ENG

Саммит без ожидания прорыва

Судьба минских соглашений решится 2 октября

Парижский саммит «нормандской четверки» 2 октября собирается для того, чтобы определить дальнейшую судьбу минских соглашений.

Париж, Берлин и Киев настаивают на том, что февральские договоренности должны быть выполнены до конца года. Москва не признает реалистичность такого сценария. Однако вопрос о сроках, несмотря на свою принципиальность, не может заменить вопросы об обязательствах и гарантиях сторон.

Принятые Киевом односторонние действия и однозначные намерения республик Донбасса провести в ближайшее время выборы в органы местного самоуправления оставляют минимум возможностей для компромиссов. И для того, чтобы завершить реализацию всех пунктов минского Комплекса мер в этом году, потребуется настоящий дипломатический прорыв, признаков приближения которого явно не наблюдается.

В этой связи наиболее вероятным итогом парижского саммита будет протокольная фиксация последних договоренностей в сфере безопасности, дополняющих пункты Минска-2 решением об отводе вооружений до 100 мм. Что же касается пролонгации Минских соглашений на 2016 год, как и договоренности о дате проведения выборов, то следует ожидать негативного результата. Возможный провал встречи будет чрезвычайно болезненным для Парижа, который вряд ли сможет получить второй шанс на проведение подобной встречи. Германия потеряет не так много. А для России даже результат "при своих" может быть приемлемым из-за замены топовой тематики мировой повестки дня сирийской проблематикой.

Сроки выполнения Минска-2 ограничиваются 2015 годом. В соответствии с текстом соглашений на 1 января 2016 года, после завершения Киевом и республиками конкретных политических шагов, ДНР и ЛНР должны быть мирным путем реинтегрированы в состав Украины, а Киев – получить контроль над российско-украинской границей. На 2 октября 2015 года, менее чем за три месяца до истечения срока соглашений, Киев следует обязательствам только в сфере безопасности (да и то ограниченно) и не выполнил ни одного пункта в их политической части.

В итоге участникам саммита предстоит преодолеть текущие разногласия в политической, гуманитарной и экономической сферах.

За все время работы минской Контактной группы было согласовано только два принципиальных решения. 26 августа группа заявила о готовности обеспечить устойчивое прекращение огня на Донбассе с 1 сентября. Признается, что это соглашение в целом соблюдается всеми сторонами. Уже накануне парижского саммита, 29 сентября, в результате давления на Киев со стороны Франции, Германии и США было подписано дополнительное соглашение об отводе вооружений калибром до 100 миллиметров от линии соприкосновения. Оно предписывает отвод танков, артиллерийских орудий и минометов. Последней договоренности придается довольно серьезное значение. Так, по мнению полпреда ДНР Дениса Пушилина, это соглашение может означать прекращение войны, поскольку создает основу для исключения возможности крупных военных столкновений между украинской армией и ополченцами и обстрела населенных пунктов.

Однако контактная группа так и не смогла обеспечить завершение процесса обмена пленными в формате «всех на всех». Экономическая блокада Донбасса была только усилена Киевом. Более того, Украина активно пресекала все экономические связи с республиками. Из анонсированных гуманитарно-логистических центров, в которых жители ДНР и ЛНР смогут покупать товары и осуществлять банковские операции, реально заработал пока только один.

После достижения компромисса в сфере безопасности, критически важной проблемой для участников саммита станет выход из тупика в политических вопросах. В противном случае, в ближайшее время придется собираться в этом же составе еще раз, на что стороны по всей видимости не настроены.

Согласно Минским соглашениям, Украина взяла на себя обязательства согласовать с республиками и провести конституционную реформу (п.11). Конституция должна зафиксировать постоянный характер особого статуса Донбасса. Также необходимо согласовать с республиками модальности местных выборов на неподконтрольных Киеву территориях Донецкой и Луганской областей и провести их по украинским законам (п.4).

В настоящий момент Киев не выполнил ни один из этих пунктов. 17 марта Верховная Рада Украины дополнила закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Согласно поправкам, «особый порядок» (то есть особый статус) вступает в силу только после проведения местных выборов по законам Украины и возвращения контроля Киева над российско-украинской границей. Это решение прямо противоречит п.9 минского Комплекса мер. 16 августа президент Порошенко подписал закон о проведении местных выборов. В переходных положениях закона запрещается проведение выборов на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. 31 августа Верховная Рада проголосовала поправки в Конституцию в первом чтении. В соответствии с поправками в переходных положениях Конституции делается ссылка на закон об особом статусе Донбасса, который носит временный, трехлетний характер и до сих пор не вступил в силу. Таким образом, Киев в одностороннем порядке осуществил переинтерпретацию Минских соглашений.

В ответ на эти действия республики объявили собственные выборы. 16 сентября глава ДНР Александр Захарченко подписал указ о проведении первого этапа местных выборов в 17 муниципалитетах 18 октября. А 21 сентября глава ЛНР Игорь Плотницкий подписал аналогичный указ, назначив первый этап местных выборов в 14 муниципалитетах на 1 ноября.

Одновременно изменилась политическая ситуация на Украине. Поправки в Конституцию привели к политическому кризису внутри правящей коалиции. По сути, прежняя коалиция прекратила свое существование после выхода «Радикальной партии» и отказа «Батькивщины» и «Самопомощи» поддерживать конституционную реформу. В настоящий момент у президента Порошенко нет 300 голосов в Верховной Раде, чтобы в декабре (как объявлено) принять поправки в Конституцию, то есть выполнить один из ключевых пунктов Минских соглашений.

Таким образом, 2 октября «нормандской четверке» придется попытаться принудить Киев к выполнению своих обязательств, чтобы выполнить пункты Минска-2 в срок. Однако новые компромиссы сейчас неприемлемы для Порошенко. 25 октября на Украине должны состояться важные с точки зрения судьбы коалиции и Верховной Рады выборы в местные органы власти. При негативном исходе для президентской партии не исключена возможность проведения досрочных выборов в Раду. Поэтому, чтобы не делать подарок оппозиции, до 25 октября Порошенко не решится на выполнение каких-либо политических обязательств в рамках Минских соглашений и, скорее всего, не будет брать на себя никаких обязательств 2 октября.

Согласно этим обязательствам, от Киева потребуется сделать четыре шага, чтобы выполнить Минск-2: изменить закон об особом статусе, чтобы ввести его в действие, изменить закон о местных выборах, принять специальный закон о проведении выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и, наконец, завершить Конституционную реформу с учетом постоянного статуса отдельных районов. Первые три шага не требуют конституционного большинства в Верховной Раде. Порошенко может взять на себя такие обязательства, но явно не собирается этого делать. Четвертый шаг - завершение Конституционной реформы - является для украинского президента политически невозможным в силу отсутствия достаточной поддержки в парламенте. Кроме того, даже если вопрос о проведении местных выборов на Донбассе будет законодательно обеспечен Киевом после местных выборов 25 октября, в этом году провести эти выборы будет практически невозможно по срокам - выборы должны быть назначены Верховной Радой не менее чем за три месяца.

 Поэтому следует ожидать, что в Париже Порошенко будет использовать факт назначения республиками местных выборов, чтобы вообще не принимать на себя никаких дальнейших обязательств. Здесь он пока имеет поддержку со стороны Парижа и Берлина. Кроме того, все последние дни перед саммитом украинский президент предпринимает действия, последовательно направленные на срыв Минских соглашений. При этом виновником срыва, по его задумке, должна быть названа Россия.

Париж и Берлин, со своей стороны, будут требовать от России оказания давления на республики, чтобы отменить местные выборы на Донбассе 18 октября и 1 ноября. Однако для Москвы не имеет смысла идти на такие уступки, пока не введен в действие закон об особом статусе. Без этого действующего закона говорить о каком-либо выполнении Минска-2 не представляется возможным - так как республики не имеют никаких гарантий.

В результате парижский саммит «четверки» может закончиться либо провалом, то есть отсутствием каких-либо результатов и «подвешиванием» Минских соглашений, либо стороны могут достигнуть нескольких знаковых, но, тем не менее, ограниченных по своему характеру договоренностей.

Может быть достигнуто соглашение по завершению до конца года процесса обмена пленными по принципу «всех на всех» и о расширении деятельности гуманитарно-логистических центров. Не исключено, что удастся договориться об ограничении экономической блокады Донбасса.

Договоренность о продлении Минских соглашений на 2016 год может быть достигнута только в случае любого, даже незначительного прогресса в политической части. Наиболее реалистичный вариант – это разблокирование до конца года закона об особом статусе и взятие Киевом обязательства по принятию специального закона о выборах на территориях, подконтрольным ДНР и ЛНР. Однако реальное выполнение этих шагов Украиной будет зависеть от результатов местных выборов. В случае негативного исхода этих выборов для Порошенко, политическая часть соглашений вновь может зайти в тупик на неопределенное время.

фото: Николай Петров/БелТА/ТАСС

Другие материалы раздела
Популярные материалы