ENG

6 – 12 марта. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Провал решения Контактной группы о разведении сил и средств, предложение Киева перейти к переговорам в «будапештском формате», рассмотрение иска Украины к России в Международном суде ООН, признание украинских переговорщиков в политической подгруппе в саботировании договоренностей «нормандской четверки» определяли повестку урегулирования конфликта между Украиной и Донбассом на минувшей неделе.

Украина и ЛНР не провели разведение сил и средств в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина) вопреки договоренности Контактной группы. Это второе подряд решение Контактной группы в сфере безопасности, которое не выполняется сторонами. Несмотря на готовность ЛНР к разведению, Киев сослался на нарушения режима тишины, которые не были подтверждены наблюдателями ОБСЕ. Украину следует признать главным интересантом невыполнения договоренностей в сфере безопасности. Украинские власти тем самым пытаются убедить западных партнеров в том, что проблемы безопасности невозможно решить в переговорах с республиками.

Киев пытается опередить Кремль в выстраивании диалога с новой американской администрацией. Во время своего визита в Вашингтон глава МИД Украины Павел Климкин предложил начать переговоры по урегулированию конфликта с Донбассом в формате подписантов Будапештского меморандума. При этом украинская сторона настаивает, что Соединенные Штаты должны играть ключевую роль в переговорах. Украинские власти рассчитывают таким способом расширить давление на Россию и снять с себя ответственность за блокирование мирного процесса в «нормандском формате». Однако Вашингтон пока не готов к вхождению в переговоры в силу кадровых проблем и отсутствия политической стратегии на постсоветском пространстве. Кроме того, идея расширения «четверки» не получит поддержки в Германии и России.

В ходе противостояния с Россией в Международном суде ООН в Гааге украинская сторона пытается юридически закрепить свою интерпретацию конфликта с Донбассом, а также создать правовые основания для вмешательства международных организаций в ситуацию в Крыму, то есть во внутренние дела России. Итоги судебного разбирательства будут иметь прежде всего политическое значение и, в зависимости от того, в чью пользу будет принято решение, максимально использоваться Россией и Украиной в информационных кампаниях.

Между тем представитель Украины в политической подгруппе Контактной группы признал, что Киев сознательно блокировал обсуждение политических вопросов в Минске – проведение выборов и конституционной реформы. Тем самым украинская сторона подтвердила, что действует вопреки тем обещаниям, которые она давала на уровне «нормандской четверки». Нет никаких сомнений в том, что такое поведение украинских переговорщиков было согласовано и поощряется президентом Петром Порошенко, который на словах дает гарантии совершения определенных шагов лидерам России, Германии и Франции, а на практике требует от своих представителей на переговорах их блокирования любым способом.

 

Процесс урегулирования

Киев настаивает на возвращении к «Будапештскому формату» переговоров. С таким предложением выступил глава МИД Украины Павел Климкин во время своего визита в Соединенные Штаты. Напомним, в 1994 году среди западных стран странами-подписантами Будапештского меморандума выступили США и Великобритания. В соответствии с ним Киев, в обмен на отказ от ядерного оружия, получил гарантии территориальной целостности и присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В настоящий момент украинская сторона направила дипломатические усилия на то, чтобы найти способы вовлечения Лондона и Вашингтона в прямые переговоры по урегулированию конфликта с Донбассом. При этом Киев не конкретизирует, предлагает ли он параллельный «нормандской четверке» формат переговоров или выступает лишь за расширение «четверки» за счет США и, возможно, Великобритании.

7-8 марта министр иностранных дел Украины Павел Климкин совершил первый с момента начала работы администрации Трампа визит в Вашингтон. Климкин провел встречи с главой Государственного департамента Рексом Тиллерсоном, советником по национальной безопасности Гербертом МакМастером и сенаторами, а также выступил на слушаниях в подкомитете Сената по зарубежной помощи. По итогам визита министра в Вашингтон куратор внешней политики в Администрации президента Украины Константин Елисеев сообщил, что одной из целей была подготовка встречи Порошенко и Трампа. Елисеев добавил, что принципиальной задачей украинской дипломатии является проведение этой встречи раньше, чем предстоящей встречи Путина и Трампа, которая может состояться в июле на саммите G20 в Гамбурге.

Дипломат обратился к Вашингтону за поддержкой для возобновления переговоров подписантов Будапештского меморандума. По его мнению, в настоящий момент «Соединенные Штаты должны играть ключевую роль в переговорах одновременно по отношению к Донбассу и Крыму». Климкин также попытался получить твердые и, по возможности, публичные гарантии того, что администрация Трампа не планирует в ближайшее время пересматривать политику администрации Обамы в отношении России и Украины.

В целом украинская сторона представляла итоги визита как позитивные для себя. «Все сигналы от новой администрации США дают нам большую надежду, что поддержка Соединенными Штатами Украины продолжится и усилится», - сказал Климкин. По словам министра, глава Госдепа заверил своего украинского коллегу в том, что Киев останется одним из ключевых партнеров Вашингтона на постсоветском пространстве и что никакие компромиссы с Россией в отношении ранее достигнутых договоренностей невозможны. Госдеп в очередной раз дистанцировался от идеи отрыва санкций от Минских соглашений. Исполняющий обязанности пресс-секретаря Государственного департамента США Марк Тонер подтвердил, что американские санкции будут сохраняться «до того времени, пока Россия полностью не выполнит (обязательства) как в отношении восточной Украины, но также и в отношении Крыма». В свою очередь Климкин предложил усилить санкции в случае дальнейшего обострения в Донбассе. «Пока Россия не уйдет с украинской земли, не должно быть никаких ослаблений санкций. В случае обострения, они должны быть усилены», - завил главный украинский дипломат.

Климкин также демонстрировал уверенность в том, что Соединенные Штаты не будут заключать «Большой сделки» с Россией, предметом которой будет судьба Украины. «И также хочу отдельно сказать, что тоже очень четко прозвучал тезис, что не может быть ни в коем случае никаких формальных, неформальных, фантастических, мифологических разменов, то есть вопрос Украины ни в коем случае не будет решаться в контексте с другими вопросами. Вопрос Украины является фундаментально важным для Соединенных Штатов», - подчеркнул дипломат. Глава МИД повторил недавние слова министра обороны США о том, что «единственный практически осуществляемый способ для ведения переговоров с Россией заключается в позиции силы и международной солидарности». В то же время Климкин настаивал, что намерения Соединенных Штатов расширить взаимодействие с Россией, например, в сфере борьбы с терроризмом, не окажет негативного воздействия на Украину.

Следует добавить, что о готовности новой администрации придерживаться прежнего курса и об отказе от «Большой сделки» говорили и другие сигналы. Так, накануне визита Климкина газета The Wall Street Journal написала, что Вашингтон уведомил европейских дипломатов о том, что не планирует менять свою позицию в отношении России, прекращать оказывать поддержку странам Восточной Европы, в том числе Украине, и «признавать наличие более широкой сферы влияния Москвы». «Никто не остался убежденным в том, что США намерены заключить некую крупную сделку с Россией», - заявил изданию анонимный европейский дипломат.

Глава украинского МИД также предложил Вашингтону решить вопрос с предоставлением Киеву летальных оборонительных вооружений и расширить военно-техническую помощь со стороны Соединенных Штатов. «Поставка Соединенными Штатами оборонного вооружения и дальнейшая военная и техническая поддержка станет мощным сигналом для Кремля и значительно улучшит способность Украины защищать ее территорию против российской армии», - отметил министр. В первую очередь речь идет о предоставлении Украине противотанковых ракетных комплексов. Климкин попросил сенаторов поддержать выделение средств Украине в сфере безопасности в этом и следующем фискальных годах. Американская администрация оставляет без комментариев инициативы по предоставлению оружия Киеву, которые звучат как со стороны Украины, так и законодателей в самих США. Со своей стороны, Кремль настоятельно предостерегает Белый дом от такого шага, давая понять, что поставки Киеву вооружений будут способствовать эскалации в Донбассе и могут втянуть Соединенные Штаты в конфликт.

Стремление Украины привлечь Вашингтон в качестве полноправного участника процесса урегулирования преследует две цели. Во-первых, поднимая тему изменения текущего формата переговоров, украинская сторона пытается снять с себя ответственность за блокирование работы Контактной группы и неисполнение решений «нормандской четверки» и соответственно возложить ответственность за это на Россию. В рамках этой тактики Киев представляет себя в роли главного миротворца, показывая свою открытость к поиску других путей разрешения конфликта, в то время как Москва держится за «нормандский формат», который не справляется с продолжающимся насилием в Донбассе. Во-вторых, за счет привлечения США к многосторонним переговорам украинские власти рассчитывают расширить давление на Россию. Участие американских дипломатов в переговорах, при условии, что администрация Трампа будет в целом придерживаться линии предыдущей администрации, усилит дисбалансы в рамках «нормандского формата» в пользу Украины. Показательно, что Киев вернулся к идее «Будапештского формата» после того, как стало понятно, что Вашингтон не собирается менять свою политику в отношении конфликта между Киевом и Донбассом. Трансформация «четверки» в «пятерку» в целом повысит внимание американских СМИ и внешнеполитического истеблишмента к «украинскому вопросу». Они будут требовать от американского президента добиться показательной дипломатической победы за счет разговора с Россией с позиции силы, что не удалось президенту Обаме. Кроме того, для Киева это внимание послужит дополнительной страховкой на тот случай, если администрация Трампа начнет поползновения в сторону изменения видения конфликта. Участие США в переговорах предоставит Киеву больше возможностей задействовать проукраинское лобби в Вашингтоне, чтобы не допустить такого развития событий.

Показательно, что оптимизм Климкина в отношении привлечения США к переговорам разделяют далеко не все украинские политики. Так, председатель подкомитета по вопросам безопасности государственных информационных систем комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Ирина Фриз отметила, что «провал потенциальных переговоров по этому вопросу одновременно приведет к разрушению Минских договоренностей и потере механизмов сдерживания РФ через санкционное давление». Кроме того, «поднятие вопроса относительно изменения формата или содержания договоренностей будет использовано для обвинения Украины в выходе из процесса или его нарушении», что приведет к ослаблению международных позиций Киева.

Вероятность того, что инициатива Украины найдет поддержку среди главных международных игроков, также остается минимальной. Вашингтон пока не готов входить в переговоры в силу сохраняющихся кадровых проблем и отсутствия стратегии на постсоветском пространстве. Германия стремится сохранить за собой эксклюзивное лидерство в минском процессе. Россия держит нейтралитет в этом вопросе, однако также, очевидно, не допустит такого изменения формата переговоров, который будет противоречить ее интересам.

7 марта Государственный департамент осторожно высказался о приверженности американской администрации полной имплементации Минских соглашений. 9 марта министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль заявил, что в Берлине «заинтересованы, чтобы США были не только проинформированы, но и использовали свои возможности влиять на всех, на кого они могут повлиять». Слова дипломата можно истолковать как пожелание того, чтобы Белый дом не менял своего формата участия в урегулировании. «Четверка» готова и дальше предоставлять полную информацию Вашингтону обо всех договоренностях, а американская администрация будет иметь полную свободу действий в стремлении оказывать влияние на участников переговоров. Однако Германия не хочет видеть США за одним столом переговоров по Донбассу с Россией, Украиной и Францией. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, со своей стороны, также дал понять, что Москва предпочитает, скорее, восстановление двухстороннего формата консультаций, который был налажен при администрации Обамы, после того как в администрации Трампа будут заполнены все профильные вакансии. Лавров без конкретики сказал, что «то или иное вовлечения США в дальнейшие усилия по безусловному выполнению Минских договорённостей было бы весьма и весьма полезным», но при этом напомнил о существовавшем параллельном «нормандскому формату» канале переговоров с Вашингтоном, который следовал в том же русле, что и подходы, формируемые в рамках «четверки». Глава российского МИД отметил, что сейчас на первом месте должна стоять интенсификация работы в рамках уже действующих форматов. Он выразил надежду, что будет ускорена подготовка «дорожной карты», которой занимаются помощники лидеров «нормандской четверки».

Германия не исключает возвращения к идее поэтапного смягчения санкций ЕС. Постепенное ослабление введенных в отношении России ограничений в обмен на конкретный прогресс в имплементации Минских соглашений имеет поддержку среди некоторых стран ЕС. В частности, с таким предложением недавно выступала Австрия. Однако Берлин и Париж до сих пор были категорически против этой идеи, увязывая начало отмены санкций с передачей Киеву контроля над границей. 9 марта глава МИД Германии Зигмар Габриэль заявил, что «если при активном участии Москвы будет действительно положительный, ощутимый прогресс в выполнении минских договоренностей, мы также должны рассмотреть постепенное ослабление санкций, наложенных на Россию в связи с действиями в восточной Украине». Министр подчеркнул, что речь идет только о санкциях, введенных в связи с событиями в Донбассе, и что крымский пакет ограничений останется в силе. Глава МИД также высказал мнение, что ответственность за выполнение Минских соглашений не должна перекладываться на «какую-то одну из сторон».

Слова Габриэля оставляют пространство для интерпретаций. Дипломат не пояснил, какие конкретно действия будут считаться «ощутимым прогрессом» и какие именно санкции в ответ Евросоюз будет готов ослабить или отменить. Тем не менее тот факт, что Габриэль допустил неопределенность в этом вопросе, может говорить о готовности Германии менять свою позицию. Однако, судя по высказываниям министра, Берлин по-прежнему ожидает компромисса в мирном урегулировании со стороны Москвы, а не со стороны Киева.

Украинская сторона стремится закрепить на уровне международного права свою интерпретацию конфликта с Донбассом. Для этого Киев подал 16 января иск к Российской Федерации в Международный суд ООН в Гааге. Украина обвинила Россию в нарушении Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Киев также требует от России прекратить поддержку республик и хочет создать юридическую основу для вмешательства международных институтов в Донбассе и Крыму. Российский МИД отметил в своем заявлении 9 января, что «Украина использует Суд как площадку для озвучивания политизированных обвинений, выходящих за пределы юрисдикции Суда». 6-9 марта в Гааге состоялось рассмотрение иска. Ожидается, что решение суда о введении временных мер будет объявлено в апреле.

Следует учитывать, что практические последствия иска будут минимальными. В случае позитивного решения Киев будет ссылаться на него в информационных кампаниях как на юридическое признание своей версии событий на востоке, согласно которой конфликт в Донбассе является противостоянием с Россией, а не гражданским конфликтом. Напротив, если суд примет решение не в пользу Киева, Россия сможет апеллировать к нему как к доказательству банкротства аргументации украинской стороны. В любом случае судебное разбирательство повышает конфронтационный характер взаимоотношений двух стран и может негативно отразиться на переговорах по Донбассу.

 

Вопросы безопасности

7 марта стороны сорвали выполнение соглашения о завершении отвода сил и средств на участке линии соприкосновения в районе Станицы Луганской (Луганская область, Украина). Данное соглашение было достигнуто на заседании Контактной группы 1 марта. До этого Украина и республики не смогли к 20 февраля выполнить договоренность об отводе тяжелых вооружений вдоль всей линии соприкосновения, которая также была принята в рамках Контактной группы 15 февраля.

Согласно оговоренному порядку, 3 марта ЛНР уведомило СММ ОБСЕ о своей готовности к разведению. Однако Киев отказался отводить подразделения, ссылаясь на свои данные о нарушениях режима тишины. С 1 по 7 марта ополченцы якобы семь раз обстреляли район Станицы Луганской с применением стрелкового оружия. В ответ представители ЛНР заявили, что, согласно второму пункту Рамочного решения об отводе сил и средств, фиксация обстрелов является исключительной прерогативой ОБСЕ. «Только они вправе проводить верификацию того факта, что соблюдается или не соблюдается режим тишины на участке разведения», - пояснил полпред ЛНР Владислав Дейнего. Более того, по информации представителя ЛНР, ВСУ не готовились к отводу и занимались укреплением своих позиций в районе Станицы Луганской. По мнению республик, Киев не желает выполнять свои обязательства и изменить эту ситуацию могут только международные гаранты мирного процесса. «Мы видим, что без помощи стран-партнеров Украина не может принимать решения. Мы рассчитываем на Германию, на Францию, на США, что будет оказано давление в адрес Украины, чтобы та начала выполнять обязательства», - прокомментировал несостоявшееся разведение полпред ДНР Денис Пушилин.

Провал последних решений Контактной группы на фоне актуализации Киевом темы альтернативных форматов урегулирования можно рассматривать как подтверждение заинтересованности украинской стороны в девальвации переговоров в Минске. Украинские власти хотят доказать своим западным партнерам, что переговоры с представителями республик в Контактной группе не имеют смысла, поскольку в данном формате невозможно решить ключевую проблему безопасности. Таким способом Киев рассчитывает полностью исключить республики из дипломатического процесса и закрепить принятие решений на уровне «четверки» либо ее расширенного варианта, что находится в прямом противоречии с текстом минского Комплекса мер.

Вместе с тем, ситуация с безопасностью оставалась напряженной. 10 марта первый заместитель председателя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг сообщил, что СММ зафиксировало более чем двукратный рост количества нарушений режима прекращении огня по сравнению с позапрошлой неделей. Таким образом, неделя была третьей по интенсивности насилия с начала 2016 года. Резко выросло и применение запрещенных тяжелых вооружений. «Если сравнивать с позапрошлой неделей, количество зафиксированных случаев применения запрещенного вооружения на прошлой неделе возросло на 230%», - констатировал он. При этом было зафиксировано более 400 случаев использования РСЗО. Хуг также объявил, что с начала года в Донбассе погибло 16 мирных жителей.

Следует также отметить сделанное 7 марта заявление советника президента Украины Юрия Бирюкова, который высказал мнение, что война в Донбассе может продлиться в течение полутора-двух лет. Вместе с тем он подчеркнул, что ни Украина, ни республики не располагают военным сценарием решения конфликта.

Россия обвинила Канаду в подыгрывании украинской «партии войны». На неделе правительство Канады приняло решение продлить свою военную миссию UNIFIER на Украине до марта 2019 года. В составе миссии числится 200 инструкторов, которые занимаются обучением украинских военных. Посольство России в Канаде назвало решение контрпродуктивным. «Решение правительства Канады продлить военную миссию на Украине контрпродуктивно и не содействует внутриукраинскому политическому процессу, включая прямой диалог между Киевом и Донбассом, как предписывают Минские соглашения», - заявило российское посольство. 10 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова обвинила правительство Канады в поставках боеприпасов на Украину и в «натаскивании» украинских военнослужащих для последующей отправки в Донбасс. «Вместо того чтобы оказывать давление на Киев с целью заставить его полностью выполнить обязательства по Минским соглашениям, Оттава откровенно подыгрывает сторонникам силового решения ситуации в Донбассе, а также потворствует продолжению кровопролития. В Канаде должны понимать, что последствия такой политики и таких действий будут на их совести», - предостерегала Захарова.

Среди других событий, которые негативно могут повлиять на ситуацию с безопасностью в регионе, следует отметить одобрение 9 марта Палатой представителей Конгресса США законопроекта об ассигнованиях на военные нужды в новом финансовом году. В частности, в соответствии с ним Пентагон получает в свое распоряжение 150 миллионов долларов, которые он сможет потратить на предоставление Киеву летальных оборонительных вооружений, а также на другие виды поддержки украинской безопасности.

 

Политические вопросы

Киев признал, что намеренно саботировал обсуждение политических вопросов в Контактной группе. Украинские переговорщики на протяжении полугода блокируют работу политической подгруппы, отказываясь под разными предлогами обсуждать наделение Донбасса особым статусом на основании одобренной «четверкой» «формулы Штайнмайера». 9 марта представитель Украины в политической подгруппе Ольга Айвазовская преподнесла в качестве достижения Киева то, что вопросы о проведении местных выборов по украинскому законодательству и реформа Конституции сняты с повестки переговоров в Минске. «На самом деле, переговорный процесс иногда намного сложнее в плане победы или предательства, чем кажется. Потому что с повестки дня, в том числе благодаря подвижкам и позиции украинской стороны сняты вопросы выборов, снят вопрос конституционных изменений», – сказала она. Тем самым украинская сторона в Контактной группе подтвердила, что действовала вопреки договоренностям и поручениям «нормандской четверки», и вопреки обещаниям, которые давал президент Порошенко лидерам Германии, Франции и России.

Россия напомнила, что вопросы политического урегулирования содержатся в тексте Минских соглашений, который признают все стороны. «Минские договоренности остаются единственным подписанным текстом, который является «дорожной картой» в рамках внутриукраинского урегулирования, и каких-либо изменений здесь нет», - сказал 10 марта пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков. Полномочный представитель России в Контактной группе Борис Грызлов назвал слова Айвазовской абсурдными и напомнил, что «попытка убрать из повестки дня переговоров в минском формате пункты Минских соглашений равноценна полному дезавуированию этих соглашений». 11 марта глава представительства Европейского Союза на Украине Хюг Мингарелли также подтвердил позицию ЕС, в соответствии с которой «все вовлеченные стороны должны согласиться продвигаться вперед одновременно в сфере безопасности и на политическом треках». Вместе с тем, дипломат отметил, что в местных выборах должны участвовать украинские политические партии и украинские СМИ.

Киев считает выгодным для себя блокирование обсуждения политических вопросов, поскольку закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» предполагает введение особого статуса временно на три года – до 18 октября 2017 года. Соответственно после истечения срока действия закона Украина может начать вновь обсуждать условия введения особого статуса на уровне «нормандской четверки» в зависимости от выполнения своих требований в сфере безопасности.

 

Гуманитарные вопросы

Совместные усилия сторон привели к возобновлению работы Донецкой фильтровальной станции. Напомним, соответствующая договоренность была достигнута на заседании Контактной группы 1 марта. В результате была возобновлена подача воды как на подконтрольные Украине территории Донецкой области, так и в населенные пункты ДНР. 8 марта украинская сторона сообщила о подключении ДФС к электроснабжению и о возобновлении работы станции. Также в ДНР проинформировали о завершении разминирования прилегающей к ДФС территории. Киев заявлял о разминировании 4 марта. На следующей неделе ОБСЕ планирует установку камеры наблюдения в районе ДФС, что также было согласовано в Контактной группе. Однако 11 марта в результате повреждения обстрелом линий электроснабжения ДФС вновь осталась без электричества.

В конце недели в Донбассе возникла другая точка напряжения. 11 марта в ЛНР сообщили, что Киев без предупреждения прекратил подачу воды с Западной фильтровальной станции (ЗФС), которая находится на подконтрольной Украине территории. В результате без воды остались 8 городов в ЛНР - Первомайск, Стаханов, Кировск, Брянка, Алчевск, Перевальск, Красный Луч и Антрацит.

Между тем украинские власти продолжают процесс постепенного размежевания с Донбассом. Так, 8 марта руководитель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский сообщил, что Киев собирается вывести из «серой зоны» 9 сел: Березовое, Степное, Тарамчук, Славное, Новомихайловка, Парасковиевка, Константиновка, Водяное и Сладкое. Украинская сторона оправдывает такие меры соображениями безопасности. Однако можно ожидать, что в республиках они будут расценены негативно. Вместо урегулирования конфликта Киев бросает усилия на углубление разделения между жителями Донбасса.

9 марта МЧС России сообщило о намерении сократить количество гуманитарных конвоев в Донбасс. Начиная с апреля будет направляться один конвой в месяц вместо двух. Заместитель министра МЧС Владимир Артамонов объяснил это решение «достаточностью удовлетворенности тех потребностей, которые есть по юго-востоку Украины». По его словам, основная потребность сейчас сохраняется в продуктах питания и медикаментах.

На неделе Украину также посетил президент Международного комитета Красного Креста (МККК) Петер Маурер. В данный момент МККК ведет переговоры с Киевом и республиками по расширению своей миссии в Донбассе. Украинская сторона пытается активно привлечь представителей организации к процессу обмена пленными, в частности к верификации списков. В Донецке Маурер обсудил плана мероприятий по поиску без вести пропавших в Донбассе, который был предложен ДНР еще в прошлом году.

 

Экономические вопросы

Украинские власти не предпринимали никаких шагов для прекращения транспортной блокады Донбасса. Единственной мерой, которая так или иначе затрагивает активистов, стал введенный 9 марта национальной полицией запрет на ввоз на территорию Донецкой области оружия, даже если на него имеется разрешение. Участники блокада в ответ заявили, что не будут выполнять распоряжение полиции и сдавать свое оружие при въезде в область.

6 марта правительство опубликовало новый порядок перемещения товаров в зоне АТО. В соответствии с ним экономические отношения между Украиной и республиками ограничиваются перевозкой через линию соприкосновения гуманитарных грузов и товаров, необходимых для работы предприятий металлургии, горно-обогатительной и угольной отраслей, а также генерации электроэнергии. При этом перемещение угольной продукции через линию соприкосновения разрешается только железнодорожным транспортом.

7 марта премьер-министр Владимир Гройсман вновь напомнил, что «блокада происходит исключительно в интересах Российской Федерации». По его словам, предприятия могут компенсировать дефицит угля только за счет закупок из России и США, а украинская экономика теряет на блокаде ежемесячно 2-4 миллиарда гривен. «То, что мы забирали свой украинский уголь и использовали в украинских целях для металлургии и энергетики, было в интересах Украины. Мы с этого получали налоги в украинский бюджет, с этого финансировали все потребности, которые были необходимы. Очевидно, что за блокаду заплатит каждый украинец своими потерями», - предостерег премьер. За период января-февраля Украина импортировала угля на 357,591 миллиона долларов, что в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года.

В связи с блокадой все больше украинских предприятий сообщает о своих проблемах. 9 марта крупнейший металлургический завод страны «АрселорМиттал Кривой Рог» заявил о нехватке угля для выплавки металла, а также о подготовке к веерным отключениям электроэнергии в Днепропетровской области. Однако пока главной жертвой блокады стал самый богатый человек Украины Ринат Ахметов. 6 марта стало известно, что олигарх выбыл из списка 500 самых богатых людей мира по версии Bloomberg. Он занял 528-е место с состоянием в 3,5 миллиарда долларов. Таким образом, Ахметов потерял за время блокады почти 1 миллиард долларов. 20 февраля его состояние составляло 4,4 миллиарда долларов.

Киев продолжил игнорировать мнение международных партнеров, которые требуют принять меры с целью прекращения блокады. 9 марта глава МИД России Сергей Лавров назвал блокаду неприемлемой и призвал Киев «применить все возможности, чтобы прекратить эту блокаду». По сообщению миссии Украины при НАТО от 9 марта, на заседании комиссии Украина-НАТО на уровне послов «союзники выразили обеспокоенность ситуацией с блокированием путей поставки угля с неподконтрольных территорий, отметив необходимость решения существующих противоречий в законном русле». 11 марта глава Представительства Европейского Союза в Украине Хюг Мингарелли заявил, что блокада не является правильным ответом на проблему освобождения заложников, напротив, она еще больше ухудшает проблему. «Мы считаем, что важно для украинской власти принять инклюзивный подход относительно населения, проживающего в контролируемых сепаратистами районах», - сказал Мингарелли.

В то же время штаб блокады усилил давление на украинские власти. 10 марта активисты пригрозили со 2 апреля полностью остановить поставки угля из России и потребовали от правительства в этот же срок заключить договоры на импорт угля из тех стран, которые «не ведут военные действия против Украины».

На этом фоне украинские власти пригрозили ввести санкции в отношении дочки российского «Сбербанка». Публичная атака на крупнейший российский банк на время переключила внимание в украинском медиаполе от обсуждения грядущих проблем в связи с блокадой. 7 марта министр внутренних дел Арсен Аваков потребовал «прекратить работу украинской дочки Сбербанка» в связи с тем, что российский банк начал обслуживать клиентов с паспортами ДНР и ЛНР. «Сбербанк России должен прекратить свою работу в Украине! Пусть наслаждаются «финансовым раем» по законам самозваных ДНР и ЛНР», - написал он в Facebook. По его словам, «Сбербанк» таким способом поддерживает «незаконные режимы «ЛНР» и «ДНР». Следует напомнить, что с документами республик в соответствии с Указом президента Путина начал работать российский «Сбербанк», а не его дочерние предприятия. В этот же день Национальный банк Украины сообщил, что потребует от Совета национальной безопасности и обороны ввести санкции против украинской «дочки» российского банка. «В случае подтверждения этой информации, НБУ будет инициировать перед СНБО вопрос о применении санкций к дочернему банку Сбербанка России в Украине - ОАО «Сбербанк», - сказано в заявлении Национального банка Украины. В ответ дочка «Сбербанка» на Украине проинформировала, что не собирается принимать документы республик, поскольку работает в украинском правовом поле. «ПАО «Сбербанк», являясь украинским коммерческим банком и осуществляя свою деятельность на основании лицензии НБУ, неукоснительно соблюдает нормы украинского законодательства. Банк не обслуживал, не обслуживает и не намерен обслуживать физических и юридических лиц на основании документов, выданных на неподконтрольных украинской власти территориях, и не осуществляет финансовые операции на данных территориях», - сообщила пресс-служба банка. НБУ направил официальный запрос в российские банки относительно обслуживания клиентов с документами республик. 10 марта стало известно, что НБУ планирует предложить СНБО применить санкции к материнским структурам российских банков с государственным российским капиталом в случае «подтверждения информации». Так, предлагается запретить украинским дочкам возвращать своим российским материнским структурам займы и уплачивать по ним проценты.

 

Позиция республик

Несмотря на блокаду и шаги Киева по размежеванию, республики предлагают Украине принять участие в выполнении «гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса». Главной целью программы является не только оказание конкретной помощи жителям подконтрольных Украине районов, но и ответ на попытки украинской стороны обвинить республики в создании экологической угрозы в Донбассе. Руководство ДНР и ЛНР предлагает Киеву наладить совместный с международными организациями мониторинг предприятий, повреждение и износ которых может вызвать экологическую катастрофу, а также важнейшие объекты инфраструктуры. Программа была представлена на заседании гуманитарной подгруппы в Минске 1 марта.

7 марта представители республик рассказали о гуманитарной программе на круглом столе в Совете Федерации РФ. Они подчеркнули, что одной из главных ее задач является обеспечение экологической безопасности региона, и потребовали допуска специалистов ДНР-ЛНР на все объекты, повреждение которых может представлять угрозу. По словам республик, ОБСЕ уже выразил свою устную поддержку проведению мониторинга предприятий в Донбассе путем проведения совместных инспекций. Они выразили надежду, что Украина пойдет по пути соблюдения международных норм и предоставит доступ.

9 марта глава ДНР Александр Захарченко утвердил план мероприятий по реализации гуманитарной программы, в том числе ее экологической составляющей. Контроль за исполнением плана был возложен на и.о. министра иностранных дел ДНР Наталью Никонорову. Украинская сторона пока не представила никакой реакции на предложения республик. Вместе с тем председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин заявил, что власти республики все равно будут добиваться выполнения программы вне зависимости от реакции украинской стороны. «Мы выступили с инициативой, надеюсь, это будет поддержано и ОБСЕ. Нужно их содействие в вопросе мониторинга опасных предприятий, которые находятся на линии соприкосновения», - сказал Пушилин.

 

Позиция Украины

Киев продолжает разыгрывать рискованную языковую карту. Украинские власти стремятся сохранить поддержку националистов в ситуации серьезного падения своих рейтингов. В настоящий момент в Верховной Раде обсуждается несколько вариантов закона о государственном языке, каждый из которых предполагает сужение пространства употребления русского языка. Президент Порошенко одновременно апеллирует к националистически настроенной аудитории и хочет сохранить поддержку умеренного электората, который допускает только ограниченное либо постепенное наступление украинского языка. 9 марта глава украинского государства высказался за принятие закона об увеличении доли украинского языка в телевещании. Порошенко назвал присутствие украинского языка на телевидении «недопустимо малым» и «предложил продолжить работу по расширению пространства национального культурного продукта». Показательно, что украинский президент дистанцируется от таких потенциально поляризующих тем, как, например, принуждение к употреблению государственного языка на госслужбе и в сфере обслуживания, которые поддерживают националисты. Языковой вопрос является одним из самых болезненных в контексте развития конфликта с Донбассом. Республики неоднократно требовали от Киева как минимум не менять действующее статус-кво в употреблении государственного украинского языка. Односторонние шаги Украины в этом направлении лишь еще больше будут усиливать размежевание с неподконтрольным Донбассом и рискуют усилить противоречия в преимущественно русскоязычных районах.

 

Позиции основных участников

В России продолжают раздаваться призывы к признанию республик по причине тупика в мирном процессе и ухудшения ситуации в сфере безопасности. Напомним, на позапрошлой неделе пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков намекнул, что вопрос о признании республик остается открытым. 7 марта сенатор от Крыма Ольга Ковитиди сделала заявление, в котором призвала помочь ДНР и ЛНР с установлением международного статуса. «Важнейшим сегодня фактором является содействие в признании указанных республик. Это установление международного статуса Донецкой и Луганской народных республик. Нам необходимо, чтобы мы определились по международному статусу республик, исходя из того, что Украина нарушила Минские соглашения», - отметила сенатор. Украинская сторона в ответ обвинила Россию в подготовке приднестровского сценария в Донбассе. «Все чаще политические круги России демонстрируют желание консервации ситуации и применения приднестровского сценария», - написала в Facebook депутат Верховной Рады Ирина Фриз.

Тем не менее допущение Кремлем различных сценариев в Донбассе следует сейчас рассматривать скорее в контексте поиска подходящих дипломатических инструментов и аргументов для того, чтобы вернуть Киев к выполнению своих обязательств в рамках минского процесса. Косвенная угроза признания республик должна напомнить украинской стороне, а также Парижу и Берлину, что дальнейшее затягивание украинскими переговорщиками времени при одновременной эскалации насилия в регионе в Москве считается неприемлемым.

Важной с точки зрения формирования позиции США в отношении конфликта между Украиной и Донбассом станет запланированная на будущую неделю встреча Дональда Трампа с канцлером Германии Ангелой Меркель. Ожидается, что Меркель встретится с Трампом в Вашингтоне во вторник, 14 марта. 10 марта агентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве США сообщило, что американский президент намерен попросить Меркель совета о том, как взаимодействовать с президентом России Владимиром Путиным и какую позитивную роль Вашингтон может сыграть в разрешении конфликта на востоке Украины. Данные утечки показывают, что администрация Трампа до сих пор не имеет стратегии ни в отношении России, ни в отношении Украины. Так, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков признал, что у России нет понимания перспектив двухсторонних отношений с США. Вашингтон выражает готовность выстраивать диалог с Москвой, однако сам не имеет представления о том, каково должно быть его содержательное наполнение. По инерции американская администрация сделала выбор в пользу продолжения политики Обамы. Обращение за «советами» к Германии, сопровождаемое согласием Вашингтона с лидирующей ролью Берлина в минском процессе, позволяет сделать вывод о том, что шансы на изменение позиции американской администрации в отношении конфликта между Киевом и Донбассом становятся все более низкими.

 

фото: AP Photo/Susan Walsh

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы