ENG

МАКСИМ РЕШЕТНИКОВ

ХОЗЯЙСТВЕННИК ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

МАКСИМ РЕШЕТНИКОВ. ХОЗЯЙСТВЕННИК ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Максим Решетников возглавляет Пермский край с 6 февраля 2017 года. Сразу после назначения в регионе его восприняли как московского варяга с пермскими корнями. Через два года ему удалось полностью переломить это отношение.

Решетников родился в 1979 году в Перми. Оба высших образования получил в родном городе. В 2000 году закончил Пермский государственный университет по специальности «экономист-математик», два года спустя там же получил диплом лингвиста-переводчика. Защитил диссертацию на тему «Управление экономикой региона на основе финансовых потоков: принципы и модели» на примере Пермской области. Кандидат экономических наук.

Сразу после окончания университета в 2000 году пришел работать в региональную администрацию, где за семь лет вырос с начальника отдела до первого замруководителя администрации. Его деятельность была связана преимущественно с вопросами региональной экономики и финансов.

После работы в регионе Решетников на два года (2007-2009 гг.) переходит на федеральный уровень — в Министерство регионального развития. Сначала  он становится замдиректора департамента межбюджетных отношений, а затем директором департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности региональных органов госвласти. Примечательно, что с конца 2008 года министром регионального развития РФ был Виктор Басаргин, которого затем Решетников и сменит на посту главы Пермского края.

В 2009 году он возвращается в родной регион и занимает должность руководителя администрации губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Решетников становится одним из авторов «Основ стратегии социального-экономического развития Пермского края».

Но на этот раз чиновник ненадолго задержался в регионе — он проработал главой администрации всего полгода. В 2009 году Решетников вошел в первую сотню президентского кадрового резерва и вскоре вновь отправился в Москву. На этот раз — чтобы возглавить департамент госуправления, регионального развития и местного самоуправления в Аппарате правительства РФ, которым руководил Сергей Собянин.

После назначения Собянина мэром Москвы Решетников последовал за ним. С конца 2010 года работал первым замруководителя в аппарате мэра и правительства Москвы. Весной 2012-го пошел на повышение, заняв должность министра и руководителя департамента экономической политики и развития города в столичном правительстве. Здесь он также активно участвовал в создании стратегических документов, например, инвестиционной стратегии Москвы на период до 2025 года.

Назначение Решетникова на должность врио главы Пермского края 6 февраля 2017 года многие сочли инициативой Собянина, причислив чиновника к команде столичного мэра. В пользу этих предположений свидетельствует последующее сотрудничество Москвы и Пермского края.

Некоторые СМИ и эксперты также связывают Решетникова с нынешним вице-премьером и полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым. Он возглавлял Пермскую область, когда Решетников делал свои первые профессиональные шаги в региональной администрации. Вице-премьер позитивно отзывался о своем экс-подчиненном и после его назначения губернатором заявил, что у Решетникова есть возможность «изменить систему управления края и начать работать честно и эффективно».

 

Край непопулярных губернаторов

С точки зрения внутренних политических и межэлитных конфликтов Пермский край всегда был неспокойным. Сильно сегментированные интересы местных элит оборачивались постоянными противостояниями. Это мешало выстроить эффективную властную вертикаль и осложняло жизнь губернаторам. Олег Чиркунов, возглавлявший регион с 2004 по 2012 годы, оказался в оппозиции к влиятельным региональным кланам. На протяжении всего срока его работы информационный фон в крае оставался крайне напряженным. Звучали регулярные претензии в адрес губернатора, а сам Чиркунов несколько раз говорил о желании досрочно уйти в отставку.

На его преемника, экс-министра регионального развития Виктора Басаргина, возлагали большие надежды. Эксперты ожидали, что не связанный с межэлитными противоречиями назначенец сможет сбалансировать ситуацию. Однако он во многом повторил судьбу предшественника.

Басаргину также не удалось найти общий язык с элитами. Позиции ослаблял тот факт, что он занял пост губернатора через процедуру назначения заксобранием по представлению президента. По неофициальной информации, Басаргин неоднократно пытался выйти на досрочные выборы главы региона, но не получил на это санкции из федерального Центра.

Конфликты и скандалы обострились во второй половине губернаторского срока и стали оказывать прямое влияние не только на работу властей, но и на социально-экономическую ситуацию. Неразвитая инфраструктура, в том числе дорожная, тормозила развитие промышленности и снижала качество жизни обычных граждан. Однако инициативы Басаргина, нацеленные на решение этих проблем, застревали либо в заксобрании, либо на уровне Центра.

Во время выборов в Госдуму 2016 года у краевых властей возникли сложности в одном из одномандатных округов: Басаргину бросили политический вызов. У губернаторского кандидата появился мощный конкурент в лице мэра Перми Игоря Сапко, который прошел в ГД.

Картину серьезно омрачали коррупционные скандалы. У краевой прокуратуры появились претензии к близким Басаргину министрам, несколько членов правительства стали фигурантами уголовных дел.

Глава региона попытался взять ситуацию под контроль. В конце 2016 года он отправил краевое правительство в отставку и наделил губернатора в собственном лице функциями премьера, попутно нарастив медийную активность.

Потерявший пост премьер Геннадий Тушнолобов считался неформальным лидером местных элит. За счет его отставки и других перестановок в региональном кабмине Басаргин рассчитывал усилить свои позиции и набрать политические очки.

Его полномочия истекали в апреле 2017 года, но уже в начале февраля губернатор покинул пост. И хотя формально увольнение состоялось «по собственному желанию», оно выглядело неожиданностью для Басаргина и его ближайшего окружения. Незадолго до отставки чиновник уверенно говорил о своем участии в грядущих губернаторских выборах.

Так что к моменту назначения Решетникова ситуация в крае была неустойчивой — и с социально-экономической, и с политической точек зрения. Стопорились крупные проекты, копились социальные проблемы. Хотя последний удар Басаргина по оппонентам немного ослабил их позиции и создал преемнику площадку для поиска договоренностей. Тушнолобов временно лишился официальных должностей, а измотанные конфликтами элиты по большей части были готовы к переговорам.

 

«Народная кампания»

В связи с назначением Решетникова в Пермский край и президент и сам чиновник подчеркивали, что он — местный. «Вы связь со своей малой родиной всегда сохраняли и ощущаете до сих пор», — сказал на встрече 6 февраля 2017 года Владимир Путин, прежде чем официально предложить Решетникову новую должность. «Я коренной пермяк», — вторил ему новый врио на церемонии представления в регионе.

В самом крае СМИ и эксперты называли назначенца «москвичом с пермскими корнями», что осложняло его предстоящую кампанию. Оба его предшественника — и Чиркунов, и Басаргин — тоже возвращались в Пермь после работы в Москве и оставили о себе не лучшие воспоминания.

С другой стороны, на фоне непопулярных экс-губернаторов было легче заявить о себе. В регионе давно сформировался запрос на новые лица, причем как среди граждан, так и среди элитных групп. На таком фоне энергичный 39-летний губернатор пришелся как нельзя кстати.

Он сразу использовал ценную опцию из наследия Басаргина, также назначив себя председателем правительства. И одновременно — отменил некоторые решения предшественника. В частности, приостановил упразднение Министерства информационного развития и связи, функции которого планировалось передать региональному Минтрансу. Цифровизация была выбрана новым врио в качестве одного из ключевых направлений развития региона, и для этого требовалось полноценное самостоятельное ведомство.

Формируя команду, новый врио пригласил несколько москвичей и «московских пермяков» — людей, с которыми новый губернатор познакомился в столице. Минфин возглавила уроженка Пермского края Елена Чугарина. До назначения она была первым замруководителя департамента экономической политики и развития Москвы, который возглавлял Решетников. Министром информационного развития и связи стал выходец из московского Департамента информационных технологий Павел Шевыров. Пермяк Михаил Сюткин, до 2017 года работавший в Москве, возглавил самое проблемное ведомство — пермский Минстрой. За пять лет в нем сменились пять министров, а один даже стал фигурантом уголовного дела.

Такое нашествие москвичей вызвало недовольство среди местных чиновников и политиков, но оно не вылилось в прямое противостояние, не вызывало дестабилизации в регионе и почти никак не повлияло на избирательную кампанию.

Предстоящие выборы осложняло длительное отсутствие практики — последний раз выборы губернатора проходили в 2000 году. На протяжении последующих 17 лет глава региона назначался заксобранием по представлению президента.  Избирателей нужно был усиленно готовить к восстановлению практики.

Возможно, поэтому о планах участвовать в сентябрьских выборах губернатора Решетников заявил рано — 22 марта, еще до того, как политсовет «Единой России» определился с кандидатами от партии. Врио отметил, что в случае поддержки ЕР планирует сделать упор на встречах с избирателями.

Получив поддержку, он стал почти безальтернативным лидером праймериз и в полной мере реализовал эти планы. С марта-апреля 2017 года Решетников демонстрировал высокую степень открытости для населения и постоянно общался с жителями. За семь месяцев с момента назначения до выборов он объездил все 48 районов края, формируя образ «человека дела», неравнодушного к проблемам граждан. Активно посещал промышленные, городские и социальные объекты, рассказывал о планах по созданию социнфраструктуры, отчитывался о ремонте дорог, проверял ход благоустройства на местах, занимался вопросами переселения из опасной зоны в пермских Березниках и другими резонансными проблемами.

Врио постоянно подчеркивал необходимость учитывать мнение граждан. В апреле он представил интерактивный интернет-проект «Программа развития Пермского края. Управляем вместе». Портал во многом напоминал  московские ресурсы для коммуникации с жителями. На сайте граждане могли узнать о реализуемых в крае проектах, обратить внимание на проблемы, сформулировать предложения или рекомендации властям.

В качестве главного предвыборного лозунга Решетников выбрал фразу «Управляем вместе — добиваемся результата», которая напрямую перекликалась с названием портала. Одновременно врио старался по возможности создавать неформальный образ открытого, коммуникабельного политика — к примеру, вместе с жителями участвовал в первомайской демонстрации и велопробеге.

Стратегия губернатора с акцентом на личное общение и учет мнения граждан, который стал лейтмотивом всей кампании, полностью себя оправдала. Действующий врио уверенно набирал очки по мере приближения к единому дню голосования. Если в мае по данным СМИ открытые опросы ФОМ показывали поддержку на уровне 50%, то к концу августа эта цифра выросла до 85,6%. Причем жители высказывали минимум негатива в адрес Решетникова. Сложился образ политика, на которого граждане возлагают большие надежды.

Закрепить успех помог визит президента, который приехал в Пермский край прямо перед выборами. Путин делал акцент на опыте Решетникова и его принадлежности к своей команде. «Вы у меня работали в каком департаменте?» — спрашивал президент на встрече с врио. Во время беседы Путин также поддержал предложение назначенца о преобразовании набережной Перми, которое в регионе встретили с одобрением.

На выборах Решетников победил настолько уверенно, что эксперты заговорили о кризисе оппозиции в регионе. Его результат (82,06% голосов избирателей) оказался одним из самых высоких по стране, а соперники набрали от 1,58% до 7,49% голосов. Несмотря на отдельные нарушения, кампания однозначно была признана успешной. Конфликтов, способных поставить результаты новоизбранного губернатора под сомнения, не произошло.

 

Новый стиль: цифровая открытость

После избрания Решетников укрепил репутацию открытого к общению губернатора, прежде всего — благодаря активности в Instagram, где он с осени 2018 года начал проводить регулярные эфиры. Во время каждого из них глава региона рассказывает о планах и результатах, а главное, отвечает на вопросы жителей и принимает их обращения и жалобы. Уже к третьему эфиру пермяки распробовали формат, превратив его в подобие «прямой линии» президента и потеснив журналистов. Абсолютное большинство обращений касается социальной сферы и благоустройства. Сейчас у Решетникова 63,5 тыс. подписчиков — это один из лучших показателей среди губернаторов. Каждый эфир смотрят по 5-6 тыс. человек.

Вслед за губернатором аккаунты в соцсети завели и другие чиновники, в том числе глава Минздрава, который обещал через Instagram собирать отзывы пациентов о больницах и поликлиниках края. На Российском инвестиционном форуме в Сочи прямыми эфирами Решетникова в соцсети заинтересовался премьер Дмитрий Медведев.

Для главы региона эфиры в Instagram стали не только способом получить срез мнений, но и площадкой для тренировки навыков коммуникации и публичных выступлений. Он избавился от чиновничьих фразеологизмов, слов-паразитов и стал вести себя перед камерой намного увереннее. Формат губернатора заметили и оценили. Решетников вместе с главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным стал участником первого эфира телепрограммы «Диалог», запущенной пресс-службой кабмина на канале  «Россия-24».

Однако активность губернатора в соцсети на ниве «малых дел» породила закономерные вопросы о том, как он сочетает решение точечных, почти бытовых проблем со стратегическим планированием и другими более масштабными вопросами. Сам Решетников подчеркивал, что «одно без другого невозможно» и нет смысла, например, строить новые медцентр, если люди не могут туда попасть из-за нечищеных дорог.

Власти продолжают попытки масштабировать и систематизировать коммуникации с населением. Уже упомянутый портал «Управляем вместе» служит способом автоматизации обратной связи. Цифровые системы для запуска портала Прикамью передали московские власти. Край, в свою очередь, начал тиражирование этой практики и после успешного запуска передал наработки якутским коллегам в рамках межрегионального соглашения.

Одновременно цифровые инструменты стали применяться для контроля и стандартизации процессов в других важных сферах. Внедряется региональная информсистема в сфере закупок, началось создание единой аналитической системы управления дорогами и транспортом. Для контроля за сдачей ключевых строительных объектов обсуждается вариант внедрить публичный мониторинг, в том числе с публикацией в сети утвержденных графиков работ.

При Решетникове в Прикамье активно заработал проект инициативного бюджетирования («народный бюджет»). Граждане, юрлица, индивидуальные предприниматели и общественные организации подают заявки на проекты в конкурсную комиссию. По одобренным проектам краевой бюджет оплачивает 90% расходов при условии 10%-ного софинансирвоания со стороны инициаторов.

Выступая в публичном поле, Решетников демонстративно становится на сторону жителей в их споре с чиновниками, к которым относится подчеркнуто требовательно и во многих случаях довольно жестко. Осенью 2018 года, через день после того, как губернатор раскритиковал проект детской поликлиники, в отставку подал министр здравоохранения Дмитрий Матвеев. То же самое произошло и с замглавы администрации Перми по ЖКХ Сергеем Романовым после жесткого выпада Решетникова в адрес коммунальных служб.

Решетников не чужд прагматичного популизма Он с готовностью отвечает почти на все пожелания граждан относительно наказания нерадивых чиновников, ограничил пенсии госслужащих по выслуге лет, ввел практику проверки чиновников на полиграфе, устроил разнос за закупки дорогих смартфонов для регионального правительства. А когда речь зашла о крупных выплатах уволенным чиновникам за неиспользованные отпуска, Решетников посоветовал им направить средства на благотворительность.

Новый глава региона изменил указ Басаргина «Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления», предоставив гражданам инструмент для борьбы с  неэффективными главами муниципальных образований и учреждений. СМИ прозвали документ «дубинкой для мэров». Указ появился в 2014 году в рамках исполнения поручения президента, однако реально механизм был запущен только при Решетникове. Причем в новом, усовершенствованном виде он может использоваться не только для учета мнения граждан, но и для выстраивания более эффективной властной вертикали, в которой «отстающие» главы муниципальных образований почти автоматически, без давления краевых властей попадают в кандидаты на увольнение.

 

Плюсы и достижения

Хотя в январе 2019 году Решетников был исключен из президиума Госсовета в порядке плановой ротации, он сохраняет уверенные статусные позиции на федеральном уровне. Губернатор возглавляет рабочую группу Госсовета по направлению «Экономика и финансы». Руководство одним из ключевых направлений придает Решетникову дополнительный вес как среди коллег, так и в глазах журналистов. В качестве главы группы он неоднократно становился ньюсмейкером федеральных СМИ, в том числе в связи с мероприятиями и решениями по исполнению майского указа президента.

Глава Пермского края входит в число наставников конкурса «Лидеры России». Проекты и практики, запущенные Решетниковым, неоднократно получали высокую публичную оценку со стороны президента и премьера.

Решетников успешно лоббирует интересы региона в Центре. В интервью по итогам 100 дней работы в статусе врио он отмечал, что «средства есть», нужно просто «понимать технологии, как правильно заявиться на них, как правильно их получить». Судя по первым результатам, ему это вполне удается. Команда Решетникова привлекла более 1 миллиарда на ремонт и строительство новых дорог.

Край также получил поддержку Фонда развития промышленности России, которая позволит профинансировать проекты по выпуску гражданской продукции на региональных предприятиях ОПК. Губернатор добился участия края в знаковых федеральных проектах по цифровизации. Пермь и Березняки были включены Минстроем в список пилотных территорий проекта «Умный город».

Как в статусе врио, так и после избрания, Решетников регулярно демонстрирует эффективное взаимодействие с крупными федеральными госкомпаниями. К примеру, по итогам первой же встречи с Алексеем Миллером стало известно о разморозке инвестпрограммы «Газпрома», ранее приостановленной из-за долгов. В свою очередь, договоренности с «РЖД» позволили запустить в Перми новый путепровод Транссибирской железнодорожной магистрали. Губернатор принимает участие в заседаниях правления «РЖД» и констатирует выход сотрудничества с компанией «на новый уровень».

При Решетникове был открыт новый терминал международного аэропорта, строительство которого тянулось с 2015 года. Запущена глобальная реконструкция набережной Перми вместе с переносом железнодорожных путей и выкупом завода «Ремпутьмаш». Наметился прогресс и в решении других больных для Пермского края вопросов, в том числе в строительстве нового здания театра оперы и балета.

За счет роста несырьевого экспорта Прикамье вернулось в топ-15 российских регионов-экспортеров. Решетников лично принимал участие в переговорах с потенциальными зарубежными партнерами, в том числе из Швейцарии, ОАЭ, Австрии.

По уровню развития государственно-частного партнерства Пермский край вышел на шестое место. Этот рейтинг учитывает правительство РФ при оценке эффективности инвестиционной деятельности регионов.

Решетникову удалось выстроить вертикаль власти под собственные планы и нужды субъекта. Вместо запланированного Басаргиным упразднения Минсвязи новый губернатор усилил ведомство и расширил его функции. Он также запустил масштабную реформу системы местного самоуправления через объединение территорий в городские округа. Процесс не всегда шел гладко, ряд территорий высказывали претензии по поводу возможной потери доходов. Однако в конечном счете краевым властям удалось замотивировать муниципальные власти на участие в реформе, пообещав поддержку и компенсацию выпадающих средств. Результаты такого объединения — упрощение системы управления и повышение ее эффективности, экономия на содержании чиновников. Высвободившиеся средства  вместе с региональным финансированием направляются на локальную инфраструктуру и создание социально значимых объектов.

В отличие от предшественников, Решетников продемонстрировал высокую адаптивность. Он смог сгладить наиболее острые противоречия и не втянулся в открытые противостояния с участием местных элит. После избрания на пост губернатора публичную поддержку ему высказывали как бывшие соратники Басаргина, оставшиеся в управленческой вертикали, так и представители других локальных элитных групп. Неформальный лидер оппозиции и экс-премьер региона Геннадий Тушнолобов по предложению Решетникова возглавил пермскую контрольно-счетную палату. Резкие выпады в адрес губернатора в публичном поле фиксируются редко. Судя по всему, местные СМИ также оказались грамотно встроены в управленческую вертикаль.

Поездки по территории края, эфиры в Instagram и цифровые инструменты для учета мнения граждан обеспечили губернатору высокую  поддержку даже после завершения кампании. На сайте «Управляем вместе» сегодня зарегистрировано свыше 60 тыс. пользователей, то есть более 2% населения края, что считается неплохим показателем для такого рода порталов.

 

Минусы и недоработки

Несмотря на постоянный контакт с жителями, многочисленные проекты по благоустройству и развитию инфраструктуры, на повестке дня остается целый ряд как точечных, так и довольно масштабных проблем.

В числе своих главных задач Решетников называл развитие системы здравоохранения в регионе, и по этому направлению действительно была проделана значительная работа: улучшено финансирование персонала, запланировано строительство 7 новых поликлиник, появились дополнительные средства для снабжения поликлиник. В то же время в информационном поле регулярно возникают критические реплики по поводу объединения медучреждений и размера зарплат медперсонала. Градус критики резко вырос на фоне недавнего визита премьера Медведева в одну из пермских поликлиник. Местные СМИ долго обсуждали тот факт, что зарплаты не соответствуют заявленным, а туалетная бумага для посетителей появилась в учреждении только к визиту премьера и потом снова исчезла.  Острые темы с готовностью подхватывает несистемная оппозиция.

Снос железнодорожного пути и отмену электричек ради проекта расширения набережной Камы оппозиционеры использовали как повод для митингов. Это усилило неоднозначное отношение граждан к проекту по  реконструкции городской набережной, который стали называть непроработанным и не согласованным с жителями. Претензии к проекту высказывались и в петиции за отставку Решетникова, набравшей более 20 тыс. подписей.

Открытый формат коммуникации с жителями, выбранный губернатором, дает оппозиции определенные козыри. Принимая массу устных или интернет-обращений, Решетников автоматически выносит их в публичную плоскость. А каждое невыполненное обещание становится потенциальным поводом для острой критики в адрес властей.

Повсеместное участие губернатора в вопросах развития региональной столицы приводит к тому, что городские проблемы ассоциируются не столько с мэром, сколько с главой региона, который фактически подчинил себе управление административным центром.

Задача по привлечению средств в регион решается в основном за счет федеральных трансфертов. Несмотря на обилие заключенных соглашений и контрактов, до реальных инвестиций дело дошло далеко не везде. По итогам 2018 года инвестиции в основной капитал в регионе сократились на внушительные 7,6% (по данным Росстата). Продолжается процедура банкротства «Мотовилихинских заводов», а многие сокращенные сотрудники «Ремпутьмаша» числятся безработными.

В вину пермскому губернатору также ставят жесткий стиль управления и принятия решений. Он старается концентрировать в своих руках максимум полномочий, что позволяет обеспечить контроль выполнения задач.

Вбросы в СМИ против губернаторы довольно редки и неуклюжи, но в случае серьезных проблем с крупными проектами их число и качество вполне может быстро вырасти.

Не исключены и репутационные риски в связи с коррупционной тематикой. СМИ сообщают, что ФСБ занимается материалами проверки в отношении вице-премьера края Елены Лопаевой. По версии силовиков, она без конкурсных процедур пыталась найти подрядчика для ремонта в здании краевой администрации. Ряд анонимных тг-каналов пытались воспользоваться этой ситуацией для того, чтобы обвинить губернатора.  

 

Рейтинги и показатели доверия

По данным Фонда «Общественное мнение» в марте 2019 года доверие  жителей Пермского края к губернатору оказалось на уровне 53%. Доверие к президенту Путину на уровне 65%.

В качестве главных проблем края жители называют высокие цены на услуги ЖКХ, рост цен на товары и услуги, низкий уровень зарплат.

Сразу после начала работы в крае, в феврале 2017 года, Решетников вошел в топ-10 рейтинга глав регионов по упоминаемости в соцмедиа по версии «Медиалогии». Стабильно возглавляет рейтинг публичной активности ВИП-персон Пермского края, преимущественно — с темами промышленности и социальной политики.

В медиарейтинге губернаторов, составленном «Медиалогией», занимает не самые высокие позиции — 5 место (3543 сообщений) среди глав регионов Приволжского ФО. Однако отмечается рост его медиаактивности. В феврале 2019 года Решетников впервые попал в ТОП-20 самых цитируемых губернаторов-блогеров, заняв 7 место с ИЦ 50,8.

 

Экспертная оценка

Среди губернаторов новой волны Решетников является одним из самых опытных и самых открытых. Прежде всего, благодаря личному общению и грамотной работе в соцсетях.

Стиль Решетникова вызывает явные симпатии у населения, но и создает определенные риски. Пока новый глава региона не сталкивался с заметным политическим сопротивлением и держит ситуацию под контролем. Более того, он показал умение действовать не только кнутом, но и пряником, когда смог замотивировать муниципалитеты на объединение территорий.

На сегодняшний день позиции Решетникова в крае можно считать прочными. Многое будет зависеть от успешности реализации таких знаковых проектов как, например, реконструкция набережной в столице региона. С учетом демонстративной манеры Решетникова вникать в самые мелкие вопросы и держать все под полным контролем ответственность за возможные проблемы общественность, безусловно, возложит именно на него.

Как бы то ни было, Решетников остается одним из потенциальных кандидатов на повышение в случае успешного губернаторства. Его опыт на уровне аппарата федерального правительства, правительства Москвы и Пермского края явно может быть хорошим трамплином для занятия одной из министерских должностей.

Другие материалы раздела
Популярные материалы