ENG

Без интриги

Итоги съезда «Единой России»

Второй этап XV съезда «Единой России» окончательно сформировал конфигурацию предстоящей кампании партии власти. А поскольку эта кампания, благодаря своему статусу и весу используемого админресурса, традиционно определяет ряд важнейших параметров парламентских выборов в целом, то можно выделить некоторые ее характеристики, не дожидаясь завершения периода партийных съездов.

Сохранение статус-кво. Съезд следует рассматривать в логике компромисса 2007-2011 годов, когда Владимир Путин сначала выбрал в качестве своего преемника Дмитрия Медведева, а затем вернул себе пост президента в результате рокировки. Частью этого компромисса стало последующее премьерство Медведева и его техническое лидерство в партии власти. Парламентские выборы 2016 года являются очередным раундом выполнения взаимных обязательств между президентом и премьером. При этом количество людей Медведева в списках следует признать максимально минимальным. Это показывает, что партийно-политическая роль премьера не изменилась. Он, как номинальный лидер партии, должен повести ее на выборы второй раз подряд и единолично, взяв на себя груз избирательной кампании, а Путин, оставаясь реальным и моральным лидером ЕР, – максимально дистанцироваться от парламентских выборов, чтобы пойти на четвертый срок в качестве надпартийной фигуры. Избирателю остается лишь подтвердить статус-кво и ждать объявления о решении Путина об участии в президентских выборах в 2018 году.

Без сюрпризов. Как следствие, драматургия съезда единороссов не предполагала больших сюрпризов. Это ни съезд победителей-2007, ни съезд рокировки-2011. От единороссов не требовалось никаких сверхусилий: напомнить избирателю, что Путин по-прежнему с партией, номинировать хэдлайнером Медведева, предъявить несколько новых лиц (впрочем, уже медийно протестированных неоднократно), еще раз подчеркнуть установку, что легитимность важнее результата. Формирование ложных ожиданий относительно структуры списка (например, о том, что Медведев может быть усилен именитыми общественниками) необходимо было лишь для поддержания интриги вокруг съезда. Задача кураторов внутренней политики состояла в том, чтобы не оставить СМИ совсем «без десерта». В качестве такового было продемонстрировано вхождение в список единороссов куратора внутренней политики Вячеслава Володина. Это подано входящими в систему УВП комментаторами как главная сенсация и по степени информационного сопровождения явно превышает выступления Путина и Медведева.

Инерционная кампания. Развитие политической системы в русле внутриэлитных договоренностей нулевых предопределяет выбор инерционного сценария парламентской кампании. На политтехнологов власти ложится задача провести Медведева и «Единую Россию» через выборы с минимальным ущербом как для премьера, так и для партийцев. Вместе с тем власть не может позволить себе показать свою слабость во время кампании: она должна победить уверенно и без скандалов. Крымский фактор серьезно упростил эту задачу, в том числе в плане обеспечения легитимности. Кремль полностью устраивают текущие посткрымские рейтинги партии власти. Они являются отражением длительной деполитизации. Технологам власти остается как можно дольше консервировать это состояние и делать ставку на низкую явку. Именно по этой причине выборы переносились с декабря на сентябрь. Выборы пройдут под влиянием административного ресурса, который в большей степени будет сориентирован на обеспечение участия нужных категорий избирателей, и отчасти за счет энтузиазма лоялистов.

Без федеральной повестки. Инерционная кампания не требует особой федеральной повестки, поэтому Кремль будет вести кампанию с минимальным задействованием таковой и, напротив, с максимальным упором на региональные темы, как это происходило в единые дни голосования, начиная с 2012 года. Регионы получат больше самостоятельности в поиске и выборе тем, которые они будут предлагать избирателю. В агитации больший упор будет сделан на одномандатников. Июль и начало августа фактически выпадут из избирательной кампании. Активизация со стороны власти произойдет только в последние три недели, чтобы мотивировать лояльного избирателя и еще раз убедить всех игроков в легитимности процедуры.

Правила для игроков. При таком выборе стратегии непредсказуемое поведение оппозиции могло бы стать угрозой. Однако внесистемная оппозиция, которая находится за пределами посткрымского консенсуса, либо не участвует в выборах, либо обладает ничтожным электоральным потенциалом. Системная непарламентская оппозиция в лице партии «Яблоко» никакой особой роли не играет. Главной проблемой для власти будет сдерживание встроенной в консенсус партий парламентской оппозиции от слишком поляризующей критики правительства и персональных атак на Медведева. Этим и займется внутриполитический блок Кремля. Пределы допустимой критики негласно уже давно определены. Возможно, они ситуативно будут незначительно корректироваться в ходе кампании, но в конечном счете к межпартийному единству будут принуждаться даже представители КПРФ.

Фото: сайт партии «Единая Россия»

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы