ENG

Контактная группа: что дальше

После парижского саммита вопрос о проведении местных выборов в Донбассе стал центральным для всего процесса мирного урегулирования

После парижского саммита вопрос о проведении местных выборов в Донбассе стал центральным для всего процесса мирного урегулирования. От его решения зависит дальнейшая судьба Минских соглашений – станут ли они основой для инкорпорирования республик в общее политическое пространство с Украиной или закончатся политическим тупиком и заморозкой конфликта на неопределенное время.

В течение месяца главным пунктом переговоров станет согласование сторонами специального закона о местных выборах в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей». При этом именно на Контактную группу возлагается роль центра принятия решения относительно закона. Последний сначала должен быть подготовлен и одобрен участниками переговоров в Минске и только потом отправиться на рассмотрение Верховной Рады. Закон, принятый Украиной в любом другом порядке, не будет признан ни республиками, ни Москвой, ни Парижем и Берлином и будет считаться прямым нарушением Минских соглашений со стороны Киева.

Сроки принятия всех дальнейших решений по выборам также в общих чертах определены. До следующей встречи глав МИД «нормандской четверки», которая состоится ориентировочно в начале ноября, все основные параметры закона должны быть согласованы Контактной группой. Следует отметить, что республики пока только выступили с устной инициативой о переносе выборов. Соответствующие указы глав ДНР и ЛНР о проведении выборов 18 октября и 1 ноября не отменены. Поэтому в самое ближайшее время власти республик должны издать официальные указы, которые перенесут выборы на 2016 год. Что касается Верховной Рады, то одобренный Контактной группой закон она сможет рассмотреть в промежутке между местными выборами на Украине 25 октября и Новым годом.

На данный момент в позициях сторон сохраняется слишком много расхождений и противоречий, чтобы реконструировать порядок проведения выборов. Любые заявления украинских официальных лиц и представителей республик относительно положений будущего закона сейчас следует рассматривать исключительно как попытки перехвата инициативы в информационном поле, поскольку все вопросы проведения выборов должны быть согласованы в рамках Контактной группы, и только она теперь представляет единую и окончательную позицию всех участников переговоров.

Однако на основе последних заявлений уже можно выделить базовые разногласия Украины и ДНР-ЛНР, которые станут предметом обсуждения в рамках Контактной группы.

Условия выполнения закона. Республики изначально рассматривали вопрос о выборах в контексте выполнения Киевом всех остальных пунктов политического блока Минских соглашений. ДНР и ЛНР не возражают против парижской договоренности о вступлении в силу особого статуса Донбасса в день проведения местных выборов - сначала на временной, а затем на постоянной основе. Вместе с тем, они уже заявили о своих требованиях переголосования в Верховной Раде поправок в Конституцию в согласованной с ДНР-ЛНР редакции, в которой будет зафиксирована автономия Донбасса. Это означает, что до тех пор пока украинский парламент не примет в двух чтениях новый вариант конституционной реформы, ДНР и ЛНР не будут проводить выборы в соответствии со специальным законом. Даже если последний будет одобрен в рамках Контактной группы, принят Верховной Радой и подписан президентом Порошенко. Не следует ожидать, что Киев согласиться с этими условиями. Глава украинского МИД Павел Климкин, выступая в среду в украинском парламенте, вновь заявил, что «никакого особого статуса в природе не существует». По его мнению, «есть закон об особенностях режима местного самоуправления, именно на этот закон есть ссылки в конституции, и он единственный, который урегулирует ситуацию особого местного самоуправления в этих регионах».

Пассивное и активное избирательное право. Вопросы о том, кто получит право голосовать и кто сможет выдвинуть свою кандидатуру на местных выборах, являются одними из важнейших спорных моментов. Украина придерживается позиции, согласно которой в выборах должны принять участие все беженцы, покинувшие Донбасс после начала вооруженного конфликта. Республики предлагают ограничить участие в выборах только гражданам, фактически проживающим в ДНР и ЛНР. Их аргумент сводится к тому, что организовать голосование всех перемещенных лиц будет на практике невозможно - из-за огромного числа беженцев и их рассредоточения по нескольким странам. Так, согласно данным управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, по состоянию на 16 апреля 2015 года, общее число беженцев с Донбасса превышает 2 миллиона человек. Количество людей, которые выехали в другие регионы Украины, составляло 1 миллион 228 тысяч, еще почти 660 тысяч человек официально зарегистрировались в России, а 81 человек находятся в Белоруссии. Кроме того, украинские власти озвучили требования по введению запрета на выдвижение в качестве кандидатов всех лиц, замешанных в тяжких преступлениях. Без решений суда критерии того, кого признавать преступником, а кого – нет, прогнозируемо станут предметом ожесточенных споров.

Система выборов и участие политических партий. ДНР и ЛНР выступают за проведение местных выборов по мажоритарной системе и без участия политических партий. В республиках на данный момент официально не действуют никакие политические партии, только общественные объединения. Точка зрения Украины в том, чтобы выборы проходили по смешанной системе, прежде всего, в городские советы Донецка и Луганска, а также при участии всех зарегистрированных на Украине политических партий. Каким образом можно обеспечить реальное участие последних (в противоположность просто декларации о возможности участия), в том числе гарантировать безопасность, например, представителей Радикальной партии Олега Ляшко, остается открытым вопросом.

Доступ украинских СМИ. Киев требует от республик обеспечить свободный доступ всех украинских СМИ к освещению выборов в Донбассе. Республики, в свою очередь, настаивают на том, что должны быть исключены те средства массовой информации, которые принимали участие в пропагандистской кампании, направленной против жителей востока Украины. Этот вопрос, скорее всего, будет решен в рамках специального Комитета по совместной аккредитации под эгидой ОБСЕ, который будет давать разрешения на работу украинским СМИ в Донбассе. Однако, когда речь пойдет об аккредитации конкретных медиа и их представителей, предсказуемо возникнут острые разногласия.

Все остальные спорные моменты - сроки полномочий избранных органов местной власти, вопросы организации голосования и роль наблюдателей ОБСЕ – остаются второстепенными.

Критическую роль в дальнейшем продвижении вопроса о местных выборах играет фактор времени. Следующие заседания Контактной группы запланированы на 20 октября и 3 ноября. Между этими двумя датами 25 октября на Украине пройдут местные выборы. После них у президента Порошенко появится больше понимания своих политических возможностей. Кроме того может снизиться давление радикальных сил на власть. Поэтому «прорывов» по согласованию конкретных параметров выборов следует ожидать на заседании Контактной группы 3 ноября.

фото: Виктор Драчев/ТАСС

Другие материалы раздела
Популярные материалы