ENG

27 июня – 3 июля: Партии берут разгон

Еженедельный анализ политической повестки

Съезд «Единой России», полемика вокруг законопроекта Яровой-Озерова, конкуренция подходов к оптимизации бюджетных расходов и съезды большинства имеющих право на участие в выборах без сбора подписей партий стали главными событиями недели во внутренней политике.

Неделя завершилась очередным падением популярности власти. Фонд «Общественное мнение» зафиксировал снижение электорального рейтинга президента Владимира Путина до минимального значения с 27 апреля 2014 года – 65%. Таким образом, с начала года рейтинг главы государства опустился на 9% – c 74 до 65%. Снизились и оценки работы Дмитрия Медведева на посту премьер-министра. 48% респондентов ФОМ считают, что глава правительства работает на своем посту хорошо – против 32%, полагающих, что премьер справляется со своей работой плохо.

Рейтинг «Единой России» также упал до рекордно низкой в этом году отметки. Согласно данным ФОМ, электоральный рейтинг партии власти составляет 45%. Стоит учитывать, что опрос проводился накануне съезда «Единой России» и не фиксировал возможный эффект от проведения партийного мероприятия с участием президента. Рейтинги прочих парламентских партий остаются на прежних отметках. Незначительный рост – до 11% – показывает только ЛДПР. Съезд КПРФ не отразился на электоральном рейтинге партии. За коммунистов по-прежнему готовы проголосовать 10% респондентов.

Центральным событием недели стал второй этап XV съезда «Единой России». Партия власти окончательно обозначила свой выбор в пользу инерционного сценария кампании. На политтехнологов власти ложится задача по рутинизации процесса выборов и снижению явки. Именно в этих целях дата голосования переносилась с декабря на сентябрь. Выборы пройдут под влиянием административного ресурса, который в большей степени будет сориентирован на обеспечение участия нужных категорий избирателей, и отчасти за счет энтузиазма лоялистов. В то же время низкая явка несет в себе риски для партии власти. Если деполитизация общества выльется в рекордно низкое внимание к выборам, это создаст угрозу делегитимации всей процедуры. В этой связи власти необходимо удержать итоговую явку на уровне не ниже 50%. Низкая явка также может сыграть в пользу оппозиции. Повторение сценария протестного голосования 2011 года маловероятно, однако это повышает эффективность локальной мобилизации оппозиционного электората в отдельных одномандатных округах. В то же время главной проблемой для власти будет сдерживание парламентской оппозиции в рамках посткрымского консенсуса. На внутриполитический блок Кремля ложится задача по предотвращению излишне поляризующей критики правительства и персональных атак на Медведева. Пределы допустимой критики негласно уже давно определены и могут лишь ситуативно незначительно корректироваться в ходе кампании. Инерционная кампания не требует особой федеральной повестки, поэтому Кремль будет делать максимальным упор на региональные темы, как это происходило в единые дни голосования начиная с 2012 года. В агитации больший упор будет сделан на одномандатников. Активизация со стороны власти произойдет только в последние три недели, чтобы мотивировать лояльного избирателя и еще раз убедить всех игроков в легитимности процедуры.

На неделе свои предвыборные съезды провели «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко», «Родина», ПАРНАС и ряд малых партий. Парламентская оппозиция остается в рамках посткрымского консенсуса. И «Справедливая Россия», и ЛДПР воздерживаются от резкой критики правительства. Обе партии рассчитывают получить свои дивиденды от сделки с властью и провести кандидатов в незанятых «Единой Россией» округах. Съезды эсеров и либерал-демократов прошли ожидаемо и не преподнесли особых сюрпризов. «Справедливая Россия» постаралась компенсировать кадровые потери последнего времени привлечением в списки сразу нескольких ярких фигур. От эсеров за места в Госдуме будут бороться телеведущий Роман Бабаян, публицист Анатолий Вассерман, экономист Михаил Делягин и футбольный тренер Валерий Газзаев. Прохождение партии Миронова в парламент нового созыва по спискам остается под вопросом. Тем не менее у партии остаются сильные позиции в ряде регионов, где эсеры могут мобилизовать своих сторонников и добиться результатов в одномандатных округах. Обратная ситуация у ЛДПР, испытывающей трудности с одномандатниками. Партия Жириновского традиционно делает ставку на привлечение националистического электората и рассчитывает получить основное количество мест по списку. Главным ресурсом ЛДПР остается возглавляющий федеральную часть списка Владимир Жириновский. При этом бессменный лидер либерал-демократов пока не использует максимум своих возможностей. Понимая малоэффективность работы в июле и начале августа, Жириновский экономит силы и активно включится в кампанию только за месяц до выборов. Главным приобретением «Яблока» стал режиссер Александр Сокуров, ради которого партия сделала исключение и не стала требовать обязательной подписи меморандума. Федеральный список партии призван продемонстрировать лидирующие позиции «Яблока» на либеральном фланге. Помимо ожидаемых Григория Явлинского, Эмилии Слабуновой, Льва Шлосберга, Галины Ширшиной и Владимира Рыжкова в него также вошли Сергей Митрохин и Дмитрий Гудков. Партия может рассчитывать на прохождение 3% барьера и сохранение госфинансирования, однако прохождение в Госдуму остается маловероятным. «Яблоко» совершило ошибку, включив в предвыборную программу пункт о пересмотре статуса Крыма. Резкие заявления об аннексии полуострова не принесут партии новые голоса избирателей и лишь повышают вероятность разворачивания против «Яблока» кампании со стороны Кремля. ПАРНАС не удалось преодолеть внутренние противоречия. Съезд партии лишь зафиксировал конфликт между федеральным политсоветом и политбюро. В списки партии не вошли заместители председателя Илья Яшин, Константин Мерзликин и Владимир Кара-Мурза-младший. На финишную прямую оппозиционеры выходят со слабой повесткой и вызывающим разногласия среди собственного электората списком.

Развернувшаяся на неделе полемика вокруг законопроекта Яровой-Озерова показывает комплексность интересов, которые затрагивает инициатива. Наибольшее сопротивление уже одобренные Советом Федерации поправки вызывают со стороны телекоммуникационной отрасли. Операторы связи несут большие потери от принятия закона и ищут возможности для защиты своих интересов. Основную поддержку бизнес получил со стороны Минкомсвязи. Министерство обещает подготовить к началу новой парламентской сессии поправки к «антитеррористическому» пакету. Лоббистскими возможностями главы Минкомсвязи Николая Никифорова может быть объяснена и самая заметная атака на законопроект накануне рассмотрения в Совете Федерации – критика со стороны бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Никифоров мог использовать свои связи с республикой, чтобы инициировать дискуссию относительно целесообразности инициативы. В то же время резкие высказывания Шаймиева касались регулирования миссионерской деятельности и могли стать результатом противодействия принятию законопроекта со стороны исламских организаций, также оказывающихся под ударом. Наконец, активность политика может быть связана с локальной кампанией в Татарстане накануне парламентских выборов. Выпад Шаймиева в сторону проекта Яровой-Озерова совпал с годовщиной подписания договора между Российской Федерацией и Татарстаном. Срок действия документа истекает летом 2017 года, однако уже сейчас власти республики использовали информационный повод для обсуждения необходимости продления имеющего символическое значение договора. С наиболее комплексной критикой «антитеррористического» законопроекта выступил Совет по правам человека. СПЧ направил обращение на имя президента, в котором инициатива называется антиконституционной. В документе подчеркивается, что поправки приведут как «к колоссальным непроизводительным затратам и росту цен», так и к «неоправданным и чрезмерным ограничениям для реализации свободы совести верующими всех религий». Обращение СПЧ может использоваться как повод для президентского вето. Дискуссия вокруг законопроекта подчеркивает роль главы государства как главного арбитра. Путин может не подписать пакет поправок – это снизит напряженность в преддверии парламентской кампании. В то же время проект Яровой-Озерова вписывается в тренд расширения контроля со стороны Кремля над информационным пространством и отражает желание ввести более жесткое регулирование в религиозной сфере. В этой связи власти выгоднее возложить ответственность за принятие непопулярной инициативы на уходящий состав Госдумы. В таком случае борьба вокруг законопроекта продолжится в новом электоральном цикле. Парламент нового созыва может внести незначительные поправки, демонстрируя смягчение позиции по сравнению с непопулярной Госдумой VI созыва.

За пределами парламентской кампании разворачивается аппаратная борьба за влияние на подходы к проведению экономических реформ. Министерство финансов предложило зафиксировать расходы бюджета на уровне 2016 года на три года. При достижении целевого уровня инфляции в 4% это приведет к сокращению расходов в реальном выражении к 2019 году на 20%. В поддержку Минфина выступает Центробанк. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина называет в качестве основного риска неопределенность бюджетной политики и отсутствие принятой среднесрочной стратегии бюджетной консолидации. За замораживание номинальных расходов бюджета высказывается и Министерство экономического развития. Однако глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев выступает за сохранение бюджетного стимулирования экономики. Создание президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам подчеркивает значение структурных реформ в повестке. Улюкаев, Силуанов и Набиуллина стремятся обозначить свою роль в выработке стратегии необходимых экономических преобразований. Глава Минфина указывает, что жесткие бюджетные ограничения – хороший стимул пойти на реформы по повышению эффективности бюджетных трат. Набиуллина, в свою очередь, подчеркивает, что «воздействие денежно-кредитной политики на экономику ограничено, и ЦБ вынужден поднимать вопрос структурных реформ». Улюкаев пытается балансировать на интересах финансового и социального блока правительства, высказывая необходимость сбалансированного сокращения различных статей бюджета. Оптимизация бюджетных расходов неизбежно отразится на социальной сфере. При этом министр труда и соцзащиты Максим Тополин и курирующий направление вице-премьер Ольга Голодец оказались за рамками публичной дискуссии о фиксировании бюджетных расходов на уровне 2016 года. Борьба с кризисом требует болезненных решений, а потому старательно выносится за скобки парламентской кампании. Сокращение бюджетных расходов идет вразрез с выступлением премьер-министра Медведева на съезде «Единой России» и создает новые возможности для нападок на правительство со стороны оппозиции. 

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

Фото: ТАСС/ Станислав Красильников

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы