ENG

27 февраля – 5 марта. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Очередная встреча Контактной группы, обнародование информации о телефонных переговорах президентов России и Украины, установление внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции в ДНР и ЛНР и начало ответной блокады республиками Киева, инициативы по переходу к новым форматам дипломатических переговоров определяли повестку урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом на минувшей неделе.

Попытка заключения в Минске повторной договоренности по отводу тяжелых вооружений вдоль всей линии соприкосновения закончилась безрезультатно. Стороны пришли к согласию лишь относительно необходимости завершить выполнение прошлогоднего Рамочного решения о разведении сил и средств в Донбассе. Провал переговоров по отводу тяжелой техники в Контактной группе стал одной из причин повторной эскалации в зоне конфликта. На неделе наблюдатели ОБСЕ фиксировали больше нарушений режима тишины, в том числе с применением тяжелых вооружений.

Российские СМИ сообщили о нескольких телефонных переговорах Владимира Путина и Петра Порошенко в 2017 году. Впоследствии эта информация была подтверждена официальными лицами в Москве и в Киеве. По всей видимости, преследовалась цель продемонстрировать двойную игру президента Порошенко как западным партнерам, так и для внутриукраинской аудитории. При этом сохранение контактов между двумя лидерами, тем более на фоне целенаправленного повышения украинской стороной градуса конфронтации с Россией, следует признать позитивным моментом с точки зрения дальнейших перспектив мирного урегулирования конфликта.

В результате бездействия Киева в отношении организаторов транспортной блокады республики выполнили свой ультиматум и ввели внешнее управление на принадлежащих украинским олигархам предприятиях в ДНР и ЛНР. В дополнение к этому глава ДНР Александр Захарченко объявил о начале ответной блокады Украины. Украинские власти плохо просчитали возможные риски своего бездействия. Россия и республики мобилизовали экономические инструменты давления на Киев, в результате чего Украина столкнулась с угрозой развития серьезного экономического кризиса в ближайшие месяцы, который имеет потенциал перерастания в политический.

Многие решения республик в направлении углубления разрыва с Украиной, похоже, приобретают необратимый характер. Одновременно Кремль дал понять, что вопрос о признании ДНР и ЛНР остается открытым. Россия и республики полагают, что Киев стремительно исчерпывает возможности вернуться к дипломатическому процессу интеграции Донбасса в соответствии с Минскими соглашениями.

Между тем украинская сторона, при поддержке Польши и Великобритании, изучает сценарии выхода на альтернативный формат переговоров по Донбассу и Крыму. Киев рассматривает такие дипломатические форматы как страховку на тот случай, если Германия и Франция поменяют свою интерпретацию конфликта, а также как возможность расширить давление на Россию за счет появления новых участников мирного процесса. Однако в данный момент реакция Москвы на эти предложения обречена быть негативной.

 

Процесс урегулирования

На неделе стало известно о телефонных переговорах Владимира Путина и Петра Порошенко. Соответствующая информация была опубликована 1 марта в российском издании «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Киеве и в Москве. Согласно публикации, с начала года лидеры двух государств разговаривали по телефону четыре раза. Предпоследний и последний разговоры состоялись соответственно 11 и 21 февраля, при этом последний – по инициативе украинской стороны. Однако впервые 20 февраля о телефонном разговоре рассказал главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По словам Ремчукова, Путин и Порошенко разговаривали 90 минут перед Мюнхенской конференцией, называли друг друга по имени и обсуждали, в том числе, вопросы, касающиеся бизнеса.

До сих пор было известно, что Путин и Порошенко в последний раз участвовали в совместных телефонных переговорах в «нормандском формате» 24 мая 2016 года. После арестов украинских граждан на территории Крыма по обвинению в подготовке террористических актов два президента, по официальным данным, перестали разговаривать друг с другом. Одновременно Порошенко перешел к персональным обвинениям в адрес Путина и стал использовать враждебную риторику, которая фактически исключала дальнейший диалог между двумя главами государств.

После публикации в «Коммерсантъ» официальные лица в Москве и Киеве подтвердили, что переговоры действительно имели место. 2 марта пресс-служба президента Украины сообщила, что Порошенко и Путин разговаривали дважды после обострения ситуации в Донбассе и что контакты были скоординированы с партнерами по «нормандскому формату». По словам украинской стороны, Президенты обсуждали прекращение огня в районе Авдеевки (Донецкая область, Украина), возобновление электроснабжения в городе, а также освобождение Олега Сенцова и Романа Сущенко. Администрация президента Украины пояснила, что, поскольку переговоры оказались безрезультатными, о них не было отдельного сообщения. Вместе с тем, чиновники опровергли дату разговора 21 февраля. Со своей стороны, в Кремле отметили, что рабочие телефонные контакты между двумя президентами в последнее время имели место, но опровергли слова украинской стороны про обсуждение прекращения огня в Авдеевке. «Имел место обмен мнениями и выражение взаимных озабоченностей в связи с эскалацией напряженности», - пояснил пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков.

Обращает внимание, что российские источники первыми сообщили о контактах Путина и Порошенко. Кроме того, свое участие в организации переговоров не подтвердили ни Германия, не Франция. Можно предположить, что причиной обнародования этой информации стали конфронтационные заявления, которые делал Порошенко в адрес главы российского государства. Утечка указывает на лицемерное поведение украинского президента, который, с одной стороны, инициирует закулисные консультации с российским лидером, а с другой – публично демонизирует Россию и ее президента. Раскрытие факта переговоров сокращает пространство для маневра для Порошенко, которому могут быть предъявлены обвинения в двойной игре как внутри страны, так и Берлином и Парижем.

В то же время следует подчеркнуть, что сохранение прямых контактов между президентами, несмотря на непрекращающуюся деградацию двусторонних отношений двух стран, является безусловно позитивным фактом с точки зрения оценки дальнейших перспектив урегулирования конфликта. Диалог Путина и Порошенко может быть использован как для деэскалации конфликта на случай критической ситуации на линии соприкосновения, так и в качестве стартового формата для перезагрузки всего мирного процесса, если в этом возникнет необходимость.

На этом фоне Киев старался усилить свой тезис о виновности России в текущей эскалации в Донбассе. Команда Порошенко по традиции акцентирует внимание на «российской угрозе» в неблагоприятных для себя ситуациях. Кроме того, приоритетным направлением внешней политики Украины в данный момент является исключение возможности изменения политики ЕС и США в отношении конфликта с Донбассом и недопущение смягчения антироссийских санкций по итогам года. В рамках решения этой задачи Киев представляет кризис вокруг Авдеевки и признание документов ДНР-ЛНР как первые шаги России и республик в направлении выхода из Минских соглашений. Соответственно для предупреждения этих шагов Порошенко требует от Запада не только сохранения действующих санкций, но и введения новых, а также поставок Киеву летальных оборонительные вооружений.

Украинская сторона постепенно подводила своих западных партнеров к тезису о необходимости ужесточения санкционного давления. 28 февраля представитель Украины в Контактной группе Леонид Кучма обвинил Россию в подготовке замораживания конфликта. «По моему мнению, Россия давно приняла для себя решение устроить на постсоветском пространстве конфликт по образцу Приднестровья, замороженный конфликт. Ситуация с «паспортами» – это шаг в этом направлении», - сказал второй президент Украины. 1 марта во время телефонного разговора с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером Порошенко заявил о необходимости продления в марте пакета санкций ЕС, введенных в связи с Крымом. Во время встречи с главой МИД Великобритании Борисом Джонсоном и главой МИД Польши Витольдом Ващиковским украинский президент объявил, что Кремль «демонстрирует эскалацию ситуации на востоке Украины». Он назвал решение властей ДНР и ЛНР ввести внешнее управление на украинских предприятиях «абсолютно четким подтверждением факта оккупации этой территории русскими войсками вместе с полным контролем государственной границы на неконтролируемом участке». Глава украинского государства подчеркнул, что именно Россия «конфисковала» украинские государственные и частные активы. При этом Порошенко предложил ввести международные санкции против тех, кто установит собственность над активами. 2 марта министр иностранных дел Украины Павел Климкин на совместной пресс-конференции с главой МИД Германии Зигмаром Габриэлем обвинил Россию в том, что она придерживается «стратегии сознательной эскалации в Донбассе» и призвал «поставить точку и это прекратить». По мнению дипломата, «Россия фундаментально заинтересована … в использовании Донбасса для дестабилизации всей Украины». После Климкина встречу с Габриэлем провел президент Порошенко. По ее итогам, глава украинского государства прямо заявил о необходимости расширения санкций Евросоюза в отношении России в связи с эскалацией в Авдеевке, признанием документов и введением внешнего управления над украинскими предприятиями в Донбассе. Однако позиция Порошенко нашла поддержку только у главы МИД Великобритании Бориса Джонсона. «Мы думаем, что давление на Россию должно быть усилено, а не наоборот», - сказал министр.

Среди других важных событий следует отметить согласие Германии на усиление миссии ОБСЕ на Украине. 2 марта глава МИД Германии Зигмар Габриэль на встрече с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным предложил «еще раз подумать над тем, каким образом можно усилить миссию ОБСЕчтобы понять, кто и каким образом нарушает режим тишины». Немецкий дипломат добавил, что «это то, чем мы должны были бы заниматься в следующие дни и недели». Автором этой инициативы является председательствующая в ОБСЕ Австрия. Ранее усиление СММ было поддержано Россией и Украиной. Речь пока идет об увеличении численного состава миссии, предоставлении ОБСЕ дополнительных технических средств для проведения наблюдения и об увеличении часов патрулирования на линии соприкосновения. Однако следует подчеркнуть, что конкретные параметры усиления миссии еще не согласованы и, соответственно, не одобрены странами-участниками организации.

На неделе также продолжали поступать реакции относительно признания Россией документов республик и инцидента с обстрелом наблюдателей ОБСЕ, который произошел на позапрошлой неделе. В понедельник, 27 февраля российские власти отреагировали на проукраинские заявления Госдепартамента США. Напомним, 26 февраля американское дипломатическое ведомство призвало Россию и ополченцев прекратить огонь, отвести тяжелые вооружения и представить полный и беспрепятственный доступ миссии ОБСЕ. В ответ Кремль призвал Вашингтон быть более внимательным в оценках ситуации и в назывании виновных в эскалации. «Безусловно, мы считаем, что необходимо быть более внимательным в оценках ситуации, тем более в определении источников провокационных действий. Мы знаем, что сами сотрудники ОБСЕ, сами наблюдатели неоднократно фиксировали, что источником провокационных действий являются вооруженные силы Украины, поэтому мы можем лишь в сотый раз повторить, что Россия никоим образом не является стороной этого конфликта», - прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

28 февраля Франция осудила обстрел наблюдателей ОБСЕ на позапрошлой неделе и призвала Россию оказать влияние на ополченцев с целью прекращения боевых действий. «Наблюдатели ОБСЕ стали целью [обстрелов], а их оборудование изъято. Мы призываем все стороны к сдержанности, а Россию – к использованию своего влияния на боевиков. Мы призываем к немедленной реализации договоренностей о режиме прекращения огня, предусмотренного Минскими соглашениями», - отметил французский МИД. 28 февраля во время заседания Совета Безопасности ООН министр-советник американской делегации Кристофер Клейн призвал Россию и ополченцев «немедленно начать придерживаться режима прекращением огня, вывести все тяжелое оружие и обеспечить полный и беспрепятственный доступ наблюдателей ОБСЕ».

28 февраля верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди допустил, что признание документов республик может усложнить процесс мирного урегулирования. «С одной стороны, важно, чтобы у людей были документы. Но, с другой стороны, нельзя, чтобы предпринимались шаги, которые усложняют минский мирный процесс», - сказал комиссар.

 

Контактная группа

1 марта в Минске состоялось очередное заседание Контактной группы и рабочих подгрупп. Главной темой стало обсуждение провала соглашения об отводе тяжелых вооружений и возвращения к режиму прекращения огня с 20 февраля, которое было достигнуто на прошлой встрече Контактной группы 15 февраля. В итоге стороны смогли договориться лишь о разведении сил и средств 7 марта в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина).

Украинские переговорщики на всех площадках в Минске выбрали тактику смены повестки. Они акцентировали внимание на том, что признание Россией документов ДНР и ЛНР, введение внешнего управления над украинскими предприятиями на территории республик и признание российского рубля денежной единицей в ЛНР может негативно сказаться на выполнении Минских соглашений. Отношение Киева к текущей работе Контактной группы демонстрируют слова первого заместителя председателя Верховной Рады, представителя в гуманитарной подгруппе Ирины Геращенко. На встрече с главой МИД Германии Зигмаром Габриэлем 3 марта Геращенко сказала, что «минский» формат не является самостоятельным, это производное от формата «нормандского». Она подчеркнула, что Киев ожидает «активизации «нормандского» формата, и выразила убеждение, что «это даст импульс и для работы Минских групп».

В подгруппе по безопасности было принято решение завершить выполнение подписанного еще 21 сентября 2016 года Рамочного решения о разведении сил и средств в Донбассе. В соответствии с ним стороны провели разведение на двух участках – в районе Золотого (Луганская область, Украина) и Петровского (Донецкая область, ДНР). Однако в районе Станицы Луганской соглашение так и не было выполнено из-за постоянных нарушений режима тишины. В том случае, если стороны завершат разведение в этом районе 7 марта, Контактная группа сможет приступить к согласованию новых районов, расширяя тем самым договоренность и создавая дополнительные зоны безопасности на линии соприкосновения.

Вместе с тем переговоры об отводе тяжелого вооружения на всей линии соприкосновения зашли в тупик. По сообщению представителей республик, украинская сторона манипулировала списками тяжелых вооружений и одновременно утверждала, что завершила отвод. При этом ДНР и ЛНР заявляют о случаях обстрелов подконтрольных им территорий с применением запрещенных Минскими соглашениями вооружений. На фоне нежелания Киева идти на компромисс в этом вопросе республики обозначили необходимость отвода тяжелой техники, чтобы снизить напряженности на линии соприкосновения. Полномочный представитель ЛНР Владислав Дейнего подверг критике позицию ОБСЕ на переговорах. По его словам, организация не предпринимает никаких экстренных шагов, чтобы отвести вооружения, уже включенные в списки и переданные ОБСЕ.

Другим важным решением стало согласие сторон не обстреливать и не проводить наступлений на Донецкую фильтровальную станцию. 24 февраля ДФС была повреждена во время обстрела, после чего руководство станции приняло решение о прекращении работы и об эвакуации персонала. Накануне встречи Контактной группы, 28 февраля, полномочный представитель России Борис Грызлов потребовал от украинских властей предоставить гарантии безопасной и непрерывной работы Донецкой фильтровальной станции. «Этот важнейший инфраструктурный объект, снабжающий людей по обе стороны от линии соприкосновения, должен стать центром, по крайней мере, километровой зоны безопасности вокруг него», - сказал Грызлов. В этот же день разминировать территорию возле Донецкой фильтровальной станции призвала Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ. «Отсутствие работ по разминированию возле Донецкой фильтровальной станции приводит к невозможности присутствовать или осуществлять наблюдение со стороны СММ ОБСЕ, что говорит об отсутствии соблюдения режима прекращения огня на местах, и это, в свою очередь, означает, что восстановительные работы не могут быть проведены, приводя к дальнейшим проблемам с водоснабжением в Авдеевке», - отметили в миссии. СММ акцентировала внимание на том, что именно «жители Авдеевки требуют от сторон уважать их человеческие права» и «требуют от сторон изъять эти мины немедленно».

В результате Украина и республики договорились о предоставлении гарантий безопасности работникам ДФС, сотрудникам ремонтных бригад и наблюдателям ОБСЕ, а также о проведении разминирования в районе станции, на прилегающих территориях и на подъездных дорогах. Координация разминирования была возложена на Совместный центр по контролю и координации (СЦКК). Контактная группа также поддержала идею СММ ОБСЕ об установлении круглосуточного видеонаблюдения за ДФС.

Работа политической подгруппы остается заблокированной. Представители республик планировали рассмотреть применение «формулы Штайнмайера». Однако вместо этого украинские переговорщики предложили обсуждать указ президента Путина о признании документов ДНР и ЛНР, настаивая, что он ставит под угрозу мирный процесс. В итоге участники переговоров так и не смогли договориться по поводу повестки заседания подгруппы. Украинская сторона уже на протяжении полугода отказывается рассматривать согласованную «нормандской четверкой» «формулу» под разными предлогами. Полномочный представитель ЛНР Владислав Дейнего вынужден был обратиться к специальному представителю председателя ОБСЕ в Контактной группе Мартину Сайдику с просьбой довести до сведения «нормандской четверки» позицию украинской стороны, которая идет вразрез с указаниями «четверки». В ответ Сайдик заявил, что не обладает механизмом выхода на уровень «нормандской четверки» и поэтому не может донести до нее просьбу полпреда ЛНР. По завершению работы подгруппы республики повторили свою позицию, что «продвижение в согласовании и выполнении политического пакета Комплекса мер может и должно начаться с согласования и фиксации позиций каждой из сторон по основному обсуждаемому вопросу – механизму вступления в силу Закона об особом статусе наших территорий».

В гуманитарной подгруппе продолжилось обсуждение формулы обмена пленными. Украинские переговорщики заявили, что почти 200 человек из представленного республиками списка пожелали остаться на контролируемой Киевом территории. Засвидетельствовать заявления этих людей, как ранее договорились Киев и ДНР-ЛНР, теперь должны представители миссии ООН по правам человека. После завершения процедуры стороны должны договориться о дате освобождения пленных. Представитель Украины в гуманитарной подгруппе Контактной группы Ирина Геращенко рассказала, что украинская сторона направила список из 113 человек. Республики подтверждают из него только 47. Киев настаивает, что знает о местонахождении 59 человек. Украинская сторона поставила вопрос о доступе сотрудников Международного комитета Красного Креста в места содержания пленных в ДНР и ЛНР.

Со своей стороны, ДНР и ЛНР представили свою гуманитарную программу по воссоединению Донбасса. Республики призвали СММ ОБСЕ обеспечить доступ своих общественных организаций к предприятиям и другим объектам жизненно важной инфраструктуры, расположенным на подконтрольной Киеву территории Донецкой и Луганской областей. Согласно позиции республик, «постоянный и прозрачный контроль станет залогом экологической безопасности Донбасса». ДНР и ЛНР рассчитывают на активное содействие ОБСЕ в организации доступа к этим объектам. 3 марта уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова сообщила, что «представитель ОБСЕ и координатор гуманитарной подгруппы Тони Фриш одобрил гуманитарную программу», предложенную республиками.

На встрече экономической подгруппы республиками был поднят вопрос о снятии транспортной блокады. Республики дали отрицательную оценку действиям бывших бойцов добробатов и выразили надежду, что Киев в ближайшее время сможет справиться с ними. Кроме того, обсуждались вопросы выплаты пенсий, оплаты больничных и коммунальных услуг, а также проблемы энергоснабжения. По первым трем вопросам группа взяла паузу, поскольку украинские переговорщики заявили, что им потребуются для изучения ситуации дополнительные документы.

Следующая встреча Контактной группы состоится в Минске 15 марта.

 

Вопросы безопасности

Ситуация на линии соприкосновения оставалась напряженной в течение всей недели. Наблюдатели ОБСЕ фиксировали рост нарушений режима прекращения огня, в том числе с применением тяжелых вооружений. Провал переговоров по отводу тяжелой техники в Контактной группе стал дополнительным фактором новой эскалации.

28 февраля первый заместитель председателя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг повторил, что главными факторами перманентного обострения конфликта являются наличие тяжелого вооружения в запрещенных зонах и сближение позиций сторон на линии соприкосновения. В Донбассе сохраняются все условия для новых вспышек насилия. «Это может произойти в любой день, так как их [тяжелые вооружения] использовали по сей день и будут использовать и в дальнейшем, если будет сохраняться уровень напряжения и недоверие», - сказал он. Для проведения деэскалации Хуг предложил отвести не только тяжелые вооружения, но и увеличить дистанцию между позициями сторон. При этом Украина и республики должны отказаться от дальнейшего сближения позиций. Эти шаги позволят установить режим тишины и сделать ситуацию на линии соприкосновения более предсказуемой.

2 марта украинская сторона заявила, что боевые действия в районе Авдеевки снова перешли в круглосуточный режим. Столкновения происходили и на других участках линии соприкосновения. 3 марта заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин проинформировал, что за минувшую неделю ВСУ более 11 тысяч раз обстреливали территории ДНР. Украина и республики обвиняли друг друга в использовании запрещенных тяжелых вооружений. В пятницу, 2 марта в районе Донецкой фильтровальной станции был сбит беспилотник ОБСЕ. Вместе с тем, Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц в этот же день сообщило о завершении разминирования ДФС. 4 марта украинские власти сообщили о завершении ремонта станции. Однако на следующий день в результате обстрела ДФС вновь прекратила работу, а ее персонал был эвакуирован.

3 марта председатель Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг «констатировал увеличение количества случаев применения запрещенного Минскими соглашениями вооружения – минометов, танков и артиллерии, в том числе реактивных систем залпового огня». Согласно представленной им информации, наблюдатели отметили увеличение количества взрывов от артиллерийского огня на 250% и увеличение количества взрывов от минометного огня в 12 раз по сравнению с позапрошлой неделей. ОБСЕ также зафиксировала 27 взрывов, вызванных РСЗО, в то время как на позапрошлой неделе – ни одного. Наиболее напряженная обстановка наблюдается в районе Авдеевки, Светлодарской дуги, Горловки и в западных районах Луганской области. При этом на последние приходится 40% всех случаев нарушения режима прекращения огня с применением тяжелых вооружений. В конце недели был обнародован доклад Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, в котором сообщалось об увеличении жертв среди мирного населения в Донбассе по сравнению с ноябрем-декабрем 2016 года. Большинство мирных жителей пострадали от применения сторонами тяжелых вооружений.

 

Политические вопросы

Накануне встречи Контактной группы украинская сторона подтвердила свою неготовность к компромиссу по политическим вопросам. Украинские переговорщики отвергают все предложения республик по политическому урегулированию и своим поведением фактически дезавуируют решения «нормандской четверки». 27 февраля представитель Украины в политической подгруппе Контактной группы по Донбассу Ольга Айвазовская заявила, что перспективы выполнения политических пунктов Минских соглашений в данный момент отсутствуют. Она отметила, что даже если будет выполнен пункт 10 минского Комплекса мер («Вывод всех иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп»), создание условий для проведения местных выборов займет длительное время. Проведению выборов должно предшествовать обеспечение функционирования государственного реестра выборов, деятельности украинских СМИ и политических партий и банковской системы. По ее мнению, ведущая роль в организации местных выборов должна принадлежать Центральной избирательной комиссии Украины. Кроме того, Айвазовская выступила против параллельности в выполнении политических пунктов и пунктов по безопасности. «Исключительно последовательно. В противном случае мы не создадим предпосылок, которые бы позволили организовать выборы в соответствии с международными стандартами», - сказала она. Следует напомнить, что позиция представителя Украины прямо противоречит позиции президента страны – принцип параллельности в имплементации Минских соглашений был согласован дважды на саммитах «нормандской четверки» в Париже и Берлине. Свое согласие действовать в соответствии с ним дал и Порошенко, что подтвердила канцлер Германии Ангела Меркель.

 

Гуманитарные вопросы

Украинские власти блокируют деятельность независимых переговорщиков в обмене пленными. Киев прежде всего заинтересован в полном контроле над процессом обмена пленными, а не в его результате. Напомним, 24 февраля внефракционный депутат Верховной Рады Надежда Савченко и руководитель украинского центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимир Рубан совершили визит в ДНР, где встретились с украинскими пленными. Савченко опубликовала список лиц, которые содержатся в колонии в Макеевке (Донецкая область, ДНР), и сообщила, что обнаружила шесть военных и гражданских лиц, которые украинской стороной считались пропавшими без вести. Однако украинские власти отказывают в праве независимым активистам возвращать пленных и приняли в ответ силовые меры. 27 февраля стало известно, что СБУ отменила годовой пропуск на въезд на неподконтрольные районы Владимиру Рубану. В отношении активиста был составлен административный протокол за нарушение режимных правил посещения неконтролируемых Киевом территорий. Советник главы СБУ Юрий Тандит прямо увязал деятельность независимых активистов с российскими спецслужбами. «Российские спецслужбы (…) пытаются посадить нас за стол переговоров напрямую с террористами… Никаких обменов Рубан не мог провести», - сказал Тандит 28 февраля. В этот же день Савченко заявила, что по обмену пленными нужно договариваться «напрямую». По ее мнению, переговоры должны проходить в формате «Порошенко-Путин, Захарченко и я». Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука потребовал, чтобы с Савченко разобралась контрразведка и прокуратура. В свою очередь, СБУ пригласило депутата на допрос для дачи объяснений относительно поездки в ДНР.

 

Экономические вопросы

Украинские власти демонстрируют растерянность в кризисной ситуации транспортной блокады Донбасса. Киев продолжил безуспешные попытки переговоров с так называемым штабом блокады и воздерживался от силовых мер в отношении активистов. Транспортная блокада и последовавшие на неделе ответные действия со стороны республик грозят Украине серьезными экономическими и социальными проблемами в течение 2017 года. Побочным следствием блокады также станет увеличение зависимости украинской экономики от российской в среднесрочной перспективе.

28 февраля транспортную блокаду осудил представитель Киева в Контактной группе Леонид Кучма. Второй президент Украины высказал мнение, что она играет на руку России. Он подчеркнул, что в то время как решение о признании паспортов напрямую связано с блокадой, сама блокада никак не способствует освобождению пленных. Принять меры против транспортной блокады призвал Киев и представитель России в Контактной группе Борис Грызлов. «Сегодня, накануне очередной встречи Контактной группы, я призываю Киев принять немедленные действенные мер по пресечению транспортной и экономической блокады Донбасса», - сказал он. Грызлов констатировал, что действия украинской стороны неизбежно ведут к ответным мерам. При этом он напомнил, что Минские соглашения предписывают Киеву оказывать поддержку социально-экономическому развитию Донбасса.

28 февраля штаб блокады Донбасса объявил о своем решении не вести переговоры с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Активисты сослались на единую позицию руководства Украины, республик и России в отношении блокады как на подтверждение факта их сговора против интересов Украины. Штаб блокады призвал «украинских патриотов прибыть на помощь участникам» и заявил о планах расширить географию блокады, чтобы перекрыть все транспортные артерии, соединяющие Украину с Донбассом. Организаторы подтвердили, что не прекратят блокаду до полного выполнения своих требований. В контексте этих заявлений следует обратить внимание на сообщение Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, согласно которому транспортировка угля в местах блокады не прекращается. Наблюдатели зафиксировали случаи перевозки угля с помощью грузовиков.

3 марта второй командир батальона «Донбасс» Анатолий Виногородский, который является одним из организаторов акции, пригрозил полностью перекрыть сообщение между Россией и Украиной, включая автомобильные трассы. 4 марта ветераны АТО начали блокировать движение поездов из России в городе Конотоп Сумской области. Однако в итоге железнодорожникам удалось договориться с активистами, которые согласились не препятствовать движению поездов и снять блокаду.

Между тем украинское правительство признавало собственно бессилие в разрешении кризиса. 28 февраля министр внутренних дел Украины Арсен Аваков призвал Антитеррористический центр (АТЦ) принять меры по прекращению блокады. АТЦ руководит всеми силовыми операциями в зоне АТО. Однако никаких конкретных действий не последовало. На редуты участников блокады было совершено несколько нападений неизвестными лицами. Активисты обвинили в этом МВД Украины и полицию Донецкой области. Но на практике полиция, наоборот, защищала бывших бойцов добробатов от нападавших. В субботу, 4 марта стала известно об обысках силовиков у координаторов блокады.

В такой ситуации правительство Украины вынуждено использовать моральные аргументы, что выглядит как демонстрация беспомощности. 28 февраля Гройсман призвал штаб блокады посетить угольные и металлургические предприятий, которые находятся на грани закрытия, и объяснить рабочим свои действия. Глава правительства предостерег, что последствия блокады испытают на себе рядовые украинцы. По оценкам Гройсмана, порядка 75 тысяч человек могут лишиться работы из-за блокады. Вместе с тем, премьер предупредил, что дефицит антрацита и кокса приведет к росту их закупок Украиной у России, которая, со своей стороны, уже начала поднимать цены на свой уголь. «Сегодня блокада загоняет предприятия в то, чтобы покупать уголь в России», - сказал 2 марта Гройсман. Глава объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков предсказал, что потери от блокады могут составить 3,5 миллиарда долларов валютной выручки по итогам года. 2 марта глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева обнародовала прогноз, в соответствии с которым продолжение блокады приведет к ухудшению показателя роста реального ВВП на 1,3% – до 1,5% на конец 2017 года. Однако в этой ситуации Украина заявила о своей готовности идти на углубление разрыва экономических отношений с Россией. Так, 3 марта Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик сообщил о подготовке предложения по запрету импорта энергетического угля антрацитовой группы из России. По информации министра, Россия планирует закупать уголь у ДНР и ЛНР, обогащать его в Ростове-на-Дону и продавать Киеву как российский, в результате чего Украина будет платить в два раза дороже.

1 марта правительство Украины утвердило предложенный СБУ порядок перемещения товаров через линию соприкосновения. Согласно новому порядку, запрещается перемещение любых товаров, кроме пищевых продуктов, лекарств в качестве гуманитарной помощи, товаров, необходимых для функционирования предприятий металлургии, угледобывающей отрасли и энергетики. Как пояснил применение документа министр по делам оккупированных территорий Вадим Черныш, «порядок обеспечивает перемещение, а не торговлю, и касается предприятий, которые работают на Украине».

Заявления и действия украинской власти показывают, что она либо плохо просчитала последствия своего бездействия в ответ на блокаду Донбасса, либо не подготовила соответствующего ситуации информационного обеспечения. Порошенко не желает идти на силовой конфликт с организаторами блокады, поскольку боится окончательно потерять поддержку национал-патриотической части украинского общества, которая настроена на войну с Донбассом до победного конца. Среди сторонников этой линии много бывших и действующих силовиков, прошедших АТО или все еще принимающих участие в боевых действиях. В результате риски повышения социальной напряженности в политически проблемных восточных и центральных регионах страны возросли, украинская экономика становится все более зависимой от импорта из России, что приводит к сокращению валютной выручки и росту дефицита платежного баланса. В связи с блокадой власть может потерять нейтралитет крупнейшего украинского олигарха Рината Ахметова. Наконец, украинская власть не только продемонстрировала свою несостоятельность, в том числе перед лицом западных партнеров. Украинское общество получило очередной наглядный пример того, что президент не контролирует силовые организации на территории страны.

 

Позиция республик

В ответ на блокаду ДНР и ЛНР приняли решение привести в действие ряд болезненных для Украины мер. 27 февраля республики предъявили Киеву ультиматум. Главы ДНР и ЛНР пригрозили, что если украинские власти не прекратят транспортную блокаду Донбасса к 1 марта, республики введут внешнее управление на всех предприятиях украинской юрисдикции и перестанут поставлять уголь на Украину. «Мы будем перестраивать все производственные процессы и ориентировать их на рынок России и других стран. Именно это и было одним из наших первых программных обещаний в момент провозглашения наших Республик», - заявили в совместном обращении Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. Республики отметили, что блокада приводит к нарушению работы предприятий и противоречит духу и букве Минских соглашений. Одновременно Совет министров ЛНР принял решение сделать российский рубль основной денежной единицей республики.

1 марта республики по причине бездействия Киева претворили свою угрозу в жизнь. В итоге внешнее управление было введено на 43 предприятиях украинской юрисдикции. В том числе на Енакиевском металлургическом заводе, его филиале в Макеевке, на Ясиновском коксохимическом заводе, Докучаевском флюсо-доломитном комбинате, Харцызском трубном заводе, «Концерне Стирол», предприятиях ДТЭК, на шахтах «Комсомолец Донбасса» и им. А.Ф. Засядько, Зуевской ТЭС.

2 марта глава ДНР Александр Захарченко предсказал, что украинское государство перестанет существовать по причине кризиса, связанного с блокадой. «Сейчас пошел отсчет. Каждый день – это тот гвоздь, который вбивается в крышку гроба страны, которая называлась раньше Украина», - сказал глава ДНР. 3 марта Захарченко объявил ответную блокаду Киеву. «Мы рубим все связи с Украиной, с которой воюем. Да, продавали уголь, чтобы получать деньги и платить зарплату здесь. Но за счет того, что мы научились жить в блокаде, мы объявляем блокаду Украине», - сообщил он. Захарченко подчеркнул, что республики не нуждаются в Украине, чтобы выжить, а Киев, напротив, нуждается в ДНР и ЛНР. «Пускай они перекрывают все: автодороги, железнодорожные пути, минируют поля. Это все, на что Украина способна. Они с 2014 года научились скакать на майдане, а теперь пусть учатся жить без света, тепла, скоро без продуктов, без зарплаты и без пенсий», - заключил глава ДНР.

Одновременно с введением внешнего управления появились сообщения, свидетельствующие о том, что власти ДНР готовы на крайние меры по отношению к Ринату Ахметову. 28 февраля ополченцы заблокировали распределительный центр на «Донбасс Арене» и пункты выдачи Гуманитарного штаба Ахметова. 1 марта принадлежащий Ахметову «Укртелеком» прекратил обслуживание почти 200 000 абонентов в ДНР после занятия ополченцами офиса компании и оборудования в Донецке. Предприятие также перешло под внешнее управление.

В России объяснили решение ДНР и ЛНР бездействием украинской стороны в отношении организаторов транспортной блокады и фактически поддержали республики. Помимо этого, в Кремле дали понять, что российские предприятия будут готовы работать с предприятиями, на которых введено внешнее управление. 1 марта пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков озвучил позицию России, согласно которой транспортная блокада мешает процессу урегулирования и отдаляет стороны от реализации Минских соглашений, однако республики по сути оказались в безвыходной ситуации. «В принципе, мы являемся свидетелями того, что отторгнутые своим государством области попадают в еще более тяжелое положение, будучи поставленными в условия полной блокады со стороны экстремистских элементов. Поэтому, конечно, в какой-то степени можно понять те действия, которые предпринимаются руководством этих регионов, которые, еще раз повторю, отторгнуты своим государством», - сказал он. При этом Песков подчеркнул, что влияние России на республики «абсолютно небезгранично».

3 марта глава российского МИД Сергей Лавров усилил тезисы Пескова. Он напомнил, что Минские соглашения предусматривают восстановление единого экономического, транспортного и инфраструктурного пространства до политического урегулирования. Соответственно, бездействие украинской стороны противоречит Минским соглашениям. Лавров косвенно обвинил Германию и Францию в том, что они, взяв на себя конкретные обязательства содействовать процессу восстановления экономических связей, фактически дистанцировались от блокады. В результате у руководства республик не оставалось другого выхода для обеспечения дальнейшей работы предприятий. «Это связано и с сохранением рабочих мест, это связано с необходимостью продукцию не только производить, но и продавать с тем, чтобы выплачивать зарплаты. В ситуации, когда украинское правительство не имеет возможности обеспечить нормальное функционирование этих промышленных предприятий... поэтому я не вижу никаких проблем в действиях ДНР и ЛНР, учитывая Минские договоренности», - заявил Лавров.

В контексте обсуждения блокады Россия направила на данный момент самый сильный сигнал о возможном признании ДНР и ЛНР. 1 марта председатель комитета Госдумы по СНГ Леонид Калашников допустил, что Россия может признать республики в том случае, если Украина дальше не будет выполнять Минские соглашения и перейдет к вооруженному наступлению в Донбассе. 3 марта, отвечая на вопрос о возможности признания ДНР и ЛНР, пресс-секретарь российского президента оставил его открытым. «Могу сказать одно: по конституции внешняя политика Российского государства определяется главой государства, а именно президентом Российской Федерации», - сказал он.

Тем самым Россия и республики демонстрируют украинской стороне, что события в Донбассе находятся на узкой грани перехода к необратимому сценарию, когда интеграция ДНР и ЛНР в состав Украины может оказаться больше невозможной. В конце недели Москва, Донецк и Луганск фактически перешли к экономическому наступлению на Киев, которое может ввергнуть Украину в состояние серьезного социально-политического кризиса в ближайшие месяцы. Для Киева ситуация осложняется тем, что в случае перехода предприятий на территории ДНР и ЛНР под юрисдикцию республик украинские предприятия не смогут с ними взаимодействовать в силу украинского законодательства. 3 марта министр по делам временно оккупированных территорий Украины Вадим Черныш заявил, что «все хозяйственные контакты с предприятиями, где изменен менеджмент, будут прекращены». Возможные ответные действия украинских властей по снятию блокады уже вряд ли приведут к пересмотру последних решений руководства ДНР и ЛНР, прежде всего начало перевода предприятий в юрисдикцию республик. Ответные экономические действия республик в отношении Украины в первую очередь направлены на принуждение Киева к разблокированию мирного процесса. Исходя из анализа сделанных заявлений, нельзя исключать, что в России рассматривают этот шанс на урегулирование как последний.

 

Позиция Украины

Параллельно участию в работе «нормандской четверки» Киев изучает возможности для перехода к новому переговорному формату. Создание условий для появления альтернативного формата необходимо украинской стороне в качестве страховки на тот случай, если Германия и Франция изменят свою позицию в отношении конфликта между Украиной и Донбассом и перестанут поддерживать политику украинских властей. В частности, последнее может произойти, если предстоящие в этих странах выборы пройдут с неблагоприятным результатом для Киева. Кроме того, расширение участников процесса урегулирования за счет стран Запада приведет к расширению давления на Россию и к созданию еще больших дисбалансов в переговорах в пользу украинских властей.

1 марта состоялась встреча министров иностранных дел Украины, Польши и Великобритании. Глава МИД Великобритании Борис Джонсон и глава МИД Польши Витольд Ващиковский предложили Киеву подумать о новом дипломатическом формате для решения конфликта в Донбассе и возвращения суверенитета над Крымом. «Мы еще не договорились о новом формате, но, конечно … мы будем проводить оценку результатов имплементации Минских соглашений, а также оценку работы «нормандского формата» ... У нас есть надежда на возможность открыть дискуссию о новом формате разрешения [ситуации в Донбассе]», - сказал министр иностранных дел Польши. По мнению дипломата, «Минский» и «нормандский формат» остановили полномасштабную войну и полномасштабный конфликт между Украиной и Россией», но «не решили проблему, не принесли мир между двумя странами». Поэтому «Европа должна предоставить расширенный формат, чтобы помочь Украине избавиться от проблем, созданных российской агрессией». Вместе с тем, Ващиковский подчеркнул, что окончательное решение остается за украинскими властями. Со своей стороны, глава МИД Украины Павел Климкин отметил, что заявления польского дипломата не следует интерпретировать как «формальное начало нового формата», но, скорее, как «начало новых совместных усилий». Конкретные параметры альтернативного формата не известны. Климкин намекнул, что речь идет о восстановлении «Будапештского формата», в котором наряду с Украиной и Россией участвовали Великобритания и США, но не участвовала Польша. Вероятно, предполагается, что западные соседи Украины присоединяться к нему в качестве полноправных участников. Накануне визита в Киев Ващиковский также выступил за присоединение Соединенных Штатов к «нормандскому формату». Министр сослался на то, что в XX веке ни один конфликт в Европе «не удалось решить без американцев». 3 марта Порошенко аккуратно дистанцировался от инициативы Польши. По словам украинского президента, «формат может быть любой, но это не должно уничтожать минские договоренности». Между тем 5 марта замглавы Администрации президента Украины Константин Елисеев предположил, что «в ближайшее время будут важные сигналы со стороны Вашингтона о более активном привлечении к процессу имплементации Минских договоренностей». Он добавил, что инициатива по изменению «нормандского формата» воспринимается Киевом как «искреннее желание помочь в урегулировании ситуации на Донбассе». Наконец, в конце недели стало известно, что министр иностранных дел Великобритании посетит в ближайшее время Москву по приглашению российского МИД, в том числе для обсуждения ситуации на Украине.

Появление нового формата переговоров не решит ни одну из проблем в рамках мирного процесса. Во-первых, против создания альтернативных площадок, тем более против попыток подменить ими «нормандский формат», будут выступать Россия и Германия. А без России ни один из форматов переговоров не будет иметь смысла. Во-вторых, появление нового формата не изменит противоположные подходы России и Запада к интерпретации конфликта между Украиной и Донбассом. Следовательно, изменение или расширение состава участников переговоров никак не повлияет на процесс урегулирования. В-третьих, новым участникам понадобится время, чтобы погрузиться в тему, что будет лишь еще больше затягивать переговоры.

 

Позиция основных участников

Несмотря на изменение риторики Соединенных Штатов в негативном для России направлении, Москва выражает готовность продолжать диалог с Вашингтоном по Украине. Российские дипломаты сигнализировали американской администрации о необходимости возобновления консультаций по конфликту между Киевом и Донбассом и о позитивном эффекте, который может быть достигнут в результате смягчения санкций. Тем не менее Вашингтон, в том числе из-за кадровых проблем в администрации, остается невовлеченным в процесс урегулирования конфликта. Показательно также, что продолжающиеся скандалы вокруг администрации практически исключили тему «Большой сделки» между Россией и США из медиаповестки.

2 марта постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что Москва не отказывалась и не отказывается от разговора с США по Украине. Он напомнил, что канала с Викторией Нуланд больше не существует, но Россия ожидает, как будут дальше развиваться события. Ранее 28 февраля заместитель главы МИД России Сергей Рябков намекнул о неблагоприятном развитии двусторонних отношений в случае, если Конгресс закрепит антироссийские санкции на законодательном уровне. Он назвал усилия американских законодателей попыткой организовать «нечто вроде экономической блокады России». Он также предостерег администрацию Трампа от поставок летального оружия на Украину. По его словам, «важно, чтобы в Белом доме и в Госдепартаменте поняли, что это может обернуться новыми трагедиями, и прочувствовали ответственность». Вместе с тем, дипломат заверил, что российские власти «не драматизируют» ситуацию, поскольку понимают, что «Трампу и его назначенцам нужно время», чтобы наладить работу своей администрации и «уточнить приоритеты». «Судить будем исключительно по делам», - сказал Рябков. Замглавы МИД подтвердил, что Россия не планирует обсуждать критерии смягчения или отмены санкций. Вместе с тем он подчеркнул, что благоприятное изменение санкционной политики рассматривается в Москве как желательное развитие событий. «Решать, по большому счету, Вашингтону, хотя очевидно, что без рестрикций развивать взаимовыгодную экономическую кооперацию было бы сподручнее, без создаваемого рестрикциями духа противостояния стало бы проще вести диалог и заниматься такими сложными проблемами, как конфликт в Сирии», - сказал он. В заключение дипломат заявил, что Россия будет добиваться в диалоге с США уважения своих интересов и приоритетов.

Омрачить отношения двух стран в ближайшее время может принятие Конгрессом законопроекта о военных расходах. В соответствии с ним Украине может быть выделено 150 миллионов долларов на военные нужды, что вдвое меньше, чем в предыдущем законе, принятом американскими законодателями. Однако, как и предыдущий законопроект, он позволяет правительству США предоставить Киеву летальное оборонительное вооружение. Кроме того, 3 марта Госдепартамент США обнародовал первый при новой администрации ежегодный отчет о состоянии прав человека в мире, в котором увязал поддержку ополченцев Россией с нарушениями прав человек в Донбассе, а также подверг критике ситуацию с правами человека в Крыму. 4 марта агентство The Associated Press сообщило, что президент США Дональд Трамп может отложить работу над формированием пакета договоренностей по совместной с Россией борьбе с ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ). По словам источников агентства, американская администрация находится все еще на начальной стадии обсуждения подходов к политике в отношении России.

фото: Виктор Драчев/ТАСС

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы