Плюсы и минусы «досрочки»

от 29 июня 2020

Анализ факторов, влияющих на позицию власти относительно решения о проведении досрочных выборов в Государственную Думу РФ.

На фоне подготовки к общероссийскому голосованию по поправкам в Конституцию в информационное пространство время от времени вбрасываются сообщения, в которых утверждается неизбежность сценария досрочного проведения парламентских выборов, намеченных на сентябрь 2021 года.

Очевидно, что тема досрочных выборов в первую очередь является сильным и удобным информационным поводом для мобилизации политических элит, особенно депутатов Государственной Думы и потенциальных кандидатов в депутаты будущего созыва.

Однако ряд СМИ, авторов пабликов в соцсетях и телеграм-каналов со ссылкой на «источники, близкие к Кремлю» со всей серьезностью настойчиво транслируют установку, что «досрочка» как минимум допускается, а как максимум — всерьез рассматривается внутриполитическим блоком Администрации Президента. В качестве возможного времени досрочных выборов в Госдуму чаще всего называются осень 2020 года, декабрь 2020 года и март-апрель 2021 года.

Интересно, что в качестве сигналов, подтверждающих вероятность «досрочки» рассматриваются любые заявления и даже опровержения отдельных статусных ньюсмейкеров. Например, так обыгрывались комментарии о том, что вступление поправок в силу «не потребует немедленных выборов в Государственную Думу» (Д.Песков) и «кто хочет самораспуститься, пожалуйста» (В.Володин).

Для анализа вероятных сценариев проведения досрочных выборов в Госдуму необходимо первоначально определить перечень оснований, базирующихся на существующих правовых нормах. Для создания любых подобных оснований потребуется целый ряд предваряющих действий. Их можно разделить на три сценария.

Вариант 1. Роспуск Госдумы. Для реализации данного сценария в законодательстве существуют самые жесткие рамки, существенно ограничивающие действия со стороны президента, исполнительной и законодательной ветвей власти. Роспуск Госдумы действующая Конституция ограничивает списком допустимых условий (ст. 84. п б), ст. 109, ст.111. п 4 и 117 п.3 и п.4.). Поправки, которые планируются к принятию 1 июля, существенно не меняют содержание норм, связанных с возможностью роспуска Госдумы. Для возникновения необходимых условий потребуются радикальные политические шаги со стороны президента. Например, создание искусственного кризиса в отношениях исполнительной и законодательной ветвей власти. По понятным причинам такие действия не могут быть реализованы без существенных политических и имиджевых потерь. Однако это не означает, что власть не может на них пойти. Вопрос лишь в готовности заплатить соответствующую цену.

Вариант 2. Самороспуск или признание Госдумы неправомочной в связи со сложением полномочий большинством депутатов. Самороспуск Госдумы законодательством не предусмотрен. Также отсутствуют нормы для признания Госдумы неправомочной. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» присутствуют положения, связанные с неправомочностью органов власти, которая ведет к досрочным выборам. Однако они относятся лишь к региональным и муниципальным органам власти и не могут быть автоматически перенесены на ситуацию с федеральными законодателями. Феномен неправомочности Госдумы описывается в Федеральном законе N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», однако он касается поствыборного периода и распределения мандатов сразу после голосования. В случае попытки реализации данного сценария предстоит получить решения Конституционного Суда, а возможно и Верховного Суда РФ. Попытки обосновать реалистичность данного сценария «массовым сложением мандатов» выглядят несостоятельными, поскольку в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному округу, назначаются не досрочные, а дополнительные выборы в тот же состав Госдумы, а в случае прекращения полномочий депутата избранного от политической партии, его мандат либо передается следующему по списку представителю политической партии, либо остается вакантным до следующих выборов.

Вариант 3. Новое постановление КС о применении нормы по «сокращению сроков полномочий» к действующему составу Госдумы. В принципе лишь этот вариант подпадает под неформальное определение «досрочные выборы». Возможность для такого решения потенциально заложена в постановлении Конституционного Суда от 1 июля 2015 года N 18-П «по делу о толковании ч.1 статьи 96 и ч. 1,2 и 4 статьи 99 Конституции РФ», в котором разъясняются эти положения Конституции в ответ на запрос Совета Федерации о переносе выборов в Государственную Думу VII созыва с 4 декабря на 18 сентября 2016 года.

Перенос выборов в ГД со ссылкой на положения ч.4 статьи 94 и ч.1,2,4 статьи 99 был определен КС как «сокращение сроков полномочий Государственной Думы». Такое «сокращение», по мнению судей, может быть выполнено при следующих базовых условиях:

- определенного срока. Оно должно быть «незначительным в месячном выражении» (в 2016 году «незначительным» был признан срок в 2,5 месяца; может ли быть, например, признан «незначительным» срок в 6 месяцев при сохранении календарного года даты выборов остается неясным);

- определенных целей. Перенос выборов будет проводиться «в конституционно значимых целях» (важное обоснование, поскольку поправками в Конституцию от марта 2020 года существенно меняется объем полномочий ГД и ее роль в системе разделения ветвей власти);

- определенных обстоятельств. Исключит «произвольные ограничения политической конкуренции на выборах» (вероятность использования подобной аргументации в состоянии политического процесса 2020 года может считаться минимальной).

В то же время в постановлении КС подчеркивается, что не исключается «возможность однократного изменения федеральным законом даты очередных выборов, ведущего к сокращению реального (фактического) срока полномочий ГД текущего созыва». Таким образом, хотя в постановлении от 1.07.2015 речь шла про конкретный текущий — VI созыв ГД, формулировка все же оставляет пространство для интерпретации (толкования) и при дополнительном разъяснении КС может быть адаптирована на аналогичные ситуации в будущем.

Несмотря на все это, вынесение нового постановления КС по данному вопросу может рассматриваться как вероятное, в связи с рядом обстоятельств. Тем более, что судьи КС в ответ на вопросы журналистов в 2015 году не были категоричны и не отвергли предположение, что в каждом последующем созыве, после VI-го депутаты могут один раз перенести дату выборов.

Разумеется, это также потребует учета политических и имиджевых аспектов. Сложности с объяснением могут возникнуть, поскольку в постановлении КС речь шла о синхронизации сроков проведения выборов в ГД и в Единый день голосования, на «достаточном основании для продления или сохранения сроков полномочий». Перенос выборов в ГД с сентября на другую дату означает прямо противоположное — рассинхронизацию сроков выборов на федеральном и региональном уровне.

По всей видимости, власть хорошо понимает эти ограничения. Именно поэтому при принятии закона о поправке в Конституцию 10 марта была предложена т.н. «поправка Карелина». Согласно тексту этой поправки «Государственная Дума седьмого созыва в связи с принятием поправки к Конституции Российской Федерации, предусмотренной статьей 1 настоящего Закона, вправе двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принять решение о сокращении срока полномочий Государственной Думы данного созыва». Однако данная поправка в закон не была принята и, весьма вероятно, могла бы потребовать интерпретации КС. Поэтому любые разговоры о самороспуске являются не более чем инструментом для отвлечения внимания у части аудитории.

Таким образом, для проведения досрочных выборов в Государственную Думу на сегодняшний момент нет необходимого сочетания юридических и политических оснований. Подготовка и реализация данной процедуры потребует заполнения такого количества масштабных лакун в законодательстве, что не позволяет рассматривать сценарий как реалистичный.

Сторонники версии с досрочными выборами основывают свою позицию на том, что решение может приниматься Президентом по итогам общероссийского голосования по конституционным поправкам, руководствуясь в первую очередь политическими аргументами.

Если на время проигнорировать вышеуказанные юридические аспекты и принять во внимание исключительно апелляции к политической целесообразности, то можно рассмотреть несколько очевидных параметров решения о досрочных выборах с учетом приносимых ими плюсов и минусов.

Теги: Госдума, выборы, Конституция, 2021

Другие материалы раздела