ENG

ВИКТОР ТОМЕНКО

Командный игрок

Виктор Томенко. Командный игрок

Томенко назначен ВРИО губернатора Алтайского края 30 мая 2018 года. В единый день голосования 9 сентября 2018-го избран на должность главы региона. Общий стаж руководства — менее года.

Виктор Томенко родился в 1971 году Норильске. В 1993 году с отличием окончил Норильский индустриальный институт по специальности «Экономика и управление в цветной металлургии», инженер-экономист.

Начал трудовую деятельность в 17 лет на Надеждинском металлургическом заводе Норильского горно-металлургического комбината им. Завенягина. В 1988-1991 годах работал сначала аппаратчиком-гидрометаллургом, затем техником-технологом и техником по труду. Именно в этот период комбинат стал частью концерна «Норильский никель».

На старших курсах стажировался на Надеждинском заводе в качестве экономиста и бухгалтера, к моменту окончанию вуза был принят на должность экономиста. В 1994-1996 годах возглавлял отдел налогов в финансовом управлении комбината им. Завенягина.

В 1996-1997 годах Томенко временно покидает предприятие и работает главным бухгалтером в ЗАО «Полигон-Таймыр», чтобы затем вернуться главным бухгалтером на Норильский комбинат. В 1998-1999 годах занимает должность замгендиректора комбината по экономике и финансам. В 1999 становится замгендиректора и главным бухгалтером ГМК «Норильский никель», два года спустя переходит в Заполярный филиал компании, где быстро вырастает с обычного заместителя до первого замдиректора филиала.

В 2004 году Томенко возглавил Заполярный филиал, одновременно заняв позиции директора и предправления. Длительная работа в топ-менеджменте «Норильского никеля» позже станет основанием для того, чтобы связывать дальнейший карьерный рост Томенко с влиянием главного акционера компании Владимира Потанина.

Томенко руководит филиалом вплоть до начала 2010 года, когда бывший глава города Норильска Лев Кузнецов становится губернатором Красноярского края и приглашает его в правительство региона в качестве вице-премьера. Уже в 2011-м он занимает пост главы регионального правительства и первого заместителя губернатора, продолжая курировать экономику и финансы.  

В 2014 году в Красноярском крае меняется губернатор, однако Томенко сохраняет свои позиции после замены Кузнецова на «варяга» из Новосибирска Виктора Толоконского. В 2017-м Толоконский уходит в отставку по собственному желанию, и среди кандидатов на пост ВРИО называется в том числе и фамилия Томенко. В итоге Кремль не решился доверить регион человеку без политического опыта, и должность ВРИО губернатора занял красноярский политик Александр Усс. Но Томенко снова остается в губернаторской команде, хотя и с приставкой «исполняющий обязанности».

Работая в регионе, он проходит обучение на курсах по подготовке президентского кадрового резерва. В мае 2018 года получает назначение на должность ВРИО. Наблюдатели связывали назначение Томенко с влиянием Владимира Потанина, Александра Хлопонина и др. Кроме того, наблюдатели нередко отмечают, что Томенко пользуется поддержкой Михаила Прохорова, который в 2001-2008 годах возглавлял ГМК «Норникель». А также — главы «Ростеха» Сергея Чемезова, долгое время входившего в совет директоров горно-металлургической компании.

 

Регион: бедный и недоверчивый

Алтайский край оказался одним из первых регионов, где в середине 2000-х годов был опробован механизм назначения губернатора президентом. У экспертов складывалось впечатление, что к этому моменту регион нуждался во вмешательстве главы государства больше, чем многие другие субъекты Федерации.

Разочарование населения в региональных властях в 2004 году привело к избранию на губернаторский пост эстрадного артиста Михаила Евдокимова.  Однако раскрученный телевизионный персонаж не смог инициировать в крае позитивные преобразования. Хуже того, его приход на пост главы администрации привел к кадровой и внутриэлитной неразберихе. Как и в ряде других регионов, исполнительная власть края вошла в жесткое противостояние с законодательной. Краевой совет дважды выражал недоверие главе администрации.

Против губернатора объединились политические силы всего идеологического спектра, от КПРФ и Аграрной партии до «Единой России» и СПС. В конце концов раскол произошел и на уровне муниципалитетов. Пока одни главы районов писали в сибирское полпредство письма с поддержкой Евдокимова, другие в том же формате заявляли о недоверии ему. Недовольство было вызвано в первую очередь экономической и кадровой политикой нового губернатора, которая усугубила ситуацию с уже существовавшими ранее внутриэлитными противоречиями. Показательно, что за полтора года работы Евдокимова его заместителями успели побывать около 20 человек. 

Кремлю, однако, было непросто вмешаться в эту чехарду. Выразив поддержку одной из сторон, Центр рисковал еще больше разбалансировать обстановку. Даже трагическая гибель Евдокимова в автомобильной аварии не сняла с повестки дня все накопившиеся проблемы. Пытаясь найти удачную замену, в Кремле рассматривали не менее десятка претендентов.  

В результате выбор пал на начальника управления президента по вопросам госслужбы Александра Карлина, который до этого около 30 лет проработал в прокуратуре, в том числе в Алтайском крае. Главной его задачей на посту губернатора стало разрешение политического кризиса и сглаживание внутриэлитных противостояний. Даже социально-экономические проблемы, которые традиционно испытывал дотационный регион, отошли на второй план. В крае Карлина восприняли как «жесткую руку Центра», призванную навести порядок.

Однако чиновник без политического опыта не до конца справился с этой задачей. Открытые конфликты перешли в подковерные противостояния. Карлина критиковали за непродуманные кадровые решения.

В список неугодных краевой администрации попал спикер заксобрания Александр Назарчук, которого заменили на экс-подчиненного Карлина — Ивана Лоора. Барнаульский мэр Владимир Колганов оказался выдвинут партией власти на очередные выборы против воли губернатора. Карлин попытался снять мэра с должности, но натолкнулся на сопротивление в городской думе.

Системная оппозиция возмущалась тем, что ее оттесняют от принятия решений, и устраивала демарши. К этому добавлялись конфликты со СМИ, которые критиковали краевые власти за разделение прессы на «своих» и «чужих», недопуск журналистов на мероприятия и отказ в предоставлении информации.

За 13 лет, которые Карлин провел на посту губернатора, градус противостояний то возрастал, то снижался, однако выровнять ситуацию и договориться с элитами не удавалось. Вдобавок к политическим претензиям на Карлина ополчился местный бизнес. Сам губернатор, говоря о бизнес-сообществе, использовал выражения в духе «мошкара» и «живопырки». В свою очередь, предприниматели критиковали команду главы региона за попытки передела местного рынка в пользу своих приближенных. А силовые ведомства то и дело были вынуждены ввязываться в коррупционные скандалы — то на одной, то на другой стороне.

На таком фоне команда губернатора показывала очень слабые политические результаты. Местные эксперты и социологи отмечали высокий уровень недоверия Карлину. Но главное, в Алтайском крае провластные партии и кандидаты не получали достаточной поддержки. Так, на выборах в Госдуму осенью 2016 года «Единая Россия» набрала лишь 35,16% голосов, в то время как за ЛДПР проголосовали 19,81%, за КПРФ — 17,24%, за справороссов — 13,77%.

Не самыми лучшими были здесь и результаты на президентских выборах. В Алтайском крае Владимир Путин набрал 64,66% (при 76,69% по стране), а главный «протестный» кандидат Павел Грудинин, выдвинутый КПРФ, — 23,67% (при 11,77% по России в целом).

Однако высокая протестная активность и негативный настрой избирателей по отношению к власти объяснялись не только ошибками региональных политиков, но хронически сложной социально-экономической ситуацией.

Регион глубоко дотационный — около 40% краевого бюджета приходится на поддержку из федерального центра. Евдокимов и Карлин, увлеченные политическими и внутриэлитными противостояниями, не смогли добиться заметных подвижек. В крае по-прежнему была одна из наиболее низких зарплат по России — 23,9 тыс. рублей в месяц. Уровень безработицы достиг 8%, почти вдвое превышая среднероссийские показатели, причем значительная часть безработных приходится на моногорода.

При этом регион играет важное значение для федерального центра и остается главной житницей России. Алтайский край — крупнейший производитель зерна в РФ и один из лидеров по развитию животноводческой отрасли. К тому же субъект обладает значительным туристическим потенциалом, однако дефицит инфраструктуры и общая неэффективность управления мешали в полной мере использовать эти возможности и преимущества.

 

Переговорная кампания

Для Алтайского края Томенко был очевидным «варягом». Но в данном случае, с учетом репутации и результатов предыдущих губернаторов, связанных с регионом, это оказалось скорее плюсом, чем минусом. Приход нового назначенца восприняли здесь в основном позитивно. СМИ и эксперты указывали на интеллигентность Томенко и его хорошую репутацию. На новое руководство возлагали массу надежд, хотя далеко не все ожидания укладывались в возможности регионального бюджета.

Кроме того, у Томенко оставалось совсем мало времени, чтобы продемонстрировать избирателям свою эффективность — всего три летних месяца. А большинство наболевших проблем оказались настолько глубоки и системны, что на их решение требовались годы.

Томенко, однако, не стал эксплуатировать тему неэффективности прежнего руководства края. ВРИО губернатора признался, что у него нет оснований «бросать камни» в предшественников, но эффективность работы надо повышать. Он согласился отправить Александра Карлина представителем края в Совфед, куда тот давно стремился. В регионе это истолковали как очередное свидетельство дипломатичности Томенко, его умения договариваться и нежелания провоцировать новые конфликты на вверенной территории.

Возможности региона, где назначенцу предстояло показать себя, кардинально отличались от параметров бюджета Красноярского края, богатого ресурсами. По сути, в распоряжении ВРИО не было ни времени, ни денег на громкие знаковые проекты, которые помогли бы заявить о себе и быстро сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

В таких условиях ВРИО губернатора пришлось сосредоточиться на кропотливой менеджерской работе. В оставшиеся до выборов три месяца он попытался, с одной стороны, начать решение наиболее острых проблемы и вопросов, с другой — расшевелить местную экономику и промышленность за счет точечных мероприятий и договоренностей.

В ходе кампании Томенко совершил целый ряд ознакомительных поездок по региону и встретился с представителями ключевых отраслей и бизнеса. В частности, на встрече с аграриями он пообещал увеличить объем финансирования регионального АПК, добавив 300 млн. рублей на компенсации за ГСМ, а также проработать вопрос увеличения поддержки убыточного молочного скотоводства. Он провел встречу с представителями крупнейших торговых сетей, работающих в Алтайском крае. Результатом беседы стало соглашение краевых властей с сетями «Мария Ра» и «Аникс»: в документе говорилось о стабильной ценовой политике и продвижении алтайских товаров за пределы региона. Вскоре после назначения Томенко встречался с представителями IT-отрасли, а также молодыми предпринимателями и экспертами форума «Алтай. Точки роста». Отдельно он побеседовал с общественниками Алтайского края, обсудив с ними проблемы региона и стоящие перед руководством задачи.

И все же основное внимание и усилия отвлекали на себя многочисленные внештатные ситуации, которые одна за другой случались в регионе в предвыборный период. Они мешали кандидату в губернаторы задавать собственную позитивную повестку, однако оперативная реакция Томенко на происшествия позволила ему повысить узнаваемость и зарекомендовать себя как администратора, который постоянно «держит руку на пульсе».

Весной 2018-го обильные дожди в Алтайском крае размыли почву, сроки сева оказались сорваны, и из-за сложных условий посевной властям пришлось вводить режим ЧС. Томенко открыто признавал сложности, подчеркивая, что причиной введения режима был «не страх, а осмысленная четкая констатация факта» и стремление подстраховать аграриев. Вскоре режим ЧС был введен снова — на этот раз в Барнауле, из-за сильного урагана.

К природным катаклизмам добавлялись и техногенные происшествия. В результате обвала в шахте под Змеиногорском погиб человек, в селе Зимино сгорело здание местной администрации, а в Верх-Жилино — школа. Томенко оперативно реагировал на каждое ЧП, отдавая необходимые поручения или принимая ситуацию на личный контроль.

К концу лета повестка ВРИО губернатора определялась уже сезонными темами. Он вплотную занялся подготовкой региона к отопительному периоду. Лично проверял готовность муниципалитетов и отдельных объектов к зиме и общался с руководством Алтайского филиала Сибирской генерирующей компании, которая является основным поставщиком тепла в регионе. В августе инспекция прибыла уже к Томенко. Глава Минэнерго России Александр Новак провел в Барнауле совещание по подготовке регионов СФО к осенне-зимнему периоду. На мероприятии хвалили теплоэлектростанции Алтайского края за низкую аварийность, а министр отмечал, что ВРИО губернатора «глубоко погружен в этот вопрос».

Ближе к началу школьного года Томенко активно включился в образовательную тематику. В рамках рабочих поездок по региону он посетил несколько школ и, в частности, распорядился отремонтировать 50 школьных спортзалов.

Одним из немногих по-настоящему предвыборных мероприятий стал конгресс муниципальных образований, который предложил провести Томенко, чтобы обсудить предложения в программу развития социально-экономического развития региона. По итогам обсуждения конгресс одобрил документ, таким образом поддержав предвыборную программу кандидата в губернаторы. Одновременно ВРИО использовал конгресс как очередную возможность услышать мнение и оценку ситуации «снизу» и сформировать для себя объективную картину происходящего.

Все это время Томенко открыто говорил о проблемах и не старался приукрашивать ситуацию. Даже его беседа с президентом, которая состоялась в конце августа, носила менее позитивный тон, чем встречи главы государства с другими ВРИО. В первую очередь, Томенко не рапортовал об успехах, а указывал на наболевшие вопросы, прежде всего — низкий уровень зарплат и неразвитость инфраструктуры.

Незадолго до выборов руководством края были приняты некоторые меры для повышения прозрачности голосования. В частности, общественные палаты получили право направлять на выборы наблюдателей. В целом же кампания проходила вполне благополучно: жалоб и претензий поступало значительно меньше, чем в ходе избрания предшественников Томенко. 

На руку ВРИО сыграл в том числе отказ коммунистов участвовать в губернаторских выборах Алтайского края. Официально КПРФ объясняла решение тем, что через муниципальный фильтр все равно не пропустят сильного кандидата. Эксперты, однако, указывали на неготовность самой партии к кампании и отсутствие яркого кандидата: глава фракции коммунистов в заксобрании Мария Прусакова отказалась от участия в выборах.

В итоге конкуренцию Томенко составляли кандидаты от «Партии Роста», «Справедливой России» и ЛДПР. Получить высокий результат, учитывая традиционно существенный уровень протестного голосования и усталость населения от политики, для провластного кандидата было довольно проблематично. Тем не менее, Томенко сумел избежать второго тура, набрав 53,61% голосов. Его соперники получили примерно поровну — от 13,46% до 16,20%. И несмотря на хорошие результаты системной оппозиции, в регионе так и не выделилось яркого оппозиционного политика, который мог бы в будущем составить конкуренцию губернатору.

 

Новый стиль: дотошный, методичный и корректный

Кропотливость и методичность в действиях и решениях стала характерной чертой стиля управления Томенко как в ходе избирательной кампании, так и за ее рамками. Кадровая работа не была исключением. Замены и перераспределение полномочий производились продуманно и аккуратно, что было особенно важно для Алтайского края, повидавшего худшие эпизоды кадровой неразберихи.

В правительстве и руководстве органов исполнительной власти остались многие представители старой команды. В то же время новый глава субъекта щедро разбавил их выходцами из других регионов, в том числе из хорошо знакомого ему Красноярского края. Так, главой Минздрава был назначен Дмитрий Попов, который раньше работал в Красноярском крае на должности замминистра здравоохранения. В новую команду Томенко также вошли управленцы с опытом работы в федеральных структурах. Минтранс возглавил экс-замначальника инспекции Счетной палаты Александр Дементьев, а Минпромэнерго — бывший замгендиректора МРСК Сибири.

Политические вопросы губернатор не решился доверять старым кадрам. Профильный вице-губернатор Виталий Снесарь, который работал в администрации с 2006 года, продолжил руководить аппаратом, но перестал курировать внутреннюю политику. На это направление пригласили Дениса Губина с опытом работы в федеральном правительстве и администрации президента, где он был замначальником департамента по работе с регионами Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Для Томенко, не имеющего серьезного политического опыта, такой игрок в команде оказался очень кстати.

Сам губернатор всячески подчеркивает, что нацелен на командную, коллективную работу и принятие решений. Он готов советоваться, выслушивать мнение и идеи со стороны. К примеру, выступая на Зерновой конференции, он назвал «суперподдержкой» работу тематических форумов и других мероприятий, где участники формулируют свое видение отраслевых проблем. А также пообещал привлекать экспертов конференции к работе профильной группы Госсовета по АПК. «Широкие консультации по принципиальным вопросам нашего развития и по вопросам управления, выстраивания системы власти в крае должны стать нормой нашей жизни», — подчеркивает губернатор.

В начале текущего года Томенко провел большое совещание с руководителями городов и районов, а также представительных органов власти муниципалитетов, где рассматривались планы по социально-экономическому развитию региона. «Важно помнить: мы работаем вместе», — повторял Томенко на мероприятии.

Нацеленность на командную работу проявилась и в готовности Томенко делиться полномочиями. В апреле 2019 года он внес несколько законодательных инициатив, расширяющих функции краевого парламента. Предложения губернатора предусматривают, что заксобрание будет давать согласие на некоторые кадровые решения, в том числе на назначение руководителей органов исполнительной власти в сфере экономики и финансов. Обновленная структура правительства также обсуждалась главой региона с законодателями.

В стремлении договариваться и учитывать чужое мнение бывшие коллеги Томенко видят проявление его профессиональных качеств. Они отмечают, что новый губернатор Алтайского края — очень щепетильный человек, который «не рискует, не делает глупостей, но готов отстаивать свою позицию».

При этом Томенко демонстрирует глубокое погружение в хозяйственные и финансовые вопросы. Будучи опытным специалистом по финансам, он с самого начала прикладывал массу усилий к тому, чтобы и без того дефицитные средства использовались в регионе максимально эффективно. К примеру, он четко дал понять, что власти города Рубцовска не получат дополнительных денег на борьбу с подтоплением, пока не покажут результат от предыдущих вложений. Томенко с недовольством говорил о неточных прогнозах по объему инвестиций, которые менялись раз за разом. «Надо учиться считать. Когда тебя мотает туда-сюда на 20% — это не разговор», — заявил он. 

Хотя местные СМИ характеризуют Томенко как жесткого управленца, он всегда ведет себя достаточно спокойно и корректно по отношению к подчиненным. Сталкиваясь с ЧП или проблемой, вызванной недоработками, губернатор подчеркивает, что такого быть не должно, и только в самых крайних случаях — обещает сделать кадровые выводы или привлечь правоохранительные органы.

Глава Алтайского края далек от популизма, однако способен эффективно реагировать на резонансные ситуации и информационные поводы. К примеру, в случае с увольнением местной учительницы из-за фото в спортивном купальнике, Томенко проявил себя достаточно либерально и высказался в поддержку педагога. Он подчеркнул, что «человек занимается спортом и пропагандирует здоровый образ жизни» и ничего зазорного в этом нет, а затем поручил подыскать уволенной учительнице новую работу. По словам Томенко, эта ситуация — хороший урок для чиновников, которые «должны очень внимательно относиться к людям».  

Прямая коммуникация с гражданами и учет их мнения входят в число приоритетов нового губернатора. «Оно (прямое общение) уже есть, где-то сегментарно развито. Но я общаюсь с людьми и чувствую запрос на прямой контакт, чтобы общение шло не формально, не для галочки», — признавался Томенко. Со своей стороны он отвечает на этот запрос поездками по территории, где проводит открытые встречи с жителями.

В то же время с прессой губернатор общается не всегда охотно, из-за чего местные СМИ часто называют его непубличным человеком. Он сдержан в риторике, а его публичный образ кажется довольно сдержанным. 

Помимо выездных мероприятий и встреч на местах, Томенко пока не выработал своих собственных постоянных форматов для общения с прессой или населением.

По цитируемости в рейтинге «Медиалогии» Томенко в марте 2019 года занимал 37 место среди глав регионов с показателем 3139 сообщений. В федеральных СМИ и тг-каналах упоминается редко.

В соцсетях Томенко появился относительно поздно — аккаунт в Instagram открыт только в декабре 2018 года. В краевой администрации это объясняют тем, что у губернатора появилась потребность в обратной связи от населения. При этом отмечалось, что губернатор ведет соцсети сам, поэтому постов будет немного. По состоянию на конец апреля 2019 года у Томенко — 27,8 тыс. подписчиков. От страниц других губернаторов его аккаунт выгодно отличает активность аудитории. Далеко не все комментарии носят позитивный характер, однако функцию инструмента обратной связи аккаунт успешно выполняет. Ответы на претензии готовят профильные службы и администрации муниципалитетов.

 

Плюсы и достижения

За относительно короткий срок пребывания Томенко в должности сначала ВРИО, а затем и губернатора внутренние политические и межэлитные конфликты в крае практически сошли на нет.

Даже приглашение специалистов из Красноярска в команду главы региона было воспринято в основном нейтрально и не вызвало откровенно негативных комментариев и публикаций. Губернатору удалось выстроить конструктивные отношения с заксобранием, которое раньше регулярно выступало в оппозиции к исполнительной власти. В апреле 2019-го отчет губернатора Томенко был практически безоговорочно поддержан краевыми депутатами, что происходит в Алтайском крае впервые за многие годы.

В конце 2018 года Томенко возглавил рабочую группу Госсовета по сельскому хозяйству, в рамках заседаний группы демонстрирует не только погруженность в тему, но и готовность к выработке отраслевых решений в федеральном масштабе. В декабре 2018-го он также вошел в состав Генсовета «Единой России» вместе с депутатом алтайского заксобрания Алексеем Кривенко, что было расценено как знак большого доверия региону со стороны партии власти.

Томенко успел проявить себя и в качестве лоббиста интересов края. В 2019 году на 13% увеличен объем федеральной помощи региону по сравнению с предыдущим годом. Субъект дополнительно получит 6 млрд. рублей — это в том числе средства на поддержку нацпроектов, здравоохранения и образования, развитие малого и среднего бизнеса.

Судя по всему, Томенко удается компенсировать отсутствие наработанных контактов с некоторыми федеральными ведомствами своей убедительностью и навыками переговорщика. В июле на встрече с аграриями губернатор рассказывал, что власти региона планируют обратиться в Минсельхоз России с тем, чтобы внести масличные и гречиху в перечень культур, экспорт которых субсидируется государством. Осенью стало известно, что ведомство готово субсидировать перевозки масличных в качестве меры поддержки отрасли и экспортных поставок.

При Томенко Алтайский край подписал соглашение о сотрудничестве с «Ростехом», которое должно помочь региону провести цифровизацию ряда отраслей и усилить подготовку кадров для местной экономики. После переговоров губернатора с руководством АСИ Алтайский край вошел в список субъектов, которые будут участвовать в стратегической инициативе агентства «Кадры будущего для регионов».

Одновременно удалось добиться некоторых подвижек в социально-экономическом развитии края. По итогам 2018 года среднемесячная зарплата выросла на 12%. Прирост инвестиций в основной капитал достиг 21,7%. Объем экспорта — на 19,6%.

Создается и модернизируется транспортная инфраструктура. В течение 2018 года в нормативное состояние приведено 778,2 км автомобильных дорог и 16 мостовых сооружений, построено 24,9 км сельских автодорог, которые соединили восемь населенных пунктов и шесть сельхозпредприятий края с сетью дорог общего пользования.

В 2018 году Алтайский край поставил рекорд по урожайности зерна за последние 40 лет — не в последнюю очередь благодаря мерам, принятым Томенко в ходе проведения посевной.

Приняты и меры для улучшения ситуации в здравоохранении и образовании края. В 2018 году было построено и приобретено 10 ФАПов, организована работа девяти мобильных пунктов оказания помощи, а в поликлиниках края внедрили систему бережливого производства. По программам «Земский доктор» и «Сельский фельдшер» в 2018 году удалось трудоустроить 160 специалистов.

На реализацию нацпроекта «Образование» в Алтайском крае планируется направить около 3 млрд. рублей в ближайшие шесть лет. Регион включен в восемь из 10 проектов, которые входят в данный нацпроект.

Во время руководства Томенко в Алтайском крае была организована работа по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу. Общий объем средств господдержки МСП с учетом федеральных программ льготного кредитования в 2018 году достиг 5,2 млрд. рублей — на 1 млрд. рублей больше, чем в 2017 году. Совершенствуются механизмы поддержки и предоставления услуг бизнесу в режиме «одного окна». Моногородам Заринску и Новоалтайску, наконец, присвоили статус ТОСЭР.

Развивается туристическая отрасль, в которой долгое время не было ярких прорывных проектов. В 2018 году инвестиции в туротрасль за счет внебюджетных источников составили 1,7 млрд. рублей. В регионе было создано 25 новых туристских объектов. К концу 2019 года в крае планируется создать первый национальный парк, который должен привлечь в регион новых туристов.

 

Минусы и недоработки

На фоне очевидных социально-экономических подвижек по некоторым показателям регион продолжает испытывать последствия многолетней стагнации. ВРП и индекс промпроизводства в 2018 году снизились на 0,5%, индекс производства продукции сельского хозяйства — на 2,5%, оборота розничной торговли — на 1,3%.

Сохраняется дефицит бюджета.  В начале 2019 года после встречи Томенко с предправления банка «ФК Открытие» Михаилом Задорновым сообщалось, что банк готов организовать выпуск облигационного займа для региона в течение года. Однако позже стало известно, что край пока не планирует использовать займы для покрытия дефицита регионального бюджета.

Внимание Томенко к ЖКХ, личный контроль подготовки к зиме и участие в отраслевых мероприятиях позволило несколько улучшить ситуацию в коммунальной сфере и теплоэнергетике. Но у этой работы нашлась и обратная сторона: в глазах населения губернатор стал ответственным за все происходящее в области ЖКХ и теплоснабжения. В результате крупные аварии (например, когда в Барнауле без тепла остались 11 тыс. человек при 30 градусах мороза) стали ударами лично по губернатору.

В рейтинге регионов по качеству жизни, составленном «РИА Новости», Алтайский край в 2018 году опустился с 66 на 73 позицию. Численность населения продолжает падать с нарастающей скоростью.

Несмотря на низкие зарплаты в регионе, Алтайский край не вошел в пилотный проект правительства по снижению бедности. Вопрос низких доходов населения, как и ряд других системных проблем, остаются нерешенными. Но это едва ли можно ставить в вину губернатору: года явно недостаточно для того, чтобы кардинально выправить ситуацию.

 

Рейтинги

Уровень доверия к главе государства в крае, по мартовским данным Фонда «Общественное Мнение» составляет 60% . Столько же – позитивно оценивают работу президента. Руководителю региона доверяет 45% опрошенных.

 

Экспертная оценка

За время работы в Алтайском крае Томенко проявил себя щепетильным управленцем и отличным переговорщиком. Он не допустил продолжения политического кризиса и в сжатые сроки выстроил хорошие отношения с основными политическими силами и экономическими игроками региона.

Томенко было непросто адаптироваться к скромным возможностям Алтайского края, но ему удалось использовать имеющиеся ресурсы по максимуму и привлечь дополнительную федеральную помощь. Весьма кстати пришелся и его опыт работы с финансовыми потоками. Томенко наглядно продемонстрировал, что готов научить местных управленцев считать каждый рубль выделенных средств.

Сосредоточенность на проблемных вопросах и нелюбовь к популизму иногда мешает Томенко произвести впечатление успешного управленца. Однако он хорошо умеет продемонстрировать компетентность и погруженность в проблему, что, без сомнения, высоко ценится в федеральном Центре и укрепляет позиции губернатора.

Другие материалы раздела
Популярные материалы