ENG

Принуждение к позиции

Как Украину вынудили представить свой проект политического урегулирования в Донбассе

27 октября 2015 года  на заседании Контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе Киев наконец-то представил свою концепцию закона о проведении  местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

В июне ДНР и ЛНР уже направляли свои предложения, касающиеся закона о местных выборах. Однако,  тогда украинская сторона категорически отказалась их рассматривать, приняв собственный закон без согласования с республиками и одновременно запретив проведение каких-либо выборов в Донбассе.

До встречи «нормандской четверки» в Париже 2 октября Украина последовательно уклонялась от формулирования своей позиции относительно того, как должны пройти прописанные в Минских соглашениях местные выборы и что должно последовать за ними.

Киев ограничивался выдвижением невыполнимых требований. Сначала «обнулить» ситуацию в Донбассе, вернув ее на начало 2014 года, и только потом приступать к обсуждению вопросов проведения выборов. Республикам предлагалось восстановить украинскую юрисдикцию над всей Донецкой и Луганской областями, передать Киеву контроль над российско-украинской границей, разоружиться и, как следствие, самоликвидироваться. После выполнения этих условий Украина была бы готова перейти к организации выборов.

На парижском саммите «четверки» Порошенко вынудили пойти на уступки. В обмен на перенос назначенных республиками собственных выборов в местные органы власти стороны договорились о разработке специального закона, который должен быть согласован в рамках Контактной группы и только потом вынесен  на голосование в Верховной Раде.

Украине ничего не оставалось делать, как представить свою концепцию закона о местных выборах. Однако,  предложения украинской стороны показывают, что Киев продолжает рассматривать выборы скорее как инструмент демонтажа ДНР и ЛНР, чем механизм политического урегулирования. В ходе минского процесса украинские власти стремятся решить политическими методами те задачи, которые не смогли решить в ходе вооруженного конфликта.

Согласно предложениям Киева, законодательная база выборов в Донбассе должна быть идентична  той, на основании которой проводились местные выборы на Украине 25 октября 2015 года . Выборы должны пройти согласно Конституции Украины, а также закону Украины «О местных выборах», принятому 14 июля 2015 года, и закону Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Как заявил представитель Украины в политической рабочей подгруппе Контактной группы Роман Бессмертный, «необходимо применять уже существующий закон о местных выборах  с возможными коррекциями, которые могут быть либо внесены в него, либо  утверждены отдельным законом об особенностях применения и (который) будет распространяться на оккупированные территории».

Для проведения выборов, с точки зрения Киева, должен  быть выполнен  ряд условий.

Во-первых, помимо прекращения огня, разминирования, отвода тяжелых и легких вооружений, Украина выдвинула требование полного освобождения тех территорий, которые выходят за границы, определенные постановлением Верховной Рады Украины от 17 марта 2015 года. На практике это означает, что ДНР должно передать Киеву Дебальцево, полный контроль над которым был установлен ополченцами уже после подписания Минских соглашений от 12 февраля.

Во-вторых, Киев настаивает на полном разоружении всех «незаконных вооруженных формирований», выводе всех «иностранных вооруженных формирований» и «наемников» с территории Донбасса до проведения выборов. Все эти действия должны быть верифицированы ОБСЕ. Поскольку под определение «незаконные вооруженные формирования» подпадают все ополченцы, украинские власти требуют фактически полной демилитаризации региона.

В-третьих, на всей территории Донецкой и Луганской областей должно быть восстановлено украинское теле- и радиовещание, а также обращение украинских печатных СМИ.

В-четвертых, ответственность за проведение выборов возлагается на украинский ЦИК, который будет формировать местные избирательные комиссии. ЦИК ДНР и ЛНР в этой концепции остаются за пределами электорального процесса.

В-пятых, в выборах должны получить право принять все граждане Украины, которые проживали в «особых районах» на 20 февраля 2014 года. Это означает, что к выборам должны быть допущены все временно перемещенные лица, а украинский ЦИК сможет организовывать временные избирательные участки на территориях их компактного проживания.

В-шестых, Киев требует, чтобы кандидаты на выборах могли выдвигаться как от политических партий, так и в порядке самовыдвижения. Для этого в Донбассе придется восстановить деятельность местных отделений украинских политических партий, которые должны будут пройти перерегистрацию в Минюсте Украины. Очевидно, что это требование не может быть выполнено до де милитаризации Донбасса.

Наконец, седьмое условие — Украина выдвинула предложение, согласно которому для обеспечения безопасности выборов по решению ЦИК могут быть привлечены подразделения Министерства обороны Украины. Таким образом Киев хочет предусмотреть лазейку для введения  украинской армии на территории республик до выборов, в том числе и в районы, непосредственно приграничные с Россией.

Концепция закона содержит и украинское видение ситуации на Донбассе после проведения выборов.

В частности, с точки зрения Киева, предоставление предусмотренному Минскими соглашениями особого статуса Донбассу и амнистия не следуют автоматически после проведения выборов. Украинская сторона считает, что проведение  легитимных выборов лишь «создаст предпосылки» для введения в действие особого статуса и предоставления амнистии участникам событий на территориях Донецкой и Луганской областей. Каким образом и кто будет решать, что такие предпосылки действительно созданы и должно последовать выполнение обязательств со стороны Киева — остается неясным.

Далее, после выборов, вся полнота власти в «отдельных районах», согласно плану, должна перейти к избранным органами местного самоуправления. Соответственно после проведения выборов главы ДНР и ЛНР, правительства и парламенты республик, их представители окончательно теряют какую-либо легитимность. Только избранные представители местной власти могут выступать в качестве субъектов переговорного процесса с Киевом. В результате ДНР и ЛНР де-факто прекращают свое существование.

Следует отметить, что большинство из перечисленных предложений Киева вряд ли станут даже предметом торга и будут отвергнуты республиками сразу. Их реализация является политически невыполнимой для руководства ДНР и ЛНР.

На ближайшем заседании Контактной группы можно ожидать ответных инициатив со стороны республик, после которых последует длительный процесс согласования общих принципов и, возможно, очередной перенос выборов в ДНР и ЛНР на более отдаленные сроки. О возможности такого развития событий 29 октября заявил и полномочный представитель ЛНР в Минске Владислав Дейнего.

Тем не менее в Минском процессе можно зафиксировать определенный прогресс в сфере политического урегулирования: Украину все-таки принудили озвучить свою официальную позицию относительно закона о местных выборах.

фото: Виктор Драчев/ТАСС

Другие материалы раздела
Популярные материалы