Потребление услуги Такси

от 16 октября 2020

ТАКСИ ВЫЗЫВАЛИ?

Повышение с 15 декабря текукщего года стоимости платной парковки в центре Москвы стало не только причиной протеста москвичей против политики ограничения пользования личным автотранспортом, проводимой мэром Москвы Собяниным и его заместителем Ликсутовым, но и возможной проблемой, смогут ли, в первую очередь, такси и каршеринг стать достойной их альтернативой. В трендах рынка такси разбирались специалисты Центра политической конъюнктуры.

Увеличение доли агрегаторов сделало такси доступным большему количеству потребителей. Например, средний чек на поездку в такси в Москве в 2015 году (по данным исследования Центра политической конъюнктуры) составлял 625 руб., а в 2018 году - лишь 449 руб. (данные Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры за 2 квартал 2018 года).

Классические таксопарки вытесняются компаниями-агрегаторами, а сами агрегаторы объединяются. В 2017 г. произошло слияние Fasten Russia (работает под брендами «Сатурн» и RedTaxi) и RuTaxi (бренды «Лидер», «Везёт»), в результате чего была создана группа компаний «Везёт», а также объединили бизнес такси-сервисы Яндекс.Такси и Uber.

По данным аналитического центра при правительстве России, в 2017 году в целом агрегаторы занимали только 32,8% рынка такси в России, оставшаяся доля приходится на традиционный рынок офлайн-заказа. Но при этом надо иметь в виду, что в Москве популярность агрегаторов значительно выше, чем в регионах.

На основании исследования, проведенного Центром политической конъюнктуры в Москве, чаще всего услугами такси москвичи пользуются, когда необходимо попасть в центр города, чтобы не пользоваться платными парковками (51%), что свидетельствует об эффективности программы внедрения платных парковок Сергеем Собяниным, направленной на снижение поездок на личном автомобиле. Также достаточно эффективной оказывается разрешение мэрии Москвы пользоваться такси выделенными для общественного транспорта полосами - 48% москвичей пользуются такси, если опаздывают и пытаются сэкономить время.

ПРИЧИНЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКСИ

Большинство респондентов (67%) пользуются такси нерегулярно - лишь 1-2 раза в месяц, 24,5% - 1 раз в неделю, 7% - несколько раз в неделю и только 1,2% - ежедневно. Очевидна разница частоты использования такси людьми с более высоким достатком – ежедневно и несколько раз в неделю они пользуются такси более, чем в 2 раза чаще, чем в среднем по опросу.

ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКСИ

Любопытно, что даже в Москве большинство людей предпочитают заказывать такси по старинке - с помощью телефона. Однако люди в возрасте до 35 лет более активно используют мобильные приложения: 61% среди них использует для заказа такси приложение в смартфоне. Заказ такси через сайт не столь популярен.

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ЗАКАЗА

Возможной причиной высокой доли заказов по телефону является тот факт,  что немного москвичей пользуются такси регулярно, а для разовых поездок далеко не всем хочется устанавливать и настраивать приложения. Поэтому компании, предлагающие кроме мобильного приложения и возможность сделать заказ по телефону, остаются в лидерах.

Наиболее важными критериями выбора такси для потребителей являются доступная цена, скорость подачи автомобиля и удобство заказа. При этом для клиентов разных служб такси значимость этих критериев различна. Для клиентов «Яндекс.Такси» и Uber на первом месте стоит доступная цена, для клиентов «Везёт» и Gett цена уходит на 2-е место, а на 1-м месте появляется скорость подачи автомобиля.

ПРИЧИНЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ БРЕНДОМ

В ходе опроса респонденты выбирали определения, которые лучше всего отражают их мнение о компаниях, предоставляющих услуги такси в Москве. Основной характеристикой всех исследуемых брендов (компаний-агрегаторов) была выбрана легкость заказа.

Средний возраст пользователя такси составляет 39 лет. Доля молодежи 18-25 лет лишь 16,6% (молодежь больше предпочитает каршеринг).

Среди клиентов такси женщин больше, чем мужчин (доля женщин составляет 59,5%). Большинство пользователей являются семейными людьми (68%). 30% имеют детей в возрасте до 12 лет, при этом дети до 7 лет есть у 23% клиентов.

Большинство клиентов такси имеют высшее образование (58%).  С точки зрения социального статуса преобладают специалисты разного вида (как технические специалисты, так и квалифицированные специалисты, относящиеся к категории основного персонала компаний) (57%). В основном это люди с доходом от 30 до 80 тыс. руб. на 1 члена семьи (79%).


По мнению экспертов, тенденция отказа от пользования личными автомобилями продолжит усиливаться, поэтому в будущем рынок такси, как и каршеринга, будет развиваться стремительными темпами, в том числе и с технологической точки зрения.


Алексей Харь, директор Департамента социологических и маркетинговых исследований Центра политической конъюнктуры

Другие материалы раздела