ENG

5 – 11 декабря: Внимание к НКО

Еженедельный анализ политической повестки

Повестку последних недель декабря по традиции формируют итоговые мероприятия власти. Первым в этом списке было ежегодное Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию, которое было оглашено 1 декабря. 15 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев даст интервью российским телеканалам. 20 декабря председатель правительства и партии власти подведут итоги года вместе с фракцией «Единая Россия». Наконец, завершит год ежегодная пресс-конференция главы государства 22 декабря. В результате информационный фон сильно уплотняется, а внимание к важнейшим проблемам резко снижается. Происходит «перенакачка» аудитории, которая становится слабочувствительной к различного рода сигналам сверху.

К концу года власть продолжает медленно укреплять свои позиции. По итогам недели электоральный рейтинг президента Владимира Путина увеличился на один пункт и составил 66% (данные ФОМ). Уровню поддержки главы государства есть, куда расти. Эта цифра все еще на 9% ниже максимумов 2015 года. Электоральный рейтинг партии власти восстанавливается после думской кампании, достигнув 50%, что также на 6% меньше зарегистрированных в 2015 году показателей. Поддержка правительства остается на стабильном уровне. 45% респондентов считает, что премьер-министр Дмитрий Медведев работает на своем посту хорошо, 36% – плохо (на 1% меньше, чем на прошлой неделе). Рост поддержки власти вряд ли можно считать реальным показателем, доказывающим увеличение социального оптимизма. Ситуативно играет фактор конца года. С учетом предстоящих итоговых мероприятий и их усиленной информационной поддержки рейтинги будут еще повышаться.

На этом фоне внимание на некоторое время привлекают различные рейтинги и итоговые оценки ситуации в регионах. Так, на прошедшей неделе Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина сообщил, что напряженная социально-экономическая ситуация отмечается только в девяти субъектах. Самыми неблагополучными регионами при этом названы Саратовская и Челябинская области. В них сохраняется высокий протестный потенциал, напряжение в экономике и в институтах власти. До конца года будут обсуждаться еще несколько подобных исследований и рейтингов. Большинство из них, впрочем, скорее можно отнести к инструментам политтехнологического рынка, и связаны они со стремлением тех или иных групп политтехнологов закрепиться в информационном пространстве в качестве привлекательных партнеров для региональных властей.

Обнародованные крупнейшими поллстерами рейтинги ежегодного Послания президента дают неоднозначную картину. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», результаты пропаганды послания довольно скромные. 72% россиян знают и что-то слышали о Послании. Число тех, кто знает, второй год подряд удерживается на максимальном значении – 46%. Однако число тех, кто видел Послание, в 2016 году было меньше на 5%, чем в 2015 году, – 49%. В этом году обращение удостоилось и меньшего количества позитивных отзывов. 40% респондентов заявили, что Послание произвело на них положительное впечатление – на 7% меньше, чем в 2015 году. ВЦИОМ дает более позитивные для власти цифры. Согласно данным центра, интерес к Посланию в этом году вырос. Рекордные 43% респондентов заявили, что знакомы с его содержанием, против 45%, которые не следили за обращением. В 2015 году Послание заинтересовало лишь 35% опрошенных. 77% россиян, знакомых с содержанием выступления главы государства, отметили, что президент Путин в целом понимает реальную ситуацию в стране.

Приближение президентских выборов продуцирует и будет продуцировать в ближайшее время все новые сигналы со стороны власти. С одной стороны, ей нужно успокоить элиты, чересчур напряженные постоянными вбросами о возможности досрочных выборов. С другой – важно не снижать напряжение ниже определенного уровня. Чрезмерная успокоенность тоже опасна.

На неделе был дан очередной сигнал, что президентские выборы состоятся в положенный срок. Глава Центризбиркома Элла Памфилова специально подчеркнула, что голосование пройдет в марте 2018 года и что досрочная кампания в 2017 году была бы невозможна по техническим причинам. Очевидно, что ЦИК не может делать каких-либо иных заявлений. Внимание СМИ к этому заявлению Памфиловой было высоким, но сама новость не вышла за пределы политизированной аудитории.

В то же время президент Путин сделал заявление, которое можно интерпретировать как доказательство намерения сохранить интригу в президентской кампании. Интересно, что глава государства за последний месяц повторяет формат прямого общения с рабочими, более свойственный предвыборному календарю. 12 ноября Путин посетил ПАО «Автодизель» в Ярославле, а 5 декабря встретился с работниками ООО «Этерно» в Челябинске. На этой встрече, отвечая на постановочный вопрос о своей мечте, глава государства сказал, что хотел бы успешно завершить свою карьеру. А рассказывая о своих увлечениях, Путин сообщил, что хочет путешествовать. Напомним, ранее глава государства подчеркивал, что пока не принял решения о своем участии в президентских выборах. Не коснулся он темы предстоящей кампании и во время Послания Федеральному собранию.

Путин остается верен своему стилю – все говорится таким образом, чтобы сохранить интригу и возможность использовать наиболее комфортный повод для объявления о намерении начать президентскую кампанию. Поэтому мнения экспертов традиционно разделились. В словах президента одни увидели указание на то, что он действительно пока не решил для себя вопрос об участии в выборах и оставляет открытым окно возможностей для потенциального преемника. Другие, напротив, констатировали начало президентом собственной кампании по переизбранию. Каково бы ни было решение Путина, можно предположить, что, как и раньше, он будет управлять кампанией, поддерживая элиты длительное время в состоянии неопределенности и оценивая те объективные ограничения и возможности, которые существуют для его политики как внутри страны, так и за ее пределами. Новые сигналы со стороны президента можно также ожидать во время предстоящей ежегодной пресс-конференции.

5 декабря был опубликован перечень поручений по реализации Послания президента. В соответствии с правилами бюрократической вертикали ответственность за их исполнение в основном была возложена на правительство. Однако, как и раньше, в пиар-кампанию власти по продвижению Послания вовлечены множество игроков и институтов. О своей готовности реализовывать Послание заявили Государственная Дума, Совет Федерации, региональные законодательные собрания и партия власти. Следует отличать эту кампанию от реальной практики принятия решений. Всем субъектам, кроме кабинета министров, отведена в этом процессе техническая роль. За содержание законопроектов и за сроки их внесения будет отвечать правительство. При этом Госдума, ее руководство, партия, в меньшей степени Совфед и законодательные собрания будут максимально пиариться на Послании, раздувая роль законодательной власти в его выполнении. Кремль заинтересован в таком разделении ответственности, чтобы создать видимость усиления роли института парламентаризма во властной вертикали. Что касается самого списка, то наибольшее внимание привлекло поручение кабинету министров не позднее 30 мая 2017 года разработать комплексный план мер, которые обеспечат российской экономике в 2019–2020 годах темпы роста выше мировых. Эта инициатива, возможно, займет одно из важнейших мест в предвыборной программе кандидата в президенты от власти.

Как и ожидалось, довольно спокойно завершилось в Госдуме голосование за федеральный бюджет на 2017–2019 годы. Во всех трех чтениях бюджет поддержала только фракция «Единая Россия». Три оппозиционные партии – КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» – отказались отдавать свои голоса за главный финансовый документ страны. В этом году в связи с парламентскими выборами рассмотрение бюджета было более скоротечным. Практика бюджетного процесса ничем не отличался от предыдущих лет. По сложившейся традиции «Единая Россия» не меняла параметров бюджета, заранее договорившись с правительством о перераспределении расходов на социальную сферу и на партийные проекты. Объем перераспределенных средств, однако, превысил обычные показатели и составил порядка 540 миллиардов рублей. Кроме того, депутаты не поддержали одобренное кабинетом министров решение об увеличении ставки взносов на обязательное медицинское страхование с 5,1% до 5,9% с 2019 года. Подобные «демарши» со стороны парламентского большинства имели место и раньше. Тем не менее следует ожидать, что новое руководство Госдумы будет провоцировать больше несогласия с правительством по периферийным вопросам, чтобы представить СМИ новые аргументы о своей возросшей самостоятельности.

Большое внимание социальных сетей вызвала перепалка между Никитой Михалковым и Ельцин-центром. Исход этого противостояния имеет значение с точки зрения борьбы консерваторов и либералов в правящей элите за присвоение результатов политики власти и сохраняющихся ожиданий относительно смягчения курса во внутренней политике. Вместе с тем, практически незамеченной осталась пятилетняя годовщина начала «болотных» протестов. Лояльные СМИ решили сами напомнить о данном событии показом очередного разоблачительного документального фильма. В фоновом режиме на неделе продолжались и скандалы, связанные с недовольством депутатов Госдумы новыми правилами в нижней палате.

Центральным событием во внутренней политике стало согласие власти на повторный пересмотр «закона об иностранных агентах». Среди других событий можно выделить попытки спикера Госдумы усилить контроль над «Единой Россией», особенно важные в контексте подготовки к предстоящему съезду партии власти, информационную кампанию вокруг возрождения движения «Наши», очередной успех лоббистов воссоздания министерства по делам национальностей, а также объявление Михаилом Ходорковским о формировании собственной медиаимперии в Интернете.

Президент Путин поддержал инициативы правозащитников по изменению законодательства об НКО. То, что власть может смягчить позицию, стало понятно уже после первых сообщений по итогам встречи первого заместителя руководителя Администрации президента Сергея Кириенко с президиумом Совета по правам человека 5 декабря. Главной темой стали различные «перегибы» при включении общественных организаций в реестр иностранных агентов. Кириенко сообщил, что закон отметить невозможно, однако дал понять, что после изучения его практики применения он может быть усовершенствован таким образом, чтобы исключить случаи его произвольного использования против любых НКО. Также важным стал сигнал, что из реестра иностранных агентов могут быть исключены ряд организаций, например, «Левада-центр» и «Мемориал». Сообщения и утечки о встрече Кириенко с представителями СПЧ стали своеобразным пробным шаром в подготовке к мероприятию с участием президента.

8 декабря президент Путин провел ежегодную встречу с членами президентского Совета по правам человека. В целом президент жестко парировал жалобы правозащитников, однако в итоге согласился «посмотреть» еще раз закон об иностранных агентах, признал проблемы в связи с «Левада-центром» и НКО, работающими в сфере экологии. Соответствующие поручения получил Кириенко и бывший глава Администрации президента Сергей Иванов, который сейчас курирует экологическую проблематику. Напомним, в 2016 по поручению президента Путина и под руководством тогдашнего куратора внутренней политики Вячеслава Володина понятие «политическая деятельность» в законе об иностранных агентах уже подвергалось уточнению. Но СПЧ раскритиковало предложенные поправки и заявило, что поручение президента не выполнено.

Глава государства дал четко понять общественным организациям, что им придется смириться с введением самого понятия «иностранный агент». Соответствующий реестр будет сохранен. Государство продолжит применять закон, руководствуясь интересами национальной безопасности. Не исключено и использование закона в политических целях. Однако при этом президент Путин подчеркнул, что власть готова реагировать на конкретные случаи, которые негативно воспринимаются общественниками. Позицию главы государства можно признать рациональной – накануне президентских выборов отказываться от такого инструмента было бы недальновидно. Какого-то особого усиления давления на Кремль по этому поводу не фиксируется. Пойдет ли власть на то, чтобы сформулировать более мягкие правила игры в сфере некоммерческих организаций и избежать случаев непредсказуемого и репрессивного применения законодательства, остается под вопросом.

В то же время для первого замруководителя Администрации президента повторное изучение закона об иностранных агентах станет хорошим тестом. Кириенко в условиях формирования нового стиля внутренней политики важно сохранить определенный баланс между интересами власти и НКО. Если он будет действовать по модели своего предшественника и сохранит текущую избирательную практику применения закона, либо еще больше усилит его характер, он может подвергнуть сомнению часть ожиданий, связанных с его приходом на Старую площадь, особенно в либеральной среде. С другой стороны, он не может сильно ослаблять позиции власти в этом болезненном вопросе и лишать ее важных инструментов, так как это может вызвать недовольство силовиков и консервативно настроенной части элиты. В этом кейсе Кириенко необходимо добиться результата, который временно устроит всех, повысив доверие к нему со стороны конкурирующих игроков и убедив их в том, что он в состоянии использовать весь имеющийся у него арсенал аппаратных полномочий.

Номенклатурно-политическая группировка Володина ведет борьбу за усиление контроля над «Единой Россией». Эта задача обостряется в условиях подготовки партии власти к очередному съезду в феврале 2017 года. На нем будут переизбраны председатель партии, генеральный и высший советы, а также их руководители. Предполагается, что о дате мероприятия лидер партии Медведев объявит 20 декабря на встрече с фракцией единороссов. Пока, судя по утечкам и слухам, большой интриги на съезде не ожидается. Медведев, скорее всего, будет переизбран председателем партии. Сохранят свои руководящие посты и люди Володина.

Распределение бюджета партии и стратегическое управление находятся в руках Генерального совета, который возглавляет близкий к Володину, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. Два из пяти заместителей Неверова в Генсовете – Виктор Кидяев и Ольга Баталина – входят в круг доверенных лиц Володина. Баталина сегодня рассматривается как главный кандидат на замену Неверова. Наблюдатели отмечают ее неестественно нервную реакцию на подобные предположения, которые, впрочем, активно поддерживаются из окружения Володина. Подтверждением этой перестановки пока можно считать сохранение за Неверовым в виде исключения должности вице-спикера и почти неприличный дефицит женщин на важнейших постах в руководстве партии. Вместе с тем нельзя исключать, что ресурса спикера для продвижения Баталиной может не хватить.

Володин уже успел сформировать пул кадров на замену ряда замов секретаря Генсовета. Как ожидается, вместо Кидяева курировать в Генсовете работу с регионами вскоре будет другой ставленник Володина Виктор Селиверстов, работавший под его началом в Администрации президента заместителем начальника Управления по внутренней политике. Три оставшихся заместителя Неверова – Андрей Исаев, Евгений Ревенко и Сергей Железняк – находятся в сильной зависимости от председателя Госдумы и обязаны лично ему своим избранием в Думу. Ревенко назначен недавно и его перспективы в качестве зама следует считать весьма оптимистичными. Куда хуже дела обстоят у других заместителей Неверова. Вероятно, что пост замсекретаря Генсовета в рамках «тренда на обновление кадров» потеряет Железняк. Ни для кого не секрет, что его отношения с Володиным сильно испортились, а отношения с новым руководством Москвы, от одного из округов которой он избрался в Госдуму, так и не сложились, в результате чего Железняк потерял все свои посты в Думе. Кроме того, он уже длительный срок занимает эту партийную должность и давно рассматривается как потенциальный отставник. Нельзя исключать, что подобная участь ожидает и Андрея Исаева. Первым сигналом об этом стало назначение его первым замом руководителя фракции ЕР, отвечающим за законопроектную деятельность и главой совета партии по законопроектной работе. Однако сохранение Исаева лоббирует глава ФНПР Михаил Шмаков. Еще один кадр Володина – руководитель Центрального исполнительного комитета Владимир Бурматов. Он также пользуется доверием со стороны Медведева, поэтому его сохранение в этой должности весьма вероятно.

Однако интрига с обеспечением влияния Володина в партии сохраняется. Если в случае с ОНФ окружение спикера разными способами привлекало внимание к тому, что он не претендует на полномочия по кураторству фронтовиков, то в отношении «Единой России» этого пока не произошло. Напротив, в рамках подготовки к съезду партии появляются сигналы, что группировка Володина хотела бы сохранить за собой ключевые рычаги управление единороссами. Это явно противоречит президентскому решению о полной передаче функционала куратора внутренней политики от Володина к Кириенко. Не нравится эта активность и председателю партии Медведеву. У него нет своих людей для партийной работы, но одновременно он не готов отдавать спикеру работу с партийной структурой, тем более учитывая характер отношений Володина с рядом партийных назначенцев. В этой связи можно ожидать, что кулуарная борьба за контроль за партией власти и некоторыми ее важными частями будет одним из главных сюжетов первых двух месяцев предстоящего года.

Новая команда внутриполитического блока Кремля уже начала знакомиться с руководством партии. Так, в состоявшемся на неделе заседании президиума Генсовета впервые участвовал глава Управления по внутренней политике Андрей Ярин. Встречался с партийцами в закрытом режиме и Кириенко.

В рамках подготовки к съезду группировка Володина консолидирует в своих руках контроль над партийными проектами. В СМИ появилась утечка о скандале вокруг партийного проекта «Гражданский университет». Университет обвинили в невыплате зарплаты своим преподавателям. Координатором проекта является председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Сообщение об этом скандале появилось в статье журналиста, давно входящего в пул спикера Госдумы. Можно предположить, что оно инспирировано Баталиной, которая недавно стала куратором всех партийных проектов и пытается замкнуть нити управления ими на себе, вытеснив всех более или менее независимых игроков, которые имеют потенциал к смене неформальной «присяги».

Пока наиболее вероятным сценарием является тот, при котором спикер Госдумы захочет поделиться с внутриполитическим блоком Кремля лишь частью своих реальных инструментов по управлению «Единой Россией». Его аппаратным аргументом, скорее всего, будет необходимость смычки партии и фракции в Госдуме для формирования единой повестки и упрощения ее продвижения в СМИ и среди избирателей. Володин попробует доказать, что единороссам необходимо, как и другим партиям, опираться на те инициативы, которые они внесли и провели через парламент, а не только на результаты работы исполнительной власти. Это сделает ЕР более самодостаточной в глазах избирателей и станет первым шагом на пути превращения единороссов из машины для голосования в современную партию.

На Старой площади могут даже согласиться на такую стратегию. Главная задача УВП сейчас – выборы президента, а не партийные «разборки». Однако ее реализация создает почву для конфликтов в ходе проведения региональных и федеральных выборов. За результаты выборов перед президентом отвечает внутриполитический блок, а не спикер Госдумы. УВП неизбежно придется взять под свой контроль повестку, кадры и менеджмент партии, отвечающий за избирательные кампании на постоянной основе, поскольку распределение полномочий не может происходить по несколько раз в год. В результате перед съездом следует ожидать попыток Кремля вернуть полный контроль над «Единой Россией». Новая команда на Старой площади либо попробует привести в руководство ЕР своих людей, либо договориться о четких правилах игры с окружением Володина. Однако, учитывая амбиции и ресурсы последнего, консенсуса будет достичь сложно. Поэтому не исключено сохранение статус-кво до Единого дня голосования 2017 года, после которого у Кириенко наверняка появятся сильные аргументы для проведения кадровых перестановок в «Единой России».

Решить усилить свое влияние на «Единую Россию» может и Медведев. Переизбрание премьера на пост председателя будет трактоваться как его большая политическая победа. В том числе это будет означать, что он пользуется высоким доверием со стороны главы государства, чтобы, в случае наиболее вероятного сценария выдвижения Путина в президенты на новый срок, сохранить пост главы кабинета министров и после 2018 года. Ожидания относительно того, что Медведев начнет привлекать своих людей на руководящие посты в партии, чтобы, наконец, превратить ее в более лояльный себе политический актив, сохраняются. Однако пока они не имеют никаких оснований – никакой особой команды для партии у него нет. Следует учитывать и тот факт, что если премьер-министр рассчитывает вернуться на пост президента через какое-то время, он нуждается в «Единой России» как в весомом подкреплении своих политических амбиций. В этой ситуации союз Медведева с Володиным выглядит вероятным и естественным.

Сообщения о возрождении некогда главного проекта Кремля в молодежной политике оказались фэйком. Анонсированный на 10 декабря съезд движения «Наши» так и не состоялся. О его организации сообщили бывшие члены движения, которые не относились к его руководству. Они успели запустить сайт «Очевидный выбор 2018», назвав себя Общественным штабом Путина, и объявили своей главной задачей «сделать так, чтобы Путин оставался у руля власти в ближайшее десятилетие». Позднее комиссары признали эти сообщения розыгрышем и «политической мистификацией». По их словам, они тем самым хотели показать, что «в обществе настолько силен запрос на общественные проекты, что СМИ и политологи готовы уцепиться за любую информацию об их появлении». Напомним, движение прекратило свое существование в 2012 году, когда куратором внутренней политики стал Володин.

Можно допустить, что история с так и не состоявшимся съездом была нацелена на привлечение внимание Кириенко к ликвидации молодежной политики после 2012 года. Кремлевские молодежки, за исключением МГЕР, были фактически распущены, а «молодогвардейцы» по прежнему довольствовались ролью младшей обслуги партии власти. В «нулевые» молодежные движения обещали быстрый кадровый лифт и политическую карьеру. Особенно это важно было для выходцев из провинции. С приходом на Старую площадь Володина большинство активистов было вытеснено из политической жизни или покинули политику добровольно. Многие из них сохранили обиду на власть.

Реванш бывших лидеров молодежек исключен. Смысла в воссоздании прежних структур или в создании новых по старым шаблонам не видят ни сами бывшие активисты, ни власть. Однако дефицит молодежной политики, как и переоценка степени лояльности молодого поколения, могут стать большой проблемой для власти. В этой связи нельзя исключать появления новых проектов в этой сфере до президентской кампании. Кремль нуждается как в нестандартных ходах, так и в расширении своих инструментов за счет повышения разнообразия публичных общественно-политических проектов, рассчитанных на различные аудитории. В этой работе могут оказаться вновь востребованными многие члены бывших кремлевских молодежек.

Превращение Федерального агентства по делам национальностей в министерство стало более вероятным. На неделе был опубликован список поручений по итогам заседания совета по межнациональным отношениям 31 октября. Курировать подготовку так называемого закона о российской нации (проект «нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа РФ (российской нации)») поручено заместителю руководителя Администрации президента, курирующего межнациональные отношения, и председателю президиума профильного совета Магомедсаламу Магомедову. До 1 июня 2017 года правительству также поручено определить ведомство, которое будет «вырабатывать и реализовывать» госполитику и нормативно-правовое регулирование «в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов». Кроме того, Администрации президента поручено подготовить до марта 2017 года предложения о проведении года единства российской нации. Такой тематический год, скорее всего, может быть объявлен в 2018-м, а сам факт этого использован в контексте президентской кампании.

Лоббистские усилия Магомедова по восстановлению министерства по делам национальностей вступили в решающую стадию. Куратор межнациональных отношений в Кремле ранее публично предлагал повысить статус Федерального агентства по делам национальностей до статуса министерства, наделив его полномочиями по адаптации мигрантов. В правительстве у Магомедова есть мощный аппаратный союзник в лице вице-премьера Александра Хлопонина, который, соответственно, курирует межнациональные отношения в кабинете министров. В ближайшие полгода они должны заручиться поддержкой Медведева на повышение статуса ФАДН. Президент, по всей видимости, склоняется в пользу создания министерства, однако решил делегировать этот вопрос премьеру, возложив на него ответственность по поиску ресурсов.

В том случае, если будет принято положительное решение по восстановлению министерства по делам национальностей, можно допустить три варианта развития событий. Во-первых, пост министра может получить сам Магомедов, который давно хочет перейти на публичный пост в федеральной исполнительной власти. В этом его поддерживает Хлопонин, который будет куратором министерства. Однако препятствием для этой схемы является одна весомая проблема – межнациональными отношениями будет заниматься представитель одной из национальных республик, что может не понравиться другим республикам, которые предпочли бы видеть на этом посту более независимую фигуру. Магомедов может попытаться их переубедить, преподнеся возрождение министерства как свою заслугу в их интересах. Во-вторых, министром может быть назначен действующий глава ФАДН Игорь Баринов. Он будет полностью зависим и управляем со стороны Магомедова и Хлопонина. Тем не менее его недостатком является отсутствие большого управленческого опыта и, как следствие, недостаточный аппаратный вес. Не исключен и третий вариант, когда президент Путин предложит своего кандидата, который будет равно дистанцирован от всех лоббистов возрождения министерства.

Михаил Ходорковский ищет возможности для усиления своего влияния на российское медиаполе. В 2017 году бизнесмен профинансирует запуск первых пяти тематических СМИ – «Открытая экономика», «Центр управления расследованиями», «Инфометр», «Гаусс» и «Культтриггер». Руководить проектами будут известные российские журналисты и редакторы. Новые СМИ займутся расследованиями деятельности власти и формированием альтернативного представления о происходящих в стране событиях.

Важным инструментом для работы станет привязка к каждому собственному СМИ пула лояльных Ходорковскому политиков. Такая раскрутка чрезвычайно важна в условиях отсутствия у них доступа в лояльные власти СМИ, особенно в преддверии региональных выборов 2017 года.

Другая цель Ходорковского – создать площадки для профессионального развития и карьерного роста журналистов, также альтернативные лояльным государству СМИ. Таким образом создаются территории для профессиональной эмиграции – перемещению недовольных из лояльных СМИ в новые издания без переезда за границу. Поскольку анонсировано, что в следующем году «Открытая Россия» планирует довести число своих членов до 1000 человек (с 200), прежде всего за счет регионов, то можно ожидать, что новые СМИ станут и одним из инструментов мобилизации нового актива в организацию. Смогут ли эти медийные инструменты заработать – станет понятно и по тому, как быстро будут запущены оставшиеся информационные проекты.

Ходорковский делает ставку на долгосрочное противостояние с властью. При этом он открыто признает что у него до сих пор отсутствуют инструменты эффективного влияния на события в России. Пока ни один из его проектов ни в сфере политики («Открытые выборы»), ни в медиа (сайт «Открытая Россия») не оказался удачным. Сайт не смог составить конкуренцию не только государственным СМИ, но и либеральным нишевым медиа. Даже если инициатива Ходорковского в части создания привлекательного варианта трудоустройства профессионалов на российском медиарынке и реализуется, то к президентским выборам она может лишь создать незначительные проблемы для власти. Кроме того, власть всегда может применить различные методы давления на СМИ, финансируемые Ходорковским, что будет отталкивать наиболее известных журналистов от сотрудничества с ним. Использовать же подобные сайты исключительно как интернет-площадки для обсуждения актуальных тем бесперспективно. Эту роль давно выполняют социальные сети и тренда на перемещение пользователей из соцсетей обратно в СМИ не наблюдается. Скорее наоборот.

Фото: пресс-служба президента РФ

Полная версия еженедельного мониторинга "Анализ политической повестки недели" доступна по подписке.

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы