ENG

24 – 30 октября: Под знаком президентской кампании

Еженедельный анализ политической повестки

Мероприятия с участием президента Владимира Путина, новая волна критики в адрес Министерства культуры, инициативы парламентской оппозиции по изменению избирательного законодательства, а также внесение в Госдуму проекта бюджета на 2017 – 2019 годы стали главными темами недели во внутренней политике.

Рейтинги власти продолжают укрепляться. Согласно данным фонда «Общественное мнение», c начала сентября электоральный рейтинг Владимира Путина вырос уже на 6% и составляет 64%. Левада-центр отмечает рост одобрения деятельности Путина по сравнению с предыдущим месяцем на 2 пункта – до 84%. Аналогичную тенденцию фиксирует ВЦИОМ. По данным поллстера, рейтинг одобрения работы президента с августа по октябрь вырос с 78,7% до 81,8%.

Исследование ВЦИОМ также показывает рост положительных оценок работы правительства за тот же период с 53,6% до 58,3%. По данным Левада-центра по сравнению с сентябрем деятельность правительства одобряют на 4% граждан больше – 47%. В то же время, согласно исследованиям ВЦИОМ и Левада-центра, оценка работы премьер-министра Дмитрия Медведева остается на прежнем уровне, а данные ФОМ и вовсе указывают на ухудшение показателей. В сентябре деятельность председателя правительства положительно оценивали 45% респондентов, а 36% считали, что он справляется со своей работой плохо. В конце октября деятельность Медведева негативно воспринимают уже 38% опрошенных, и только 43% считают, что он работает на своем посту хорошо.

Отмечаемый социологами рост одобрения россиянами деятельности Госдумы (с 39,7% в сентябре до 45,5% в октябре, по данным ВЦИОМ, и с 37% в августе до 40% в октябре, по данным Левада-центра) пока не указывает на устойчивую тенденцию. Оценки деятельности нижней палаты парламента повторяют средние значения последних шести месяцев, а показывающие улучшение результаты октябрьских опросов – это первые данные о восприятии гражданами Госдумы VII созыва, которая только приступила к своей работе. Пока у граждан не было достаточного количества времени, чтобы сформировать свое отношение к деятельности нового состава нижней палаты парламента.

Проблемой для власти остаются низкие показатели социально-экономического самочувствия граждан. По данным Левада-центра, рост цен и обесценивание денег назвали самым запоминающимся событием октября 23% опрошенных. Большему количеству респондентов запомнились только боевые действия в Сирии, их отметили 25%. Согласно последнему исследованию ФОМ, 42% граждан оценивают экономическую ситуацию в России как плохую. При этом 41% опрошенных считает, что ситуация продолжает ухудшаться.

Главной темой недели стало обсуждение возможных параметров президентской кампании. Предстоящие выборы главы государства задают основные направления интерпретаций ключевых политических событий. В особенности это касается мероприятий с участием Владимира Путина. Выступление президента на дискуссионном клубе «Валдай» в Сочи привлекло наблюдателей не столько своими внешнеполитическими аспектами, сколько комментариями относительно намеченных на 2018 год выборов.

Отвечая на вопрос о президентской кампании, глава государства ответил, «что пока никаких контуров нет». Поддерживаемая Кремлем интрига относительно сроков проведения кампании и ее повестки расширяет пространство для маневра при подготовке к выборам и позволяет более точно просчитать возможные риски. Власть допускает множественность трактовок и тестирует реакцию на различные варианты развития событий.

Комментарий президента относительно возможных изменений в экономической и политической моделях актуализировал тематику структурных реформ как одного из возможных элементов повестки власти на выборах президента. Путин отметил, что перемены необходимо осуществлять эволюционным путем, а различные варианты прорабатываются и в рамках периода до президентских выборов, и после 2018 года. При этом президент обратил внимание на Центр стратегических разработок. Глава ЦСР Алексей Кудрин и первый вице-премьер Игорь Шувалов смогли использовать внимание к возможным реформам для собственного усиления в медиаполе. СМИ обратили внимание на выступление Кудрина о программе экономических реформ, которые начнутся после президентских выборов 2018 года, и на заверения Шувалова о том, что «мобилизационной экономики в России ожидать не стоит».

Сквозь призму президентской кампании освещался и «Форум действий» Общероссийского народного фронта в Ялте, от которого наблюдатели ожидали прояснения роли организации. Форум подчеркнул переходный статус ОНФ. Участие президента подтвердило сохраняющуюся заинтересованность в проекте, однако реальные перспективы организации остаются под вопросом. В текущем состоянии проект едва ли может быть использован для расширения электоральной базы и повышения участия граждан в выборах. Если ОНФ будет привлечен к решению задач в рамках президентской кампании, то только после обновления идеологии, поиска новых форматов и изменений в визуальной и содержательной стилистике фронтовиков.

В контексте выборов главы государства внимание также было привлечено к возможной перезагрузке работы с экспертным сообществом со стороны первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко. На неделе он провел серию встреч с политологами и социологами. Сообщается, что новая команда УВП ищет возможности для получения более взвешенных оценок общественных настроений. Итогом встреч, которые должны продолжиться на следующей неделе, может стать частичное обновление экспертного пула внутриполитического блока Кремля. Тем более что часть интерпретаторов, работавших с Вячеславом Володиным, переключается на более тесное взаимодействие с аппаратом Госдумы. Советником на общественных началах спикера нижней палаты парламента уже назначен директор ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Именно он может взять на себя работу с экспертами, которым предстоит трактовать новую триаду Володина, посвященную нижней палате парламента – «эффективность представительских функций, качество законопроектной деятельности и усиление парламентского контроля».

Одной из центральных тем недели стала дискуссия о взаимоотношениях власти и деятелей искусства. Поводом для обсуждения стало резонансное выступление художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина на седьмом съезде Союза театральных деятелей России. В своей речи Райкин заявил о росте вмешательства чиновников в искусство и их безразличии к случаям «безобразных посягательств на свободу творчества», указав в качестве примера первого замминистра культуры Владимира Аристархова. Худрук «Сатирикона» ранее уже высказывал аналогичную позицию 17 октября во время обсуждения в Общественной палате проблемы взаимопонимания общества и современного искусства. На мероприятии Райкин вступил в полемику с Аристарховым по поводу закрытия выставки «Без смущения». Кроме того, 19 октября Райкин указал на недостаточное финансирование «Сатирикона», поставившее театр под угрозу закрытия.

Минкульту не удалось оперативно купировать разрастание скандала. В обсуждение цензуры включились другие известные деятели искусства, а параллельно звучавшие выпады в сторону Райкина только подняли градус дискуссии. На развитие ситуации был вынужден неоднократно реагировать пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отметивший недопустимость цензуры и подчеркнувший ее отсутствие в российских реалиях. Песков также призвал байкера Александра Залдостанова, резко высказавшегося о позиции режиссёра, принести извинения.

Кремль не мог оставить без внимания прозвучавшие оценки, допускавшие возможность негативных интерпретаций государственной политики в области искусства. В то же время большая инициативность в урегулировании конфликта ожидалась именно от Министерства культуры, в чей адрес прозвучали основные обвинения. 30 октября ведомство Владимира Мединского сообщило об исчерпании инцидента и преодолении непонимания, после того как министр культуры принес Райкину извинения за «оскорбительные выражения и тон» своего первого зама, а также был обсужден вопрос дальнейшего финансирования театра. Однако решение Минкульта выглядит запоздалым – уже набравшая в медиа обороты тема рискует вновь оказаться в центре внимания при появлении подходящего повода.

Ситуация генерирует негативный фон вокруг фигуры министра культуры. Оппоненты Мединского получили новый аргумент для указания на его неоднозначную репутацию среди деятелей культуры и неспособность выстроить коммуникацию с основными группами влияния в культурной элите. Против министра играют и новые выпады в сторону его диссертации. 28 октября 24 академика Российской академии наук в открытом письме повторили тезис о ненаучности работы и потребовали вернуть ее на рассмотрение в ученый совет Уральского федерального университета.

В пользу министра вновь высказался Кремль. Пресс-секретарь президента отметил, что «Мединский обладает необходимой квалификацией и чувством юмора, чтобы отпарировать подобные заявления». Тем не менее, несмотря на эту поддержку, главе Минкульта с каждым разом все сложнее отбиваться от атак, используя для защиты уже использованные ходы.

В центре партийной повестки были предложения парламентской оппозиции по изменению избирательного законодательства. На неделе «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект о проведении в одномандатных округах второго тура, если ни один из кандидатов в Госдуму не набрал более 50% голосов. Свои предложения также готовят КПРФ, ЛДПР и лидер «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов. Практически одновременное анонсирование проектов поправок может иметь несколько объяснений.

Во-первых, инициативы парламентской оппозиции призваны обозначить пространство для торга с властью по поводу предоставления дополнительных преференций для поддержавших посткрымский консенсус партий. Большая часть предложений, так или иначе, направлена на создание для них более благоприятных условий к следующим региональным и парламентским выборам. Например, КПРФ предлагает допускать до участия в выборах на федеральном уровне только партии, представленные минимум в трети регионов. Похожую идею высказывает и ЛДПР, выступающая за допуск к выборам в региональные парламенты только тех партий, которые имеют хотя бы 30%-ное представительство в регионах. Обе инициативы позволят ограничить конкуренцию с малыми партиями, часто имеющими сильные позиции на конкретных территориях. Шайхутдинов, в свою очередь, намерен добиваться признания за представленной в Госдуме хотя бы одним одномандатником партией статуса парламентской и освобождения ее от сбора подписей на региональных выборах, финансирования депутатов-одномандатников в том же объеме, что и партий, и предоставления им права законодательной инициативы не только в Госдуме, но и в том регионе, где они избирались.

Во-вторых, за счет критики а адрес существующего избирательного законодательства партии стремятся списать часть ответственности за свое неудачное выступление на выборах на несовершенство процедуры. «Справедливая Россия» утверждает, что наличие второго тура в одномандатных округах обеспечило бы совершенно другие результаты. КПРФ обращает внимание на необходимость ограничения практики использования «паровозов» и ужесточения ответственности за фальсификацию выборов. ЛДПР предлагает отменить открепительные удостоверения и любые голосования вне избирательных участков, которые ведут к нарушениям.

В-третьих, парламентская оппозиция стремится усилить свое присутствие в информационном поле. После парламентских выборов КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» в основном упоминались в контексте их неуспешного выступления и негативных для них последствий кампании. В наибольшей степени это касалось эсеров, понесших самые существенные потери. В этой связи партия Миронова постаралась переключить внимание на обсуждение своей первой законодательной инициативы. Остальные партии были вынуждены сформировать альтернативные предложения, чтобы не выпасть из повестки. Основное внимание СМИ при этом оказалось все равно обращено на эсеров. В отличие от своих конкурентов партии Миронова удалось сформулировать простое и понятное широкой аудитории предложение, направленное на расширение конкуренции, в то время как КПРФ и ЛДПР выступили с громоздкими пакетами инициатив.

Корректировки избирательного законодательства возможны, однако вряд ли примут такой масштаб. Партия власти не поддержит изменения, усиливающие за ее счет парламентскую оппозицию. Скорее можно ожидать точечных изменений, направленных на повышение прозрачности процедуры в контексте предстоящей президентской кампании. Власть не может допустить сомнений в честности выборов главы государства. Кроме того, обсуждается возможное упрощение процедур проверки подписей и оформления подписных листов, что расширит пул кандидатов и усилит тезис о конкурентности.

28 октября кабинет министров внес в Госдуму проект бюджета на 2017 – 2019 годы. В медийном освещении события акценты были сделаны на выполнении социальных обязательств. На это было обращено внимание и 25 октября в ходе рабочей встречи президента с премьер-министром Дмитрием Медведевым, на которой обсуждались итоги работы кабинета министров над проектом бюджета. На фоне сохраняющихся негативных показателей социально-экономического самочувствия и фактического сокращения расходной части бюджета власти важно показать, что выплаты населению остаются основным приоритетом.

Вместе с тем конкуренция министерств вокруг проекта бюджета продолжается. Минфин, одержавший верх над Минэкономразвития в определении основных прогнозных показателей, был вынужден уступить в вопросе увеличения страховых взносов. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев 26 октября сообщил, что правительство приняло окончательное решение увеличить с 2019 года страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с 5,1% до 5,9%. Повышение взносов в ФОМС продвигалось социальным блоком правительства. Против этого выступал глава Минфина Антон Силуанов, утверждавший, что «такие меры были бы чувствительны для бизнеса и экономики». При этом повышение ставки не предусмотрено во внесенном проекте бюджета и будет предложено на рассмотрение Госдумы отдельным законопроектом. Подобная стратегия кабмина вызвала резкую критику со стороны главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, заявившего, что «эти предложения не соответствуют Основным направлениям налоговой политики, которые также утверждались правительством РФ».

Еще одна линия противостояния Минфина и социального блока правительства – оптимизация социальных выплат. Министерство финансов давно выступает за выделение более адресной помощи населению, рассматривая это как инструмент экономии бюджетных средств. На неделе первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко предложила перейти от категориального принципа оказания поддержки к «принципу нуждаемости» на основе единых критериев нуждаемости и порядка оценки доходов. В качестве примера такой формы поддержки она назвала «пособие по бедности». Против этого сразу же высказалась вице-премьер Ольга Голодец. Она заявила, что правительство не рассматривает введение новых видов пособий, а озвученные предложения представляют собой личные мнения отдельных чиновников.

Вместе с этим стоит ожидать нового раунда борьбы вокруг реформы пенсионной системы. 27 октября зампред Банка России Владимир Чистюхин сообщил, что предложения Минфина и ЦБ по индивидуальному пенсионному капиталу (ИПК) были направлены социальному блока правительства. Чистюхин особо отметил, что корректировка концепции возможна, но в целом она будет одобрена. Несмотря на заявления зампреда Банка России, продвижение ИПК может встретить заметное сопротивление. Против концепции Минфина и ЦБ ранее выступала Голодец, поддерживающая полную отмену накопительной части пенсии. Альтернативный проект реформы есть и у Министерства экономического развития.

Очередная активизация конкуренции вокруг бюджета может произойти через две недели. Нижняя палата парламента планирует рассмотреть законопроект в первом чтении уже 18 ноября. 

Фото: Пресс-служба президента РФ

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы