ENG

20 – 26 февраля. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Провал соглашения об отводе тяжелых вооружений определял повестку урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом на минувшей неделе.

Украина и республики обвинили другу друга в срыве достигнутой в рамках Контактной группы и поддержанной «нормандской четверкой» договоренности отвести тяжелые вооружения от линии соприкосновения к 20 февраля. Стороны так и не смогли достигнуть согласия относительно порядка и координации отвода.

Украина все же объявила о том, что вернула технику в места постоянной дислокации. Однако это так и не подтвердило ОБСЕ. Более, того международные наблюдатели фиксировали принадлежащую ВСУ технику в запрещенных в соответствии с Минскими соглашениями районах. Впоследствии республики обвинили украинскую сторону в сосредоточении тяжелой техники на линии соприкосновения. Киев и ДНР-ЛНР также так и не смогли вернуться к режиму прекращения огня. Несмотря на то, что ОБСЕ отмечало снижение уровня напряжения на линии соприкосновения, обстрелы продолжались в течение всей недели, что привело к нарушению работы гражданской инфраструктуры.

В контексте множества других невыполненных договоренностей, которые были достигнуты как в Контактной группе, так и на уровне «нормандской четверки», провал соглашения об отводе тяжелых вооружений наносит серьезный имиджевый удар по мирному процессу. Несостоятельность сторон в выполнении своих обещаний приобрела системный характер. Нет никаких сомнений в том, что если ситуация и дальше продолжит развиваться аналогичным образом, Донбассу грозят новые эскалации и новые гуманитарные кризисы. Кроме того, возросшее недоверие сторон друг к другу в результате невыполнения соглашения об отводе тяжелой техники затормозит переговоры по другим вопросам, в том числе касающимся политического урегулирования конфликта.

В то время как Россия ужесточает позицию в отношении Киева и расширяет поддержку республик, реакция западных гарантов мирного процесса выглядит беспомощной. Германия и Франция лишь констатируют текущие проблемы и призывают стороны конфликты вернуться к выполнению своих обязательств.

Одновременно происходит консолидация стран Запада вокруг продолжения прежнего курса в отношении России и Украины. Новая американская администрация сознательно сужает повестку будущих переговоров с Россией и сводит ее к таким традиционным темам, как контроль над вооружениями.

В результате процесс мирного урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом повисает на паузе до тех пор, пока у международных гарантов не появится достаточная политическая воля, чтобы вновь ускорить его. В этой ситуации повышается внимание к сторонникам альтернативных планов разрешения конфликта, которые считают Минские соглашения невыполнимыми.

 

Процесс урегулирования

Председательствующая в ОБСЕ Австрия подтвердила планы по увеличению числа наблюдателей в зоне конфликта. 22 февраля министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц на заседании Совета безопасности ООН заявил о намерениях ОБСЕ увеличить численный состав Специальной мониторинговой миссии на Украине. В январе инициатива Австрии получила поддержку России и Украины. Миссия получит в свое распоряжение дополнительные технические средства для наблюдения, будут увеличены часы патрулирования вдоль линии соприкосновении. Показательно, что Курц не упомянул установление круглосуточного мониторинга со стороны СММ. Это можно объяснить тем, что ОБСЕ не получила надлежащих гарантий безопасности от сторон конфликта. Глава МИД Австрии также подчеркнул необходимость обеспечения беспрепятственного доступа гуманитарных организаций в Донбасс. Курц квалифицировал нынешний уровень насилия как неприемлемый и призвал Украину и республики соблюдать режим прекращения огня.

В последнее время в адрес ОБСЕ раздается много критики со стороны России и республик. Организацию обвиняют в том, что наблюдатели, регулярно фиксируя обстрелы, не называют виновных и покидают зону своей ответственности во время эскалации. Так, заместитель председателя Совета Федерации России, председатель Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины Юрий Воробьев 21 февраля выразил мнение, что в конфликте в Донбассе ОБСЕ предстает «беспомощной и аморфной структурой». Увеличение количества наблюдателей и получение технических инструментов для проведения более эффективного мониторинга должно отчасти снять эти претензии.

Временное признание Россией документов ДНР и ЛНР вызвало предсказуемо негативную реакцию со стороны европейских гарантов мирного процесса, США и ОБСЕ. На неделе участники урегулирования продолжали давать оценки Указу президента Владимира Путина. Официальные лица акцентировали внимание на том, что решение Кремля не соответствует Минским соглашениям. В Германии и Франции возросли опасения в связи с тем, что Россия может выйти из минского процесса и готовит условия для признания суверенитета республик. В то же время Париж и Берлин сигнализировали, что не планируют вводить новые ограничения в связи с этим решением. На Западе понимают, что расширение давления на Москву, на чем сейчас настаивает Киев, может привести к таким демонстративным шагам с ее стороны, которые практически обнулят перспективы мирного урегулирования конфликта.

20 февраля пресс-секретарь немецкого МИД Штеффен Зайберт заявил, что «признание документов, выданных самопровозглашенной Донецкой народной республикой подрывает единство Украины и полностью противоречит всему тому, что было согласовано в Минске и потому абсолютно недопустимо». Дипломат заверил, что Германия не будет признавать никаких документов республик. Между тем в Берлине подчеркнули, что продолжают верить в приверженность Москвы и Киева к выполнению Минских соглашений. «Мы верим, что обе стороны – Москва и Киев – и дальше заинтересованы в реализации минских договоренностей и восстановлении суверенитета Украины в соответствии с европейскими ценностями», - сказал Зайберт. МИД Франции, в свою очередь, выразил сожаление в связи с решением российских властей. Вместо этого французы предложили Москве оказать влияние на Донецк и Луганск с целью обеспечения имплементации Минских соглашений. Париж настаивает, что это «единственный путь обеспечения прочного урегулирования кризиса на востоке Украины».

21 февраля в ОБСЕ подвергли критике одностороннее решение Кремля. Председательствующая в организации Австрия отметила, что «указ противоречит задачам, которые призваны урегулировать ситуацию на востоке Украины». В ОБСЕ напомнили, что поддерживают усилия по нормализации положения жителей Донбасса и поощряют увеличение свободы их передвижения. Однако предупредили, что «это должно быть сделано в полном соответствии с принципами и обязательствами ОБСЕ, а также с Минскими соглашениями». «Односторонние действия подрывают усилия по урегулированию кризиса в Украине и вокруг нее», - говорится в заявлении организации.

21 февраля посол США при ООН Никки Хейли продолжила усиление жесткой риторики новой американской администрации в отношении России. Она заявила, что «признание Россией в последние дни предполагаемых паспортов и других незаконных документов, выданных поддерживаемыми Россией сепаратистами в украинских регионах Донецка и Луганска, является еще одним прямым вызовом усилиям, направленным на обеспечение мира на востоке Украины». Тема признания документов была использована американским дипломатом, чтобы подтвердить единство Вашингтона с европейцами относительно увязывания антироссийских санкций с имплементацией Минских соглашений. «Соединенные Штаты и Европейский Союз остаются едиными в поддержке этого подхода, сохраняя силу санкций до того времени, пока Москва в полной мере выполнит Минские обязательства», – сказала посол. Хэйли добавила, что американские санкции, связанные с Крымом, будут отменены только после возвращения полуострова Киеву. Вместе с тем дипломат подчеркнула, что Соединенные Штаты считают возможным иметь лучшие отношения с Россией, но не будут достигать этого за счет безопасности друзей и союзников.

Заявления Хэйли в целом находились в русле высказываний вице-президента США Майка Пенса, которые он сделал во время Мюнхенской конференции по безопасности. Тогда вице-президент также косвенно намекнул, что вариант отвязки введенных против России санкций от Минских соглашений потерял свою актуальность и что Белый дом пока будет ориентироваться в отношении конфликта Украины и Донбасса на ту политику, которая была выработана предыдущей администрацией Обамы. Однако последние заявления Хэйли можно интерпретировать как расширение этого месседжа, которое будет иметь далеко идущие последствия для мирного процесса. Говоря о том, что Вашингтон не будет рисковать безопасностью дружественных стран, дипломат дает понять, что сценарий «большой сделки» между Москвой и Вашингтоном, в рамках которой в жертву будут принесены интересы нынешнего украинского руководства, не допускается администрацией Трампа. Хотя статус посла в ООН в иерархии принятия внешнеполитических решений в американской администрации не позволяет квалифицировать слова Хэйли как окончательный отказ от такого варианта «большой сделки», можно констатировать, что Вашингтон сознательно сужает повестку будущего диалога с Москвой.

Между тем украинская сторона на фоне негативной реакции западных партнеров потребовала усилить давление на Россию. 21 февраля Порошенко высказался за введение новых санкций и назвал Указ российского президента «элементом признания» ДНР и ЛНР. «С точки зрения международного права это уже является элементом признания этих незаконных формирований и, де-факто, отказа от минского процесса, поскольку эти шаги несовместимы с выполнением минских договоренностей. Считаем, что это очень тревожное явление и оно требует решительных действий до усиления санкций», - сказал он. В этот же день заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко квалифицировал признание документов как «путь аннексии», который уничтожает «все, что мы достигли к этому времени, и в частности Минский формат, Трехстороннюю контактную группу, встречи «нормандской четверки» и все остальное».

Москва продолжала акцентировать внимание на гуманитарной составляющей своего решения. 20 февраля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что рассуждения о признании республик «абсолютно неуместны и неприменимы». Песков напомнил о том, что ДНР и ЛНР находятся в «жесточайшей блокаде со стороны Украины». Он вновь подчеркнул, что за Указом президента Путина лежат чисто гуманитарные соображения. «Они отключены от социального обеспечения, от банковского обеспечения, что, безусловно, делает жизнь населения этих регионов абсолютно невыносимой. Именно руководствуясь гуманитарными соображениями, было принято известное решение по фактически выданным документам», - заявил он. Глава МИД Сергей Лавров, в свою очередь, уточнил, что ДНР и ЛНР признаны в качестве одной из сторон конфликта подписанием Минских соглашений, которые были одобрена Советом безопасности ООН. Дипломат заявил, что решение президента Путина соответствует духу, целям и букве минских договоренностей, в которых «прямо записана необходимость решить все гуманитарные проблемы этой части Донбасса».

Спокойный ответ Москвы на критику говорит о том, что Кремль учитывал такую реакцию со стороны Киева и западных партнеров, когда принималось решение о признании документов. Следствием тупика в урегулировании, когда практически ни одно из важных решений «четверки» и Контактной группы не выполняется, становится то, что Россия в иерархии своих приоритетов постепенно помещает республики выше мирного процесса. Свою роль сыграла и блокада добробатами железнодорожного сообщения с ДНР и ЛНР, которую так и не смогли или не хотели прекратить украинские власти. В данной ситуации мирное население неподконтрольных Киеву территорий ожидает от России конкретных шагов, направленных на облегчение условий их жизни. В то же время следует признать, что в Указе Путина есть своя политическая составляющая. Кремль дает понять «четверке», что время для интеграции Донбасса в состав Украины стремительно уходит, а потому следует интенсифицировать переговоры таким образом, чтобы они начали приносить результаты.

 

Вопросы безопасности

Достигнутое 15 февраля в рамках Контактной группы соглашение о прекращении огня и об отводе тяжелых вооружений к 20 февраля было фактически сорвано сторонами. Украина и республики обвинили в этом друг друга. В течение недели Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ фиксировала наличие тяжелой техники в запрещенных районах, подконтрольных как ВСУ, так и ополченцам. ОБСЕ констатировало, что вопреки договоренностям стороны не предоставили в ответ на запрос СММ информацию относительно техники, которая подлежит отводу, а также о расположении своих подразделений и формирований.

В понедельник, 20 февраля ВСУ не подтвердило начало отвода вооружений. Украинская сторона ссылалась на тот факт, что в соответствии с договоренностями Контактной группы отводу должно предшествовать как минимум 24-часовое прекращение огня на линии соприкосновения. Пресс-центр АТО, приведя факты перестрелок, которые закончились гибелью одного военнослужащего, сообщил, что условий для отвода вооружений и введения режима прекращения огня на линии соприкосновения в настоящий момент нет. При этом украинские официальные лица делали противоречивые заявления. Так, по словам представителя штаба АТО Леонида Матюхина, тяжелые вооружения ВСУ уже находятся на позициях, которые разрешены Минскими соглашениями. Со своей стороны, в ДНР сначала проинформировали о начале отвода техники в места постоянного хранения. Заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин подчеркнул, что отвод будет происходить одновременно с украинской стороной. Он также констатировал, что ВСУ не нарушало режим прекращения огня с 00:00 20 февраля, то есть меньше суток. Однако затем ополченцы отложили отвод в связи с отсутствием подтверждения ОБСЕ по отводу вооружения украинской стороной. 21 февраля в республике вновь заявили о начале отвода. Одновременно украинская сторона сообщила, что порядок полного прекращения огня и отвода тяжелого вооружения в рамках Совместного центра по контролю и координации до сих пор не выработан. В этот же день Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберт Заньер выразил обеспокоенность в связи с тем, что сохраняются высокие риски эскалации в Донбассе. При этом он обратил внимание на то, что в то время как глава МИД Украины Павел Климкин передал ОБСЕ инструкции о проведении отвода тяжелых вооружений, от ополченцев такого подтверждения до сих пор не поступало.

В итоге 21 февраля ДНР обвинила Украину в срыве договоренности Контактной группы об отводе тяжелого вооружения в понедельник. Республика также обвинила Киев в срыве видеоконференции для обсуждения проблем в сфере безопасности. «Действия украинского правительства по саботированию решений и договоренностей Контактной группы, которые к тому же были поддержаны «нормандским форматом» на уровне министров иностранных дел, не представляется возможным назвать иначе, нежели абсолютно деструктивными и безрассудными», - говорится в заявлении полномочного представителя ДНР в Контактной группе Дениса Пушилина. Ответственность за срыв договоренностей возложил на Украину и представитель России в Контактной группе Борис Грызлов. «К сожалению, вынужден констатировать: на текущий момент внутри зоны безопасности фактически на всём протяжении линии разграничения все ещё размещено тяжёлое вооружение», - выразил сожаление Грызлов. 22 февраля глава ДНР Александр Захарченко высказал мнение, что Украина не отводит вооружения по внутриполитическим причинам.

В ответ украинская сторона назвала заявление о срыве отвода провокацией. В ВСУ обвинили ополченцев в применении тяжелых вооружений на донецком и мариупольском направлении и в очередной раз заявили, что давно отвели свое тяжелое вооружение. 22 февраля украинские переговорщики обвинили Россию в срыве видеоконференции, которая должна была состояться в этот день по инициативе Москвы. В этот же день представитель Украины в подгруппе по безопасности Евгений Марчук рассказал депутатам Верховной Рады, что отвод вооружений состоялся лишь на нескольких участках линии соприкосновения. По его словам, Киев еще 8 февраля передал ОБСЕ информацию о местонахождении тяжелого вооружения и до 20 февраля выполнил отвод техники.

Республики продолжали опровергать заявления украинской стороны и сообщили об ее отказе отводить вооружения. 24 февраля заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин сообщил, что ВСУ сосредоточили тяжелую технику на линии соприкосновения вместо ее отвода. Ранее 23 февраля глава ДНР Александр Захарченко рассказал о происходящем в зоне конфликта обострении. «Перестали стрелять по жилым кварталам, детским садам, больницам, стреляют по передовой. Никакого спада и уменьшения обстрела мы не наблюдаем. Противник пытается тем или иным способом прощупать нашу оборону», - сказал он.

Вместе с тем, наблюдатели отмечают факт значительного уменьшения количества обстрелов в зоне конфликта. 24 февраля заместитель руководителя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг констатировал, что ситуация с безопасностью в Донбассе улучшается вторую неделю подряд. По его данным, на прошлой неделе количество нарушений режима прекращения огня уменьшилось на 20% по сравнению с позапрошлой неделей. При этом особенно ощутимо уменьшилось применение тяжелых вооружений – танков, минометов и артиллерии. «На минувшей неделе мы зафиксировали 180 взрывов, вызванных огнем из танков, минометов, артиллерии. Количество таких взрывов за позапрошлую неделю составляло 884. Это дает нам 80% снижение», - отметил он. Однако стороны продолжали сообщать о нарушениях режима прекращения огня. 24 февраля в результате повреждения линии электропередач Макеевка-Авдеевский коксохимический завод без электроснабжения осталась Авдеевка. 25 февраля все-таки состоялась видеоконференция Контактной группы. Участники договорились обеспечить режим тишины для проведения ремонтных работ на Донецкой фильтровальной станции, которая ранее прекратила свою работу из-за обстрелов. Контактная группа также подтвердила обязательства от 15 февраля 2017 года, в соответствии с которыми стороны должны отвести тяжелые вооружения и вернуться к режиму прекращения огня.

Систематическая неспособность сторон выполнять договоренности Контактной группы дискредитирует минский процесс в целом и дает козыри его критикам. На России, Германии и Франции как на международных гарантах и посредниках лежит ответственность по поиску выхода из текущего тупика. Однако пока нет понимания ни относительно того, какие возможны пути преодоления разногласий, ни достаточной политической воли для принуждения сторон конфликта к миру. В частности, об этом свидетельствует беспомощная реакция главы МИД Германии Зигмара Габриэля, который 22 февраля сказал, что ему «трудно понять, почему, несмотря на договоренности, прекращение огня не соблюдается». В немецком МИДе также отметили, что в связи с неисполнением соглашения об отводе «есть риск усиления военной эскалации со многими дальнейшими жертвами и продолжения застоя в политическом процессе».

На этом фоне Соединенные Штаты заняли проукраинскую позицию в оценке ситуации в сфере безопасности. 26 февраля Государственный департамент призвал Россию и ополченцев прекратить огонь, отвести тяжелые вооружения и представить полный и беспрепятственный доступ миссии ОБСЕ. «Соединенные Штаты внимательно следят за ростом насилия на востоке Украины в последние недели и нежеланием смешанных российско-сепаратистских сил соблюдать договоренности о прекращении огня, предусмотренные Минскими соглашениями», - отмечалось в сообщении дипломатического ведомства. Вашингтон сослался на конфликтную ситуацию от 24 февраля, которая была квалифицирована ОБСЕ как открытие огня по наблюдателям со стороны ополченцев, а также на захват ополченцами беспилотника СММ. Госдеп также призвал прекратить атаки на гражданскую инфраструктуру, в том числе на Донецкую фильтровальную станцию.

 

Политические вопросы

На неделе вопросы политического урегулирования не обсуждались сторонами. Среди высказываний официальных лиц можно выделить сказанные 23 февраля слова главы ДНР Александр Захарченко о том, что «мы можем разговаривать с Украиной только как с соседом». Это заявление оставляет простор для толкований. Соседские отношения могут быть как между двумя государствами, так и между районами внутри Украины. Руководство ДНР пока не исключает для себя ни одну из этих возможностей.

На этом фоне открыто конфронтационной и агрессивной выглядит повторение первым вице-спикером Верховной Рады, представителем в гуманитарной подгруппе Ириной Геращенко известной позиции украинской стороны, в соответствии с которой Киев не собирается вести прямых переговоров в Донецком и Луганском. «Украину всеми силами подталкивают к легитимизации боевиков, к прямым переговорам с ОРДЛО, пытаясь теперь создать сценарии прямых переговоров, параллельные Минску процессы, без РФ и ОБСЕ… Но никаких прямых переговоров и легитимизации бандитов не будет. Какие бы грязные сценарии не разыгрывал Кремль в этой гибридной войне против Украины», - написала она 25 февраля в Facebook.

 

Гуманитарные вопросы

Во вторник, 21 февраля МЧС России направил 60-ый гуманитарный конвой в Донбасс. По заявлению МЧС, большую часть груза составили детские наборы и предметы первой необходимости. Следующий конвой отправится в Донбасс 28 февраля, затем 16 и 23 марта. 23 февраля Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди высоко оценил вклад гуманитарной помощи, поступающей из России, в поддержку жителей Донбасса.

Надежда Савченко продолжает предпринимать самостоятельные гуманитарные усилия. Таким способом внефракционный депутат стремится занять нишу независимого от украинской власти переговорщика с Донбассом. 24 февраля Савченко и руководитель украинского центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимир Рубан посетили ДНР, где навестили военнопленных в исправительной колонии в Макеевке (Донецкая область, ДНР). «Прошу всю Украину поддержать меня, как поддерживали меня, когда я была в плену. Я сейчас сознательно пошла на риск своей жизнью, чтобы освободить наших украинских пленных и довести гуманитарную составляющую Минского процесса до финала», - написала Савченко в Facebook. На следующий день депутат опубликовала список пленных, которых ей удалось посетить. Украинские власти видят в действиях Савченко угрозу сложившемуся на Украине негативному консенсусу вокруг переговоров с представителями Донбасса. В результате депутата попытались обвинить в государственной измене. Ранее 24 февраля депутат от «Блока Петра Порошенко» Татьяна Рычкова обвинила Савченко в том, что она подстрекала украинских военнослужащих оставить позиции в зоне АТО и ехать «свергать преступную власть».

Срыв соглашений об отводе тяжелых вооружений и о возвращении к режиму прекращения огня привел к ухудшению гуманитарной ситуации в Донецкой области. 24 февраля после попаданий снарядов и эвакуации персонала временно прекратила работу Донецкая фильтровальная станция, которая находится в нейтральной полосе. В ДНР сообщили о повреждении склада с хлором. В результате без воды осталась Авдеевка (Донецкая область, Украина), было сокращено водоснабжение Донецка и Ясиноватой (Донецкая область, ДНР). Стороны возложили ответственность за обстрел ДФС друг на друга. Председатель Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Эртугрул Апакан отметил, что «артобстрел фильтровальной станции демонстрирует полное пренебрежение к человеческой жизни и широких интересов гражданского населения». 26 февраля заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин сообщил, что «военное руководство Украины нашло в себе силы и смогло выгнать радикальных националистов с территории Донецкой фильтровальной станции». Однако, по его информации, ВСУ продолжили укреплять свои блиндажи вблизи станции.

Среди других событий можно отметить посещение зоны конфликта главой Представительства Европейского Союза в Украине Хюгом Мингарелли и европейским комиссаром по вопросам гуманитарной помощи и кризисного урегулирования Христосом Стилианидесом. 21 февраля они встретились в Киеве с первым заместителем председателя Верховной Рады, представителем Украины в гуманитарной подгруппе Контактной группы Ириной Геращенко. Участники обсудили гуманитарную ситуацию в Донбассе. Европейцы выразили большую обеспокоенность в связи с продолжением блокады, которая оказывает негативное воздействие прежде всего на гражданское население. Украинские представители, со своей стороны, попросили оказать помощь в переоборудовании контрольно-пропускных пунктов въезда-выезда, чтобы ускорить их пересечение мирными жителями.

 

Экономические вопросы

Правительство Украины начало переговоры с организаторами блокады Донбасса. Вместе с тем, несмотря на решение СНБО от 16 февраля 2017 года «О неотложных мерах по нейтрализации угроз энергетической безопасности Украины и усиления защиты критической инфраструктуры», украинские власти не предпринимают силовых мер для прекращения блокирования поставок угля. Правительство подтвердило, что альтернативы углю антрацитовой группы, который добывается на неподконтрольных территориях, не будет в течение 1-3 лет. В результате блокады стал невозможен ввоз сырья и вывоз готовой продукции с предприятий ДНР и ЛНР. На неделе остановили свою работу производства Рината Ахметова на территориях республик – Енакиевский металлургический завод (Донецкая область, ДНР), включая подразделение в Макеевке, и все шахты ПАО «Краснодонуголь» (Луганская область, ЛНР).

20 февраля премьер-министр Владимир Гройсман встретился с активистами. Подробности встречи известны только со слов организаторов блокады. Штаб блокады выдвинул два требования правительству – немедленное освобождение всех пленных и принятие закона об оккупированных территориях. В ответ Гройсман предложил им войти в комиссию по обмену пленными и выступил за принятие постановления, которые бы регулировало перемещение грузов в зоне АТО в соответствии с законом о борьбе с терроризмом. Премьер сослался на то, что не имеет возможности повлиять на парламентское большинство, поэтому принятие закона об оккупированных территориях выходит за пределы его возможностей. 22 февраля фракция «Самопомощь» в Верховной Раде обвинила Министерство юстиции и Министерство финансов в том, что они отказываются работать над законопроектом о временно оккупированных территориях №3593д с профильным парламентским комитетом и рабочей группой. Напомним, законопроект предполагает прекращение торговых связей с ДНР и ЛНР.

Ранее СБУ передала в кабинет министров порядок ввоза и вывоза товаров с неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей. В настоящий момент он проходит согласование, после которого должен быть рассмотрен на заседании правительства. В документе указаны товары, которые разрешены к провозу через линию соприкосновения. 21 февраля глава СБУ Василий Грицак призывал кабмин урегулировать хозяйственные отношения с отдельными районами Донецкой и Луганской областей. На следующий день, 22 февраля, вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион написал в Facebook, что чрезвычайное положение в энергетике, введенное сроком на один месяц, может быть продлено до конца 2017 года. По его оценке, запасов антрацита должно хватить на 40-50 дней. В компании «Укрэнерго» сообщили, что благодаря имеющимся запасам угля энергосистема сможет проработать без аварийных отключений до 20 марта.

21 февраля заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука объяснил пассивное поведение властей тем, что у них нет желания применять силу в отношении активистов. 22 февраля глава ДНР Александр Захарченко заявил, что от блокады страдает прежде всего сама Украина. «Блокадой вы [украинцы] наносите вред самим себе: без Донбасса Украина – ничто, тем более с таким правительством. Блокаду мы перенесем», - сказал он. В этот же день стало известно, что Россия приняла решение начать поставки коксующего угля в Донбасс напрямую, чтобы не допустить полной остановки предприятий в республиках. Одновременно ряд российских СМИ со ссылкой на источники во власти сообщили, что блокада не оставляет республикам другого выхода, кроме как национализация украинских предприятий на территории ДНР и ЛНР, которые принадлежат олигархам.

Для оценки мотивов украинских властей показательными будут следующие две недели. У Порошенко мог быть свой интерес в создании кризиса на линии соприкосновения, чтобы показать западным партнерам уязвимость власти перед лицом радикальных сил. Однако полноценный энергетический кризис с отключениями электроэнергии и остановкой металлургических предприятий может, в свою очередь, больно ударить по позициям самого президента, поскольку порядок в зоне АТО находится в компетенции контролируемых им силовиков. В связи с этим украинский президент мог отложить применение жестких мер против организаторов блокады накануне памятных дат, посвященных трехлетию Майдана, и маршей националистов, чтобы не провоцировать беспорядки в Киеве. Не исключено, что власти все-таки прибегнут к силовому сценарию в ближайшее время. В то же время можно допустить, что блокада является частью игры Порошенко против Донбасса. Киев считает, что издержки блокады для него будут меньше, чем для республик, и сейчас тестирует возможности Донецка и Луганска управлять возникшей кризисной ситуацией.

 

Позиция республик

Республики заявили о повышенном спросе на получение своих паспортов. 22 февраля Глава ДНР Александр Захарченко сообщил, что после подписания президентом Путиным Указа о признании документов республик «ситуация с паспортами стала довольно-таки критичной» из-за нехватки мощностей для их выдачи, поскольку «число заявлений увеличилось в десятки раз». Захарченко обещал исправить ситуацию до конца марта

ДНР и ЛНР представили конкретные планы реализации программы по воссоединению народа Донбасса. Напомним, 17 февраля Захарченко и Плотницкий объявили о запуске программы помощи соотечественникам, проживающим в подконтрольных Украине районах Донецкой и Луганской областей. Власти ДНР и ЛНР считают их оккупированными. 21 февраля представители республик рассказали об образовательном и медицинском аспектах программы. В 2017 году более тридцати образовательных учреждений республик примут абитуриентов с украинской части Донбасса. Они смогут обучаться бесплатно и по всем доступным специальностям. Медицинские учреждения республик также готовы принять бесплатно на лечение жителей подконтрольных Киеву территорий. Можно предположить, что данными услугами захотят воспользоваться прежде всего люди, проживающие в нейтральной зоне.

 

Позиция Украины

Памятные мероприятия, связанные с трехлетием Евромайдана, украинская власть использовала для повышения градуса конфронтации с Россией. Риторика президента Порошенко соответствовала ожиданиям «партии войны». С помощью этой тактики украинский президент не только поддерживает вокруг себя сложную политическую коалицию, но и цементирует консенсус в обществе в отношении своей внешней политики и интерпретации конфликта с Донбассом как противостояния с Россией.

Порошенко продолжил персональные атаки на президента Владимира Путина. 20 февраля он возложил эксклюзивную ответственность за невыполнения Минских соглашений на Путина и обвинил российского президента в создании в Донбассе украинского Алеппо. Украинский МИД выступил с заявлением, в котором говорилось о том, что Россия «продолжает разжигать конфликт на Донбассе, отправляет на контролируемую правительством территорию Украины регулярные войска и наемников, предоставляет боевикам и террористам современные вооружения и военную технику». Киев акцентировал внимание на том, что Москва бросила вызов мировому порядку и пытается возродить «геополитические конструкции прошлого, где доминировали право силы и разделение на зоны влияния». Министерство иностранных дел также сообщило, что за время конфликта погибли более 9800 человек, около 23000 ранены, а число вынужденных переселенцев составило почти 1 миллион 800 тысяч человек. 21 февраля министр иностранных дел Павел Климкин, выступая в Совете безопасности ООН, предложил подумать о создании механизма, который бы ограничивал использование права вето постоянными членами Совбеза. Он напомнил, что в соответствии с Уставом ООН сторона конфликта должна воздерживаться от голосования. 22 февраля Порошенко объявил о сохраняющейся угрозе «полномасштабной войны» с Россией и обвинил Москву в наращивании военного присутствия в Крыму. «Угроза полномасштабной войны со стороны России никуда не делась», - сказал украинский президент. Порошенко поддержала украинская «партия войны». Секретарь совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов высказал убеждение, что Украина «находится под постоянной угрозой расширения военной интервенции со стороны России». Он усилил свой тезис, обвинив Москву в подготовке к большой войне за глобальное доминирование. «Война против Украины становится важным этапом подготовки РФ к большой войне и демонстрацией претензии на глобальное лидерство и перераспределение влияния в мире», - сказал Турчинов.

Одновременно украинский президент сигнализировал о готовности расширять сотрудничество с белорусским президентом Александром Лукашенко и новым президентом Молдовы Игорем Додоном. Порошенко пытается сыграть на противоречиях между Россией и другими государствами постсоветского пространства. 22 февраля глава украинского государства отметил, что Кремль усиливает давление на Минск. При этом он выразил уверенность, что «президент Лукашенко не позволит (о чем он мне неоднократно говорил) использовать свою территорию для враждебных действий в отношении нас». В качестве примера доброй воли со стороны Лукашенко он привел решение Беларуси не признавать документы ДНР и ЛНР. Также украинский президент затронул чувствительную для Молдовы тему присутствия российский войск. Он заявил об угрозе со стороны российского контингента в Приднестровье. «Российский военный контингент на юго-западе, в приднестровском регионе Молдовы, не контролируемом Кишиневом, тоже, по моему глубокому убеждению, в любое время может быть использован для атаки на нашу территорию и угрожает нашим границам», - заявил Порошенко. Напомним, Додон выступает за вывод российских войск из Приднестровья.

Между тем украинская сторона дает понять, что вопрос об участии Соединенных Штатов в «нормандском формате» остается открытым. Напомним, на позапрошлой неделе после заседания глав МИД «четверки» появилась информация, что Вашингтон не будет подключаться к переговорам напрямую. Однако 24 февраля министр иностранных дел Украины Павел Климкин назвал договоренность не расширять «нормандский формат» мифологией. По его словам, министры договорились «именно на данный момент, «нормандский формат» функционирует так, как функционирует», но «американская сторона готова искать формы своего ангажирования». Кроме того, Климкин исключил вероятность «большой сделки» между Москвой и Вашингтоном, поскольку такая сделка противоречит «всей логике американских интересов».

На этом фоне на Украине продолжают заявлять о себе сторонники мира с Донбассом. 19 февраля The New York Times рассказала, что депутат Верховной Рады от фракции «Радикальной партии» Андрей Артеменко участвовал в подготовке плана по урегулированию конфликта, который был передан в новую американскую администрацию. План Артеменко вызвал новую волну дискуссии о стратегии украинской внешней политики, начало которой положили публикации Виктора Пинчука и отчасти заявления депутата Верховной Рады Надежды Савченко. Предложения Артеменко и Пинчука объединяет стремление прекратить войну и установить мир в Донбассе и констатация того, что это невозможно сделать с помощью Минских соглашений, которые украинские элиты рассматривают как несоответствующие своим интересам.

План Артеменко предусматривает отказ от Минских соглашений и возвращение к Будапештскому меморандуму в формате США-Россия-Украина. Украина становится нейтральным государством. На первом этапе проводится всеукраинский референдум о передаче Крыма в аренду России на 50-100 лет. По истечении этого срока предлагается организовать еще один референдум под контролем международных структур, чтобы окончательно решить вопрос о принадлежности полуострова. На втором этапе Донбасс возвращается в состав Украины, применяется амнистия ко всем участникам конфликта, кроме тех, кто совершил особо тяжкие преступления. Всем тем, кто не желает жить в украинском Донбассе, дается 72 часа свободного коридора для выхода. Затем проводится всеукраинский референдум об особом статусе Донбасса и начинается его международное восстановление. После выполнения этих условий Запад снимает с России санкции.

К плану негативно отнеслись как на Украине, так и в России. Украинская реакция объясняется тем, что в плане Артеменко допускается отказ Киева от суверенитета над Крымом. Напротив, для Москвы план неприемлем по тем основаниям, что ставит под сомнение российский суверенитет над Крымом. Артеменко был исключен из фракции Радикальной партии, лидер партии Олег Ляшко потребовал от него сдать мандат. Генеральная прокуратура Украины открыла уголовное производство в отношении Артеменко о государственной измене. Глава МИД России Сергей Лавров ответил, что «у самого себя арендовать ничего не возможно». Российский дипломат сказал, что подобные планы «отдают маниловщиной» и одновременно показывают попытки переписать правила игры. «Все это вольно или невольно лишь отвлекает внимание в полной мере, в полном объеме и в той последовательности, которая была согласована, выполнить комплекс мер, заключенный в Минске в феврале 2015 года. Другой альтернативы не существует», - сказал министр. Артеменко, со своей стороны, объявил о своих планах в ближайшие недели публично представить свой план в Вашингтоне.

Неожиданно о своих претензиях на роль миротворца заявил и бывший президент Украины Виктор Янукович. 20 февраля экс-президент направил открытое послание лидерам Польши, Франции, Германии, руководителям общественных организаций, президенту РФ Владимиру Путину и президенту США Дональду Трампу. Он выступил за подключение к «нормандскому формату» представителей Донбасса и призвал провести референдум об особом статусе Донбасса в том случае, если Украина откажется выполнять Минские соглашения. Янукович предложил себя в качестве посредника в мирном урегулировании конфликта. В России заявили, что роль посредника потребует согласия на это сторон конфликта – Киева и Донбасса.

Подобные миротворческие инициативы следует рассматривать, в первую очередь, в контексте борьбы между различными группировками в украинской внутренней политике. Как сообщают украинские наблюдатели, за Артеменко, по всей видимости, стоят интересы донецких олигархов. Депутат открыто говорит, что его целью является проведение досрочных парламентских и президентских выборов и что его план является дополнительным инструментом давления на президента Порошенко. По замыслу Артеменко и его единомышленников, в случае отказа Порошенко от мирных инициатив и, наоборот, поддержки их Вашингтоном, новая администрация поддержит усилия украинской оппозиции по отстранению Порошенко от власти. Такой стратегии придерживается та часть «Оппозиционного блока», которая контролируется Сергеем Левочкиным и Юрием Бойко. Попытки Януковича войти в мирный процесс также отражают желание экс-президента и его окружения триумфально вернуться на Украину. Нельзя исключать, что Артеменко, Левочкин и Бойко сейчас играют в одну игру с Януковичем и его окружением, которые находятся в России. Таким способом они рассчитывают заручиться поддержкой администрации Трампа и ослабить в своих политических интересах позиции Порошенко на Западе. Их главная цель – заново получить власть, что невозможно без электоральной поддержки единого Донбасса. Поэтому они столь активно лоббируют различные планы интеграции неподконтрольных Украине территорий.

С другой стороны, появление множества таких планов и инициатив и их последующее обсуждение в украинских политических кругах в перспективе может оказать позитивное влияния на мирный процесс. Понимание обществом того, что есть альтернативные подходы к решению конфликта между Украиной и Донбассом разрушит существующий консенсус вокруг продолжения войны и неприемлемости для украинских властей имплементации политического блока Минских соглашений.

 

Позиция основных участников

Соединенные Штаты оставляют окно возможностей для диалога с Россией. Несмотря на изменение риторики и подтверждения приверженности политики Обамы в отношении России, Вашингтон продолжает подчеркивать свои планы по налаживанию отношений с Кремлем. Завершая свой визит в Европу, 20 февраля вице-президент Майк Пенс сообщил, что Вашингтон по-прежнему будет считать Россию «ответственной» и требовать, чтобы она уважала Минские договоренности, «начиная с деэскалации насилия на востоке Украины». В то же время он подчеркнул ответственность обеих сторон за соблюдение договоренностей о прекращении огня. Пенс добавил, что Белый дом будет «искать новые пути для новой совместной подоплеки с Россией, которые, как верит президент Трамп, могут быть найдены». Заявления американской администрации оставляют определенные шансы на то, что компромисс между Россией и Соединенными Штатами, в том числе по конфликту между Украиной и Донбассом, будет достигнут. Однако следует признать, что Вашингтон уже сейчас стремится переориентировать будущий российско-американский диалог на традиционные темы контроля над вооружениями, по которым с Москвой вели диалог предыдущие администрации. Так, 23 февраля Трамп заявил о своих планах обсудить с Путиным возможное нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), а также договор СНВ-3, который американский президент назвал «плохой сделкой». При таком подходе серьезное обсуждение темы Украины, ввиду ее токсичности в Вашингтоне, может так и не состояться на встрече двух лидеров.

Председательствующая в ОБСЕ Австрия вернула в повестку тему поэтапной отмены антироссийских санкций. 23 февраля канцлер Австрии Кристиан Керн поддержал частичное снятие санкций в обмен на прогресс в имплементации Минских соглашений. Керн раскритиковал текущую политику Евросоюза в отношении России. По словам канцлера, «концепция, что мы вводим санкции и затем приходим к лучшим отношениям с Россией, не сработала». Поэтому Евросоюз нуждается в другой концепции, которая позволяла бы добиться большего успеха в мирном урегулировании и одновременно наносила бы меньший экономический ущерб Европе. При этом он подчеркнул, что «отмена санкций должна согласовываться с выполнением Минских соглашений» и что Евросоюз должен сохранять единство в политике в отношении России.

Тема поэтапной отмены санкций в обмен на конкретный прогресс в мирном процессе периодически поднимается среди стран Евросоюза. Однако ее твердыми противниками выступают Германия и Франция, поскольку они не доверяют ни России, ни республикам. Берлин и Париж опасаются, что они могут начать процесс снижения давления на Россию раньше, чем добьются наиболее важных компромиссов в имплементации Минских соглашений. Россия, со своей стороны, категорически отказывается обсуждать саму тему санкций с «четверкой».

фото: Пресс-служба президента Украины

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы