении имиджа Госдумы и обеспечении ее управляемости в условиях возвращения смешанной избирательной системы. Выбор в пользу Володина в этом смысле обусловлен лояльностью президенту, ответственностью за формирование депутатского корпуса и длительным опытом парламентской работы. Как менеджер, первый замглавы АП на посту спикера должен будет обеспечивать принятие законопроектов и поддержание баланса между интересами фракций и отдельных депутатов. Кроме того, переход Володина в Думу повлечет за собой перезагрузку работы внутриполитического блока Кремля.

Вместе с тем выбор в пользу Володина несёт в себе заметные риски для власти. Получение публичной должности будет способствовать росту аппетитов первого замглавы АП. В преддверии выборов главы государства активность Володина на посту спикера может быть прочитана как указание на наличие президентских амбиций.

В то же время для самого Володина последствия смены места работы остаются неочевидными. Первый замглавы АП бросил все свои ресурсы на продвижение идеи о собственном усилении и сохранении за собой части полномочий куратора внутренней политики. Однако в публичном пространстве отношение к смене его роли остается неоднозначным. Роль парламента в законодательном процессе все больше носит технический характер, а степень влияния спикера зависит от его отношений с главой государства и связей в правящей элите. В этом контексте переход Володина в Думу может быть истолкован как поражение в борьбе за пост главы Администрации президента и как результат конфликта с влиятельными группами в окружении главы государства.

Уход Володина с поста первого замглавы Администрации президента запустил волну обсуждения возможных претендентов на его должность. Среди возможных кандидатур называются губернатор Московской области Андрей Воробьев, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, руководитель управления по общественным проектам Кремля Павел Зенькович, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, замруководителя УВП Тимур Прокопенко и глава «Росатома» Сергей Кириенко.

Для Володина выигрышным будет назначение близких к нему Бречалова и Прокопенко. В таком случае, перейдя на позицию спикера, он сможет сохранить влияние на формирование внутренней политики. Наименее выгодные для действующего замглавы АП кандидаты – Воробьев и Кириенко. Каждый из них будет стремиться наращивать влияние и постарается не уступать традиционных полномочий УВП.

В конце недели на первый план вышла кандидатура Кириенко. Возможно, слив информации о переходе главы «Росатома» в Администрацию президента инициирован Володиным, который пытается таким образом торпедировать назначение, которое нельзя будет интерпретировать в его пользу. У Кириенко, с 2005 года работающего в атомной отрасли, выстроенные отношения с Юрием и Михаилом Ковальчуками и Борисом Грызловым, с 2012 года возглавляющим Наблюдательный совет «Росатома». Фигура бывшего главы либерального партийного проекта СПС будет однозначно воспринята как противовес Володину, у которого, кстати, сложились с ними непростые отношения.

С позиции Кремля логичным может выглядеть выбор в пользу того, кто публично и идеологически не связан ни с Володиным, ни с его предшественником. Ещё одним аргументом в пользу Кириенко может быть отсутствие далеко идущих политических амбиций, в отличие от действующего первого замглавы АП. Против этой кандидатуры играет отсутствие сильной команды для разрешения политических конфликтов, что может осложнить выполнение задач, связанных с президентской кампанией.

Организационная структура Думы VII созыва находилась в центре партийной повестки. Возвращение одномандатников и снижение количества мест у парламентской оппозиции повышает значение внутрифракционного деления «Единой России». Перед властью стоит задача обеспечения управляемости новой большой фракции в условиях расширения представительства региональных интересов за счет одномандатников.

На прошедшем 24 сентября заседании Высшего совета и Генерального совета «Единой России» партия объявила о формировании пяти депутатских групп, которые возглавят Виктор Кидяев, Раиса Кармазина, Николай Панков, Виктор Пинский и Адальби Шхагошев. Выбор персоналий отражает стремление Володина продвинуть своих людей на руководящие посты во фракции. Панков возглавлял секретариат Володина, когда тот занимал должность вице-губернатора Саратовской области, был его помощником в Думе третьего и четвертого созыва. Кидяев также считается креатурой первого замглавы АП. В то же время новому спикеру Госдумы не удалось отстоять назначение на должность руководителя фракции секретаря Генсовета ЕР Сергея Неверова. На своем посту останется Владимир Васильев.

Пока партия анонсирует равномерное распределение списочников и одномандатников внутри групп.

Получение мандатов Шайхутдиновым и Журавлевым актуализирует вопрос о наделении одномандатников правом формирования собственных фракций. В противном случае лидерам «Родины» и «Гражданской платформы» придется войти в состав одной из существующих фракций, что понизит их ценность в плане демонстрации расширения представительства.

По сравнению с предыдущим созывом несколько изменился состав кандидатур на посты вице-спикеров. Если пост первого вице-спикера останется за Александром Жуковым, то из четырех вице-спикеров сохранят свои должности только двое: Сергей Неверов и Владимир Васильев. Места Андрея Исаева и Сергея Железняка займут Ирина Яровая и Петр Толстой. При этом выдвижение Неверова поднимает вопрос о перестановках в руководстве самой партии, учитывая, что председатель «Единой России» Дмитрий Медведев внес предложение о запрете совмещения руководящих постов в партии и Госдуме.

На неделе получили развитие слухи о реформировании силовых и правоохранительных ведомств. Звучавшие ранее предположения о создании на базе ФСБ, СВР и ФСО Министерства государственной безопасности (МГБ) были дополнены сообщениями о возможном возвращении Следственного комитета России в состав Генеральной прокуратуры и разделением функций МЧС между Министерством обороны и МВД.

Идея о создании МГБ не в первый раз появляется в публичном пространстве. Кремль действительно может рассматривать возможность переформатирования силового блока с целью оптимизации расходов, повышения эффективности и выстраивания более устойчивой системы сдержек и противовесов для силовиков. В таком случае слияние СВР, ФСО и ФСБ станет продолжением масштабной перестройки архитектуры силового блока, стартовавшей с ликвидацией ФМС и ФСКН и созданием Росгвардии.

В то же время появление слухов может быть следствием нарастания конкуренции среди силовиков по мере приближения президентских выборов. Обсуждение создания Министерства государственной безопасности играет в пользу ФСБ и подается в контексте последних успехов ведомства. Возвращение СКР в состав Генпрокуратуры также интерпретируется как следствие эффективной атаки на Следственный комитет, пошатнувшей позиции Александра Бастрыкина и уже проявившейся в отставке официального представителя ведомства Владимира Маркина.

Включение в пакет слухов сообщений об упразднении МЧС в свою очередь продолжает кампанию против главы ведомства Владимира Пучкова, стартовавшую за неделю до выборов. На фоне наводнения в Приморье вброс информации о возможном разделении функций МЧС между Министерством обороны и МВД провоцирует обсуждение эффективности работы Министерства чрезвычайных ситуаций и его руководителя. Пучков достаточно давно дистанцировался от министра обороны Сергея Шойгу. В результате глава МЧС остался фактически без защиты, а его фигура рассматривается как одна из наиболее вероятных кандидатур на выбывание из правительства. 

Фото: Пресс-служба президента РФ

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы