ENG

10-16 апреля. Украина-Донбасс: урегулирование конфликта

Еженедельный аналитический мониторинг

Визит главы Госдепа Рекса Тиллерсона в Москву и заседание Контактной группы определяли повестку урегулирования конфликта Украины с Донбассом на минувшей неделе.

По официальным сообщениям, теме конфликта в Донбассе было уделено минимальное внимание в ходе консультаций Тиллерсона с российским руководством. В итоге Россия и США договорились лишь о восстановлении постоянного канала коммуникации по украинской проблематике, который существовал в период администрации Обамы. Вашингтон пока не проявляет интереса к вхождению в «нормандский формат» напрямую и предпочитает действовать в рамках параллельных треков – с Россией с одной стороны, и Германией и Францией – с другой.

В целом последние заявления и события показали, что значительные разногласия между Кремлем и Белым домом в оценках происходящего на Украине и относительно приоритетности шагов по урегулированию конфликта в Донбассе сохраняются. По итогам переговоров Соединенные Штаты особое внимание обратили на отсутствие доверия с Россией. Вместе с тем Москва и Вашингтон признают, что тупик в минском процессе является серьезным препятствием для налаживания двусторонних отношений.

Однако даже приблизительное понимание того, какую роль новая американская администрация может сыграть в имплементации Минских соглашений, отсутствует. По всей видимости, российское руководство четко понимает, что Трамп не готов сближаться с позицией Москвы по конфликту, как и не в состоянии подтолкнуть Киев к выполнению своих обязательств. Кроме того, необходимо не только изменение позиции США, но и Германии и Франции, что по разным причинам пока представляется невозможным.

Как следствие, минский процесс обречен встать на паузу. Вопрос в том, станет ли причиной ее снятия новая эскалация на линии соприкосновения, возможно, с катастрофическими последствиями, или желание международных гарантов мирных соглашений придать им новый импульс.

Одновременно со встречами Тиллерсона с Лавровым и Путиным в Минске состоялось заседание Контактной группы и рабочих подгрупп. В последнее время деятельность минской площадки является наглядным доказательством кризиса мирного процесса. Стороны систематически не исполняют принятые в рамках Контактной группы решения по безопасности, в то время как работа политической, гуманитарной и экономической подгруппы либо блокируется украинской стороной, либо проходит без существенных сдвижек. На очередной встрече в Минске участники вновь договорились установить перемирие с 13 апреля. Однако Украина и республики так и не смогли имплементировать это решение, что подчеркивает неспособность Контактной группы управлять ситуацией на линии соприкосновения.

 

Процесс урегулирования

В конце недели неожиданно появилась тема проведения встречи в «нормандском формате». Возможно, потребность в ней возникла после очередной неудачной встречи Контактной группы 12 апреля или как результат общей неудовлетворенности международных гарантов мирного процесса ходом урегулирования. Также не исключено, что «четверка» хочет закрепить тот минимальный прогресс по «дорожной карте», который был достигнут на встрече помощников лидеров в Минске 6 апреля. Дата и место саммита пока остаются неизвестными.

15 апреля глава российского МИД Сергей Лавров сообщил, что в ближайшее время запланирована встреча в «нормандском формате». Днем ранее, 14 апреля, пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков не исключил, что лидеры «нормандской четверки» «примут решение в обозримой перспективе или в ближайшей перспективе пообщаться в том или ином виде». При этом Лавров напомнил о невыполнении Киевом своих обязательств в рамках Минских соглашений. «Я думаю, всем уже давно понятно, что эта линия взята руководством Украины сознательно, и означает она еще также и то, что в Киеве ни в грош не ставят своих европейских покровителей», - сказал министр.

Кроме того, на неделе Кремль также впервые прокомментировал встречу помощников лидеров «нормандской четверки», которая состоялась 6 апреля в Минске. Оценки прошедшей встречи носили умеренно пессимистичный характер и не намекали на возможность достижения значительного компромисса. 10 апреля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков проинформировал о «совершенно незначительном продвижении», которое «можно констатировать в плане работы над начальными положениями «дорожной карты, но не более». В целом он оценил текущую динамику мирного процесса как не вызывающую большого оптимизма и объяснил низкий темп переговоров «нежеланием или неготовностью украинской стороны выполнять свою часть обязанностей».

Россия и США сохраняют серьезные разногласия относительно конфликта в Донбассе. По итогам визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву 11-12 апреля можно констатировать, что Кремль и Белый Дом по-прежнему далеки от нахождения взаимопонимания по урегулированию конфликта на востоке Украины. Москва и Вашингтон признают, что непрекращающееся противостояние в Донбассе является серьезным препятствием для налаживания двусторонних отношений. Однако ни у Кремля, ни у Белого дома в данный момент нет понимания того, как преодолеть текущие противоречия и найти компромиссную интерпретацию конфликта. Главным результатом состоявшихся переговоров Тиллерсона с Сергеем Лавровым и Владимиром Путиным в отношении Донбасса стало решение возобновить двусторонние контакты, которые были налажены в период администрации Обамы между Владиславом Сурковым и Викторией Нуланд. Однако кандидатура участника этого канала с американской стороны остается под вопросом по причине нерешенных кадровых проблем в Госдепе.

Накануне визита Тиллерсона в Москву Россия и США акцентировали внимание на своем несогласии в оценках происходящего в Сирии, занижая ожидания от возможности заключения важных договоренностей. Более того, госсекретарь сделал ряд заявлений, которые наблюдатели расценили как ультиматум Кремлю. 11 апреля Тиллерсон сказал, что России следует определиться, с кем она хочет иметь союзные отношения – с США или режимом Асада, Ираном и Хезболлой. Американский дипломат при этом выразил уверенность, что «правление семьи Асада подходит к концу». Британские СМИ сообщили, что Тиллерсон под угрозой новых санкций потребует от России прекратить поддержку Асада и вывести войска из Сирии в обмен на возвращение в «Большую семерку». Как и прежде администрация Обамы, Вашингтон объявил об изоляции России по Сирии. Также в американской прессе начали тиражироваться сообщения, что Россия знала о химической атаке в провинции Идлиб и попыталась скрыть улики.

Кремль, со своей стороны, повторял, что не собирается поступаться своими интересами, менять позицию в отношении атаки в провинции Идлиб и отказываться от поддержки сирийских властей. Москва приравняла требование прекратить сотрудничество с Асадом к развязыванию рук террористам. 12 апреля президент Путин заявил, что при администрации Трампа «уровень доверия на рабочем уровне, особенно на военном уровне» деградировал. Российский МИД отметил, что «длинный список раздражителей, которые возникли по вине Вашингтона, не сокращается». Для их преодоления, по мнению дипломатов, «потребуются меры на основе принципа взаимности».

Несмотря на приоритет сирийского конфликта, Украина рассматривалась как один из важных вопросов повестки встречи. Как и раньше, Россия и Запад расставляли разные акценты в описании текущей ситуации в Донбассе. 11 апреля российское дипломатическое ведомство призвало Вашингтон убедить украинские власти прекратить «насильственную украинизацию», «нейтрализовать реваншистские настроения украинской «партии войны» и подтолкнуть Киев к выполнению Минских соглашений. «Вашингтон также мог бы побудить власти Украины к неукоснительному выполнению своих обязательств по Минским соглашениям, что является единственным путем к урегулированию конфликта, вызванного попытками национал-радикалов насильственно украинизировать все сферы жизни этой многоэтнической страны», - говорилось в заявлении МИД.

После окончания саммита в Лукке 12 апреля главы МИД «Большой семерки» также упомянули конфликт в Донбассе в своем коммюнике. Они подтвердили свою приверженность выполнению Минских соглашений, которые все стороны должны имплементировать «полностью и без проволочек». В качестве главной задачи дипломаты отметили необходимость стабилизации ситуации с безопасностью в зоне конфликта на основании установления режима полного прекращения огня. При этом особо была подчеркнута роль России в этом процессе. «Особенно мы ожидаем, что Россия выполнит свои обязательства и использует свое влияние на сепаратистов, чтобы обеспечить, что они будут выполнять их обязательства», - отметили главы МИД. Министр иностранных дел Германии со своей стороны напомнил, что прекращение огня на Украине является ключевым предварительным условием для возвращения сторон в политический процесс.

Украинский МИД отреагировал на коммюнике «семерки» заявлением, в котором обобщил свою позицию по урегулированию и возложил на Россию ответственность за ухудшение ситуации с безопасностью в Донбассе. «Мы также приветствуем подтверждение со стороны «Большой семерки» приверженности полному выполнению Минских договоренностей и признание того, что Россия должна выполнять свои обязательства: прекратить огонь, вывести войска с территории Украины и вернуть Украине контроль над государственной границей. Мы отмечаем и ценим позицию «Большой семерки» насчет продления санкций до того времени, пока Россия не покинет украинскую землю», - заявили украинские дипломаты.

Кроме того, украинская сторона попыталась актуализировать для Запада новый аргумент, почему оправдано усиление давление на Россию. Украинский МИД обвинил Москву в том, что она планирует выйти из «нормандского формата». 12 апреля заместитель министра иностранных дел Вадим Пристайко сказал, что Россия якобы отказывается от участия в переговорах в «нормандском формате», чтобы показать в нем свою незаинтересованность. «Опасность вообще всего процесса заключается в том, что россияне, условно говоря, постепенно выходят из-за стола переговоров», - сказал Пристайко. В связи с этим можно напомнить заявление от 6 апреля министра иностранных дел Украины Павла Климкина, который говорил о нецелесообразности проведения встречи «четверки» в связи с отсутствием перспектив прогресса, а также отказ украинской стороны от следования принципу параллельности при имплементации Минских соглашений, что стало главной причиной тупика в переговорном процессе.

Во время встречи в Лукке произошло показательное событие, которое стало причиной для серьезного напряжения в Киеве. Тиллерсон попросил своих коллег объяснить, зачем американским налогоплательщикам следует поддерживать Украину. За Киев вступился глава МИД Франции Жан-Марк Эро. «Это в интересах налогоплательщиков США, чтобы Европа была защищенной и прочной политически и экономически... Вы не хотите слабую Европу, разбитую на куски и немощную», - ответил министр. После этого эпизода и до отъезда госсекретаря в Москву состоялся телефонный разговор Тиллерсона и Порошенко. Американский дипломат успокоил украинского президента, что не планирует заключение с Кремлем каких-либо пакетных договоренностей, в которых Украина и Сирия будут объединены вместе. Госдеп также сообщил, что слова руководителя ведомства следует рассматривать как «риторический прием». Тем не менее вопрос госсекретаря вызвал опасения у украинской стороны, что Соединенные Штаты могут пойти на сделку с российскими властями, разменяв Киев на Дамаск.

12 апреля тема Украины практически не обсуждалась на переговорах госсекретаря сначала с Лавровым, а потом с президентом Путиным. Российские дипломатические источники рассказали, что 99% времени было потрачено на ситуацию в Сирии. По словам пресс-секретаря президента Путина Дмитрия Пескова, ситуация на Украине обсуждалась лишь пунктирно. После завершения переговоров глава российского МИД заявил о наличии единой позиции с Вашингтоном о том, что Минские соглашения должны выполняться. Кроме того, он сообщил о договоренности восстановить двусторонний канал коммуникаций между двумя странами, который существовал в дополнение к «нормандскому формату». «Мы почувствовали заинтересованность нынешней Администрации продолжить двусторонние контакты по этой теме, чтобы помогать искать практические пути реализации Минских договоренностей в полной мере», - сказал Лавров. В свою очередь глава Госдепа выразил мнение, что «Россия может добиться прогресса в выполнении [Минских соглашений] путем деэскалации насилия и принять меры для отвода вооруженных сил сепаратистов и тяжелого вооружения, чтобы наблюдатели ОБСЕ могли выполнить свою роль». Американский дипломат подчеркнул, что ситуация в Украине будет оставаться препятствием для улучшения отношений между США и Россией, пока не будет достигнуто прогресса в выполнении Минских соглашений. Тиллерсон также констатировал, что отношения двух стран и уровень взаимного доверия находятся на самом низком уровне. При этом участники встречи подтвердили, что не обсуждали вопрос антироссийских санкций.

В целом по итогам визита Тиллерсона в Москву следует признать, что Кремль и Белый дом сохраняют разногласия по конфликту между Украиной и Донбассом и возлагают разную долю ответственности за происходящее на украинскую сторону. По-разному Кремль и Белый дом смотрят и на приоритетность шагов в процессе мирного урегулирования. Есть веские сомнения относительно того, что российские власти считают возможным прийти к консенсусу с Соединенными Штатами по этим проблемам. В данный момент в Кремле скорее всего считают, что новая администрация не в состоянии предложить России ничего существенного по Украине, как и принудить Киев к имплементации политического блока минских договоренностей. К тому же, с точки зрения Москвы, для изменения динамики переговоров необходимо изменение позиции не только США, но и Германии и Франции, которые не отступают от своего проукраинского подхода.

Между тем перспективу возобновления двустороннего канала прямой коммуникации по урегулированию в Донбассе следует признать позитивным сигналом. Налаживание работы в этом формате позволит сделать первые шаги в направлении восстановления доверия между Россией и США в рамках совместного поиска способов решения конкретных проблем, которые присутствуют в процессе урегулирования. В то же время это решение означает, что Соединенные Штаты в ближайшее время не планируют присоединяться к «нормандской четверке». Как и администрация Обамы, Белый дом будет пытаться работать параллельно в постоянном контакте с Берлином и Парижем.

Несмотря на то, что украинская тема может отойти на периферию в двусторонних отношениях в связи с большей актуальностью кризиса в Сирии, следует зафиксировать тот факт, что Вашингтон в целом повышает свое внимание к конфликту в Донбассе. После переговоров в Москве Трамп назвал происходящее на Украине безумием и выразил уверенность, что удастся решить эту проблему. При этом американский президент подтвердил, что сохраняет веру в установление прочного мира между Россией и США в будущем и назвал успешной работу Тиллерсона в Москве. В России оценили прошедшую встречу как конструктивную.

Между тем Киев пока безрезультатно продолжает подготовку к встрече Порошенко и Трампа. Определенности по поводу даты так и не появилось. Более того, 12 апреля первый заместитель МИД Украины Вадим Пристайко дал понять, что для Киева больше не является принципиальным, состоится ли саммит Порошенко и Трампа до или после встречи Трампа с Путиным. Глава украинского МИД Павел Климкин заявил, что встреча состоится тогда, «когда мы будем иметь возможность договориться четко обо всех наших действиях, каким образом дальше действовать в отношении России». Глава украинской дипломатии тем самым признал, что в данный момент нет понимания того, к каким результатам могут прийти президент Украины и президент США. По всей видимости, Соединенные Штаты откладывают саммит с Порошенко, поскольку не могут решить, как увязывать повестку американо-украинских отношений с повесткой российско-американских отношений, то есть, в конечном счете, какой стратегии придерживаться в отношении урегулирования конфликта в Донбассе при диалоге с Москвой и Киевом. В результате украинская сторона вынужден дать задний ход и снижать ожидания от возможности быстрого прорыва в отношениях двух стран. Внутриукраинскую аудиторию власти успокаивают заверениями о том, что американская администрация открыта к расширению давления на Россию и согласна по базовым вопросам урегулирования конфликта на востоке с точкой зрения Киева. Так, Климкин назвал визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву «этапом в построении того, каким образом мы можем сообща давить на Россию, чтобы она начала, в конце концов, действовать в логике того, чтобы уйти из Донбасса».

 

Контактная группа

12 апреля, в день переговоров Тиллерсона с Лавровым и Путиным, в Минске прошло очередное заседание Контактной группы и рабочих подгрупп. Систематическое невыполнение сторонами договоренностей, заключенных в рамках Контактной группы, подчеркивает кризис мирного процесса. На встрече в Минске участники переговоров попытались вернуться к реализации ранее принятых решений. Однако последовавшие нарушения режима прекращения огня во второй половине недели вновь показали, что данный формат переговоров по-прежнему не в состоянии справиться с ситуацией на линии соприкосновения.

Вопросы безопасности доминировали в повестке переговоров. Главным итогом заседания стало подтверждение решения о прекращении огня в преддверии пасхальных праздников. Кроме того, Контактная группа поддержала требование республик и согласовала создание международной группы экспертов для осуществления экологического контроля в зоне конфликта. Накануне встречи в Минске представители ДНР и ЛНР потребовали принять экстренные меры для проверки на соответствие требованиям технологической и экологической безопасности шахт, расположенных на подконтрольной Киеву территории Донбасса. В ответ украинская сторона выступила с инициативой провести совместное заседание экономической и гуманитарной группы для решения вопросов проведения ремонтных и очистных работ с целью нормального функционирования экологически важных объектов вблизи линии соприкосновения и на неподконтрольных территориях.

В подгруппе по безопасности стороны подтвердили приверженность достигнутой 29 марта договоренности о соблюдении режима тишины. Напомним, в рамках предыдущей встречи Контактной группы было решено прекратить огонь с 1 апреля. Однако Украина и республики так и не смогли имплементировать соглашение о перемирии. Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик, хотя и констатировал временное улучшение ситуации с безопасностью, в целом назвал ее неудовлетворительной. «В связи с наступающей Пасхой жители должны иметь возможность спокойно и безопасно посещать церкви и кладбища», - объяснил договоренность Сайдик. Полномочный представитель ЛНР Владислав Дейнего сообщил, что решение о полном прекращении огня должно вступить в силу 13 апреля в 10.00. По словам Дейнего, Сайдик настаивал на завершении разведения сил и средств в районе Станицы Луганской в Донбассе 14 или 16 апреля, однако украинская сторона уклонялась от ответа. В итоге вопрос о дате остался открытым. Украинская сторона выступила с предложением «выработать механизм предотвращения и эффективного контроля за нарушениями режима прекращения огня, а также инцидентами с персоналом и оборудованием Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ».

Работа политической подгруппы остается заблокированной. Киев продолжает настаивать на том, что переход к обсуждению политических вопросов возможен только после полного прекращения огня. Как следствие, стороны так и не приступили к согласованию механизма имплементации одобренной «четверкой» «формулы Штайнмайера». Представители Украины ссылаются на то, что этот вопрос должен решаться в «нормандском формате». В ответ переговорщики от республик заявили, что «нормандский формат» является лишь контрольным механизмом, в то время как Контактная группа остается единственной рабочей площадкой для обсуждений и согласований.

Гуманитарная подгруппа обсуждала вопросы освобождения удерживаемых лиц. Как и на предыдущих встречах, стороны пытались прийти к согласию относительно механизма верификации заявлений тех лиц, которые после освобождения выразили намерения остаться на той территории, где их удерживали. В результате достигнута договоренность, в соответствии с которой СБУ, уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская, а также комитеты матерей удерживаемых лиц будут проводить при участии ОБСЕ верификацию отказов людей возвращаться на неподконтрольную Киеву часть Донбасса. Решение стало результатом компромисса между Украиной и республиками. Киев предложил участие Лутковской, а ДНР и ЛНР – комитетов матерей. Вместе с тем представители ДНР проинформировали, что ООН предложила механизм по освобождению лиц, которые отказываются пересекать линию соприкосновения. В связи с этим омбудсмен ДНР Дарья Морозова заявила, что обмен произойдет только после того, как закончится работа в ООН в этом направлении. Со своей стороны, Сайдик также высказался за привлечение Международного Комитета Красного Креста к поиску пропавших без вести.

Препятствием для проведения обмена по формуле «всех на всех» является отсутствие согласия между сторонами о количестве пленных. Представитель ДНР обратила внимание на заявление генерального прокурора Украины Юрия Луценко, который сообщил об удержании порядка 100 человек, имеющих отношение к событиям в Донбассе. Республики обратились к международным организациям, чтобы установить личности этих людей и принять меры по их освобождению. Представитель Украины в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко проинформировала об увеличении количества удерживаемых украинцев со 121 до 126 человек за счет гражданских лиц. По словам Геращенко, республики требуют от украинской стороны освободить более 600 человек. Однако, по утверждению Киева, из представленного списка 30 человек не имеют отношения к конфликту, 60 человек обвиняются в совершении сверхтяжелых преступлений и не подлежат амнистии, а из 500 оставшихся несколько сотен не желают возвращаться на неподконтрольные территории.

В экономической подгруппе рассматривались вопросы платежей за коммунальные услуги. Стороны обсуждали поставку воды, газа, электричества и осуществление платежей за эти услуги. Вновь была поднята тема транспортной блокады и введения внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции. В связи с этим Сайдик высказал мнение, что восстановление статус-кво «могло бы стать одним из важнейших путей восстановления прежней экономической ситуации в регионе».

В ходе заседания Контактной группы республики подняли вопрос регламента. Этот вопрос неоднократно поднимался ими в течение более чем двух лет переговоров. По мнению представителей ДНР и ЛНР, регламент будет способствовать четкой фиксации и соблюдению договоренностей, а значит, в конечном счете, и достижению прогресса в переговорах. Так, и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова подчеркнула, что «именно регламент как утверждённая обязанность всех участников переговорного процесса придерживаться повестки дня, фиксировать и соблюдать в дальнейшем достигнутые договоренности поможет наладить конструктивную работу в Минске». Республики обвиняют украинскую сторону в том, что она блокирует появление регламента, чтобы затягивать переговорный процесс. Необходимость введения регламента поддерживает и Россия. В результате 12 апреля Сайдик представил свои «обобщенные предложения» по этому вопросу. В ближайшее время стороны изучат эти предложения и подготовят к ним свои замечания и ответные предложения.

Следующая встреча Контактной группы запланирована на 26 апреля.

 

Политические вопросы

На неделе вопросы политического урегулирования за пределами Контактной группы сторонами конфликта не обсуждались.

 

Вопросы безопасности

Договоренность Контактной группы об установлении режима тишины с 10 часов утра 13 апреля не была исполнена сторонами. По традиции Украина и республики обвинили друга в обстрелах, в том числе с использованием запрещенных тяжелых вооружений. Вместе с тем, 14 апреля ОБСЕ сообщило о сокращении за неделю числа нарушений соглашения о прекращения огня на 17%. Однако СММ зафиксировала больше тяжелых вооружений в запрещенных зонах – 320 случаев против менее чем 200 в прошлый период наблюдения. Количество взрывов в результате использования запрещенных вооружений также выросло на 25%. При этом наблюдатели впервые за шесть недель не зафиксировали ни одного случая применения РСЗО. Миссия подтвердила гибель 1 мирного жителя, в то время как на позапрошлой неделе погибло 6. ОБСЕ отметило обстрел детского сада в Докучаевске (Донецкая область, ДНР) и школы в Марьинке (Донецкая область, Украина). 15 апреля замглавы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг предупредил, что ситуация на линии соприкосновения может обостриться в любой момент.

14 апреля глава ДНР Александр Захарченко констатировал, что последнее соглашение о прекращении огня было нарушено украинской стороной «менее чем через час после его начала». По его словам, за всю историю конфликта Киев ни разу не выполнил договоренность об установлении перемирия. Захарченко объяснил это тем, что «Киев не отказался от своей цели – силой загнать Донецк и Луганск обратно в «единую Украину». Глава ДНР предупредил, что в республике ожидают в ближайшее время новой эскалации на линии соприкосновения. «Мы ожидаем в самое ближайшее время очередного обострения. Назовем это так мягко. Наша разведка докладывает, что противоположная сторона полностью готова к тому, чтобы перейти к полномасштабным боевым действиям», - сказал он.

Подтверждением приверженности украинской стороны силовому решению конфликта стали заявления официальных лиц до и после заседания Контактной группы. 12 апреля Порошенко объявил, что Киев отвел всю тяжелую технику от линии соприкосновения (что не подтверждается наблюдателями ОБСЕ), но при этом предупредил, что техника может «в самые кратчайшие сроки вернуться в определенные места для укрепления наших оборонных рубежей» (что запрещается Минскими соглашениями). 14 апреля секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов признал в интервью BBC, что в 2016 году украинская армия продвинулась к позициям ополченцев. «Прошлый год был первым, когда мы не сдали ни одного метра земли, а наоборот - приобрели десятки километров», - отметил он. Турчинов также признал, что у Киева «нет другой альтернативы, кроме как побеждать» и что основная задача украинских силовиков – наступление в Донбассе. «Поэтому я считаю, что наша задача - метр за метром, километр за километром, минимизируя потери, продвигаться на восток. Главное - не проскочить границу», - откровенно заявил секретарь СНБО. 15 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал слова Турчинова доказательством отказа Киева от выполнения Минских соглашений. «Заявление господина Турчинова означает то, что Киев отказывается выполнять ту самую часть Минских договоренностей, в отношении вопросов безопасности, которую считает приоритетной и абсолютно неотъемлемой для того, чтобы все остальное потом решалось тоже», - сказал дипломат.

 

Гуманитарные вопросы

Позитивным примером сотрудничества Украины и республик стала передача ДНР 11 апреля 14 осужденных украинской стороне для продолжения отбывания наказания. Это событие особенно отметил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик на заседании Контактной группы 12 апреля.

Среди других событий следует отметить критику законопроекта о временных оккупированных территориях представителем Украины в гуманитарной подгруппе, первым заместителем председателя Верховной Рады Ириной Геращенко. Напомним, проект закона №3593-д был представлен фракцией «Самопомощь», которая активно поддерживала транспортную блокаду Донбасса и прекращение экономических связей с республиками в нарушение Минских соглашений. Рабочая группа уже завершила работу над законопроектом. Теперь профильный комитет Верховной Рады может принять решение о вынесении его на рассмотрение в сессионном зале. 13 апреля Геращенко заявила, что законопроект никак не поможет освобождению пленных и втягивает семьи удерживаемых лиц в «грязные политические игрища». Депутат рассказала, что представители «Самопомощи» не готовы голосовать за амнистию ополченцев в обмен на освобождение всех удерживаемых лиц. «Учитывая тот факт, что заложники сегодня стали предметом шантажа, в том числе используемым местными князьками, которые мало что в этом понимают, их количество увеличивается», - отметила она в своем выступлении в украинском парламенте, намекая на главу «Самопомощи» Андрея Садового. Критика Геращенко, которая представляет президентскую партию «Блок Петра Порошенко», говорит о том, что закон о временно оккупированных территориях, прямо противоречащий Минским соглашениям, будет либо провален правящей коалицией, либо вообще не допущен до голосования в парламенте. На фоне обострения отношений России и Запада и предстоящих переговоров с Вашингтоном Порошенко выгодно показать, что он управляет внутриполитической ситуацией на Украине.

 

Экономические вопросы

12 апреля украинское правительство продлило чрезвычайные меры в энергетике до 16 мая. Решение обусловлено дефицитом антрацита, который Киев получал из ДНР и ЛНР. На неделе продолжили приостанавливать работу электростанции. 11 апреля для накопления запасов угля была остановлена работа Криворожской ТЭС в Днепропетровской области. Ранее прекратили работу Змиевская ТЭС в Харьковской области, Трипольская ТЭС в Киевской области и Приднепровская ТЭС в Днепропетровской области.

Украинская сторона предупредила о возможности нового враждебного шага в отношении республик. 10 апреля депутат Верховной Рады Ирина Луценко сообщила, что президент Порошенко планирует рассмотреть на Совете национальной безопасности и обороны вопрос о конфискации угля Донбасса, который будет ввозиться на территорию Украины под видом российского или какого-то другого. Реакция республик была предсказуемо негативной. 11 апреля глава ДНР Александр Захарченко заявил, что Украина пытается задушить республики экономически. Председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин назвал эту инициативу противоречащей здравому смыслу. В свою очередь, в ЛНР охарактеризовали конфискацию угля как «бандитские методы», которые типичны для радикалов. Решение еще не выносилось на обсуждение СНБО. Однако результатом его принятия может оказаться полное прекращение поставок угля на Украину из России. Украинские власти уже готовятся к этому решению. 11 апреля премьер-министр Владимир Гройсман рассказал журналистам, что Украина собирается отказаться от закупки антрацита у России.

Между тем Национальный банк Украины подтвердил свой прогноз о росте украинской экономики. В соответствии с ним в 2017 году ВВП увеличится на 1,9%, в 2018 году – на 3,2%, в 2019 году – на 4%. При этом в НБУ отмечают, что основными рисками для реализации данного сценария являются, во-первых, то, «насколько эффективно частный сектор и правительство смогут минимизировать потери от прекращения перемещения грузов через линию соприкосновения в зоне АТО», а во-вторых, эскалация боевых действий на востоке Украины.

 

Позиция республик

Республики предсказали неизбежное изменение государственного устройства Украины. В соответствии с Минскими соглашениями Украина должна провести конституционную реформу, поскольку интеграция Донбасса как районов с особым статусом потребует радикальной реформы украинской государственности. 14 апреля глава ДНР Александр Захарченко во время онлайн-конференции заявил, что Украина не сможет существовать как унитарное государство. Вместе с тем в случае изменения государственного устройства у Украины есть «небольшой» шанс на выживание. «Если Вы говорите об «унитарной» Украине, то нет, стопроцентно, не сохранится. Этот поезд ушел. А вот в других форматах шанс еще есть, пусть и небольшой. Это может быть федеративное, конфедеративное или смешанное устройство, при котором соблюдаются национально-культурное, историческое и экономическое своеобразие всех частей, то есть регионов», - сказал он. По мнению Захарченко, процесс изменения государственного устройства займет немало времени. При этом глава ДНР считает необходимым налаживание отношений с Киевом. Однако для этого Украине придется пройти через процесс смены «порочной и жадной» элиты, то есть смены власти. Более того, он предложил Порошенко встретиться и провести переговоры для прекращения войны. Как и раньше, украинская сторона оставила без внимания инициативу лидера республики. Начало прямых переговоров Киева и Донецка будет означать фактическое признание ДНР. Захарченко также подчеркнул, что республика не изменила своего отношения к украинскому языку и украинской культуре. «Никаких репрессий по отношению к украинскому языку или украинской культуре мы не предпринимаем. И в голову не приходило. Мы даже таблички на улицах не поменяли», - пояснил Захарченко.

 

Позиция украинской стороны

Близкие к власти украинские эксперты советуют готовиться к долгосрочной блокаде Донбасса. Аналитики предлагают украинским властям принять целый комплекс мер, которые позволят, как они считают, обосновать западным партнерам Киева необходимость установления блокады и одновременно усилить процесс экономического размежевания с Россией.

13 апреля консультирующий президента Украины Национальный институт стратегических исследований представил большой аналитический документ, в котором содержатся рекомендации относительно того, как украинские власти должны вести себя после введения запрета на грузоперевозки через линию соприкосновения. В частности, эксперты поддерживают принятие закона об оккупированных территориях, появление которого «создаст необходимую правовую основу для обоснования внешним партнерам позиции Украины о блокировании ОРДЛО и начала диалога по поводу возмещения убытков, причиненных оккупантами государству и населению». Среди других предложений можно выделить упрощение процедуры восстановления/установления социальных выплат для внутренне перемещенных лиц, введение визового режима с Россией, ограничение российского капитала в экономике Украины, блокировку активов и внешнеэкономической деятельности тех субъектов российской экономики, которые без разрешения Украины осуществляют деятельность в ДНР, ЛНР и Крыму, принятие закона «О торговле с врагом», введение административной и уголовной ответственности физических и юридических лиц за нарушение режима санкций. Вместе с тем, в документе говорится о необходимости создания условий для интеграции Донбасса в состав Украины. Такая интеграция станет результатом не диалога с представителями неподконтрольных территорий, а пропагандистской работы, развития подконтрольных частей Донецкой и Луганских областей, экономического удушения республик и выдавливания Россия из украинской экономики. Предлагаемая стратегия говорит о том, что Киев не планирует формирование условий для выполнения Минских соглашений. Показательно, что директор НИСИ и советник Порошенко Владимир Горбулин выразил уверенность, что Россия не будет признавать ДНР и ЛНР с целью их дальнейшего присоединения. Украинской стороне это дает основание полагать, что возможности и время для навязывания интеграции Донбассу на своих условиях сохраняются.

 

Позиция основных участников

Разногласия России и Запада вокруг Сирии имеют потенциал негативного влияния на конфликт в Донбассе. После атаки американского ВМФ на аэродром правительственных войск Шайрат тема сирийского конфликта закономерно переместилась в фокус повестки контактов Кремля и западных стран. В связи с этим преодоление текущего кризиса в дипломатическом процессе в Донбассе отошло на периферию. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что разногласия между Москвой и Западом по Сирии могут бумерангом ударить по урегулированию на Украине. На неделе США и Европа допустили возможность расширения санкционных инструментов давления на Россию в связи с событиями на Ближнем Востоке. Реакция Кремля на эти инициативы окажется предсказуемо негативной и приведет к дальнейшему расширению пропасти недоверия с Соединенными Штатами и Евросоюзом. Как результат, поиск точек соприкосновения по имплементации Минских соглашений также будет поставлен под большой вопрос.

Во время встречи 10 и 11 апреля в Лукке главы МИД стран G7 обсуждали возможность введения новых санкций в отношении России в связи с событиями в Сирии. Главным инициатором установления новых ограничительных мер стала Великобритания. Глава британского МИД Борис Джонсон предложил расширить давление на Россию, если она не откажется от поддержки сирийских властей. Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли также сообщила, что в администрации Трампа обсуждается возможность введения новых санкций против России и Ирана за поддержку президента Сирии Башара Асада. В итоге главы МИД пока не смогли прийти к единому мнению относительно необходимости расширения санкций. По сообщению СМИ, этот вопрос решено отложить до окончания расследования химической атаки в Сирию. Также Россия сообщила, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон во время визит в Москву не угрожал введением новых санкций. Однако в случае одновременного возникновения кризисов в Донбассе и Сирии риски такого развития событий сохраняются.

фото: U.S.Department of State

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы