ENG

26 сентября – 2 октября: В ожидании часа «К»

Еженедельный анализ политической повестки

Вторая волна обсуждения кандидатур на пост первого замглавы АП, распределение должностей в Госдуме, дискуссия вокруг возможных путей преодоления бюджетного дефицита, кампания по поддержке ОНФ и слухи об отставке главы СКР Александра Бастрыкина стали ключевыми событиями недели во внутренней политике.

Широкую дискуссию также вызвали конфликты вокруг выставки фотографий Джока Стёрджеса, запрета бэби-боксов и сбора подписей за запрет абортов. Резонансные законопроекты и провокационные темы перетягивают на себя внимание общественности, а затем уходят из повестки. Спровоцировавшее волну негодования заявление зампреда комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елены Мизулиной о наличии положительного отзыва правительства на законопроект о запрете бэби-боксов было позднее сглажено сообщениями о продолжающейся работе кабинета министров над отзывом, а Министерство труда и Минздрав высказались против запрета абортов. Подобные инициативы могут сыграть как фактор отвлечения внимания, однако создают конфликтный фон вокруг начала работы нового созыва парламента.

Рейтинги социально-экономического самочувствия остаются в негативной зоне. По данным фонда «Общественное мнение», 40% респондентов оценивают экономическую ситуацию в стране как плохую, а 39% при этом считают, что в последнее время ситуация ухудшается. На этом фоне остаются низкими и рейтинги исполнительной власти. Только 45% респондентов ФОМ положительно оценивают работу Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, в то время как 35% считают, что он работает на своем посту плохо. Согласно данным Левада-центра, деятельность председателя правительства по-прежнему не одобряет 51% опрошенных, а ВЦИОМ фиксирует падение индекса доверия Медведеву на один пункт с -4 до -5.

На неделе были также опубликованы первые после выборов электоральные рейтинги партий. По данным ВЦИОМ, рейтинг «Единой России» прибавил 2% и составляет 43,1%. ФОМ отмечает снижение показателей партии власти стразу после выборов на 3% до 40% с последующим ростом до 44% к 25 сентября.

ФОМ и ВЦИОМ отмечают рост поддержки КПРФ и ЛДПР. По данным ФОМ, сразу же после выборов рейтинг коммунистов вырос с 8% до 10%, а либерал-демократов с 11% до 16%. Однако, согласно исследованию поллстера, затем показатели скорректировались и составляют 8% и 14% соответственно. Данные ВЦИОМ показывают аналогичную динамику: рейтинг партии Зюганова вырос с 7,4% до 10%, а партии Жириновского с 12,6% до 15,7%. В случае «Справедливой России» социологи отмечают снижение показателей. Согласно ФОМ, рейтинг эсеров потерял 2% и находится на отметке в 3%. ВЦИОМ отмечает чуть менее заметное снижение c 6,3% до 5%.

Главной темой недели стала борьба за руководство внутриполитическим блоком Кремля. В центре внимания оставалась кандидатура Сергея Кириенко. Вброс о возможном переходе главы «Росатома» в Администрацию президента был усилен сообщениями о якобы уже принятом окончательном решении в его пользу. Сам Кириенко назвал информацию слухами, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что указ о назначении нового первого замглавы АП еще не готов. Поддерживаемая Кремлем интрига может указывать либо на сохраняющуюся неопределенность и продолжающиеся консультации вокруг фигуры нового куратора внутренней политики, либо на попытки подержать интригу еще какое-то время. Второе менее вероятно, потому что процесс подготовки к заседанию новой Думы уже подходит к концу, а новый куратор оказывается формально исключен из этой работы. Между тем работа с парламентом и отдельными депутатами будет составлять значительную часть его функционала.

Если глава «Росатома» действительно рассматривается в качестве основного претендента на место первого замглавы АП, то преждевременная утечка информации может быть попыткой снизить его шансы на получение должности. Кампания была дополнена обсуждением возможной команды Кириенко. Так, вероятным начальником управления по внутренней политике назывался занимавший с 2006 по 2009 год должность замглавы УВП Александр Харичев, сейчас работающий начальником управления по работе с регионами «Росатома». При этом особенно подчеркивалось, что причиной ухода Харичева из АП в 2009 году могло быть недовольство его работой с регионами. Тем самым подтверждается негативный для команды Кириенко источник «слива» информации. Кроме того, утверждалось, что для Кириенко руководство внутриполитическим блоком Кремля может быть осложнено ассоциациями с либеральным лагерем и дефолтом 1998 года. Параллельно с этим появились сообщения о получении сыном Кириенко Владимиром позиции старшего вице-президента по развитию и управлению бизнесом «Ростелекома». Его переход на новое место работы подавался как косвенное подтверждение готовящегося назначения главы «Росатома» в Администрации президента.

Вероятно, за кампанией может стоять руководство УВП. Если будет сделан выбор в пользу главы «Росатома», он не только должен будет сменить команду УВП (слишком велика разница в интеллектуальной и технологической культуре работы), но и пересмотрит подходы к работе с общественными организациями, что сузит возможности будущего спикера за пределами парламента.

В центре партийной повестки находилось распределение должностей в Государственной думе. Общее число комитетов сократилось с 30 до 26, и половину из них партия власти уступила КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Для сравнения, в Думе V созыва, в которой у «Единой России» также было конституционное большинство, из 32 комитетов оппозиция контролировала всего лишь семь. В результате «пакетного соглашения» в наиболее выигрышном положении оказалась ЛДПР, понесшая на выборах наименьшие потери в голосах избирателей в абсолютном выражении. Партия Жириновского увеличила число подконтрольных комитетов с четырех до пяти и получила комитет по международным делам.

Раздел постов с оппозицией преследовал несколько целей. Комитеты стали своеобразной моральной компенсацией для трех «оппозиционных» партий, потерявших значительное число мандатов. Это послужило поддержкой лояльности КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», и минимизировало их недовольство отдельными нарушениями на выборах. Кроме того, подобное распределение должностей должно было создать видимость плюрализма на фоне сверхконституционного большинства «Единой России» и фигуры нового спикера.

В то же время ЕР сосредоточила в своих руках все наиболее важные направления, забрав у КПРФ комитеты по собственности, строительству и обороне, а контроль за всеми комитетами был обеспечен за счет выдвижения единороссов на все 26 позиций первых заместителей главы комитета.

Распределение постов также использовалось «Единой Россией» для продвижения идеи об обновлении фракции. Акцент делался на том, что семь из тринадцати комитетов возглавят новые персоналии, а отдельное внимание уделялось выдвижению Натальи Полонской на пост главы комиссии по контролю за достоверностью декларирования доходов.

Одной из центральных тем обсуждения остается проблема бюджетного дефицита. Приближение сроков внесения проекта бюджета на 2017-2019 годы обостряет борьбу между министерствами за подходы к пополнению бюджетных доходов. Документ должен быть представлен на рассмотрение Госдумы не позднее 1 ноября. На фоне ухудшения прогноза Минэкономразвития правительство ищет пути для преодоления дефицита и одновременно стремится выполнить свои социальные обязательства.

Это неизбежно сталкивает интересы социального и финансово-экономического блоков правительств. В частности, одна из точек противостояния – реформирование пенсионной системы. Проект бюджета ПФР на 2017-2019 годы предусматривает заморозку накопительной части пенсионных взносов. Это отражает позицию вице-премьера Ольги Голодец, которая продвигает идею о полном отказе от накопительной части пенсии. Против этого выступает с одной стороны Минэкономразвития, настаивающее на сохранении системы в нынешнем виде, а с другой – Минфин и ЦБ, презентовавшие новую концепцию «индивидуального пенсионного капитала».

В свою очередь идеи Министерства финансов, например, о постепенном повышении налоговой нагрузки, подвергаются критике со стороны вице-премьера Аркадия Дворковича и помощника президента Андрея Белоусова. По ряду вопросов (включая снижение акцизов на крепкий алкоголь, номинальную девальвацию курса рубля и рост госзаимствований) позиции Минфина и Министерства экономического развития сталкиваются. В то же время ведомства, пытаясь продвинуть свои концепции, вступают в тактические союзы. Так, Министерство финансов поддержало раскритикованную Минэкономразвития идею Минтруда о введении специального налога для неработающих, но трудоспособных граждан.

Одновременно с этим остается актуальной проблема покрытия дефицита бюджета 2016 года. Необходимость оперативного поиска решения играет в пользу «Роснефти». Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что госпакеты акций «Башнефти» и «Роснефти» будут приватизированы до конца года. Позднее первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что «Роснефть» не будет ограничена в участии в торгах, а продажа компаний может состояться одним пакетом.

Параллельно в повестку возвращается несколько затихшая перед выборами тема необходимости структурных реформ. В контексте сокращения доходов и роста дефицита бюджета системные преобразования остаются одной из возможных линий президентской кампании, а представители элиты стремятся обозначить себя в качестве значимых субъектов обсуждения.

Наибольшую активность на этом направлении в последнее время проявлял премьер-министр. 21 сентября Медведев провел совещание о прогнозе социально-экономического развития и основных параметрах бюджета на 2017–2019 годы, на следующий день поле которого вышла статья главы правительства о борьбе с кризисом в журнале «Вопросы экономики». Высокую активность премьер проявлял и на инвестиционном форуме «Сочи-2016». После успешного выступления «Единой России» на парламентских выборах Медведев использует момент для укрепления своих позиций и стремится подчеркнуть свою роль в выработке стратегии реформ. Помимо главы правительства площадку форума смог эффективно использовать Алексей Кудрин. Развивая тему необходимости сокращения социальных расходов и изменения структуры бюджета, глава ЦСР смог навязать свою повестку и стать вторым по значимости ньюсмейкером после Медведева.

На неделе развернулась кампания по поддержке Общероссийского народного фронта. Действующая команда УВП ищет возможности для медийного усиления ОНФ в условиях возросшей неопределённости будущего организации. Структура может подвергнуться серьезному переформатированию или же вовсе оказаться невостребованной новым куратором внутренней политики.

Эффективность Общероссийского народного фронта вызывает вопросы. Организация не может записать в свой актив никаких заметных достижений, а её фактическое восприятие свелось к дублеру «Единой России». Успешное выступление ЕР на последних парламентских выборах заметно снижает вероятность создания альтернативного провластного партийного проекта, а следовательно, ведет и к снижению ожиданий от возможной роли ОНФ.

В этой связи были предприняты попытки продвинуть идею роли Общероссийского народного фронта в обновлении имиджа Госдумы и о его значении в контексте предстоящих выборов главы государства. Однако в обоих случаях реальная потребность в ОНФ может оказаться невысокой. Организация не может выдвигать кандидатов в президенты, а ее участие в кампании с точки зрения демонстрации поддержки Путина далеко не безальтернативно. В парламенте же ОНФ придется конкурировать с «Единой Россией» и одномандатниками. Далеко не факт, что в образе депутатов-фронтовиков возобладает их ассоциация с Народным фронтом, а не принадлежность к фракции или округу. В пользу ОНФ сыграло бы выделение отдельной внутрифракционной группы, однако в целях повышения управляемости фракции подобная возможность не была реализована.

Анонсированное обновление руководящих органов и проведение съезда организации в конце осени были призваны продемонстрировать ее субъектность и наличие собственной повестки. В то же время реальные перспективы ОНФ и его функционал будут в первую очередь зависеть от того, как видит подготовку к президентским выборам Владимир Путин и от фигуры нового первого замглавы АП.

Вслед за сообщениями о готовящемся возвращении СКР в состав Генеральной прокуратуры была вброшена информация об отставке Александра Бастрыкина. Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин опроверг информацию о том, что глава ведомства подал заявление об отставке, однако растиражированная СМИ новость стала поводом для очередного обсуждения ослабления позиций председателя СКР.

Конкуренция между силовыми ведомствами все чаще выплескивается в публичное пространство, а после арестов в главке и центральном аппарате Следственный комитет остается наиболее удобной мишенью для атаки. Провоцируемая сообщениями об отставке дискуссия о стабильности положения Бастрыкина играет в пользу Генеральной прокуратуры, давно находящейся в аппаратном конфликте с СКР. Свои дивиденды продолжает получать и ФСБ. Среди причин ослабления председателя Следственного комитета чаще всего называется успешная атака со стороны ФСБ.

Как и в случае с получившими распространение в середине сентября сообщениями о готовящейся отставке главы МВД Владимира Колокольцева Кремль постарался оперативно купировать распространение слухов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в работе силовиков отсутствуют системные сбои, а все предположения об отставках – это «гадание на кофейной гуще».

Фото: Пресс-служба президента РФ

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы