ENG

Парижский пасьянс сложится только после сигналов из Минска

Главным итогом саммита стало согласие Парижа и Берлина с позицией Москвы

Парижский саммит «нормандской четверки» можно записать в дипломатический актив президента России. 2 октября Париж, Берлин и Киев приняли позицию Москвы по ряду вопросов мирного урегулирования в Донбассе. Киеву даже пришлось признать ответственность за выполнение ряда политических обязательств, от которых он с февраля пытался максимально самоустраниться и которые, с учетом кризиса коалиции в Раде и проведения местных выборов 25 октября, могут оказаться для него трудновыполнимыми.

Главным итогом саммита стало согласие Парижа и Берлина с позицией Москвы о необходимости продления Минских соглашений на 2016 год. Стороны фактически подтвердили, что выборы в Донбассе и восстановление контроля Украины над собственной границей не могут быть реализованы до конца года. Однако для того, чтобы дать возможность президенту Франции и канцлеру Германии сохранить лицо (они неоднократно заявляли о необходимости завершения минских соглашений в текущем году), объявление о продлении было сделано максимально аккуратно.

Продление Минских соглашений на 2016 год. Россия добилась принципиального согласия Парижа и Берлина по вопросу продления Минских соглашений на следующий год. По итогам саммита президент Франции Франсуа Олланд констатировал: «возможно, мы будем работать дольше сроков, отпущенных для этих процессов минскими договоренностям, то есть после 31 декабря (2015 года)». Он также отметил, что выборы в Донбассе, скорее всего, пройдут позже, чем окончание срока Минских соглашений. «Мы не хотим, чтобы выборы на восточных территориях Украины проходили в условиях, которые не соответствуют «Минску-2». Таким образом, по всей вероятности, даже скорее всего, постольку нам нужно три месяца на подготовку выборов, мы уйдем за дату, которая была установлена в Минске, то есть за 31 декабря 2015 года», – сказал французский президент. Возможно, официально продление Минска-2 будет объявлено на встрече глав МИД «четверки», которая должна состояться в ноябре, или на встрече «нормандской четверки» в декабре. Напомним, Париж, Берлин и Киев настаивали на выполнении Минских соглашений в 2015 году. Москва приводила аргументы в пользу технической невозможности завершения выполнения всех пунктов соглашений до конца года в силу шагов, которые раннее предпринял Киев (изменение закона об особом статусе, тупик в конституционной реформе, принятие закона о местных выборах, запрещающего проведение выборов на неподконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей). Продление соглашений дает России карт-бланш на продолжение экономической и политической поддержки республик. А значит, при реинтеграции ДНР и ЛНР в состав Украины у них будет больше возможностей для фиксации своей субъектности и автономии.

Выборы в ДНР 18 октября. Несмотря на давление со стороны Парижа и Берлина, президент Путин не стал публично озвучивать позицию России по поводу местных выборов на Донбассе. Проведение выборов в ДНР 18 октября зависит от того, предпримет ли Киев в течение ближайшей недели шаги для принятия специального закона о выборах на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. Намек о возможности такого шага Порошенко уже сделал в своем воскресном интервью украинским телеканалам. Очевидно, что сроки проведения местных выборов на Донбассе стали главным камнем преткновения политической части Минских соглашений. После объявления Киевом местных выборов 25 октября и одновременно запрета проведения выборов на территориях ДНР и ЛНР до вывода всех «иностранных войск» и передачи контроля над российско-украинской границей, республики объявили первые этапы своих выборов на 18 октября и на 1 ноября в ДНР и ЛНР соответственно. Не исключено, что это было сделано для того, чтобы принудить Киев отказаться от односторонних изменений в Конституцию и законодательство. Уже после парижского саммита Олланд заявил, что выборы 18 октября не могут быть реализованы без определенных договоренностей. А Порошенко сообщил, что выборы в некоторых районах Донецкой и Луганской областей состоятся после согласования внесения изменений в соответствующие разделы украинского законодательства. При этом полпред ЛНР в переговорном процессе Владислав Дейнего подчеркнул, что «никакой речи о том, чтобы отменить назначенные выборы, не может быть до тех пор, пока Украина не вернется в контекст выполнения комплекса мер». По его мнению, Украина должна продемонстрировать «свое желание работать над реализацией пунктов комплекса мер». Украине будет технически сложно пойти навстречу республикам. Если Киев во вторник 6 октября не представит в рамках Контактной группы свои предложения по закону и не согласится обсуждать их с представителями республик, выборы 18 октября в ДНР скорее всего пройдут, как и запланировано. Эти выборы не будут признаны Киевом, Парижем, Берлином и ОБСЕ, и, по всей видимости, Москвой. Однако ДНР укрепится за счет избрания легитимных органов власти накануне тяжелого зимнего периода. С другой стороны, ДНР может и перенести выборы, и тогда это будет серьезным шагом навстречу Киеву, который в таком случае окончательно лишится аргументов против изменений в законодательство.

Особый статус и амнистия. Россия добилась прогресса в продвижении вопроса об особом статусе и амнистии. Напомним, принятый Верховной Радой закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей до сих пор не действует. По словам Олланда, «четверка» договорилась, что он вступит в силу в день проведения местных выборов на Донбассе. По заявлению французского президента, сначала статус «будет носить временный характер, а затем приобретет постоянный характер». Однако это заявление не было подтверждено Путиным. Важную позицию подчеркнула канцлер ФРГ Ангела Меркель – особый статус должен быть закреплен в Конституции Украины. В дополнение все участники выборов получают иммунитет на время избирательной кампании. Введение особого статуса де-факто будет означать начало эволюции Украины из унитарного государства в федерацию.

Передача контроля над российско-украинской границей Киеву. Участники саммита отложили передачу контроля над российско-украинской границей Киеву на неопределенный срок. Несмотря на то, что Порошенко для внутренней аудитории пытается доказать обратное, ему не удалось отстоять свою позицию, ставящую проведение местных выборов в зависимость от возращения контроля над границей. В результате Россия сможет продолжать беспрепятственно поддерживать республики, а ДНР и ЛНР сохраняют самую сильную гарантию того, что они не будут ликвидированы Киевом военным способом.

Вся ответственность на Киеве. По итогам парижского саммита вся ответственность за возможный провал Минских соглашений переносится лично на Порошенко и украинскую элиту. Порошенко взял на себя обязательства, что Верховная Рада примет специальный закон о местных выборах в Донбассе, после чего в течение 80 дней должны состояться выборы. Если Украина не сможет выполнить эти обязательства, ответственность за срыв минских соглашений будет лежать исключительно на ней. Хотя вопрос о том, какие формы примет эта ответственность и с какими санкциями Киев может столкнуться, остается открытым.

Следует признать, что в части конкретных вопросов политического урегулирования участники парижского саммита продемонстрировали настолько различные трактовки договоренностей, что предстоит дождаться намеченной на 6 октября в Минске встречи трехсторонней Контактной группы. Если с политической точки зрения встреча закончится ничем, республики откажутся переносить выборы 18 октября и 1 ноября, а прогресс будет зафиксирован лишь в вопросах о прекращении огня и начале отвода вооружений калибром менее 100 миллиметров, то в результате можно будет констатировать, что Минские соглашения достигли только одной цели – прекращения военного конфликта, и «заморозка» является наиболее правдоподобным сценарием дальнейшего развития ситуации, а вероятность продления санкционной политики Запада в отношении России после 1 января 2016 года остается весьма высокой.

фото: официальный сайт Кремля

Другие материалы раздела
Популярные материалы