ENG

31 октября – 6 ноября: Патриотическая мобилизация

Еженедельный анализ политической повестки

Мероприятия власти и националистов в День народного единства, решение президента Владимира Путина разработать специальный закон о российской нации, перезагрузка системы экспертного сопровождения власти, усиление контроля спикера Госдумы Вячеслава Володина над «Единой Россией» и парламентом, успех общественной кампании по защите Ильдара Дадина стали главными событиями недели во внутренней политике.

Поствыборная деполитизация и эффект присоединения к победителю продолжают благоприятно сказываться на рейтингах власти. Согласно данным опроса Фонда «Общественное мнение», рейтинг президента Путина по сравнению с прошлой неделей не изменился, сохраняясь на уровне 64%. Оценки работы правительства со стороны граждан постепенно возвращаются к показателям до начала активной фазы избирательной кампании. 44% считают, что премьер-министр Дмитрий Медведев справляется со своей работой «хорошо», 36% – «плохо». Сохраняет тенденцию к росту и популярность партии власти. Рейтинг «Единой России» вырос на два пункта и достиг 49%. Таким образом, всего с момента голосования популярность единороссов среди граждан увеличилась на 7%. Рейтинги парламентской оппозиции удерживаются на стабильном уровне, за исключением ЛДПР. Партия Жириновского потеряла после выборов 3%. На конец недели ее рейтинг равняется 12%.

Развитие внешнеполитической ситуации остается ключевой переменной, влияющей на популярность власти в среднесрочной перспективе. В то же время опросы общественного мнения фиксируют нарастающие опасения граждан в связи с тем, что действия российского руководства могут вовлечь страну в военный конфликт с Западом. 31 октября были опубликованы результаты исследования «Левада-центра», посвященные отношению граждан к участию России в сирийском конфликте. Большинство цифр говорят о поддержке действий Кремля в Сирии. 52% положительно относятся к нанесению российскими ВКС авиаударов по Сирии, а 49% считают, что Россия должна продолжать участие в операции. Вместе с тем, 48% респондентов высказывают беспокойство, связанное с тем, что конфронтация России и Запада по Сирии «может перерасти в третью мировую войну». Для сравнения, в июле такого мнения придерживалось лишь 29% опрошенных.

Центральной темой недели стали мероприятия, посвященные празднованию Дня народного единства. Несмотря на раннее начало зимних холодов, власти в целом удалось организовать эффектное завершение мобилизационной кампании.

Главным событием праздничных мероприятий стало пафосное открытие памятника князю Владимиру в Москве с участием президента Путина, премьера Медведева, патриарха Кирилла и ряда заметных представителей политической и культурной элиты. В этой связи важно отметить смещение протокольных и смысловых акцентов. Традиционное возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади практически осталось незамеченным. Перенос центра мероприятий с Красной площади на Боровицкий холм может свидетельствовать о намерении власти существенно расширить временные рамки российской государственности и усилить компоненту, связанную с моральным авторитетом власти. Уравновесить же потерю прежних смысловых задач, связанных с развитием гражданского общества, призвано участие главы государства в форуме «Сообщество» за день до праздника. Впрочем, власть в ходе подобных мероприятий решает не только стратегические и идеологические, но и тактические кадровые задачи – подготовка к празднованию Дня народного единства стала поводом для публичной поддержки президентом Владимира Мединского. Встреча последнего с главой государства «под камеры» была призвана показать, что мощная информационная кампания против министра культуры не достигла результата.

Как и в прошлые годы, массовые акции по всей стране были использованы Кремлем для актуализации консенсуса системных политических сил вокруг патриотической повестки. Во всероссийской акции «Мы едины» удалось объединить парламентские оппозиционные партии, за исключением коммунистов. Формальным организатором шествия и митинга-концерта в Москве выступила Общественная палата. По официальным данным, на мероприятие в столице пришло более 80 тысяч человек, в том числе представители 150 организаций, включая ОНФ, и 40 политических партий. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, не участвовавший в акции «Мы едины», тем не менее присутствовал на открытии памятника князю Владимира вместе с лидерами других политических партий. Президент Путин акцентировал внимание на теме необходимости единства общества с целью преодоления стоящих перед Россией угроз. Выступая на церемонии, глава государства подчеркнул, что «наш долг – вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия идти вперед, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории». Президент также посетил выставку «Россия – моя история. 1945-2016» в Манеже – последнюю из серии четырех патриотических выставок.

Традиционные акции радикальных националистов, напротив, можно рассматривать как провальные. Для организаторов их численность снизилась до критического уровня. В Москве друг за другом состоялось три разных мероприятия. При этом ни одно из них, по настоянию столичной мэрии, не использовало бренд «Русский марш». Акция в Люблино, на которую пришли в основном сторонники примирения с Украиной, собрало лишь 350 человек. Его участники потребовали освободить бывших лидеров запрещенного движения «Русские» Дмитрия Демушкина и Александра Поткина. Альтернативное шествие в районе Щукинской было организовано незарегистрированной партией «Великая Россия» Андрея Савельева. Позже других на Суворовской площади провели свою акцию «За русскую солидарность» Игорь Стрелков и лидер незарегистрированной Национально-демократической партии Константин Крылов.

Мероприятия радикалов продемонстрировал глубокий раскол среди российских «правых», кризис повестки и дефицит лидерства. Наглядным доказательством этого стало усиление тренда на снижение интереса к самим акциям. Так, если в 2014 году шествия националистов собрали до 5000 участников, то в 2016 году совокупная численность всех акций не дотягивала до 1 000 человек. После вхождения Крыма в состав России и начала конфликта в Донбассе власть проделала большую работу по приватизации «правой» повестки, внесению раскола в праворадикальный лагерь и по вытеснению его представителей из медиаполя. Значительный урон националистам нанесли и превентивные действия со стороны правоохранительных органов.

Однако в этом году радикалы получили неожиданный подарок от власти. Общей темой, против которой объединились все националисты, стало негативное отношение к инициативе по принятию закона о российской нации. Так, Крылов и Стрелков вышли под лозунгами «Я – русский, а не россиянин!». Те или иные вариации этого лозунга использовались на всех трех акциях. Очевидно, что в ближайшее время вокруг этой темы будут создаваться новые линии конфликтов.

Накануне празднования Дня народного единства президент Путин поддержал инициативу по разработке специального закона о российской нации и об управлении межэтническими отношениями. 31 октября на заседании Совета по межнациональным отношениям с такой идеей выступил профессор РАНХиГС Вячеслав Михайлов, который с 1995 по 2000 год занимал пост министра по делам национальностей. В то время как основной акцент в обсуждении этой инициативы был сделан на лежащую в его основании недостаточно разработанную идеологию национального строительства, она содержит вполне определенное бюрократическое измерение. По словам Михайлова, закон будет опираться на Стратегию государственной национальной политики, которая была утверждена указом президента от 19 декабря 2012 года, и должен разграничить полномочия между различными ведомствами, которые занимаются межнациональными отношениями, а также между регионами и федеральным центром. На заседании Совета президент Путин особенно подчеркнул дефицит координации в этой сфере между структурами исполнительной власти на разных уровнях. В настоящий момент только на федеральном уровне таких структур более 10, при этом, по словам главы государства, «взаимодействие между ними подчас крайне низкое, неэффективное, не налажено и постоянное сотрудничество с научными и экспертными организациями».

Такое акцентирование на структурных проблемах позволяет предположить, что внутри властных структур уже развернулась борьба за то, кто будет готовить и реализовывать данный закон. Ключевым фактором для определения того, кто окажется в аппаратном выигрыше от принятия данного закона, будет публикация в ближайшие дни перечня поручения по итогам заседания Совета. После этого станет понятно, какая из структур власти займется координацией процесса подготовки законопроекта: возьмет ли эту работу на себя курирующий межнациональные отношения на Старой площади заместитель руководителя Администрации президента Магомедсалам Магомедов, отвечающий за внутриполитический блок первый заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко, курирующий в правительстве тему межнациональных отношений вице-премьер Александр Хлопонин или ответственным станет глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

Следует отметить, что соавтором публикаций Михайлова был действующий президент Дагестана Рамазан Абдулатипов. А куратор межнациональных отношений в Кремле, бывший президент Дагестана Магомедов давно лоббирует трансформацию Федерального агентства по делам национальностей в министерство, увеличение его полномочий и штата. С одной стороны, разработка данного документа будет свидетельствовать о важности чиновника, возглавляющего соответствующее ведомство, и его претензиях на аппаратное усиление. С другой – очевидно, что закон будет спорным и вызовет критику у ряда идеологических групп.

В данный момент в выигрыше от мероприятия остался глава ФАДН Игорь Баринов. После сентябрьских выборов циркулировали слухи о том, что созданное в 2015 году агентство может быть расформировано. В основном это связывалось с тем, что за назначением Баринова стоял бывший куратор внутренней политики Вячеслав Володин. Баринов с самого начала признавался фигурой довольно странной для координации работы в сфере национальных отношений. Эти претензии сохранились. Президент признал, что вопрос об отдельной структуре по координации национальных вопросов на федеральном уровне не решен. Свидетельством борьбы стал и призыв участников заседания Совета передать ФАДН дополнительные полномочия. Так, глава Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев предложил передать агентству выполнение программы по добровольному переселению в Россию соотечественников, лишив соответствующих полномочий Россотрудничество и МИД. ФАДН сейчас претендует на получение функций по адаптации мигрантов, что серьезно усилит позиции ведомства в борьбе за ресурсы и расширение финансирования. Кроме того, в случае принятия закона агентство, скорее всего, не только более четко зафиксирует объем своих полномочий и отношения с другими ведомствами, но и обезопасит себя от угроз ликвидации в будущем.

Однако принятие закона о российской нации содержит для власти определенные риски гальванизации радикальных националистов и присоединения более умеренных «правых» к их лозунгам. Поэтому важным моментом в разработке закона будет присоединение к этому процессу парламентской оппозиции и общественных организаций. В противном случае тема может стать одним из неприятных для Кремля сюжетов в президентской кампании.

В связи с пересменкой во внутриполитическом блоке Кремля и отсутствием значимых событий для демонстрации новых акцентов, в информационном поле время от времени усиливается внимание к «техническим» темам, связанным с внутренней политикой. На прошедшей неделе такими темами стали: начало подготовки к президентской кампании и процесс ревизии обслуживающих власть экспертных центров. Поводом для обсуждения стали встречи нового куратора внутриполитического блока Сергея Кириенко с политологами, социологами и политтехнологами. Кириенко уже провел три встречи с разными группами. На встречах присутствовали как эксперты, входившие в пул, сформированный Володиным, так и не входившие в него. На самом деле, ничего неожиданного в самом формате встреч нет. Кириенко, с одной стороны, требуется знакомство с некоторыми представителями экспертного сообщества, а с другой – внутриполитическая повестка ближайших полутора лет будет зациклена на президентских выборах и пока не будет ясности в этом вопросе – бесполезно обсуждать какие бы то ни было другие темы.

Усилило тему перестройки экспертного сообщества решение президента об освобождении с 4 января 2017 года Леонида Решетникова от должности директора «Российского института стратегических исследований» и назначении на эту должность бывшего директора СВР Михаила Фрадкова. РИСИ в последнее время был одним из главных поставщиков аналитических материалов для Администрации президента, Совета безопасности и спецслужб. Решетников неоднократно становился автором ряда резонансных тем, используемых во внутриполитической борьбе. Поэтому его отставку связывают, в том числе, как с желанием власти изменить качество предоставляемой ему экспертизы, так и с намерением сделать Центр менее публичным. Известно, что Фрадков предпочитает не демонстрировать свои взгляды на публику. В то же время нельзя исключить, что смена главы РИСИ может быть связана с излишней публичной активностью института по ряду направлений, за которые традиционно отвечают Администрация Президента и МИД.

Стратегия Кремля по работе с внешним экспертным пулом всегда носила прагматический характер и диктовалась решением конкретных задач, прежде всего в информационном поле, учитывая большое количество аналитических материалов, которые самостоятельно производят структуры исполнительной и законодательной власти.

Что же касается нового внутриполитического блока Администрации президента, то на начальном этапе своей работы он демонстрирует открытость к различным точкам зрения не только на происходящие в стране общественно-политические процессы, но и на технологии движения власти к тем целям, которые она в данный момент рассматривает для себя как приоритетные. Что же касается переконфигурации лояльного экспертного поля, то она будет определяться по мере того, как внутри власти будет сформировано представление о политических приоритетах на новую шестилетку. Возможно, это произойдет к концу года, уже после послания президента.

Используя аргумент о необходимости повышения качества законодательной работы, Володин укрепляет контроль над фракцией «Единой России» в нижней палате парламента и над Госдумой в целом. Фракция правящей партии создает двухступенчатую систему, позволяющую, с одной стороны, при желании свести к минимуму попадание нежелательных законодательных инициатив в информационное поле, а с другой – получить спикеру контроль над фракцией через лояльных ему депутатов. Думские единороссы объявили о создании 12-ти тематических экспертно-консультационных советов. Перед внесением своего законопроекта в нижнюю палату все члены фракции будут вынуждены сначала получить одобрение профильного совета, а затем специального координационного органа, который будет выносить окончательное решение о рекомендации или нерекомендации законопроекта к принятию. В противном случае, если депутат решит обойти эту систему, предложенный им законопроект не имеет шансов быть принятым. Советы возглавят депутаты, лояльные председателю Госдумы Володину. Главой специального координационного органа станет первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, который был демонстративно «обижен» при распределении руководящих постов в Думе.

Создание такой системы следует рассматривать в контексте начатой Володиным борьбы за сохранение части своего влияния на внутреннюю политику. Новый спикер последовательно выстраивает вертикальное управление парламентом и фракцией единороссов, в частности, замкнутое на контролируемый им через Татьяну Воронову аппарат и лояльных ему депутатов. До этого парламент запретил голосование по доверенности, сократил время, отведенное на встречи с избирателями в регионах, а фракция единороссов начала формировать планы на региональную неделю под контролем спикера. Также планируются поправки в регламент для введения штрафов за пропуск заседаний. На неделе аппарат Думы скорректировал план международных поездок депутатов в направлении отказа от «парламентского туризма». Кроме того, по сообщениям СМИ, своим распоряжением Володин запретил сотрудникам Управления по внутренней политике АП посещать заседания Совета Думы, фракций и комитетов.

Володин пытается убедить Кремль, что парламент может играть более весомую роль в Системе без потери эффективности и что спикер может управлять как партией, так и парламентом в целом без плотного кураторства со стороны внутриполитического блока Администрации президента, при этом проводить приоритетные для исполнительной власти законопроекты и еще более жестко контролировать действия и высказывания самих депутатов.

Успехом для нелояльных власти общественных организаций стала кампания в защиту Ильдара Дадина. С другой стороны, впервые за долгое время власть продемонстрировала быструю и позитивную реакцию на возмущение в социальных сетях, которое поддерживали представители либеральной общественности. Либеральный активист Дадин стал известен благодаря проведению одиночных пикетов. Он был осужден на 2,5 года по статье «неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга». 1 ноября в СМИ были опубликованы письма заключенного к своей жене Анастасии Зотовой, в которых он рассказывал о применяемых к нему пытках со стороны начальства колонии. Публикация вызвала мощную волну негодования в Интернете.

Власть среагировала очень быстро. О начале проверки сообщили ФСИН и Следственный комитет. Однако вмешательство силовиков лишь усилило резонанс. ФСИН признала применение силы, но потом заявила о существовании записи, где Дадин опровергает свои обвинения в пытках, и что независимые врачи не нашли следов избиений. 3 ноября в колонию направилась уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. О визите Москальковой СМИ рассказал новый куратор внутренней политики Сергей Кириенко. По итогам встречи с Дадиным и руководством колонии омбудсмен признала, что подтвердить или опровергнуть применения насилия к заключенному за пределами камеры она не может. При этом Москалькова сказала, что верит одновременно словам Дадина и словам сотрудников колонии. В качестве компромиссного решения она предложила перевод активиста в другое следственное учреждение. По информации СМИ, начальник колонии был временно отстранен от должности. Однако, по заявлению пресс-службы ФСИН, он ушел в плановый отпуск.

3 ноября стало известно, что директор ФСИН Геннадий Корниенко предложил бывшему члену Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Анне Каретниковой занять пост своего советника по правам заключенных. Это решение было воспринято как попытка ведомства спасти свою репутацию в непростой ситуации. Каретникова пользуется большим авторитетом в правозащитном движении. Она входит в совет правозащитного центра общества «Мемориал», которое было включено в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, и на протяжении 9 лет входила в состав ОНК. В функции последнего входила проверка московских учреждений ФСИН. Каретникова не прошла в последний состав ОНК, поскольку ее кандидатуру не поддержал совет Общественной палаты, что, в свою очередь, было истолковано как результат давление силовиков.

В кейсе с Дадиным обращает на себя внимание моментальная реакция власти – как силового, так и политического блока. Как только первые проверки ФСИН и Следственного комитета не дали результата, в историю столь же оперативно вмешался политический блок, в результате чего конфликт был погашен. Некоторые наблюдатели увидели в этой истории наглядную демонстрацию отличия стиля нового куратора внутренней политики Кириенко и его готовности более чувствительно относиться к запросам со стороны гражданского общества.

Фото: Портал мэра Москвы

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы