ENG

Инструменты

Кабинетные исследования

Основаны на анализе вторичной информации (готовые аналитические обзоры, сайты компаний, специализированные отраслевые ресурсы, данные Росстат и ФТС и др.).

Решаемые задачи:

  • оценка объемов производства, экспорта и импорта;
  • анализ тенденций развития рынка, проблем его развития;
  • анализ конкурентной среды, мониторинг рынка;
  • формулировка гипотез целевого рынка.

Качественные исследования

Позволяют глубже вникнуть в тему исследования, понять чувства и мысли потребителей, мотивы их поступков.

Как правило, проводятся по полуформализованному гайду (сценарию), предполагающему открытые варианты вопросов.

Фокус-группы - групповые беседы, дискуссии на заданную тему под руководством модератора.

Решаемые задачи:

  • формирование гипотез, на основе которых будет разрабатываться анкета для количественного исследования;
  • изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, брендам; выявление сильных и слабых сторон продукта/услуги или бренда;
  • описание типов потребительского поведения;
  • выявление моделей потребления, мотивации потребителей и их предпочтений;
  • определение наиболее значимых для потребителя свойств товара или услуги;
  • разработка и тестирование концепций позиционирования;
  • тестирование рекламных материалов, различных вариантов названий, логотипов;
  • разработка и тестирование продукта, в том числе потребительских свойств, дизайна, упаковки;
  • генерирование идей для продвижения продукта/услуги, изменения и совершенствования отдельных характеристик товара или услуг.

Обычно фокус-группа состоит из 8–10 человек, которые имеют схожие социально-демографические характеристики или относятся к одному типу потребительского поведения. При этом участники фокус-групп не должны быть знакомы между собой, и их профессиональная деятельность не должна быть связана с предметом обсуждения.

Глубинные интервью - индивидуальные беседы с отдельными представителями потребителей того или иного товара, услуги и т.п. или потенциальных клиентов.

Применяется в случаях, когда:

  • необходимо исключить влияние мнений других людей на ответы респондента;
  • исследование затрагивает темы, которые нельзя обсуждать в широком кругу (глубоко личные вопросы или вопросы финансов);
  • респонденты географически удалены друг от друга или являются очень занятыми людьми.

Экспертные интервью - индивидуальные беседы со специалистами в конкретной области, работниками сервисных служб и работниками торговых организаций.

В зависимости от целей исследования в экспертном опросе могут принимать участие люди, занимающие разные должности: от продавца до директора компании.

Решаемые задачи:

  • оценка перспектив развития отрасли;
  • оценка объемов производства и потребления;
  • описание конкурентного окружения;
  • описание потребительских предпочтений;
  • выявление причин недовольства клиентов, причин отказа от покупок;
  • составление «портрета» клиента.

Количественные исследования

Позволяют получить наиболее объективную информацию и оценить распространенность мнений и моделей поведения, присущих отдельным группам потребителей.

Личные интервью, телефонные интервью, он-лайн анкетирование

Решаемые задачи:

  • количественная оценка потенциальной и реальной емкости рынка;
  • оценка долей рынка, занимаемых конкурентами;
  • расчет эластичности спроса;
  • оценка значимости факторов, влияющих на выбор продукта/услуги и их ранжирование;
  • оценка объемов и частоты покупок, выявление наиболее предпочтительных для клиентов мест совершения покупок;
  • оценка значимости каналов получения информации.

Холл-тест (оценочный и сравнительный)

Решаемые задачи:

  • тестирование продукта, его упаковки, рекламных материалов;
  • количественная оценка достоинств и недостатков тестируемого объекта;
  • сравнение различных вариантов продукта/ упаковки/ логотипов/рекламных материалов между собой;
  • сравнение с продуктами конкурентов.

Тайный покупатель

Сотрудник центра под видом обычного клиента оценивает качество обслуживания клиентов.

Тайный покупатель может:

  • посещать точки продаж, осуществлять покупку товара или его возврат;
  • совершать телефонные звонки в офисы продаж, колл-центры для получения консультаций;
  • наблюдать за работой персонала, скоростью обслуживания, за обстановкой в торговой точке/офисе продаж.

Решаемые задачи:

  • оценка качества сервиса с точки зрения реального потребителя;
  • оценка уровня соблюдения стандартов обслуживания клиентов сотрудниками компании,
  • контроль работы персонала;
  • аудит промоакций, оценка использования рекламно-информационных материалов;
  • мониторинг цен и условий предоставления услуг конкурентами.
Популярные материалы