ENG

20–26 марта. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Новое обострение в российско-украинских отношениях и признание участниками «нормандской четверки» отсутствия условий для имплементации Минских соглашений определяли повестку урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом на минувшей неделе.

Последние события на Украине показывают, что власти делают ставку на повышение градуса конфронтации с Россией. Киев обвинил Москву в диверсии на складе боеприпасов в Харьковской области, которая привела к двухдневному пожару и эвакуации нескольких тысяч человек, и в убийстве бежавшего на Украину бывшего депутата Государственной Думы Дениса Вороненкова. Доказательств «российского следа» в обоих случаях украинские официальные лица так и не представили. Киев использовал эти происшествия, чтобы в очередной раз указать украинскому обществу и своим западным партнерам на невозможность диалога с Москвой, а значит, и с Донбассом.

Тем временем дипломатический диалог по имплементации Минских соглашений зашел в тупик. Согласование «дорожной карты» застряло на констатации противоречий, которые стороны рассматривают в данный момент как непреодолимые. Украина ранее заблокировала работу политической подгруппы, а после введения блокады – и экономической подгруппы. С точки зрения России, попытки вернуть переговоры в Минске на конструктивную траекторию обречены до тех пор, пока Киев не вернется к выполнению обязательств, прописанных в Минских соглашениях, и к реализации договоренностей «нормандской четверки».

Россия и Украина занимают выжидательную позицию. Они ожидают, когда до конца завершится этап смены внешнеполитических команд в Германии, Франции и США, и, соответственно, откроются новые возможности для дипломатического диалога. Однако в результате активные дипломатические действия в рамках «четверки» могут быть отсрочены до конца года. Кремль продолжает делать ставку на достижение успеха в российско-американских отношениях, разочаровавшись в «нормандском формате», который пока доказывает свою неэффективность.

Паузу в дипломатии республики используют для усиления интеграционного трека с Россией. Время играет против Киева и против Минских соглашений. Вместе с тем большое беспокойство вызывает тот факт, что как украинская сторона, так и республики публично допускают высокую вероятность возобновления большой войны в Донбассе.

 

Процесс урегулирования

На неделе украинские власти резко повысили градус конфронтации с Россией. Киев возложил ответственность на российские власти за пожар на складе боеприпасов в Харьковской области и убийство бывшего депутата Государственной Думы от КПРФ Дениса Вороненкова. Украинские официальные лица воспользовались этими событиями, чтобы в очередной раз продемонстрировать невозможность российско-украинского диалога, в том числе по урегулированию в Донбассе. Адресатами этого сигнала является как украинское общество, так и международные партнеры Киева.

Рано утром в четверг, 23 марта, в городе Балаклея Харьковской области произошел пожар на самом крупном на Украине складе боеприпасов. Украинские власти квалифицировали происшествие как диверсию, в организации которой обвинили Россию. Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил, что перед взрывом «наблюдался гул летательного аппарата, похожий на звук беспилотника, после чего в двух местах одной из площадок произошли взрывы». Кроме ссылок на свидетелей, якобы слышавших какие-то звуки, украинская сторона не предъявила никаких доказательств.

Республики категорически отрицали свою причастность к инциденту и обвинили украинских военных в попытках скрыть с помощью взрыва собственные злоупотребления. В ЛНР предположили, что «ВСУ продавали боеприпасы и, узнав о прибытии заместителя министра обороны Украины по вооружению генерала Павловского, с целью скрыть факты масштабных недостач, руководство склада организовало диверсию по подрыву данного склада». В свою очередь в ДНР назвали обвинения Киева «смешными». «Скорее всего, имела место обыкновенная халатность украинских военных, несоблюдение ими элементарных правил безопасности, обусловленное нахождением некоторых из них на территории воинской части в нетрезвом виде», - заявил представитель Минобороны ДНР.

В этот же день в центре Киева был убит экс-депутат Госдумы Денис Вороненков, который недавно эмигрировал на Украину, получил украинское гражданство, выступал в СМИ с критикой российских властей и планировал дать показанию по делу бывшего президента Виктора Януковича. Убийцей Вороненкова оказался гражданин Украины, который в августе уволился из рядов Национальной гвардии и никогда официально не выезжал за пределы страны. Еще до прояснения всех фактов трагедии президент Украины Петр Порошенко поспешил назвать случившееся «актом государственного терроризма со стороны России». «Коварное убийство в центре Киева Дениса Вороненкова – это акт государственного терроризма со стороны России, которую он был вынужден покинуть из политических соображений. Явный почерк российских спецслужб, ранее неоднократно проявлялся в разных европейских столицах», - говорится в официальном заявлении украинского президента. По словам Порошенко, Вороненков был одним из главных свидетелей «российской агрессии» и роли Януковича. Президент также посчитал неслучайным, что убийство произошло в один день с «диверсией» в Балаклее. 24 марта украинский президент вновь обвинил Россию в гибели депутата. «Лубянка со времен Берии и Сталина накопила опыт политических убийств противников режима, которые оказались за границей», - сказал он.

23 марта, через несколько часов после убийства, генеральный прокурор Украины Юрий Луценко представил две основные версии – убийство в связи с делом Януковича и убийство «по делу контрабанды ФСБ Российской Федерации под прикрытием президента Российской Федерации». Показательно, что украинские власти полностью проигнорировали криминальную версию, несмотря на связи Вороненкова и бывшего супруга его жены Марии Максаковой с криминальным миром. На следующий день советник главы МВД депутат Верховной Рады Антон Геращенко сообщил, что убийца в 2015 году находился на территории России, где «прошёл курс специального обучения в школе для диверсантов, созданной ещё во времена сталинского НКВД». Никаких доказательств своих слов Геращенко, однако, не представил.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал прозвучавшие со стороны Украины обвинения абсурдными и выразил надежду, что «убийца и те, кто стоял за этими действиями, будут выявлены». Он выразил надежду, что последние «абсурдные» заявления официальных лиц в Киеве «не означают отказ от проведения серьезного следствия, от выполнения серьезных следственных действий». Спикер МИД России Мария Захарова выступила с более жестким заявлением. Она назвала событие «заказным убийством, которое имеет все признаки показательной акции», а украинские власти – «режимом-убийцей».

С помощью обвинительной риторики Киев пытается представить Россию как страну-изгой, с которой в настоящем невозможны какие-либо переговоры. Это, в свою очередь, предоставляет украинским властям индульгенцию на то, чтобы требовать помощи у Запада, сохранить и расширить санкции, а также снимает ответственность за блокирование мирного процесса в Донбассе на тех условиях, которые украинская сторона считает для себя невыгодными. События в Харьковской области и убийство Вороненкова в Киеве могут не иметь прямых последствий для процесса урегулирования на востоке. Однако следует констатировать, что наметившееся размежевание Украины и республик приводит к усилению конфронтации между Москвой и Киевом.

Между тем участники переговоров признают кризис в имплементации Минских соглашений. Несмотря на непрекращающиеся консультации между участниками «нормандского формата» по «дорожной карте», минский процесс находится в состоянии паузы. Последние события на Украине и в республиках (решение СНБО по прекращению грузоперевозок через линию соприкосновения, признание Россией документов республик, провозглашение ДНР линии соприкосновения государственной границей республики с Украиной, заявление руководства ДНР и ЛНР о начале разнонаправленной интеграции с Россией) привели к серьезному изменению условий выполнения минских договоренностей. Участники переговоров еще не до конца оценили, какие из принятых решений Киева и Донецка и Луганска являются обратимыми, а какие – уже нет, и как они могут повлиять на мирный процесс. Другой причиной потери динамики в переговорах является неопределенность относительно кадровых вопросов. В результате выборов в Германии и Франции в этом году может произойти полная смена внешнеполитических команд, что вынуждает как Россию, так и Украину занимать выжидательную позицию. Кроме того, остаются незаполненными ключевые вакансии в американской администрации, что мешает Вашингтону играть более активную роль в мирном процессе.

23 марта глава МИД России Сергей Лавров признал отсутствие в настоящий момент перспектив для имплементации Минских соглашений. «Перспективы урегулирования, выполнение минских договоренностей пока, честно сказать, не просматриваются», - констатировал министр. Он возложил полную ответственность за текущую ситуацию на украинское руководство. По словам дипломата, у последнего отсутствует политическая воля и реалистичное видение будущего своей страны. Кроме того, оно продолжает попытки «искать пути решения проблем Украины не на основе прагматических интересов во имя национального согласия и процветания, а по указке внешних спонсоров, которым чужды чаяния русских, украинцев».

Одновременно Россия продолжает подчеркивать обратимость ряда принятых в последние недели решений и свою готовность к дальнейшему дипломатическому диалогу. Так, 23 марта полномочный представитель России в Контактной группе Борис Грызлов сообщил, что вопрос о признании ДНР и ЛНР не стоит в повестке российской власти, и подтвердил, что признание документов республик является временным решением. «Характер признания паспортов ЛНР и ДНР тоже временный, официально скажу как есть – до выполнения Минских соглашений. То есть это правильный шаг, но дипломатический. В данный момент, скажем так, вопрос о признании ДНР и ЛНР не стоит. Мы стараемся работать по Минским соглашениям», - заявил Грызлов. В этой связи обращает на себя внимание заявление Порошенко от 20 марта о том, что «ограниченный обмен товарами может возобновиться, как только Россия и ее марионетки вернут украинским собственникам и украинскому государству украденные заводы». Напомним, на прошлой неделе в качестве условий отмены решения об установлении режима прекращения грузоперевозок с неподконтрольными территориями Порошенко требовал от республик не только возвращения украинских предприятий, но и выполнение первого и второго пунктов минского Комплекса мер (прекращение огня и отвод тяжелых вооружений). Республики, со своей стороны, также увязали возможность пересмотра своих решений с выполнением Минских соглашений. В этой связи слова Порошенко могут означать сигнал России и ДНР-ЛНР о готовности Киева занять более мягкую позицию в этом вопросе, рассматривать его отдельно от имплементации минского Комплекса мер и удовлетвориться возвращением к статус-кво, которое имело место до установления республиками внешнего управления над предприятиями украинской юрисдикции.

Ранее, 21 марта, Грызлов дал понять, что расширение «нормандского формата» за счет США не входит в планы «четверки» и что участники делают ставку на достижение прогресса в рамках существующего формата переговоров. «Никто не ставит из участников «нормандского формата» официально в повестку дня вопрос об изменении этого формата. Формат работает, есть встречи министров иностранных дел, есть встречи политдиректоров, экспертов по безопасности, экспертов по юридическим вопросам», - сказал представитель России. В свою очередь Украина не отказывается от идеи вовлечь Вашингтон в процесс переговоров. 23 марта глава МИД Украины Павел Климкин высказал мнение, что решить конфликт с Донбассом можно только при участии Европейского союза и США.

Вместе с тем между Украиной и Россией сохраняются непримиримые разногласия относительно содержания «дорожной карты» по имплементации Минских соглашений. Российские переговорщики настаивают на реализации принципа параллельности в решении вопросов безопасности и политических вопросов. Такой подход был согласован дважды на саммитах «нормандской четверки». В то же время украинская сторона требует приоритетного выполнения пунктов по безопасности, в том числе разоружения и ликвидации ДНР и ЛНР, после чего должен наступить переходный период перед решением политических вопросов.

21 марта Грызлов рассказал, что в «дорожную карту» должна быть заложена параллельность шагов, когда после каждого шага в сфере безопасности будет следовать политический шаг (закон об особом статусе, об амнистии, о местных выборах, поправки в Конституцию Украины). 23 марта глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что у Украины, Германии и Франции сейчас общая позиция по «дорожной карте». Заявление украинского дипломата не соответствует действительности. С точки зрения Киева первые пункты документа должны включать прекращение огня, освобождение заложников и полный доступ ОБСЕ ко всей зоне конфликта, в том числе круглосуточное наблюдение СММ за неподконтрольным Киеву участком российско-украинской границы. Затем, по мнению украинской стороны, должно последовать разоружение ополченцев. Только после выполнения этих шагов Киев готов обсуждать параметры переходного периода, который завершится проведением местных выборов по украинскому законодательству. При этом украинская сторона считает, что принятие нового закона об особом статусе Донбасса (срок действия нынешнего закона истекает в этом году) может рассматриваться только после проведения «честных выборов». Украинские власти дадут согласие обсуждать особенности местного самоуправления в Донбассе (то есть особый статус) только с избранными на таких выборах представителями, но не с республиками.

Франция и Германия, со своей стороны, не оставляют попыток найти баланс между позицией России и Украины. Они согласны с параллельным подходом, но считают, что на первом шаге должны быть созданы сильные условия для обеспечения безопасности, а в политической части выступают за более выгодные для Киева параметры проведения выборов. Более того, они считают, в отличие от России, что вопрос о выборах имеет более приоритетный характер, чем вопрос об особом статусе.

На неделе Париж и Берлин предприняли безуспешную попытку вернуть в конструктивное русло работу Контактной группы. 24 марта в Париже состоялась встреча с участием представителей Франции, Германии и Украины. На ней присутствовали четыре координатора минских подгрупп от ОБСЕ во главе со специальным представителем в Контактной группе Мартином Сайдиком. Участники пытались договориться о приоритетных направлениях работы подгрупп. Российские представители не приняли участие во встрече, поскольку украинская сторона не выражала готовности менять свою тактику работы в Минске. Известно, что с прошлого года украинские переговорщики блокируют работу политической подгруппы, отказываясь обсуждать согласованную «четверкой» «формулу Штайнмайера». В связи с началом блокады и ответными действиями республик работа экономической подгруппы также лишилась целевых ориентиров. Обсуждение восстановления социально-экономических связей между Украиной и Донбассом не имеет смысла до отмены решения СНБО. С точки зрения России, Киев должен вернуться к обсуждению в минских подгруппах тех тем повестки, которые определены текстом Комплекса мер и «нормандской четверкой». Поскольку на встрече в Париже предполагалось найти некий компромисс, а не потребовать от Киева принять меры для разблокирования переговоров и обсуждать шаги по выполнению Минских соглашений, российские переговорщики приняли решение не приезжать. В противном случае встреча вновь завершилась бы констатацией известных разногласий. По итогам мероприятия Париж и Берлин выразили сожаление, что Москва не была представлена. Во французском МИДе подчеркнули, что «Российской Федерации надлежит сыграть конструктивную роль в выполнении Минских соглашений, под которыми стоит ее подпись, для устойчивого и мирного разрешения российско-украинского кризиса». Франция и Германия также призывали Украину и Россию сделать все возможное для полного выполнения СММ ОБСЕ своего мандата, а также обеспечить безопасность наблюдателям и персоналу.

Президент Порошенко признал потерю Донбасса в результате блокады. После объявления о запрете грузоперевозок через линию соприкосновения глава украинского государства продолжает перекладывать ответственность за возможные политические и экономические последствия этого решения на организаторов блокады. Так, 20 марта Порошенко обвинил активистов в потере Донбасса. «В результате блокады Украина потеряла последнюю сферу влияния на эту территорию», - констатировал глава государства. Он также назвал блокаду «спецоперацией» в пользу России. Высказывания Порошенко говорят о том, что он планирует извлечь максимальную пользу из этого кризиса во внутренней политике. Можно предположить, что в ходе президентской кампании, запланированной на 2019 год, именно активисты будут признаны виновными в том, что Порошенко не смог обеспечить возвращение Донбасса в свой первый президентский срок. Обвиняя организаторов блокады в том, что Украина окончательно потеряла неподконтрольные территории, украинский президент тем самым снимает с себя ответственность одновременно за невыполнение Минских соглашений и за негативное влияние блокады на население, которая была введена решением СНБО.

Среди других событий можно выделить подтверждение главой украинского МИД факта двух телефонных переговоров Путина и Порошенко. По словам Климкина, в 2017 году лидеры двух стран обсуждали только темы политических заключенных, освобождения заложников и вопросы прекращения огня.

23 марта урегулирование конфликта в Донбассе по телефону обсуждали также президенты Украины и Беларуси. Порошенко и Лукашенко говорили о ходе миротворческого процесса и роли белорусской стороны в разрешении конфликта. Другие подробности переговоров не известны.

 

Политические вопросы

На неделе вопросы политического урегулирования не обсуждались сторонами.

 

Вопросы безопасности

Ситуация с безопасностью на линии соприкосновения оставалась напряженной. В начале недели обострилась обстановка в районе Мариуполя. Стороны обвиняли друг друга в применении запрещенных тяжелых вооружений и в обстреле гражданских объектов.

Украинская сторона продолжает возлагать ответственность за перманентную эскалацию на Россию. 23 марта министр иностранных дел Украины Павел Климкин отметил, что «необходимо быть готовым к тому, что в отличие от Приднестровья Россия в Донбассе будет продолжать активно использовать военный компонент». Слова дипломата можно истолковать как понимание украинской стороной того, что возвращение к режиму тишины в Донбассе невозможно в ближайшее время. Более того, и Киев, и республики признают, что конфликт в любой момент может вернуться в горячую фазу по вине противоположной стороны.

Украинские власти обнародовали обновленные данные о количестве погибших силовиков за время проведения конфликта. По данным на 20 марта с начала проведения АТО погибло 2629 военнослужащих, 9453 получили ранения. В то же время только в ДНР с начала конфликта погибло 4 378 человек, из них с начала года – 89 человек.

Помочь наблюдателям фиксировать соблюдение сторонами режима тишины должно выделение Евросоюзом 3-х миллионов евро на спутниковую разведку Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ.

Среди других событий можно выделить заявление министерства иностранных дел Франции от 21 марта, в котором выражалась обеспокоенность в связи с милитаризацией Крыма. Кроме того, 23 марта верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Кертис Скапарротти на слушаниях в Сенате выступил за предоставление Украине оружия. «Мы должны усилить украинские вооруженные силы настолько, насколько это возможно», - заявил генерал Скапарротти. Учитывая чувствительное отношение России к обоим вопросам, такие заявления не способствуют налаживанию взаимопонимания между Кремлем и Западом.

 

Гуманитарные вопросы

В России продолжают звучать предложения расширить поддержку жителям Донбасса. В Москве рассматривают создание преференций для жителей Донбасса в ситуации угрозы ухудшения гуманитарной обстановки в связи с блокадой как вопрос прав человека. Кроме того, следует напомнить, что украинские власти не выполняют социальные обязательства в отношении жителей неподконтрольных территорий. Так, лидер ДНР Александр Захарченко заявил, что Киев задолжал пенсионерам республики более 30 миллиардов гривен (1,1 миллиард долларов). Российские официальные лица считают, что мирное население не должно становиться заложником невыполнения украинской стороной Минских соглашений и действий по размежеванию с Донбассом.

В Государственной Думе было озвучено предложение выделить жителей региона по сравнению с другими гражданами Украины, чтобы оказывать им адресную помощь. 20 марта Государственная Дума предложила правительству РФ предоставить миграционную амнистию и другие льготы гражданам Украины, проживающим на территории Донецкой и Луганской областей. В частности, предлагается ввести облегченный режим предоставления российского гражданства, получения вида на жительство, регистрации по месту жительства, устройства на работу, отменить патенты для работы на территории России, упростить предоставление политического убежища.

Украинская сторона и ДНР назвали последние цифры обмена пленными. 21 марта советник главы СБУ Юрий Тандит рассказал, что за время конфликта было освобождено или найдено 3 136 украинских пленных. 416 пленных до сих пор считаются пропавшими без вести. При этом на территории ДНР и ЛНР находится 118 пленных, из них подтверждены места содержания всего 60 человек. Согласно данным ДНР за 24 марта 2017 года, украинская сторона удерживает 789 человек, из них местонахождение 479 человек подтверждено, а в отношении 302 человек информация отсутствует или уточняется Киевом, по поводу еще 8 человек информация украинской стороне подана впервые. Пропавшими без вести считается еще 481 человек.

Продолжается процесс передачи заключенных украинской стороне. 22 марта руководитель Департамента по вопросам помилования Администрации президента Украины Александр Букалов сообщил, что ДНР передала на Украину для отбывания наказания в местах лишения свободы порядка 130 осужденных. Вместе с тем он посетовал на то, что ЛНР пока не участвует в этом процессе.

 

Экономические вопросы

23 марта на основании решения СНБО Национальный банк Украины официально ввел санкции в отношении «дочек» российских государственных банков. Санкции вводятся сроком на один год и запрещают этим банкам выводить капиталы за пределы Украины. Кроме того, в них запрещается размещать средства украинских госпредприятий и учреждений, в уставные капиталы которых входит украинское государство. Под санкции подпадают «Сбербанк», «ВТБ», «БМ Банк», «Проминвестбанк» и «VS Bank». По сообщениям СМИ, российские банки планируют уйти из Украины и находятся в процессе поиска покупателей для своих «дочек».

В связи с установлением транспортной блокады украинские власти вынуждены корректировать прогнозы динамики ключевых экономических показателей. В опубликованном 21 марта обновленном прогнозе роста ВВП сказано, что по итогам 2017 года вместо 2,8% украинская экономика вырастет на 1,9%. Для сравнения, в 2016 году ВВП Украины вырос на 2,2%. Также стало известно, что Украина потеряла место в первой десятке мировых производителей стали и опустилась на 11-ое место. До начала конфликта в Донбассе по итогам 2013 года Украина занимала 7-ое место по этому показателю.

 

Позиция республик

Глава ДНР объявил о начале многоуровневой интеграции республики с Россией. В условиях блокады главной политической линией руководства республик стало форсированное сближение с Россией. Сигнал о расширении общего пространства с Россией адресован не только жителям республик, но и подконтрольной Украине части Донбасса. ДНР и ЛНР не отказываются от планов по установления суверенитета над всей территорией Донецкой и Луганской области и намерены усилить свою поддержку среди граждан, проживающих на украинской части. Власти республик рассчитывают на то, что появление большей определенности в отношении сближения с Россией и конкретные шаги в этом направлении привлекут к ним сторонников с подконтрольных Киеву территорий и будут содействовать «воссоединению Донбасса».

22 марта лидер Донецкой народной республики Александр Захарченко провел прямую линию с жителями контролируемой Украиной части Донецкой области. Он выразил уверенность, что конфликт закончится победой ДНР и ЛНР и приведет к воссоединению Донбасса. «Мы – Донбасс и всегда будем вместе. В 2014 году было незаконное свержение власти [на Украине]. Когда война закончится – этот вопрос в прямом эфире не осветить. Наша война закончится нашей победой, и в ближайшем будущем мы это увидим», - сказал он. Захарченко рассказал, что созданный 17 марта комитет «Россия – Донбасс» был создан для того, чтобы «мы как единое целое могли существовать вместе с Россией». При этом интеграция понимается республикой как многоуровневый процесс, который будет учитывать не только экономические аспекты, но и «все аспекты нашей жизни». Захарченко также пообещал выдать паспорта республики не только жителям ДНР, но и «жителям Мариуполя, Константиновки, Краматорска и так далее», то есть подконтрольной Киеву части Донецкой области. Он допустил, что в скором времени жители украинской части смогут получать документы республики на законных основаниях.

Власти республик полагают, что полный контроль над Донбассом будет установлен в результате возобновления масштабного военного конфликта, который будет вызван действиями украинской стороны. По мнению Захарченко Порошенко будет вынужден начать войну. «Для того, чтобы перезагрузить ситуацию, которая сейчас сложилась, у Порошенко есть только один выход – начать боевые действия. Исходя из этого, я подозреваю, что Украина такие планы вынашивает, и большая вероятность, что эти планы будут предприняты. К сожалению, шансы высоки на развитие военной ситуации, которая сложилась», - сказал лидер ДНР. Захарченко уверен, что у республики достаточно сил, чтобы отразить наступление ВСУ и, по всей видимости, после этого выйти к границам Донецкой и Луганской областей. При этом лидер ДНР настаивает, что республики не собираются начинать войну первыми и придерживаются Минских соглашений, которые ведут к политической изоляции Киева. «Украина ждет, чтобы мы перестали соблюдать «Минск», чтобы появился повод обвинить нас в нарушении всех соглашений. Нельзя этого допустить в любом случае. Единственный выход – политический, решить все малой кровью. Украина загнана в политический капкан, это большая победа дипломатии, невозможно эту победу врагу отдать, любое нарушение соглашений с нашей стороны будет признано всем миром», - отметил Захарченко.

 

Позиция Украины

Украина пытается получить гарантии безопасности от США. С момента начала конфликта тема получение гарантий безопасности от внешних игроков – НАТО и Соединенных Штатов – стала частью украинской внешней политики. Суть этих гарантий заключается в том, что в случае нападения на Украину альянс и Вашингтон автоматически становятся участниками конфликта на стороне Киева. Украинское руководство понимает, что ни Соединенные Штаты, ни НАТО не смогут дать Киеву таких сильных гарантий в среднесрочной перспективе. Запад в целом считает, что делает для Украины в военном плане достаточно, допуская возможность расширения военных поставок. Однако предоставление Украине тех гарантий, которых она хочет, кратно повысит риски втягивания в военное противостояние с Россией, к чему Запад не готов, особенно в ситуации нерешенного конфликта в Донбассе.

22 марта украинский парламент принял проект постановления №6111 об «Обращении Верховной Рады Украины к Конгрессу Соединенных Штатов Америки относительно гарантий безопасности». В документе депутаты просят Конгресс США заключить с Украиной двустороннее оборонное соглашение и предоставить ей статус основного союзника вне НАТО. Аналогичный статус имеет, например, Израиль. «В соответствии с духом и буквой Будапештского меморандума, а также с целью развития стратегического партнерства между нашими государствами, обращаемся к США с просьбой рассмотреть вопрос о заключении с Украиной оборонного соглашения и о предоставлении Украине статуса Основного союзника вне НАТО», - говорится в обращении. 23 марта глава МИД Украины Павел Климкин выразил уверенность, что «Украина неизбежно идет к формату, в котором наша страна будет выступать элементом логики восточного фланга НАТО». Дипломат, очевидно, имел в виду членство в альянсе.

Прежде всего следует отметить, что статус основного союзника США вне НАТО предполагает наличие тесных стратегических отношений с Вашингтоном и военное сотрудничество, но не гарантирует, что в случае военной агрессии американские вооруженные силы должны будут вмешаться в конфликт. Конгресс США в 2014 году уже выступал с инициативой предоставления Украине такого статуса, однако она не нашла поддержки у администрации Обамы. Позиция администрации Трампа в отношении Украины пока заключается в том, чтобы продолжать линию демократов. Наделение Киева статусом основного союзника вне НАТО можно допустить лишь при радикальном ухудшении российско-американских отношений. Цель, которую преследуют украинские депутаты, в данный момент состоит в том, чтобы в очередной раз привлечь внимание к конфликту и повысить его статус в глазах новой администрации. Кроме того, не исключено, что парламентарии таким образом рассчитывают способствовать решению вопроса о предоставлении Киеву оборонительных вооружений. Напомним, Конгресс выделил Пентагону средства на поставки вооружений.

 

Позиция основных участников

Россия и Украина готовятся к диалогу с администрацией Трампа. На неделе стало известно, что 12 апреля глава Госдепа Рекс Тиллерсон планирует посетить Россию. Это будет первый визит руководителя внешнеполитического ведомства США в Москву. Американская администрация придает этому визиту большое значение. Об этом свидетельствует тот факт, что Тиллерсон пропустит встречу министров иностранных дел стран НАТО 5-6 апреля, вместо которой он будет присутствовать на переговорах Дональда Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином. Американские наблюдатели утверждают, что тем самым администрация Трампа считает сейчас более важным налаживание диалога с Россией и Китаем, чем проблемы НАТО. Одновременно министр иностранных дел Украины Павел Климкин подтвердил, что встреча Трампа и Порошенко находится в состоянии активной подготовки. Однако украинские СМИ сообщали о возможном переносе встречи. Климкин заявил, что сейчас «вопрос не в формальной дате, а в глубине контактов», и что Киев и Вашингтон подходят «к возможности провести встречу с максимально глубоким содержанием и реальной отдачей». Ранее представители украинских властей настаивали, что для Порошенко принципиально важно провести встречу с Трампом раньше, чем американский президент встретится с Путиным. Главной проблемой диалога с США Москва и Киев называют нерешенные кадровые вопросы в администрации Трампа. 23 марта глава российского МИД Сергей Лавров оценил текущее состояние российско-американских отношений как находящиеся в состоянии «паузы в ожидании». «Наши американские коллеги, новая администрация пока еще не расставила по местам всех деятелей в Госдепартаменте, в торговле и других ведомствах. У нас такая «пауза в ожидании», - отметил дипломат. Климкин также подчеркнул фактор незавершенности формирования американской администрации. Омрачили подготовку российско-американского диалога новые санкции США, введенные 24 марта против 8 российских компаний из-за несоблюдения американского законодательства о нераспространении ядерного оружия в отношении Ирана, КНДР и Сирии. В российском МИДе заявили, что новые санкции «вызывают недоумение и разочарование». «Официальный Вашингтон опять идет на поводу у тех, кто сделал своим основным занятием последовательное разрушение российско-американского сотрудничества. Эти деятели давно ищут врагов не там, где они реально существуют. Интересам безопасности США подобный подход явно не отвечает», - заявили в дипломатическом ведомстве. 

 

фото: Станислав Красильников/ТАСС

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы