ENG

Воспитательные меры

О значении поправок в думский регламент

В пятницу Госдума рассмотрит поправки в регламент, запрещающие голосование по доверенности. Предлагаемые изменения вписываются в тренд на усиление контроля за депутатским корпусом и повышение управляемости парламента.

Инициатива, одобренная профильным комитетом Госдумы 17 октября, дополняет недавние изменения в процедуре лишения депутатов мандата и принятые 7 октября поправки в регламент, касающиеся графика работы нижней палаты. В совокупности это задает более жесткие и формализованные рамки для деятельности парламентариев, выходящие за пределы представлений о партийной дисциплине.

Работа депутатов обрастает пространственно-временными ограничениями. Увеличение количества пленарных недель с двух до трех в месяц, дополненное запретом на голосование по доверенности, потребует от парламентариев регулярного и непосредственного участия как в пленарных заседаниях, так и в работе комитетов. Предполагается, что контроль за присутствием депутатов на заседаниях будет осуществляться фракционным руководством, за счет чего фракции и комитеты фактически приобретают надзорные функции.

Таким образом, появляется новый инструмент давления на парламентариев. Лишение депутатов формальных оснований для «присутствия» за счет голосования по доверенности повышает значение позиции фракции в фактическом определении «прогульщиков». Фракция в равной степени может закрывать глаза на отдельные пропуски и, наоборот, подчеркивать их для оказания давления. Вносимые поправки сами по себе не предполагают каких-либо санкций за неучастие в заседаниях. Тем не менее в дополнение к этой инициативе обсуждается введение денежных штрафов за пропуски. Что еще более важно, говоря о проекте, авторы подчеркивают, что в соответствии с подписанным президентом в мае законом отсутствие на заседаниях в течение месяца служит основанием для лишения мандата.

Параллельно с этим задаются и унифицированные рамки работы депутатов с избирателями. «Единая Россия» озвучила идею о создании на базе региональных отделений и приемных председателя партии «максимально комфортной инфраструктуры» для деятельности в субъектах РФ. Продвижение общего для депутатов-единороссов, в особенности одномандатников, формата работы на базе приемных Дмитрия Медведева упростит контроль за их деятельностью на местах.

Внесение «дисциплинирующих» поправок в регламент сопровождается волной интерпретаций, подчеркивающих их значение для выстраивания нового образа Госдумы. Однако наведение порядка за счет ужесточения дисциплинарных требований может иметь обратный эффект.

Во-первых, обсуждение в первые же недели работы Госдумы VII созыва способов принуждения депутатов к участию в пленарных заседаниях девальвирует утверждение об изменении имиджа парламента за счет масштабного обновления его персонального состава. Только приступивший к работе депутатский корпус воспринимается с заведомым недоверием. По мнению наблюдателей, подход новых народных избранников к законодательному процессу не будет отличаться от подхода их предшественников, а ситуацию может изменить только введение дополнительных формализованных требований. Такая постановка вопроса подводит к мысли о том, что отношение парламентариев к своим обязанностям предопределяется характеристиками самой Госдумы и мало зависит от того, кто именно получает мандаты. Главным источником изменений в таком случае становится исключительно наращивание репрессивного инструментария.

Во-вторых, транслируемая расстановка акцентов подчеркивает технический характер работы депутатов. Повышенное внимание к процедуре голосования и ее дисциплинарным аспектам создают опасность сведения в общественном сознании депутатского функционала исключительно к факту голосования, а главным критерием эффективности работы парламентариев становится присутствие на заседаниях безотносительно содержательных аспектов законотворчества.

Обеспечение управляемости парламента – одна из ключевых задач нового руководства Госдумы, диктуемая разрастанием фракции партии власти и возвращением одномандатников. Высокая степень контроля над депутатским корпусом, безусловно, позволит принимать без лишних проволочек необходимые Кремлю решения. Однако власть не в меньшей степени заинтересована в повышении легитимности этих решений, что невозможно без восстановления доверия к Государственной Думе среди населения. В этом контексте нарастание противоречий между требованиями управляемости и радикальным обновлением имиджа становится одним из основных вызовов для руководства Госдумы VII созыва.

Особенно остро это расхождение может проявляться во время рассмотрения широко обсуждаемых законопроектов, в особенности вносимых кабинетом министров. Нельзя исключать, что от парламентариев потребуется оперативное согласие с инициативами правительства, в том числе принятие непопулярных мер в социально-экономической сфере. На это, в частности, указывает предложение о переносе голосования в третьем чтении с часа голосования на утреннюю сессию, что было объяснено необходимостью передачи отдельных законопроектов на рассмотрение Совету Федерации и подпись президенту в один день.

В этой связи Госдуме предстоит пройти через первое серьезное испытание уже в ближайшие недели. 28 октября на рассмотрение будет внесен проект бюджета на 2017-2019 годы. От такого, каким образом будет выстроена работа парламента вокруг этого документа, во многом и будет зависеть, удастся ли совместить техническую исполнительность с претензиями на перезагрузку имиджа Государственной Думы и повышение ее статуса.

Автор: Эксперт Центра политической конъюнктуры Даниил Пареньков 

 

Фото: сайт Госдумы РФ

__________

Читайте также:

Другие материалы раздела
Популярные материалы