ENG

Кудрин-тест

Трактовка информации о возвращении экс-министра финансов во власть

Запущенную в СМИ информацию о том, что экс-министр финансов Алексей Кудрин возвращается во власть можно трактовать по-разному, и ее рассмотрение порождает ряд вопросов.

Во-первых, это может быть либо сознательной утечкой информации (запуском дезинформации) с целью помешать назначению, либо попыткой дискредитировать и «подставить» Кудрина как главу Комитета гражданских инициатив. 

Во-вторых, это может быть сигналом западным партнерам о готовности Кремля вновь прибегнуть к либеральным реформам и нормализовать отношения с Западом. Но в таком случае за приглашением Кудрина может не стоять намерения что-то всерьез менять в экономике.

Во-третьих, неясно – куда и на какую должность Кудрин может претендовать, если его приглашают с серьезными намерениями. Человек его калибра выступать в роли скромного порученца или добросовестного эксперта, к советам которого, может, прислушаются, а может, и нет, и которого попросят говорить только тогда, когда сочтет нужным начальство, по определению не может. Алексей Кудрин не для того уходил из власти четыре года назад с шумным скандалом – едва ли не самым громким за все четыре года правления Дмитрия Медведева, – чтобы возвращаться на что-то несущественное.

Но все важные посты в правительстве и администрации президента уже заняты. Приход такого политического тяжеловеса, как Алексей Кудрин, может серьезно поломать уже сложившиеся балансы интересов различных бюрократических группировок. Инкорпорация его во власть может состояться только при условии либо ухода ряда влиятельных игроков, либо при выделении Кудрину новой площадки, где он будет полностью независим.

Напомним, помимо того, что Кудрин одиннадцать лет был министром финансов, большую часть из них – в ранге вице-премьера. Уже в силу только этого факта он обладает огромным опытом и широкими связями как внутри России, так и за границей. Кроме того, он является старым знакомым Путина по работе в питерской мэрии, где оба занимали равнозначные посты первых заместителей главы северной столицы. И именно Кудрин был тем человеком, который пригласил Путина в Москву после проигрыша Собчака, и именно Путину передал Кудрин свою должность начальника контрольного управления АП, когда уходил в Минфин.

В своем конфликте с Медведевым Кудрин потому и вел себя так смело, поскольку опирался на поддержку Путина, и тот так же публично взял его под защиту. С тех пор Кудрин занимал в российском политикуме уникальную роль – «оппозиционера по назначению», вопреки собственному желанию, отправленному в публичную политику. Впрочем, собственно политикой Кудрин не занимался, а пытался играть роль посредника между властью и обществом, точнее, либеральной его частью, для чего и был создан Комитет гражданских инициатив.

За четыре года ситуация изменилась. В публичном диалоге после зимы 2011-2012 власть больше не нуждается. Политической силы к выборам-2016 Кудрин не создал, да и, видимо, не собирался этого делать. Зато в связи с ухудшающейся экономической обстановкой власти нужны неординарные шаги, которые могут сделать новые люди, или, по крайней мере, «старые новые». Можно сказать, что все это время Кудрин ожидал своего часа, не форсируя каких-то иных проектов, зная, что рано или поздно он вновь пригодится.

В администрации президента, куда «сватают» СМИ Кудрина, имеется устоявшийся экономический блок. Белоусов, Левитин, Кожин, Левицкая, Симоненко и ряд других советников и помощников курируют каждый свое направление. Как правило, это бывшие министры, то есть люди также авторитетные и со связями. Как впишется в этот расклад Кудрин – пока непонятно. Логично было бы назначение экс-главы Минфина первым заместителем главы АП по экономике. Но в АП уже и так имеется два первых заместителя – Громов и Володин. И хотя «экономический» зам им напрямую не угрожает, однако их аппаратный вес может понизиться ввиду неизбежного переподчинения Кудрину ряда подразделений и самого факта появления нового сильного игрока в Администрации Кремля.

Следует иметь в виду, что Администрация президента имеет к экономике страны непрямое отношение. Целенаправленной политики в этой сфере она не проводит. Теперь же возможно повторение ситуации 1998-1999 годов, когда в АП у Юмашева имелся зам по экономике – Волошин, который занимался тем, что критиковал действия правительства Примакова. Если же Кудрина позовут на некий консультационный пост наподобие Центра стратегических разработок Грефа, то это чревато ситуацией 2000-2004 годов, когда параллельно с Касьяновым (и независимо от премьера) экономикой занимался «ближний круг» – в первую очередь Кудрин и тот же Греф. С учетом непростых личных отношений Медведева и Кудрина, любое назначение последнего может означать только одно – выражение в той или иной форме недоверия премьеру. В свою очередь, это тоже создаст напряженную психологическую атмосферу, чреватую конфликтами и взаимным непониманием. Тем более приглашение Кудрина в правительство невозможно, если только не допускать скорой отставки его нынешнего главы.

В любом случае следует признать, что появление слухов о возвращении Кудрина во власть – отражение все более острого ощущения недостаточности усилий нынешнего состава правительства по решению экономического кризиса, его способности с ним справиться. 

фото: официальная страница Комитета гражданских инициатив в социальной сети

Другие материалы раздела
Популярные материалы