ENG

Шанс на перезагрузку

Как Россия и США будут выстраивать отношения при Трампе

Избрание 45-м президентом США Дональда Трампа открывает возможности для реальной и позитивной «перезагрузки» российско-американских отношений в перспективе ближайших четырех лет. Речь идет именно о возможности, которая в равной степени может быть как использована, так и не использована Москвой и Вашингтоном.

По крайней мере, на словах республиканец выражал готовность начать диалог с Москвой с чистого листа и рассматривать Россию наравне с другими странами, то есть не основываться на предубеждениях и предрассудках, не отталкиваться от накопленного негативного опыта. Возвращение готовности слушать друг друга само по себе не является гарантией достижения результатов в будущем. Однако без этой готовности говорить о перспективах восстановления диалога двух стран в сложившихся обстоятельствах вообще не представлялось бы возможным.

Главным препятствием для нормализации отношений будет острый дефицит повестки. У Москвы и Вашингтона сейчас практически нет общих «больших» тем для обсуждения, кроме конфликтов в Сирии и на востоке Украины. Предвыборное обещание Трампа сосредоточиться на решении внутренних проблем Америки можно истолковать как то, что новая администрация не будет проявлять инициативы в этом направлении. Американский президент может действительно пойти на снижение градуса конфронтации, но это не означает, что ему будет интересно создание условий для долговременного партнерства и обсуждение российских интересов, которые бы выходили за пределы вышеупомянутых конфликтов.

В результате Москва, скорее всего, окажется в ситуации, когда она самостоятельно должна будет предлагать американцам то, что их может заинтересовать, доказывая свою незаменимость. И здесь российской дипломатии предстоит показать, что она обладает интеллектуальным потенциалом, соответствующим требованиям и задачам момента.

В отношении Сирии и Ближнего Востока Трамп давал сигналы, которые пока не получается объединить в непротиворечивую картину.

Будучи кандидатом в президенты, он заявлял о своей готовности вместе с Россией победить ИГИЛ (организация запрещена в РФ), а также допускал исключение вопроса о смене режима в Дамаске из списка американских требований. При оптимальном развитии событий, если у Кремля получится договориться с Белым домом и объединить усилия, российская дипломатия сможет использовать озвученную президентом Путиным идею о создании широкой антитеррористической коалиции в качестве платформы для расширения сотрудничества с Соединенными Штатами. А согласие американцев с сохранением Асада у власти может стать основанием для начала дискуссии о прекращении политики смены режимов в чувствительных для российских интересов географических точках, то есть о признании за Россией собственной сферы влияния.

Вместе с тем, серьезное беспокойство должен вызывать тот факт, что в ходе избирательной кампании Трамп давал конкретные обещания пересмотреть ядерную сделку с Ираном, которую в Москве считают выгодной. Возобновление жесткого противостояния с Тегераном примут с благосклонностью традиционные союзники Вашингтона – Саудовская Аравия и другие монархии залива. Они видели в политике Обамы, направленной на снижение участия Соединенных Штатов в делах Ближнего Востока, признак слабости и одновременно сигнал для Ирана более агрессивно наращивать свое влияние.

Тем не менее это решение, если оно будет принято администрацией Трампа, вызовет не только новый виток конфликта в регионе, но и бумерангом ударит по российско-американским отношениям и по планам совместных действий в Сирии. Напомним, Иран, наряду с Россией, является ключевым игроком «на земле» на стороне президента Асада.

В отношении Украины у нового президента, скорее всего, пока нет никакой определенной позиции. Главным позитивным моментом можно считать отсутствие у Трампа каких-либо видимых резонов открыто подыгрывать Киеву, закрывая глаза на невыполнение им своих обязательств.

По украинскому конфликту претензии России к западным партнерам состоят в том, что они до сих пор не выполняют свою роль гарантов мирного процесса – не оказывают достаточного давления на Киев с целью выполнения Минских соглашений и таким образом оставляют закрытым путь к прекращению конфликта. Политические требования России записаны в тексте мирных договоренностей – предоставление особого статуса Донбассу до проведения местных выборов, проведение местных выборов на основании нового закона и принятие закона об амнистии. Если администрация Трампа увяжет выполнение этих требований с продолжением военной и экономической поддержки Киева, Минский процесс сможет получить позитивный импульс, что, в свою очередь, откроет прямую дорогу к постепенной отмене секторальный санкций и нормализации отношений с Западом.

Однако следует учитывать, что для реализации такого сценария могут появиться серьезные препятствия. В Конгрессе у Украины как среди республиканцев, так и среди демократов остается достаточно влиятельных сторонников, которые захотят помешать политике нового президента в случае ее изменения не в пользу Киева. Непонятна пока роль в администрации вице-президента Майка Пенса, который занимает позицию «ястреба» в отношении России. Украинские власти, со своей стороны, намекали, что могут пожертвовать своими отношениями с Западом в среднесрочной перспективе, если им будет навязываться имплементация Минских соглашений в буквальном, то есть невыгодном для них варианте. Кроме того, в случае изменения позиции США, нельзя исключать, что Германия и Франция могут встать на более проукраинскую позицию.

Многое будет зависеть от персонального состава новой администрации и от выбора приоритетов – выстраивать ли диалог с Россией отдельно или только в рамках текущих международных конфликтов, которые не могут быть решены без участия Москвы. С учетом полного отсутствия опыта у Трампа в решении внешнеполитических вопросов выбор кандидатуры госсекретаря, советника по национальной безопасности и министра обороны будет важным фактором для оценки перспектив развития российско-американских отношений. Несмотря на то, что внешнюю политику определяет президент, в Соединенных Штатах в этой сфере работают профессионалы, которые склонны ориентироваться на подходы своих предшественников.

Большую роль в отношении Кремля к Трампу-президенту сыграют и его первые шаги в Белом доме. Так, если новый американский лидер исполнит свое предвыборное обещание и формально запустит процесс выхода США из соглашения по Транстихоокеанскому партнерству, которое президент Путин в свое время назвал очередной попыткой Вашингтона «построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества», это будет содействовать созданию позитивного фона накануне первой встречи на высшем уровне.

Наконец, ключевым маркером будут итоги первого саммита Трампа и Путина. Только после него появится возможность делать более аргументированные предположения о том, по какому пути пойдут российско-американские отношения.

фото: Facebook.com

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы