ENG

21 – 27 ноября: Неглубокий Фронт

Еженедельный анализ политической повестки

Основное внимание на неделе было приковано к возможному содержанию Послания президента к Федеральному Собранию.

Стимулом к обостренному обсуждению данной темы стали заявления пресс-службы Кремля о том, что Владимир Путин огласит Послание 1 декабря, а 22 декабря состоится ежегодная большая пресс-конференция главы государства.

В связи с победой Дональда Трампа на выборах президента США, серией громких коррупционных скандалов внутри страны и назначением Сергея Кириенко на пост первого замглавы Администрации президента от Путина ожидают инициатив или, как минимум, сигналов, которые станут отправной точкой для начала президентской кампании 2018 года. Поиск ключевых смыслов предстоящих выборов уже превратился в важнейшую составляющую внутриполитической работы Кремля.

СМИ назвали несколько тем, которые могут войти в Послание: экономика, борьба с коррупцией, реформа государственного управления. Появились слухи и о том, что президент может вернуться к теме укрупнения регионов и даже объявить о ликвидации института полпредств. Все эти темы, несомненно, носят важный характер, но вряд ли их в нынешнем оформлении можно назвать ключевыми для кампании. Нет некоторых важных акцентов, которые должны придать кампании характер действия, решающего судьбы страны.

Поэтому не исключено и то, что данное Послание будет носить технический характер в силу, во-первых, желания власти максимально долго сохранять интригу по поводу своих намерений, а во-вторых, из-за отсутствия единого мнения относительно стратегии на новую шестилетку в коридорах Кремля, что связано как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами.

Главными событиями во внутренней политике стали: подведение итогов съезда ОНФ, обсуждение сообщений о готовящейся реформе Администрации президента, предложения Центризбиркома по изменению избирательного законодательства, подготовка обсуждения поправок в закон об иностранных агентах, а также продолжение попыток повышения статуса Федерального агентства по делам национальностей.

На неделе были опубликованы первые данные соцопросов, которые позволяют полностью оценить кратковременный эффект от ареста министра экономического развития Алексея Улюкаева. Социологи зафиксировали снижение поддержки правительства. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», рекордные 39% респондентов считают, что премьер-министр Дмитрий Медведев работает на своем посту «плохо» (на 2 пункта больше, чем на прошлой неделе). Также рекордные 34% россиян заявили, что в последний месяц стали меньше доверять премьеру.

Вместе с тем граждане не видят за громкими разоблачениями и арестами последнего года реальной и спланированной антикоррупционной кампании. 54% россиян придерживаются мнения, что арест министра является показательной акцией, а не свидетельством реальной борьбы с коррупцией (данные ВЦИОМ). В результате влияние этих событий на поддержку власти оказывается незначительным.

Вполне возможно, что эти данные будут еще скорректированы, поскольку серия громких арестов на минувшей неделе продолжилась. 25 ноября стало известно о задержании генерала Федеральной службы охраны Геннадия Лопырева с поличным при получении крупной суммы взятки. А силовые ведомства активно давят на чиновников и связанных с ними бизнесменов, что также можно косвенно причислить к действиям, снижающим доверие к власти. Так, Генпрокуратура потребовала завести уголовное дело в отношении гендиректора «Почты России» Дмитрия Страшнова за незаконную выплату вознаграждения в размере более 95 миллионов рублей.

Электоральный рейтинг президента Владимира Путина вырос на один пункт и составил 63% (данные ФОМ).

Популярность партии власти осталась на уровне прошлой недели – 46%.

В контексте подготовки к выборам президента сегодня следует рассматривать любые данные и любую информацию о рейтингах. Тем более не следует считать их случайными. Поэтому действие ВЦИОМа, открывшего для публики цифры о росте рейтингов одобрения институтов власти, можно считать важным элементом в этой игре на поддержание имиджа власти.

Интересно, что по сравнению с предыдущим месяцем в ноябре среднемесячные показатели одобрения увеличились у президента (82,6%), правительства (60,2%), Государственной Думы (47,7%) и Совета Федерации (46,6%). При этом положительные оценки работы правительства растут третий месяц подряд, а Государственной Думы – второй месяц подряд.

Публикация этих данных поллстером до завершения месяца несомненно связана с желанием председателя нижней палаты парламента Вячеслава Володина лишний раз подчеркнуть рост одобрения Госдумы VII созыва. Именно поэтому усиленное сопровождение получили информационные кампании по укреплению депутатской дисциплины и повышение влияния в российской политике самого спикера. Ряд политологов из «володинского пула», опираясь на данные ВЦИОМ, слишком демонстративно подчеркивали успех политики руководства парламента и, как следствие, рост авторитета последнего.

Центральным событием недели стал «Форум действий» Общероссийского народного фронта. В мероприятии 22 ноября принял участие президент Путин. Накануне форума в прессе формировались завышенные ожидания относительно возможных кадровых перестановок в руководстве организации, прихода в нее людей, отобранных новым куратором внутренней политики, а также изменения политической стратегии Фронта, который должен был меньше критиковать власти и чиновников и больше обращать внимание на актуальные проблемы избирателей. Однако самой главной интригой было прояснение возможной роли фронтовиков в будущей президентской кампании.

В итоге съезд движения частично оправдал лишь одно из трех ожиданий. В ходе мероприятия президент не сделал никаких политических заявлений, сосредоточившись на обсуждении конкретных проблем, на которые обращали внимание фронтовики. Формат участия ОНФ в президентской кампании так и остается неизвестным. Кадровые изменения также оказались минимальными и техническими по своей сути. Так, фронтовики прекратили полномочия 12 членов центрального штаба, в том числе двух губернаторов – Александра Богомаза (Брянская область) и Андрея Бочарова (Волгоградская область) и одного министра – Александра Галушки (министра по развитию Дальнего Востока). Вместо них в штаб вошли депутаты Госдумы Антон Гетта, Николай Николаев и Леонид Левин. Все ключевые люди из окружения Володина сохранили свои посты в руководстве Фронта, в результате чего спикер Госдумы пока сохранит влияние на повестку и кадровый состав организации. Вопреки слухам об отставке исполком ОНФ продолжит возглавлять володинец Алексей Анисимов. Он оставит за собой контроль над оперативной работой движения и его структурой региональных исполкомов. Должность сопредседателя Центрального штаба ОНФ оставил за собой другой человек спикера – Александр Бречалов. Не появилось в движении и новых представителей бизнеса, близких к Кириенко, о которых накануне писала пресса.

В уставе ОНФ был закреплен принцип ротации руководящих органов. Полномочия членов избирательного штаба были сокращены с пяти до трех лет, а региональных штабов – с пяти до двух лет. Таким образом Кремль, в случае необходимости, сможет перезагрузить Центральный штаб только через три года. Однако это не относится к Анисимову, который может потерять свой пост в любой момент, если внутриполитический блок Кремля примет такое решение. Следует отметить, что по сравнению с предыдущими мероприятиями Администрация президента более тщательно подошла к организации форума. Увеличился темп проведения мероприятия, более избирательно были подобраны спикеры для общения с президентом. Выступавшие меньше критиковали власти и чиновников. Вместо этого акцент был сделан на конкретные проблемы и их решения.

Очевидно, что стратегия Сергея Кириенко предполагает постепенное повышение качества мероприятий ОНФ без серьезного изменения кадрового состава и повестки организации. Пока его интересует точечная настройка существующий проектов, а не их переформатирование или создание новых. Одно из возможных объяснений заключается в том, что для первого замглавы АП эффективность проектов важнее принадлежности их исполнителей к кланам в исполнительной власти. Кадровые решения последуют лишь в том случае, если у Кремля будут надежные доказательство того, что они перестали работать в интересах президента и начали участвовать в кампаниях, инициируемых лидерами своих кланов. Поэтому конфликт Кириенко с Володиным, который сохраняет своих людей на позициях в этих проектах и одновременно наращивает экспансию в информационном поле, пока маловероятен. Он произойдет в том случае, если Путин придет к выводу, что Володин претендует на ведение собственной президентской кампании и использует для этих целей не только ресурсы Госдумы (что уже фактически стало заметным), но и пытается паразитировать на собственно президентских ресурсах.

Сохранение статус-кво в ОНФ является результатом естественного отсутствия на данный момент полноценной стратегии избирательной кампании у ближайшего окружения главы государства. Для появления такой стратегии еще не сформировалось достаточно условий. В 2017 году во внешней политике и в российской экономике могут произойти перемены, которые могут вынудить власть внести коррективы в своей курс и в работу пропагандистской машины. Поэтому осторожное поведение Администрации президента можно истолковывать как следствие стратегической позиции, которую занял сам Путин. С другой стороны, итоги форума могут являться свидетельством того, что власть приняла решение оставить за фронтовиками статус одной из многих общественных структур, пусть и возглавляемых президентом. Фронту четко определена площадка для диалога президента с гражданским обществом, представляющим лояльное ему консервативное большинство. Однако за пределы этой площадки – например, превратиться в полноценную партию или стать важным ресурсом в транзите власти к преемнику – ОНФ выйти не сможет.

Глава Администрации президента Антон Вайно укрепляет свои позиции благодаря слухам о возможной реформе АП. По сообщениям СМИ, в Кремле готовятся к проведению реорганизации структуры Администрации президента. План реформы курирует глава ведомства. Такая реформа может быть запущена в самое ближайшее время, не исключено – сразу же после оглашения Послания главы государства. В частности, ожидается, что будет сокращено количество управлений в два раза – с 21   до 8-9.

Изменение структуры позволит руководителю АП решить несколько важных задач, в том числе и имиджевую – ему необходимо окончательно выйти из тени своего предшественника Сергея Иванова. Но самое важное – ему необходимо кратно усилить свое влияние во властной вертикали. Во-первых, с реформой АП Вайно сможет перестроить бюрократическую работу вверенной ему организации в соответствии со своим представлением об оптимальном функционировании аппарата под решение стратегических (выходящих за рамки предстоящей выборной кампании) и тактических задач, поставленных президентом. У главы АП было достаточно времени, чтобы выявить все слабые места в действующей структуре, которые вызывали недовольство Путина, и предложить механизмы, как исправить их таким образом, чтобы не нажить влиятельных врагов. Во-вторых, реорганизация дает возможность Вайно расставить на важные места новых людей, чтобы создать полностью лояльный и хорошо управляемый аппарат. Прежде всего, это касается чиновников, которые непосредственно отвечают за контроль исполнения поручений главы Администрации. Поэтому можно ожидать исхода из АП ряда людей, которые пришли в него при Иванове или раньше. В-третьих, итог реорганизации будет важным сигналом элитам о том, существует ли согласованная общая позиция у нынешнего главы АП со всеми его заместителями. Реформа АП может быть использована как повод для того, чтобы очистить внутриполитический блок Кремля от людей Володина, значительная часть которых принималась на работу исключительно по причине близости к бывшему куратору внутренней политики. В этом же контексте следует интерпретировать слухи о ликвидации Управления по общественным проектам и слиянии его с Управлением по внутренней политике. Сообщалось и о возможном усилении УВП за счет включения в него Управления по обеспечению деятельности Госсовета.

Если реформа все же состоится, то главными приобретателями от нее пока следует считать Вайно, Громова и Кириенко.

Перестановки в АП явно необходимы еще и потому, что перепозиционирование Государственной Думы и ее спикера идет полным ходом. Спикер Госдумы продолжал на неделе усиливать свое присутствие в информационном поле, а лояльные ему журналисты продолжали писать о новых «аппаратных победах» бывшего куратора внутренней политики. Для АП не столь опасно стремление Володина сохранить часть своих людей в Управлении внутренней политики и даже не попытки влиять на АП. Было бы странным, если бы этого не было. Куда более опасным, как ни парадоксально, выглядит стремление нового руководства Думы усилить свои позиции в противостоянии с исполнительной властью – Правительством. Это может разбалансировать сложившиеся на протяжении многих лет правила игры во властной вертикали. Администрации президента следует находиться не столько над центром принятия решений, как того хочет Володин, сколько в самом центре принятия решений в российской политике. Но действовать прямым административным давлением в этом процессе занятия новых высот не следует, чтобы окончательно не потерять возможности для использования Думы в качестве инструмента «выпуска пара».

Центризбирком готовит предложения по реформе законодательства о выборах. По итогам сентябрьского голосования в Госдуму председатель ЦИК Элла Памфилова начала сбор пакета соответствующих предложений. Их смогут направить, в том числе, представители парламентской оппозиции и независимые эксперты. Памфилова планирует представить предложения президенту Путину и Госдуме в конце декабря. В планах Памфиловой создать единый свод законов о выборах – избирательный кодекс. Ранее от такого формата отказывались. Но теперь глава ЦИК видит в этом возможность укрепления собственных позиций. Поэтому она предлагает незначительные изменения по смыслу – облегчить правила сбора подписей и регистрации кандидатов, изменить порядок формирования избиркомов и увеличить количество УИКов как повод для изменения подхода к законодательству в целом.

В то же время следует признать вопрос об изменении законодательства открытым – неизвестно, дойдут ли конкретные законопроекты до рассмотрения в Государственной Думе, тем более в выборный год. Менять выборное законодательство сейчас означает расфокусировку задач в условиях непонимания ЦИКом того, как провести президентскую кампанию без серьезных претензий. К тому же, здесь пересекаются интересы многих игроков. Но решающую роль в ветировании предложений будет, как и раньше, играть внутриполитический блок Администрации президента. Пока лишь можно предположить, что Кремль захочет использовать тему локальной либерализации электоральных правил игры накануне президентской кампании. Однако это будет сделано таким образом, чтобы не пошатнуть позиции власти. Послабления будут носить компромиссный характер и могут затронуть региональные кампании или кампании отдаленного будущего, например, следующие думские выборы. Одной из таких мер могло бы быть снижение проходного барьера для партий на выборах в Госдуму до 3%, которое в пакете будет дополнено техническими изменениями в процесс организации выборов. Появились слухи, что эта тема даже может стать одним из предложений, озвученных в Послании. Дескать, до выборов еще много времени, а для малых партий, оказавшихся за пределами активного политического процесса, это предложение будет приятной «конфеткой». Вместе с тем определенная либерализация может быть сбалансирована введением правил, направленных на сокращение количества партий, участвующих в выборах.

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина сигнализировал об изучении в Кремле возможностей по изменению закона об иностранных агентах. КГИ и Совет по правам человека при президенте России инициировали проведение совещания с внутриполитическим блоком Кремля с целью подготовки поправок в закон об НКО. Совещание должно состояться до конца года. СМИ подчеркивают, что совещаний в таком трехстороннем формате ранее не проводилось. Кудрин планирует предложить поправку, которая защищает частные вузы, имеющие государственную аккредитацию и лицензию на образовательную деятельность, от риска включения в реестр иностранных агентов. В 2016 по поручению президента Путина и под руководством Володина Дума уже уточняла используемое в законе понятие «политическая деятельность». СПЧ тогда подвергло критике предложенные поправки и заявило о том, что поручение президента не выполнено.

Проблемой закона является его очевидно избирательное и политически мотивированное применение. Большой резонанс вызвало включение накануне выборов в Государственную Думу в реестр иностранных агентов одного из представителей большой тройки поллстеров – «Левада-центра». Гражданское общество в целом смирилось с введением самого понятия «иностранный агент» в юридической практике. Однако оно хочет добиться ясных правил игры в сфере работы некоммерческих организаций и смягчить репрессивный характер закона. Кудрин в данном случае выступает в качестве посредника в диалоге между властью и недовольными НКО, находящимися в зоне риска. Показательно, что бывший глава Минфина допустил утечку в прессу только вопроса о частных вузах, чтобы не создавать лишних ожиданий вокруг успешности предстоящих переговоров с Кремлем. Стратегия Кудрина состоит в том, чтобы вывести власть на диалог в удобном ему формате, без силовиков, и, начиная с небольших уступок, добиться определения долгосрочных правил игры на компромиссной основе. Глава КГИ рассчитывает добиться такой формулировки закона, которая устроит и власть, и гражданское общество, понимая, что реестр иностранных агентов все равно будет сохранен. Успех усилий Кудрина станет важным сигналом относительно перспектив дальнейшего взаимодействия КГИ и власти.

Вице-премьер Александр Хлопонин лоббирует повышение статуса Федерального агентства по делам национальностей. На неделе чиновник заявил о необходимости создания единого органа власти по реализации национальной политики, при этом посетовав на то, что у ФАДН не хватает ресурсов и полномочий. В ответ глава ФАДН Игорь Баринов вновь повторил, что поддерживает превращение агентства в отдельное министерство.

Попытки трансформации ФАДН в министерство начались уже в начале 2016 года, в то время как само агентство было создано только в марте 2015 года. Публичным лоббистом выступал сам Баринов, а аппаратным – его куратор в правительстве вице-премьер Хлопонин. Идея увеличения ресурсов и полномочий агентства озвучивалась на нескольких мероприятиях в течение года, в том числе с участием президента Путина. При этом пожелания Баринова явно нарушали неписаные правила игры российской бюрократии, когда руководитель структуры в федеральной исполнительной власти сам просил на публике повысить свой статус. Теперь об этом впервые заявил вице-премьер, в чьих полномочиях находится ФАДН. Таким образом, лоббистская кампания перешла в завершающую фазу. Хлопонин и Баринов сегодня занимаются подготовкой закона о российской нации, что повышает их очки в борьбе за создание министерства. Интересантами трансформации ФАДН выступают также представители национальных республик, которые планируют использовать ресурсы министерства для определенной компенсации снижающихся поступлений из бюджета. Кроме того, Хлопонин получает политические преференции в неформальной аппаратной конкуренции с другими вице-премьерами.

Однако в этой борьбе подвисает кандидатура самого Баринова. Не секрет, что его политического веса и ресурсов недостаточно для того, чтобы претендовать на роль большую, чем глава агентства. Для министра ему явно не хватает и управленческого опыта. Среди тех, кого чаще всего называют в качестве претендента на пост во главе новой структуры, – курирующий национальную политику и межнациональные отношения заместитель главы Администрации президента – Магомедсалам Магомедов. Магомедов давно ведет кулуарную работу по возрождению министерства по делам национальностей. Не исключено, что Магомедов и Хлопонин вступили в коалицию и используют Баринова в качестве тарана для того, чтобы решить этот вопрос. Магомедов получит пост федерального министра, а Хлопонин – новые ресурсы, которые он сможет использовать на Северном Кавказе для снижения недовольства элит национальных республик усилением бюджетной дисциплины. Кроме того, с созданием министерства самим национальным республикам будет уделяться большее внимание со стороны федерального центра.

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы