ENG

Регламент преткновения

Затягивание с правилами работы Контактной группы срывает договоренности «нормандской четверки»

Главным пунктом повестки заседания Контактной группы по урегулированию ситуации на Украине 20 октября стало обсуждение регламента. Только после достижения компромисса по этому вопросу стороны намерены приступить к рассмотрению на данный момент ключевого вопроса всего Минского процесса - детальному согласованию параметров специального закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Ожидания от очередного раунда переговоров в Минске изначально не были высокими. В воскресенье, 25 октября на Украине пройдут местные выборы. Они могут повлиять на баланс сил в украинских элитах. Причем не в пользу президента Порошенко. Киев давал понять, что до объявления их результатов не намерен брать на себя никаких серьезных обязательств, но только подчеркивал разногласия с республиками в интерпретации итогов парижской встречи «нормандской четверки» 2 октября.

Напомним, 6 октября представители ЛНР выступили с предложением принять регламент работы Контактной группы и четырех рабочих подгрупп. Эта идея нашла поддержку в ОБСЕ, которая подготовила проект документа и разослала его всем участникам переговоров накануне минской встречи.

По замыслу республик, основная задача регламента – внести порядок в до сих пор хаотичный переговорный процесс. Он позволит протокольно закреплять все разногласия и компромиссы, исключить манипуляции и самое важное - различия в интерпретациях относительно уже достигнутых договоренностей. На основании регламента предполагается сформулировать «дорожную карту» выполнения Минских соглашений, в которой будут зафиксированы конкретные обязательства участников конфликта и жесткие сроки их выполнения.

Базовое взаимопонимание между сторонами относительно необходимости наличия таких регуляторных документов достигнуто, однако вопросы еще остаются, а время - поджимает. В этой связи предполагается, что следующая встреча Контактной группы должна состояться уже на следующей неделе - 27 октября, а не 3 ноября, как планировалось ранее, и будет посвящена их окончательному согласованию. Если переговоры будут развиваться по оптимистическому сценарию (большую роль здесь играет то, будет ли чувствовать твердость своих позиций Порошенко после местных выборов) и договоренность по регламенту будет достигнута, участники конфликта смогут перейти к обсуждению закона о выборах в конструктивном режиме еще до первой половины ноября. Если же стороны не договорятся - угроза очередного срыва всех обговоренных сроков превратится в реальность.

Пока на заседание политической подгруппы Украина и республики еще раз лишь четко обозначили друг перед другом основные разногласия.

Сейчас Киев и Донецк с Луганском по-разному подходят к пониманию роли местных выборов в мирном процессе. Все противоречия относительно параметров проведения выборов уходят корнями в это противоположное понимание их роли.

ДНР и ЛНР считают, что местные выборы являются необходимым этапом урегулирования. При этом сам избирательный процесс не должен дать новые поводы для возобновления вооруженного конфликта. Республики исходят из текущего статус-кво с Киевом. Украинские власти не имеют возможности решать вопросы безопасности на их территориях, как и не гарантируют безопасность и свободу представителям республик на своей территории. ДНР и ЛНР, со своей стороны, не могут брать на себя гарантии безопасности представителям Киева при условии ведения ими политической деятельности (которая, по определению, будет носить конфликтный характер) в республиках. На данном этапе развития ситуации на Донбассе это не возможно ни по политическим, ни по техническим соображениям. Что касается Киева, то он продолжает рассматривать выборы как инструмент самоликвидации народных республик, разоружения ополчения и установления контроля над российско-украинской границей. 

Основные «болевые точки» проведения выборов сейчас сводятся к шести вопросам. Именно они будут обсуждаться после согласования регламента, а ответы на них лягут в основание «дорожной карты».

Кто будет нести ответственность за техническую организацию выборов? Киев настаивает, что такая ответственность должна быть возложена на Центральную избирательную комиссию Украины. ДНР и ЛНР выступают за то, чтобы ключевую роль в этом вопросе должны играть республиканские избиркомы. Объективно на территориях республик сейчас присутствует только государственно-политическая инфраструктура ДНР и ЛНР. Возвращение юрисдикции ЦИК Украины только затянет процесс подготовки к выборам. При этом ДНР и ЛНР не против кооптации представителей украинского ЦИК в свои избирательные комиссии. 

Примут ли участие в выборах зарегистрированные на Украине политические партии и украинские политики? Киев настаивает, что, если выборы проходят по украинскому закону, республики должны обеспечить участие в избирательном процессе украинских политических партий и политиков. ДНР и ЛНР считают, что выборы должны пройти по мажоритарной системе и что участие украинский политиков и партий невозможно обеспечить, в том числе исходя из реалистичных оценок рисков, связанных с безопасностью. Присутствие украинских политических структур на территориях ДНР и ЛНР и их риторика (которая, скорее всего, будет поляризующей) прогнозируемо может привести к новым вспышкам насилия.

Будут ли допущены к освещению выборов украинские средства массовой информации? Киев выступает за безусловный допуск всех украинских СМИ к освещению выборов. В частности, это означает, что республики должны обеспечивать вещание украинских телеканалов на своих территориях, а также нести полную ответственность за безопасность всех украинских журналистов при условии их свободного допуска. В свою очередь, ДНР и ЛНР выступают за создание специального аккредитационного центра совместно ОБСЕ, который бы согласовывал допуск СМИ к освещению выборов. Аргументы здесь такие же, как и в случае с вопросом об украинских политических партиях.

Будут ли участвовать в выборах беженцы? На территории Украины находится больше миллиона перемещенных лиц с Донбасса. Киев считает, что все они должны получить возможность принять участие в выборах. Позиция республик здесь не сформулирована четко. Однако они допускают голосование за пределами ДНР и ЛНР в том случае, если кандидатам будет предоставлены возможности и гарантии агитации среди переселенцев. Нужно также упомянуть, что значительное количество беженцев находится в России. Как будет организован процесс голосования среди них - пока вообще не обсуждается. 

Наконец, ключевой вопрос – когда, как и кому будет предоставлена амнистия? Речь идет об участниках выборов. Кандидаты не могут вести полноценную кампанию, если в любой момент могут быть арестованы украинскими силовиками (например, если будут агитировать на территории Украины). Республики выступают за принятие закона об амнистии до выборов, который освобождал бы от преследования всех участников событий на территориях Донецкой и Луганской областей, начиная с 2014 года. Киев пока настаивает на временном характере амнистии и не готов предоставлять никаких гарантий в этом вопросе. 

Судя по всему, достижение компромисса в отношении регламента Контактной группы и подгрупп сейчас отдаляет запланированную на ноябрь встречу глав МИД «нормандской четверки». Между тем она должна стать важной отсечкой в графике выполнения Минских соглашений. Если Киев и Донецк с Луганском 27 октября и 3 ноября не перейдут к обсуждению закона о выборах и не достигнут здесь реальных результатов, встреча министров «четверки» будет под вопросом. Ввиду отсутствия позитивных результатов в Контактной группе, ее придется переносить на декабрь - политического ресурса министров недостаточно, чтобы заставить стороны пойти на компромисс.

фото: Виктор Драчев/ТАСС

Другие материалы раздела
Популярные материалы