Информирование вместо коммуникации

от 25 Июня 2020

Рейтинг интернет-открытости глав регионов.

Пандемия коронавируса подстегнула процесс цифровизации привычных нам процессов и сфер общественной жизни, не стала исключением и сфера государственного управления. Особенно это заметно на региональном уровне. Внимание к губернаторам, которые получили дополнительные полномочия и стали еще сильнее определять жизнь регионов, возросло, а в условиях затрудненности аналоговых каналов коммуникации, оно сконцентрировалось на виртуальном пространстве — социальных сетях и официальных сайтах власти.

В условиях карантина выросла значимость удаленных форматов взаимодействия власти и общества: электронные обращения, онлайн приемы граждан, официальная информация в цифровом виде. Все это повышает значимость информационной инфраструктуры (сайтов, и других информационных каналов), особенно в регионах, где происходит непосредственное взаимодействия граждан с представителями власти.

Центр политической конъюнктуры уже проводил исследование того, как губернаторы взаимодействуют с гражданами в Instagram, однако это только один канал коммуникации, который хоть и пользуется популярностью у россиян, все же является вспомогательным, дополнительным источником информации. Основными же каналами коммуникации являются официальные сайты региональных органов исполнительной власти (РОИВ) и сайты самих губернаторов, на которые распространяются требования законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Учитывая растущую значимость властных информационных ресурсов Центр политической конъюнктуры и Проектный центр «Инфометр» проанализировали разделы глав российских регионов на официальных сайтах РОИВ, а также отдельные сайты губернаторов.

В результате был составлен рейтинг интернет-открытости глав регионов, а также выявлены наиболее проблемные категории информации и сложности с функционалом сайтов.

Описание исследования

Анализ информационных ресурсов глав российских регионов проводился при помощи количественного и качественного контент-анализа. Единицами анализа выступают параметры, сформированные на базе нормативных требований к оформлению официальных государственных сайтов, а также передовых практик на различных уровнях госуправления.

Анализ проводился по 20 параметрам:

 

 Параметр

 1  Размещение информации о высшем должностном лице субъекта РФ на отдельном сайте
 2  Сведения о высшем должностном лице субъекта РФ (ФИО, фотография, биография)
 3  Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера высшего должностного лица субъекта РФ, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2016-2018 годы
 4  Контакты пресс-службы высшего должностного лица субъекта РФ
 5  Тексты законов и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности высшего должностного лица субъекта РФ
 6  Тексты нормативных и иных правовых актов, изданных высшим должностным лицом субъекта РФ
 7   Анонсы мероприятий с участием высшего должностного лица субъекта РФ, в том числе официальных визитов и рабочих поездок
 8  Сведения об итогах мероприятий с участием высшего должностного лица субъекта РФ, в том числе официальных визитов и рабочих поездок
 9   Тексты официальных выступлений и заявлений высшего должностного лица субъекта РФ
 10  Ежегодный отчет о результатах деятельности высшего должностного лица субъекта РФ
 11  Представление информации о деятельности высшего должностного лица субъекта РФ в понятном для граждан виде
 12  Порядок и время приема высшим должностным лицом субъекта РФ граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность
 13  Порядок рассмотрения высшим должностным лицом субъекта РФ обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность
 14  Контакты, по которым можно получить информацию справочного характера о приеме высшим должностным лицом субъекта РФ граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также порядке рассмотрения им обращений
 15  Обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления
 16  Возможность направить обращение высшему должностному лицу субъекта РФ через сайт (электронная приемная, интернет-приемная)
 17  Автоматическое уведомление о получении обращения с указанием его регистрационного номера и возможностью отслеживать статус поданного обращения
 18    Онлайн-прием граждан высшим должностным лицом субъекта РФ (во время пандемии COVID-19)
 19  Новостная лента
 20  Ссылки на аккаунты высшего должностного лица субъекта РФ в социальных сетях

Перечень параметров включает в себя как информацию (сведения о принимаемых решениях, официальные документы и.т.д.), так и функционал (возможность направить электронное обращение, онлайн-прием граждан и др.). Структурно-функциональный анализ позволяет в полной мере оценить качество информационного ресурса.

Каждый параметр обладает своим набором критериев, по которым оценивается качество представленной информации или же удобство функционала сайта, среди них:

1. Полнота, характеризующая достаточность объема размещенной на официальном сайте информации, для формирования целостного представления по соответствующему параметру. 

2. Актуальность, характеризующая степень частоты обновления информации на официальном сайте и сохранения ценности информации на момент ее анализа экспертами. 

3. Навигационная доступность, характеризующая удобство поиска размещенной на официальном сайте соответствующей параметру информации.

Этот подход позволяет оценить не просто наличие или отсутствие информации или какой-либо функции на сайте, но также проанализировать качество данных и удобство использования представленными инструментами.

Рейтинг построен на системе штрафов. Максимальная оценка интернет открытости — 100%. При отсутствии информации или функционала оценка снижается. Если информация есть, но она неполная, неактуальная или труднодоступна — оценка также снижается.

Данная методика применяется Проектным Центром «Инфометр» для оценки сайтов всех уровней (федеральные, региональный, муниципальный) и всех ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной) с 2010 года. С  полным текстом методики исследования можно ознакомиться на сайте «Инфометра».

Оценка проводилась при помощи АИС «Инфометр».

Основные результаты исследования

Средний уровень интернет-открытости российских губернаторов — 56,9%.

Первое место занял Андрей Травников (78,5%), второе — Владимир Солодов (77,7%), на третьем месте — Олег Кувшинников (77,1%).

Аутсайдерами рейтинга стали: Бату Хасиков (35,5%), Александр Евстифеев (36,4%) и Махмуд-Али Калиматов (37%).

У большинства губернаторов нет собственных сайтов, а информация о них представлена только в разделе на сайте РОИВ. Только треть глав российских регионов (31) имеют личные сайты*, которые позволяют разместить больше информации, организовать ее структурирование, облегчить поиск данных и внедрить функции, которых может и не быть на сайте РОИВ.

На сайтах лучше всего представлена базовая информация о губернаторах и их деятельности:

— Сведения о главе региона (100%); 

— Новостная лента (96,95%); 

— Тексты официальных выступлений и заявлений главы региона (92,25%).

Хуже представлена информация о процедуре приема граждан, рассмотрения обращений и другая информация:

— Тексты законов и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности высшего должностного лица субъекта РФ (68%); 

— Контакты, по которым можно получить справочную информацию о приеме главы региона (54,62%); 

— Анонсы мероприятий с участием губернатора (43,94%).

Однако наиболее низкие оценки имеет функционал сайтов и разделов губернаторов:

— Автоматическое уведомление о получении обращения с указанием его регистрационного номера и возможностью отслеживать статус поданного обращения (31,07%); 

— Онлайн-прием граждан высшим должностным лицом субъекта РФ (во время пандемии COVID-19) (10,33%).

Следует отдельно отметить глав регионов, которые в период пандемии коронавируса организовывали онлайн-приемы граждан или проводили прямые эфиры с ответами на вопросы, собранные в соцсетях: Иван Белозерцев, Александр Бурков, Андрей Воробьёв, Василий Голубев, Александр Гусев, Александр Дрозденко, Олег Кувшинников, Александр Осипов, Сергей Собянин, Владимир Солодов, Роман Старовойт, Радий Хабиров, Сергей Цивилёв.

Выводы

1. Информирование вместо коммуникации. Большинство губернаторов продолжают использовать персональные сайты и разделы на сайтах РОИВ как информационные, а не коммуникационные площадки. На сайтах представлена основная информация о губернаторе и его деятельности, однако более детальные сведения представлены реже. Функциональность большинства информационных ресурсов (формы обратной связи/возможность онлайн приема) также ограничена.

2. Низкий уровень персонализации. Большинство глав регионов (54) имеют только отдельный раздел на основном сайте РОИВ, что не позволяет раскрыть весь потенциал информационных площадок.

3. Формализм в подаче информации. На большей части ресурсов (45) используется инфографика и другие способы визуализации информации, однако в 40 регионах продолжают использовать исключительно текст, фото и видео материалы, которых зачастую бывает недостаточно для объяснения сложных властных решений, например, по вопросам регионального бюджета.

4. Слабая интеграция с социальными сетями. У половины губернаторов (42) на официальных сайтах и разделах на сайтах РОИВ отсутствуют ссылки на официальные аккаунты в соцсетях. Часть подобных кейсов можно объяснить отсутствием самих соцсетей, однако, согласно данным ЦПК за май 2020 года, у 71 губернатора есть страница в Instagram. На сайтах также отсутствуют формы для комментариев контента с авторизацией через социальные сети.

5. Риск потери контроля. Большинство губернаторов выбирают соцсети в качестве основных каналов коммуникации, однако они не позволяют реализовать весь необходимый инструментарий (официальные обращения, публикация больших объемов информации). Кроме того, как показывает недавнее удаление аккаунта Рамзана Кадырова в Instagram, отсутствие контроля за ресурсом чревато потерей всей информации, которая находилась на нем. В условиях нарастающей суверенитизации Рунета все больше глав регионов будут обращать внимание на создание собственных площадок.


*Учитывались только официальные сайты губернаторов, на которые есть ссылка с сайта РОИВ

**С подробными оценками по каждому главе региона можно ознакомиться в АИС "Инфометр"

Теги: интернет, соцсети, регионы, губернаторы, коммуникация

Другие материалы раздела

Пионеры интернет-выборов Пионеры интернет-выборов
от 21 Июля 2020

Совместный аналитический доклад Центра политической конъюнктуры и ВЦИОМ по итогам электронного голосования по поправкам в Конституцию

Говорящие сами с собой. Мэры как политические коммуникаторы Говорящие сами с собой. Мэры как политические коммуникаторы
от 17 Июля 2020

Рейтинг аккаунтов в Instagram глав городов-административных центов субъектов РФ.

Губернаторы – герои соцсетей (выпуск за июнь 2020) Губернаторы – герои соцсетей (выпуск за июнь 2020)
от 9 Июля 2020

Что россияне пишут о главах российских регионов в соцсетях.