ENG

29 августа – 4 сентября: Неустойчивая инерция

Еженедельный анализ политической повестки

В информационном поле продолжают усиливаться темы, связанные с парламентской кампанией. Лишь в конце недели внимание СМИ переключилось на визит президента Путина во Владивосток и его участие в саммите G20 в китайском Ханчжоу. Вторая неделя агитации в СМИ, снятие списка «Яблока» с выборов в горсовет Петрозаводска, обсуждение возможных путей покрытия дефицита бюджета и очередная порция слухов о кадровых перестановках стали главными темами недели во внутренней политике. При этом значительная часть резонансных событий и острых общественных дискуссий оказывается вне контуров избирательной кампании.

Первые рейтинги, учитывающие телевизионную агитацию, показывают падение поддержки «Единой России». Согласно исследованию «Левада-центра», за партию власти готовы проголосовать 31% от всех опрошенных и 50% от тех респондентов, кто готов прийти на избирательные участки и определился с выбором. В июле эти значения составляли 39% и 57% соответственно. ВЦИОМ и Фонд «Общественное мнение» также отмечают падение электорального рейтинга единороссов. По данным ВЦИОМ, после первой недели агитации количество респондентов, готовых проголосовать за партию, сократилось на 2,1% – до 41,2%. Согласно опросу ФОМ, снижение поддержки «Единой России» находится в пределах статистической погрешности. По данным поллстера, рейтинг ЕР потерял всего 1% и находится на отметке в 44%.

Электоральные рейтинги ЛДПР и КПРФ колеблются возле отметки в 10%. По данным Левада-центра, за либерал-демократов готовы проголосовать 9% от всех респондентов и 14% от определившихся. Аналогичные показатели для КПРФ составляют 10% и 15%. При этом, по данным ВЦИОМ и ФОМ, ЛДПР –единственная из парламентских партий, которой удалось улучшить свои показатели за первую неделю агитации. Согласно опросу ВЦИОМ, рейтинг ЛДПР вырос до 12,2%, в то время как рейтинг коммунистов опустился до 7,7%. Похожие результаты отмечает и исследование ФОМ: за ЛДПР готовы проголосовать 11% респондентов, а за КПРФ – 8%.

Социологические опросы показывают разнонаправленную динамику рейтингов «Справедливой России». Так, ВЦИОМ фиксирует снижение показателей эсеров с 6,6% до близкой к пограничной отметки в 5,4%. «Левада-центр» и ФОМ отмечают рост рейтинга партии Миронова, однако новое значение совпадает с результатами ВЦИОМ и составляет те же самые 5%.

Поддержка непарламентских партий остается в пределах статистической погрешности. По данным ФОМ, по 1% респондентов намерены проголосовать за «Яблоко», «Родину», «Партию пенсионеров» и «Зеленых». Согласно исследованию «Левада-центра», помимо перечисленных партий на поддержку 1% респондентов могут также рассчитывать ПАРНАС и «Коммунисты России». ВЦИОМ отмечает рост рейтинга «Партии пенсионеров» до 1,9%, «Яблока» до 1,3% и «Родины» до 0,9%. При этом, по данным «Левада-центра», среди тех, кто готов голосовать на этих выборах и определился с партией, три малые партии приближаются к пороговой отметке в 3%. Это – ПАРНАС, «Коммунисты России» и «Партия пенсионеров».

В случае с партией Касьянова рост рейтинга может быть связан с высокой активностью Вячеслава Мальцева. Улучшение показателей двух прочих партий может быть следствием роста недовольства социально-экономической ситуацией и снижения доверия к парламентским партиям. Среди электората есть запрос на левую повестку, и часть избирателей, разочарованных в КПРФ и «Справедливой России», отдают предпочтение социально ориентированным «Партии пенсионеров» и «Коммунистам России».

Нужно отметить, что шансы на преодоление 5% барьера у непарламентских партий не увеличились. Однако остается принципиально важным как результат всей этой группы партий в совокупности (из-за числа голосов, которые будут в дальнейшем распределены среди преодолевших барьер), так и то, преодолеет ли кто-либо из них уже 3% барьер, необходимый для получения госфинансирования.

Следующая неделя будет наиболее интересной еще и с точки зрения интерпретации социологических данных – остается всего 8 дней, в течение которых социологи могут публиковать опросы общественного мнения. Соответственно, в конце недели поллстеры опубликуют новые рейтинги, а в понедельник 12 сентября будут объявлены результаты последнего опроса – публикация предвыборных партийных рейтингов после этой даты до завершения голосования запрещена законом. Поэтому можно спрогнозировать, что ближайшие дни СМИ будут обостренно реагировать на любые материалы, связанные с рейтингами и электоральными расчетами. Нельзя исключать, что вброс негативных для партии власти данных по крупным городам может быть вновь использован оппозиционерами как технология делегитимации выборов. Это также следует учитывать и в контексте начала борьбы за интерпретацию результатов голосования – как правило, данная кампания входит в свою решающую стадию в последние две недели перед днем голосования.

Рейтинги исполнительной власти продолжают фиксировать негативный фон для «Единой России». Недовольство работой Дмитрия Медведева на посту премьер-министра растет с начала июня. К концу августа, по данным ФОМ, количество респондентов, положительно оценивающих деятельность Медведева, снизилось до 42%, а рекордные 41% считают, что премьер справляется со своей работой плохо. «Левада-центр» также фиксирует снижение одобрения деятельности премьера c 55% до 48%, а работы правительства – c 51% до 46%. Тенденцию отмечает и ВЦИОМ, по данным которого количество респондентов, негативно оценивающих работу председателя правительства, за неделю выросло почти на 5% – до 38,4%. Рейтинг президента Владимира Путина, в свою очередь, опустился до минимальной с марта 2014 года отметки в 60%. Очевидно, что информационные кампании противников Медведева оказались довольно эффективными.

На второй неделе агитации «Единая Россия» и системная оппозиция сохраняли невысокую активность. Партии исходят из того, что интерес избирателей к политической повестке остается достаточно низким. По данным ФОМ, теледебаты смотрят только 21% респондентов. Согласно исследованию «TNS Россия», рейтинг первых дебатов 22 августа на канале «Россия 1» составил 2,4% в Москве и 2,1% в целом по России. Для сравнения, рейтинг дебатов перед выборами 2011 года составлял около 5% в столице и 4% по стране.

Партия власти планирует набрать темп в процессе агитации в последние две недели перед днем голосования. Однако это вряд ли уже принесет заметный результат – из-за естественной инерции, свойственной организации доведения сигналов до избирателей. Единороссы еще даже не потратили большую часть своего избирательного фонда, сэкономив средства для последних недель агитации. Партия рассчитывает улучшить свои позиции за счет доминирования в телеэфире и привязки к высокому рейтингу Путина. 6 сентября глава государства проведет встречу с единороссами, а кандидаты от «Единой России» во время дебатов акцентируют внимание на том, что ЕР – это партия президента. Если партии власти удастся придать информации о встрече с самым популярным политиком в стране жестко-мобилизационный, а не обычный информационный характер, то часть путинского электората, не симпатизирующая партии власти, может проголосовать за «Единую Россию».

Стратегия финальной мобилизации максимального количества сторонников главы государства – единственная возможность улучшения результата для «Единой России». На фоне падения одобрения деятельности правительства и премьер-министра партии власти необходимо бросить все ресурсы на усиление привязки к Путину. Всего лишь одной встречи президента с партийцами может быть недостаточно для выполнения этой задачи. Показательно, что участие главы государства в предвыборном съезде «Единой России» в конце июня не оказало заметного влияния на показатели партии. Тогда рейтинг ЕР прибавил всего 1%, а затем вновь пошел вниз. От единороссов требовалось последовательное выстраивание образа «партии Путина» по ходу кампании, но этого не было сделано. Время для создания устойчивой ассоциации партии с фигурой президента уже упущено.

Концентрация важнейших событий кампании в последние дни перед выборами понижает ее предсказуемость и управляемость. Технологи партии власти не рассчитывали на реализацию сценария с резкой радикализацией повестки из-за действий «безопасного» ПАРНАСа. В этих условиях у ЕР и прочих парламентских партий может не оказаться необходимых заготовок для удержания информационного поля в случае нарастания градуса риторики со стороны непарламентских конкурентов. Чтобы не уступать в темпе кандидату от ПАРНАС, представители других оппозиционных партий также вынуждены играть на обострение. Причем если КПРФ, «Справедливая Россия» и «Родина» ужесточают критику в адрес правительства и партии власти, то «Яблоко» также начинает тестировать допустимые границы выпадов в адрес президента. При этом участникам дебатов не удается избежать навязываемой Мальцевым повестки разделения на сторонников и противников Путина. Вброшенный ПАРНАС вопрос об импичменте президенту как маркер оппозиционности провоцирует даже КПРФ и ЛДПР на высказывания, явно выходящие за изначально установленные рамки.

Проведение успешной мобилизации на последнем этапе осложняется и отсутствием у единороссов единой смысловой концепции кампании. Делегировав ряд задач регионам, «Единая Россия» оказалась в ситуации, когда местные отделения предпочитают реализовывать лишь локальные задачи по получению контроля над местными заксобраниями и проведению одномандатников, а не работают на общефедеральный результат партии. Сшивка этих кампаний пока не заметна.

Сделав ставку на инерционный сценарий, власть заметно повысила риски чрезмерного снижения явки. По данным Левада-центра, в голосовании 18 сентября планируют принять участие только 48% респондентов. Если на выборы в итоге придет менее 50% избирателей, это поставит под угрозу легитимность всей конструкции, а объяснение итогового большинства партии власти в Госдуме нового созыва окажется крайне проблематичным. Низкая явка также повышает шансы на локальную мобилизацию оппозиционного электората в отдельных одномандатных округах и на получение ПАРНАСом 3% голосов, что будет интерпретироваться как несомненная победа радикалов.

Тем временем появляются новые факты для скептической оценки эффективности и работоспособности идеологемы о «конкурентных, открытых и легитимных» выборах. Снятие списка «Яблока» с выборов в Петрозаводске спровоцировало новую волну обсуждения несоответствия реального хода кампании ее заявленному образу. При этом в центре внимания оказывается не столько ограничение конкуренции, сколько неспособность разрешить все конфликты на предварительном этапе и несоблюдение договоренностей.

В Карелии, где позиции «Яблока» достаточно сильны, партия делала ставку именно на получении мест в горсовете Петрозаводска. Галина Ширшина, наиболее известный кандидат от партии в регионе, не была задействована в парламентской кампании и возглавила список партии на выборах в горсовет. Кроме того, «Яблоко» выставило заведомо слабого одномандатника. Это было воспринято как сделка между партией и властью, подразумевавшая размен большинства в горсовете на отказ от серьезной конкуренции в округе.

Снятие списка партии с выборов после жалобы со стороны «Родины» было воспринято как результат конфликта местных элит. Победа «Яблока» в Петрозаводске означала бы возвращение Ширшиной на должность мэра и ослабление позиций губернатора Александра Худилайнена. Объяснение ситуации конкуренцией региональных групп влияния ставит под вопрос способность власти обеспечить демонстративное признание общественным мнением растиражированных ранее принципов «конкурентности, открытости и легитимности».

Исключение партии Явлинского из борьбы в Петрозаводске вслед за конфликтом вокруг «Партии пенсионеров», снятием ПАРНАС и одномандатников Партии роста в Санкт-Петербурге, «Патриотов России» в Курске, «Яблока» в Курске и Великом Новгороде сужает пространство маневра для интерпретаторов. Разовые отхождения от идеологемы становятся системой, что снижает доверие к озвучиваемым оценкам как хода кампании, так и ее результатов. По мере приближения дня голосования смысловая конструкция, предложенная кураторами внутренней политики, выглядит все менее устойчивой.

Социально-экономическая повестка также продолжает играть против партии власти. За пределами кампании разворачивается борьба за подходы к сокращению бюджетного дефицита, который уже превысил планировавшиеся 3%. Правительство вынуждено обсуждать способы увеличения поступлений, которые могут негативно отразиться на результатах «Единой России». Однако ее влияние на выборы довольно ограничено.

На неделе министерство финансов озвучило предложения по повышению налогов на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов. Несмотря на последовавшие со стороны правительства заверения, что идеи Минфина не получили поддержки, это создает негативный информационный фон для кампании партии власти. Обсуждение возможности повышения налогов в контексте отказа от второго этапа индексации пенсий и заявлений вице-премьера Ольги Голодец о заморозке накопительной части пенсий способствует росту социального пессимизма.

Попытки власти компенсировать дискуссию вокруг непопулярных решений очередным акцентированием внимания на единовременной выплате пенсионерам, индексации пенсий в 2017 году и возможном введении приоритета зарплатных выплат не оказывает должного эффекта. По данным Левада-центра, в августе индекс социальных настроений (ИСН) снизился на четыре пункта – до 77. ИСН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок.

«Единая Россия» пытается компенсировать отсутствие позитивной повестки обещаниями локальных улучшений в конкретных бюджетных учреждениях. Эффективность подобной стратегии вызывает сомнения. Решение местных проблем может сыграть на пользу отдельным кандидатам, однако не в состоянии переломить общий негативный тренд в оценках социально-экономического положения.

На этом фоне в информационное поле была вброшена информация о выделении из бюджета Москвы средств на благоустройство Саратова, Твери и Смоленска. Сообщения направлены против мэра Москвы Сергея Собянина и первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. Володин возглавляет в списке «Единой России» территориальную группу, включающую Саратовскую область. Акцентирование внимания на финансировании предвыборных обещаний первого замглавы АП за счет московского бюджета, видимо, должно спровоцировать обсуждение в регионе «паразитирования» Володина на административных ресурсах. В случае мэра Москвы внимание к оказанию помощи регионам, где выдвигаются первый замглавы АП, руководитель фракции ЕР в Госдуме и секретарь генсовета «Единой России», может повлечь за собой интерпретации о некоей «компенсации» Собяниным за сохранение контроля над московским списком партии.

На неделе получила распространение очередная порция слухов о перестановках во власти после парламентских выборов. Обсуждение кадровой политики Кремля остается одной из центральных тем повестки. Ожидание новых отставок и назначений усиливает аппаратную борьбу и ведет к нарастанию турбулентности среди элит. Конкурирующие игроки вбрасывают в информационное поле очередные варианты возможных перестановок, рассчитывая усилить свои позиции и ослабить оппонентов.

В ряде СМИ вновь было обращено внимание на возможность смены спикера нижней палаты парламента после выборов. Смена председателя Госдумы связывается с переходом Сергея Нарышкина в правительство или Совет Федерации. Слухи могут быть заключительной частью развернувшейся на прошлой неделе кампании о переходе Володина из АП в Госдуму. Дискуссия вокруг смены спикера поддерживается близкими к УВП экспертами и комментаторами, а параллельно с этим продолжается обсуждение усиления политического веса будущего спикера. Так, на неделе через подконтрольный АП ресурс и со ссылкой на «близкого к Кремлю эксперта» была вброшена информация о том, что «ряд полномочий, прежде сосредоточенных в администрации президента, могут быть негласно переданы новому парламенту» и, что «в этом случае особый вес приобретают фигуры спикера Госдумы и его первого зама, которые на практике будут реализовывать новые внутриполитические установки».

Одновременно с этим поддерживается дискуссия о возможных изменениях в кабинете министров. На фоне низких рейтингов правительства обсуждение возможных перестановок позволяет несколько снизить градус критики в адрес власти. Наиболее вероятными кандидатами на выбывание называются министр спорта Виталий Мутко, глава Минкульта Владимир Мединский и министры социального блока правительства. Особо подчеркиваются шаткие позиции вице-премьера по социальной политике Ольги Голодец, озвучивавшей на неделе решение об очередной заморозке пенсионных накоплений. Если на встрече с Путиным 6 сентября «Единой России» удастся озвучить жесткую позицию о необходимости отставки одного из непопулярных министров, это позволит партии заработать дополнительные очки в преддверии голосования. Однако такая отставка может принести явный результат только в случае, если будет заметной. Вряд ли отставка Голодец добавит большое количество голосов партии власти.

В то же время тема увольнения непопулярных министров и отставки правительства традиционно поднимается перед выборами и скорее служит заполнению повестки, нежели отражает реальные перспективы. Обсуждение возможной смены премьер-министра косвенно ослабляет Медведева, однако премьер – должность, зависящая от результатов парламентских выборов в незначительной степени. 

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы