ENG

Меркель и «нормандский формат»

Почему канцлер Германии запрашивает встречу «четверки»

После инаугурации на пост президента Франции Эммануэля Макрона участники мирного процесса в Донбассе активизировали диалог по организации саммита «нормандской четверки».

Инициативу взяла на себя Германия. 2 мая канцлер ФРГ совершила визит в Сочи, где провела переговоры с Путиным. Несмотря на то, что диалог в целом не получился, российский президент и бундесканцлер подтвердили свою приверженность действующим дипломатическим форматам урегулирования конфликта на востоке Украины. 15 мая в Берлине Меркель встретилась с Макроном. Новый президент Франции и глава немецкого правительства договорились продолжить работу в «нормандском формате». 20 мая Меркель в Берлине провела переговоры с Порошенко, где вновь речь шла о перспективах встречи «четверки». Наконец, на 29 мая запланирован визит Путина в Париж, в ходе которого вопрос о саммите наверняка будет одним из основных в повестке.

Проведение третьей после заключения вторых Минских соглашений встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины обсуждается с конца зимы – начала весны 2017 года. Центральным решением последнего саммита «четверки» в Берлине 19 октября 2016 года была договоренность о составлении до конца года общей «дорожной карты» по имплементации минского Комплекса мер. Тем не менее, из-за перманентных разногласий между Москвой и Киевом по поводу очередности выполнения пунктов минских соглашений и выдвижения украинской стороной невыполнимых на данном этапе мирного процесса требований в сфере безопасности, прийти к согласованию единого документа не удалось. Участники урегулирования до сих пор имеют три варианта «дорожной карты» (российский, украинский и франко-германский), которые в некоторых пунктах исходят из диаметрально противоположных интерпретаций ранее подписанных соглашений. В начале 2017 года в Донбассе произошла новая эскалация насилия. Ситуация в районе Авдеевки (Донецкая область, Украина) продолжает оставаться напряженной. Кроме того, решения Контактной группы перестали выполняться сторонами. Складывается впечатление, что минская группа больше не в состоянии даже управлять конфликтом и преодолевать возникающие в ходе него кризисы.

Саммит «четверки» кажется рациональным ответом на тупик в выполнении Минских соглашений. Немецкая сторона начала прощупывать почву для формирования повестки встречи и искать параметры возможного компромисса.

В апреле в СМИ появилась информации о том, что саммит, вероятно, состоится еще до президентских выборов во Франции. Однако лидеры «нормандской четверки» ограничились лишь телефонными переговорами, которые состоялись 14 апреля. В итоговом совместном пресс-релизе они высказали признательность Олланду за его усилия в рамках «нормандской четвёрки» и выразили надежду, что работа по разрешению конфликта продолжится после французских выборов.

Причиной срыва саммита стало то, что Германия так и не смогла добиться прогресса в примирении разногласий относительно «дорожной карты» и реализации соглашений о прекращении огня и об отводе тяжелых вооружений в Донбассе. Проводить встречу ради встречи, чтобы поблагодарить президента Франции за проделанную работу и заодно продемонстрировать неэффективность главного дипломатического формата урегулирования, не захотели - безрезультатный саммит подверг бы риску мирный процесс в целом и дал сторонам конфликта неправильные сигналы о несостоятельности «нормандского формата». Так, Киев в новом году активно продвигал идею присоединения США к переговорам.

Высокую заинтересованность Меркель в созыве встречи легко понять – на 24 сентября в Германии намечены очередные парламентские выборы. Лидером немецких консерваторов движут электоральные мотивы. Сильным козырем в противостоянии с социал-демократами могло бы стать заметное продвижение в имплементации минского Комплекса мер, на что она сделала одну из ключевых ставок во внешней политике. Меркель остро нуждается в том, чтобы убедить как сторонников, так и противников в своей способности уговаривать и Путина, и Порошенко, а также в том, что российский президент вообще считает диалог с нынешним немецким правительством для себя небессмысленным предприятием.

На встрече с Порошенко 20 мая бундесканцлер хотела понять, на какие уступки от своей позиции готов пойти Киев, прежде чем идти с предложениями к Путину. Собираться на саммит, чтобы познакомить Макрона с «нормандским форматом» и остановиться на признании всем известных разногласий для Меркель слишком рискованно. Проведение безрезультатного саммита накануне парламентских выборов лишь усилит в Германии ощущение слабости позиций канцлера в отношениях с Россией, провала ее попыток надавить на Украину и, как следствие, исчерпания ее дипломатического потенциала с Киевом и Москвой. В этом смысле встреча 2 мая с Путиным закончилась для Меркель полным фиаско. Германия получила от России сигнал, что для получения результата со стороны немецкого правительства сейчас требуется большая гибкость и взвешенность в оценках, к чему оно, однако, не готово. Социал-демократы, скорее всего, воспользуются этой уязвимостью канцлера во время избирательной кампании.

В отличие от главы немецкого правительства, которой требуется результат, Путин находится в комфортной переговорной позиции. От его решения зависит не только дальнейший диалог с Киевом, а значит, и судьба минского процесса, но и, если не политическая карьера самой Меркель, то, возможно, те электоральные условия, в которых ХДС/ХСС будет обречена формировать новую коалицию. Для этого российский президент сохраняет за собой опцию сильно подыграть Меркель, например, предложив консенсусную с франко-германскими предложениями формулу в одном из спорных пунктов «дорожной карты» и показав тем самым, что канцлер состоятельна в налаживании диалога с Россией и что ее усилия по мирному урегулированию небесплодны. С другой стороны, Путин может оставаться в рамках нынешней жесткой позиции, подчеркивая таким образом ошибочность внешнеполитической стратегии Меркель. То есть напомнить, что Германия не выполнила свои обещания по Минским соглашениям, не смогла склонить Киев к буквальному прочтению Минских соглашений и акцентировать внимание на разногласиях в мирном процессе.

Автор: Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

 

фото: EPP

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы