Почему Киев вернулся к теме саммита «нормандской четверки»

от 23 Июня 2020

Власти Украины пытаются замаскировать отсутствие результатов.

В последнее время украинские официальные лица выступают в СМИ с заявлениями и комментариями о готовности ускорить подготовку к саммиту «нормандской четверки» на уровне лидеров, который, как предполагалась, должен был еще состояться в апреле. Так, в интервью канадскому изданию «The Globe and Mail» президент Зеленский заявил, что Киев будет предпринимать все необходимые усилия, чтобы саммит состоялся в «ближайшие месяцы».

Главным препятствием для встречи глав Германии, России, Франции и Украины является отсутствие какого-либо прогресса по решениям, принятым на последнем саммите «четверки» в Париже 9 декабря. Прежде всего, это согласование новых трех пунктов для разведения войск в Донбассе в дополнении к трем пунктам, в которых войска были разведены к декабрю прошлого года, а также инкорпорирование так называемой формулы Штайнмайера в украинский закон об особом статусе таким образом, чтобы условия вступления в силу автономии Донбасса соответствовали бы формуле.

Если первый вопрос находится в совместном ведении участников переговоров (он требует компромиссного решения Украины и республик), то второй зависит от украинской стороны и возлагает на нее всю основную работу (представители Киева должны представить, как будет выглядеть закон об особом статусе с правкой, соответствующей «формуле»).

Однако после парижского саммита украинские представители последовательно откладывали свой ход в решении этой последней политической проблемы. Киев пока открыто не вносил в Контактную группу своих предложений по закону, в котором была бы записана согласованная «формула Штайнмайера» (хотя соответствующие документы по инициативе украинской стороны уже начали обсуждаться в Минске) Кроме того, украинские официальные лица вновь стали акцентировать внимание на том, что Киев не будет закреплять постоянный особый Донбасса статус в украинской Конституции. Речь может идти только о правке закона об особом статусе, который с точки зрения России и республик не дает Донбассу твердых гарантий автономии, поскольку может быть отменен простым большинством Верховной Рады.

Актуализация Украиной в информационной повестке темы нового саммита означает, что она как минимум готова внести свои предложения по выполнению решений предыдущей встречи «четверки». Такое изменение позиции — когда Киев сначала затягивал имплементацию решений парижского коммюнике, а потом говорит о готовности к ускорению переговорного процесса — можно объяснить двумя причинами.

Во-первых, самое простое объяснение — это давление со стороны западных партнеров по «нормандскому формату». Если встреча «четверки» в этом году не состоится (и у России будут твердые аргументы, что в этом виновата Украина), это будет сильным ударом по тем надеждам на перезагрузку процесса мирного урегулирования, которые Берлин и Париж связывали с избранием нового украинского президента. Опыт прошлых переговоров победит оптимизм, связанный с ожиданиями от прихода новых лиц, и подтвердится, что проблема урегулирования конфликта лежит не в смене персоналий, а непримиримых подходах его участников к пониманию конфликта и оценки своих интересов в нем.

Во-вторых, украинскому президенту нужно объяснить, в первую очередь украинским избирателям, почему не сработал так называемый «план Зеленского». Он состоял в том, чтобы провести местные выборы в Донбассе одновременно с местными выборами на территории всей Украины 25 октября и таким образом восстановить суверенитет Киева над неподконтрольными территориями до конца года. Эта идея изначально рассматривалась Россией и республиками как абсолютно нереалистичная. Интеграция Донбасса объективно требует не только достижения согласия между сторонами конфликта по всем базовым принципам урегулирования, а также мельчайшим деталями, чтобы мирный процесс не остановился на одном из шагов и не стал обратимым, но и колоссальной работы как со стороны Украины, так и со стороны республик. Глубина противоречий и объем этой работы настолько велики, что это все нереально уместить в рамки одного года, даже при условии наличия «доброй воли» у всех участников.

Сейчас всем понятно, в том числе Украине, что никакие местные выборы в Донбассе по украинскому законодательству 25 октября уже состояться не могут — для это не создано абсолютно никаких условий. Но Зеленскому придется найти аргументы, почему надежды на мир в Донбассе в этому году оказались напрасными, при этом купируя возражения, что эти надежды были изначально либо результатом неискушенности команды в минском процессе, либо тактическим введением украинского избирателя в заблуждение.

Самым удобным объяснением, на которое можно ссылаться без потери лица, будет либо затягивание и соответственно максимально позднее проведение саммита «четверки» (поскольку все решается в «нормандском формате», всегда можно будет сказать, что «четверка» не успела подготовить выборы в Донбассе в октябре), либо срыв саммита в этом году, что также позволит списать изначально неудачный политических ход, сделанный в расчете на внутреннюю аудиторию, на неуступчивость России. Однако последняя линия поведения слишком рискованна для Украины, потому что вызовет непонимание со стороны Германии и Украины.

Олег Игнатов


Теги: Украина, Донбасс, Нормандский формат, Зеленский

Другие материалы раздела

Украинская ставка на Байдена Украинская ставка на Байдена
от 12 Августа 2020

Как повлияет смена администрации в Вашингтоне на конфликт в Донбассе.

Как усиливается «альтернативная реальность» в минских переговорах Как усиливается «альтернативная реальность» в минских переговорах
от 5 Августа 2020

Украинская сторона продолжает придумывать удобный для себя вариант разрешения конфликта.

Лукашенко перестал быть незаменимым для России Лукашенко перестал быть незаменимым для России
от 4 Августа 2020

О политическом будущем действующего президента.