ENG

ВАЛЕРИЙ ЛИМАРЕНКО

Системный руководитель

Валерий Лимаренко. Системный руководитель

Лимаренко назначен ВРИО губернатора Сахалинской области 7 декабря 2018 года. Стаж руководства регионом - менее шести месяцев. Выборы главы региона намечены на 8 сентября 2019 года.  

Лимаренко родился в 1960 году в Харькове. Планировал стать пилотом, но в итоге получил квалификацию инженера-механика в Харьковском авиационном институте, который закончил в 1983 году.

Начал карьеру сразу после окончания вуза с позиции инженера-конструктора во Всесоюзном научно-исследовательском институте экспериментальной физики (ВНИИЭФ) в городе Арзамас-16 (Нижегородская область).

В 1988 году вернулся к научной деятельности. Во ВНИИЭФ Лимаренко руководил группой, был ведущим инженером-исследователем и ведущим экономистом.

В 1996 году Лимаренко начинает политическую карьеру и становится депутатом городской думы города Сарова, где занимал должности заместителя, а затем первого заместителя председателя гордумы по экономике и финансам. По информации СМИ, параллельно с работой в городском парламенте Лимаренко возглавлял межрегиональную ипотечную компанию, а также работал в системе образования -  руководил международным научно-учебным центром при Саровском физико-техническом институте и в том же вузе заведовал кафедрой «Новые финансовые технологии».

В 2000 году защитил докторскую диссертацию на тему «Формирование и развитие муниципальной системы управления ипотечным жилищным кредитованием в условиях переходной экономики».

В 2001 году тогдашний губернатор Нижегородской области Иван Скляров назначает Лимаренко министром строительства и жилищно- коммунального хозяйства региона. Спустя всего пару месяцев глава региона меняется, однако Лимаренко сохраняет пост и при новом губернаторе области Геннадии Ходыреве вплоть до перехода в аппарат полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе.

В 2003-2005 годах Лимаренко работает в аппарате полпреда президента в ПФО и занимает пост главного федерального инспектора по Нижегородской области. Полпредство в этот период возглавлял нынешний первый замглавы кремлевской администрации Сергей Кириенко.

После ухода Кириенко в госкорпорацию «Росатом» в 2005 году Лимаренко возвращается на работу в Нижегородскую область, став вице-губернатором и заместителем главы областного правительства по строительству, энергетике, ЖКХ и информационным технологиям при губернаторе Валерии Шанцеве.

Пару лет спустя Лимаренко переходит на работу в структуру «Росатома». В 2007 году его назначают директором АО «Нижегородская инжиниринговая компания “Атомэнергопроект”» (АО «НИАЭП» — первое инжиниринговое предприятия «Росатома» по строительству и комплектации АЭС). Компания была создана на базе нижегородского ФГУП для сооружения АЭС на севере области.

В этот период Лимаренко отвечает за строительство нескольких крупных энергоблоков. После аварии на «Фукусиме» в 2011 году -  курирует в «Росатоме» вопросы помощи Японии.

В ноябре 2012-го занимает пост президента АО «НИАЭП», вокруг которого объединяются инжиниринговые активы госкорпорации. В том же году «НИАЭП» становится управляющей организацией «Атомстройэкспорта» (АСЭ), в 2014-м — «Атомэнергопроекта», в 2015-м — «Атомпроекта».

С 2016 года Лимаренко — руководитель инжинирингового дивизиона «Росатома». Он занимает должности президента Инжиниринговой компании «АСЭ» и руководителя группы компаний ASE, в которую входят ведущие проектно-инжиниринговые предприятия атомной отрасли.

С 2012 года он заведует кафедрой «Системы управления жизненным циклом сложных инженерных объектов» в Нижегородском государственном техническом университете им. Алексеева, имеет звание почетного доктора вуза. Кроме того, Лимаренко является президентом инжиниринговой школы «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”». После назначения на должность ВРИО губернатора Сахалинской области  Лимаренко продолжил деятельность в научно-образовательной сфере.

Лимаренко прошел программу подготовки управленческих кадров, созданную по инициативе С.Кириенко.

 

Требовательный регион

Сахалинская область играет особую геополитическую и геоэкономическую роль в стране, является одним из важнейших ее форпостов. Это единственный субъект Федерации, полностью расположенный на островах: всего территория включает 87 островов, в том числе Сахалин и Курильскую гряду.

Хотя субъект исключительно богат ресурсами и максимально близок к азиатско-тихоокеанским рынкам, инфраструктура здесь развита крайне слабо, а условия проживания для граждан остаются чрезвычайно некомфортными.

В регионе насчитывается девять портов, однако большинство из них давно нуждается в модернизации. Оснащения гаваней недостаточно для обслуживания новых судов, а паромы на линии Ванино-Холмск, соединяющей Сахалин с материковой частью России, эксплуатируются со времен СССР. 

С советского периода известен и высокий протестный потенциал региона. Журналисты до сих пор вспоминают, как в 1988 году местные жители вышли на массовые несанкционированные митинги и тем самым добились смещения с должности первого секретаря обкома КПСС Петра Третьякова, которого население призывало к ответу за бедственное положение области.

Впрочем, в последние годы область регулярно попадала в федеральные сводки не благодаря протестным настроениям граждан, а из-за крупного коррупционного скандала с экс-губернатором Александром Хорошавиным. В 2007 году он сменил на посту Ивана Малахова, досрочно покинувшего должность. Президент отказал Малахову в продлении полномочий, когда тот поставил вопрос о доверии. В качестве основной причины называлось недовольство Центра тем, как была организована помощь пострадавшим от землетрясения в Невельске.

Хорошавин возглавлял область на протяжении восьми лет: депутаты дважды утверждали его на посту губернатора — в 2007 и 2011 годах. В течение второго срока Хорошавина в области резко усилилась напряженность. Глава региона стал героем нескольких медиа-скандалов, связанных с закупкой дорогих автомобилей для областного правительства и тратами «на имидж губернатора». Обострились межэлитные конфликты, в которые оказались вовлечены местные силовики.

Хорошавина задержали в марте 2015 года прямо на рабочем месте. Уже находясь в СИЗО, он лишился должности губернатора в связи с утратой доверия президента. В итоге Хорошавина признали виновным во взятках и приговорили к 13 годам колонии строгого режима со штрафом 500 млн. рублей.

Сахалинцев особенно возмутил тот факт, что при обысках у Хорошавина изъяли 1 млрд. рублей наличными и сотни ювелирных изделий. На фоне ветхой инфраструктуры и падения качества жизни это усилило негативный настрой среди населения по отношению к власти.

Спасать ситуацию отправили Олега Кожемяко, которому для этого пришлось оставить кресло губернатора Амурской области. Под наблюдением опытного управленца в регионе прошла масштабная антикоррупционная зачистка. По подозрению во взятках были задержаны вице-мэр Южно-Сахалинска, министр сельского хозяйства и экс-зампредседателя областного правительства, курирующий рыбную отрасль и АПК. 

Длительный и громкий судебный процесс против Хорошавина и новые задержания осложняли обстановку и играли против представителей власти. Но за счет наработанных в других регионах политических технологий Кожемяко выступил на выборах в сентябре 2015 года вполне уверенно. Он набрал 67% голосов при явке 37,5%.

Помимо борьбы с коррупцией, при Кожемяко регион получил несколько заметных импульсов к экономическому развитию. Заработала сахалинская рыбная биржа. Режим Свободного порта начал действовать сначала в Корсаковском районе, а затем был распространен и на Углегорский район, где расположен порт Шахтерск. Это позволило простимулировать запуск новых инвестиционных проектов и модернизацию терминалов.

На выборах в Сахалинскую областную думу в 2017 году «Единая Россия» получила 44,64%. У КПРФ был один из лучших по стране показателей для оппозиции - 16,5% голосов.

Повлиять на ситуацию коренным образом Кожемяко не успел – по личной просьбе в конце сентября 2018 года он стал ВРИО губернатора родного для него Приморского края.

Сахалинская область оставалась без руководителя более 70 дней. Длительный подбор ВРИО СМИ и эксперты связывали c необходимостью подбора кандидата, способного не только победить в первом туре, но и решить долгосрочные проблемы региона.

В конце ноябре 2018-го региональные депутаты приняли обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой как можно скорее назначить ВРИО — без него регион столкнулся со сложностями при принятии бюджета на следующий год и реализации ряда приоритетных задач. Примерно через неделю после обращения к президенту на пост ВРИО был назначен Лимаренко.

И хотя в области сохранялась относительно стабильная обстановка, перед преемником Кожемяко встал целый ряд сложных вопросов. Нужно было не только придумать способы для обновления инфраструктуры и повышения качества жизни, но и в сжатые сроки завоевать симпатии требовательных и в целом скептически настроенных к власти жителей.

 

Кампания с элементами раскола

На подготовку к выборам у Лимаренко оказалось около девяти месяцев.

В отличие от коллег из других регионов, он не стал делать из своего выдвижения тайну и оттягивать заявление об участии. Уже на церемонии официального представления в регионе 10 декабря 2018 года (через три дня после назначения) Лимаренко сообщил, что пойдет на выборы в сентябре 2019 года самовыдвиженцем. «Мне бы хотелось, чтобы здесь были не политические выборы, а выборы, связанные с региональными интересами. Я хочу, чтобы меня поддерживали все жители, независимо от политических взглядов», — заявил он. В феврале областная дума единогласно приняла поправки в региональное законодательство, допускающие самовыдвиженцев к выборам.

Лимаренко почти сразу после назначения сделал несколько важных заявлений по принципиальным для сахалинцев вопросам. Прежде всего, он занял жесткую позицию по Курилам и раз за разом подчеркивал, что вопрос передачи островов в повестке дня не стоит, они в любом случае останутся под российским флагом. Высказывания Лимаренко нашли поддержку у жителей и широко освещались как местными, так и федеральными СМИ. В феврале Лимаренко принял участие в визите российских чиновников на Курилы, который вызвал обеспокоенность японской стороны, но одобрительную реакцию на самих островах.

Лимаренко также отверг возможность объединения Сахалина с Приморьем, о котором заговорили после перехода Кожемяко в соседний регион. Тему подогрело заявление Кожемяко, который фактически не исключил такого решения, однако заметил, что процесс должен опираться на мнение людей. «Из общения с сахалинцами и курильчанами я сделал вывод, что у них нет желания с кем-либо объединяться», - заочно парировал Лимаренко. Выбранная ВРИО позиция довольно точно попала в настроение избирателей. Вопросы, связанные с объединением регионов, зачастую ассоциируются у жителей с потерей самостоятельности и доходов субъекта.  

За знаковыми политическими заявлениями последовали решения по социально-экономическому развитию региона. Новый руководитель  области объявил войну бедности и обозначил планы вдвое снизить ее уровень в регионе. За короткий срок Лимаренко запустил целый комплекс мер соцподдержки. В частности, сахалинцам стали компенсировать часть расходов на покупку твердого топлива и оборудования для цифрового вещания, были введены ежемесячные выплаты для ветеранов боевых действий, малоимущим пенсионерам начали выдавать путевки на санаторно-курортное лечение. Для некоторых категорий граждан в области предусмотрели льготы на вывоз мусора. Кроме того, власти заявили о планах ввести ежемесячные выплаты для семей с детьми и увеличить средний размер адресной продовольственной помощи.

Весной 2019 года Лимаренко инициировал проекты, нацеленные на заботу о здоровье сахалинцев. В рамках профилактической акции «Здоровье» жители крупных городов региона смогли в выходной день и без предварительной записи пройти комплексное обследование. Еще один проект - «Сахалинское долголетие» - предусматривает спортивные занятия для неработающих пенсионеров.

Лимаренко начал работу по двум болезненным для жителей области темам - транспортной доступности территорий и стоимости продуктов, которая увеличивается из-за дорогой логистики. По поручению ВРИО областные власти начали возмещать транспортные расходы бизнеса на доставку продуктов в удаленные районы Сахалина и Курил. Кроме того, между тремя Курильскими островами организовали пассажирские авиаперевозки на вертолетах, стоимость билетов тоже частично субсидируется областным правительством.

Лимаренко старается формировать у жителей острова чувство перспективы, заявив о создании в регионе нескольких новых крупных производств. Уже через неделю после назначения он принял участие в закладке памятной капсулы на территории будущего индустриального парка, который создается для поддержки нефтегазового сектора - основного локомотива сахалинской экономики. Вдобавок ВРИО сообщил о планах построить завод по производству сжиженного природного газа, который обеспечит топливом удаленные районы Сахалина и Курилы, а также создать новые рыбоперерабатывающие производства.

Как и другие руководители регионов, Лимаренко активно встречается с жителями области.

Потенциально предвыборный период может осложнить протестная активность, которая с разной интенсивностью проявляется в регионе с начала года. Однако массовыми акции пока назвать нельзя. К тому же оппозиция пока не может использовать эту активность себе на пользу.

Сахалинская КПРФ находится на грани раскола — коммунистам не удается договориться о кандидате даже внутри партии. По информации СМИ, партийный актив высказался в основном за выдвижение депутата Госдумы и секретаря ЦК КПРФ Алексея Корниенко, который избирался в ГД от Приморского края. Однако 1 мая депутат Сахалинской облдумы от КПРФ Светлана Иванова заявила, что тоже намерена идти на выборы, хотя и самовыдвиженцем. Она выступила «как коренная жительница» области, подчеркнув, что «КПРФ делает ставку на представителя Москвы», и сахалинцы не представлены на грядущих выборах.

Вероятнее всего, для требовательного сахалинского избирателя важнее всего, чтобы ВРИО выполнил данные ранее обещания и начал  демонстрировать конкретный результат.

Лимаренко имеет необходимый для Сахалинской области опыт: и в «Росатоме», и в Правительстве Нижегородской области, и в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе он курировал строительство дорог, развитие инфраструктуры, вопросы ЖКХ – наиболее проблемные сферы для Сахалинской области, с которыми может справиться именно Лимаренко.

В кампании важную роль также могут сыграть отношение с местными элитами, которые предстоит выстроить команде ВРИО. Тем более, что вместе с губернаторской кампанией в регионе пройдут выборы Южно-Сахалинской городской думы, а также Невельского и Ногликского городских собраний.

 

Новый стиль: эффективность без излишеств

К моменту прихода на пост ВРИО главы Сахалинской области Лимаренко обладал значительным и разнообразным опытом - в региональной политике, администрировании и корпоративной среде, научной деятельности. Причем работа в структурах «Росатома» стала для него еще и опытом решения задач в экстремально жестких условиях.

По собственному признанию Лимаренко, испытания на выдержку в рамках программы подготовки управленцев не представляли для него сложности. «Я прошел больше испытаний, и они были посложнее, чем лечь между гусениц движущейся военной техники, потому что работал в “Росатоме” — в по-настоящему экстремальных условиях. Фактически жил в самолете, перелетал на расстояния в тысячи километров — Китай, Бангладеш, Индия — работал в невыносимой, страшной жаре», — рассказывал Лимаренко журналистам. С учетом такого бэкграунда отправка на Сахалин, которой предпочли бы избежать многие кандидаты из списка потенциальных губернаторов, также не показалась ему стрессом или экстримом.

В целом стиль Лимаренко можно охарактеризовать как спокойный и конструктивный. В принципиальных моментах он проявляет твердость, но не провоцирует искусственных противостояний.

В интервью и публичных выступлениях ВРИО подчеркивается основательность его деятельности в регионе - он сразу дал понять, что собирается задержаться на Сахалине надолго.

После назначения Лимаренко подчеркивал, что нацелен на сохранение преемственности. В то же время он смог аккуратно ревизовать решение предшественника об упразднении областного министерства торговли и продовольствия, чьи функции собирались передать региональному Минсельхозу.

Многое Лимаренко заимствует из практик «Росатома» — прежде всего, речь идет об обеспечении эффективности работы и приоритете безопасности. С 2019 года сахалинский ВРИО изменил подход к формированию показателей эффективности и их плановых значений. Показатели охватывают все сферы деятельности и опираются на майский указ президента 2018 года. При этом плановые значения формируются исходя из цели «стать не только лучшим субъектом в ДФО, но и в Российской Федерации».

Когда в поле зрения Лимаренко попадает невнимание к безопасности, он проявляет заметную жесткость. В частности, он довольно резко критиковал чиновников за недостаточно эффективную борьбу с пожарами и проволочки при заключении подрядов на ремонты дорог. А после того, как в Томаринском районе огонь уничтожил восемь жилых домов, Лимаренко начал лично совершать внеплановые проверки готовности территорий к пожароопасному сезону.

Лимаренко, как правило, быстро реагирует на чрезвычайные ситуации. Так, когда в декабре после отказа скорой помощи выехать на вызов скончался местный житель, ВРИО поручил областному Минздраву немедленно провести выездное расследование и уже на следующий день представить ему результаты.

Даже в кризисных ситуациях Лимаренко не проявляет излишних эмоций.

В подходах к кадровым вопросам сдержан, избегает демонстративных кадровых зачисток. Перестановки производятся по мере необходимости. Главу правительства Веру Щербину, уехавшую вслед за руководителем в Приморье, Лимаренко заменил на уроженца Сахалина Алексея Белика, который уже имел опыт работы в областном кабмине.

На некоторые ключевые посты привлекаются и «люди с материка».   После многочисленных претензий к организациям здравоохранения профильный министр покинул пост, и региональный Минздрав в должности и.о. возглавил медик из Московской области Владимир Ющук. Министром имущественных и земельных отношений (также с приставкой и.о.) стала Светлана Налбатова с опытом работы в Госдуме, Минсельхозе России и коммерческих организациях. Руководить аппаратом приглашен Арсений Дряхлов, который фактически занимал ту же должность при Лимаренко в инжиниринговой компании «АСЭ».

В целях пополнения команды новыми лицами и развития социальных лифтов ВРИО главы региона запустил собственный аналог «Лидеров России» — конкурс «Команда Сахалинской области». Один из победителей уже занял пост вице-премьера в областном правительстве.



Как и другие ВРИО, Лимаренко уделяет значительное внимание прямой коммуникации с жителями. Он лично реагирует на сигналы о точечных кризисных ситуациях — например, выезжая на инспекцию аварийных домов.

Встреча ВРИО губернатора с жителями Охинского района показала, что Лимаренко готов публично отвечать на сложные вопросы, которые и по содержанию, и по форме подачи нельзя отнести к заранее заготовленным.

 

По сообщениям местных властей, 3 июня состоится прямая линия с ВРИО губернатора, которая будет транслироваться на телеканале «ОТВ» и в социальных сетях.

Часть общения с населением проходит в соцсетях. В Instagram у Лимаренко около 14 тыс. подписчиков. Здесь ВРИО отчитывается как об официальных мероприятиях, так и о работе по обращениям жителей. Сахалинский ВРИО — один из немногих губернаторов с собственным YouTube-каналом. Он создан только в апреле 2019 года, и подписчиков пока немного, но видео появляются регулярно.

Активность Лимаренко на относительно новой для губернаторов площадке отметили и эксперты в Москве. ЭИСИ включил YouTube-канал губернатора в топ лучших региональных практик.

На публике и перед камерой Лимаренко выглядит достаточно свободно, не теряется от неожиданно возникающих в повестке тем и неплохо чувствует аудиторию. Он уверенно общается с журналистами, четко, но не сухо отвечая на поставленные вопросы. Но при этом избегает хайпа и, похоже, не стремится искусственно увеличивать собственное присутствие в СМИ. В рейтинге «Медиалогии» по цитируемости занимает среди руководителей регионов 41 место с показателем 2346 сообщений.

 

Плюсы и достижения

Имея серьезные связи на федеральном уровне, в том числе и прямой выход на руководство Администрации Президента, Лимаренко за короткий срок показал способность привлекать в регион федеральные деньги. Прежде всего — на развитие инфраструктуры и социальной сферы, в которых нуждается область. Он добился увеличения финансирования в рамках единой субсидии на развитие социальной инфраструктуры до 15,7 млрд. рублей, еще 2,3 млрд. регион получит по программе развития здравоохранения.

ВРИО вывел на новый уровень сотрудничество с крупными компаниями. В частности, договорился с Алексеем Миллером о расширении программы газификации региона, строительстве 18 спортивных объектов по программе «Газпром» — детям!» и завода по производству сжиженного природного газа. С ВЭБ.РФ была достигнута договоренность о поддержке инвестпроектов на территории области, среди которых — принципиально важный для региона проект модернизации Корсаковского морского торгового порта.

Отдельно стоит упомянуть значимую для сахалинцев тему разрешения на любительский лов горбуши. Об этом Лимаренко договорился в Москве с руководителем «Росрыболовства».

Лимаренко удалось наладить отношения с местными элитами, о чем свидетельствует в целом ровный информационный фон и отсутствие прямой критики в адрес ВРИО. Заметную роль здесь сыграли заявления Лимаренко по Курилам и по вопросу об объединении с Приморским краем, которые показали нового руководителя как защитника интересов области.

В актив Лимаренко можно также записать инициативу по появлению долгосрочной стратегии развития Сахалинской области. Программный документ широко обсуждается совместно с экспертным сообществом. В перспективе стратегия может лечь в основу предвыборной кампании ВРИО.

Несмотря на короткий срок, в работе уже просматривается определенная системность. Сформировано 11 портфелей из 47 региональных проектов, которые должны обеспечить достижение целей, показателей и результатов соответствующих федеральных проектов. Определены кураторы, руководители и основные исполнители.

Структура областного правительства адаптирована под ключевые задачи. В частности, создано министерство цифрового развития и связи. Сам Лимаренко отмечал, что «потенциал островов в сфере развития цифровой экономики ничем не ограничен», однако нужно правильно развивать этот сегмент.

Инициированный кадровый конкурс «Команда Сахалинской области» прошел успешно и привлек внимание жителей региона. В первом конкурсе поучаствовали более 1,3 тыс. человек, 22 лучших участника уже получили назначения. Осенью должен пройти новый конкурс.

В одной из наиболее проблемных сфер — здравоохранении — для усиления контроля и более оперативной реакции на сигналы жителей запущена горячая линия, куда можно пожаловаться на любые нарушения в медицинских учреждениях. 

Также в регионе была проведена профилактическая акция «Здоровье». Жители нескольких городов области получили возможность в выходной день и без записи обратиться к врачам для получения комплексного скринингового обследования.

По ряду других проблемных направлений озвучены планы, позволяющие рассчитывать на существенные подвижки.

В целях улучшения жилищных условий, которого ожидают более 50 тыс. сахалинцев и курильчан, власти намерены существенно нарастить объемы строительства жилья. Если в 2018 году было сдано только 264 тыс. кв. метров, то в 2019-м показатель запланирован на уровне 300 тыс. В дальнейшем объемы ввода планируется увеличить до 500 тыс. кв. метров жилья в год.

Чтобы хотя бы частично ликвидировать в регионе обучение во вторую смену, до 2021 году область рассчитывает построить 13 школ, создав более 6 тыс. мест.

На социальные нужды в 2019 году будет выделено дополнительно 400 млн. рублей.

В области отмечается положительная динамика по целому ряду экономических показателей. Объем ВРП по итогам 2018 года значительно превысил результат 2017-го — 1,1 трлн. рублей против 872,5 млрд. рублей. Добыча нефти возросла на 8,4%, газа — на 7,6%. Объем добычи угля увеличился в 1,4 раза.

Рост зарплат по области зафиксирован на уровне 7% по итогам 2018 года. Зарегистрированная безработица по состоянию на конец декабря достигла 0,5% — это значительно лучше ситуации по Дальнему Востоку в целом, где показатель безработицы составляет 1,2%.

Лимаренко инициирует проекты, призванные нивелировать протестные настроения граждан. Например, в начале мая был запущен мобильный информационный центр «Развитие территорий», на базе которого будет проведено общественное голосование по вопросам развития региона. Жители сами могут принять участие в выборе понравившихся инициатив и отслеживать их реализацию. Ощущение причастности к принятию важных решений должно снизить уровень негативных настроений.

 

Минусы и недоработки

Политическая напряженность сохраняется в том числе в связи с отменой прямых выборов мэров. Этой теме оппозиция неоднократно посвящала митинги и пикеты. В основном темы протестных акций слабо связаны с недовольством региональными властями или Лимаренко лично.



Несмотря на отдельные соглашения с крупными федеральными компаниями, регион испытывает сложности с инвестициями. По итогам 2018 года отмечалось небольшое снижение инвестиций в основной капитал (они находились на уровне 99,7% к результатам 2017 году). Чтобы переломить эту тенденцию, Лимаренко придется значительно усилить работу с потенциальными инвесторами в регионе.

В целом на сегодняшний день серьезных причин для жесткой критики в адрес ВРИО не просматривается. Тем не менее, точечные инфоповоды порой используются против него.

 

Экспертная оценка

За короткий срок Лимаренко успел продемонстрировать системный подход к руководству регионом.

В своей деятельности учитывает региональную специфику островной территории.

Активно использует федеральные связи, чтобы получить дополнительные средства на развитие субъекта, добиться необходимых для региона изменений и простимулировать инвестиционную активность.

Не все меры, предпринимаемые Лимаренко, получают достаточного освещения и необходимого пиар-сопровождения. Эта проблема может оказать влияние на избирательную кампанию и затруднить ее для ВРИО. 

Однако если Лимаренко удастся реализовать хотя бы часть озвученных инициатив и донести их пользу до максимального количества жителей региона, шансы победить в первом туре губернаторских выборов в сентябре 2019 года будут повышаться.

 

Другие материалы раздела
Популярные материалы