ENG

Досрочные выборы: быть или не быть

О непростом выборе президента Порошенко

14 апреля истекает годичный иммунитет правительства Гройсмана. Для президента Порошенко наступает поворотный момент в определении дальнейшей политической стратегии. До очередных выборов главы государства остается немногим более двух лет.

Перед Порошенко возникает развилка – продолжать ли любым способом поддерживать текущую конфигурацию власти в надежде на то, что через два года население, наконец, почувствует на себе плоды экономического роста и соответственно, вознаградит президента ростом поддержки, или сделать ставку на досрочную перезагрузку власти, пока ситуация не стала еще хуже.

Истечение периода иммунитета правительства открывает три варианта развития событий.

Во-первых, в том случае, если оппозиция сможет собрать достаточное количество голосов, Верховная Рада может выразить кабинету министров недоверие. Президенту придется искать нового кандидата в премьеры, вокруг которого собирать коалицию. Возможности для этого не исчерпаны полностью. Тем более что в сохранении коалиции заинтересован главный политический партнер Порошенко в Раде – «Народный фронт». Среди вероятных кандидатов в премьеры даже называется нынешний секретарь СНБО Александр Турчинов.

Во-вторых, если после недоверия правительству новую коалицию все-таки собрать не получится, Украину ждут досрочные выборы в Верховную Раду. Судя по опросам общественного мнения, новый созыв парламента будет еще более фрагментированным и менее управляемым, чем предыдущий. Не исключен и худший сценарий для Порошенко – избрание после выборов премьера из числа политических оппонентов.

В-третьих, депутаты могут не проголосовать за новую программу правительства, но и не отправить его в отставку. В таком случае кабинет Гройсмана будет работать под постоянной угрозой отставки, которая может произойти в любой момент.

Разрозненная украинская оппозиция всерьез рассчитывала на то, что нагнетание общественного недовольства и раскол в правящей коалиции позволят добиться досрочных парламентских выборов уже в этом году. С целью оказания сильного давления на власть планировалась организация массовых акций протестов, которые должны были закончиться досрочными выборами парламента и, возможно, президента. Подобная история имела место на Украине в 1994 году, когда на фоне протестов шахтеров Верховная Рада приняла решение о проведении раньше срока выборов парламента и президента. Тогда выборы главы государства закончились поражением действующего президента Леонида Кравчука.

Тем не менее украинские власти сумели не допустить разрастания протестной волны в конце осени прошлого года, где-то сыграв на расколе оппозиции, где-то проведя против нее эффективные информационные кампании, как это было с известным планом «Шатун». Судя по всему, Порошенко удалось договориться с олигархом Ринатом Ахметовым, который заблокировал попытки «Оппозиционного блока» объединить усилия с «Батькивщиной» Тимошенко в походе против власти.

Как считается, Порошенко не заинтересован в досрочных выборах в Верховную Раду. Против этого категорически выступали западные партнеры Киева, поскольку украинским властям будет все труднее выполнять свои обязательства и проводить реформы. Досрочные выборы могут поставить под вопрос выполнение программы сотрудничества с МВФ, по условиям которой Украина должна провести серию реформ, в том числе запустить рынок земли и осуществить пенсионную реформу.

Однако есть и факторы, которые могут изменить позицию украинского президента. В пользу досрочной кампании говорит ослабевающий рейтинг главы государства. Разрушение экономических связей с Донбассом еще больше усложняет задачу по преодолению кризиса. Украина медленно выходит на траекторию роста, но никаких прорывов на этом направлении, чего ждут от власти большинство граждан, не предвидится. Согласно прогнозу МВФ, украинская экономика вырастет в 2017 году на 2%, а по итогам 2018 года – на 3,1%. Кроме того, в ближайшие три года критически возрастают суммы выплат по внешнему долгу, что будет оказывать большое давление на курс национальной валюты и государственный бюджет. Всего до конца 2019 года Украина обязана выплатить 12,8 миллиарда долларов. Основные выплаты придутся на 2018-2019 годы. При этом, если в 2017 году выплаты составят 2,5 миллиарда долларов, то в 2018 году уже 6 миллиардов, а в 2019 году – 4,3 миллиарда. Чтобы облегчить бремя долговых выплат, Украина нуждается в куда более высоких темпах роста, чем сейчас.

Очередные президентские и парламентские выборы запланированы на 2019 год. В третий раз в новейшей украинской истории парламентские и президентские выборы пройдут в один год, при этом, как и в 2014 году, сначала будет избираться президент, а затем Верховная Рада. В 2014 году парламентские выборы преподнесли неприятный сюрприз для Порошенко. Несмотря на то, что «Блок Петра Порошенко» в итоге получил больше всего мандатов по спискам и округам, по пропорциональной системе выборы выиграл «Народный фронт» и правительство возглавил Арсений Яценюк. Это стало первым звонком о росте непопулярности политики президента. В 2019 году, если представить, что Порошенко вытянет кампанию и вползет во второй срок, парламентские выборы будут представлять еще большую угрозу для власти.

Не следует забывать, что Порошенко придется учитывать еще один важный внешнеполитический фактор. В марте 2018 года в России состоятся президентские выборы. После их завершения Кремль может переключить свои ресурсы на Украину, чтобы попытаться отыграть ситуацию в свою пользу, используя высокую непопулярность власти, медленный выход страны из кризиса и раскол политического класса. Желание России сыграть в свою игру на украинских выборах не следует списывать со счетов.

Для этого Москве не нужно входить в кампанию прямо, делая ставку на лояльные России силы, даже если такие на тот момент найдутся. Кремлю достаточно сделать так, чтобы Украина вышла из своего электорального цикла с максимально неустойчивой конструкцией власти, в рамках которой принятие любого важного решения будет требовать создания сложной коалиции различных группировок и интересов. В результате, учитывая коррумпированность украинской элиты, у России появятся свои точки входа в украинскую внутреннюю политику.

В этой ситуации не исключено, что Порошенко все-таки решит сыграть на опережение и сделать ставку на проведение досрочных выборов, причем как парламентских, так и президентских. Оптимальный вариант – осень 2017 года или весна 2018 года. В последнем случае Порошенко совместит избирательную кампанию с российскими выборами, что, как он будет считать, не позволит Москве уделять слишком большое внимание украинским событиям.

В данный момент у Порошенко нет хорошего решения. Риски как фальстарта кампании, так и движения по инерционной траектории для украинского президента очень велики. Ни один из вариантов не дает Порошенко гарантий переизбрания и формирования управляемой Рады. 

Автор: Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

 

фото: Пресс-служба президента Украины

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы