ENG

28 ноября – 4 декабря: Неопределенное Послание

Еженедельный анализ политической повестки

По итогам недели основные показатели популярности власти вернулись к позитивной динамике. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», электоральный рейтинг президента Путина вырос на два пункта и составил 65% – максимальное значение с июня. Улучшились и оценки деятельности правительства Дмитрия Медведева. 45% респондентов считает, что премьер-министр работает на своем посту «хорошо» (на 2% выше, чем на прошлой неделе), а 37% – что «плохо» (на 2% ниже, чем на прошлой неделе).

Уровень поддержки «Единой России» также возвратился к цифрам начала ноября. Электоральный рейтинг партии власти достиг 49% – на 2% выше, чем на прошлой неделе. Однако популярность ЕР все еще ниже пикового значения в 2016 году (51%), которое было зафиксировано в начале января. Небольшой рост рейтингов власти (в пределах статистической погрешности) можно списать на возвращение к норме после кратковременного шока в связи с арестом бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева.

Ряд опубликованных на неделе социологических опросов показывают, что в обществе постепенно формируется запрос на пересмотр приоритетов в повестке власти.

Большинство россиян считают, что власть должна меньше времени уделять внешней политике и больше – внутренним проблемам. Об этом говорят возрастающее желание восстановить отношения с Западом и высокие ожидания относительно улучшения российско-американских отношений. Согласно данным «Левада-центра», в ноябре 71% респондентов заявили о необходимости расширения политических, культурных и экономических связей с западными государствами – на 21% больше, чем в июле 2015 года. Эта цифра близка к историческому максимуму (76%), который был отмечен в марте 2000 года в начале первого президентского срока Путина. Негативное отношение к ЕС и США также демонстрирует тенденцию к снижению. «В основном плохо» и «плохо» к ЕС и США относятся 54% и 56% соответственно, в то время как в январе эти показатели находились в пределах 68% и 65%. Кроме того, более половины опрошенных надеются на позитивное развитие отношений России и США при Дональде Трампе.

На этом фоне происходит и падение интереса к событиям на Украине. Только 29% россиян следят за происходящим на Украине очень внимательно (в сентябре таких было 35%). 72% имеют слабый интерес, либо вовсе не имеют никакого интереса. В целом интерес к событиям в соседнем государстве практически возвратился к докрымским показателям конца 2013 года (25% и 75% соответственно).

Рациональным ответом на эти запросы и ожидания, в случае их дальнейшего укрепления, должны были бы стать: новая программа власти в экономике и в социальной сфере, изменение стратегии взаимодействия с гражданским обществом, а также адаптация курса во внутренней политике к меняющимся условиям. Не исключено, что зафиксировать эти изменения в повестке можно будет уже в ходе следующей фазы президентской кампании 2018 года, которая по факту постепенно набирает силу после парламентских выборов.

В этой связи, как и в прошлые годы, большие ожидания связывались с ежегодным Посланием президента Федеральному Собранию, которое стало центральным событием недели во внутренней политике. Среди других событий можно выделить назначение нового министра экономического развития, выплескивание в публичное поле растущего недовольства депутатов Государственной Думы дисциплинарной политикой спикера Вячеслава Володина, готовящиеся перемены во внутриполитическом блоке Кремля, а также пока еще слабые проявления борьбы в либеральном лагере за право быть единым кандидатом на президентских выборах.

Послание президента оставило открытыми вопросы как об участии президента Путина в выборах главы государства 2018 года, так и о повестке власти на новую шестилетку. В тексте Послания глава государства ни разу не упомянул президентские выборы 2018 года. Внутренняя политика как таковая осталась на периферии внимания Путина. Президент лишь скупо отметил повышение роста и авторитет законодательной власти после парламентских выборов, а также подтвердил, что курс на развитие политической системы и повышение конкурентоспособности выборов будет продолжаться. На «Единую Россию», как партию конституционного большинства, при этом он возлагает особую ответственность. Общероссийский народный фронт был упомянут один раз. Президент предложил фронтовикам помочь горожанам принять участие в распределении средств, выделенных на благоустройство их городов. Тема майских указов, которые легли в основу повестки президента с 2012 года и до сих пор в аппарате считаются своего рода «мантрой демонстрации лояльности» (без нее не обходится почти ни одно крупное публичное мероприятие по вопросам социально-экономической политики с участием президента), также не была упомянута ни разу.

В целом Послание, как и предыдущие обращения главы государства, не носило характера программного политического манифеста. Повестка власти в 2017 году лишь отчасти будет определяться теми вопросами и задачами, которые обрисовал Путин в этом ежегодном документе. Многие реформы и инициативы, которые наверняка примут резонансный характер, по традиции, остаются за пределами Послания и вводятся в публичную повестку власти в то время, когда она считает это для себя выгодным и необходимым. Власти необходимо сохранять пространство для маневра. Поэтому в обращении Путин дал общий обзор основных блоков текущей российской политики и определил по ним точечные задачи, некоторые из которых носили довольно абстрактный характер, хотя были и вполне конкретные цели.

В соответствии с интерпретацией, предложенной Кремлем после оглашения Послания, его главный смысл состоял в примирении и в объединении общества перед рядом вызовов. Общая тональность обращения была действительно выражена в спокойном, призывающем к диалогу стиле, без акцентов на «врагов» и экзистенциальные угрозы. В качестве позитивного момента Путин отметил объединение страны на базе патриотических ценностей и о царящей в обществе уверенности в неизбежном преодолении всех трудностей. Говоря о приближающемся столетии революции 1917 года, глава государства сказал, что «уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь». Очевидно, что власть пока не до конца определилась, что же делать с предстоящими юбилеями двух революций – февраля и октября. Часть ближнего круга президента настаивает на подготовке и подписании специального указа для придания им какого-то статуса на государственном уровне. Однако им пока не удается убедить критиков, которые резонно замечают, что в нынешнем виде данные документы будут бессодержательными, а излишнее акцентирование на истории революции может неоднозначно влиять на подготовку к предвыборной кампании.

Президент также осудил попытки давления на представителей культуры со стороны чиновников и радикальных сторонников власти. Глава государства говорил о необходимости защиты свободной мысли и открытого высказывания позиции в обществе, подчеркнув при этом неприемлемость вандализма, нарушения закона и агрессивной реакции в дискуссии. Этот месседж получил развитие на следующий день, на совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку. Путин заявил, что «любые хулиганские выходки, попытки сорвать спектакль, выставку абсолютно недопустимы и должны пресекаться по всей строгости закона» и отметил, что считает «принцип свободы творчества абсолютно незыблемым». Таким образом можно будет считать, что первый сигнал для ограничения действий целого ряда так называемых «патриотических экстремистов» уже дан. Насколько реальными будут эти ограничения, покажет практика ближайших месяцев.

Наибольшее внимание в Послании было уделено экономике, образованию, медицине и НКО. Самой громкой инициативой стало объявление налоговой реформы, которая должна начаться с 1 января 2019 года. Законодательная база для нее также будет принята после президентских выборов 2018 года. Наиболее вероятно, что результатом реформы станет отмена плоской шкалы подоходного налога, переход к которой был осуществлен в первый срок Путина, и возвращение к прогрессивной шкале 90-х, которая может ударить не только по сверхбогатым и богатым, но и по верхнему слою среднего класса. В то же время эта новация, рискованная с точки зрения вероятного роста случаев ухода от налогов, как ожидается, вызовет большую поддержку среди большинства населения и придаст дополнительный импульс поддержки власти. В Послании президент рассказал и о подписании указа о Стратегии научно-технического развития, которая была создана при активном участии Центра стратегических разработок Алексея Кудрина. В сфере образования Путин выразил поддержку контрреформам, которые проводит новый министр Ольга Васильева, тем самым сделав шаг навстречу одной из самых важных групп поддержки власти. Как и новый министр, президент дал понять, что не считает образование услугой. По его словам, система образования должна ориентироваться на воспитание.

Послание оглашалось менее чем за полтора года до президентских выборов, запланированных на март 2018 года. Следующее Послание, по всей видимости, будет оглашено в конце 2017 года – когда уже стартует процесс выдвижения кандидатов в президенты. Путин в своем стиле затягивает интригу приближающейся избирательной кампании. Можно допустить, что власть сейчас уделяет большое внимание открывающимся перспективам налаживания отношений с Западом, и с США в частности, в 2017 году и поэтому максимально удерживает элиты в состоянии неопределенности относительно своих планов на ближайшее будущее. В том случае, если эти отношения действительно серьезно улучшатся, от Кремля потребуется вносить коррективы в свою информационную политику и в предвыборную стратегию. Напротив, провал попыток диалога с Западом потребует у власти поиска ответа (в том числе и в контексте избирательной кампании) на тот запрос по смягчению курса и началу разрядки во внешней политике, который формируется в обществе.

В ближайшие дни можно будет убедиться в том, насколько послание повлияет на расклад сил внутри аппарата. Традиционно важным считается не только сам текст послания, но и перечень поручений президента по его итогам, а также внутренние поручения в АП и правительстве. В данных документах особое внимание привлекает распределение ответственных за самые ресурсоемкие направлениями. Речь также идет о количестве и качестве поручений для главы Администрации Президента, председателя правительства и профильных чиновников.

За день до оглашения Послания президент Владимир Путин назначил министром экономического развития Максима Орешкина, бывшего до этого заместителем министра финансов. Новый министр подтверждает ставку на омоложение кадров – он стал самым молодым в российском правительстве (34 года). Интересно, что у него довольно большой опыт работы вне аппарата. До работы в исполнительной власти он трудился в «Росбанке», «ВТБ-Капитале» и в Центробанке. В основном он занимался аналитикой и макроэкономическими прогнозам и считается одним из лучших специалистов в своей сфере. Вместе с тем, наблюдатели отмечают, что, как аналитик, в банковской сфере он не занимался зарабатыванием денег для своих работодателей и что он имеет слишком короткий и неразнообразный управленческий опыт для того, чтобы претендовать на пост федерального министра. Тем не менее либерал-технократы во власти позитивно оценили назначение. Кудрин отметил, что это «хорошее решение», и выразил уверенность, что Орешкин «справится». Бывший начальник нового министра, глава Минфина Антон Силуанов охарактеризовал его как «классного макроэкономиста» и «суперквалифицированного специалиста».

Орешкин не был фаворитом в неформальном конкурсе на пост главы Минэка. В качестве основного претендента рассматривался заместитель главы аппарата правительства Максим Акимов. В «нулевые» он занимал пост министра экономического развития одного из самых успешных российских регионов по привлечению иностранных инвестиций – Калужской области. В аппарат правительства Акимов пришел в мае 2012 года работать вместе с тогдашним руководителем Владиславом Сурковым. Затем он продолжил успешно строить карьеру при преемнике Суркова Сергее Приходько. Акимов курирует исполнение поручений по широкому кругу вопросов: экономика, финансы, госимущество, таможня, энергетика, инвестиции, промышленность, транспорт и связь. Его кандидатуру сначала активно поддерживал курирующий финансово-экономический блок в правительстве вице-премьер Игорь Шувалов, который отвечает за подбор кандидатов на эту должность.

Однако назначение не состоялось. Шувалов решил придержать Акимова до президентских выборов и предложить в качестве кандидата на пост главы Минэка Орешкина. Смысл этого кадрового хода состоял в том, чтобы, во-первых, не рисковать карьерными перспективами Акимова до отставки правительства перед новым президентом в 2018 году (поскольку Путин, скорее всего, склонен рассматривать все последние назначения в правительство как кратковременные), а во-вторых, чтобы, выбрав менее опытного и более управляемого Орешкина, который к тому же работал замом Силуанова, быстро погасить все конфликты между Минфином и Минэкомом.

Министерства в последнее время давали несовместимые прогнозы состояния российской экономики и мировой конъюнктуры, и соответственно, предлагали различные стратегии финансово-экономической политики. Так, скандальный характер среди бюрократии получил прогноз Минэкономразвития о том, что Россию ждет 20 лет застоя. Эти споры создавали впечатление неспособности правительства прийти к единому мнению в трудный для экономики период, что вызывало негативную реакцию со стороны президента Путина. В том числе по этой причине Шувалову не нужен был на этой должности тяжеловес с определенной идеологией, который мог бы только укрепить существующие противоречия. Таким образом, Акимов имеет шансы возглавить министерство экономического развития в новом правительстве или получить другое значительное повышении после президентских выборов. Что касается Орешкина, то у него также есть карт-бланш проявить себя и побороться за место в следующем кабинете министров.

В политическом смысле назначение Орешкина вписывается в число кадровых решений Кремля последнего времени. На руководящие посты в исполнительной власти приходят сравнительно молодые менеджеры-технократы, которые долгое время находились в тени. Они не ассоциированы напрямую ни с какими конкурирующими группировками в правительстве или в Администрации президента, и ориентируются прежде всего на аппаратные, а не политические правила. В этом смысле за ними часто не стоит никаких мощных ресурсов – экономических, организационных или клановых. Их ценность состоит в их абсолютной лояльности президенту и тем, кого он определил в качестве их непосредственных начальников, а также в исполнительности, компетентности и готовности вписываться в существующие административные расклады вне зависимости от собственных взглядов и предпочтений, не вступая в борьбу за их изменение.

Недовольство депутатов Госдумы методами дисциплинарной политики Вячеслава Володина нарастает и становится все более отрытым. В СМИ начали появляться публикации о сильной антипатии депутатов нижней палаты к тем порядкам, который установил новый председатель парламента. Среди парламентариев формируется группа фрондеров, которая готовится оспорить регламент и ищет поддержки со стороны Администрации президента и своих покровителей в правительстве и в элитах. Наибольшее недовольство стилем работы Володина испытывают одномандатники и представители национальных республик.

Причиной недовольства является регламент, который был изменен по требованию спикера. Большое неудобство депутатам доставляет прекращение совмещения региональной недели с неделей работы в комитетах в календаре парламентской сессии. В результате парламентарии имели большую свободу действий. Представители отдаленных от Москвы регионов могли проводить больше времени в своих субъектах и, соответственно, больше общаться с избирателями. После введения трех пленарных недель и обязательного посещения заседаний депутаты стали меньше ездить на мероприятия по своему профилю в других регионах. У них стало меньше времени на контакты с членами правительства, региональными чиновниками и с профессионалами по их направлениям. Оборотной стороной борьбы с прогульщиками стало развитие системы доносительства, которую координирует аппарат Госдумы. В парламенте сформировалась практика, когда аппарат работает не для удобства депутатов, а превратился в инструмент репрессивного и бюрократического контроля над ними. Депутаты чувствуют, что с ними обращаются не как с избранными народными представителями, а как с бесправными чиновниками, судьбой которых распоряжается спикер и подчиняющийся ему аппарат.

Ужесточение дисциплины стало причиной начала исхода парламентариев из нижней палаты. Так, стало известно, что депутат Госдумы от «Единой России», партнер близкого к президенту Путину бизнесмена Аркадия Ротенберга Александр Скоробогатько, входящий в список Forbes, складывает свой мандат. Скоробогатько работал в Думе четвертый созыв. Возможность отказаться от мандата рассматривают и другие депутаты, среди которых есть и несколько известных фигур. Уход из Думы таких ресурсных персоналий ослабляет возможности тех партий, от которых они выдвигались, а также политический вес самого руководства парламента, которое теперь не может похвастать тем, что среди его «подчиненных» есть столь важные и известные персоны.

Дисциплинарная политика Володина преследует двоякую цель. Во-первых, повышение авторитета Госдумы, а во-вторых, доказательство Кремлю того, что новый спикер может самостоятельно и жестко управлять парламентом. Последнее спикеру пока удается. Он превратился в своеобразного «начальника» депутатов. Однако вызывает большие сомнения, что ужесточение дисциплины позитивно сказывается на интересе к работе парламента и на его авторитете. Повысить авторитет Думы сможет только реальное (а не декларативное) усиление ее самостоятельности в инициировании и в принятии законодательных решений, а также появление настоящей конкуренции внутри самой нижней палаты. В данный момент можно констатировать, что каких-либо признаков этих процессов не наблюдается. Более того, при нынешнем составе парламента это, скорее всего, невозможно. Наконец, следует признать, что итогом этой политики также является повышение рисков открытой фронды части депутатов против действующего руководства Госдумы.

Первый заместитель главы Администрации президента Сергей Кириенко подвергает постепенной ревизии наследие своего предшественника. После оглашения Послания Кириенко провел первый брифинг для журналистов. В результате в пятницу СМИ синхронно вышли со статьями, посвященными готовящимся переменам в Управлении по внутренней политике. Сообщения распространялись, в первую очередь, интернет-СМИ и новостными агрегаторами, что говорит об установлении контроля новой командой над медийными инструментами, которые она должна курировать согласно практике распределения обязанностей. Необходимо также отметить, что изменение структуры Администрации президента и сокращение в нем количества подразделений, о котором писали СМИ на позапрошлой неделе, похоже, было специальным сигналом для отвлечения внимания. В ближайшее время перестановки затронут только внутриполитический блок Кремля.

Новый глава внутриполитического блока Кремля, вероятно, действительно решил пересмотреть схему работы, которая была выстроена его предшественником Володиным. Согласно утечкам, в декабре в УВП появится специальный куратор выборов в должности заместителя начальника управления. Департамент, отвечающий за выборы, сейчас возглавляет социолог Евгений Михайленко, который до прихода на Старую площадь долгое время работал в ЦИК «Единой России». При этом будет ликвидирована позиция заместителя, который отвечает за региональную политику. Ее занимал Игорь Дивейкин, который ушел работать в аппарат Госдумы управляющим делами. СМИ называли его бывшим охранником Володина. Кураторство регионов перейдет в зону ответственности самого руководителя УВП Андрея Ярина, который таким способом сможет резко повысить свой аппаратный вес. Однако следует отметить, что это решение может привести к росту слухов о создании отдельного территориального управления в будущем.

Одновременно СМИ сообщили, что куратор внутренней политики разрабатывает новые критерии оценки деятельности губернаторов. Главными критериями будут экономическое положение и уровень доверия населения. В конце 2016-начале 2017 года, по итогам этой работы, президенту Путину планируется представить списки губернаторов с рекомендацией об отставке.

Объявленные новации связаны прежде всего с началом подготовки команды Кириенко к Единому дню голосования 2017 года, который пройдет 10 сентября. В этот день состоятся 15 выборов глав субъектов и 6 выборов в заксобрания, а также дополнительные выборы в Госдуму в Кингисеппском одномандатном избирательном округе, где будет решаться судьба мандата, от которого отказался перешедший в СВР Сергей Нарышкин. Важными для Кремля являются и результаты муниципальных выборов в Москве, на которых оппозиция может попытаться взять символический реванш за провал на парламентской кампании. Не исключено, что количество выборов увеличится в связи с новыми отставками губернаторов. В этой связи Кириенко необходимо выстроить работающую систему подготовки к избирательной кампании, распределить зоны ответственности и начать подбор кадров. Также губернаторы получают сигнал о том, с кем им необходимо выстраивать диалог. Можно предположить, что создание непубличного рейтинга губернаторов, основанного на прозрачных критериях оценки и подходах, заимствованных из бизнеса, и уход от политизированных рейтингов периода Володина, которые были, скорее, инструментом персонального давления и сведения счетов, будет способствовать выстраиванию более конструктивных отношений между федеральным центром и руководством регионов.

Григорий Явлинский пытается поддержать конкурентоспособность своей кандидатуры среди либералов на президентских выборах. На конференции Российской ассоциации политической науки был представлен социологический опрос, в котором лидер «Яблока» занял третье место среди вероятных кандидатов в президенты после Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Явлинский обошел Алексея Навального (18,8% и 13,2%) и лидеров парламентских оппозиционных партий. Опрос проводила кафедра социологии и психологии политики МГУ в четырех регионах, включая Москву. Сайт «Яблока» начала тиражировать данные этого исследования, напоминая о том, что Явлинский планирует участвовать в президентских выборах 2018 года. Очевидно, что этот опрос следует признать формирующим общественное мнение и проведенным исключительно в интересах лидера «Яблока».

После провала «Яблока» на парламентских выборах, которые рассматривались в партии как первый этап президентской кампании, и появления возможности участия Навального в выборах 2018 года Явлинский испытывает острый дефицит аргументов в пользу своей состоятельности как кандидата. Одновременно власть стоит перед следующей дилеммой. Если Навальный будет участвовать в президентской гонке, Кремлю выгодно расколоть либералов и обеспечить участие в кампании Явлинского. С другой стороны, если лидер «Яблока» вновь громко провалится и наберет существенно меньше голосов, чем Навальный или другой потенциальный кандидат от либералов, Явлинский окажется не только полностью бесполезен для власти в последующих раскладах, но и встанет вопрос о лидерстве в старейшей либеральной партии и об ее возможной трансформации. Также очевидно, что Явлинский, в случае своего участия как единственного представителя либералов, не сможет привести на избирательные участки даже своего избирателя в достаточном количестве, что не поможет власти решить проблему явки.

Вероятными кандидатами от либералов пока называются только Явлинский и Навальный. Однако оба они, хотя и по разным причинам, неприемлемы для власти. Поэтому можно ожидать, что в следующем году появится новая фигура, которая должна объединять либеральный электорат в крупных городах, и при этом пользоваться негласной поддержкой власти в информационном поле и в административном ресурсе. Интрига вокруг участия либералов в президентских выборах будет, скорее всего, нарастать, учитывая намерения Кириенко вступить в диалог с лидерами общественного мнения этой, пусть сравнительно малочисленной, но высоко политизированной группы избирателей.

Фото: пресс-служба президента РФ

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы