ENG

30 января – 5 февраля. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Боевые действия в районе Авдеевки (Донецкая область) и последовавшая эскалация вооруженного противостояния на других участках линии разграничения почти полностью заполнили повестку урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом на минувшей неделе.

События в Авдеевке показали, насколько велики сейчас риски перерастания локальных боевых действий в полноценную войну вдоль всей линии разграничения.

После блокирования политического процесса Украиной и провала соглашений по безопасности в Донбассе не осталось никаких других предохранителей, кроме внешнего принуждения, которые не позволяли бы сторонам перейти к самому негативному сценарию.

Заседание Контактной группы 1 февраля было практически целиком посвящено ситуации в Авдеевке и на линии разграничения. Участники переговоров договорились вернуть к 5 февраля в места дисклокации тяжелые вооружения, запрещенные в соответствии с Минскими соглашениями, а также начать процесс восстановления поврежденной инфраструктуры и предотвратить гуманитарный кризис. Обращает внимание, что стороны так и не смогли прийти к соглашению о полном прекращении огня в Донбассе, достигнув только договоренностей об обеспечении безопасности ремонтных бригад. В результате к концу недели боевые действия и обстрелы населенных пунктов продолжились.

По признанию украинских наблюдателей и силовиков, именно на Киеве лежит ответственность за текущую эскалацию. Обострение в районе Авдеевки стало результатом «ползучего наступления» украинской армии на линию разграничения, в результате которого на некоторых участках она вплотную приблизилась к позициям ополченцев. В Авдеевке ВСУ установили огневой контроль над важнейшей транспортной артерией ДНР, что привело к ответу со стороны республики.

Кроме того, есть все основания полагать, что президент Порошенко сделал сознательный шаг в сторону эскалации, чтобы вернуть в активную повестку урегулирование конфликта Киева и Донбасса и исключить возможность смягчения антироссийских санкций, прежде всего, со стороны США.

России, наоборот, невыгодно обострение в Донбассе, поскольку она заинтересована в налаживании отношений с Вашингтоном и понимает, что реакция Запада на эскалацию окажется обвинительной в одну сторону. В этой связи Кремль дал сигнал администрации Трампа о необходимости начать диалог как можно быстрее, чтобы не допустить дальнейшей деградации ситуации в зоне конфликта. Одновременно в Москве подчеркнули, что не собираются отказываться от поддержки республик.

Запад по традиции обвинил в кризисе Россию и республики. Заявления чиновников команды Трампа демонстрируют, что Соединенные Штаты пока не собираются отказываться от позиции администрации Обамы в отношении конфликта в Донбассе. Процесс формирования нового американского правительства затягивается. Также Белый дом занимает выжидательную позицию и ожидает первых шагов от Кремля по политическим мотивам, чтобы снять напряжение вокруг создающейся внешнеполитической команды. Все это может повлиять на события в Донбассе самым негативным образом и привести к повторению кризиса, подобного тому, что возник вокруг Авдеевки.

 

Процесс урегулирования

Обострение в Донбассе украинская сторона использовала для актуализации антироссийской коалиции и подтверждения солидарности Запада с Киевом. Расчет президента Порошенко состоял в том, чтобы продемонстрировать, что избрание Трампа на пост президента как минимум не изменило позицию стран Европы и европейских институтов в отношении кризиса в Донбассе, а как максимум – и позицию США. Проукраинская публичная позиция европейцев вынудила бы новое американское руководство ужесточить свою риторику в отношении Кремля и снизить ожидания в отношении заключения «сделки» между Москвой и Вашингтоном, которые, с точки зрения Киева, начали играть все более демобилизующую роль как внутри Украины, так и в Европе.

30 января украинский президент демонстративно прервал свой визит в Германию после ухудшения ситуации в Авдеевке, несмотря на то, что программа его поездки на тот момент уже была выполнена. Одновременно украинский МИД обратился к международным партнерам с призывом усилить давление на Россию, чтобы прекратить боевые действия. Украинский президент заявил, что ситуация в Авдеевке является аргументом в пользу того, почему не нужно снимать антироссийские санкции.

В Берлине Порошенко хотел получить информацию из первых рук об итогах телефонных переговоров Трампа и Меркель, состоявшихся 29 января. Лидеры Германии и Украины обсуждали также «дорожную карту» и объявили о намерении «придать новую динамику мирному урегулированию». Накануне о такой договоренности заявила и Россия после телефонных переговоров Путина и Трампа. В связи со скорым уходом Франсуа Олланда и неясности относительно исхода президентских выборов во Франции Порошенко видит в Меркель главного гаранта того, что Европа не потеряет интерес к минскому процессу и продолжит рассматривать «нормандский формат» как единственную площадку принятия решений по украинскому кризису. Последнее Киев рассматривает как страховку на тот случай, если Белый дом и Кремль решат за его спиной и спиной европейцев заключить сделку. Поэтому основным результатом переговоров стали заявления о приверженности Киева и Берлина «нормандскому формату». Меркель выразила уверенность, что «нормандский формат – это правильный путь, и мы будем и в дальнейшем его придерживаться, несмотря на преграды, которые существуют, чтобы добиться мира в Украине, политической стабильности и территориальной целостности». При этом, по ее словам, «этот путь не будет простым». Заместитель главы Администрации президента Украины Константин Елисеев, который курирует мирный процесс, намеренно пытался подчеркнуть единство позиций его страны с Германией, сообщив о достигнутом соглашении между Меркель и Порошенко о том, что после избрания Трампа «нормандский формат» сохранит актуальность. По словам украинского чиновника, Париж, Берлин и Киев в дальнейшем будут работать совместно, думая над тем, как привлечь США «к процессам в Украине и вокруг Украины». Кроме того, Меркель подыграла Порошенко, публично заявив, что санкционное давление на Россию будет продолжено до полного выполнения Минских соглашений. Украинский президент, со своей стороны, предложил усилить санкции. Меркель оставила заявления Порошенко без реакции.

1 февраля на созванном по инициативе Украины закрытом заседании Совета безопасности ООН было принято заявление по Донбассу. Члены Совбеза осудили использование на линии соприкосновения вооружений, запрещенных Минскими соглашениями. СБ ООН подчеркнул необходимость строгого соблюдения резолюции № 2202, в тексте которой содержится прямая ссылка на документы Минска-2 – Комплекс мер по выполнению Минских соглашений и Декларацию лидеров «четверки» в поддержку Комплекса мер. В ООН призвали «все стороны прекратить все враждебные действий, полностью соблюдать режим прекращения огня, предоставить немедленный и беспрепятственный гуманитарный доступ к населению, обеспечить безопасный доступ Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, который позволит ей отчитываться о ситуации на месте событий, а также возобновить усилия по мирному урегулированию конфликта». Интересно, что обострение в районе Авдеевки пришлось прямо к началу месяца председательства Украины в СБ ООН, что дало повод также оценивать эскалацию как выгодную Киеву.

В течение недели при оценке эскалации в Донбассе позиция Запада менялась от взвешенной в сторону обвинительной в отношении России. Европа и Соединенные Штаты в целом продолжили следовать традиционной логике обвинения республик и России в обострении ситуации на линии разграничения. Первоначальная взвешенная реакция Госдепартамента, которая создавала Вашингтону хоть и незначительное, но вполне заметное пространство для маневра в отношении событий на Украине, была нивелирована жесткими заявлениями постоянного представитель США при ООН Никки Хейли, назначенной на этот пост уже Трампом.

В Евросоюзе 31 января назвали бои в окрестностях Авдеевки «вопиющим нарушением договоренностей о прекращении огня, предусмотренном Минскими соглашениями». Вместе с тем ЕС призвал обе стороны немедленно прекратить бои, отказавшись возлагать ответственность на кого-либо. В этот же день Франция и Германия на заседании постоянного совета ОБСЕ сделали совместное заявление о необходимости прекращения эскалации.

Госдепартамент США отказался от обвинений России в возникшем кризисе, выбрав спокойную тональность. Соединенные Штаты выразили глубокую обеспокоенность в связи со всплеском насилия на востоке Украины вокруг Авдеевки-Ясиноватой. Они обратили внимание на то, что 28 января Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ сообщала об усилении боевых действий, в том числе с помощью тяжелой артиллерии и другого вооружения, запрещенного Минскими соглашениями. Госдеп призвал установить немедленный и устойчивый режим прекращения огня и предоставить полный и неограниченный доступ наблюдателям ОБСЕ. Также Вашингтон подтвердил свою поддержку полной имплементации Минских соглашений.

Однако с заявлением Госдепа резко контрастировала позиция миссии США в ОБСЕ, которая 31 января возложила всю ответственность за эскалацию в Авдеевке на республики и Россию. «Россия и сепаратисты инициировали насилие в Авдеевке. Мы призываем Россию прекратить насилие, соблюдать режим прекращения огня, отвести тяжелое вооружение и прекратить попытки захвата новой территории за пределами линии соприкосновения», – заявила 31 января временный поверенный США при ОБСЕ Кейт Бернс. 1 февраля Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал Россию использовать свое «значительное влияние» на ополченцев, чтобы прекратить боевые действия вблизи Авдеевки. Французский МИД также призвал все стороны проявлять сдержанность, но при этом особо подчеркнул, что Россия должна повлиять на республики. 2 февраля президент Европейского совета Дональд Туск возложил ответственность за Россию. «Нам снова напомнили о продолжающихся вызовах, которые представляет собой российская агрессия на востоке Украины и угрозы для выполнения Минских соглашений», – сказал он. По словам Туска, Россия «должна использовать свое влияние на поддерживаемых ею сепаратистов».

В этот же день на заседании Совета безопасности ООН впервые развернутую позицию по Украине озвучил представитель новой администрации США. Напомним, в ходе телефонного разговора 28 января Трамп и Путин договорились активизировать мирный процесс. «Американская сторона является убежденной сторонницей той точки зрения, что нельзя позволить украинскому кризису превратится в застарелый кризис, необходима активизация усилий для урегулирования этой проблемы», – прокомментировал итоги переговоров пресс-секретарь российского президента. Формулируя позицию США после обострения в Авдеевке, новый постоянный представитель США при ООН Хейли выразила сожаление, что ей в ходе своего первого выступления в Совете безопасности приходится осуждать «агрессивные действия России». Она заявила, что Соединенные Штаты «хотели бы, чтобы наши отношения с Россией были бы лучше, однако мрачная ситуация на востоке Украины требует явного и четкого осуждения российских действий». Хейли сказала, что «США стоят вместе с народом Украины, который более трех лет страдает от оккупации и военной интервенции России», что Вашингтон считает Крым частью Украины и что американские санкции, связанные с Крымом, останутся в силе, «пока Россия не вернет контроль над полуостровом Украине». Дипломат подтвердила, что разрешение кризиса США видят в полной имплементации Минских соглашений. На заседании Совбеза позицию, аналогичную американской, высказали представители других европейских государств. В ответ постоянный представитель России напомнил участникам, что у Киева есть «политическая альтернатива» войне, намекая на блокирование украинской стороной политического блока Минских соглашений.

2 февраля продолжила свои конфронтационные заявления в адрес Москвы и миссия США при ОБСЕ. Бернс выразила обеспокоенность «последним усилением политически мотивированных задержаний и арестов в оккупированном Россией Крыму, которым подвергаются адвокаты-правозащитники и активисты». Дипломат призвала «все страны-участницы ОБСЕ осудить российскую оккупацию и попытку аннексии Крыма». Бернс подтвердила, что «санкции, связанные с Крымом, останутся в силе, пока Россия не прекратит свою оккупацию и не вернет полный контроль над полуостровом Украине», а также выразила уверенность, что в силе останутся и связанные с Донбассом санкции, пока Россия не выполнит Минские соглашения.

Показательно, что Порошенко не удовлетворился публичными заверениями в поддержке Украины. 3 февраля Порошенко вновь возложил полную ответственность за события на ополченцев и Россию. Замглавы Администрации президента Елисеев, в свою очередь, призвал ужесточить санкции по отношении к России за эскалацию в Авдеевке. Чиновник обращался к Совету Европейского Союза на уровне глав внешнеполитических ведомств, который запланирован на 6 февраля и на котором министры собираются обсуждать дальнейшую политику в отношении Украины.

Однако 5 февраля вице-президент США Майкл Пенс, комментируя ситуацию в Донбассе, воздержался от называния виновных. Он лишь отметил, что в Вашингтоне «крайне обеспокоены ростом насилия».

Реакция нового руководства Соединенных Штатов и Европы говорит о том, что России будет трудно преодолеть сложившееся на Западе представление о причинах конфликта в Донбассе. Даже новая американская администрация пока комфортно чувствует себя в рамках той логики, которой придерживалась администрация Обамы, несмотря на свою решимость дистанцироваться от ее политики. Украина, со своей стороны, использует эту инерцию мышления в своих интересах, искусно играя на нагнетании антироссийских настроений и требуя безусловной поддержки своей политики со стороны Запада.

В ситуации разрастания кризиса Россия призвала к скорейшему налаживанию диалога Москвы и Вашингтона. В Кремле считают бесполезным тратить усилия на изменение мнения европейских лидеров. Российское руководство дало сигнал, что видит единственную возможность предотвратить развитие событий в Донбассе по негативному сценарию в двустороннем диалоге с новой администрацией Трампа. В ходе кризиса вокруг Авдеевки Москва не стала актуализировать «нормандский формат». Вместо этого она намекнула Вашингтону на необходимость начать прямые переговоры. 1 февраля пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков заявил, что нынешнее обострение на линии разграничения является лишним поводом «для скорейшего возобновления диалога и сотрудничества между Россией и Америкой, в том числе в интересах развязки украинского кризиса». При этом Россия в ходе переговоров будет продолжать настаивать на буквальной реализации Минских соглашений «без какого-либо двойного или тройного трактования этих договоренностей».

Россия решила ужесточить свою риторику в отношении Украины и дать прямые сигналы поддержки республикам. Россия возложила полную ответственность за эскалацию на украинское руководство. 1 февраля помощник президента России Юрий Ушаков назвал события в Авдеевке «провокацией» украинских властей с целью «проверить степень готовности уже новой администрации США: готова ли она по привычке поддержать любую выходку украинских силовиков или нет». По словам Ушакова, Киев хочет использовать «спровоцированные им самим столкновения», чтобы отказаться от имплементации Минских соглашений. Между тем, полномочный представитель России в Контактной группе Борис Грызлов обвинил киевскую «партию войны» в эскалации в Донбассе и напомнил об угрозе разрастания гуманитарной катастрофы. По мнению российского переговорщика, боевые действия в сочетании с экономической блокадой означают, что «официальный Киев сделал все для дальнейшего роста враждебности к себе со стороны жителей отдельных районов Донбасса». 2 февраля президент Путин назвал четыре цели, которые преследует Киев, делая ставку на ухудшение обстановки на линии разграничения. Во-первых, «украинскому руководству сегодня нужны деньги, деньги лучше всего вышибать из Евросоюза, отдельных стран Европы, из Соединенных Штатов и из международных финансовых институтов, выставляя себя в качестве жертвы агрессии». Во-вторых, с помощью обострения в Донбассе Киев «затыкает» оппозицию, которая давит на украинские власти на фоне «явных неудач в сфере экономической и социальной политик». В-третьих, украинская власть «не готова вообще к реализации Минских соглашений и ищет повод для того, чтобы отказаться от их исполнения». В-четвертых, украинская сторона стремится наладить отношения с администрацией Трампа и «через конфликт – это всегда лучше, всегда удобнее, легче затянуть новую администрацию в решение украинских проблем и наладить таким образом какой-то диалог». Путин также напомнил Трампу, что украинские власти поддерживали его соперника на президентских выборах. «Как мы знаем, в ходе предвыборной кампании в США действующая украинская власть заняла одностороннюю позицию в поддержку одного из кандидатов. Больше того, некоторые олигархи с одобрения, наверняка, политического руководства финансировали этого кандидата или кандидатку, если сказать более точно», — отметил президент. 3 февраля пресс-секретарь главы российского государства выразил надежду, что у республик «хватит боеприпасов для того, чтобы отвечать на агрессивные действия Вооруженных сил Украины». «Сейчас главное, каким-то образом вынудить и убедить Киев отказаться от вот этих авантюр, достаточно преступных, способных подорвать Минский процесс», – сказал Песков.

Россия показывает, что не собирается отказываться от поддержки республик ни под давлением привычной критики Евросоюза и США, ни тем более в условиях попыток Украины навязать военное давление ДНР и ЛНР. Напротив, последние слова Пескова можно интерпретировать как четкий сигнал со стороны Кремля о том, что он готов не только усилить свою поддержку республик в случае продолжения военной агрессии со стороны Киева, но и даже предоставить им большую свободу действий при планировании своей ответной реакции на обстрелы. Пока речи о том, что ДНР и ЛНР могут перейти в наступление и пересечь черту, определенную Минскими соглашениями, не идет. Однако Кремль дает понять, что, если Киев выйдет из договоренностей, начав войну, ответ будет именно такой. Ужесточение риторики России можно истолковать и как сигнал новому руководству США, что Москва не собирается ни при каких обстоятельствах разменивать интересы республик на улучшение двусторонних отношений с Вашингтоном.

 

Контактная группа

Главным итогом заседания Контактной группы 1 февраля стало принятие заявления о прекращении огня. Кризисная ситуация в Авдеевке определила повестку встречи Контактной группы в Минске. Однако украинская сторона продолжила блокировать работу тех подгрупп, повестка которых для нее в данный момент несет политическую угрозу. Таким способом Киев стремится избежать неудобных вопросов со стороны ОБСЕ. В связи с этим представители ДНР вынуждены были констатировать, что «Украина своими действиями и предложениями на переговорах ситуацию заводит в тупик» и что обсуждение вопросов «проходит достаточно сложно». Следующая встреча Контактной группы состоится 15 февраля.

Подгруппа по безопасности разработала специальное заявление с призывом о прекращении огня, текст которого согласовала Контактная группа. Участники переговоров призвали стороны к строгому соблюдению полного и всеобъемлющего режима прекращения огня, приняли решение вернуть к 5 февраля запрещенные Минскими соглашениями вооружения в места их хранения, призвали обеспечить безопасный доступ наблюдателям ОБСЕ в зону конфликта для выполнения ими своего мандата, а также договорились содействовать проведению ремонтно-восстановительных работ поврежденных в ходе боев объектов инфраструктуры. Стороны дали обещание создать безопасные условия работы для восстановления водо-, газо- и электроснабжения. Украинская сторона также отдельно напомнила о своем желании вернуться к линии разграничения сентября 2014 года, то есть вернуть контроль над Дебальцево.

Переговоры в рамках политической подгруппы вновь были заблокированы украинской стороной. Полномочный представитель ДНР Денис Пушилин в очередной раз призвал участников Контактной группы поддержать «формулу Штайнмайера». Он отметил, что у участников переговоров было достаточно времени для ознакомления с текстом «формулы» и проработки связанных с ее применением вопросов. Однако представители Украины отказались обсуждать этот вопрос. По итогам заседания Контактной группы украинская сторона повторила, что не собирается менять позицию по проведению местных выборов, несмотря на то, что она прямо противоречит Минским соглашениям. Украинские переговорщики повторили три условия, после выполнения которых Киев согласится на выборы: полное и устойчивое прекращение огня, вывод всех иностранных воинских формирований и тяжёлых видов вооружений с территории Украины и возвращение контроля над границей. Такая жесткая позиция явно не будет способствовать продвижению по другим направлениям урегулирования.

Республики назвали заседание подгруппы по гуманитарным вопросам самым продуктивным за последнее время. Украина также признала, что сторонам «удалось сблизить позиции по освобождению незаконно удерживаемых лиц». Киев и республики обменялись поименными списками пленных для последующей их верификации. В случае сохранения взаимопонимания между сторонами высока вероятность восстановления процесса обмена удерживаемыми лицами. Однако помешать ему может дальнейшее обострение обстановки в Донбассе. В конструктивном режиме рассматривался вопрос о без вести пропавших гражданах. Кроме того, обсуждалась работа пропускных пунктов на линии разграничения.

Заседание экономической подгруппы было вновь сорвано Киевом. Украинские представители не явились на заседание подгруппы. Координатор ОБСЕ Тони Фишер вынужден был проинформировать участников переговоров о проблемах, которые могут возникнуть по причине продолжения блокирования работы подгруппы. Поведение Киева в данном случае можно объяснить тем, что украинские власти так и не предприняли никаких действий с целью прекращения экономической блокады Донбасса, которую организовали бывшие командиры добровольческих батальонов. Украинской стороне было нечего ответить на вопросы со стороны республик и ОБСЕ, поэтому она решила не являться на заседание. Представитель России Борис Грызлов особо отметил тему блокады. «Те, кто ее проводят, должны понимать, что результатом таких действий, никак пока не пресекаемых, является неизбежный уход отдельных районов Донбасса из хозяйственно-экономического поля Украины. То же можно сказать и о невыплате пенсий проживающим в отдельных районах. Он тоже означает фактический отказ от живущих там людей и ставит их на грань вымирания», – сказал Грызлов.

 

Вопросы безопасности

Участники мирного процесса сосредоточили основные усилия на разрешении кризиса вокруг Авдеевки и на недопущении дальнейшей эскалации вооруженного противостояния. В течение недели стороны ходили по тонкой грани перехода от позиционного противостояния к полноценному военному конфликту. Масштабные боевые действия в районе Авдеевки (Донецкая область) стали результатом «ползучего наступления» украинской армии в рамках линии разграничения, темпы которого усилились с началом года. ВСУ постепенно захватывали стратегически важные районы в нейтральной полосе, приближаясь тем самым к позициям ополченцев, что привело к росту нарушений соглашения о прекращении огня. Миссия ОБСЕ ежедневно фиксировала тысячи нарушений режима прекращения огня в треугольнике Авдеевка-Ясиноватая-Донецкий аэропорт, в том числе с использованием запрещенных тяжелых вооружений. Украинская сторона фактически не скрывала факта наступления и объясняла его необходимостью создать преимущество на тот случай, если в Киеве созреет политическая воля для военного решения конфликта и будет отдан приказ для наступления на Дебальцево и Донецк.

Бои на окраинах Авдеевки, контролируемой украинской армией, начались 29 января и приобрели ожесточенный характер 30 и 31 января. Авдеевка находится в 6 километрах к северу от Донецка. Город имеет стратегическое значение для обеих сторон конфликта. Во-первых, на его территории расположен крупнейший в Европе Авдеевский коксохимический завод (АКХЗ), который находится под контролем группы Метинвест Рината Ахметова и его партнера, депутата Верховной Рады от «Оппозиционного блока» Вадима Новинского. Завод поставляет кокс на крупнейшие металлургические предприятия Украины. В случае прекращения работы АКХЗ будут вынуждены прекратить свою работу заводы в Мариуполе и в Запорожье, в том числе «Азовсталь», «Запорожсталь» и Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича. Во-вторых, между Авдеевкой и Ясиноватой, менее чем в 2 километрах от Авдеевской промзоны, находится Донецкая фильтровальная станция (ДФС), которая обеспечивает водой подконтрольную ДНР Ясиноватую, Авдеевку и частично Донецк. Станция не занималась ни одной из сторон. Однако недавно украинская армия установила наблюдательный пост в 200 метрах от ДФС. Представители ДНР в связи с этим обратили внимание, что Киев нарушает подписанное соглашение, в соответствии с которым запрещается присутствие вооруженных формирований в радиусе 1,5 километра от ДФС. Украинская сторона проигнорировала возражения ДНР. В-третьих, в 1 километре от Авдеевской промзоны, за которую развязались основные бои, проходит трасса Донецк-Горловка и Донецк-Луганск. Она играет важную роль в логистике ДНР. Удержание промзоны позволяет украинской стороне держать под огневым контролем участок трассы и таким образом нарушать пути снабжения республики.

По признанию украинских наблюдателей, наступление в районе Авдеевки начала украинская сторона. 3 февраля в «Украинской правде» со ссылкой на источники в разведывательных структурах появилось сообщение, что украинские войска первыми заняли позиции ополченцев под Авдеевкой. 29 января ВСУ установили полный контроль над Авдеевской промзоной и заняли позиции вблизи трассы Донецк-Горловка. Ополченцы ответили серией массированных атак, пытаясь захватить промзону и обезопасить трассу. По сообщению СМИ, стороны использовали тяжелые вооружения, которые должны быть отведены в соответствии с Минскими соглашениями. Украина и ДНР официально исчисляют двузначными цифрами свои потери, при этом говорят о сотнях погибших с противоположной стороны. Однако обе стороны признают, что понесли самые масштабные потери за долгое время. Наряду с военными, Украина и ДНР сообщают о погибших среди мирных жителей. Разрушительные бои привели к повреждению инфраструктуры и гуманитарному кризису в близлежащих населенных пунктах. Прекратила свою работу ДФС, практически остановился АКХЗ. Авдеевка осталась без электричества и водоснабжения. Донецк и часть Макеевки лишены воды и частично газа. В Авдеевке местные власти объявили чрезвычайное положение и начали добровольную эвакуацию мирных жителей.

Параллельно усилились бои в других точках на линии разграничения, в частности, возле поселка Коминтерново на Мариупольском направлении, села Ленинского Новоазовского района и на Светлодарской дуге недалеко от Дебальцево. 1-2 февраля обострилась ситуация в районе Марьинки и Красногоровки Донецкой области. Несмотря на то, что стороны договаривались о прекращении огня в рамках Контактной группы 1 февраля и в рамках Совместного центра по контролю и координации (СЦКК) 1 и 3 февраля, обстрелы с обеих сторон продолжались. По сообщению украинской стороны, в течение суток 2 февраля была зафиксирована максимальная интенсивность ведения огня по украинским позициям. В ночь на 3 февраля массированному обстрелу подвергся Донецк. В российском МИДе его назвали «варварским налетом». Из-за непрекращающихся обстрелов стороны так и не смогли восстановить поврежденные объекты инфраструктуры. 3 февраля остановить огонь призвал замглавы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг. В этот же день Министерство обороны Украины признало, что «боевые действия развернулись вдоль всей линии фронта, чего не наблюдалось с 2014 года». К концу недели ситуация оставалась критической. Боевые действия в районе Авдеевки так и не прекратились. Более того, к эскалации конфликта между ЛНР и Украиной может привести гибель заместителя командира корпуса Народной милиции республики Олега Анащенко, который 4 февраля был взорван в своем автомобиле. ЛНР назвало случившиеся терактом и обвинила в его организации Киев.

По традиции украинская сторона возлагает ответственность за эскалацию на республики и Россию. Однако 31 января первый замглавы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг заявил, что причиной кризиса стали «провокационные действия с обеих сторон». Москва в ответ сообщила о своем категорическом несогласии с оценками миссии. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, называя причины текущего кризиса, отметил, что «речь идет о провокационных действиях со стороны вооруженных сил Украины и со стороны отдельных отрядов». 31 января председатели Народных Советов ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Владимир Дегтяренко выступили с совместным обращением к лидерам России, США и Германии, в котором призвали «остановить Украину и заставить Порошенко прекратить преступную деятельность против народа Донбасса», а также прекратить огонь по мирным жителям и снять экономическую блокаду. Республики отвергли инициативу Киева провести срочное заседание Контактной группы в режиме видеоконференции, назвав это «пиаром на крови» и ссылаясь на то, что на 1 февраля и так запланирована встреча в Минске. При этом Пушилин напомнил, что «почти неделю вооруженные силы Украины провоцируют жестокие боестолкновения по всей линии фронта», и выразил уверенность, что Порошенко лично отдает приказы украинской армии. 1 февраля глава ДНР Александр Захарченко выступил с заявлением, что республика не ведет наступление и видит свою задачу в том, чтобы «загнать Украину обратно в Минские соглашения». 3 февраля Хуг признал, что эскалация не была спонтанной и что стороны в состоянии обеспечивать режим прекращения огня.

Главным интересантом обострения ситуации в Донбассе следует признать Киев. Украинские военные захватили авдеевскую промзону и перерезали снабжение ДНР через трассу Донецк-Горловка и Донецк-Луганск в воскресенье 29 января, на следующий день после телефонных переговоров Трампа и Путина. Опасения украинских властей в связи с тем, что Соединенные Штаты всерьез начинают рассматривать возможность смягчения антироссийских санкций в отрыве от ситуации в Донбассе серьезно усилились, и они сознательно пошли на риск эскалации. Возобновление локальных, но при этом масштабных боевых действий, которые сопровождаются жертвами среди мирного населения и гуманитарным кризисом, создает негативный фон для переговоров Москвы и Вашингтона. Кроме того, Киев рассчитывал на то, что зачинщиком Европа и США по традиции признают Россию, в результате чего смягчение санкций, а следовательно, и нормализация отношений с Кремлем, окажется для Вашингтона политически невозможным.

Одним из подтверждений этой версии стала публикация 30 января в немецкой газете Sueddeutsche Zeitung. В ней говорится, что в немецком правительстве кулуарно вину за текущее обострение в Донбассе возлагают на Украину. Руководство Германии пришло к такому заключению на основании отчетов ОБСЕ, которые фиксировали продвижение ВСУ в рамках линии разграничения. По сообщению издания, Киев тем самым стремится предотвратить смягчение санкций США в отношении России, и Порошенко ради этого готов пойти практически на все, что угодно. Немецкие власти считают, что украинский президент может сильно просчитаться: Трамп может смягчить санкции, потому что считает диалог с Москвой более выгодным для Соединенных Штатов, и Украина останется один на один с Россией в условиях продолжающейся войны.

Российское руководство, которое делает ставку на достижение договоренностей с администрацией Трампа, сейчас не заинтересовано в вооруженной эскалации в Донбассе. Соблюдение перемирия позволит Кремлю аргументировать, что именно Киев препятствует выполнению Минских соглашений, отказываясь от выполнения своих обязательств в политической части и блокируя весь переговорный процесс. В свою очередь, признание Соединенными Штатами ответственности за украинской стороной даст им возможность отвязать вопрос о санкциях от конфликта в Донбассе и хода Минского процесса, то есть прекратить делать российско-американские отношения заложником поведения Украины.

 

Экономические вопросы

Украинские власти бездействуют в отношении организаторов незаконной блокады Донбасса. Напомним, 5 января бывшие бойцы добровольческих батальонов и ряд депутатов Верховной Рады заблокировали железную дорогу Луганск-Лисичанск–Попасная на участке Горское-Золотое, а также станцию Светланово. При этом организаторы заявили о намерении прекратить железнодорожное сообщение и на других участках. Акцию осудили украинские официальные лица, а прокуратура Луганской области завела уголовное дело по факту блокирования транспортных коммуникаций. Однако никаких конкретных шагов с целью пресечения блокады и упреждения попыток ее расширения не последовало. 30 января националисты повредили участок железной дороги на перегоне Светланово-Шепилово в Донецкой области, вырезав более метра рельсов. В результате движение поездов стало невозможным.

На неделе украинские официальные лица вновь подвергли осуждению действия организаторов, не предприняв и на этот раз никаких ответных мер. Комментируя блокаду железнодорожного сообщения, 31 января премьер-министр Владимир Гройсман признал, что Украина не может обойтись без угля, получаемого из ДНР и ЛНР. Из 24 миллионов тонн энергетического угля 9 миллионов тонн сейчас Киев получает из республик. По технологии украинская энергетика не может использовать другой уголь. Для того, чтобы стать независимым от республик, Киеву придется провести дорогостоящую модернизацию, которая займет время. «Необходимо на все вещи смотреть абсолютно открыто и если кто-то радуется, что он перекрыл украинцам электроэнергию – я очень этим обеспокоен и хочу подчеркнуть – мы сделаем все для того, чтобы угля в Украине было достаточно для нужд населения и производства электроэнергии», – сказал Гройсман. Однако правительство, несмотря на признание потребности в угле Донбасса, не вышло за пределы публичных заявлений. Осудил блокаду и один из донецких олигархов, внефракционный народный депутат и бывший председатель Донецкой облгосадминистрации Сергей Тарута, назвав ее преступлением. Тарута сказал, что блокаду организовали «популисты и неответственные политики, которые сейчас подстраиваются под мнение своего электората вместо того, чтобы объяснять суть конфликта и решать эту проблему». При этом он назвал жителей неподконтрольных территорий «украинскими людьми», которым необходимо максимально помогать.

Бездействие украинских властей подчеркнул представитель России в Контактной группе Борис Грызлов, высказав также мнение, что блокаду следует квалифицировать как террористический акт. «В ряде случаев можно спорить, кто первым открыл огонь в той или иной точке линии соприкосновения, но ни у кого нет сомнений, кто перерезал рельсы на линии Попасная - Луганск, фактически проведя террористический акт. Подчеркиваю, на полностью подконтрольной Украине территории. Круг участников этих действий хорошо всем известен, поскольку эти люди просто бравируют своими поступками», – сказал полпред.

Республики не акцентируют большого внимания на блокаде, поскольку с их точки зрения разрушение экономических связей Украины с Донбассом автоматически толкает ДНР и ЛНР в сторону дальнейшего экономического сближения с Россией. К тому же Киеву все равно придется найти способы закупок угля в Донецке и Луганске ровно по тем причинам, которые озвучил Гройсман.

 

Позиция Украины

Президенты США и Украины провели первый телефонный разговор. Переговоры состоялись в субботу, 4 февраля. По сообщению пресс-секретаря Порошенко, президенты высказались за необходимость активизации диалога на всех уровнях. В связи с ситуацией в Донбассе «стороны выразили глубокую обеспокоенность из-за эскалации напряженности и ухудшения гуманитарной ситуации прежде всего в районе Авдеевки» и «подчеркнули насущную необходимость установления режима полного прекращения огня». При этом Белый дом отметил по итогам телефонного разговора, что Соединенные Штаты будут «работать с Украиной, Россией, а также всеми другими вовлеченными сторонами, чтобы помочь им восстановить мир вдоль границы». Переговоры, скорее всего, ограничились формальными обещаниями продолжить консультации и начать готовиться к двусторонней встрече. Тем не менее следует отметить, что ни Вашингтон, ни Киев не стали в своих сообщениях возлагать ответственность на кого-либо за кризис в Авдеевке и обошли вопрос о санкциях. Трамп воздержался, в отличие от своих назначенцев, от обвинений России и республик, и не дал никаких обещаний по санкциям, а возможно, и вообще не поднимал последнюю тему.

Негативно повлиять на мирный процесс может инициатива Порошенко провести референдум о вступлении Украины в НАТО. Стремление Донбасса к большей интеграции с Россией стало одной из причин конфликта. Поэтому агитационная кампания за вступление в НАТО, если референдум будет все-таки объявлен, а также результаты референдума еще больше будут усиливать раскол между Киевом, с одной стороны, и Донецком и Луганском, с другой.

Украинский президент сообщил о планах провести референдум 2 февраля в интервью немецкой газете Berliner Morgenpost. Он сослался на данные социологических исследований, согласно которым поддерживают вступление в альянс 54% украинских граждан. «Как президент, я прислушиваюсь к мнению моего народа и буду проводить референдум по вопросу о вступлении в НАТО. И если украинцы проголосуют, я сделаю все возможное, чтобы достичь членства в Североатлантическом альянсе», – сказал он. Сроки референдума президент не назвал. Одновременно Порошенко заявил, что ему не нужна военная помощь со стороны Запада и что Украина справится силами своей армии со стоящими перед ней угрозами.

Возможно, инициативу Порошенко можно рассматривать как начало подготовки к президентской кампании 2019 года. Глава украинского государства понимает, что не сможет решить проблему реинтеграции Донбасса и возвращения Крыма, пока он находится у власти. Напротив, в период его президентства Украина стала дальше от мира на востоке, а самоопределение Донбасса – все более реальным. Продолжение в стране экономического кризиса, который возник опять-таки в результате войны на Востоке и торговой войны с Россией, также не позволяет главе государства рассчитывать на большую поддержку населения. Порошенко необходимы символические победы, которые восстановят его рейтинг и дадут ему сильные аргументы для переизбрания. Предоставление безвизового режима Евросоюзом в этом году будет большим успехом украинской власти, однако одного его будет недостаточно. Тем более что позитивный эффект может сойти на нет к моменту старта президентской гонки. Подготовка референдума займет достаточно много времени, которое будет использовано для пиара главы государства. Порошенко сможет развернуть масштабную политическую кампанию по всей стране и возглавить ее. В случае успеха результатом кампании станет мобилизация электората накануне кампании по выборам главы государства. Не исключен и сценарий проведения референдума одновременно с президентскими выборами. Однако политтехнологам Порошенко придется просчитать риски того, что плодами кампании могут воспользоваться оппоненты президента, которые также будут поддерживать интеграцию в альянс.

Следует понимать, что результаты референдума будут иметь скорее символическое значение и не повлияют на оценку украинских перспектив вступления в альянс в самом НАТО. Налаживание диалога с Россией в НАТО все еще считают более приоритетной темой, чем возвращение в повестку обсуждения условий запуска процедуры членства для Украины. В этой связи показательны сообщения со ссылкой на источники в альянсе о том, что в НАТО на неделе приняли решение отказаться от встречи с украинскими представителями для переговоров по использованию системы противоракетной обороны в Европе. По сообщениям The Wall Street Journal, альянс проявляет осторожность в этом вопросе, потому что хотел бы избежать дальнейшего ухудшения отношений с Москвой. 2 февраля исполняющий обязанности руководителя представительства Украины при НАТО Егор Божок в ответ заявил, что Киев не планировал проводить консультаций с альянсом по размещению ПРО в соседних странах. На следующие день Божок также подчеркнул, что миссия Украины при НАТО и штаб-квартира альянса находятся с утра понедельника «в режиме кризисной коммуникации».

Между тем украинское руководство дает понять, что не поддерживает инициативу нового председателя ОБСЕ Австрии о поэтапном снятии санкций. Ранее министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц заявлял, что возможно следует вернуться к идее постепенного смягчения санкций в отношении России в обмен на результаты в имплементации Минских соглашений. 5 февраля глава МИД Украины Павел Климкин назвал это предложение «искаженной логикой». Слова министра можно объяснить тем, что отмена конкретных санкций в ответ на конкретные продвижения в мирном процессе потребует от Киева выполнения политических пунктов договоренностей, от чего он последовательно уклоняется с момента их заключения.

Киев пытается возвратиться к теме замены глав республик. 3 февраля в украинском издании «Зеркало недели» появилась публикация, в которой утверждается, что Россия якобы вновь готова обсуждать с украинскими властями замену глав республик. На неделе возможность ухода Захарченко и Плотницкого вбрасывалась украинской стороной также на фоне обострения в Авдеевке. Вместе с тем Москва неоднократно давала понять, в том числе используя публичные инструменты, что такой темы в повестке урегулирования нет. Так, в апреле 2016 года в Москве заявляли, что Захарченко и Плотницкий получили свой мандат на прямых выборах и проработают до окончания срока своих полномочий, то есть до ноября 2018 года, а возможно, и дольше. Поэтому данную публикацию можно рассматривать, как преднамеренный «вброс» со стороны украинских властей с целью пропаганды в ДНР и ЛНР версии неизбежного «слива» нынешних властей республик. Таким способ Киев стремится демобилизовать донбасское руководство в кризисной ситуации.

 

Позиция республик

Республики начали более активно использовать публичную апелляцию к мировому сообществу. Так, на неделе было заявлено о начале сбора подписей под обращением к мировым лидерам с просьбой заставить Киев прекратить «преступную деятельность против народа Донбасса». ДНР и ЛНР приняли решение не отдавать Киеву инициативу на международной арене и приступить к сбору подписей с требованием прекратить обстрелы и агрессию. Сбор подписей проходит под эгидой Народных Советов Донецкой и Луганской Республик. Так, в ЛНР этим занимаются общественные движения «Мир Луганщине» и «Луганский экономический союз». Всего республики планируют собрать в пределах 100-150 тысяч подписей и обещают каждую неделю отчитываться об их количестве. Они выразили надежду, что в результате этой акции мировые лидеры заставят президента Порошенко прекратить геноцид Донбасса. Инициатива вряд ли будет замечена европейскими политиками, но большим успехом для республик будет, если на нее обратят пристальное внимание международные правозащитные организации.

 

Позиция основных участников

Новая американская администрация не спешит обнародовать свои дальнейшие шаги по России и Украине. Отчасти это можно объяснить тем, что ключевые позиции в аппарате Совета по национальной безопасности и в Государственном департаменте остаются вакантными или до сих пор занятыми назначенцами предыдущей администрации, в том числе те позиции, в круг компетенции которых входит определение политики в отношении постсоветского пространства.

В последнее время в американских СМИ появилось много информации о том, что советник по национальной безопасности Майкл Флинн обладает слабыми менеджерскими качествами, что может привести к усилению роли Госдепартамента в формулировании внешней политики. Показательно, что в аппарате СНБ были объединены директораты по Европе и России и Центральной Азии в одну структуру. Это может означать, что Флинн пока не считает Россию и Украину приоритетными темами и делает больший акцент на Ближний Восток. Государственный секретарь Рекс Тиллерсон приступил к исполнению своих полномочий только 1 февраля и ему еще предстоит определиться с кадровыми вопросами.

С другой стороны, Трамп находится в непростой политической ситуации, когда не может оглашать изменение позиции первым, опасаясь роста обвинений в излишней заинтересованности в налаживании отношений с Москвой.

Следует учитывать, что продолжается сильное давление на администрацию и со стороны «ястребов» в Конгрессе. 2 февраля сенатор Джон МакКейн призвал предоставить Киеву оборонительное летальное оружие. Соответствующие полномочия президент США имеет в соответствии с Законом о национальной авторизации обороны за финансовый 2017 год. Белый дом пока оставил предложение сенатора без комментариев.

В любом случае американскому президенту выгодно представить, что Россия сейчас больше заинтересована в налаживании диалога с Вашингтоном, чем сами американцы, чтобы снизить давление на свою еще формирующуюся внешнеполитическую команду. Так, 5 февраля вице-президент США Майкл Пенс отметил, что ответ на вопрос о сохранении санкций Вашингтон получит в ближайшие месяцы. По словам Пенса, этот ответ будет зависеть «от того, увидим мы или нет какие-либо изменения в позиции России, а также от возможности действовать в общих интересах». Под последним вице-президент имел в виду борьбу против ИГИЛ (запрещенная в России организация). В заявлении Пенса следует обратить внимание на то, что Вашингтон ждет от России первого шага, пока не конкретизируя, в чем он должен состоять, а во-вторых, что администрация действительно рассматривает изменение позиции по санкциям вне зависимости от ситуации на Украине.

На неделе администрация также дала несколько сигналов, что позиция в отношении Украины и России пока не будет меняться. Так, 31 января генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что в телефонном разговоре с президентом США Дональдом Трампом и министром обороны Джеймсом Мэттисом участники пришли к общему согласию относительно необходимости диалога с Россией, но с позиции силы. Также генсек альянса отметил, что Соединенные Штаты продолжат наращивать военное присутствие в Европе, которое было начато администрацией Обамы.

2 февраля глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль на переговорах с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном уточнил, что отмена санкций возможна только после существенного прогресса в имплементации Минских договоренностей. При этом Габриэль по итогам встречи сообщил, что взгляды Трампа на конфликт в Донбассе и в отношении к России отличаются от позиции его вице-президента и госсекретаря. Этими заявлениями администрация прочертила черту, за пределы которой в данный момент она не готова выйти. Однако это можно рассматривать и как приглашения к диалогу. Трамп явно ждет, когда Путин первым сделает конкретное предложение о том, как он видит параметры восстановления российско-американских отношений. В таком случае американский президент будет более свободен в действиях и сможет заявить, что обязан дать конкретный ответ на инициативы Москвы.

В то же время первым признаком изменения в двусторонних отношениях стало смягчение санкций в отношении России. 2 февраля Минфин США разрешил «все сделки и действия» с участием российской Федеральной службы безопасности, которые были запрещены двумя указами Обамы от 1 апреля 2015 года и от 28 декабря 2016 года. Это решение позволит американским компаниям получать лицензию ФСБ для экспорта своих технологий в Россию и соответственно, снимет угрозу для поставок американской электроники. Белый дом поспешил сообщить, что решение носило технический и рутинный характер. Трамп также заявил, что не смягчал санкций в отношении России. Однако этот шаг продемонстрировал прагматичный подход новой команды. Администрация показывает, что готова идти на уступки в тех областях, где есть серьезное противоречие с интересами американского бизнеса. Можно допустить, что Трамп не собирается радикально менять политику своего предшественника и собирается налаживать отношения с Россией осторожно и постепенно, с таких конкретных кейсов, в которых очевидна выгода для обеих сторон.

В ситуации сохраняющейся неопределенности относительно позиции США Европейский союз вынужден играть роль главного «ястреба» в отношении России. Если в период администрации Обамы европейцы могли демонстрировать гибкость и готовность к смягчению позиции, то сейчас у них не осталось возможности для дипломатического маневра. 30 января председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подчеркнул, что сейчас не время для изменения санкционной политики союза. 2 февраля лидер группы Альянс либералов и демократов Европейского парламента Ги Верховстадт призывал президента Совета Дональда Туска и верховного представителя по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерику Могерини взять на себя ведущую роль в согласованных усилиях ЕС и вернуть в нужное русло Минский процесс. При этом он обвинил республики в военной агрессии, заявив, что они действуют «при поддержке и благословении России». По его мнению, ЕС должен сохранить существующие санкции и подготовить новые, если Россия продолжит игнорировать международное право. 5 февраля агентство Bloomberg сообщило, что Евросоюз планирует продлить еще на полгода истекающие 15 марта персональные санкции против россиян и украинцев, причастных к дестабилизации ситуации на Украине.

После избрания Трампа у европейцев появились как внутриполитические, так и внешнеполитические мотивы поддержки Украины. Учитывая непопулярность нового американского президента на континенте, европейским политикам выгодно занимать более жесткую позицию в отношении России и подчеркнуть тем самым слабость и оппортунизм США на фоне своей последовательности, надеясь заработать политические очки внутри страны. Кроме того, поддержка Украины может превратиться для европейцев в инструмент давления на Вашингтон, принуждения Соединенных Штатов к поддержанию необходимого ЕС уровня трансатлантической солидарности.

Фото:  OSCE SMM - Special Monitoring Mission to Ukraine /Facebook.com

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы