ENG

3-9 апреля. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Встреча помощников лидеров «нормандской четверки» в Минске и эскалация напряжения между Россией и США из-за событий в Сирии определяли повестку урегулирования конфликта в Донбассе на минувшей неделе.

Кризис в имплементации Минских соглашений и систематическое неисполнение решений Контактной группы вынудили «нормандскую четверку» вновь выйти на первый план в мирном процессе. 6 апреля в Минске состоялась встреча помощников, курирующих мирный процесс в Донбассе. Главной темой консультаций стало урегулирование текущих разногласий в рамках составления единой «дорожной карты» по выполнению минских договоренностей.

В то время как украинская сторона по итогам встречи обращала внимание только на сохраняющиеся противоречия, Москва впервые за долгое время сигнализировала о прогрессе в составлении «дорожной карты» на основании принципа параллельности шагов в сфере безопасности и политических шагов. То, что стало предметом компромисса, пока не называется ни Россией, ни Украиной.

Возможно, это станет понятно только после того, как «четверка» представит «дорожную карту» (при условии, что она будет согласована и что будет принято решение раскрыть содержание документа). Однако другим прямым показателем возвращения позитивной динамики в минский процесс станут последующие заседания Контактной группы, те решения, которые будут приняты на них, а также их выполнение сторонами.

Удары США по правительственным силам в Сирии могут оказать серьезное влияние на конфликт в Донбассе, в том числе, при негативном развитии событий, расширив его до международного. Заморозка российско-американских отношений сведет на нет усилия по началу диалога по Донбассу. Прямой конфликт между Москвой и Вашингтоном может превратить Донбасс в одно из полей противостояния двух стран и изменить характер войны в регионе.

Вместе с тем нельзя исключать и варианта, при котором Россия и США используют текущий кризис для начала широкого дипломатического диалога, который затронет не только Сирию, но и Донбасс. Риски возможного конфликта сейчас слишком велики, чтобы лидеры двух стран игнорировали возможности дипломатического решения. Развитие событий зависит от дальнейших шагов Вашингтона и Москвы. В том случае, если стороны будут затягивать с дипломатией и сделают выбор в пользу продолжения эскалации, самые худшие опасения могут стать реальностью.

 

Процесс урегулирования

На фоне очевидного кризиса в работе Контактной группы «нормандская четверка» предприняла шаги по перезагрузке мирного процесса. Главным событием недели стала встреча 6 апреля помощников лидеров России, Германии, Франции и Украины, которые курируют минский процесс и работают над составлением «дорожной карты». Россию представлял помощник президента Владислав Сурков, Украину – заместитель главы Администрации президента Константин Елисеев. По итогам встречи Россия сообщила о прогрессе в составлении «дорожной карты» по имплементации Минских соглашений.

«Четверка» не могла не отреагировать на серию провалов договоренностей, достигнутых на уровне Контактной группы. Так, в этом году, несмотря на заключенные в Минске между сторонами конфликта соглашения, так и не были исполнены три важнейших решения в сфере безопасности – об установлении режима прекращения огня, об отводе тяжелых вооружений вдоль линии соприкосновения и о завершении разведения сил и средств в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина). Неспособность сторон выполнять обязательства в сфере безопасности венчает введенная Киевом блокада Донбасса и заблокированный украинской стороной политический блок Минских соглашений. В этой ситуации речь уже идет о необходимости срочной активизации усилий международных гарантов мирного процесса по спасению Минских соглашений от краха, и «четверка» вынуждена была вступить в игру.

Договоренность о проведении встречи помощников в Минске была достигнута во время двух телефонных переговоров в «нормандском формате». Сначала 3 апреля состоялся разговор с участием канцлера ФРГ Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко. Как и раньше, российский лидер не принял участие в переговорах с украинским президентом. На следующий день, 4 апреля, состоялись отдельные телефонные консультации Меркель и Олланда с президентом России Владимиром Путиным. Несмотря на сообщения о состоявшихся в этом году прямых переговорах президентов двух страны, Путин и Порошенко не общаются по телефону в «нормандском формате» с лета 2016 года из-за провокационных действий украинской стороны в Крыму.

Главной темой переговоров стало несоблюдение договоренности о прекращении огня с 1 апреля, которая была достигнута на встрече Контактной группы 29 марта. Президент Путин также затронул темы блокады и выполнения политического блока соглашений. Он подчеркнул необходимость скорейшего прекращения блокады ДНР и ЛНР со стороны Киева и восстановления социально-экономических связей Украины с республиками в соответствии с минским Комплексом мер. Российский президент подтвердил необходимость скорейшего запуска политического блока Минских соглашений, чтобы создать стимулы для выполнения пунктов по безопасности. В связи с этим Путин напомнил о договоренности «четверки» по синхронизации шагов в сфере безопасности и политического урегулирования в проекте «дорожной карты». Со своей стороны, президент Порошенко заявил о важности освобождения всех удерживаемых лиц. В итоге «четверка» приняла решение продолжить работу по выполнению Минских соглашений. Задача встречи помощников состояла в том, чтобы найти подходы к устранению препятствий, которые стоят на пути выполнения договоренностей Контактной группы.

Между тем «нормандская четверка» продемонстрировала свою заинтересованность в возвращении Вашингтона к той роли активного наблюдателя и посредника, которую он играл при администрации Обамы. Об этом говорит тот факт, что «четверка» быстро проинформировала Соединенные Штаты о текущих договоренностях. 5 апреля ситуация в Донбассе наряду с другими международными конфликтами обсуждалась во время телефонного разговора Меркель с президентом США Дональдом Трампом. Можно предположить, что канцлер ФРГ рассказала Трампу о готовящейся встрече помощников. Кроме того, вероятно, президент Соединенных Штатов предупредил Меркель о готовящейся силовой акции в Сирии. По официальному сообщению Белого дома, лидеры двух стран решили тесно сотрудничать и координировать свои действия в урегулировании противостояния в Донбассе.

Накануне встречи официальные представители России и Украины снижали ожидания от ее результата. Москва давала негативные оценки ходу мирного процесса и обращала внимание на то, что причиной текущего кризиса стало нежелание Киева выполнять свои обязательства в политической части. При этом Россия показывала, что не верит в готовность украинских властей к компромиссу, а потому не ждет от встречи прорыва. Украинская сторона, в свою очередь, пыталась переложить ответственность за неработающие Минские соглашения на «российскую агрессию» и еще больше подогревала градус конфронтационной антироссийской риторики. Киев давал ясно понять, что не собирается отступать от своих требований в сфере безопасности.

Российские официальные лица подчеркивали необходимость возвращения к решению вопросов политического урегулирования как наиболее оптимальному инструменту деэскалации конфликта. Сообщая 5 апреля о достижении договоренности по проведению встречи помощников, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков констатировал, что режим тишины в Донбассе не работает. Он объяснил происходящее провокационными действиями ВСУ. Украинские силовики поддерживают напряженность на линии соприкосновения, в результате чего сторонам не удается отвести тяжелые вооружения. Песков напомнил о блокаде, которая усугубляет экономическую ситуацию и еще больше отдаляет стороны друг от друга. «Венчает этот список фиаско в плане реализации минских договорённостей нежелание Киева реализовывать политическую часть этих договоренностей», - подытожил пресс-секретарь главы государства.

Украинская сторона в публичных комментариях преподносила переговоры помощников как возможность надавить на Россию. Так, 6 апреля глава украинского МИД Павел Климкин сообщил, что «основная тема разговора – это возможность надавить на Россию и добиться того, что она будет выполнять основные моменты, связанные с прекращением огня». Вместе с тем министр сигнализировал о том, что Киев не собирается менять свою позицию по логике составления «дорожной карты». Напомним, украинская сторона требует до запуска политического процесса не только достижения устойчивого прекращения огня, но и разоружения ополченцев и установление полного контроля ОБСЕ за участком российско-украинской границы, что не предусмотрено Минскими соглашениями.

По традиции, чтобы переключить внимание со своей ответственности за невыполнение Минских соглашений, Киев представлял Москву как сторону конфликта, которая целенаправленно блокирует переговорный процесс и занимает недоговороспособную позицию.

4 апреля Порошенко обвинил Россию в провале перемирия в Донбассе. «Мне доложили начальник Генштаба и министр обороны, что ни одного дня с 1 апреля соблюдения прекращения огня российской стороной не было», - сказал украинский президент во время визита в Латвию. В ходе визита в Данию 5 апреля украинский президент заявил, что «Россия продолжает предпринимать шаги для того, чтобы разорвать отношения Донбасса с Украиной и уничтожить Минские соглашения». При этом Порошенко назвал санкции «единственной мотивацией для России сесть за стол переговоров».

6 апреля Порошенко использовал новый аргумент, апеллируя к российской внутренней политике. Глава украинского государства предупредил, что Россия будет вести себя более агрессивно в отношении Украины по мере приближения к президентским выборам 2018 года. «Кремль готовится к президентским выборам в 2018 году и становится все более агрессивным в сокрытии своих слабостей. Россия поменяла свою тактику как в Крыму, так и на Донбассе, подняв ставки путем создания своих квазигосударств. Россия продолжает настаивать на абсолютно неконструктивных позициях и ее основное задание – дестабилизировать Украину», - отметил Порошенко. Кроме того, он обвинил Россию в попытке поссорить Украину и Польшу. В свою очередь, 6 апреля секретарь СНБО Александр Турчинов допустил «расширение военной агрессии» против Украины и обвинил республики в том, что они «военным путем пытаются изменить линию разграничения». Одновременно украинский МИД сообщил о поддержке рядом депутатов Европарламента расширения антироссийских санкций.

Слова украинских официальных лиц могут говорить о том, что украинские власти всерьез рассматривают сценарии своих действий в ситуации проведения президентской кампании в России. Не исключено, что Киев изучает различные способы вмешательства, включая прямые провокации, в российскую внутреннюю политику, чтобы превратить конфликт в Донбассе в негативный фактор президентской кампании.

Украинская сторона также сделала заявление о нецелесообразности саммита лидеров «четверки», которое можно прочитать и как сигнал о том, что Киев не планировал использовать встречу помощников для поиска компромисса с Россией и соответственно для достижения прогресса в урегулировании. Киев тем самым дал понять, что кризис в минском процессе при сохранении позиционной войны в Донбассе его полностью устраивает. 6 апреля Климкин высказал скептицизм относительно организации встречи лидеров «нормандской четверки». С таким предложением на позапрошлой неделе выступил полномочный представитель Украины в Контактной группе Леонид Кучма. По словам Климкина, проведение такой встречи будет целесообразно только в том случае, если будет надежда на достижение позитивного результата. «Если у нас будет перспектива какого-то прогресса, если у нас будет перспектива хотя бы по фундаментально важным для нас вопросам, и я имею в виду реальное прекращение огня, шаги в отношении заложников и хоть начало дискуссии относительно «дорожной карты», тогда можно собираться в любое время, на любом уровне», - сказал глава украинского МИД.

Первую информацию об итогах встречи помощников выдала 7 апреля пресс-служба президента Украины. Официальное сообщение повторяло известную позицию украинской стороны. Киев акцентировал внимание на то, что Украина, Франция и Германия якобы придерживались общей линии на переговорах, а Россия оставалась изолированной. В сообщении говорилось о том, что Украина, Германия и Франция заняли единую позицию в отношении приоритетности выполнения пунктов по безопасности. Якобы они призвали Россию разблокировать процесс освобождения заложников на Донбассе, осудили нарушение перемирия и призвали к «консолидации режима тишины», потребовали предоставить полный доступ миссии ОБСЕ ко всей зоне конфликта. В заключение говорится, что «стороны договорились продолжать интенсивные контакты в рамках «нормандского формата» с целью согласования «дорожной карты» исполнения Минских договоренностей».

Со своей стороны, Россия сигнализировала, что смотрит на итоги встречи с осторожным оптимизмом. Участникам удалось продвинуться в согласовании первых пунктов «дорожной карты» на основании принципа параллельности вопросов безопасности и политических шагов, о чем предпочла умолчать в своем заявлении украинская сторона. Это стало первым позитивным достижением в разработке «дорожной карты» с момента принятия решения о ее создании. Кроме того, помощники лидеров России, Германии и Франции единогласно осудили блокаду Донбасса и потребовали на заседании Контактной группы 12 апреля поставить вопрос о снятии этой блокады. Другие подробности встречи пока остаются неизвестными.

Таким образом, важным показателем для оценки итогов встречи помощников станет заседание Контактной группы 12 апреля, а также последующее исполнение решений, которые будут приняты в Минске. Жизнеспособность Минских соглашений сейчас критически зависит от трех условий. Во-первых, удастся ли сторонам продвинуться в установлении режима прекращения огня, отводе тяжелых вооружений и в разведении сил и средств. Во-вторых, будет ли продолжаться успешное согласование «дорожной карты». В-третьих, начнется ли имплементация политических пунктов соглашений на основании единой «дорожной карты», то есть заработает ли принцип параллельности на практике.

Среди других событий следует выделить решение постоянного совета ОБСЕ о продлении мандата миссии наблюдателей на двух пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк» на российско-украинской границе. Напомним, 16 марта мандат Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ был продлен до 31 марта 2018 года. Миссия наблюдателей на российских пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк» численностью 21 человек работает отдельно и по просьбе России. Ее задача состоит в том, чтобы осуществлять независимый контроль над перемещениями через границу между Россией и республиками. Мандат миссии решено продлить до 31 июля 2017 года.

 

Политические вопросы

Германия в очередной раз вынуждена была публично «напомнить» Украине о том, что передача контроля над границей должна состояться только после проведения местных выборов.

Киев продолжает упорно настаивать на том, что решение вопроса о границе, как минимум установление контроля ОБСЕ над ней, должно предшествовать выборам в Донбассе по украинскому законодательству.

7 апреля украинские переговорщики в Контактной группе повторили условия Киева для проведения выборов. Первый заместитель председателя Верховной Рады Украины Ирина Геращенко заявила, что Украина продолжает настаивать на участии перемещенных лиц и украинских СМИ в местных выборах в Донбассе, если договоренность об их проведении будет достигнута сторонами.

В то же время в Москве, Берлине и Париже неоднократно уточняли, что пункт 9 минского Комплекса мер четко говорит о том, что «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины … должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования».

Поэтому в тот же день, 7 апреля посол Германии на Украине Эрнст Райхель подтвердил, что немецкая сторона не собирается отступать от буквы Минских соглашений: в соответствии с договоренностями процесс восстановления над неконтролируемым Киевом участком границы должен начаться после завершения местных выборов и реакции ОБСЕ. При этом посол подчеркнул, что правительство Германии полностью поддерживает эту позицию. «Это не является тем документом, который я разработал. Это согласовано всеми теми сторонами, которые поставили подписи», - отметил посол.

 

Вопросы безопасности

Миссия ОБСЕ отметила снижение нарушений режима прекращения огня на 20% по сравнению с позапрошлой неделей. Использование тяжелых вооружений сократилось с 3930 случаев до 485. При этом наблюдатели зафиксировали 200 единиц тяжелых вооружений с обеих сторон, находящихся в запрещенных зонах. ОБСЕ также подтвердило гибель 6 мирных жителей за минувшую неделю.

Украинская сторона сорвала договоренность Контактной группы от 29 марта о разведении 6 апреля сил и средств в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина). На встрече помощников лидеров «нормандской четверки» в Минске, которая проходила в день, когда согласно договоренности должно было состояться разведение, представители России, Франции и Германии выразили недоумение украинской стороне по поводу отказа от завершения разведения сил и средств на оговоренном участке. В ответ Киев сослался на то, что ополченцы якобы нарушили режим тишины на этом участке 2 апреля, в то время как по условиям соглашения для разведения необходимо соблюдение 7-дневного полного прекращения огня. Следует отметить, что о применении стрелкового оружия в районе Станицы Луганской сообщили украинские представители в СЦКК, а не наблюдатели ОБСЕ, как это зафиксировано в Рамочном решении о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Украина заявила, что разведение можно будет завершить только 9 апреля при условии, что не будет новых нарушений режима тишины на этом участке.

Однако Киев был пойман на лжи. Представитель ОБСЕ опроверг утверждение украинской стороны. Наблюдатели фиксировали последний выстрел в районе Станицы Луганской 31 марта, а следовательно, украинская сторона должна был произвести разведение 6 апреля. Помощники лидеров России, Германии и Франции призвали Украину провести разведение 7 апреля. Однако в этот день украинские представители в СЦКК вновь обвинили ополченцев в обстреле участка из крупнокалиберного пулемета, гранатомета и стрелкового оружия. Таким образом разведение откладывается еще на 7 дней. Украинская сторона поспешила сообщить, что «данный факт свидетельствует о преднамеренном и коварном срыве боевиками разведения сил и средств на данном участке». Показательно, что информация о произведенных обстрелах вновь исходила только от Киева, а не от ОБСЕ.

Поведение украинской стороны свидетельствует о том, что Киев не заинтересован в выполнении договоренностей по безопасности, на приоритетности которых он сам настаивает. По всей видимости, украинские власти считают, что нормализация ситуации с безопасностью в зоне конфликта поставит их перед необходимостью выполнения политического блока Минских соглашений и перенесет ответственность за минский процесс полностью на украинскую сторону, а значит, ослабит и давление Запада на Россию.

 

Гуманитарные вопросы

5 апреля представитель Украины в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко сообщила, что ДНР и ЛНР отказались от привлечения Международного Комитета Красного Креста (МККК) и миссии ООН по правам человека к верификации списка лиц, которые отказываются возвращаться в республики в результате обмена. По сообщению Геращенко, республики призвали искать «какой-то третий вариант» для процедуры проверки. Напомним, на последнем заседании гуманитарной подгруппы в Минске республики взяли паузу на изучение предложений по участию миссии ООН в процедуре обмена. Позицию ДНР и ЛНР можно объяснить тем, что, во-первых, республики в целом не доверяют международным организациям, поскольку не считают их объективными в назывании ответственности сторон конфликта. То же самое касается миссии ОБСЕ, с критикой работы которой неоднократно выступали Донецк и Луганск. Во-вторых, украинская сторона предпочитает договариваться с международными организациями в одностороннем порядке и часто ставит республики перед фактом, что вызывает закономерную негативную реакцию в отношении самой сути предложений.

На неделе украинская сторона также сообщила, что ДНР в общей сложности передало Украине 131 заключенного (по просьбе самих осужденных) для отбывания тюремного заключения на Украине, из них 31 человек за последнее время. Киев позитивно оценивает взаимодействие с Донецкой народной республикой в этом направлении и отмечает, что процесс передачи заключенных носит регулярный характер. Вместе с тем, украинская сторона указывает на то, что подобного сотрудничества с властями ЛНР до сих пор не удалось наладить. Ни один заключенный из Луганской народной республики не был передан Киеву.

 

Экономические вопросы

Установление Киевом блокады Донбасса стало причиной для корректировки прогнозов о состоянии украинской экономики в негативную сторону. На неделе Международный валютный фонд пересмотрел свой прогноз роста ВВП. В 2017 году украинская экономика вырастет вместо 2,9% до 2%, а в 2018 году – вместо 3% до 3,1%.

Прямым следствием блокады стало закрытие ТЭС на украинской территории. С целью экономии угля антрацитовой группы 6 апреля свою работу остановила Змиевская ТЭС, а с 11 апреля должна остановиться Криворожская ТЭС. Также 5 апреля свою работу прекратила Трипольская ТЭС. На этом фоне власти ДНР сообщили, что планируют запустить работу Енакиевского металлургического завода, в котором ранее было установлено внешнее управление.

Вместе с тем украинский олигарх Ринат Ахметов пытается создать препятствия для работы перешедших под внешнее управление предприятий в республиках. 7 апреля Шевченковский районный суд Киева принял решение об аресте имущества предприятий холдинга ДТЭК Рината Ахметова, находящихся на территории ДНР и ЛНР. Судом устанавливается полный запрет на отчуждение, распоряжение и незаконное использование имущества предприятий, в том числе их транспортных средств, оборудования и добываемого на шахтах угля. В ДТЭК заявили, что будут преследовать по украинскому и международному законодательству всех, кто имеет отношение к попыткам наладить добычу угля на шахтах Донбасса, которые принадлежат холдингу.

 

Позиция республик

Республики обратили внимание ОБСЕ на манипуляции Киева в вопросах безопасности. Украинские переговорщики часто прибегают к уловке в Контактной группе, заявляя, что ВСУ уже завершило отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, несмотря на то, что наблюдатели ОБСЕ регулярно фиксируют запрещенные вооружения в подконтрольных Киеву районах у линии соприкосновения.

7 апреля Донецкая народная республика направила в ОБСЕ письмо с просьбой оказать давление на Украину с целью завершения отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения, как это предписывают Минские соглашения. В республике подчеркнули, что не доверяют заявлениям украинской стороны о завершении отвода. По мнению представителей ДНР, «такие заявления являются абсурдными, что подтверждается и отчетами ОБСЕ». При этом в ДНР отмечают принципиальность синхронного отвода обеими сторонам тяжелого вооружения согласно минскому Комплексу мер и дополнительным документам к нему.

 

Позиция Украины

Линия Киева на лоббирование расширение антироссийских санкций не приносит большого успеха. В последнее время украинская сторона пытается заручиться поддержкой среди европейских стран идеи ужесточения санкций в отношении России. Однако пока это политика не приносит большого успеха. О необходимости новых санкций пока говорит только Киев, в то время как европейцы предпочитают подтверждать лишь необходимость действующих ограничительных мер, которые, по признанию западных политиков, уже не работают. Во время своего визита в Латвию 4 апреля глава украинского государства сумел добиться декларации (но не обязательств) о возможном расширении санкций от члена ЕС. Президент Украины Петр Порошенко и президент Латвии Раймондс Вейонис сделали совместное заявление, в котором говорится о расширеи антироссийских санкций в случае эскалации ситуации в Донбассе. В соответствии с документом Украина и Латвия «призывают международное сообщество к дальнейшей солидарности с Украиной, а также подчеркивают, что санкции, наложенные на Россию в связи с её агрессией против Украины, должны быть сохранены до полной имплементации Минских договоренностей и восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины, или даже ужесточены в случае эскалации агрессивных действий и напряженности со стороны России». Неопределенность заявления наводит на мысль, что Киев не смог добиться от Латвии никаких конкретных шагов в направлении расширения санкционной политики. В целом подобные заявления можно оценивать лишь как пиар-кампанию Порошенко, которая адресована прежде всего внутриукраинской аудитории. За счет мобилизации давления на Россию украинский президент пытается показать себя как сильного политика, к мнению которого прислушиваются международные партнеры Киева.

 

Позиция основных участников

Эскалация напряжения между США и Россией в связи с Сирией может негативно отразиться на мирном процессе в Донбассе. Перспектива налаживания российско-американских отношений находится под большим вопросом после односторонней акции Вашингтона против режима Башара Асада в Сирии. Гражданская война в этой стране может на ближайшее время полностью изменить повестку двухсторонних консультаций. Вместе с тем для России открываются новые возможности по запуску конструктивного диалога с администрацией Трампа, которыми может воспользоваться Кремль.

В ответ на химическую атаку 4 апреля населенного пункта Хан-Шейхун в Сирии в ночь с 6 на 7 апреля Соединенные Штаты нанесли удары по авиабазе Шайрат, которую использовали сирийские и российские войска. После этого Москва и Вашингтон обменялись жесткими заявлениями. В Кремле назвали действия Вашингтона агрессией против суверенного государства в нарушении норм международного права. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков отметил, что «этот шаг Вашингтона наносит существенный урон российско-американским отношениям, и без того находящимся в плачевном состоянии». Премьер-министр Дмитрий Медведев констатировал, что администрация Трампа действовала «на грани боевых столкновений с Россией». Источники в Госдепе сообщили, что реакция России на атаку повлияет на развитие российско-американских отношений. В свою очередь глава Госдепа Рекс Тиллерсон обвинил Россию в невыполнении соглашения от 2013 года о ликвидации химического оружия в Сирии. 9 апреля госсекретарь сказал, что Россия не выполнила своих обязательств по химическому оружию в Сирии и что сейчас нет оснований для отмены антироссийских санкций. В дополнение к этому в Сенате США заговорили о создании специального трибунала, который будет расследовать преступления против человечества в Сирии. 12 апреля Тиллерсон должен совершить визит в Москву. Как предполагалось, одной из тем встречи должен был стать конфликт в Донбассе. На неделе источники в американском дипломатическом ведомстве сообщили, что в ходе своего визита госсекретарь «будет оказывать давление по украинскому вопросу, для того, чтобы Россия выполняла Минские соглашения, и подтвердит, что санкции останутся в силе до тех пор, пока Россия не отменит свои действия, которые привели к ним». Однако теперь повестку будет определять сирийский вопрос. Американские СМИ сообщили, что Тиллерсон потребует от России отказаться от поддержки Асада. Появились также сообщения, что Вашингтон рассматривает возможность введения новых антироссийских санкций в связи с событиями с Сирии.

Дальнейшее развитие событий с трудом поддается предсказанию. Слишком многое будет зависеть от того, каковы будут следующие шаги Вашингтона и Москвы. Как кажется, ни Россия, ни США сейчас не имеют опции для хорошего решения и вынуждены будут идти на взаимные компромиссы, чтобы избежать прямого конфликта. Ситуация в Сирии может привести к длительной заморозке российско-американских отношений, а следовательно, и исключить возможность для начала диалога по Украине и Донбассу. «Ястребы» в американской элите могут использовать эту ситуацию для продвижения положительного решения по предоставлению Киеву летальных оборонительных вооружений. При пессимистичном сценарии возможно столкновение Вашингтона и Москвы с непредсказуемыми последствиями, что может либо увести украинский вопрос на периферию, либо, что наиболее вероятно, превратить Украину в один из фронтов российско-американского противостояния. Здесь можно рассматривать и резкое наращивание военного потенциала Киева Вашингтоном, и возобновление большой войны в зоне конфликта, которая превратится в опосредованную войну России и НАТО.

В то же время нельзя исключить, что Белый дом и Кремль используют текущий кризис как плацдарм для начала конструктивного диалога. У обеих стран есть веские аргументы, чтобы начать его сейчас, и опасения в связи с возможным развитием конфликта в Сирии в направлении, когда ни одна из сторон больше не сможет управлять ситуацией и будет вынуждена отвечать расширением эскалации. Что важно, начало дипломатических консультаций с Россией не будет рассматриваться истэблишментом в Вашингтоне как токсичная тема и как угроза для американских интересов. Риски конфронтации сейчас слишком велики, чтобы игнорировать возможности дипломатии. Кроме того, учитывая тот факт, что Россия и США рассматривают урегулирование украинского вопроса как одно из условий общей нормализации двусторонних отношений, поиск взаимопонимания по конфликту в Донбассе, наряду с Сирией, неизбежно станет важной темой переговоров.

Между тем Киев заявил о достижении определенности относительно даты контактов на высшем уровне с Вашингтоном. Дата встречи Трампа и Порошенко до последнего времени оставалась неизвестной, несмотря на то, что украинская сторона поставила себе задачу провести саммит раньше встречи Путина и Трампа. Украинские официальные лица заявляли о плотной работе на разных уровнях с Соединенными Штатами по повестке этой встречи. 7 апреля после разговора вице-президента США Майка Пенса и Порошенко пресс-служба президента Украины сообщила о согласовании графиков двусторонних контактов на высшем уровне. При этом ни Киев, ни Вашингтон так и не объявили дату будущего саммита двух лидеров. Причина может состоять в том, что Белый дом хочет сохранить для себя возможность для маневра в свете будущих переговоров с Россией. Переговоры с Киевом могут быть использованы как для оказания давления на Москву, так и, напротив, для демонстрации сближения с Россией.

Негативным фоном для будущей встречи Трампа и Порошенко станет решение администрации США сократить финансирование программ внешнеполитической помощи по линии Госдепа, что непосредственно затронет Украину. 5 апреля заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк заявила, что «Госдепартамент и программы внешней помощи - это часть бюджета, подвергающаяся очень серьезным сокращениям». В контексте подготовки саммита также важно заявление посла США на Украине Мэри Йованович, которая 6 апреля призвала Киева не выходить из Минских соглашений. В противном случае «Украина останется без поддержки западных партнеров, если выйдет из этого переговорного процесса». «Я не призываю Украину поступиться интересами в переговорах, а, скорее, быть и восприниматься хорошим партнером в этом переговорном процессе. И я думаю, что это поможет Украине заслужить поддержку международного сообщества», - сказала она. Посол отметила, что минские договоренности содержат все необходимые аспекты урегулирования этого конфликта. Она также выразила мнение, что в случае отказа участников переговоров от минских договоренностей придется искать альтернативный процесс. «Если мы отойдем от Минска, нужно что-то лучшее, что бы его заменило», - сказала Йованович. Заявления посла повторяют известные условия поддержки Киева. Американская администрация подтверждает, что имеет моральные и политические основания поддерживать Украину до тех пор, пока украинские власти сохраняют свое участие в минском процессе. Вместе с тем, в словах посла настораживает некоторая двойственность, которая наводит на мысль о том, что Вашингтон так и не определился со своей позицией. Дипломат допускает провал переговоров, который поставит вопрос о поиске другого формата урегулирования, но при этом с сохранением поощрения украинской стороны.

фото: Виктор Драчев/ТАСС

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы