ENG

Отставить нельзя оставить

Ближайшие политические перспективы Арсения Яценюка и его правительства

После проведения 25 октября местных выборов на Украине кратно усилились слухи о возможной скорой отставке Арсения Яценюка и возглавляемого им правительства.

Для негативной кампании против Яценюка и Кабмина есть несколько причин.

Во-первых, правительство так и не смогло продемонстрировать сколько-нибудь заметных для общественного мнения успехов в области социальной политики и экономики. По данным всех украинских социологических служб, социальное самочувствие жителей страны продолжает ухудшаться. Слабые попытки позитивных публичных прогнозов лишь фиксируют негативные тренды. Так, по прогнозу самого премьера, в 2016 году украинская экономика должна вернуться к незначительному росту в 2%.

Во-вторых, фактически разрушена инфраструктура политической опоры премьера - «Народного фронта». Партия Яценюка не принимала участия в местных выборах, осознавая бесперспективность этого шага в условиях крайне низкого рейтинга (1% согласно опросу социологической группы «Рейтинг» от 16 октября) и отсутствия организационных ресурсов. Вместо этого «фронтовики» запустили процесс слияния с президентской партией «Блок Петра Порошенко». Ближайшие соратники премьера - Аваков и Турчинов - условно вошли в президентский лагерь.

Наконец, нарастает давление со стороны оппонентов главы Кабмина. Критика действий правительства за последнее время усилилась как внутри Рады, так и в обществе в целом. Согласно консенсусной оценке, правительство могло бы быстрее и эффективнее проводить реформы и бороться с коррупцией. Тем более в ситуации, когда большинство граждан готово смириться с ухудшением жизни в обмен на реальную трансформацию украинского государства.

Уход премьера будет серьезным сигналом для всей украинской политической системы. Яценюк возглавил временное правительство страны сразу после победы Евромайдана в конце февраля 2014-го года. После избрания Порошенко президентом, он остался во главе кабинета, а затем, по итогам парламентских выборов, его кандидатура была вновь внесена на пост премьера партией-победителем «Народным фронтом» и одобрена Радой нового созыва. При этом Порошенко вместо Яценюка продавливал нынешнего председателя Верховной Рады и бывшего вице-премьера Владимира Гройсмана.

Яценюк является одним из самых опытных и влиятельных украинских политиков. Еще при Кучме, в возрасте тридцати лет, он стал исполняющим обязанности главы Нацбанка, когда его начальник – Сергей Тигипко – возглавил избирательный штаб Януковича. За его плечами - руководство Радой, министерствами иностранных дел и экономики. Яценюк вместе с Турчиновым и Кличко входил в тройку политиков, которые присоединились к Евромайдану, а затем и возглавили его. Однако из-за узости собственной электоральной базы, непростых отношений с Тимошенко и т.д., он отказался баллотироваться в президенты (подобно Турчинову и Кличко), открыв дорогу Порошенко. Условием этого было сохранение Яценюка на посту премьера.

Удачное выступление «Народного фронта» на внеочередных парламентских выборах осенью 2014 года, когда он пусть незначительно, но обошел «Блок Петра Порошенко», укрепило позиции Яценюка во главе правительства. Все это время отношения между ним и Порошенко остаются подчеркнуто корректными, без взаимных выпадов. Яценюк взял на себя преимущественно решение экономических вопросов, в том числе взаимоотношения с западными кредиторами. Он не участвует в переговорах с Россией, но при этом регулярно выступает с резкими нападками на политику Москвы. Именно Яценюк инициирует различные меры санкционного характера, как, например, запрет на авиасообщение с РФ. Такой демонстративный радикализм позволяет не только самому Яценюку постоянно оставаться вторым по значимости ньюсмейкером в украинской власти, но и для самой власти создает необходимое пространство для маневров и интерпретаций.

Между тем, Порошенко не спеша, но методично осуществляет выдавливание из высших сфер власти политиков, пришедших на волне Евромайдана и независимых от него. Он уже убрал министра иностранных дел Андрея Дещицу, главу СБУ Валентина Наливайченко, секретаря Совбеза Андрея Парубия, губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Если не считать Арсена Авакова (а он уже, как отмечалось, фактически встроился в президентскую команду, хотя и остается на дистанции), то самой заметной и независимой от президента фигурой остается Яценюк.

Пробные атаки на Яценюка проводились неоднократно. Последней их них стал сентябрьский демарш Михаила Саакашвили, когда он выступил с резкими нападками на правительство. Целью этой атаки была попытка  протестировать главу кабинета и министров на устойчивость. Логика в подобных расчетах безусловно есть - Яценюк известен своим нестабильным психологическим состоянием во время сложных ситуаций. Вполне вероятно, что администрация президента сознательно столкнула губернатора и премьера. Вряд ли это привело бы к замене Яценюка на Саакашвили. Бывший грузинский президент на посту премьера был бы неудобен для Порошенко, не только из-за системных противоречий (Украина продолжает оставаться парламентской республикой), но и ввиду личных качеств - крайней амбициозности, желания переключить на себя решение основных государственных вопросов и активного перетягивания на себя информационной повестки. Именно поэтому на данном этапе, Саакашвили может рассматриваться как кандидат в премьеры только в крайнем случае.

В отставке Яценюка может быть заинтересована часть ближайшего окружения Порошенко (например, его давний соратник по бизнесу Игорь Кононенко), которая хотела бы активнее влиять на принимаемые правительством решения.

В таком случае новым премьером должна была бы стать чисто техническая фигура, без опоры в украинском политикуме, полностью зависимая от Порошенко и его команды. Уже называются фамилии политически приемлемых «технократов», таких как министр финансов Наталья Яресько и замглавы администрации президента по инвестиционной политике Дмитрий Шимкив. В таком случае премьер мог бы быть утвержден на 2-3 года – чтобы стать настоящим «камикадзе» (каким не стал Яценюк) и провести под контролем Порошенко масштабные реформы до следующих парламентских выборов. Тем более что Порошенко уже заявлял о готовности пойти на подобные реформы сразу после выборов в местные органы власти.

Против такого варианта могут совместно выступить ныне раздробленные олигархические группировки, поскольку это будет означать резкое усиление позиций Порошенко. Желание не допустить перехода к президентской республике объединяет между собой противников и даже некоторых нынешних союзников главы государства.

Президент пока не чувствует за собой достаточно крепких позиций, чтобы решиться на подобный шаг. Прошедшие местные выборы показали, что его политическая база не слишком обширна. Кроме этого, сейчас ослаблен его ведущий политтехнолог, кадровик и переговорщик – глава АП Борис Ложкин, против которого в Австрии ведется расследование. За его пост идет борьба между несколькими приближенными к Порошенко фигурами. В частности, показательно, что ньюсмейкеры, формально принадлежащие к лагерю президента – такие как нардеп-журналист Лещенко (фракция БПП) - периодически публикуют на Украине информацию о ходе расследования дела Ложкина. В этой связи, очевидно, что при постановке вопроса о назначении нового премьера конфликт между группировками в лагере президента серьезно обострится.

В случае отставки Яценюка кандидатуру нового премьера по коалиционному соглашению будет предлагать «Народный фронт». А это означает, что Порошенко придется найти веские аргументы не только для контролирующих группы внутри НФ - Турчинова, Авакова и Яценюка, чтобы они выставили ту кандидатуру, которая сейчас нужна президенту, но и провести непростые переговоры с другими партиями, входящими в коалицию. Внесение премьера от другой политической силы потребует серьезного переформатирования как самой коалиции, так и регламента ее работы.

Существует еще один вариант – пойти на досрочные выборы в Верховную Раду, рассчитывая на победу президентской партии и формирование по их итогам новой коалиции во главе с премьером, которого уже предложит «Блок Петра Порошенко». Однако риски этого сценария для президента, как и для всех политических партий, кроме непарламентских «Свободы» и «УКРОПа», пока превышают возможные плюсы.

В целом Яценюк еще не выработал свой потенциал с точки зрения властной коалиции и даже самого Порошенко, и его уход создаст больше проблем, чем их решений.

Можно предположить, что слухи об отставке Яценюка будут усиливаться, скорее обозначая попытки администрации Порошенко оказать дальнейшее психологическое давление на главу правительства с целью локальных кадровых перестановок.

Тем не менее, если Яценюк и «Народный фронт» не смогут в ближайшие дни договориться с президентом и его окружением, то дальнейшая судьба правительства может быть в среднесрочной перспективе (до полугода) предопределена, а отставка премьера может произойти в любое время. 

фото: единый веб-портал органов исполнительной власти Украины

Другие материалы раздела
Популярные материалы