ENG

20 – 26 июня: Силовики задают повестку

Еженедельный анализ политической повестки

Арест губернатора Кировской области Никиты Белых, принятие «антитеррористического» пакета, отставка главы Мособлизбиркома Ирека Вильданова, предвыборный съезд КПРФ и завершение работы Госдумы VI созыва стали главными событиями недели во внутренней политике.

В воскресенье стартовал второй этап предвыборного съезда партии «Единая Россия». На следующей неделе его итоги будут иметь определяющее значение для выбора основными игроками дальнейшей электоральной стратегии. Накануне мероприятия рейтинг партии власти оставался на минимальных с марта 2014 года значениях. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», электоральный рейтинг ЕР составляет 46%. Кроме того, за счет падения популярности ЛДПР рейтинги партии Жириновского и КПРФ сравнялись. За две оппозиционные партии готовы проголосовать по 10% респондентов.

Рейтинги исполнительной власти остаются в пределах значений прошлых недель. Электоральный рейтинг президента Владимира Путина зафиксировался на уровне 66%. Оценки работы Дмитрия Медведева на посту премьер-министра также остаются без изменений. 50% респондентов ФОМ считают, что Медведев работает на своем посту хорошо – против 32%, полагающих, что премьер справляется со своей работой плохо.

Центральным событием недели стал арест губернатора Кировской области Никиты Белых. Главе региона было предъявлено обвинение в получении взятки в особо крупном размере. Арест губернатора вписывается в логику задержаний силовиками высокопоставленных чиновников в регионах, которые произошли за последнее время. Кроме Белых, были арестованы глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, глава Сахалинской области Александр Хорошавин, мэр Владивостока Игорь Пушкарев, а также ряд вице-губернаторов, в зоне ответственности которых находилась, в том числе, внутренняя политика. В ситуации дефицита позитивной внутриполитической повестки региональная антикоррупционная кампания может привести к усилению позиций власти в рамках стартовавшей парламентской кампании. Борьба с коррупцией может преподноситься как реальные результаты политики власти на фоне скромных достижений в социально-экономической сфере.

Однако следует понимать, что у этой стратегии есть свои очевидные издержки политического характера. Серия арестов топовых чиновников, многие из которых непосредственно связаны с «Единой Россией», подчеркивает коррумпированность правящей элиты и дает козыри в руки оппозиции во время парламентской кампании. Силовики, прежде всего ФСБ, становятся инструментом реализации внутренней политики и получают наибольшие аппаратные дивиденды от кампании против губернаторов. В то же время для внутриполитической вертикали Кремля возрастают риски, связанные с управляемостью и лояльностью ее контрагентов. Губернаторы и чиновники, отвечающие за выборы, могут интерпретировать арест Белых как сигнал о разрушении системы гарантий и о том, что старые правила игры перестали действовать, а новые еще не определены. В обсуждении новых правил голос силовиков является более весомым в сравнении с кураторами внутренней политики. Для региональных элит первичной становится проблема личной безопасности, что может негативно сказаться на администрировании избирательных кампаний в некоторых регионах.

Кроме того, учитывая политический статус Белых в вертикали власти, его арест может быть использован для разворачивания кампании против системных либералов, в том числе находящихся внутри российской власти. Косвенно под ударом может оказаться и председатель правительства Дмитрий Медведев, внесший кандидатуру Белых на рассмотрение Кировского заксобрания 8 декабря 2008 года. Арест главы региона может истолковываться как свидетельство провала политики Кремля, направленной на инкорпорирование либералов в систему государственной власти.

О росте влияния силовиков говорит принятие Государственной Думой пакета «антитеррористических» поправок. 24 июня нижняя палата парламента приняла законопроекты, направленные на расширение полномочий силовых структур. Поправки были внесены единороссами Ириной Яровой и Виктором Озеровым, но разработаны Советом Безопасности РФ. Принятие «пакета Яровой» указывает на возросший потенциал силового блока в законодательной сфере. Обсуждение проекта Яровой-Озерова было сосредоточено в комитете по безопасности, другие думские комитеты от работы были фактически отстранены. Законопроект входит в противоречие с оглашенным властью трендом на улучшение делового климата и на проведение экономических реформ. Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) заявила, что изменение законодательства может привести к «уходу с российского рынка большого количества игроков» и направила представителям власти письма с просьбой предотвратить принятие «пакета Яровой». Поправки наносят серьезный урон телекоммуникационной отрасли и настраивают крупный сегмент бизнеса против власти. Их принятие позволит предпринимательскому сообществу сделать вывод о том, что разговоры власти о реформах не являются серьезными.

На неделе получил продолжение конфликт между кураторами внутренней политики и администрацией Московской области. 22 июня глава Избирательной комиссии Московской области Ирек Вильданов объявил о своей отставке. По мере приближения к парламентской кампании аппаратные и информационные атаки федерального центра на окружение губернатора Андрея Воробьева усиливались. Так, в ходе проведения праймериз «Единой России» Московская область чаще всего упоминалась в контексте нарушений как на административном уровне, так и на уровне местной партийной организации. На этот раз кураторы внутренней политики использовали ресурсы ЦИК и выстроенные отношения с Памфиловой для удара по позициям губернатора. До отставки Вильданова, 17 июня Воробьев презентовал создание в Одинцове наблюдательного центра за ходом выборов и подчеркнул, что обеспечение открытости процесса в Московской области является его стратегической задачей. На этом фоне заявления ЦИК о неэффективной реализации управленческих функций со стороны Мособлизбиркома и недостаточном контроле за соблюдением избирательных прав граждан и избирательного законодательства подрывают позитивную повестку губернатора. Именно областные власти стали основной мишенью атаки ЦИК. Памфилова подчеркивает, что ситуация явилась следствием «беззастенчивого применения административного ресурса со стороны исполнительной власти Московской области». Заявления Центризбиркома о негативном влиянии ситуации на подготовку и проведение выборов депутатов Госдумы может использоваться для обвинения губернатора в неспособности обеспечить легитимность результатов парламентской кампании в регионе. Еще одна цель атаки на Мособлизбирком – поддержание легитимности предстоящих парламентских выборов. Внутриполитический блок Кремля продолжает начавшуюся с отменой выборов в Барвихе показательную кампанию по жесткому пресечению нарушений в отдельно взятом регионе. Таким образом власть рассчитывает повысить авторитет ЦИК и усилить его потенциал легитимации результатов парламентской кампании.

Предвыборный съезд КПРФ сигнализирует о нарастающем дистанцировании партии от посткрымского консенсуса. Центральным событием съезда стало решение о выдвижении кандидатов во всех одномандатных округах. Несмотря на последовательное отрицание коммунистами наличия соглашения о разделе округов с «Единой Россией», накануне мероприятия вероятность отказа от конкуренции в отдельных случаях еще сохранялась. Сообщалось о готовности ЕР уступить КПРФ три одномандатных округа в Омской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. Решение съезда окончательно снимает вопрос о соглашении и свидетельствует об отказе коммунистов от сделки с властью. В случае компартии кураторам внутренней политики не удалось конвертировать единство парламентских партий в оценках внешнеполитического курса страны в конкретные результаты в рамках парламентской кампании. В итоге партию власти ждет борьба с кандидатами КПРФ во всех 225 одномандатных округах, а коммунисты не связаны никакими обязательствами в отношении свободы критики правительства Медведева и единороссов. Партия строит кампанию на неспособности исполнительной власти противостоять экономическим и социальным вызовам. Коммунисты ужесточили свою риторику и перешли к персональным атакам на министров и председателя правительства. Зюганов показал, что готов играть и на обострение, заявив, что «правительство Медведева – это правительство Путина». Против власти также играют заявления партии об использовании «Единой Россией» внешнеполитической повестки в агитации для отвлечения внимания от внутренних проблем. В то же время коммунисты используют повестку Кремля в своих интересах. В своей кампании КПРФ акцентирует внимание на внешних угрозах, санкциях со стороны Запада и необходимости противодействия «пятой колонне». Коммунисты также рассчитывают получить свою долю политических дивидендов от патриотической мобилизации. При этом партия Зюганова пытается обратить повестку Кремля против власти. КПРФ указывает на неспособность правительства Медведева противостоять внешним вызовам и обвиняет власть в отсутствии ответа на патриотический запрос в российском обществе.

Госдума VI созыва закрыла последнюю сессию. Изменение функциональной роли парламента на протяжении одного созыва является определяющим фактором для оценки его политических итогов. Политический кризис после декабрьских выборов вынудил Кремль вернуться к опыту поляризующей политики 90-х в период 2012-2014 годов. Массовые протесты, отсутствие четкого понимания курса дальнейшего развития системы в коридорах власти и сохранение противоречий в правящей элите, которые прорывались в информационное пространство, удерживали рейтинги президента и «Единой России» на уровне ниже 50%. В этой ситуации политтехнологами власти была выбрана стратегия поляризации электората на основании обращения к ценностной политике. Громкие законодательные инициативы раскалывали общество на большинство и меньшинство, одновременно отождествляя большинство со сторонниками курса Кремля. Присоединение Крыма радикально изменило всю внутреннюю политику и роль в ней парламента. Из инструмента раскола Дума превратилась в пространство консолидации системных сил вокруг внешнеполитической повестки власти. Теперь на нижнюю палату возлагалась задача не цементировать относительное большинство вокруг власти, а служить подтверждением ее подавляющей поддержки в российском обществе. Результатом ставки на сохранение консенсуса стало падение роли Думы в системе российской власти. От парламента требовалось только согласие и демонстрация единства. Главной жертвой посткрымского консенсуса стала «Единая Россия». Демонстрация единства парламентских партий неизбежно снижала роль партии власти, которой приходилось идти на неудобные для себя компромиссы и присоединяться к политике лояльной оппозиции, тем самым усиливая ее в ущерб себе. В ситуации экономической неопределенности власть не может позволить себе упустить контроль над законодательным процессом. Поэтому в новом парламенте, несмотря на ожидаемое увеличение разнообразия игроков, ставка вновь будет сделана на высокую управляемость и технический характер законодательной власти.

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

Фото: Официальный сайт Никиты Белых

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы