ENG

27 марта-2 апреля. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Итоги встречи Контактной группы определяли повестку урегулирования конфликта Украины с Донбассом на минувшей неделе.

После провала двух подряд решений Контактной группы в сфере безопасности участники встречи в Минске заключили сразу три договоренности – восстановить режим прекращения огня с 1 апреля, отвести тяжелые вооружения и завершить разведение сил и средств в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина). Переговоры в рамках политической подгруппы оставались заблокированными, как и работа экономической подгруппы после введения Киевом блокады грузоперевозок через линию соприкосновения.

Однако 1 апреля, как и на следующий день, стороны не прекратили огонь, несмотря на достигнутую договоренность. Украина и республики обвинили друг друга в нарушении перемирия.

Все участники переговоров признают серьезный кризис минского процесса. Время от времени они вынуждены апеллировать к «нормандской четверке». Так, на неделе полномочный представитель Украины в Контактной группе Леонид Кучма даже предложил провести саммит «нормандской четверки», чтобы вывести мирный процесс из состояния заморозки.

Все подобные сигналы «повисают в воздухе». И на этот раз предложение экс-президента Украины не поддержал никто из украинских официальных лиц. Киев предпочитает держать оборону и не менять свою позицию касательно порядка выполнения Минских соглашений. Украинская сторона дала понять, что даже не будет начинать подготовку к имплементации политического блока до выполнения своих жестких требований в сфере безопасности, несмотря на то, что такой шаг был бы позитивно рассмотрен республиками и мог бы укрепить доверие между сторонами.

Россия также дала понять, что ее не интересует идея проведения саммита. В Москве серьезно подорвана вера в эффективность действующего состава «нормандского формата» и в его способность в настоящий момент достичь урегулирования конфликта. Россия, с одной стороны, и Германия и Франция, с другой, придерживаются несовместимых интерпретаций причин и характера конфликта, что служит главным препятствием для достижения компромисса.

Параллельно Кремль продолжает налаживание двусторонних отношений с Вашингтоном. Тема Украины и конфликта в Донбассе неизбежно возникнет в будущих переговорах Трампа и Путина. Москва исходит из того, что если новое руководство Соединенных Штатов действительно заинтересовано в налаживании отношении с Россией, Вашингтон, как минимум, должен быть готов к тому, чтобы более объективно посмотреть на промежуточные итоги минского процесса. Однако Трамп сохраняет паузу как в отношениях с Россией, так и Украиной. Белый дом держит дистанцию от конфликта и предпочитает публично придерживаться линии администрации, сложившейся при Обаме.

 

Процесс урегулирования

Украина и Россия обозначают разные подходы к выходу из текущего тупика в мирном процессе. Москва и Киев признают, что систематическое несоблюдение договоренностей по безопасности приводит к постоянному ухудшению ситуации в Донбассе и что перспективы для размораживания политического процесса в настоящий момент отсутствуют. Контактная группа превратилась в площадку оперативного урегулирования локальных проблем и кризисов, постоянно возникающих в ходе конфликта, но не урегулирования самого конфликта.

На неделе для возвращения мирного процесса в конструктивное русло украинская сторона предложила созвать новый саммит «нормандской четверки» на уровне лидеров. Россия отнеслась скептически к этой инициативе. С точки зрения Кремля, украинская сторона не выполнила ни одной из договоренностей, который были достигнуты на двух последних встречах в «нормандском формате» в Париже и Берлине. Более того, Киев не демонстрирует готовности к компромиссу, отказываясь двигаться параллельно по двум трекам – политическому и в сфере безопасности. В такой ситуации Россия не видит необходимости для проведения саммита «нормандской четверки», поскольку есть веские основания считать, что он закончится безрезультатно или украинская сторона вновь возьмет на себя обязательства, которым не планирует следовать на практике. Вместо этого Кремль склоняется к тому, что решение кризиса в Донбассе станет частью двусторонних переговоров с Вашингтоном. По мнению российских властей, Германия и Франция показали свою несостоятельность в оказании давления на Киев с целью имплементации Минских соглашений. Крайним вариантом является подключение Соединенных Штатов к переговорам «четверки». Однако против этого продолжает выступать Германия. Да и по смыслу такое решение сопряжено с серьезными сомнениями – не понятно, каким образом такой статус США придаст динамику переговорам. Скорее даже наоборот.

27 марта полномочный представитель Украины в Контактной группе Леонид Кучма заявил о необходимости встречи лидеров «четверки», чтобы попытаться преодолеть текущий кризис в минском процессе. Бывший президент Украины сказал, что «сегодня на 100% созрел вопрос, необходима встреча «нормандской четверки». Он подчеркнул, что как на уровне Контактной группы, так и на уровне глав МИД «четверки» переговоры не движутся. Вместе с тем никто из украинских официальных лиц не высказался в поддержку инициативы Кучмы.

Возможно, заявление Кучмы в первую очередь объясняется желанием украинского полпреда снять с себя персональную ответственность за отсутствие прогресса в переговорах. С другой стороны, Киев таким способом может рассчитывать еще больше затянуть переговорный процесс, поскольку Париж не сможет выступать полноценным гарантом достигнутых на саммите договоренностей в силу близкой смены главы государства, а затем и формирования нового правительства. Наконец, заявление могло быть направлено на дискредитацию Контактной группы, где присутствуют представители республик. С самого начала переговоров Киев пытается убедить «четверку» в том, что в Минске не могут быть согласованы никакие работающие решения, делегитимируя тем самым ДНР и ЛНР.

В ответ на предложение Кучмы в Кремле согласились с тем, что ситуация с выполнением Минских соглашений является «плачевной». Однако российские власти не видят перспектив, которые могли бы обеспечить продвижение в выполнении мирных договоренностей, а следовательно, и для созыва нового саммита. Ответственность за это возлагается на украинскую сторону. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, бездействие Киева в плане выполнения Минских соглашений «даже не нуждается в комментариях» и «ситуация пока не богата позитивными подвижками». В Москве отмечают, что обстановка на Украине в целом остается нестабильной и «изрядно деградировала» за последнее время.

В течение двух недель должен состояться визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву. На фоне кризиса минских переговоров российские официальные лица в своих заявлениях продолжают прямо или косвенно увязывать урегулирование конфликта в Донбассе и восстановление российско-американских отношений. На неделе российские официальные лица вновь дали понять, что Кремль не устраивает нынешний уровень отношений с Белым домом.

30 марта президент России Владимир Путин, приводя в качестве примера конфликт в Донбассе, предостерег руководство Соединенных Штатов, что использование региональных конфликтов как инструмента сдерживания России может «привести к глобальным катастрофам и глобальным конфликтам». Он выразил надежду на то, что американская администрация встанет на путь сотрудничества в разрешении таких конфликтов. Путин также высказал мнение, что новому президенту США мешают наладить отношения с Россией, которые «находятся почти на нуле». Со своей стороны, 31 марта пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков дал негативную характеристику текущему уровню российско-американских отношений. Он сказал, что отношения Москвы и Вашингтона сейчас «вероятно, даже хуже», чем в период холодной войны. При этом он возложил всю полноту ответственности за это на Барака Обаму.

Слова российского президента можно истолковать как сигнал новой американской администрации о готовности Кремля. Проблема урегулирования конфликта в Донбассе и ситуация на Украине являются лишь поводом для этого сигнала, но вряд ли можно считать, что Москва готова делать их предметом для договоренностей – слишком локальный характер они носят.

Что же касается украинского трека, то после президентских выборов в США российские власти уже направляли такие сигналы команде Трампа. В Москве сомневаются в эффективности «нормандского формата» и видят только у Вашингтона реальные рычаги давления на Киев. По всей видимости, это понимают и в Киеве.

Интересно, что на неделе в украинских СМИ появилась серия сообщений, говорящих о вероятности подключения Вашингтона к минскому процессу. Так, 27 марта заместитель главы украинского МИД Вадим Пристайко заявил, что перспектива подключения США к переговорам постоянно обсуждается участниками и что со временем может появиться аналог «женевскому формату» (с участием России, Украины, ЕС и США). 30 марта в украинских СМИ со ссылкой на источники во власти появилась информация о желании Трампа присоединиться к «нормандской четверке». Якобы поддерживают вхождение США в формат и в Москве, против выступает канцлер Германии Ангела Меркель. Украинские власти, в свою очередь, утверждают, что вопрос формата для них непринципиален при условии сохранения Минских соглашений.

Следует обратить внимание на то, что Москва и Киев по-разному смотрят на роль США в мирном процессе. В то время как Россия рассчитывает получить выгоду от двустороннего диалога с администрацией Трампа, украинская сторона полагает, что в ее интересах вовлечение Вашингтона в многосторонние переговоры в «нормандском формате». Киев исходит из того, что Вашингтон не изменит своей позиции по конфликту в Донбассе и станет еще одним участником, который будет оказывать давление на Россию.

В свою очередь, в Кремле все еще считают, что администрация Трампа серьезна в своих намерениях наладить двусторонние отношения и готова в процессе диалога менять отношение к происходящему на Украине.

Одновременно Россия акцентирует внимание на том, что не собирается отказываться от поддержки Донбасса в контексте налаживания отношений с другими странами. 28 марта министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия «не оставит жителей Донбасса в беде», но в то же время подчеркнул, что о крымском сценарии в случае республик речи не идет. «Россия – мирное государство. У нас нет территориальных притязаний по отношению к соседям… Вместе с тем наши усилия и впредь будут нацелены на то, чтобы не позволить «горячим головам» в Киеве запустить на юго-востоке страны новый виток насилия», - сказал Лавров.

В силу отсутствия стратегии действий в отношении России и на постсоветском пространстве Соединенные Штаты пока вынуждены придерживаться позиции предыдущей администрации. В результате Вашингтон как не готов смягчать давление на Москву, так и не готов его усиливать. 31 марта госсекретарь США Рекс Тиллерсон во время своего первого визита в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе на министерскую встречу Организации североатлантического договора вновь говорил о «российской агрессии на Украине». Накануне визита со ссылкой на источники в Госдепе американские СМИ писали, что Тиллерсон проведет консультации с союзниками по поводу улучшения ситуации с безопасностью на востоке Украины и «необходимости со стороны НАТО продолжать добиваться от России прекращения агрессии против соседних стран и выполнения Минских обязательств в отношении Украины». В итоге Тиллерсон заявил, что «Россия должна понять, нет никаких оснований, чтобы двигаться вперед по политическим аспектам Минских соглашений, пока не мы не увидим необратимые улучшения ситуации в области безопасности». Глава Госдепа также повторил, что американские санкции в связи с Донбассом сохранят силу до полного выполнения Минских соглашений, а санкции, связанные с Крымом, – до возвращения Киеву суверенитета над полуостровом. В ответ на эти слова российский МИД обвинил НАТО в том, что «альянс упорно продолжает действовать по старым лекалам» и что России навязывается конфронтационная парадигма.

В условиях снижения веса подобных «констатирующих» деклараций, украинская сторона пытается создать почву для усиления антироссийских санкций и любым способом ввести эту тему в повестку. Актуализация обсуждения действий по дальнейшей раскрутке санкционной спирали должно продемонстрировать России, что цена поддержки республик может быть еще более высокой, а также ограничить возможность достижения договоренностей между Россией и США.

26 марта пресс-служба президента Украины сообщила, что на встрече президента Порошенко с послами стран «Большой семерки» и Европейского Союза была достигнута договоренность расширить давление на Россию. «В этом контексте было решено продолжать давление на российскую власть с целью возвращения ситуации в рамки Минских договоренностей, в том числе путем сохранения и, в случае необходимости, усиления международных санкций против РФ», - отмечается в заявлении пресс-службы.

Однако попытки Киева ужесточить риторику и поиграть на теме расширения санкций пока все же более подходят для внутриукраинской аудитории. Так, на встрече Порошенко с президентом Европейского Совета Дональдом Туском 30 марта речь шла только о сохранении действующих санкций. «Лидеры обсудили последние события на Донбассе и осудили действия России, направленные на нарушение Минских договоренностей и подрыв мирного процесса. Собеседники подтвердили важность сохранения санкций Европейского Союза против России до полного восстановления территориальной целостности Украины, включая Крым», - проинформировала пресс-служба украинского президента.

Можно предположить, что тема расширения санкций в связи с событиями на Украине не будет иметь поддержки на Западе до завершения электорального цикла в Германии и во Франции и до определения роли США в процессе урегулирования.

Среди других событий следует отметить заявление канцлера Германии Ангелы Меркель на саммите Европейской народной партии от 30 марта с призывом не отступать от принципов сохранения территориальной целостности в Европе, в том числе на Украине. Глава ФРГ настоятельно попросила европейских политиков придерживаться единства в отношении вопроса Крыма, то есть игнорировать суверенитет России над полуостровом. По всей вероятности, немецкий канцлер испытывает опасения в связи с тем, что тема Крыма может стать предметом раздора среди европейских правоцентристов в контексте выборов, которые состоятся в этом году во Франции и в Германии. Желая выглядеть более конструктивными в отношении России на фоне тупика в минском процессе, европейские политики могут все громче призывать к пересмотру текущей политики и к более взвешенному подходу в оценке поведения сторон в конфликте.

 

Контактная группа

29 марта в Минске прошло очередной заседание Контактной группы и рабочих подгрупп. Стороны приняли заявления о приверженности Минским соглашениям, подтвердив их безальтернативность в качестве фундамента урегулирования конфликта. Главным итогом встречи стало заключение в преддверии пасхальных праздников договоренностей в сфере безопасности – о прекращении огня, об отводе тяжелых вооружений и о завершении разведения сил и средств в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина).

В ходе работы подгрупп и Контактной группы украинская сторона вновь поставила вопросы о признании Россией документов ДНР и ЛНР, установлении внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции в республиках, введение рубля в ЛНР, признании ДНР линии соприкосновения границей республики. С точки зрения представителей Киева, «все эти действия стали грубыми нарушениями Минских соглашений и вынудили Украину ограничить перемещение грузов через линию соприкосновения». Украинская сторона также поставила вопрос о неукоснительном соблюдении украинского законодательства в ДНР и ЛНР. В ответ республики напомнили, что введение внешнего управления является временной мерой и что решение будет отменено после выполнения Киевом Минских соглашений. «Раньше, чем Украина выполнит Минские договоренности Минские договоренности, и пока не будет всецелого политического урегулирования, внешние администрации предприятия не покинут», - подтвердил полномочный представитель ДНР Денис Пушилин.

В подгруппе по безопасности стороны решили вернуться к выполнению ключевых договоренностей. С 0.00 часов 1 апреля Украина и республики устанавливают режим прекращения огня. С 10.00 1 апреля стороны начинают отвод тяжелых вооружений. Отвод производится симметрично и одновременно. Мониторинг этого процесса возлагается на СММ ОБСЕ при содействии СЦКК. При этом предварительно, до 12.00 31 марта, стороны направляют СММ ОБСЕ списки подлежащих отводу вооружений и необходимую дополнительную информацию. В 12.00 6 апреля Украина и республики проводят симметричное разведение сил и средств возле Станицы Луганской. В свою очередь, это позволит завершить первый этап разведения и приступить к согласованию новых пунктов. Кроме того, стороны договорились с 1 апреля упростить переход гражданских лиц через линию соприкосновения, в том числе за счет увеличения численности персонала на пунктах пропуска, а также увеличения времени работы КПВВ.

Работа политической подгруппы остается заблокированной украинской стороной. Украинские переговорщики продолжают настаивать, что решение политических вопросов возможно только после выполнения пунктов по безопасности – «полное и устойчивое прекращение огня, вывод российских вооружений и воинских формирований, контроль над границей со стороны СММ ОБСЕ». Представители республик призвали мировое сообщество обратить внимание на ситуацию в политической подгруппе и оказать давление на Киев для имплементации Минских соглашений. По итогам заседания переговорщик ДНР выразила обеспокоенность в связи с отсутствием реакции мирового сообщества на затягивание Киевом дипломатического процесса и выполнения Комплекса мер по урегулированию ситуации в Донбассе. «Все действия украинской стороны привели к тому, что уже более двух лет мы все еще далеки даже от начала реализации документов, подписанных в Минске. Мы искренне обеспокоены отсутствием реакции мирового сообщества на такие действия со стороны Украины по затягиванию переговорного процесса и выполнения Комплекса мер», - отметила и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова.

В гуманитарной подгруппе стороны продолжили обсуждение освобождения удерживаемых лиц. По сообщению представителей республик, участники выработали альтернативный механизм обмена удерживаемых лиц с учетом пленных, которые отказываются возвращаться на Украину или в Донбасс. Посредническую роль в этом будет играть комиссариат ООН по правам человека. В настоящий момент идет работа по согласованию списков. На следующее заседание подгруппы приглашены представители Международного комитета Красного Креста.

В экономической подгруппе главными темами стало рассмотрение вопросов блокады и управления предприятиями украинской юрисдикции. Украинская сторона настаивала на выводе внешних администраторов с украинских предприятий. При этом Киев отказывался обсуждать отмену решения по запрету грузоперевозок с Донбассом. Полномочный представитель ЛНР Владислав Дейнего отметил, что Киев представляет действия республик, направленные на возобновление работы предприятий, как нарушение прав собственности, в то же время игнорирует нарушение прав работников этих предприятий и членов их семей. Республики в целом делали акцент на защите прав граждан. «Прежде всего, нужно обеспечить соблюдение прав граждан. И если для этого нужно ограничить право собственника на намеренное уничтожение своей собственности, от которой зависит жизнь и благополучие людей, то в этой части права можно и ограничить. На время. Тем самым и сохранив объект собственности для её собственника», - заявил представитель ЛНР. Вместе с тем, республики напомнили, что имеет место не запрет грузоперевозок со стороны Киева, а продолжение полной транспортной, водной, хозяйственной, финансовой блокады в нарушение Минских соглашений.

Судя по всему до следующего заседания Контактной группы, которое состоится 12 апреля, никаких заметных шагов стороны предпринимать не намерены.

 

Политические вопросы

Германия и Франция требуют от Украины обозначить сроки начала подготовки к имплементации политических пунктов Минских соглашений. Париж и Берлин пытаются уговорить украинскую сторону придерживаться принципа параллельности в мирном процессе, который был утвержден «нормандской четверкой», но от которого отказываются украинские переговорщики. Европейцы согласны с украинской стороной в том, что выполнение пунктов по безопасности в данный момент носит приоритетный характер и что местные выборы невозможны при нерешенной проблеме безопасности. Однако они просят Киев начать готовиться к реализации политических пунктов настолько убедительно, чтобы вызвать доверие со стороны ополченцев.

27 марта первый заместитель руководителя Министерства иностранных дел Вадим Пристайко подтвердил, что Германия и Франция предлагают начать процесс подготовки к выборам параллельно решению вопросов безопасности. Речь идет о начале обсуждения текста закона о выборах в парламенте. В соответствии с этим предложением, когда закон начнет обсуждаться, параллельно будут выполняться пункты по безопасности. В ответ украинская сторона категорически отрицает возможность каких-либо, даже символических действий в сфере политики. Киев в очередной раз ссылается на якобы непреодолимые трудности внутриполитического характера. Украинских парламентариев якобы невозможно уговорить запустить политический процесс в Донбассе при нерешенных проблемах с безопасностью. Также дипломат подчеркнул, что вопрос об изменении украинской Конституции «в прямолинейной форме» сейчас не ставится в ходе переговоров.

Показательно также заявление Генерального прокурора Украины Юрия Луценко о том, что Киев не планирует предоставлять всеобщую амнистию участникам событий в Донбассе. Напомним, принятие закона об амнистии является одним из краеугольных камней политического урегулирования конфликта. Пункт 5 минского Комплекса мер прямо требует от украинских властей обеспечить помилование и амнистию «путём введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». 16 сентября 2014 года Верховная Рада приняла законопроект №5082 «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». Но законопроект так и не был подписан президентом Порошенко и не вступил в силу.

1 апреля в интервью немецкому изданию Bild Луценко допустил только индивидуальную амнистию. «Если 10 000 вооруженных российских военных покинут Донбасс на самом деле и мы, наконец, сможем жить в мире, тогда возникает вопрос, что делать с оставшимися 40 000 украинских сепаратистов. Здесь не может быть никакой всеобщей амнистии. Я как генеральный прокурор могу действовать только в рамках украинского закона. 40 000 должны сдать оружие и подать индивидуальные прошения об амнистии. Они должны признать свою вину и попросить амнистии», - сказал Луценко. Заявление генпрокурора, который является одним из соратников украинского президента, можно рассматривать как отказ украинских властей от выполнения пятого пункта минского Комплекса мер.

 

Вопросы безопасности

Боевые столкновения на линии соприкосновения продолжались в течение недели. Провалом закончились договоренности о заключении перемирия с 1 апреля. Нарушения режима прекращения огня фиксировались 1 и 2 апреля.

30 марта первый заместитель председателя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг сообщил, что за прошлую неделю количество нарушений режима прекращения огня в Донбассе увеличилось на 60%. В том числе, количество взрывов от огня с применением РСЗО составило 3930 против 1595 на позапрошлой неделе, что составляет рост на 145%.

Подготовку к перемирию усложнила гибель 31 марта в Мариуполе в результате подрыва автомобиля заместителя начальника контрразведки СБУ в Донецкой области Александра Хараберюша. Украинская сторона назвала происшествие террористическим актом, который был осуществлен диверсионно-разведывательной группой из ДНР.

После заключения соглашений о прекращении огня в рамках Контактной группы стороны заявили о своей готовности выполнять договоренности. Обращает на себя внимание, что, в то время как республики выражали скепсис в отношении устойчивости перемирия по причине заинтересованности Киева в поддержании напряжения на линии соприкосновения, украинские силовики говорили о своей готовности нарушить режим прекращения огня.

30 марта президент Порошенко дал поручение Генеральному штабу и министерству обороны о прекращении огня в зоне АТО с 1 апреля. Министр обороны Украины Степан Полторак проинформировал о готовности ВСУ к перемирию. «Пришло время, когда надо выполнять обязательства, в том числе и Минские обязательства, которые были достигнуты несколько лет назад, потому что каждый раз, когда мы договаривались, увы, этого не происходило», - сказал он. Вместе с тем, он предупредил, что «если будет угроза позициям наших военных», украинская армия не будет соблюдать перемирие. Слова министра можно трактовать и как признание, что ВСУ нарушают обязательства по перемирию не в рамках ответных действий на огонь ополченцев, а чтобы сохранить тактическое преимущество в позиционной войне на отдельных участках фронта в «нейтральной зоне».

31 марта председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин заявил о готовности республики к прекращению огня. «Мы со своей стороны готовы, и делаем все необходимое для того, чтобы режим прекращения огня был реализован. Чтобы он был распространен на как можно более длительный срок. Но здесь многое зависит от Украины. Петр Порошенко отдал соответствующее распоряжение, что на какой-то период будет реализовано», - сказал Пушилин. При этом, по мнению спикера, долгосрочное перемирие возможно только после разведения сил и средств от линии соприкосновения. Со своей стороны, глава ЛНР Игорь Плотницкий подтвердил, что республика выполнит все договоренности. Он также выразил скепсис относительно долговременности прекращения огня. «Они потеряли договороспособность, они подтвердили, что они не умеют договариваться, они не могут договариваться, они не держат своих слов. Но мы в очередной раз свое слово сдержим, и огонь будет прекращен», - заверил глава ЛНР. В этот же день заместитель командующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин сделал заявление о неспособности украинской армии в настоящий момент проводить полномасштабные боевые действия. «На сегодняшний день обстановка в украинской армии складывается так, что ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе она не способна будет вести полномасштабные боевые действия», - сказал он. Басурин сослался на некомплект личного состава ВСУ в зоне АТО, случаи дезертирства и нарушения норма безопасности в местах хранения боеприпасов.

В итоге режим прекращения огня не был установлен. 1 апреля Украина заявила о более чем 20-ти случаях нарушения режима тишины. В ДНР сообщили о том, что ВСУ только на донецком направлении нарушали перемирие более 35 раз.

 

Гуманитарные вопросы

Накануне встречи Контактной группы украинская сторона сообщила об отказе «нескольких сотен» удерживаемых на Украине лиц возвращаться на территорию республик в результате обмена на украинских пленных. 26 марта представитель Украины в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко заявила, что Мониторинговая миссия Верховного комиссара ООН по правам человека должна заняться верификацией этих случаев. Республики поддерживают участие международной организации в процессе обмена пленными. Они также заявляют о лицах, которые не намерены возвращаться на украинскую территорию после обмена. В рамках гуманитарной подгруппы Контактной группы Киев и ДНР-ЛНР должны согласовать точный механизм, как миссия Верховного комиссара ООН будет фиксировать отказников с обеих сторон.

Геращенко также уточнила данные о количестве пленных и пропавших без вести. По ее словам, в республиках удерживаются 118 человек, а 418 человек считаются пропавшими без вести. На позапрошлой неделе советник главы СБУ Юрий Тандит говорил о 416 пропавших без вести.

30 марта первый заместитель руководителя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг обнародовал обновленные данные о жертвах среди мирного населения за 2017 год. С начала года в результате конфликта в Донбассе пострадали 116 гражданских лиц, из них 21 погиб и 95 ранено. Хуг подчеркнул, что причиной жертв среди мирных граждан являются неотведенные тяжелые вооружения.

 

Экономические вопросы

Киев пытается убедить своих международных партнеров в правильности решения о прекращении грузоперевозок через линию соприкосновения.

Блокада Донбасса, организованная бывшими участниками АТО, была осуждена всеми западными партнерами Киева, которые требовали от украинской стороны предпринять конкретные шаги против активистов. Решение СНБО о прекращении грузоперевозок с Донецком и Луганском также не получило поддержку Запада. Реакция варьировалась от сожаления и обеспокоенности до осторожной критики. Украинская дипломатия начала кампанию по разъяснению своих действий.

28 марта состоялась встреча президента Порошенко с послами стран «Большой семерки» и Европейского Союза. По итогам встречи украинская сторона сообщила о нахождении понимания по поводу введения запрета на перемещение грузов. «Была подчеркнута важность недопущения ухудшения гуманитарной ситуации по обе стороны линии разграничения и договорились о принятии совместных мер для минимизации негативных последствий от ограничений перемещения товаров для гражданского населения», - говорится в сообщении пресс-службы президента Украины. Информация о достигнутом взаимопонимании исходила исключительно от украинской стороны. Ни один из послов не стал комментировать тему блокады после встречи в позитивном для Киева ключе. Также обращает внимание то, что речь не идет о поддержке действий украинских властей со стороны европейцев.

Между тем Кремль подверг жесткой критике политику украинских властей. 28 марта в ответ на сообщения о блокаде российских магазинов пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал Украину «страной с нулевой инвестиционной надежностью». По мнению чиновника, в данный момент Киев не может обеспечить интересы зарубежных инвесторов и иностранных компаний, в том числе российских. Песков предупредил, что Россия будет принимать зеркальные меры в ответ на враждебные действия украинских властей в отношении российского бизнеса. В это же день Совет Федерации в ответ на санкции против российских платежных систем принял закон, который вводит запрет на денежные переводы из России на Украину через международные платежные системы. Переводы денег на Украину без открытия счета теперь возможны только через операторов, которые прямо или косвенно контролируются Российской Федерацией.

На неделе в пользу России закончился первый этап спора о возврате Украиной кредита в 3 миллиарда долларов, который был предоставлен Москвой в период президентства Виктора Януковича. 29 марта Высокий Суд Лондона принял решение, обязывающее выплатить долг и проценты по нему. Одновременно суд разрешил украинской стороны подать на апелляцию и на время обжалования заморозил решение о выплате. Окончательное решение ожидается в течение нескольких месяцев.

 

Позиция республик

Власти республик предпринимают шаги по реализации гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса. Программа направлена на «сохранение и восстановление культурных, профессиональных, социальных связей». В данный момент она имеет две составляющие – социальную и экологическую. Социальный блок предполагает оказание конкретной помощи жителям подконтрольной Киеву части Донбасса. В рамках экологического блока предполагается налаживание совместного мониторинга объектов инфраструктуры на украинской части Донбасса, которые представляют потенциальную опасность для всего региона. Украинская сторона пока не дала ответа на гуманитарные инициативы республик.

29 марта по распоряжению главы ДНР Александра Захарченко была создана Совместная инспекция по мониторингу и контролю состояния безопасности предприятий и объектов, находящихся на территории, подконтрольной Украине. В этот же день аналогичная инспекция была создана решением Совета министров ЛНР. Так, в ДНР в состав инспекции вошли представители МЧС, Минуглеэнерго, Минстроя, Минпромторга, Госкомитетов горного и технического надзора, по экологической политике и природным ресурсам, Республиканского центра санитарно-эпидемиологического надзора, КП «Компания «Вода Донбасса», Донецкого национального технического университета, Федерации профсоюзов и общественных организаций и движений. Участники инспекции также утвердили регламенты своей работы. Основная задача инспекций – «оценка состояния предприятий и объектов Донбасса, расположенных на территории, временно находящейся под контролем Украины, их негативного воздействия на население и территории».

 

Позиция Украины

Украинская сторона акцентирует внимание на параллелях между Донбассом и Приднестровьем. Тем самым украинские власти готовят общественное мнение к заморозке конфликта, а также хотят избежать ответственности за разрушение минского процесса, переложив вину на Россию. Кроме того, Киев указывает на невозможность достижения устойчивого перемирия на линии соприкосновения, чтобы сбросить с себя обязательства по политическому урегулированию конфликта.

27 марта курирующий минский процесс заместитель главы Администрации президента Украины Константин Елисеев назвал происходящее в Донбассе «ползущим превращением ситуации в приднестровский сценарий». Он также допустил, что республики могут провести по собственным законам местные выборы, от которых Россия отмежуется, но будет де-факто их поддерживать. При этом чиновник выразил уверенность, что устойчивого прекращения огня добиться не получится, поскольку Россия и республики заинтересованы в перманентной эскалации на линии соприкосновения. По мнению Елисеева, Москва поддерживает «контролируемую нестабильность», чтобы не дать Украине создать положительный фон для активного и успешного проведения реформ». Ответом Киева на это должна стать мобилизация «глобальной проукраинской коалиции». 31 апреля президент Порошенко также выразил уверенность, что «война и российская военная угроза» сохранятся на длительную перспективу.

 

Позиция основных участников

Россия осудила инициативы украинских властей по ограничению использования русского языка. Напомним, в феврале спикер Верховной Рады Андрей Парубий предложил законопроект, в соответствии с которым заседания в парламенте, его комитетов и комиссий должны вестись исключительно на украинском языке. Также в Верховную Раду был внесен проект закона о государственном языке, который радикально сужает пространство употребления русского языка на Украине, а 16 марта депутаты проголосовали в первом чтении за законопроект об увеличении доли украинского языка на телеканалах. 30 марта российский МИД прокомментировал последние языковые инициативы украинских властей. Представитель МИД РФ Мария Захарова обвинила Киев в «языковом геноциде» на государственном уровне в отношении русскоязычного населения. «Официальные власти продолжают линию на тотальную дерусификацию и насильственную украинизацию страны. Вслед за абсолютно одиозными законами, которые лишили русскоязычное население в Украине права на получение объективной информации на родном для них языке, киевские власти намерены фактически легализовать запрет и на сам русский язык», - заявила представитель МИД РФ. Дипломат подчеркнула, что одобрение законопроекта о государственном языке «означает фактическую легализацию насильственной украинизации страны, узаконенную борьбу не только с русским языком и культурой, но и с языками иных этнических групп, проживающих в Украине». По мнению российского дипломатического ведомства, под видом защиты украинского языка Киев фактически занимается борьбой с инакомыслием. Захарова призвала провести экспертную работу для того, чтобы выяснить, «кто такой украинский народ, и в чем его настоящие исконные интересы, из кого он состоит, как обеспечить права всех категорий населения», с привлечением международных экспертов и предотвратить таким образом «абсолютный идеологический коллапс» украинского государства.

Страны НАТО не высказывают готовности менять свое понимание конфликта в Донбассе. Разрыв в понимании характера противостояния на востоке Украины между Россией и Западом приводит к разногласиям относительно имплементации договоренностей по его прекращению. Следует признать, что перспектива нахождения общих точек соприкосновения и сближения в отношении конфликта в Донбассе в настоящий момент не просматривается. Следовательно, реализация Минских соглашений, прежде всего в политической части, будет находиться в тупике.

31 марта в Брюсселе состоялась встреча глав МИД стран-членов НАТО, а также заседание комиссии Украина-НАТО, которые вновь обозначили различия в понимании Россией и Западом событий в зоне конфликта и чувствительные темы, который могут еще больше ухудшить отношения между Москвой и военным блоком. Альянс подтвердил свою солидарность с Украиной и непризнание российского суверенитета над Крымом. Киеву были обещаны меры политической и практической поддержки, в том числе в сфере киберзащиты, реформирования систем командования и управления, медицинской реабилитации. Вместе с тем в НАТО признали ухудшение ситуации с безопасностью в Донбассе и призвали обеспечить полный доступ наблюдателей ко всей зоне конфликта. Альянс выразил обеспокоенность «ограниченным прогрессом» в имплементации Минских соглашений. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал всех подписантов мирных договоренностей в полной мере придерживаться свои обязательств, при этом особо призвав Россию «использовать ее значительное влияние на ее боевиков, чтобы выполнять свои обязательства в полной мере».

Ранее, 30 марта на уровне послов состоялось первое в этом году заседание Совета Россия-НАТО. По итогам участники констатировали «отчетливые разногласия в отношении кризиса в Украине и вокруг него». Накануне мероприятий альянса, 28 марта, командующий сил НАТО в Европе Кертис Скапаротти призвал предоставить Украине современное летальное оборонительное оружие. «В плане вооружения, я лично считаю, что мы должны рассмотреть смертоносное оборонительное оружие для Украины. Они воюют против смертоносного сильного противника, который на самом деле является российскими ставленниками, и россияне им предоставляют некоторое новейшее военное оборудование», - сказал он на слушаниях в Сенате США. Решение о предоставлении летального оружия Киеву еще не принято администрацией США, несмотря на разрешение со стороны Конгресса и выделение на это средств. Однако ожидание того, что такое решение рано или поздно будет принято, не способствует тому, чтобы украинская сторона занимала компромиссную позицию. Киев активно лоббирует усиление своего военного потенциала, и в этой связи не видит стимулов для следования в направлении политического урегулирования конфликта.

Со своей стороны, в контексте подготовки к визиту госсекретаря США в Москву российское руководство заявляет о своей заинтересованности в налаживании сотрудничества с различными американскими ведомствами. Главной темой в повестке двух стран остается борьба с терроризмом. Кремль призывает новую администрацию не ограничивать взаимодействие только по линии Госдепа. Для эффективного противодействия угрозе терроризма необходимо тесное взаимодействие между российскими и американскими силовыми ведомствами. Так, в ходе Арктического форума президент Путин сообщил, что тема борьбы с терроризмом станет одной из главных во время визита Тиллерсона в Москву. При этом глава государства подчеркнул, что «нам нужно взаимодействие не только с госдепартаментом, нам нужно взаимодействие с ЦРУ, нужно взаимодействие с Пентагоном». В Москве исходят из того, что налаживание такой межведомственной работы двух стран в рамках борьбы с терроризмом может привести к росту доверия и взаимопонимания и по другим вопросам.

фото: ДАН

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы