ENG

ГЛЕБ НИКИТИН

ЖЕСТКИЙ УПРАВЛЕНЕЦ

Глеб Никитин. Жесткий управленец

Глеб Никитин был избран губернатором Нижегородской области 9 сентября 2018 года. До этого почти год проработал в статусе врио. Общий стаж руководства регионом больше 1,5 лет.

Никитин родился в 1977 году в Ленинграде. Получил разностороннее высшее образование, которое выделяет его даже среди губернаторов новой волны. Имеет дипломы по специальностям «Финансы и кредит» (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов), «Юриспруденция» (Санкт-Петербургский государственный университет), «Государственное и муниципальное управление» (РАНХиГС). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Управление эффективностью организации в интересах собственника» в Финансовой академии при Правительстве РФ. С отличием окончил программу MBA бизнес-школы Колумбийского университета и Лондонской школы бизнеса, получил сертификат Российской национальной ассоциации управления проектами СОВНЕТ. Сертифицированный директор проектов IPMA.

Административная карьера Никитина развивалась последовательно. Он начал профессиональную деятельность в Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в 1999 году. Прошел путь от ведущего специалиста до начальника управления. Отвечал за вопросы приватизации и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий города.

В 2004 году Никитин перешел на федеральный уровень - в Росимущество, где возглавил одно из управлений. Три года спустя стал заместителем руководителя ведомства, а в 2011 году — врио руководителя этой структуры. В Росимуществе Никитин работал в плотном контакте с крупнейшими госкомпаниями. На его счету – участие в реализации ряда приоритетных проектов. Занимался созданием Объединенной судостроительной и Объединенной авиастроительной корпораций. Представлял государство в госкомпаниях. Например, был в составе совета директоров «Роснефти» перед выходом компании на IPO в 2006 г. В 2011-м участвует в продаже 10% ВТБ частным инвесторам.

В 2012-м году становится заместителем министра промышленности и торговли, еще год спустя — первым заместителем. С именем Никитина связывают появление в Минпромторге департамента стратегического развития и проектного управления, запуск соответствующих информационных систем.

После выхода 26 сентября 2017 года президентского указа о назначении Никитина ВРИО губернатора Нижегородской области он признался журналистам, что новый пост стал для него полной неожиданностью. По словам чиновника, он надеялся продолжить карьеру на федеральном уровне. Однако, при этом демонстрировал по отношению к президенту максимальную вежливость и лояльность, благодарил за оказанное доверие.

Никитин был одним из первых назначенцев врио в целой серии губернаторских перестановок осени 2017-го. Он отправился работать в регион следом за экс-сенатором Дмитрием Азаровым, возглавившим Самарскую область. Их внешняя схожесть даже стала поводом для шуток и интернет-мемов. К тому же обоих врио эксперты и журналисты уверенно называли ставленниками «Ростеха».

В случае с Никитиным это объяснялось его работой в Минпромторге: министерство традиционно считают зоной влияния госкорпорации и ее гендиректора Сергея Чемезова. Впрочем, ранее СМИ писали о Никитине и как о доверенном лице главы компании Игоря Сечина. По данным «Коммерсанта», Сечин предлагал Никитину должность в «Роснефтегазе», но тот предпочел остаться чиновником. К покровителям нового врио причисляли и Михаила Бабича, до августа 2018-го он был полпредом президента в ПФО. Вдобавок в Нижегородской области довольно сильно влияние «Росатома», который находится под покровительством курирующего внутреннюю политику первого замглавы Администрации Президента Сергея Кириенко. А значит, его мнение при выборе кандидатуры тоже было одним из определяющих.

Несмотря на богатую аппаратную биографию и хорошие знакомства и связи на федеральном уровне, к моменту назначения Никитин не имел опыта публичной политики. На первом этапе многим казалось, что Нижегородская область, с ее многочисленными подводными камнями, личными конфликтами и противоречиями, не такой уж и удобный плацдарм для того, чтобы подобный опыт приобрести.

Конфликтный промцентр

Отсутствие политического бэкграунда у Никитина особенно бросалось в глаза на фоне ушедшего в отставку губернатора области Валерия Шанцева, который руководил областью долгих 12 лет. Основной причиной его ухода СМИ и сам экс-губернатор называли возраст - Шанцеву на тот момент исполнилось 70 лет, и его отставка хорошо подтверждала предположение о том, что в Кремле настроены на постепенную замену возрастных чиновников молодыми управленцами.

Впрочем, едва ли возраст был единственной причиной отставки: некоторыми субъектами Федерации примерные ровесники Шанцева продолжают руководить до сих пор. Большую роль сыграл тот факт, что в 2018 году Нижнему Новгороду предстояло принять Чемпионат мира по футболу. Для подготовки региона требовался уже не политический вес и опыт, а управленческая эффективность и постоянный жесткий контроль. Шанцев, несмотря на принадлежность к группе опытных хозяйственников лужковской команды явно не был готов вытягивать напряженный график. К тому времени это было очевидно. Несмотря на высокий уровень поддержки — как со стороны федерального центра, так и внутри региона - экс-губернатор не смог реализовать имеющийся потенциал и не выполнил многие обещания. Например, не смог полностью газифицировать территорию. В прошлом году уровень газификации в регионе достигал примерно 77%. Это ощутимо ниже, чем в соседнем Татарстане, где цифра приближается к 100%. Рассчитывать на Шанцева в части подготовки к ЧМ было рискованно. Кстати, в первом после назначения интервью новоиспеченный ВРИО подчеркивал, что президент поставил перед ним именно задачу достойно провести ЧМ-2018.

Никитин был аккуратен в оценках, отмечал, что «некий неиспользованный в прошлом потенциал (региона) явно бросается в глаза», а состояние инфраструктуры и уровень благоустройства оставляют желать лучшего. Он характеризовал вверенный ему субъект как регион со столичными амбициями, но не без проблем.

Для российской экономики Нижегородская область сегодня - в первую очередь промышленный центр. Здесь находятся крупные машиностроительные предприятия (завод ГАЗ, Нижегородский машиностроительный завод, авиастроительный завод «Сокол», Красное Сормово»), химические производства (Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез), металлургические объединения. Значимую роль регион играет также в транспортной инфраструктуре страны.

По большинству показателей социально-экономического развития субъект демонстрирует достижения выше среднего. По объему валового регионального продукта Нижегородская область — на 14 месте (1 182,3 млрд рублей), причем последние несколько лет ВРП субъекта федерации неуклонно растет. Безработица — ниже среднероссийской (4,1% против 4,7%). В рейтинге качества жизни «РИА Новости» область уверенно закрепилась в верхней части списка, в 2017-2018 годах она находилась на 14 и 16 местах соответственно. В то же время по уровню зарплат область занимает только 45 место (32,9 тыс. рублей).

Среди главных проблем региона - сокращение и старение населения. Начиная с 1991 года, численность жителей упала с 3,77 млн до 3,2 млн человек. Причем сокращение происходит не только из-за трудовой миграции в столицу: смертность превышает рождаемость. Региональные органы статистики прогнозируют сохранение негативного тренда и в будущем: каждый год область может терять по 13-20 тысяч человек.

Еще одной серьезной проблемой региона были острые внутриэлитные конфликты. Пик противостояния пришелся на начало нулевых. Предшественнику Шанцева Геннадию Ходыреву депутаты заксобрания области даже предъявляли ультиматум и неоднократно заявляли об отказе одобрить его кандидатуру, в случае внесения президентом.

При Шанцеве часть конфликтов удалось ликвидировать, но некоторые остались и временами усиливались. Не исключено, что именно эта проблема стала дополнительным аргументом за принятие решения об отставке Шанцева. По крайней мере, на церемонии представления нового ВРИО эта тема звучала чаще, чем подготовка к ЧМ.

В области сохранялось противостояние между властями региона и областного центра. Шанцев оказался вовлечен в длительную конфронтацию с главой Нижнего Новгорода Олегом Сорокиным, которого считали неформальным лидером местных элит. В 2015 году Сорокин сложил с себя полномочия городского главы, объявив, что причиной стали разногласия с Шанцевым по поводу приватизации городских предприятий. А год спустя сторонники Сорокина устроили демарш, не давая заксобранию очередного созыва избрать спикера. Время от времени эти столкновения обострялись в публичной плоскости и так или иначе продолжали влиять на жизнь региона.

Большая зачистка

Правительство региона новый ВРИО не тронул – важно было обеспечить стабильность на этапе длительной избирательной кампании. Никитин начал свою работу в области с зачистки рассадника конфликтов. Первым направлением удара было выбрано руководство города. Но не с точки зрения персональных предпочтений или фигур, а с точки зрения системного подхода к управлению городским хозяйством.

Менее чем через месяц после назначения на встрече с депутатами городской думы он предложил поменять систему управления Нижнего Новгорода. В свое время Шанцеву так и не удалось объединить должности мэра и сити-менеджера. От нового врио губернатора это предложение депутаты тоже восприняли в штыки. Тем более, что Никитин не затягивая тут же представил своего кандидата на пост мэра. Им стал бывший депутат Госдумы единоросс Владимир Панов. Это еще больше усилило сопротивление. Парламентарии заговорили, что им навязывают кандидатуру, а сама по себе реформа городского управления только навредит Нижнему Новгороду. Даже попытались шантажировать ВРИО возможными низкими результатами действующего президента во время мартовских выборов главы государства. Они с возмущением пересказывали слухи о том, что Никитин потребовал от городского руководства уйти в отставку на закрытой личной встрече.

Однако такое демонстративное возмущение депутатов, которые годами осложняли жизнь бывшему губернатору, никак не смутило ВРИО. «У нас нет времени на раскачку», - повторил он одну из любимых фраз российского президента и начал действовать без промедлений. Буквально на следующий день после встречи с городским парламентом стало известно об отставке главы администрации Нижнего Новгорода Сергея Белова и его зама Сергея Миронова. В течение недели Никитин внес в региональное заксобрание проект закона о переходе на одноглавую систему городского управления, который был оперативно одобрен. В адрес нового врио зазвучали упреки, его критиковали за слишком жесткий подход и предсказывали, что рано или поздно ему придется договариваться, чтобы удержаться в губернаторском кресле. Но, Никитин договариваться не собирался. Он решил идти до конца.

Поддержку оказали силовики. Вскоре на главного оппонента губернаторской власти, бывшего мэра и депутата регионального заксобрания Олега Сорокина, было заведено уголовное дело. В конце 2017 года его арестовали, а затем осудили на 10 лет колонии строгого режима по обвинению во взятке и похищении человека. Одновременно городские власти подали многочисленные иски к компаниям, близким к Сорокину. Уголовные дела были возбуждены и против ряда депутатов — как городского, так и областного парламента. Под арест попал бывший глава УФНС по Нижегородской области Владимир Шелепов. По части коррумпированных местных элит был нанесен серьезный удар.

На фоне борьбы с коррупцией Никитин провел все необходимые кандидатуры в руководство областной столицы. В январе 2018 года мэром Нижнего Новгорода стал Панов. А в феврале гордума избрала спикером кандидата от ЕР Дмитрия Барыкина.

В 2018 году ВРИО губернатора так же решительно обновил областное правительство, почти полностью зачистив его от представителей старой шанцевской команды. Из заместителей остался только Евгений Люлин. Остальные соратники бывшего губернатора были устранены со своих позиций: Дмитрий Сватковский стал депутатом Госдумы, Роман Антонов (которого СМИ даже сватали в преемники Шанцева) и Антон Аверин, по сообщениям СМИ, ушли в бизнес. Один из замов, Александр Байер покинул пост как раз в то время, когда у Следственного комитета появились вопросы к Нижегородскому водоканалу, который Байер возглавлял до прихода на госслужбу.

Также поменялось большинство министров. На их место пришли люди Никитина. В результате ВРИО не только укрепил позиции, но и показал способность быстро и бескомпромиссно добиваться своего.

Избирательная кампания

Длительное время Никитин избегал разговоров о своем участии или неучастии в губернаторских выборах. Однако избирательная кампания врио получила мощнейшую поддержку еще задолго до начала – наложились мероприятия выборов на федеральном уровне. В конце 2017 года президент Путин, который тоже томил своих избирателей ожиданием относительно будущего, решил наконец-то объявить о намерении участвовать в выборах главы государства. Для громкого заявления он выбрал площадку завода ГАЗ в Нижнем Новгороде. Косвенно это решение усиливало и позиции недавнего назначенца - Никитина стали воспринимать как чиновника, пользующегося особым доверием со стороны президента.

По итогам мартовских выборов главы государства Никитина критиковали за низкую явку. В области на участки пришли 65,98% избирателей, в целом по стране — 67,54%. Но результат основного кандидата все же превысил среднероссийские значения. Путин получил в регионе 77,26% против 76,69% по России в целом. К тому же почти все эксперты отмечали открытость и чистоту президентских выборов в Нижнем Новгороде.

В мае 2018-го политсовет регионального отделения ЕР выдвинул его кандидатом на участие в праймериз по выборам нижегородского губернатора. За пять месяцев до этого Никитин вступил в «Единую Россию». С тех пор ВРИО уже формально стал фаворитом сначала предварительного голосования, а затем и выборов главы региона.

Сам Никитин подчеркивал, что избирательная кампания должна быть конкуренцией идей, а не людей. Со своей стороны он сформулировал целый пакет инициатив для стратегии социально-экономического развития области. За месяц до выборов ВРИО предложил одновременно с голосованием за главу региона провести также голосование по стратегии его развития. В результате документ поддержали почти 94% от всех принявших участие в голосовании.

До голосования по кандидатуре губернатора Никитин получил очередную порцию поддержки от президента. Путин провел рабочую встречу с ВРИО, выслушал подробнейший отчет о достижениях и похвалил чиновника за хорошие темпы роста в промышленности.

По итогам голосования 9 сентября 2018 года Никитин набрал 67,75% голосов, не оставив серьезных шансов представителям оппозиции. Этот результат, конечно, хуже 86%, полученных Шанцевым на предыдущих прямых выборах губернатора в 2014 году, да и явка на этот раз оказалась ниже (40 против 54). Но в целом, если учесть специфику управления электоральными процессами в регионе в предыдущие годы и специфику работы административного ресурса, вряд ли эти результаты можно поставить новому губернатору в упрек. Например, в 2014 году представителю КПРФ было даже отказано в регистрации. Это, разумеется, сильно повлияло на ход кампании в пользу Шанцева.

Стиль управления: проектный принцип, жесткая рука

«Проектная деятельность видится если не панацеей, то непременным условием поступательного и эффективного развития как промышленности и управления ею — в целом, так и человеческого капитала, в частности», — писал Никитин, еще работая в министерстве.

В Нижегородской области он получил возможность опробовать свои наработки и федеральные практики на отдельно взятом регионе. Уже упомянутая региональная стратегия социально-экономического развития построена именно по проектному принципу и включает в себя целый ряд отдельных проектов, затрагивающих все ключевые сферы жизни граждан и экономики. Среди них — «Забота о благополучии каждого», «Комфортно жить везде», «Эффективная работа правительства». Отраженный в документе подход явно построен с учетом нацпроектов, сформулированных в майском указе президента.

Внедрить проектный принцип по примеру федерального центра пытались многие регионы. Но пока мало кому удавалось реализовать это намерение в таком масштабе и с таким уровнем проработки, как в Нижегородской области. В регионе уже создано 6 ведомственных проектных офисов, четыре рабочих группы. Они отвечают за разработку и реализацию региональных проектов, а также взаимодействие с федеральными органами власти. Региональный проектный офис создан на базе министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области и обеспечивает общую координацию.

При управлении проектами Никитин старается демонстрировать открытость. Функцию, как всегда в таких случаях, выполняет подключение общественности. Помимо стратегии, которая прошла открытое обсуждение (пафосно поименованное общенародным) и получила поддержку жителей, в субъекте реализуется программа «Команда правительства». На специальном портале программы любой гражданин может предложить свои идеи или услуги для работы в органах власти. Комиссии по отбору кандидатов формируются из профильных экспертов, а советы и рекомендации будущим чиновникам могут оставить все желающие. В рамках «Команды правительства» в 2018 году были проведены конкурсы на должности министра экологии и министра культуры Нижегородской области. Программа получила поддержку федерального министра труда и соцзащиты Максима Топилина, а Агентство стратегических инициатив рекомендовало распространить этот опыт в других регионах.

В целом же новый нижегородский губернатор, как и другие представители власти новой волны, в своей работе целенаправленно демонстрирует нацеленность на результат, которую, кстати, постоянно пропагандирует. «Я всегда привык добиваться результата. Это главная характеристика работы, которая мне нравится», — сказал он в первом же после назначения в область интервью.

Тему эффективности и результативности Никитин тесно увязывает с личной ответственностью за итоги работы. Весной 2018 года он заявил о необходимости усилить финансовую дисциплину и раскритиковал сразу несколько министерств за некачественное управление расходами и низкий уровень бюджетного исполнения. Губернатор потребовал не только исправить ситуацию, но и «привлечь к ответственности лиц, которые допустили отклонения».  В другом выступлении Никитин подчеркивал, что в регионе «нормативно закреплена» персональная ответственность за реализацию проектов на разных уровнях, причем она лежит в первую очередь на губернаторе и его заместителях.

Серьезных промахов - тем более, таких, которые угрожают конечному результату или репутации команды - Никитин не прощает, принимая быстрые и жесткие кадровые решения. Один из последних примеров - увольнение замминистра образования, науки и молодежной политики области Владимира Шахназарова, попавшего в ДТП в пьяном виде.

Не в последнюю очередь из-за этой своей технологичности новому губернатору удалось выстроить хорошие отношения с различными группами влияния и структурами федерального центра. Никитин - частый гость в Москве, где ему удается успешно договариваться о поддержке региона. Он регулярно (и, похоже, результативно) общается тет-а-тет с членами Правительства. Так, по итогам встречи с первым вице-премьером, министром финансов Антоном Силуановым нижегородский губернатор заявил, что с Минфином у региона сложились конструктивные отношения и напомнил о субсидиях в размере 29,9 млрд рублей, которые область получила в рамках федерального бюджета 2018 года. С Минпромторгом Никитин в первые же месяцы работы договорился о дополнительных средствах на новые разработки в промышленности. После встречи с министром спорта Павлом Колобковом стало известно, что ведомство готово оказать региону поддержку в сфере подготовки инфраструктуры. Обсуждалась реализация федерального проекта «Спорт - норма жизни», на который Нижегородская область получила подтвержденное финансирование из Центра в размере почти миллиарда рублей.

Стиль коммуникаций: сдержанная открытость

В коммуникациях с жителями региона Никитин держится открыто и регулярно использует формат прямого личного общения. Он с готовностью признает проблемы и не уходит от неудобных вопросов, что отмечают в Москве, для которой важно умение новых губернаторов реализовать запрос на «новую искренность».

Наглядный пример - встреча с жителями Ардатовского района в ходе избирательной кампании в июне 2018 года. Диалог длился более двух часов, затрагивалась болезненная для местного населения тема качества дорог и недостатка финансирования. Никитин признавал, что найти деньги сложно, но делал акцент на возможных путях решения проблемы. «Какие-то внебюджетные источники на дороги местного значения мы, конечно, не найдем, никто тут не будет дороги строить. Но высвободить ресурсы областного дорожного фонда, которые идут на серьезные трассы регионального и муниципального значения, и уже их компенсировать за счет внебюджетных источников, а освободившиеся деньги направить на помощь муниципалитетам — это делать можно и нужно», — заявил он.

Подобные встречи и беседы глава региона проводит регулярно - как до выборов, так и после. В частности, в феврале 2019 года состоялась похожая по стилю встреча с жителями Ковернинского района.

Когда речь заходит о проблемах, для которых у губернатора пока нет готового решения, он отвечает сдержанно, предпочитая не обещать лишнего, опираться на факты или же отложить рассмотрение вопроса до тех пор, пока этих фактов не будет достаточно. Так, в разговоре с жителями о стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая стала проблемой для многих российских регионов, он согласился с тем, что нормативы могут быть пересмотрены. Однако подчеркнул, что принимать решение следует по итогам года, когда будет возможность точно оценить объем поступления отходов на полигоны. «Если увидим, что нормативы превышают количество ТБО, которое реально размещено на полигонах, то мы их будем корректировать», — пообещал губернатор.

В общении с населением он воздерживается от критики федерального центра, которой злоупотребляют некоторые губернаторы в надежде хотя бы ситуативно переложить ответственность на Москву, однако не стесняется указывать на недоработки. К примеру, на вопрос о том, почему отменены льготы на вывоз ТБО для участников боевых действий, Никитин ответил, что «это не отмена, а неправильное федеральное регулирование», а затем направил обращение в правительство РФ, чтобы скорректировать действующие правила и вернуть льготу.

На различные ЧП и внезапно возникающие проблемы нижегородский губернатор реагирует быстро. Так, после пожара на НПЗ в Кстовском районе и взрыве на заводе имени Свердлова в Дзержинске Никитин в сжатые сроки вылетал на место происшествия, проводил совещания с силовиками и оперативно созданными штабами по ликвидации последствий.

Практически во всех ситуациях — во время «разборов полетов» с чиновниками, личного общения с жителями или обсуждения ЧП - нижегородский губернатор избегает эмоциональных высказываний. Создается впечатление, что он выверяет каждую фразу, не допуская лишних или случайных формулировок.  Порой губернатор выглядит даже слишком деловым, не эмоциональным. Возможно сказывается упомянутое отсутствие длительного опыта публичной политики.

Несмотря на такую сдержанность и аккуратность в высказываниях, в медиарейтинге губернаторов от «Медиалогии» Никитин занимает высокие позиции. Так, по итогам февраля он находится на седьмом  месте по России с показателем 8 651 сообщений. При этом глава региона отсутствует в социальных сетях. После назначения он удалил все свои аккаунты, объяснив это тем, что привык всегда отвечать на звонки и письма, которые получает, а сообщений и событий в соцсетях стало слишком много, чтобы отреагировать на каждое.

Губернатор слишком тщательно готовит свои публичные выходы и не готов по любому поводу пускаться в объяснения с критиками. Об этом свидетельствует реакция на претензии к закрытости темы о семье и личной жизни. Сначала деятельности нового главы региона таких публикаций было более чем достаточно. Но лишь когда число спекуляций и слухов пошло на убыль, Никитин появился с семьей на публике. Примерно через два месяца после назначения он вместе с женой, детьми и родителями посетил «Город мастеров» и на камеру осваивал некоторые народные промыслы. СМИ описали посещение как пример семейной идиллии и с тех пор стали реже интересоваться доходами и прошлым супруги губернатора.

Крупных медиа-скандалов или эпизодов, вызывающих резкую и заметную  критику общественности, за время работы в области Никитин сумел избежать. Единственное, что ставили ему в вину – дорогие средства передвижения, доставшиеся от предшественника. После прихода в регион Никитин сразу же пообещал отказаться от кортежа, но сохранил за собой вертолет и персональный вагон. Не получив развития, тема исчезла из публичного обсуждения.

Такая сдержанность в общении со СМИ позволяет губернатору при случае эффективно реализовывать подходящие информационные поводы. Резонанс оказывается сильнее, в условиях нечастого использования приема. Так, можно считать удачным ходом оперативное предложение со стороны Никитина политику Никите Исаеву посетить регион (после того как последний сравнил Нижний Новгород с болотом, в котором квакают лягушки). Исаев после встречи с губернатором извинился и это позитивно сработало на имидж Никитина как защитника местного патриотизма нижегородцев. Никитин продемонстрировал скорость реакции, открытость, готовность к диалогу с оппонентом и немедленно получил нужный результат.

Плюсы и достижения

По итогам полутора лет работы Никитина в Нижегородской области можно констатировать, что ему удалось выполнить не только прямо поставленные задачи, но и решить некоторые проблемы, накопившиеся за время работы предшественника.

Все объекты, необходимые для проведения Чемпионата мира по футболу, были сданы в срок, мероприятия организованы без сбоев и происшествий. Благодаря федеральным деньгам проведена реконструкция дорог, построен новый стадион, впервые за 6 лет была открыта новая станция метро «Стрелка».

Никитину удалось добиться успехов в экономике: производительность труда увеличилась на 12%, зарплаты - на 6% в реальном исчислении. Губернатор продемонстрировал свою способность привлекать федеральные деньги. В областной бюджет поступили 37,7 млрд рублей. Область участвовала в 22 федеральных программах, то есть практически во всех, где такое участие было возможно. В первый год руководства Никитина долг области уменьшился на 7%. В жилищном строительстве произошел прирост на 4,6%.

Новый губернатор также сумел заинтересовать региональными проектами крупнейшие российские компании. С «Лукойлом» заключены инвестсоглашения на 100 млрд. рублей, с ОМК - на 40 млрд. рублей. Усиливается присутствие в области «Росатома». В начале прошлого года Никитин заявлял, что часть управленческих функций госкорпорации могут быть перенесены в Нижегородскую область. Дальнейшее обсуждение этой перспективы не попало в публичную плоскость, однако к сентябрю 2018-го «Росатом» сообщил о планах создать в области новую площадку для испытаний криогенного оборудования.

При новом руководителе в регионе были реализованы несколько знаковых проектов и мероприятий, соответствующих федеральным трендам и приоритетам развития. Например, открыта электронная таможня, проведен международный саммит цифровых технологий.

Никитин смог ликвидировать несколько застаревших проблем. Предыдущему губернатору ставили в упрек уничтожение исторического облика областной столицы и провальные показатели региона по самообеспечению мясом. Никитин заявил о создании нового свиноводческого комплекса стоимостью 3,6 млрд рублей и запуске проекта редевелопмента, призванного сделать привлекательным облик Нижнего Новгорода.

Были запущены крупные межрегиональные проекты. Ульяновская, Иркутская и Нижегородская области сформировали авиационный кластер, участие в котором дает субъектам право на федеральные субсидии в размере 50% от инвестиционных затрат.

Никитин оптимизировал структуру Правительства. Появились новые подразделения: министерство экономического развития и инвестиций, министерство имущественных и земельных отношений. Между органами исполнительной власти были перераспределены полномочия.

После смены власти в Нижнем Новгороде руководство поменялось и в других крупных городах региона: Арзамасе, Балахне, Дзержинске.

Активно работая в регионе, губернатор сохраняет сильные позиции на федеральном уровне, присутствует в важных для федерального центра структурах и участвует в знаковых мероприятиях. В сентябре 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев включил его в состав правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию. А в декабре Никитин возглавил рабочую группу Госсовета по экологии. 11 апреля он присутствовал в этом качестве на совещании у президента с членами правительства по теме реформы системы обращения с твердыми бытовыми отходами.

К плюсам для Никитина можно отнести и его активность в проекте «Лидеры России». На февральском финале этого года в Сочи он был одним из ключевых спикеров дискуссионной панели «Роль лидера в развитии системы государственного управления на региональном уровне: ключевые вызовы и решения» и объявил, что в ближайшее время в регионе будет создана единая платформа для формирования муниципального резерва и резерва госслужащих, в который войдут финалисты всероссийского конкурса.

Никитину и его команде удалось наладить эффективные взаимоотношения с региональными СМИ. Большинство нижегородских СМИ либо подконтрольны, либо лояльны губернатору.

Минусы и недоработки

У того, что Никитин довольно быстро смог отладить новые механизмы управления и привести своих людей на ключевые позиции, есть и обратная сторона. Изменения проводились временами жестко, пусть и без открытых публичных конфликтов и противостояния элит. Общая напряженность в регионе до сих пор сохраняется – элиты чувствуют себя неуверенно, предполагая, что губернатор вряд ли остановится на достигнутом.

Критики Никитина считают, что он недостаточно внимания уделяет социальной сфере, медицине и образованию, отдавая предпочтения промышленности и экономике. Хотя даже при таком особом внимании к экономике некоторые системные экономические проблемы области за полтора года работы снять не удалось. Уровень регионального долга остается высоким, а возврат старых кредитов частично компенсируется новыми займами.

Нежелание губернатора договариваться с местными группами влияния действительно сохраняется как немаловажный политический фактор в регионе. Пока проблемы в сфере госуправления Никитин чаще всего решал эффективным, но довольно простым способом – увольнением чиновников. Хотя это и соответствовало запросу на обновление, но напряжению способствовало еще больше. Конечно, какие-либо ограничивающие договоренности с разными группами в регионе губернатору, пользующемуся высокой поддержкой в Центре не нужны, но в дальнейшем ему придется постепенно находить общий язык с теми местными кадрами, кто будет привлекаться для исполнения его стратегии – кадровая скамейка все же не так длинна,  как кажется.

Рейтинги и показатели доверия

Долю жителей, положительно оценивающих деятельность главы Нижегородской области на сегодняшний день вряд ли можно оценить как  высокую. По данным Фонда «Общественное мнение» на март 2019 года таких было 37%. Однако необходимо учесть, что негативно оценивают деятельность губернатора всего лишьь 7% опрошенных. То есть разрыв между уровнем позитивных и негативных оценок Никитина весьма значительный. Уровень доверия главе региона за последний год вырос на 10 процентов. Позитивно оценивают деятельность президента страны почти 64% опрошенных нижегородцев.

По данным компании «Медиалогия», в марте 2019 года Г.Никитин занял 11 место в медиарейтинге глав регионов по упоминаемости в СМИ.

Экспертная оценка

Позицию Никитина можно оценить как весьма прочную. Решены приоритетные задачи: промышленное производство в регионе получило новый импульс, отлажены ключевые механизмы управления, внедрены инструменты проектной деятельности. Никитин продемонстрировал столь жесткий стиль управления и решения политических вопросов, что его можно было бы даже причислить к категории силовиков без погон. Он ликвидирует проблемы методом «оперативного хирургического вмешательства», прощаясь с чиновниками и игнорируя мнение навязываемое ему оппозицией.

Однако, в условиях сильных внутриэлитных конфликтов такой подход оказался вполне уместен. Никитин пока не допустил значимых политических и имиджевых промахов. Он в полной мере использует наработанные связи как для развития области, так и для укрепления собственных позиций. Возможно именно по этим показателям в Администрации Президента довольны успехами Никитина и рассматривают его опыт как один из примеров удачной реализации губернаторами новой волны управленческих компетенций полученных на уровне федерального Центра.

Другие материалы раздела
Популярные материалы