ENG

Закон Миронова: пиар без смысла

Лидер фракции «Справедливой России» в Государственной Думе Сергей Миронов внес на рассмотрение палаты проект конституционного закона «О Федеральном Собрании РФ»

Лидер фракции «Справедливой России» в Государственной Думе Сергей Миронов внес на рассмотрение палаты проект конституционного закона «О Федеральном Собрании РФ». Как написано в пояснительной записке, закон о парламенте не принят до сих пор, в то время как есть конституционные законы о «Конституционном суде», «О Верховном суде», «О правительстве».

К плюсам законопроекта Миронов относит то, что его принятие позволит выровнять статус Федерального Собрания в сравнении с другими высшими органами власти, окажет положительное влияние на статус выборов в Государственную Думу в 2016 году и установит правовую основу деятельности парламентской оппозиции.

Прогнозируемо, шансы на прохождение данного законопроекта довольно низки. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, фракция «Справедливая Россия» вряд ли автоматически получит одобрение других фракций, в первую очередь «Единой России», так как данным шагом она нарушает имеющийся консенсус относительно конституционных законов. Они должны вноситься консолидированно, после длительного совместного обсуждения, так, чтобы не было впечатления, что одна фракция хочет получить все лавры или что она пренебрегла мнением других фракций. О нарушении принципа консолидированного внесения уже заявил представитель правящей партии.

Во-вторых, законопроект предлагается на обсуждение в условиях уже фактически начавшейся избирательной кампании – что отмечает и сам Миронов. При подобном раскладе ни одна из партий, участвующих в выборах, не будет заинтересована в том, чтобы давать козыри в руки своим соперникам. Хотя, в общем-то, не понятно, о каком «положительном влиянии» на выборы, о котором говорится в пояснительной записке, может идти речь? Население в целом равнодушно к поднимаемой проблеме. По степени важности статус Федерального Собрания находится на одном из последних мест в общественном сознании, особенно с учетом того отрицательного имиджа, который существует вокруг депутатов.

Если Миронов имеет в виду, что закон поможет получить депутатам дополнительные полномочия и тем самым подстегнуть интерес к результатам выборов, то он также ошибается. Любое мало-мальски серьезное изменение баланса во взаимоотношениях ветвей власти требует предварительного согласия всех участников политического процесса. Если закон вносится односторонне, не на основе консенсуса, то его неизбежно отвергнут либо отправят на доработку. Пока ясно выраженного желания Кремля расширить полномочия парламента и тем более по-иному интерпретировать его статус в политической системе не прозвучало и потому выборы 2016-го пройдут на прежних условиях – то есть при прежних полномочиях депутатов.

В-третьих, само внесение подобного законопроекта нарушает неформальные договоренности и с администрацией президента, и с правительством. До сих пор отношения с Государственной Думой и с Советом Федерации со стороны исполнительной власти совсем не омрачались отсутствием специального закона. Вполне было достаточно и самой Конституции, и ряда других законов. Так что проблему Миронов ищет на пустом месте, там, где ее не существует. Российская политическая и государственная система находятся в режиме постоянных изменений, идет поиск оптимальных управленческих и институциональных решений, отвечающим потребностям момента. Поэтому выборы в Государственную Думу почти всякий раз проводятся по новым правилам. Внесение же и принятие сейчас конституционного закона о ФС способно заморозить этот процесс. Оно лишит президента необходимой гибкости в отношении преобразований парламентских институтов.

Кроме того, при анализе текста законопроекта, предлагаемого Мироновым, в нем легко обнаружить пункты, которые прямо перечеркивают достижения последних пятнадцати лет, либо создают проблемы из ничего. Например, статья 37-я говорит, что Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации, без упоминания «по представлению президента РФ», как это происходит сейчас. То есть формально законопроект следует тексту Конституции, где прерогативы президента относительно Счетной палаты не прописаны прямо, но ссылаясь на него, можно поставить под сомнение практику последних десяти лет, когда председатель СП стал назначаться именно по представлению президента, а аудиторы – по представлению главы СП.

8-я и 9-я главы целиком посвящены понятию «представительных полномочий палат ФС». Их детализация также может послужить причиной всяческих недоразумений и осложнений в работе государственного механизма. Кроме того, в 10-й главе Миронов предлагает создать Совет при Федеральном Собрании по взаимодействию с заксобраниями. Подобная бюрократическая настройка будет, во-первых, конкурировать с АП, занимающейся теми же проблемами, во-вторых, возрождать традиции Съезда народных депутатов, когда вышестоящие органы законодательной власти могли контролировать нижестоящие.

Весьма сомнительной по своим последствиям представляется статья 11-я «Парламентская оппозиция». Формализация того, что такое оппозиция, какие должны быть предоставлены полномочия тем фракциям, которые удовлетворяют формальным признакам, не учитывает всей сложности и неоднозначности текущей политической конъюнктуры. Депутаты и фракции в условиях президентской республики, какой является Россия, нередко меняют свои политические позиции и предпочтения. Часто можно услышать, что они в оппозиции правительству, а не президенту, что также абсурдно. Непонятно также, кто и как будет контролировать и учитывать их «равный доступ» к СМИ, особенно с учетом того, что большинство масс-медиа, по крайней мере формально, не являются государственными.

Наконец, несмотря на позитивные оценки председателя Госдумы Сергея Нарышкина о необходимости подобного закона, внесение документа Мироновым создает последнему определенные преференции перед главой палаты при определении неформального статуса «главного защитника интересов депутатов».

фото: Станислав Красильников/ТАСС

Другие материалы раздела
Популярные материалы