ENG

Муниципальная власть – без изменений

Курс на деполитизацию местного самоуправления

Решение Конституционного суда РФ, отказавшего в иске 90 депутатам  относительно последних  поправок в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», (принятых в развитие поправок), означает, что в ближайшие годы курс на деполитизацию местного самоуправления сохранится.

После проведенной в 2003 году так называемой «реформы Козака», которая систематизировала и упорядочила местное самоуправление в России, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» многократно подвергался правкам и изменениям, цель которых заключалась не только в нахождении оптимальной структуры МСУ, но и в обеспечении необходимого баланса между региональной и муниципальной властью.

Подобно тому, как вопрос о соотношении власти между Центром и регионами решился в пользу федерального Центра, так и МСУ проиграло субъектам федерации, которые были вознаграждены Кремлем за свою лояльность в деле централизации. Они получили возможность напрямую влиять на формирование руководства муниципалитетов через участие в конкурсных комиссиях и право отстранять от должности глав городов и районов. Кроме формальных рычагов власти у губернаторов всегда имелись и неформальные. В условиях «путинского консенсуса» и общей деполитизации права МСУ и его конкретных глав никто отстаивать не собирался, и в столкновении интересов мэров и губернаторов первые всегда проигрывали. Губернатор воспринимался как посланник президента, как часть президентской вертикали, и всякое сопротивление ему рассматривалось как неподчинение данной вертикали.

 Также у самих муниципалов никогда не было никакой идеологии, а все конфликты порождались конкретными личностными и имущественными интересами. Поэтому были возможны такие казусы, как в Волжском, где победившая на выборах фракция ЛДПР в полном составе переходила в «ЕР», или в Ангарске, где также победившие депутаты-коммунисты единогласно голосовали за ставленника обладминистрации на должность сити-менеджера вопреки предвыборным обещаниям. Поэтому конфликты гасились либо прямым административным нажимом, либо скрытым подкупом. Разумеется, жизнь сложнее любых схем, и убрать того или иного неподчиняющегося или слишком самостоятельного мэра не всегда было легко. Да и сам глава региона понимал, что доведение дела до открытого конфликта, особенно на пустом месте, бьет по его имиджу, и выставляет его слабой фигурой в глазах Кремля, не умеющей решать вопросы как надо.

Прямое избрание мэров всегда оставалось главной проблемой для региональной власти, ибо избранный населением глава МСУ априори являлся источником политической нестабильности в силу происхождения своей власти, независящей от губернатора. Последние поправки в закон, которые и рассматривал КС, дали возможность заскобраниям утверждать в регионах единообразный тип МСУ, в том числе решать, будут ли мэры избираться населением или депутатами. Естественно, большинство регионов, где еще сохранялись прямые выборы, приняли решение в пользу их отмены. В том числе и в Иркутской области, где традиции автономности МСУ были сильны, и переход Иркутска на избрание мэра из числа депутатов вызвал большое раздражение в местной элите, которую прежний мэр Виктор Кондрашов  (типичный пример аполитичности – избранный как кандидат от КПРФ, он быстро вступил в «ЕР») вполне устраивал. Этим объясняется тот факт, что именно иркутский прецедент был положен в основу иска в Конституционный суд.

Теперь же, после решения КС, в неудобное положение будут поставлены заявители, в том числе новый губернатор Сергей Левченко, чья подпись стояла под обращением в суд как депутата Госдумы на тот момент. С другой стороны, это облегчит ему отказ от восстановления прежнего порядка выборов в Иркутске. Кондрашов уже трудоустроен как его заместитель, а начинать передел власти на муниципальном уровне Левченко сейчас не нужно, да и нет возможности из-за преобладания в МСУ людей, ориентированных на «ЕР».

В целом же в России накануне думских выборов облегчается задача для региональной власти по формированию согласованного пула кандидатов и проведения избирательной кампании в их пользу. Муниципалам будет труднее играть «в свою игру», и они будут вынуждены ориентироваться на мнение губернаторов, служить их орудием в политической борьбе.

фото: ТАСС

Другие материалы раздела
Популярные материалы